Обучение дошкольников счету средствами проектной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие «счет». Этапы формирования счетной деятельности у
дошкольников 7
1.2. Особенности обучения детей дошкольного возраста
счету 12
1.3. Анализ программ ДОУ по математике по теме
исследования 22
1.4. Возможности использования проектной деятельности в
обучении счету детей дошкольного возраста 30
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ СЧЕТУ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 42
2.1. Изучение начального уровня сформированности у
дошкольников счетных представлений 42
2.2. Использование проектов при обучении счету детей
дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие «счет». Этапы формирования счетной деятельности у
дошкольников 7
1.2. Особенности обучения детей дошкольного возраста
счету 12
1.3. Анализ программ ДОУ по математике по теме
исследования 22
1.4. Возможности использования проектной деятельности в
обучении счету детей дошкольного возраста 30
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ СЧЕТУ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 42
2.1. Изучение начального уровня сформированности у
дошкольников счетных представлений 42
2.2. Использование проектов при обучении счету детей
дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения методических основ обучения счету детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности, так как данный вид деятельности имеет важнейшее значение для формирования начальных математических представлений, влияющих на развитие умственных действий, и способствует дальнейшему успешному обучению в начальной школе.
ФГОС ДО подчеркивает необходимость создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Счет является сложной умственной деятельностью, в процессе которой устанавливается единство между числами и каждым элементом множества и определяется количество.
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для формирования начальных математических представлений в целом и обучения счету в частности, благодаря особенностям психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, повышенную подражательность и особую восприимчивость. Память ребенка дошкольника является избирательной, он легче запоминает то, что его заинтересовало. Соответственно, для эффективного обучения счету и счетной деятельности, необходимо сделать эту деятельность максимально привлекательной и интригующей. Большие возможности для этого предоставляет проектная деятельность с использованием дидактических игр. Она предоставляет детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, а также способствует дальнейшей успешной адаптации к ситуации школьного обучения. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, позволяя сделать процесс познания увлекательным, а, следовательно, успешным.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблема формирования и совершенствования обучению счету детей дошкольного возраста являлась актуальной для многих зарубежных и отечественных ученых. Так, например, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, полагали, что основам арифметики необходимо начинать учить на третьем году жизни. К.Д. Ушинский, учитывая особенности детей дошкольного возраста, предлагал обучать счету с использованием наглядных предметов. Психолог В. Прейнер также подчеркивал важность наглядных методов и предлагал для стимулирования обучения счету использовать число предметов, превышающих ограниченный предел, размещая их в ряд. М. Монтессори для обучения счету в своей математической системе считала возможным использовать размен денег, как интересную для ребенка форму нумерации. A.M. Леушина в своих работах рассматривала закономерности развития представлений о числе и счете и определила основные этапы развития счетной деятельности и представлений о числе. Интересный подход к обучению счету рассматривал в свих работах Н. Зайцев, предлагая обучать детей с помощью числовой ленты сразу до первой сотни. Знаменитый педагог-новатор Б.П. Никитин большое значение придавал своевременному развитию детей дошкольного возраста и предлагал использовать для этого интеллектуальные игры. Е.И. Тихеева предлагала учить дошкольников считать только в игре и повседневной жизни. Ф.Н. Блехер также выступала за обучение счету маленьких детей с помощью дидактических игр и предлагала активно использовать для этого природный материал.
Проведенный анализ литературных источников показывает, что в педагогической практике обучения счету детей дошкольного возраста в ДОУ еще недостаточно используются средства проектной деятельности. Исходя из вышеизложенного, проблема исследования: недостаточное использование в широкой педагогической практике обучения детей дошкольного возраста знаний о методических основах обучения счету средствами проектной деятельности.
Цель работы - изучить и выявить возможности использования проектной деятельности при обучении дошкольников счету.
Задачи
1. Проанализировать научную, методическую литературу по проблеме обучения детей счету.
2. Изучить особенности освоения счетной деятельности у детей дошкольного возраста.
3. Выделить психолого-педагогические и методические основы обучения детей дошкольного возраста счету средствами проектной деятельности.
4. Эмпирическим путем изучить уровень сформированности счетной деятельности старших дошкольников.
5. Подготовить и апробировать проект «Играем и считаем», способствующий обучению счетной деятельности старших дошкольников посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс обучения детей дошкольного возраста счету.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство обучения дошкольников счету.
Методологической основой исследования является: системно-деятельностный подход, как основа ФГОС ДО, основывающийся на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру деятельности с учетом общих закономерностей развития ребенка.
