ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРИЕМОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Мышление и его виды 7
1.2. Особенности развития приемов логического мышления детей
дошкольного возраста 14
1.3. Дидактическая игра, как педагогическое условие развития
приемов логического мышления детей дошкольного возраста 26
1.4. Подходы к формированию приемов логического мышления в
различных образовательных системах 31
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 40
2.1. Диагностическое исследование сформированности логических
приемов мышления дошкольников 40
2.2. Внедрение комплекса игр по развитию логических приемов
мышления у дошкольников 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
В процессе обучения в качестве важнейшего умения представляется наблюдение, сравнение, выделение существенных признаков явлений предметов, классификация, а также умение делать простейшие обобщения и выводы. Полученные в ходе обучения логические приемы мышления, которые используются в качестве способов познавательной деятельности, требуется для достижения широкого спектра умственных целей и задач, а также служит в качестве основы интеллекта ребёнка.
Важнейшее условие успешного обучения в начальной школе - это сформированность у ребёнка основных приемов логического мышления. Это объясняется тем, что большая часть программы образования в начальной школе построена на применении таких логических приемов, как осуществление простейших видов синтеза и анализа, сравнения, а также установление связи между видовыми и родовыми понятиями. Умение быстро осуществлять переработку информации, применяя при этом приемы логического мышления, предоставляет ребёнку возможность получения более глубоких знаний и понимания всего учебного материала в отличие от тех, кто обладает невысоким уровнем развития логики, но постигает образовательную программу, опираясь лишь на память.
От ребенка, пришедшего в первый класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы.
Современные учебники математики разработаны таким образом, что начиная с самых первых уроков ребёнку необходимо применять полученные ранее умения классифицировать, сравнивать, обобщать и анализировать результаты своей деятельности. Недоработки в развитии логической сферы первоклассника уже в первый год обучения создадут ему большие трудности и трудности эти не будут уменьшаться с переходом в следующие классы, а будут расти, поскольку материал будет усложняться.
В этой связи особую важность уже в процессе дошкольного обучения уделить исключительное внимание развитию приемов логического мышления. После овладения логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить чётко и ясно, сможет в необходимый момент сосредоточиться на корне проблемы, доказать другим свою правоту. Ребёнку станет легче учиться, а, следовательно, и сама учеба, а также сама школьная жизнь будут приносить удовлетворение и радость.
Таким образом, недостаточное развитие основных логических приёмов приводит к снижению эффективности обучения, к замедлению развития познавательных процессов.
В настоящее время множество современных программ дошкольного образования и литературы уделяют особое внимание ребёнку, как неповторимому, творчески развитому человеку. Особое внимание уделяется и уровню логического мышления дошкольника.
Взаимозависимость математики и развития различных логических приемов умственных действий является одной из главных методических проблем математического образования дошкольников. Данной проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак и др.
Целью данной работы является разработка комплекса игр по развитию логических приемов мышления у дошкольников в процессе их счетной деятельности.
Объект исследования: развитие логических приемов мышления у дошкольников в процессе их счетной деятельности.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на развитие логических приемов мышления у дошкольников в процессе их счетной деятельности.
Задачи исследования:
- рассмотреть общую характеристику развития приемов логического мышления детей дошкольного возраста;
- исследовать содержание основных приемов логического мышления;
- провести анализ методической литературы в подходах к формированию приемов логического мышления;
- подобрать комплекс игр и проверить его эффективность в процессе опытно-поисковой работы по развитию приемов мышления детей дошкольного возраста в процессе их счетной деятельности.
Методологическая и теоретическая база исследования - работы отечественных и зарубежных авторов, касающиеся вопросов развития приемов логического мышления старших дошкольников: З.А Михайлова. - методические советы к программе «Детство»; З. А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая - теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста; возрастная и педагогическая психология В. Давыдова; А. Белошистая. - об особенностях дошкольного возраста (формирование и развитие математических способностей); Жан Пиаже - речь и мышление ребенка; П.Я. Гальперин - психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий и др.
