Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Средства формирования у детей дошкольного возраста временных представлений

Работа №99382

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1 Понятие времени, чувства времени 7
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста 14
1.3 Анализ программ ДОУ по разделу «Временные представления» 19
1.4 Средства формирования у детей дошкольного возраста
временных представлений 26
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 45
2.1 Изучение начального уровня сформированности временных
представлений у детей среднего дошкольного возраста 45
2.2 Описание опыта работы по формированию временных
представлений у детей среднего дошкольного возраста 51
2.3 Итоговая диагностика уровня сформированности временных
представлений у детей среднего дошкольного возраста 61
Выводы по второй главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 94


Актуальность исследования. Временные представления являются неотъемлемыми компонентами образа мира. Все психические процессы также имеют временные координаты, на что указывают многие исследователи Айрапетов Р.Г., Абульханова К.А., Зимина С.В. и др. Так, Ю.К. Стрелков убедительно показывает, что готовность человека к деятельности определяется особенностями специфики и сформированности временных представлений.
Сознательная деятельность человека совершается во времени и не может совершаться вне его, каким бы ни был характер деятельности. Деятельность невозможно раскрыть и понять, минуя временные термины. Время - форма бытия и деятельности человека. Ю.К. Стрелков пишет, что в психологии понятие «время» необходимо. Оно естественно, легко входит в ряд основных понятий. «Время» - фундаментальная характеристика любого процесса: в его структуре (в отнесенности к упорядоченности внешнего мира) и в его течении, движении они соотносимы с процессами во всем внешнем мире.
Исследование специфики формирования у детей временных представлений имеет как практическую значимость (служит прогнозом для выполнения любой сознательной деятельности), так и позволяет понять процессы и закономерности развития человека и культуры в целом.
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (причинах и следствиях времени, движении и покое, и др.)
Формирование у дошкольников временных представлений должно идти на основе наблюдений о суточном цикле, о режиме дня, о временах года. Если ребёнок ходит в дошкольное образовательное учреждение, то задача облегчается наличием единого режима дня и расписания занятий.
Временные представления формируют с использованием средств наглядности: красочного настенного календаря по временам года, перекидного календаря, часов со стрелками.
Исследования представлений ребенка о времени проводились, как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане. и др.), так и в отечественной психологии и педагогике (К. А.Абульханова-Славская, Е. А.Головаха, А.А. Кроник, А. А. Люблинская Т .Д. Рихтерман и др.), однако их сравнительно немного, а различия в подходах ученых делают довольно затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.
Актуальность темы исследования определяется тем, что детям уже в дошкольном возрасте жизненно важно научиться, самим ориентироваться во времени: измерять время, определять, (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять ритм и темп своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, пунктуальность, самостоятельность необходимых ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе.
Цель исследования: выявить и описать средства формирования у дошкольников временных представлений.
Объект исследования: процесс формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства формирования у детей среднего дошкольного возраста временных представлений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению категории «время». 
3. Раскрыть специфику ознакомления детей со временем в различных возрастных группах.
4. Провести анализ программ ДОУ по разделу «Временные представления».
5. Раскрыть средства формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.
6. Провести опытно — поисковую работу по формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретической и методологической основой исследования послужили положения общей психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.), концепция «образа мира» А.Н. Леонтьева.
Для решения поставленных задач были выбраны исследовательские методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, эксперимент, наблюдение.
База исследования: МАДОУ № 3 г. Североуральска Свердловской области.
Практическая значимость: материалы исследования, а именно разработанный комплекс мероприятий, конспекты НОД, дидактические игры, диагностический материал, которые могут быть использованы воспитателями ДОУ.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В списке использованной литературы 45 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Понятие «время» употреблялось и употребляется с давних времен почти всеми популярными цивилизациями. Под периодом понимается свойство вещественных процессов иметь конкретную продолжительность, следовать друг за другом в конкретной очередности и развиваться по этапам и стадиям.
Ощущение времени играет весомую роль при ориентации человека в находящемся вокруг мире и содействует его привыканию во всевозможных ситуациях. Ощущение времени - способность к конкретной верной оценке времени; у животных чувство времени совпадает с безотчетным ощущением натурального ритма их жизни. У человека оно является побочным продуктом индустриализма, итогом нескончаемого вытеснения времени в подсознательное. Ощущение времени считается необходимой чертой психологической деятельности человека. Оно определяет степень ориентированности человека в находящемся вокруг мире и находится в зависимости как от наружных моментов, например от индивидуальностей, свойственных самому человеку.
