ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Становление экологического образования детей 7
1.2. Особенности формирования знаний о природе у детей
дошкольного возраста 14
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий для
формирования знаний о природе у дошкольников 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 33
2.1. Уровень сформированности знаний о природе у детей на
начальном этапе исследования 33
2.2. Внедрение педагогических условий для формирования знаний
о природе 39
2.3. Анализ сформированности знаний о природе у дошкольников
на начальном этапе исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность. Земля - это часть нашего маленького, красивого и единственного дома, надежного космического корабля, в котором человек должен быть хозяином. Понятно, что люди должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками разумного преобразования природы. Люди не могут не изменять природу, но они могут и должны перестать изменять ее необдуманно и безответственно, не учитывая требований экологических законов. Гуманное отношение ко всему живому важно обращать внимание как к значимой части образования дошкольников, особенно для детей старшего дошкольного возраста.
Между людьми и окружающей их средой устанавливаются различные связи и отношения, дающие возможность жить человеку как естественному и общественному существу. Человеческое отношение к природе - это отношение любви, которая освещает жизнь высшим и духовным смыслом.
Перед педагогами стоят важные задачи: формирование у старших дошкольников бережного отношения к природе, экологическое сознание, сосредоточенное на отсутствие противопоставления человека и природы. Главной задачей такого образования будет воспитание у детей дошкольного возраста продвинутого личного отношения к природе как жизненно важного, а также понимание ребенком места в природе и роли в ее сохранении и сохранении.
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. Дети развивают способность концентрировать внимание на предметах непосредственного окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать простейшие причинно-следственные связи, анализировать те или иные свойства объектов.
По мнению ученых В. П. Арсентьева, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, И. А. Гайдурова, содержание экологического образования следует рассматривать как единый объект (живые организмы) и комплексному использованию природных сообществ (лес, луг, водоем, парк).
Такие ученые, как Г. М. Казанцева, Л. П. Разбегаева, А. Н. Щуркова изучены концептуальные подходы к образованию детей из существенных отношениях. В работах этих авторов сформулированы цели, принципы, значение, охарактеризованы содержание и методические условия формирования экологического образования детей.
В педагогике отношения понимаются как позитивные отношения личности к системе ценностей, принятых в обществе и регулирующих поступки человека. Ключевое слово в данном определении - фразы «позитивное отношение», эмоциональная сфера старшего дошкольного ребенка является важнейшей частью его развития. Проблема воспитания детей представляется средствами природы в истории педагогической мысли. Гуманистические подходы к организации взаимодействия детей с окружающей средой освещены в работах Ж. - Ж. Руссо, Я. А. Коменский, Ф. А. Дистервега И. Г. Песталоззи, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Степени готовности находится на высоком уровне. Такие выдающиеся ученые, как Л. С. Выготский, А. Н.Захлебный, В. Ф. Базарнов, Л. Балаценко, Л. Бобылева, С. А. Веретенникова, посвятили этой теме труды.
На современном этапе развития проблема расширила и углубила возможности ее решения в образовательной практике. Так, значительный вклад в философское осмысление единства человека и природы принадлежит А. А. Вахрушеву, В. Ф. Базарному, И. И. Брехману, А. А. Плешакову, Л. Г. Татарникова.
Психолого-педагогические аспекты взаимодействия личности и природы в контексте формирования отношения к окружающей среде раскрыты в работах С. О. Авчинникова, Е. В. Воронина, Г. А. Кураева, Т. Ю. Никифоров, В. А. Ясвина. Формирование бережного отношения к природе приобретает особое значение в дошкольном возрасте, когда закладывается основа бережного отношения ребенка к миру, формируется основа его личной культуры (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская и др.).
Проблема исследования: невозможно формирования знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования без выявления и создания необходимых педагогических условий.
Актуальность данной темы, ее значимость для педагогической теории и практики, а также обозначенная проблема обусловили выбор темы нашего исследования «Педагогические условия формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования».
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования и опытно - поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования - процесс экологического образования дошкольников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования знаний о природе у дошкольников.
Задачи исследования.
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста, рассмотреть современное экологическое образование в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
2. Определить особенности формирования знаний о природе дошкольников.
3. Выявить условия формирования знаний о природе у дошкольников.
4. Проанализировать сформированные знания о природе на начальном этапе опытно-поисковой работы.
5. Охарактеризовать процесс созданных педагогических условий формирования знания о природе у дошкольного возраста в ДОУ.
6. Провести анализ сформированности знания о природе у дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Формирование знаний о природе будет эффективным, если будут созданы следующие педагогические условия: применяться разработанный цикл наблюдений и реализовываться метод моделирования.
Теоретико-методологическими основаниями и источниками исследования являются: положения культурно-исторической психологии развития личности (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов и др.), игра как феномен культуры (Д. Б. Эльконин, В. Я. Суртаев, И. Хейзинга).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 385.
Методы исследования. В работе использовался комплекс теоретических, психодиагностических и интерпретационных методов современной психологической науки, в том числе методы теоретического анализа и синтеза, интерпретации результатов исследований.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы в количестве 53 источника.