Методы исследования определялись исходя из задач исследования. Теоретические методы (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов, сравнительно-сопоставительный анализ существующих точек зрения, теоретическое обобщение). Эмпирические методы (моделирование, наблюдение, беседа, сравнение, обобщение)
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа, на каждом из которых решались определенные задачи:
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение имеющегося опыта, определялись исходные параметры исследования, разрабатывались задачи исследования.
На втором этапе обобщались полученные в ходе первого этапа работы данные, уточнялись основные положения исследования. В рамках этого этапа была проведена диагностика уровня сформированное™ логических приемов мышления дошкольников.
На третьем этапе осуществлялось обобщение материалов исследования, анализ и систематизация, обработка экспериментальных данных, подтверждающих действенность работы воспитателя по развитию логических приемов мышления у дошкольников в процессе их счетной деятельности, оформлялся текст выпускной квалификационной работы.
Исследование осуществлялось на базе ДОУ № 16, с детьми старшего дошкольного возраста (старшая группа).
Практическая значимость исследования заключается в описании условий организации образовательной среды, обеспечивающей логическое развитие детей дошкольного возраста, а также подборе и разработке диагностического инструментария для исследования уровня логического развития детей.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы, одно приложение.
Проблема изучения логического мышления является достаточно актуальной темой в психолого-педагогической литературе. Имеется множество научных публикаций, которые посвящены данной проблеме, в них содержится теоретическое обоснование необходимости и возможности развития логического мышления ребёнка, обозначены пути решения данной задачи. Однако возрастное распределение по данной проблеме в научной литературе достаточно мало представлено.
Так как мышление является процессом познавательной деятельности, то оно обладает свойством обобщённого и опосредованного отражения действительности. Адекватное отражение окружающей действительности осуществляется при условии гармоничного сочетания единства логического и конкретно-чувственного мышления. Каждый психический акт отражения состоит из двух моментов: понимание и объект, а также отношение к нему. Результатом логического мышления является осмысление, понимание того, что происходит вокруг, выявления существенных связей, сторон и явлений окружающего мира.
Логическое мышление состоит из нескольких компонентов:
- умение выявлять структуру, состав и организацию частей и элементов, а также ориентироваться на наиболее существенные признаки явлений;
- умение выявлять взаимосвязь объекта и предмета, видеть их трансформацию стечением времени;
- умение осуществлять логические операции, при этом осознанно их аргументируя.
Необходимо отметить тот факт, что развитие логического мышления имеет прямую взаимосвязь с возрастными особенностями ребёнка. У детей младшего дошкольного возраста преобладает один вид мышления - наглядно-образный. При этом преобразование ситуации во множестве случаев выполняется на основании целенаправленных проб с учётом планируемого результата. Дети дошкольного возраста вполне способны установить определённые скрытые отношения и связи между предметами.
В среднем дошкольном возрасте увеличивается объем памяти и начинается развитие образного внимания. Дети учатся способности применения простых схематизированных изображений в целях решения простейших задач. Дети дошкольного возраста могут строить по схеме, решать задачи на лабиринт. Развивается предвосхищение. Основные достижения среднего возраста связаны с развитием игровой деятельности: совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, познавательной мотивации, совершенствование восприятия.
В старшем дошкольном возрасте осуществляется систематизация представлений детей, продолжается развитие образного мышления. Дети постепенно овладевают способностью не только решения задач в наглядном плане, но и совершения преобразования объекта, а также выявление, в каком порядке объекты вступают во взаимодействие и т.п. Тем не менее подобные решения являются оправданными лишь в том случае, когда дети будут использовать адекватные мыслительные средства. Среди таких средств можно отметить схематизированные представления, возникающие в ходе наглядного моделирования.
Старший дошкольный возраст представляет собой период, когда ключевой деятельностью выступает игра. В процессе игры проще усваиваются новые знания, навыки, умения, процессе игровой деятельности становится легче привлечь внимание ребёнка, он лучше усваивает новый материал. Игра содействует расширению представлений об окружающей действительности, применения и закрепления знаний, которые были получены на занятия, а также содействует развитию опыта общения детей со сверстниками и взрослыми. Игра способствует тому, что обучение становится более занимательном, лёгким. В процессе игры происходит развитие интересов детей, возбуждение их активности, желание играть, развитие мышления.
