Средства формирования у детей дошкольного возраста временных представлений
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1 Понятие времени, чувства времени 7
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста 14
1.3 Анализ программ ДОУ по разделу «Временные представления» 19
1.4 Средства формирования у детей дошкольного возраста
временных представлений 26
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 45
2.1 Изучение начального уровня сформированности временных
представлений у детей среднего дошкольного возраста 45
2.2 Описание опыта работы по формированию временных
представлений у детей среднего дошкольного возраста 51
2.3 Итоговая диагностика уровня сформированности временных
представлений у детей среднего дошкольного возраста 61
Выводы по второй главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 94
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1 Понятие времени, чувства времени 7
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста 14
1.3 Анализ программ ДОУ по разделу «Временные представления» 19
1.4 Средства формирования у детей дошкольного возраста
временных представлений 26
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 45
2.1 Изучение начального уровня сформированности временных
представлений у детей среднего дошкольного возраста 45
2.2 Описание опыта работы по формированию временных
представлений у детей среднего дошкольного возраста 51
2.3 Итоговая диагностика уровня сформированности временных
представлений у детей среднего дошкольного возраста 61
Выводы по второй главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 94
Актуальность исследования. Временные представления являются неотъемлемыми компонентами образа мира. Все психические процессы также имеют временные координаты, на что указывают многие исследователи Айрапетов Р.Г., Абульханова К.А., Зимина С.В. и др. Так, Ю.К. Стрелков убедительно показывает, что готовность человека к деятельности определяется особенностями специфики и сформированности временных представлений.
Сознательная деятельность человека совершается во времени и не может совершаться вне его, каким бы ни был характер деятельности. Деятельность невозможно раскрыть и понять, минуя временные термины. Время - форма бытия и деятельности человека. Ю.К. Стрелков пишет, что в психологии понятие «время» необходимо. Оно естественно, легко входит в ряд основных понятий. «Время» - фундаментальная характеристика любого процесса: в его структуре (в отнесенности к упорядоченности внешнего мира) и в его течении, движении они соотносимы с процессами во всем внешнем мире.
Исследование специфики формирования у детей временных представлений имеет как практическую значимость (служит прогнозом для выполнения любой сознательной деятельности), так и позволяет понять процессы и закономерности развития человека и культуры в целом.
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (причинах и следствиях времени, движении и покое, и др.)
Формирование у дошкольников временных представлений должно идти на основе наблюдений о суточном цикле, о режиме дня, о временах года. Если ребёнок ходит в дошкольное образовательное учреждение, то задача облегчается наличием единого режима дня и расписания занятий.
Временные представления формируют с использованием средств наглядности: красочного настенного календаря по временам года, перекидного календаря, часов со стрелками.
Исследования представлений ребенка о времени проводились, как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане. и др.), так и в отечественной психологии и педагогике (К. А.Абульханова-Славская, Е. А.Головаха, А.А. Кроник, А. А. Люблинская Т .Д. Рихтерман и др.), однако их сравнительно немного, а различия в подходах ученых делают довольно затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.
Актуальность темы исследования определяется тем, что детям уже в дошкольном возрасте жизненно важно научиться, самим ориентироваться во времени: измерять время, определять, (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять ритм и темп своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, пунктуальность, самостоятельность необходимых ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе.
Цель исследования: выявить и описать средства формирования у дошкольников временных представлений.
Объект исследования: процесс формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства формирования у детей среднего дошкольного возраста временных представлений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению категории «время».
3. Раскрыть специфику ознакомления детей со временем в различных возрастных группах.
4. Провести анализ программ ДОУ по разделу «Временные представления».
5. Раскрыть средства формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.
6. Провести опытно — поисковую работу по формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретической и методологической основой исследования послужили положения общей психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.), концепция «образа мира» А.Н. Леонтьева.
Для решения поставленных задач были выбраны исследовательские методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, эксперимент, наблюдение.
База исследования: МАДОУ № 3 г. Североуральска Свердловской области.
Практическая значимость: материалы исследования, а именно разработанный комплекс мероприятий, конспекты НОД, дидактические игры, диагностический материал, которые могут быть использованы воспитателями ДОУ.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В списке использованной литературы 45 источников.