В современном мире проблема взаимодействия природы и человека наиболее стоит наиболее остро, состояние окружающей среды вызывает тревогу в обществе. В связи с этой проблемой наиболее актуальным в деятельности воспитателя необходимы изменения. Несмотря на усиление экологической направленности содержания образования знания, умения и навыки не становятся лично значимыми. Недостаточное внимание к целенаправленному формированию знаний о природе в детских садах является причиной этого. Воспитатели сталкиваются с основными трудностями и их основными задачами становятся: сформировать знания о природе, экологического сознания личности, ориентированной на отсутствие противопоставления человека и природы. Также основная задача - формирование личного отношения к природе как жизненно важное значение, осознание ребенком своего места в природе и роли в ее сохранении.
Экологическое образование как важный компонент мировоззрения, детей старшего дошкольного возраста является продуктом экологического образования и воспитания направлены на понимание того, что личное благополучие, здоровье и существование человечества находятся в прямой зависимости от экологического состояния окружающей среды вокруг него. Мы пришли к выводу, что успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива в организации экологически направленной деятельности детей.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую и специальную литературу по исследуемой проблеме, мы установили, что старший дошкольный возраст - оптимальный период для формирования знания о природе, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционального и чувственного способа освоения окружающего мира свойств и качеств личности, которые определяют ее сущность в будущем интенсивно создается.
Проведенная работа по анализу процесса формирования знаний о природе в процессе экологического образования детей дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы:
1. Знания о природе необходимо начать формирование с представлений у детей дошкольного возраста, которые отражают связи и объективно существующих в природе и взаимозависимости. То есть, идея природы должна иметь тот же интегративный характер, что природа.
2. В опытно-поисковой работе может занять должное место доступность детей старшего дошкольного возраста, формирования знаний о природе в процессе экологического образования.
3. Эффективность формирования знаний о природе способствуют педагогические условия. Наиболее значимыми из них являются: применение циклических наблюдений и применения метода моделирования.
Опытно-поисковая работа показала, что наиболее эффективно процесс формирования смысловых отношений у детей старшего дошкольного возраста к природе происходит при использовании методов наблюдения и моделирования, обеспечивающих приобщение детей старшего дошкольного возраста к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового, неизвестного ему ранее, в котором необходимо личности для реализации ее внутреннего потенциала удовлетворен.
Таким образом, в выпускной квалификационной работе мы выявили и подтвердили эффективность основных педагогических условий повышения формирование знаний о природе в процессе экологического образования у детей старшего дошкольного возраста.
Этот вывод подтверждает гипотезу работы:
Формирование знаний о природе будет эффективным, если созданы следующие педагогические условия: применены разработанный цикл наблюдений и реализован метод моделирования.
Эта работа не претендует на полноту и завершенность опытно-поисковой работы. Процесс формирования знаний о природе достаточно длительный, и в свете внедрений образовательных стандартов в процесс образования и новых технологий и методов в систему обучения дошкольных образовательных учреждений должен совершенствоваться и меняться.
1. Акимова, Т. Д. Экология [Текст] /: учеб. для вузов. / Т. Д. Акимова. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 430 с.
2. Базарнов, В. Ф. Экскурсия как форма экологического образования. [Текст] / В. Ф. Базарнов - Томск, 1997. - 65 с.
3. Бианки В. В. Первая телеграмма из лесу : [Электронный ресурс] - URL: http://russkay-literatura.net/proizvedeniya-dlya-detej-ot-8-let/220-pervaya-telegramma-iz-lesu-v-v-bianki.html (дата обращения 19.11.2017).
4. Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой [Текст] / А.П. Букин - М.: Просвещение, 2014. - 114 с.
5. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу [Текст] /
А.И. Васильева - Минск, 2006. - 297 с.
6. Вахрушев, А. А. Экологическое образование - гарантия будущего для человека [Текст] / А. А. Вахрушев // Начальная школа плюс до и после. -
2013.- № 11. - С. 25-26.
7. Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] /: учеб. пособие / Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. - М. : Просвещение, 1993. - 128 с.
8. Геккель, Э. Общая морфология организмов [Текст] / Э. Геккель. - М. : 1999, С. 15.
9. Горелов, А. А.Экология [Текст] : учеб. для вузов. / А. А. Горелов. - М.: Академия, 2014. - 400 с.
10. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное образование российских школьников [Текст] / А.Я. Данилюк // Педагогика. - 2012. - № 4. - С. 55.
11. Дежникова, Н. С. [и др.]. Образование экологического образования у детей и подростков [Текст] : экол. занятия, сюжет.-ролевые игры, сценарии лит.-экол. праздников / Н. С. Дежникова [и др.]. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 63 с.
12. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. - 460 с.
13. Дзятковская, Е. Н. Психологические проблемы школьного экологического образования [Текст] / Е. Н. Дзятковская // Гуманитарный вектор. - 2014. - № 1 (37) - С. 125.