В дошкольном возрасте происходят важные конфигурации буквально во всех психологических процессах. Для дошкольников становится увлекательным не только лишь новый предмет сам по себе, но и его внутреннее содержание, назначение и вероятность использования. Процесс восприятия делается довольно трудным. Для сенсорного становления дошкольника важны такие виды деятельности, как рисование, лепка, танцы, дидактические игры и др. У дошкольников совершается наращивание размера внимания; увеличивается стабильность внимания; вырабатывается произвольное внимание. Для детей характерно придумывание несуществующих слов, которые появляются по эталону тех слов, которые ребенку известны.
Главным мотивом, активизирующим желание дошкольника вступать в общение с взрослым, считается содержательность общения. В отношениях дошкольника с ровесниками зарождается надобность играть с другими ребятами, воплотить в жизнь совместно различные задания.
Сведения о времени укрепляются и устанавливаются на всем протяжении присутствия дошкольников в детском саду, но ведущей значимостью преобладают занятия по математике.
Анализ программ ДОУ по разделу «Временные представления» позволил сделать вывод о том, что собственно формирование временных представлений - это одна из сторон математического развития детей. Анализ действующих программ («Детство», «Радуга», «От рождения до школы», «Развитие+» и др.) показал, что в основном у ребят вырабатываются надлежащие представления, связанные с частями суток, днями недели, временами года, календарем, часами, с ощущением времени. Программы предполагают составление критерий, а именно, используется моделирование, в частности, модель поочередного ряда и др. для определения детьми временной очередности при планировании и организации личной работы (рассматривание явления, объекта, картины, выполнения операций в трудовой, спортивной и иной деятельности).
Целью работы было обнаружить особенности формирования у дошкольников временных представлений в процессе игровой деятельности.
Проведено исследование на базе: МАДОУ№3 г. Североуральска, Свердловской обл., включавшее в себя: организацию и тест занятий по формированию временных представлений дошкольников в процессе игровой деятельности, показавшее эффективность применения игр и упражнений при формировании временных представлений детей дошкольного возраста.
Сопоставление итогов констатирующего и контрольного экспериментов демонстрирует динамику значения сформированности временных представлений детей. В ходе изучения были решены все поставленные задачи, выдвинутая гипотеза подтвердилась.



1. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни [Текст] / К.А. Абульханова. - М: Алетейя, 2011. - 304 с.
2. Айрапетов,Р.Г. — Индивидуальное время личности. Исторические, философские и медицинские аспекты [Текст] / Р.Г. Айрапетов, С.В. Зимина. - М: МИА, 2013. - 200 с.
3. Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных
математических представлений в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Н.А. Арапова - Пискарева.- М: Мозаика-Синтез, 2009. - 112 с.
4. Бабаева, Т., Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. Бабаева, А. Гогоберидзе - М.: Детство-Пресс, 2011.- 528 с.
5. Бабаева, Т.И. Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцев и др. — СПб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.
6. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. - М: Владос, 2014. - 400 с.
7. Блехер, Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Ф. Блехер // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. - С. 14-23.
8. Булычева, А.И. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» [Текст] / А.И. Булычева [Электронный ресурс]. - URL: http://www.firo.ru/?page id=11684(дата обращения 27.07.17)
9. Бушов, Ю. В. Интеллект и восприятие времени [Текст] / Ю. В. Бушов, М. В. Светлик // Вестник Томского государственного университета. Биология. - 2014. - №3. - С. 158-175
10. Веракса, Н.Е. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.
Васильева [Электронный ресурс]. - URL:http://www.firo.ru/?page id=11684(дата обращения 27.07.17)
11. Гендрякова, М. Время в зеркале детской игры [Текст] / М. Гендрякова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №1. - С. 80-81.
12. Головаха, Е.А. Психологическое время личности [Текст] / Е.А. Головаха, А.А. Кроник.- М: Смысл, 2012. - 272 с.
13. Дыбина, О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ [Текст] /О.В. Дыбина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 112 с.
