Развитие логических приемов мышления у детей дошкольного возраста при изучении счета и счетной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРИЕМОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Мышление и его виды 7
1.2. Особенности развития приемов логического мышления детей
дошкольного возраста 14
1.3. Дидактическая игра, как педагогическое условие развития
приемов логического мышления детей дошкольного возраста 26
1.4. Подходы к формированию приемов логического мышления в
различных образовательных системах 31
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 40
2.1. Диагностическое исследование сформированности логических
приемов мышления дошкольников 40
2.2. Внедрение комплекса игр по развитию логических приемов
мышления у дошкольников 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРИЕМОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Мышление и его виды 7
1.2. Особенности развития приемов логического мышления детей
дошкольного возраста 14
1.3. Дидактическая игра, как педагогическое условие развития
приемов логического мышления детей дошкольного возраста 26
1.4. Подходы к формированию приемов логического мышления в
различных образовательных системах 31
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 40
2.1. Диагностическое исследование сформированности логических
приемов мышления дошкольников 40
2.2. Внедрение комплекса игр по развитию логических приемов
мышления у дошкольников 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
В процессе обучения в качестве важнейшего умения представляется наблюдение, сравнение, выделение существенных признаков явлений предметов, классификация, а также умение делать простейшие обобщения и выводы. Полученные в ходе обучения логические приемы мышления, которые используются в качестве способов познавательной деятельности, требуется для достижения широкого спектра умственных целей и задач, а также служит в качестве основы интеллекта ребёнка.
Важнейшее условие успешного обучения в начальной школе - это сформированность у ребёнка основных приемов логического мышления. Это объясняется тем, что большая часть программы образования в начальной школе построена на применении таких логических приемов, как осуществление простейших видов синтеза и анализа, сравнения, а также установление связи между видовыми и родовыми понятиями. Умение быстро осуществлять переработку информации, применяя при этом приемы логического мышления, предоставляет ребёнку возможность получения более глубоких знаний и понимания всего учебного материала в отличие от тех, кто обладает невысоким уровнем развития логики, но постигает образовательную программу, опираясь лишь на память.
От ребенка, пришедшего в первый класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы.
Современные учебники математики разработаны таким образом, что начиная с самых первых уроков ребёнку необходимо применять полученные ранее умения классифицировать, сравнивать, обобщать и анализировать результаты своей деятельности. Недоработки в развитии логической сферы первоклассника уже в первый год обучения создадут ему большие трудности и трудности эти не будут уменьшаться с переходом в следующие классы, а будут расти, поскольку материал будет усложняться.
В этой связи особую важность уже в процессе дошкольного обучения уделить исключительное внимание развитию приемов логического мышления. После овладения логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить чётко и ясно, сможет в необходимый момент сосредоточиться на корне проблемы, доказать другим свою правоту. Ребёнку станет легче учиться, а, следовательно, и сама учеба, а также сама школьная жизнь будут приносить удовлетворение и радость.
Таким образом, недостаточное развитие основных логических приёмов приводит к снижению эффективности обучения, к замедлению развития познавательных процессов.
В настоящее время множество современных программ дошкольного образования и литературы уделяют особое внимание ребёнку, как неповторимому, творчески развитому человеку. Особое внимание уделяется и уровню логического мышления дошкольника.
Взаимозависимость математики и развития различных логических приемов умственных действий является одной из главных методических проблем математического образования дошкольников. Данной проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак и др.
Целью данной работы является разработка комплекса игр по развитию логических приемов мышления у дошкольников в процессе их счетной деятельности.
Объект исследования: развитие логических приемов мышления у дошкольников в процессе их счетной деятельности.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на развитие логических приемов мышления у дошкольников в процессе их счетной деятельности.