Теоретическую основу исследования составляют результаты исследовательской деятельности таких ученых, как И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, А.М. Леушиной и др., которые утверждали, что счетная деятельность имеет сложную психофизиологическую и психологическую структуру. Она обеспечивается совместной работой различных анализаторных систем, которые представляют функциональную систему, являющуюся основой формирования и реализации функции счета. Формирование функций счета взаимосвязано с речью, которая одновременно является средством выражения и организатором деятельности счета.
Методы исследования - теоретический анализ и обобщение научных материалов, педагогическая диагностика, педагогическое проектирование.
Практическая значимость. Определены методические основы обучения счету средствами проектной деятельности детей дошкольного возраста для осуществления наиболее эффективной работы с детьми в ДОУ и обеспечения своевременного и успешного их умственного развития. Проект «Играем и считаем» для обучения счету и счетной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр может быть рекомендован к использованию в работе педагогов дошкольного образования.
База исследования: воспитанники старшей группы МБДОУ «Детский сад «Журавушка»» г. Асбеста в количестве 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек), возраст 5 - 6 лет.
Структура работы: введение, 2 главы, 6 параграфов, заключение, список литературы и приложения.
ФГОС ДО подчеркивает необходимость создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Счет является сложной умственной деятельностью, в процессе которой устанавливается единство между числами и каждым элементом множества и определяется количество.
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для формирования начальных математических представлений в целом и обучения счету в частности, благодаря особенностям психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, повышенную подражательность и особую восприимчивость. Память ребенка дошкольника является избирательной, он легче запоминает то, что его заинтересовало. Соответственно, для эффективного обучения счету и счетной деятельности, необходимо сделать эту деятельность максимально привлекательной и интригующей. Большие возможности для этого предоставляет проектная деятельность с использованием дидактических игр. Она предоставляет детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, а также способствует дальнейшей успешной адаптации к ситуации школьного обучения. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, позволяя сделать процесс познания увлекательным, а, следовательно, успешным.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблема формирования и совершенствования обучению счету детей дошкольного возраста являлась актуальной для многих зарубежных и отечественных ученых. Так, например, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, полагали, что основам арифметики необходимо начинать учить на третьем году жизни. К.Д. Ушинский, учитывая особенности детей дошкольного возраста, предлагал обучать счету с использованием наглядных предметов. Психолог В. Прейнер также подчеркивал важность наглядных методов и предлагал для стимулирования обучения счету использовать число предметов, превышающих ограниченный предел, размещая их в ряд. М. Монтессори для обучения счету в своей математической системе считала возможным использовать размен денег, как интересную для ребенка форму нумерации. A.M. Леушина в своих работах рассматривала закономерности развития представлений о числе и счете и определила основные этапы развития счетной деятельности и представлений о числе. Интересный подход к обучению счету рассматривал в свих работах Н. Зайцев, предлагая обучать детей с помощью числовой ленты сразу до первой сотни. Знаменитый педагог-новатор Б.П. Никитин большое значение придавал своевременному развитию детей дошкольного возраста и предлагал использовать для этого интеллектуальные игры. Е.И. Тихеева предлагала учить дошкольников считать только в игре и повседневной жизни. Ф.Н. Блехер также выступала за обучение счету маленьких детей с помощью дидактических игр и предлагала активно использовать для этого природный материал.
Проведенный анализ литературных источников показывает, что в педагогической практике обучения счету детей дошкольного возраста в ДОУ еще недостаточно используются средства проектной деятельности. Исходя из вышеизложенного, проблема исследования: недостаточное использование в широкой педагогической практике обучения детей дошкольного возраста знаний о методических основах обучения счету средствами проектной деятельности.
Цель работы - изучить и выявить возможности использования проектной деятельности при обучении дошкольников счету.
Задачи
1. Проанализировать научную, методическую литературу по проблеме обучения детей счету.
2. Изучить особенности освоения счетной деятельности у детей дошкольного возраста.
3. Выделить психолого-педагогические и методические основы обучения детей дошкольного возраста счету средствами проектной деятельности.
4. Эмпирическим путем изучить уровень сформированности счетной деятельности старших дошкольников.
5. Подготовить и апробировать проект «Играем и считаем», способствующий обучению счетной деятельности старших дошкольников посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс обучения детей дошкольного возраста счету.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство обучения дошкольников счету.