Сознательная деятельность человека совершается во времени и не может совершаться вне его, каким бы ни был характер деятельности. Деятельность невозможно раскрыть и понять, минуя временные термины. Время - форма бытия и деятельности человека. Ю.К. Стрелков пишет, что в психологии понятие «время» необходимо. Оно естественно, легко входит в ряд основных понятий. «Время» - фундаментальная характеристика любого процесса: в его структуре (в отнесенности к упорядоченности внешнего мира) и в его течении, движении они соотносимы с процессами во всем внешнем мире.
Исследование специфики формирования у детей временных представлений имеет как практическую значимость (служит прогнозом для выполнения любой сознательной деятельности), так и позволяет понять процессы и закономерности развития человека и культуры в целом.
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (причинах и следствиях времени, движении и покое, и др.)
Формирование у дошкольников временных представлений должно идти на основе наблюдений о суточном цикле, о режиме дня, о временах года. Если ребёнок ходит в дошкольное образовательное учреждение, то задача облегчается наличием единого режима дня и расписания занятий.
Временные представления формируют с использованием средств наглядности: красочного настенного календаря по временам года, перекидного календаря, часов со стрелками.
Исследования представлений ребенка о времени проводились, как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане. и др.), так и в отечественной психологии и педагогике (К. А.Абульханова-Славская, Е. А.Головаха, А.А. Кроник, А. А. Люблинская Т .Д. Рихтерман и др.), однако их сравнительно немного, а различия в подходах ученых делают довольно затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.
Актуальность темы исследования определяется тем, что детям уже в дошкольном возрасте жизненно важно научиться, самим ориентироваться во времени: измерять время, определять, (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять ритм и темп своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, пунктуальность, самостоятельность необходимых ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе.
Цель исследования: выявить и описать средства формирования у дошкольников временных представлений.
Объект исследования: процесс формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства формирования у детей среднего дошкольного возраста временных представлений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению категории «время».
3. Раскрыть специфику ознакомления детей со временем в различных возрастных группах.
4. Провести анализ программ ДОУ по разделу «Временные представления».
5. Раскрыть средства формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.
6. Провести опытно — поисковую работу по формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретической и методологической основой исследования послужили положения общей психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.), концепция «образа мира» А.Н. Леонтьева.
Для решения поставленных задач были выбраны исследовательские методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, эксперимент, наблюдение.
База исследования: МАДОУ № 3 г. Североуральска Свердловской области.
Практическая значимость: материалы исследования, а именно разработанный комплекс мероприятий, конспекты НОД, дидактические игры, диагностический материал, которые могут быть использованы воспитателями ДОУ.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В списке использованной литературы 45 источников.
Понятие «время» употреблялось и употребляется с давних времен почти всеми популярными цивилизациями. Под периодом понимается свойство вещественных процессов иметь конкретную продолжительность, следовать друг за другом в конкретной очередности и развиваться по этапам и стадиям.
Ощущение времени играет весомую роль при ориентации человека в находящемся вокруг мире и содействует его привыканию во всевозможных ситуациях. Ощущение времени - способность к конкретной верной оценке времени; у животных чувство времени совпадает с безотчетным ощущением натурального ритма их жизни. У человека оно является побочным продуктом индустриализма, итогом нескончаемого вытеснения времени в подсознательное. Ощущение времени считается необходимой чертой психологической деятельности человека. Оно определяет степень ориентированности человека в находящемся вокруг мире и находится в зависимости как от наружных моментов, например от индивидуальностей, свойственных самому человеку.
В дошкольном возрасте происходят важные конфигурации буквально во всех психологических процессах. Для дошкольников становится увлекательным не только лишь новый предмет сам по себе, но и его внутреннее содержание, назначение и вероятность использования. Процесс восприятия делается довольно трудным. Для сенсорного становления дошкольника важны такие виды деятельности, как рисование, лепка, танцы, дидактические игры и др. У дошкольников совершается наращивание размера внимания; увеличивается стабильность внимания; вырабатывается произвольное внимание. Для детей характерно придумывание несуществующих слов, которые появляются по эталону тех слов, которые ребенку известны.
Главным мотивом, активизирующим желание дошкольника вступать в общение с взрослым, считается содержательность общения. В отношениях дошкольника с ровесниками зарождается надобность играть с другими ребятами, воплотить в жизнь совместно различные задания.
Сведения о времени укрепляются и устанавливаются на всем протяжении присутствия дошкольников в детском саду, но ведущей значимостью преобладают занятия по математике.