Задачи исследования:
- рассмотреть общую характеристику развития приемов логического мышления детей дошкольного возраста;
- исследовать содержание основных приемов логического мышления;
- провести анализ методической литературы в подходах к формированию приемов логического мышления;
- подобрать комплекс игр и проверить его эффективность в процессе опытно-поисковой работы по развитию приемов мышления детей дошкольного возраста в процессе их счетной деятельности.
Методологическая и теоретическая база исследования - работы отечественных и зарубежных авторов, касающиеся вопросов развития приемов логического мышления старших дошкольников: З.А Михайлова. - методические советы к программе «Детство»; З. А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая - теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста; возрастная и педагогическая психология В. Давыдова; А. Белошистая. - об особенностях дошкольного возраста (формирование и развитие математических способностей); Жан Пиаже - речь и мышление ребенка; П.Я. Гальперин - психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий и др.
Методы исследования определялись исходя из задач исследования. Теоретические методы (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов, сравнительно-сопоставительный анализ существующих точек зрения, теоретическое обобщение). Эмпирические методы (моделирование, наблюдение, беседа, сравнение, обобщение)
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа, на каждом из которых решались определенные задачи:
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение имеющегося опыта, определялись исходные параметры исследования, разрабатывались задачи исследования.
На втором этапе обобщались полученные в ходе первого этапа работы данные, уточнялись основные положения исследования. В рамках этого этапа была проведена диагностика уровня сформированное™ логических приемов мышления дошкольников.
На третьем этапе осуществлялось обобщение материалов исследования, анализ и систематизация, обработка экспериментальных данных, подтверждающих действенность работы воспитателя по развитию логических приемов мышления у дошкольников в процессе их счетной деятельности, оформлялся текст выпускной квалификационной работы.
Исследование осуществлялось на базе ДОУ № 16, с детьми старшего дошкольного возраста (старшая группа).
Практическая значимость исследования заключается в описании условий организации образовательной среды, обеспечивающей логическое развитие детей дошкольного возраста, а также подборе и разработке диагностического инструментария для исследования уровня логического развития детей.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы, одно приложение.
Важнейшее условие успешного обучения в начальной школе - это сформированность у ребёнка основных приемов логического мышления. Это объясняется тем, что большая часть программы образования в начальной школе построена на применении таких логических приемов, как осуществление простейших видов синтеза и анализа, сравнения, а также установление связи между видовыми и родовыми понятиями. Умение быстро осуществлять переработку информации, применяя при этом приемы логического мышления, предоставляет ребёнку возможность получения более глубоких знаний и понимания всего учебного материала в отличие от тех, кто обладает невысоким уровнем развития логики, но постигает образовательную программу, опираясь лишь на память.
От ребенка, пришедшего в первый класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы.
Современные учебники математики разработаны таким образом, что начиная с самых первых уроков ребёнку необходимо применять полученные ранее умения классифицировать, сравнивать, обобщать и анализировать результаты своей деятельности. Недоработки в развитии логической сферы первоклассника уже в первый год обучения создадут ему большие трудности и трудности эти не будут уменьшаться с переходом в следующие классы, а будут расти, поскольку материал будет усложняться.
В этой связи особую важность уже в процессе дошкольного обучения уделить исключительное внимание развитию приемов логического мышления. После овладения логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить чётко и ясно, сможет в необходимый момент сосредоточиться на корне проблемы, доказать другим свою правоту. Ребёнку станет легче учиться, а, следовательно, и сама учеба, а также сама школьная жизнь будут приносить удовлетворение и радость.
Таким образом, недостаточное развитие основных логических приёмов приводит к снижению эффективности обучения, к замедлению развития познавательных процессов.
В настоящее время множество современных программ дошкольного образования и литературы уделяют особое внимание ребёнку, как неповторимому, творчески развитому человеку. Особое внимание уделяется и уровню логического мышления дошкольника.
Взаимозависимость математики и развития различных логических приемов умственных действий является одной из главных методических проблем математического образования дошкольников. Данной проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак и др.
Целью данной работы является разработка комплекса игр по развитию логических приемов мышления у дошкольников в процессе их счетной деятельности.
