Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Возможность обучения дошкольников счету средствами проектной деятельности

Работа №99374

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СЧЁТУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие счёта и счётной деятельности в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Этапы формирования счётной деятельности у детей дошкольного
возраста 15
1.3. Сравнительный анализ программных задач альтернативных программ
по разделам «Количество и счёт» 24
1.4. Проектная деятельность как одно из средств обучения счёту детей
дошкольного возраста 41
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЧЁТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 52
2.1. Диагностика начального уровня сформированности счётной
деятельности у детей старшего дошкольного возраста 52
2.2. Содержание педагогической работы по обучению счёту детей старшей
группы посредством проектной деятельности 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 92

Математика - это наука, которая идет нога в ногу с человеком на протяжении всей его жизни. Элементарные правила вычисления нужны любому человеку, несмотря на его профессию, увлечения, уровень развития. У большинства, складывается мнение, что математика это умение считать, вычислять сложные формулы, уравнения, но это далеко не так. На самом деле, это еще и понимание величин, фигур, времени, пространства. Так, человек сам того не замечая, использует математические умения в своей обыденной жизни.
Уже в возрасте трёх-четырёх лет ребенок задумывается, что такое количество, что такое счёт, и очень важно об этом помнить. Именно в этот период - период младшего дошкольного возраста - в ребенке закладываются основы математических знаний и умений. В это время ребенок, как губка, впитывает в себя всю новую информацию, учится ее использовать, а со временем усовершенствует и углубляет, все больше и больше расширяя свои познания.
Обучение детей младшего дошкольного возраста - это тяжелый, кропотливый и неустанный труд родителей, но все же более эффективно и точно проходит в дошкольных образовательных учреждениях. Перед воспитателем детского сада, стоит конкретная цель сформировать у детей основное понимание математических понятий, при этом он должен брать во внимание индивидуальные способности детей, уровень их развития в момент обучения, желание учиться и методики, с которыми процесс обучения будет максимально эффективным.
Так в наше время существует множество образовательных программ по обучению детей счету и количеству, но многие из них требуют корректировок к специфике обучения в том или ином детском саду. На данный момент тема исследования является актуальной, так как любые методики и проекты, которые используются для обучения детей математическим основам, всегда требуют корректировки, для улучшения эффективности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.
Изучением данной проблемы занимались многие педагоги и психологи, среди них: Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф.Фребель, М. Монтесори, Л.В. Глаголева, Е.И. Тихеева, Ф.И. Блехер, А.М. Леушина и др.
Цель исследования - выявить возможность использования проектной деятельности для формирования счетной деятельности.
Объект исследования - процесс математического развития дошкольников.
Предмет исследования - проектная деятельность, как средство обучения счету детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- изучить понятия счета и счетной деятельности в психолого-педагогической литературе;
- определить этапы формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста;
- провести сравнительный анализ программных задач альтернативных программ по разделу «Количество и счет»;
- формировать основные условия обучения счету детей дошкольного возраста при разработке проектов по теме «Количество и счёт»;
- провести диагностику начального уровня сформированности у детей понятия счетной деятельности.
Теоретической основой исследования являются:
- положения и выводы психологии и педагогики о возможности и необходимости формирования счётной деятельности у детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, З.А. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.);
- результаты исследований формирования счётной деятельности с использованием логических приёмов мышления (З.А. Михайлова, Л. М. Фридман, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, Е. Агаева, А.В. Белошистая и др.);
- принципы подхода к формированию счётной деятельности дошкольников через включение детей в игровую деятельность (как ведущий вид деятельности дошкольников) при решении ими задач умственного характера (Л.А. Венгер, Л.Ф. Тихомирова, Н.И. Чуприкова, А. Савенков, М.Н. Перова и др.).
Методы исследования: теоретический анализ, сравнение, реферирование, цитирование, обобщение, наблюдение, беседа, эксперимент, регистрация, ранжирование, составление таблиц, диаграмм.
База исследования: МБДОУ «Солнышко». В исследовании приняло участие 22 ребёнка старшей группы в возрасте 5-7 лет.
Практическая значимость заключается в разработке комплекса мероприятий, посвящённых организации проектной деятельности по теме «Количество и счёт».
