Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение дошкольников счету средствами проектной деятельности

Работа №99378

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
327
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие «счет». Этапы формирования счетной деятельности у
дошкольников 7
1.2. Особенности обучения детей дошкольного возраста
счету 12
1.3. Анализ программ ДОУ по математике по теме
исследования 22
1.4. Возможности использования проектной деятельности в
обучении счету детей дошкольного возраста 30
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ СЧЕТУ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 42
2.1. Изучение начального уровня сформированности у
дошкольников счетных представлений 42
2.2. Использование проектов при обучении счету детей
дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения методических основ обучения счету детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности, так как данный вид деятельности имеет важнейшее значение для формирования начальных математических представлений, влияющих на развитие умственных действий, и способствует дальнейшему успешному обучению в начальной школе.
ФГОС ДО подчеркивает необходимость создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Счет является сложной умственной деятельностью, в процессе которой устанавливается единство между числами и каждым элементом множества и определяется количество.
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для формирования начальных математических представлений в целом и обучения счету в частности, благодаря особенностям психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, повышенную подражательность и особую восприимчивость. Память ребенка дошкольника является избирательной, он легче запоминает то, что его заинтересовало. Соответственно, для эффективного обучения счету и счетной деятельности, необходимо сделать эту деятельность максимально привлекательной и интригующей. Большие возможности для этого предоставляет проектная деятельность с использованием дидактических игр. Она предоставляет детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, а также способствует дальнейшей успешной адаптации к ситуации школьного обучения. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, позволяя сделать процесс познания увлекательным, а, следовательно, успешным.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблема формирования и совершенствования обучению счету детей дошкольного возраста являлась актуальной для многих зарубежных и отечественных ученых. Так, например, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, полагали, что основам арифметики необходимо начинать учить на третьем году жизни. К.Д. Ушинский, учитывая особенности детей дошкольного возраста, предлагал обучать счету с использованием наглядных предметов. Психолог В. Прейнер также подчеркивал важность наглядных методов и предлагал для стимулирования обучения счету использовать число предметов, превышающих ограниченный предел, размещая их в ряд. М. Монтессори для обучения счету в своей математической системе считала возможным использовать размен денег, как интересную для ребенка форму нумерации. A.M. Леушина в своих работах рассматривала закономерности развития представлений о числе и счете и определила основные этапы развития счетной деятельности и представлений о числе. Интересный подход к обучению счету рассматривал в свих работах Н. Зайцев, предлагая обучать детей с помощью числовой ленты сразу до первой сотни. Знаменитый педагог-новатор Б.П. Никитин большое значение придавал своевременному развитию детей дошкольного возраста и предлагал использовать для этого интеллектуальные игры. Е.И. Тихеева предлагала учить дошкольников считать только в игре и повседневной жизни. Ф.Н. Блехер также выступала за обучение счету маленьких детей с помощью дидактических игр и предлагала активно использовать для этого природный материал.
Проведенный анализ литературных источников показывает, что в педагогической практике обучения счету детей дошкольного возраста в ДОУ еще недостаточно используются средства проектной деятельности. Исходя из вышеизложенного, проблема исследования: недостаточное использование в широкой педагогической практике обучения детей дошкольного возраста знаний о методических основах обучения счету средствами проектной деятельности.
Цель работы - изучить и выявить возможности использования проектной деятельности при обучении дошкольников счету.
Задачи
1. Проанализировать научную, методическую литературу по проблеме обучения детей счету.
2. Изучить особенности освоения счетной деятельности у детей дошкольного возраста.
3. Выделить психолого-педагогические и методические основы обучения детей дошкольного возраста счету средствами проектной деятельности.
4. Эмпирическим путем изучить уровень сформированности счетной деятельности старших дошкольников.
5. Подготовить и апробировать проект «Играем и считаем», способствующий обучению счетной деятельности старших дошкольников посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс обучения детей дошкольного возраста счету.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство обучения дошкольников счету.