Объект исследования: развитие логических приемов мышления у дошкольников в процессе их счетной деятельности.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на развитие логических приемов мышления у дошкольников в процессе их счетной деятельности.
Задачи исследования:
- рассмотреть общую характеристику развития приемов логического мышления детей дошкольного возраста;
- исследовать содержание основных приемов логического мышления;
- провести анализ методической литературы в подходах к формированию приемов логического мышления;
- подобрать комплекс игр и проверить его эффективность в процессе опытно-поисковой работы по развитию приемов мышления детей дошкольного возраста в процессе их счетной деятельности.
Методологическая и теоретическая база исследования - работы отечественных и зарубежных авторов, касающиеся вопросов развития приемов логического мышления старших дошкольников: З.А Михайлова. - методические советы к программе «Детство»; З. А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая - теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста; возрастная и педагогическая психология В. Давыдова; А. Белошистая. - об особенностях дошкольного возраста (формирование и развитие математических способностей); Жан Пиаже - речь и мышление ребенка; П.Я. Гальперин - психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий и др.
Методы исследования определялись исходя из задач исследования. Теоретические методы (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов, сравнительно-сопоставительный анализ существующих точек зрения, теоретическое обобщение). Эмпирические методы (моделирование, наблюдение, беседа, сравнение, обобщение)
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа, на каждом из которых решались определенные задачи:
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение имеющегося опыта, определялись исходные параметры исследования, разрабатывались задачи исследования.
На втором этапе обобщались полученные в ходе первого этапа работы данные, уточнялись основные положения исследования. В рамках этого этапа была проведена диагностика уровня сформированное™ логических приемов мышления дошкольников.
На третьем этапе осуществлялось обобщение материалов исследования, анализ и систематизация, обработка экспериментальных данных, подтверждающих действенность работы воспитателя по развитию логических приемов мышления у дошкольников в процессе их счетной деятельности, оформлялся текст выпускной квалификационной работы.
Исследование осуществлялось на базе ДОУ № 16, с детьми старшего дошкольного возраста (старшая группа).
Практическая значимость исследования заключается в описании условий организации образовательной среды, обеспечивающей логическое развитие детей дошкольного возраста, а также подборе и разработке диагностического инструментария для исследования уровня логического развития детей.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы, одно приложение.
Проблема изучения логического мышления является достаточно актуальной темой в психолого-педагогической литературе. Имеется множество научных публикаций, которые посвящены данной проблеме, в них содержится теоретическое обоснование необходимости и возможности развития логического мышления ребёнка, обозначены пути решения данной задачи. Однако возрастное распределение по данной проблеме в научной литературе достаточно мало представлено.
Так как мышление является процессом познавательной деятельности, то оно обладает свойством обобщённого и опосредованного отражения действительности. Адекватное отражение окружающей действительности осуществляется при условии гармоничного сочетания единства логического и конкретно-чувственного мышления. Каждый психический акт отражения состоит из двух моментов: понимание и объект, а также отношение к нему. Результатом логического мышления является осмысление, понимание того, что происходит вокруг, выявления существенных связей, сторон и явлений окружающего мира.
Логическое мышление состоит из нескольких компонентов:
- умение выявлять структуру, состав и организацию частей и элементов, а также ориентироваться на наиболее существенные признаки явлений;
- умение выявлять взаимосвязь объекта и предмета, видеть их трансформацию стечением времени;
- умение осуществлять логические операции, при этом осознанно их аргументируя.
Необходимо отметить тот факт, что развитие логического мышления имеет прямую взаимосвязь с возрастными особенностями ребёнка. У детей младшего дошкольного возраста преобладает один вид мышления - наглядно-образный. При этом преобразование ситуации во множестве случаев выполняется на основании целенаправленных проб с учётом планируемого результата. Дети дошкольного возраста вполне способны установить определённые скрытые отношения и связи между предметами.