Структура и объем работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Счетная деятельность очень тесно связана с другими дисциплинами в детском саду. Математические знания играют одну из самых важных ролей в развитии ребёнка дошкольного возраста, стоя на одном уровне с развивающими играми, рисованием, изучением букваря, лепкой и т.д. При помощи этих знаний , воспитатель закладывает основы знаний и умений ребёнка, которые в последствие он будет использовать не только в дальнейшей школьной деятельности, но и в реальной жизни.
Счетная деятельность дается ребенку, начиная с 3-4 лет его жизни. Именно это время педагоги и психологи считают оптимальным для начала обучения ребенка счету, количеству, пониманию различных величин, геометрии, времени. Существует множество различных программ обучения детей дошкольного возраста счету и количеству, но важно понимать, что нельзя любую из предложенных программ «слепо» использовать в обучении детей. Стоит брать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка отдельно, понимать его уровень развития, найти подход к дошкольнику, очень важно вызвать его интерес касаемо данного обучения. Поэтому любая из программ должна сначала корректироваться, в различной степени, в зависимости от общего развития детей детского сада, для которых данные программы применяются.
В процессе работы нами также был проведен анализ программ:
1) «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Автор блока формирования элементарных математических представлений: Арапова-Пискарёва Н.А. [40].
2) «Радуга». Примерная образовательная программа дошкольного образования. Автор математического блока: Соловьева Е.Н. [49].
3) «Ступеньки». Программа дошкольной подготовки детей по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2100...». Автор: Петерсон Л.Г. [48].
Содержание программы «Ступеньки», а также программы Араповой- Пискаревой Н.А. можно назвать классическими.
«Радуга» включает в себя обучение детей математическим умениям. Данная программа отличается от традиционной очень большим объёмом знаний, концентрированным в старшем дошкольном возрасте. Используется нетрадиционная методика знакомства с числом (число-персонаж).
Поводя итоги, можно отметить, что содержание различных программ в основном отличается друг от друга в малой степени: основные различия в подходах, этапах, методах, приёмах, организации и планировании занятий.
В первой главе работы также были рассмотрены понятия счет и счетной деятельности и их изученность педагогами и психологами, изложенная в литературе. Данные этапы зависят от возраста ребенка и его базы обучения математическим понятиям от этапа к этапу. Тут важно помнить и понимать, что переход от одного этапа к другому возможен только в том случае, если ребенок усвоил знания и умения предыдущего этапа.
Во второй главе работы были предложены методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста счету и счетной деятельности. Был разработан проект, который предусматривает обучение детей математическим знаниям на протяжении года, причем обязательным условием является совместная работа воспитателя и детей, а также включение в работу их родителей.
Также во второй главе работы были проведены две диагностики общих математических знаний у детей старшего дошкольного возраста: в начале и в конце года - предварительная и контрольная.
В результате сравнения результатов, полученных в ходе диагностики, была отмечена тенденция роста количества детей с высоким показателем сформированности счётной деятельности в экспериментальной группе (с 66,7% до 75%), при этом количество детей со средним показателем сформированности счётной деятельности осталось неизменным, произошло снижение количества детей с низким показателем (с 8,3% до 0%).
В контрольной группе также отмечался рост уровня сформированности счётной деятельности детей старшего дошкольного возраста: количество детей с высоким показателем сформированности счётной деятельности не изменилось (70%), с 20% до 30% повысилось количество детей со средним показателем сформированности счётной деятельности, соответственно, с 10% до 0% уменьшилось количество детей с низким показателем сформированности счётной деятельности.
Итак, результаты сравнительного анализа показали прирост уровня сформированности счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в обеих группах. Стоит отметить, что в экспериментальной группе рост более выражен, кроме того, наблюдались не только количественные, но и качественные изменения в уровне сформированности счётной деятельности, чему поспособствовала проектная деятельность. К тому же, количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем развития счётной деятельности на конец года значительно превысило количество детей с высоким уровнем развития счётной деятельности контрольной группы, когда как в начале года ситуация была обратной.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что выдвинутые и соблюденные нами условия действительно способствовали повышению уровня сформированности навыков счёта.
Итак, в исследовании была изучена теоретическая часть процесса обучения детей счетной деятельности, а также проведена практическая деятельность и получены соответствующие результаты.
Исходя из результатов проведенного исследования можно сделать выводы, что все поставленные задачи выполнены, а цель достигнута



1. Аванесов, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В. Н. Аванесов // Умственное воспитание дошкольника / под ред. Н. Н. Поддьякова. - М. : 2000. - 263 - 275с.