Методологической основой исследования является: системно-деятельностный подход, как основа ФГОС ДО, основывающийся на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру деятельности с учетом общих закономерностей развития ребенка.
Теоретическую основу исследования составляют результаты исследовательской деятельности таких ученых, как И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, А.М. Леушиной и др., которые утверждали, что счетная деятельность имеет сложную психофизиологическую и психологическую структуру. Она обеспечивается совместной работой различных анализаторных систем, которые представляют функциональную систему, являющуюся основой формирования и реализации функции счета. Формирование функций счета взаимосвязано с речью, которая одновременно является средством выражения и организатором деятельности счета.
Методы исследования - теоретический анализ и обобщение научных материалов, педагогическая диагностика, педагогическое проектирование.
Практическая значимость. Определены методические основы обучения счету средствами проектной деятельности детей дошкольного возраста для осуществления наиболее эффективной работы с детьми в ДОУ и обеспечения своевременного и успешного их умственного развития. Проект «Играем и считаем» для обучения счету и счетной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр может быть рекомендован к использованию в работе педагогов дошкольного образования.
База исследования: воспитанники старшей группы МБДОУ «Детский сад «Журавушка»» г. Асбеста в количестве 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек), возраст 5 - 6 лет.
Структура работы: введение, 2 главы, 6 параграфов, заключение, список литературы и приложения.
Целью работы являлось изучение методических основ обучения детей дошкольного возраста счету средствами проектной деятельности. За основу исследования взяли положения системно-деятельностного подхода, основывающегося на теоретических положениях концепций Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру деятельности с учетом общих закономерностей развития ребенка. Теоретический анализ исследований таких ученых, как И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, А.М. Леушиной, М.В. Менджерицкой, и др. позволил сделать следующие выводы.
Счет — это первая и основная математическая деятельность, которая основывается на поэлементном сравнении конечных множеств, то есть установлении взаимно-однозначного соответствия между двумя множествами.
С целью наиболее эффективного обучения детей старшего дошкольного возраста счету можно использовать проектный метод как комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом. Основные формы детской деятельности в ходе проекта - самостоятельная и совместная деятельность. Основные формы педагогических действий - моделирование предметно-развивающей среды, демонстрация конструктивных моделей поведения, обучение в процессе совместной деятельности, наблюдение и педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей. Проектная деятельность является одним из важнейших способов организации эффективного сотрудничества и взаимодействия всех участников педагогического процесса.
Так как в игровой форме происходит наиболее успешное освоение ребенком основ счета, то активное использование в педагогическом проектировании дидактических игр, способствует практическому использованию, закреплению и уточнению представлений о счетной деятельности. Наиболее эффективными формами осуществления проектной деятельности являются: игровые занятия, математические конкурсы, соревнования и развлечения, способствующие формированию счетной деятельности; физкультминутки и считалки; решение ситуационных проблемных задач с использованием счета; пальчиковые игры и упражнения; дидактические игры с математическим содержанием; чтение математических сказок и решение занимательных задач; использование фольклора с математическим содержанием в режимных моментах и повседневном общении.
В педагогическом проектировании необходимо учитывать психолого-педагогические и методические основы обучения детей счету. Психолого-педагогические основы составляют: целенаправленное и последовательное поэтапное обучение детей, начиная с «дочислового периода»; учет возрастных психологических особенностей дошкольников, в частности непроизвольность основных психических процессов, задействованных в обучении; использование игровых технологий проведения занятий с применением народных и дидактических игр. К методическим основам обучения счетной деятельности относятся следующие условия: учет в обучении зоны ближайшего и актуального развития ребенка; последовательное усложнение требований; специальная организация жизни детей, побуждающая к использованию имеющихся знаний и умений; поддержка благоприятного психологического климата, способствующего положительным эмоциональным проявлениям; организация пространственно-развивающей среды в группе, способствующей обучению счетной деятельности.
В эмпирическом исследовании принимали участие воспитанники старшей группы МБДОУ «Детский сад «Журавушка»» г. Асбеста в количестве 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек), возраст 5 - 6 лет.
Результаты первичного обследования детей показали, что общий уровень сформированности счетной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста не является достаточным: высокий уровень у 10 %, средний у 40%, низкий у 40%, очень низкий у 10% воспитанников. Следовательно, дети старшей группы нуждались в дополнительной работе по обучению счетной деятельности.
С целью создания благоприятных условий для успешного формирования счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста нами был подготовлен и апробирован проект «Играем и считаем».