В среднем дошкольном возрасте увеличивается объем памяти и начинается развитие образного внимания. Дети учатся способности применения простых схематизированных изображений в целях решения простейших задач. Дети дошкольного возраста могут строить по схеме, решать задачи на лабиринт. Развивается предвосхищение. Основные достижения среднего возраста связаны с развитием игровой деятельности: совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, познавательной мотивации, совершенствование восприятия.
В старшем дошкольном возрасте осуществляется систематизация представлений детей, продолжается развитие образного мышления. Дети постепенно овладевают способностью не только решения задач в наглядном плане, но и совершения преобразования объекта, а также выявление, в каком порядке объекты вступают во взаимодействие и т.п. Тем не менее подобные решения являются оправданными лишь в том случае, когда дети будут использовать адекватные мыслительные средства. Среди таких средств можно отметить схематизированные представления, возникающие в ходе наглядного моделирования.
Старший дошкольный возраст представляет собой период, когда ключевой деятельностью выступает игра. В процессе игры проще усваиваются новые знания, навыки, умения, процессе игровой деятельности становится легче привлечь внимание ребёнка, он лучше усваивает новый материал. Игра содействует расширению представлений об окружающей действительности, применения и закрепления знаний, которые были получены на занятия, а также содействует развитию опыта общения детей со сверстниками и взрослыми. Игра способствует тому, что обучение становится более занимательном, лёгким. В процессе игры происходит развитие интересов детей, возбуждение их активности, желание играть, развитие мышления.
В этой связи для развития логического мышления в данном возрастном периоде выступает дидактическая игра.
Дидактические игры, которые используются в качестве формы обучения детей, содержат в себе два компонента: занимательный и познавательный. В процессе занятия воспитатель выступает и в качестве наставника, и в качестве полноценного участника игры, он также, как и дети включается в игровой процесс. Для закрепления и углубления знаний дошкольников, воспитатель задаёт наводящие вопросы, загадывает различные загадки, стимулирует познавательную активность детей, ориентирует детей на поиск оптимального решения для выхода из сложившейся ситуации. Воспитатели активно применяют на практике игры с правилами - дидактические и подвижные, сюжетно-дидактические, помогающие детям лучше усваивать знания, закреплять навыки и умения, которые были получены в процессе занятий.
Во второй главе работы был проведен анализ сформированности основных навыков логического мышления 15-ти детей дошкольного возраста. По результатам анализа стало очевидно, что у детей наблюдается слабый уровень развития классификации и сериации.
В целях устранения данных проблем была разработана серия дидактических игр:
1. Игры на формирование знания о цифре - «Волшебные ниточки», «Придите ко мне», «Найди себе место», «Найди портрет числа».
2. Игры на формирование количество и счёта - «На зарядку становись», «Сосчитай правильно», «Считаем по порядку», «Карточки- домики», «Сколько до и после», «Сосчитай и назови».
3. Игры на формирование количественных отношений - «Угости белочек грибами», «Морковки для зайчат», «Жучки на листиках», «Найди пару».
4. Игры на формирование счетных операций - «Числовые домики», «Капитошка», «С матрешками», «Найди на 1 меньше», «Назови число».
5. Игры с решением арифметических задач - «Освободим принцессу», «Поставь блюдце на место», «Прогулка в сад».
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Так как мышление является процессом познавательной деятельности, то оно обладает свойством обобщённого и опосредованного отражения действительности. Адекватное отражение окружающей действительности осуществляется при условии гармоничного сочетания единства логического и конкретно-чувственного мышления. Каждый психический акт отражения состоит из двух моментов: понимание и объект, а также отношение к нему. Результатом логического мышления является осмысление, понимание того, что происходит вокруг, выявления существенных связей, сторон и явлений окружающего мира.