Анализ программ ДОУ по разделу «Временные представления» позволил сделать вывод о том, что собственно формирование временных представлений - это одна из сторон математического развития детей. Анализ действующих программ («Детство», «Радуга», «От рождения до школы», «Развитие+» и др.) показал, что в основном у ребят вырабатываются надлежащие представления, связанные с частями суток, днями недели, временами года, календарем, часами, с ощущением времени. Программы предполагают составление критерий, а именно, используется моделирование, в частности, модель поочередного ряда и др. для определения детьми временной очередности при планировании и организации личной работы (рассматривание явления, объекта, картины, выполнения операций в трудовой, спортивной и иной деятельности).
Целью работы было обнаружить особенности формирования у дошкольников временных представлений в процессе игровой деятельности.
Проведено исследование на базе: МАДОУ№3 г. Североуральска, Свердловской обл., включавшее в себя: организацию и тест занятий по формированию временных представлений дошкольников в процессе игровой деятельности, показавшее эффективность применения игр и упражнений при формировании временных представлений детей дошкольного возраста.
Сопоставление итогов констатирующего и контрольного экспериментов демонстрирует динамику значения сформированности временных представлений детей. В ходе изучения были решены все поставленные задачи, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Ощущение времени играет весомую роль при ориентации человека в находящемся вокруг мире и содействует его привыканию во всевозможных ситуациях. Ощущение времени - способность к конкретной верной оценке времени; у животных чувство времени совпадает с безотчетным ощущением натурального ритма их жизни. У человека оно является побочным продуктом индустриализма, итогом нескончаемого вытеснения времени в подсознательное. Ощущение времени считается необходимой чертой психологической деятельности человека. Оно определяет степень ориентированности человека в находящемся вокруг мире и находится в зависимости как от наружных моментов, например от индивидуальностей, свойственных самому человеку.
В дошкольном возрасте происходят важные конфигурации буквально во всех психологических процессах. Для дошкольников становится увлекательным не только лишь новый предмет сам по себе, но и его внутреннее содержание, назначение и вероятность использования. Процесс восприятия делается довольно трудным. Для сенсорного становления дошкольника важны такие виды деятельности, как рисование, лепка, танцы, дидактические игры и др. У дошкольников совершается наращивание размера внимания; увеличивается стабильность внимания; вырабатывается произвольное внимание. Для детей характерно придумывание несуществующих слов, которые появляются по эталону тех слов, которые ребенку известны.
Главным мотивом, активизирующим желание дошкольника вступать в общение с взрослым, считается содержательность общения. В отношениях дошкольника с ровесниками зарождается надобность играть с другими ребятами, воплотить в жизнь совместно различные задания.
Сведения о времени укрепляются и устанавливаются на всем протяжении присутствия дошкольников в детском саду, но ведущей значимостью преобладают занятия по математике.
Анализ программ ДОУ по разделу «Временные представления» позволил сделать вывод о том, что собственно формирование временных представлений - это одна из сторон математического развития детей. Анализ действующих программ («Детство», «Радуга», «От рождения до школы», «Развитие+» и др.) показал, что в основном у ребят вырабатываются надлежащие представления, связанные с частями суток, днями недели, временами года, календарем, часами, с ощущением времени. Программы предполагают составление критерий, а именно, используется моделирование, в частности, модель поочередного ряда и др. для определения детьми временной очередности при планировании и организации личной работы (рассматривание явления, объекта, картины, выполнения операций в трудовой, спортивной и иной деятельности).
Целью работы было обнаружить особенности формирования у дошкольников временных представлений в процессе игровой деятельности.
Проведено исследование на базе: МАДОУ№3 г. Североуральска, Свердловской обл., включавшее в себя: организацию и тест занятий по формированию временных представлений дошкольников в процессе игровой деятельности, показавшее эффективность применения игр и упражнений при формировании временных представлений детей дошкольного возраста.
Сопоставление итогов констатирующего и контрольного экспериментов демонстрирует динамику значения сформированности временных представлений детей. В ходе изучения были решены все поставленные задачи, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Условие формирования у детей дошкольного возраста временных представлений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - Методы и приёмы формирования у детей дошкольного возраста временных представлений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Использование ЛЕГО-конструирования в процессе формирования у детей дошкольного возраста математических представлений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Прием сравнения как средство математического развития детей дошкольного возраста в процессе обучения решению арифметических задач (Общая и профессиональная педагогика, Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2018 - Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста через общение с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЙСТВАХ ОБЪЕКТОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ОПЫТОВ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019