2. Агеева, С. И. Обучение с увлечением. [Текст] / С. И. Агаева - М.: Просвещение, 2010. - 64 с.
3. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество. [Текст] / Д. Альхазур, Э. Дум. - М. : Просвещение, 2007. - 24 с.
4. Баряева, Л. Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях [Текст] / Л. Б. Баряева : учеб. пособие для студенческих вузов, обучающихся по направлению 050700 «Педагогика». - СПб.: Каро, 2007. - 279 с.
5. Белошистая, А. В. Дошкольный возраст [Текст] / А. В. Белошистая: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 8, 9, 10, 11.
6. Белошистая, А. В. Игровая ситуация на занятиях по математике. [Текст] / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 6¬10.
7. Белошистая, А. В. Понятия и представления в обучении математике дошкольников. Способы определения понятий. [Текст] / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2016. - №1.
8. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. [Текст] / А. В. Белошистая - М. : ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
9. Богатырева, В .В. Формирование основ логического мышления старших дошкольников в процессе математического моделирования [Текс] : сб. научных материалов / В. В. Богатырева. - Волгоград, 2009. - С. 69-74.
10. Богуславская, З. М. Развивающие игры детей дошкольного возраста. [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова - М.: Дрофа, 2008. - 89 с.
11. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. [Текст] /
A. К. Бондаренко - М.: Детство - Пресс, 2006. - 112 с.
12. Буланова, О. П. Занятия по формированию математических представлений у детей 3-7 лет [Текст] / О. П. Буланова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 5. - С. 29-34.
13. Газман, О. С. Неклассическое воспитание: [Текст] / О. С. Газман // От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М., 2002. - № 4.
14. Газман, О. С. Педагогическая поддержка как реальность современного образования [Текст] / О. С. Газман // Классный руководитель. -2000. - №3.
15. Грин, Р. Введение в мир числа. [Текст] / Р. Грин, В. Лаксон - М.: Педагогика, 2009. - 182 с.
16. Давайте поиграем [Текст] : математические игры для детей 5-6 лет / под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2008. - 96 с.
17. Давидчук, А. Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений [Текст] : метод. рекомендации по обучению дошкольника в условиях малокомплектного детского сада / А. Давидчук // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - С. 80-85.
18. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. [Текст] /
B. В. Давыдов - М.: Педагогика, 1986.
19. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников.[Текст] / Т. И. Ерофеева - М.: Просвещение,2011. - 192 с.
20. Иванова, Т. И. Педагогические условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений. [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук. / Т. И. Иванова - Белгород,
2001. - 279 с.
21. Калинченко, А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста. [Текст] / А. В. Калинченко - М.: Айрис-пресс, 2005. - 224 с.
22. Карелина, И. О. Дошкольная педагогика [Текст] : курс лекций: учебно-методическое пособие. / И. О. Карелина. - Рыбинский : филиал ЯГПУ, 2012. - 71 с.
23. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. [Текст] / Е. В. Карпова - М.: Просвещение, 2008. - 294 с.
24. Касицына, М. А. Дошкольная математика. 1-й и 2-й год обучения [Текст] : учебно-практическое пособие для педагогов и родителей / М. А. Касицина, В. Д. Смирнова. - М.: Гном, 2004. - 28 с.
25. Киреева, Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы [Текст] / Л. Г. Киреева - Волгоград: Учитель, 2009. - 143 с.
26. Клюкина, И. Формирование представлений о времени: старший дошкольный возраст [Текст] / И. Клюкина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11. - С. 31-33.
27. Козлова, В. А. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста. [Текст] : дисс. ... д-ра пед. наук. / В. А. Козлова. - М., 2003. - 308 с.
28. Колесникова, Е. В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 32 с.
29. Колесникова, Е. В. Математика для детей 5 - 6 лет: [Текст] : учеб.- метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». / Е. В. Колесникова - М.: ТЦ Сфера, 2012.
30. Колесникова, Е. В. Я начинаю считать. [Текст] : рабочая тетрадь для детей трех-четырех лет / Е. В. Колесникова - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 16 с.
31. Коменский, Я. А. Великая дидактика. [Текст] / Я. А. Коменский - Государственное учебно-педагогическое изд-во Наркомпроса РСФСР, 1939.