Методологической основой исследования является: системно-деятельностный подход, как основа ФГОС ДО, основывающийся на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру деятельности с учетом общих закономерностей развития ребенка.
Теоретическую основу исследования составляют результаты исследовательской деятельности таких ученых, как И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, А.М. Леушиной и др., которые утверждали, что счетная деятельность имеет сложную психофизиологическую и психологическую структуру. Она обеспечивается совместной работой различных анализаторных систем, которые представляют функциональную систему, являющуюся основой формирования и реализации функции счета. Формирование функций счета взаимосвязано с речью, которая одновременно является средством выражения и организатором деятельности счета.
Методы исследования - теоретический анализ и обобщение научных материалов, педагогическая диагностика, педагогическое проектирование.
Практическая значимость. Определены методические основы обучения счету средствами проектной деятельности детей дошкольного возраста для осуществления наиболее эффективной работы с детьми в ДОУ и обеспечения своевременного и успешного их умственного развития. Проект «Играем и считаем» для обучения счету и счетной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр может быть рекомендован к использованию в работе педагогов дошкольного образования.
База исследования: воспитанники старшей группы МБДОУ «Детский сад «Журавушка»» г. Асбеста в количестве 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек), возраст 5 - 6 лет.
Структура работы: введение, 2 главы, 6 параграфов, заключение, список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью работы являлось изучение методических основ обучения детей дошкольного возраста счету средствами проектной деятельности. За основу исследования взяли положения системно-деятельностного подхода, основывающегося на теоретических положениях концепций Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру деятельности с учетом общих закономерностей развития ребенка. Теоретический анализ исследований таких ученых, как И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, А.М. Леушиной, М.В. Менджерицкой, и др. позволил сделать следующие выводы.
Счет — это первая и основная математическая деятельность, которая основывается на поэлементном сравнении конечных множеств, то есть установлении взаимно-однозначного соответствия между двумя множествами.
С целью наиболее эффективного обучения детей старшего дошкольного возраста счету можно использовать проектный метод как комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом. Основные формы детской деятельности в ходе проекта - самостоятельная и совместная деятельность. Основные формы педагогических действий - моделирование предметно-развивающей среды, демонстрация конструктивных моделей поведения, обучение в процессе совместной деятельности, наблюдение и педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей. Проектная деятельность является одним из важнейших способов организации эффективного сотрудничества и взаимодействия всех участников педагогического процесса.
Так как в игровой форме происходит наиболее успешное освоение ребенком основ счета, то активное использование в педагогическом проектировании дидактических игр, способствует практическому использованию, закреплению и уточнению представлений о счетной деятельности. Наиболее эффективными формами осуществления проектной деятельности являются: игровые занятия, математические конкурсы, соревнования и развлечения, способствующие формированию счетной деятельности; физкультминутки и считалки; решение ситуационных проблемных задач с использованием счета; пальчиковые игры и упражнения; дидактические игры с математическим содержанием; чтение математических сказок и решение занимательных задач; использование фольклора с математическим содержанием в режимных моментах и повседневном общении.
В педагогическом проектировании необходимо учитывать психолого-педагогические и методические основы обучения детей счету. Психолого-педагогические основы составляют: целенаправленное и последовательное поэтапное обучение детей, начиная с «дочислового периода»; учет возрастных психологических особенностей дошкольников, в частности непроизвольность основных психических процессов, задействованных в обучении; использование игровых технологий проведения занятий с применением народных и дидактических игр. К методическим основам обучения счетной деятельности относятся следующие условия: учет в обучении зоны ближайшего и актуального развития ребенка; последовательное усложнение требований; специальная организация жизни детей, побуждающая к использованию имеющихся знаний и умений; поддержка благоприятного психологического климата, способствующего положительным эмоциональным проявлениям; организация пространственно-развивающей среды в группе, способствующей обучению счетной деятельности.
В эмпирическом исследовании принимали участие воспитанники старшей группы МБДОУ «Детский сад «Журавушка»» г. Асбеста в количестве 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек), возраст 5 - 6 лет.