Логическое мышление состоит из нескольких компонентов:
- умение выявлять структуру, состав и организацию частей и элементов, а также ориентироваться на наиболее существенные признаки явлений;
- умение выявлять взаимосвязь объекта и предмета, видеть их трансформацию стечением времени;
- умение осуществлять логические операции, при этом осознанно их аргументируя.
Необходимо отметить тот факт, что развитие логического мышления имеет прямую взаимосвязь с возрастными особенностями ребёнка. У детей младшего дошкольного возраста преобладает один вид мышления - наглядно-образный. При этом преобразование ситуации во множестве случаев выполняется на основании целенаправленных проб с учётом планируемого результата. Дети дошкольного возраста вполне способны установить определённые скрытые отношения и связи между предметами.
В среднем дошкольном возрасте увеличивается объем памяти и начинается развитие образного внимания. Дети учатся способности применения простых схематизированных изображений в целях решения простейших задач. Дети дошкольного возраста могут строить по схеме, решать задачи на лабиринт. Развивается предвосхищение. Основные достижения среднего возраста связаны с развитием игровой деятельности: совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, познавательной мотивации, совершенствование восприятия.
В старшем дошкольном возрасте осуществляется систематизация представлений детей, продолжается развитие образного мышления. Дети постепенно овладевают способностью не только решения задач в наглядном плане, но и совершения преобразования объекта, а также выявление, в каком порядке объекты вступают во взаимодействие и т.п. Тем не менее подобные решения являются оправданными лишь в том случае, когда дети будут использовать адекватные мыслительные средства. Среди таких средств можно отметить схематизированные представления, возникающие в ходе наглядного моделирования.
Старший дошкольный возраст представляет собой период, когда ключевой деятельностью выступает игра. В процессе игры проще усваиваются новые знания, навыки, умения, процессе игровой деятельности становится легче привлечь внимание ребёнка, он лучше усваивает новый материал. Игра содействует расширению представлений об окружающей действительности, применения и закрепления знаний, которые были получены на занятия, а также содействует развитию опыта общения детей со сверстниками и взрослыми. Игра способствует тому, что обучение становится более занимательном, лёгким. В процессе игры происходит развитие интересов детей, возбуждение их активности, желание играть, развитие мышления.
В этой связи для развития логического мышления в данном возрастном периоде выступает дидактическая игра.
Дидактические игры, которые используются в качестве формы обучения детей, содержат в себе два компонента: занимательный и познавательный. В процессе занятия воспитатель выступает и в качестве наставника, и в качестве полноценного участника игры, он также, как и дети включается в игровой процесс. Для закрепления и углубления знаний дошкольников, воспитатель задаёт наводящие вопросы, загадывает различные загадки, стимулирует познавательную активность детей, ориентирует детей на поиск оптимального решения для выхода из сложившейся ситуации. Воспитатели активно применяют на практике игры с правилами - дидактические и подвижные, сюжетно-дидактические, помогающие детям лучше усваивать знания, закреплять навыки и умения, которые были получены в процессе занятий.
Во второй главе работы был проведен анализ сформированности основных навыков логического мышления 15-ти детей дошкольного возраста. По результатам анализа стало очевидно, что у детей наблюдается слабый уровень развития классификации и сериации.
В целях устранения данных проблем была разработана серия дидактических игр:
1. Игры на формирование знания о цифре - «Волшебные ниточки», «Придите ко мне», «Найди себе место», «Найди портрет числа».
2. Игры на формирование количество и счёта - «На зарядку становись», «Сосчитай правильно», «Считаем по порядку», «Карточки- домики», «Сколько до и после», «Сосчитай и назови».
3. Игры на формирование количественных отношений - «Угости белочек грибами», «Морковки для зайчат», «Жучки на листиках», «Найди пару».
4. Игры на формирование счетных операций - «Числовые домики», «Капитошка», «С матрешками», «Найди на 1 меньше», «Назови число».
5. Игры с решением арифметических задач - «Освободим принцессу», «Поставь блюдце на место», «Прогулка в сад».
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.