32. Корнеева, Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников [Текст] / Г. А. Корнеева // Вопросы психологии. - 1998. - №2.
33. Лаврова, Л. Н. Развитие математического мышления в дошкольном детстве [Текст] / Л.Н. Лаврова, И.В. Чеботарева // Региональное образование: современные тенденции. - 2016. - № 2 (29). - С. 54-61.
34. Михайлова, Л. С. Как подготовить ребёнка к школе. [Текст] : пособие для родителей и воспитателей детских садов. / Л. С. Михайлова - Волгоград: Учитель, 2006.
35. Михайлова, З. А. Математика - это интересно: игровые ситуации
для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математ. представлений: методическое пособие для педагогов ДОУ [Текст] /
З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. - СПб. : Детство-Пресс, 2008. - 78 с.
36. Михайлова, А. В королевстве математики [Текст] / А. В. Михайлова // Ребёнок в детском саду. - 2017. - №1.
37. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников. [Текст] / Е. А. Носова - СПб.: Питер, 2006.
38. Образовательная работа в детском саду по программе «Радуга» [Текст] / сост. О.М. Дьяченко, А.И. Булычева и др. - М., 2006.
39. От рождения до школы [Текст] : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
40. Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. [Текст] / Е.Н. Панова - Воронеж, 2007.
41. Пашкевич, Т. Д. Образовательная программа ДОУ.[Текст] / Т. Д. Пашкевич - Барнаул, 2010.
42. Пашкевич, Т. Д. Образовательный процесс в [Текст] / Т. Д. Пашкевич - Барнаул, 2012.
43. Пашкевич, Т. Д. Формирование интереса к математике у детей дошкольного возраста. [Текст] / Т. Д. Пашкевич - Барнаул, 2010.
44. Педагогика детей: Петербургская научная школа. [Текст] : сб. научных трудов - СПб: Изд-во Адверта, 2005.
45. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические произведения в трех томах. [Текст] / И. Г. Песталоцци - М.: Просвещение, 1961.
46. Петерсон, Л. Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников [Текст] : методические рекомендации: ч. 1 и 2 / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. - Издание 4-е. - М.: Ювента, 2012. - 223 с.
47. Петерсон, Л. Г. Программа дошкольной подготовки детей 3-6 лет «Ступеньки» по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000»: Математика. [Текст] / Л. Г. Петерсон - М.: Ювента, 2010 - 40 с.
48. Позина, В. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада [Текст] : Планы занятий / В. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
49. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга». - М.: Просвещение, 2014. - 232 с.
50. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : пособие для педагогов доп. учреждений / под ред. Вераксы, Н. Е. - М.: Мозаика-Синтез. - 2010.
51. Семенова, Е. В. Дидактические средства математического развития дошкольников [Текст] : материалы для самост. работы студентов по курсу «Теория и методика математического развития» / Е. В. Семенова - СПб., 2014. - 14с.
52. Соколова, Е. И. Веселая математика для самых маленьких. [Текст] / Е. И. Соколова - М.: Академия, 2010. - 36 с.
53. Тарабарина, Т. И. И учеба, и игра: математика: популярное пособие пособие для родителей и педагогов [Текст] / Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. - Ярославль: Академия развития и др., 2001. - 237 с.
54. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / под ред. З.А. Михайловой - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 377 с.
55. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения. [Текст] / Л. Н. Толстой - М., Учпедгиз, 1953.
56. Тюкалова, Н. Г. Малыши дружат с математикой [Текст] / Н. Г. Тюкалова, Т. Г. Усатова, О. А. Мухина // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 5. - С. 12-15.
57. Усова, А. П. Обучение в детском саду[Текст] / А. П. Усова - М.: Просвещение, 2003 - 98с.
58. Ушинский, К. Д. Педагогические идеи. [Текст] / К. Д. Ушинский - М., 1971. - 80 с.
59. Формирование элементарных математических представлений [Текст] / под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2008. - 330 с.
60. Шкарупова, О. В. Дидактические средства математического развития дошкольников [Электронный ресурс] / О. В. Шкарупова - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/28/didakticheskie-sredstva-matematicheskogo-razvitiya-doshkolnikov (10.11.17.)
61. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] : учебное пособие. / Е. И. Щербакова - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.
62. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова - М.: Академия, 2000 - 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