Результаты первичного обследования детей показали, что общий уровень сформированности счетной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста не является достаточным: высокий уровень у 10 %, средний у 40%, низкий у 40%, очень низкий у 10% воспитанников. Следовательно, дети старшей группы нуждались в дополнительной работе по обучению счетной деятельности.
С целью создания благоприятных условий для успешного формирования счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста нами был подготовлен и апробирован проект «Играем и считаем».
После проведенной работы по проекту «Играем и считаем» все дети группы значительно улучшили свои первоначальные результаты. По результатам повторного обследования высокий уровень у 35 %, средний у 65% воспитанников, низкого уровня нет. В процессе использования дидактических игр и упражнений у детей сформированы количественные представления и навыки счетной деятельности; у родителей повысилась компетентность в вопросах формирования счетной деятельности детей, они оказывают им помощь и поддержку, обращая особое внимание на использование дидактических игр с математическим содержанием в домашних условиях. Таким образом, обучение детей счету и счетной деятельности в форме проектной деятельности способствует положительной динамике в развитии счетной деятельности.



1. Аванесов, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесов // Умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддьякова. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.
2. Белошистая, А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. [Текст] / А.В. Белошистая.- М.: Айрис-пресс, 2015. - 320 с.
3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 400 с.
4. Белошистая, А.В. Что такое математическое развитие дошкольника [Текст] / А.В. Белошистая // Детский сад: теория и практика - 2012. - №1. - С. 6-17.
5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] /
А.К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 2009. 175 с.
6. Боровлева, А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования [Текст] / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. - 2006. - №7. - С. 76-83.
7. Вершинина, Н.Б. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство» Диагностический журнал. Старшая группа [Текст] / Н.Б. Вершинина ; под ред. В. И. Логиновой. - М., 2015.
8. Волина, В. В. Праздник числа. Занимательная математика для детей [Текст] / В. В. Волина. — М.: Знание, 1993.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. — СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
10. Выготский, Л.С. Лекции по педологии [Текст] / Л.С. Выготский. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. - 296 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2013. - 458 с.
12. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст] / С.И. Гессен ; отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
13. Давыдов, В.В. Проблема развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального исследования [Текст] / В.В. Давыдов.- М.: Педагогика, 2014. - 256 с.
14. Давыдова, Л.Ю. Проектирование образовательного пространства в условиях инновационной деятельности [Текст] /Л.Ю. Давыдова, С.Н. Босякова // Управление ДОУ. - 2007. - № 6. - С. 13 - 16.
15. Данилова, В.В. Методика формирования математических представлений [Текст] : методический курс / В.В. Данилова, Л.И. Павлова. - М.: Акад. Изд. МЭГУ, 2009. - 256 с.
16. Диагностика развития дошкольников [Текст] / авт.сост.: Н. С. Ежкова, О. И. Кокорева. — Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008. - 89 с.
17. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст] / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Конюхова и др.; под редакцией С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2015 - 144с.
18. Дидактические игры-занятия в ДОУ (Младший возраст) [Текст]. / Выпуск 1 / авт. сост. Е. Н. Панова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. - 187 с.
19. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
20. Ерофеева, Т. И., Математика для дошкольников [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада /Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М.: Просвещение, 2012. -191 с.
21. Журавлева, В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников [Текст] / В. Н. Журавлева.- Волгоград: Учитель, 2016. - 202 с.
22. Зайцев, В.В. Математика для дошкольников. Занятия с детьми 3¬5-летнего возраста [Текст] : пособие для воспитателей и родителей. /
В.В. Зайцев. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2013. - 54 с.
23. Занимательная математика: материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками [Текст] / авт.-сост. Г. П. Попова, В. И. Усачева. - Волгоград: Учитель, 2016. - 196 с.
24. Иванова, Е.Ю. 100 игр, сценариев и праздников в детском саду и в начальной школе [Текст] / Е.Ю. Иванова. - М.: Аквариум, 2000. - 287 с.