14. Запольский, А. К., Салюк А. И. Основы экологии [Текст] /
A. К. Запольский, А. И. Салюк. - Киев: Высшая школа, 2011 - 42 с.
15. Захлебный, А. Н. Общее экологическое образование: единство целей и принципов реализации [Текст] / А.Н. Захлебный // Сов. педагогика. - 1984. - № 9. - С. 16-21.
16. Кириллова, З. А. Экологическое образование и образование школьников в процессе изучения природы [Текст] / З. А. Кириллова // Начальная школа. — 1989. - № 5. - С. 25-26.
17. Клепинина, З. А. Развитие экологической грамотности учащихся [Текст] / З. А. Клепинина // Начальная школа. - 2011. - № 1. - С. 93-95.
18. Комов, С. В. Введение в экологию: десять общедоступных лекций [Текст] : учебное пособие / С. В. Комов. - Екатеринбург: УрГУ, 2008. - 82 с.
19. Кондратьева, Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы» [Текст] / Н.Н. Кондратьева. - СПб., 2012. - 260 с.
20. Коробкин, В. И. Экология [Текст] / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский— Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 473 с.
21. Корнилова, В. М. Экологическое окно в детском саду [Текст] /
B. М. Корнилова. - М.:ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
22. Королева, А. Земля - наш дом [Текст] / А. Королева ; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. // Дошкольное образование. -2014.- № 10. - с. 34-36.
23. Кузнецов, В. Н. Программы: Экология [Текст] / В. Н. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2013. - 176 с.
24. Куликова, Т. А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Куликова. - М.: Просвещение, 2015. - 54 с.
25. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] /: В 2 т. Т. 1. / А. Н. Леонтьев. - М., 2015. 392 с.
26. Кузнецов, В. Н. Программы: Экология [Текст] / В. Н. Кузнецов - М.: Просвещение, 2006.- 176 с.
27. Лисенко, Н. В. Практическая экология для детей [Текст] / Н. В. Лисенкою - Ивано-Франковск.: Версия, 2009 - 127 с.
28. Лось, В. А. Экология [Текст] : учебник / В. А. Лось. - М.: Экзамен, 2006. - 520 с.
29. Мир открытий: Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2012. - 115 с.
30. Миронов, А. В. Экологическая составляющая нового образовательного стандарта [Текст] / А.В. Миронов // Начальная школа. -2011.- № 2. - С. 48-51.
31. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. П. Молодова. - М.: ЦГЛ, 2014. - 190 с.
32. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для вузов / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2006. - 453 с.
33. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст] :
пособие для воспитателя детского сада / М. М. Марковская. -М.: Просвещение, 2014. - 160 с.
34. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцева. - М.: Просвещение,2012.- 240 с.
35. Мир природы и ребенок: Методика экологического образования дошкольников [Текст] / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцева.
- СПб.: Детство-пресс, 2013. - 319 с.
36. Мы. Программа экологического образования детей [Текст] / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2013. - 240 с.
37. Николаева, С. Н. Общение с природой начинается с детства [Текст] / С. Н. Николаева. - Пермь, 1994. - 89 с.
38. Николаева, С. Н. Методика экологического образования дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. / С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2013. - 184 с.
39. Николаева, С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и образования детей [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное образование. - 2012. - № 9. - с. 52-64.
40. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой [Текст] / С. Н. Николаева. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 38 с.
41. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. /
С. Н. Николаева - М.: Академия, 2012 - 336 с.
42. Николаева, С. Н. Теоретические предпосылки использования игры в экологическом воспитании детей [Текст] / С. Н. Николаева. - М.: Новая школа. 1996. - 270 с.
43. Новый словарь методических терминов и понятий: [Электронный ресурс] - URL: http://methodological_terms.academic.ru(дата обращения 10.09.2017).
44. Основы экологии [Текст] : учеб. пособие / под. ред. Е. В. Некос. — Донецк: ДонГАУ, 2009.— 459 с.
45. Петрицкий, В. А. Экологизация морали и этика [Текст] / В. А. Петрицкий // Философские науки. -1990. - №5.- С. 103-106.
46. Рекомендации организаторам экологических игр [Текст] / сост. О. В. Шишкина. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. - 120 с.
47. Современный словарь по педагогике [Текст] / сост. Е. С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2001. - 570 с.
48. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: [Электронный ресурс] - URL: http://base.garant.ru/70512244/(дата обращения 10.09.2017).
49. Экология. Творчество. Дети [Текст] / сост. А. А. Александров // Я вхожу в мир искусств. - 2010. - № 10. - С. 19-21.
50. Эльконин, Д. Б. Психология развития [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Д. Б. Эльконин. - М., 2011. - 296 с.
51. Экологическое и эстетическое образование дошкольников [Текст] / под ред. Л. П. Печко. - М., 2014. - 38 с.
52. Экологический энциклопедический словарь [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. - М.: Ноосфера, 2012. - 55 с.
53. Юный эколог [Текст] : программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении / под ред. С. Н. Николаевой. - М.: Просвещение, 2012. - 82 с.