14. Зубова, Л. В. Особенности восприятия времени: многогранность проблемы [Текст] / Л.В. Зубова, А.В. Рыжухин // Фундаментальные исследования. - 2014. - №10. - С.77-82
15. Игнатьева, Ю. Календарь «Круглый год» [Текст] / Ю. Игнатьева, М. Зайнутдинова // Дошкольное образование. - 2006. №17. - С. 3.
16. Ильинская, Е. А. Эволюция психологического восприятия времени[Текст] / Е.А. Ильинская // Человек и образование. - 2011. - № 4. - С.144-148
17. Кашапов, Р. Практическая психология для родителей или Педагогика взаимности [Текст] / Р. Кашапов. - М.: Аст-Пресс, 2004. - 320с.
18. Кларина, Л.М. Познавательное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии[Текст] / Л.М. Кларина. - М.: Мозаичный ПАРК, 2015. 128 с.
19. Коротовских, Л.П. Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста[Текст] / Л.П. Коротовских. - М: Детство-Пресс, 2011. - 224 с.
20. Лебеденко, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников[Текст] / Е.Н. Лебеденко. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 80с.
21. Леонтьев, A. H. Избранные психологические произведения[Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 392 с.
22. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] / А. А. Люблинская. - М., 1977. - 173с.
23. Маханева, М. Д. Математическое развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие[Текст] / М.Д. Маханева. - М: Сфера, 2012. - 64 с.
24. Михайлова ,З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова. - М: Центр педагогического образования, 2014. - 64 с.
25. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Детство-Пресс, 2005. - 94с.
26. Носова, Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников [Текст] / Е.А. Носова. - М: Детство-Пресс, 2013. - 128 с.
27. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ООО ИТИ Техноложи, 2006. - 944с.
28. Петерсон, Л.Г. Образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» [Текст] / Л.Г. Петерсон, И.А. Лыкова [Электронный ресурс]. - URL:http://www.firo.ru/?page id=11684(дата обращения 27.07.17)
29. Прейс, Р. В. Создание предметно-развивающей среды в групповом помещении [Текст] / Р.В. Прейс // Дошкольная педагогика. - 2007. - №5. - С. 14-15.
30. Поддьяков, Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Н. Поддьяков. - СПБ: Речь, 2010. - 144 с.
31. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Д. Рихтерман. - М: Просвещение, 1991. - 48 с.
32. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических
представлений у дошкольников [Текст] / под ред. А.А. Столяра. - М.:
Просвещение, 1988. - 304 с.
33. Тарабарина, Т. И. Детям о времени [Текст] / Т.И. Тарабарина. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240с.
34. Теплюк, С. Весенняя прогулка с малышом [Текст] / С. Теплюк. - М.: Издательство Скрипторий, 2004. - С. 78-81.
35. Теплюк, С. Прогулки зимой [Текст] / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 2002. - №2. - С. 92-96.
36. Тулькибаева, Н.Н. Педагогическая энциклопедия: актуальные
понятия современной педагогики [Текст] / Н.Н. Тулькибаева, Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. дом «Восток», 2013. - 346 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО
(приложение к Приказу Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") [Электронный ресурс].- URL:
http://www.consultant.ru. (дата обращения 27.07.17)
38. Хэммонд, К. Искаженное время. Особенности восприятия времени
[Текст] / К. Хэммонд. - М: Гаятри, 2012. - 368 с.
39. Чудинов, Э. М. Философские проблемы современной физики. Теория относительности и космология [Текст] / Э.М. Чудинов. - М: Либроком, 2010. - 136 с.
40. Шалимова, Т. Время в этюдах[Текст] / Т. Шалимова // Обруч. - 2006. - №6. - С. 19-21.
41. Шевердинова, М. Зимняя улица движения[Текст] / М. Шевердинова // Обруч. - 2006. - №6. - С. 22-24.
42. Щербаков, Е. Формирование временных представлений [Текст] / Е. Щербаков, О. Фунтикова// Дошкольное воспитание. - 1988. - №3. - С. 14-18.
43. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Academia, 2011. - 384 с.
44. Якобсон,С. Г. Радуга. Примерная основная образовательная
программа дошкольного образования [Текст] / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова. - М: Просвещение, 2014. - 240 с.
45. Яфальян, А. Как стать Хозяином Времени [Текст] / А. Яфальян, О. Дрень // Обруч. - 2006. - №6. - С. 17-18.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