25. История математики с древнейших времен до начала XIX столетия. В 3-х тт. Т.1.[Текст] / под ред. А.П. Юшкевича. - М.: Наука, 2010. - 546 с.
26. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А.М. Леушина - М.: Просвещение, 1974. - 368с. - URL:
http: //pedlib .ru/katalogy/katalo g.php?id= 1
27. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. [Текст] / М.И. Лисина ; под редакцией Рузской А.Г. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384 с.
28. Математические сказки. [Электронный ресурс]
http: //kladraz.ru/blogs/galina-nikolaevna-obivalina
29. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] /
Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 2014. - 325 с.
30. Метлина, А.С. Занятия по математике в детском саду:
(Формирование у дошкольников элементарных математических представлений). [Текст] : пособие для воспитателя дети. сада. / А.С. Метлина.- М.: Просвещение, 2013. - 243 с.
31. Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей. [Текст] : книга для учителя / Р. М. Миронова. - Минск: Народная асвета, 1989. - 174 с.
32. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова и др. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 384 с.
33. Монтессори, М. Дом ребёнка [Текст] / М. Монтессори. - М.: Задруга, 2015. - 235 с.
34. Мусейибова, Т.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. [Текст] / Т.А. Мусейибова, Г.А. Корнеева. - М.: Владос, 1989. - 159 с.
35. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник для студ. вузов. / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
36. Образовательная программа дошкольного образования «Детство»
[Электронный ресурс] / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. — URL:
http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2014/02/Child.pdf
37. Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» [Электронный ресурс] / под редакцией Е.В. Соловьёвой. — URL: http: //www.firo .ru/wp-content/uploads/2014/02/Raduga. pdf
38. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» [Электронный ресурс] / под ред. А.И. Булычевой. - http: //www.firo .ru/wp-content/uploads/2014/02/Razvitie. pdf
39. Педагогическая диагностика в воспитательном процессе [Электронный ресурс]. - URL: http://www.libsid.ru/pedagogicheskaya-diagnostika
40. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : пособие для учителя / М. Н. Перова. - М.: Просвещение, 2016. - 326 с.
41. Пиаже, Ж. Генезис числа у ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. // Избр. психол.тр.- М.: Просвещение, 1969. - 341 с.
42. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] : пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт.- сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.
43. Рубина, Е.Н. Психологические основы обучения дошкольников [Текст] / Е.Н. Рубина // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ о дошкольниках и для дошкольников. - 2005. - № 7, 8.
44. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. [Текст] /
С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
45. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием [Текст] / А.А. Смоленцева.- М.: Просвещение, 2013 - 95 с.
46. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И. Сорокина - М.: Просвещение, 1982 - 98 с.
47. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических институтов / А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.
48. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических
представлений у дошкольников [Текст] / Т.В. Тарунтаева.— М.:
Просвещение, 1980. — 64 с.
49. Узорова О., Нефедова Е. 1000 упражнений для подготовки к школе [Текст] / О. Узорова, Е. Нефедова — ООО «Издательство АСТ», 2017 - 416 с.
50. Усова, А. П. Обучение в детском саду [Текст] / А. П. Усова ; под ред. действит. чл. АПН СССР А. В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
51. ФГОС ДО [Электронный ресурс]. - URL:
http://d25101.edu35.ru/ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do
52. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года [Электронный ресурс]. - URL:http: //zakon-ob-obrazovanii.ru/izmeneniya.php
53. Фигдор, Г. Психоаналитическая педагогика. [Текст] / Г. Фигдор ; пер. с нем. Дианы Видра М.: Изд-во «Ин-т психотерапии». - 2000. - 228 с.
54. Чернова, В.И. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями [Текст] : методическое пособие. / В.И. Чернова, М.А. Тарасов, М.В. Надтока ; под общ. ред. В.И. Черновой - Хабаровск, 2013. - 155 с.
55. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] : уч. пособие / Е.И. Щербакова.- М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2015. -392с.
56. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М.: Книга по требованию, 2013. - 228 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