После проведенной работы по проекту «Играем и считаем» все дети группы значительно улучшили свои первоначальные результаты. По результатам повторного обследования высокий уровень у 35 %, средний у 65% воспитанников, низкого уровня нет. В процессе использования дидактических игр и упражнений у детей сформированы количественные представления и навыки счетной деятельности; у родителей повысилась компетентность в вопросах формирования счетной деятельности детей, они оказывают им помощь и поддержку, обращая особое внимание на использование дидактических игр с математическим содержанием в домашних условиях. Таким образом, обучение детей счету и счетной деятельности в форме проектной деятельности способствует положительной динамике в развитии счетной деятельности.
Счет — это первая и основная математическая деятельность, которая основывается на поэлементном сравнении конечных множеств, то есть установлении взаимно-однозначного соответствия между двумя множествами.
С целью наиболее эффективного обучения детей старшего дошкольного возраста счету можно использовать проектный метод как комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом. Основные формы детской деятельности в ходе проекта - самостоятельная и совместная деятельность. Основные формы педагогических действий - моделирование предметно-развивающей среды, демонстрация конструктивных моделей поведения, обучение в процессе совместной деятельности, наблюдение и педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей. Проектная деятельность является одним из важнейших способов организации эффективного сотрудничества и взаимодействия всех участников педагогического процесса.
Так как в игровой форме происходит наиболее успешное освоение ребенком основ счета, то активное использование в педагогическом проектировании дидактических игр, способствует практическому использованию, закреплению и уточнению представлений о счетной деятельности. Наиболее эффективными формами осуществления проектной деятельности являются: игровые занятия, математические конкурсы, соревнования и развлечения, способствующие формированию счетной деятельности; физкультминутки и считалки; решение ситуационных проблемных задач с использованием счета; пальчиковые игры и упражнения; дидактические игры с математическим содержанием; чтение математических сказок и решение занимательных задач; использование фольклора с математическим содержанием в режимных моментах и повседневном общении.
В педагогическом проектировании необходимо учитывать психолого-педагогические и методические основы обучения детей счету. Психолого-педагогические основы составляют: целенаправленное и последовательное поэтапное обучение детей, начиная с «дочислового периода»; учет возрастных психологических особенностей дошкольников, в частности непроизвольность основных психических процессов, задействованных в обучении; использование игровых технологий проведения занятий с применением народных и дидактических игр. К методическим основам обучения счетной деятельности относятся следующие условия: учет в обучении зоны ближайшего и актуального развития ребенка; последовательное усложнение требований; специальная организация жизни детей, побуждающая к использованию имеющихся знаний и умений; поддержка благоприятного психологического климата, способствующего положительным эмоциональным проявлениям; организация пространственно-развивающей среды в группе, способствующей обучению счетной деятельности.
В эмпирическом исследовании принимали участие воспитанники старшей группы МБДОУ «Детский сад «Журавушка»» г. Асбеста в количестве 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек), возраст 5 - 6 лет.
Результаты первичного обследования детей показали, что общий уровень сформированности счетной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста не является достаточным: высокий уровень у 10 %, средний у 40%, низкий у 40%, очень низкий у 10% воспитанников. Следовательно, дети старшей группы нуждались в дополнительной работе по обучению счетной деятельности.
С целью создания благоприятных условий для успешного формирования счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста нами был подготовлен и апробирован проект «Играем и считаем».
После проведенной работы по проекту «Играем и считаем» все дети группы значительно улучшили свои первоначальные результаты. По результатам повторного обследования высокий уровень у 35 %, средний у 65% воспитанников, низкого уровня нет. В процессе использования дидактических игр и упражнений у детей сформированы количественные представления и навыки счетной деятельности; у родителей повысилась компетентность в вопросах формирования счетной деятельности детей, они оказывают им помощь и поддержку, обращая особое внимание на использование дидактических игр с математическим содержанием в домашних условиях. Таким образом, обучение детей счету и счетной деятельности в форме проектной деятельности способствует положительной динамике в развитии счетной деятельности.
Подобные работы
- Обучение дошкольников счету средствами проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Условия обучения дошкольников счету средствами проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Обучение дошкольников счету средствами проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Возможность обучения дошкольников счету средствами проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - Возможности обучения дошкольников счетной деятельности средствами проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Проектная деятельность как условие обучения дошкольников счету
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Проектная деятельность как средство обучения детей дошкольного возраста счету
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
КОЛИЧЕСТВЕ И СЧЕТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Проектная деятельность детей как средство развития речи-рассуждения старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