В этой связи для развития логического мышления в данном возрастном периоде выступает дидактическая игра.
Дидактические игры, которые используются в качестве формы обучения детей, содержат в себе два компонента: занимательный и познавательный. В процессе занятия воспитатель выступает и в качестве наставника, и в качестве полноценного участника игры, он также, как и дети включается в игровой процесс. Для закрепления и углубления знаний дошкольников, воспитатель задаёт наводящие вопросы, загадывает различные загадки, стимулирует познавательную активность детей, ориентирует детей на поиск оптимального решения для выхода из сложившейся ситуации. Воспитатели активно применяют на практике игры с правилами - дидактические и подвижные, сюжетно-дидактические, помогающие детям лучше усваивать знания, закреплять навыки и умения, которые были получены в процессе занятий.
Во второй главе работы был проведен анализ сформированности основных навыков логического мышления 15-ти детей дошкольного возраста. По результатам анализа стало очевидно, что у детей наблюдается слабый уровень развития классификации и сериации.
В целях устранения данных проблем была разработана серия дидактических игр:
1. Игры на формирование знания о цифре - «Волшебные ниточки», «Придите ко мне», «Найди себе место», «Найди портрет числа».
2. Игры на формирование количество и счёта - «На зарядку становись», «Сосчитай правильно», «Считаем по порядку», «Карточки- домики», «Сколько до и после», «Сосчитай и назови».
3. Игры на формирование количественных отношений - «Угости белочек грибами», «Морковки для зайчат», «Жучки на листиках», «Найди пару».
4. Игры на формирование счетных операций - «Числовые домики», «Капитошка», «С матрешками», «Найди на 1 меньше», «Назови число».
5. Игры с решением арифметических задач - «Освободим принцессу», «Поставь блюдце на место», «Прогулка в сад».
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
1. Абрамова, Г. С. Общая психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - М. : Академический Проект, 2012. - 496 с.
2. Аралова, М. А. Справочник психолога ДОУ [Текст] / М. А.
Аралова. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 448 с.
3. Баданина, Л. П. Основы общей психологии [Текст] / Л. П.
Баданина. - М. : Флинта, 2012. - 272 с.
4. Белошистая Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей [Текст] / В. А Белошистая,.. - М. : Академия, 2014. - 245 с.
5. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 234 с.
6. Бобровская, Г. В. Активизация словаря младшего школьника [Текст] / Г. В. Бобровская. - М. : Академия, 2010. - 541 с.
7. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] /А.В. Брушлинский. - М. : Просвещение, 1983. - 123 с.
8. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1989. - 127 с.
9. Возрастная и педагогическая психология [Текст] /Под ред. В. Давыдова. - М. : Просвещение, 2012. - 118 с.
10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Академия, 1983. - 243 с.
11. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - В кн.: Исследование мышления в советской психологии [Текст] / П.Я. Гальтерин. - М. : Просвещение, 1966. - 143 с.
12. Гордеева О.В. Измененные состояния сознания и культура [Текст] / О. В. Гордеева. - М. : Хрестоматия, 2013. - 336 с.
13. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста [Текст] / Дошкольная педагогика, 2007. - № 4. - С.12¬16
14. Дорофеева, А. Логика, мышление: Школа семи гномов. 6-7 лет [Текст] / А. Дорофеева. - М. : Мозаика-Синтез, 2017. - 16 с.
15. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / М.И. Еникеев. - М. : ТК Велби, Издательство Проспект, 2012. - 443 с.
16. Жан, Пиаже. Речь и мышление ребенка [Текст] / Пиаже. Жан. - М. : Римис, 2008. - 416 с.
17. Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет [Текст] / А. З. Зак. - М. : Педагогические науки, 2014. - 231 с.
18. Запорожец, А.В. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Вопросы психологии. - 2016. - № 5. - 14-25 с.
19. Исаев Е. И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников [Текст] / Вопросы психологии. - 1984. № 2. - С. 52 - 60.
20. Капарулина, В. Н., Психологический словарь [Текст] / М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. Н. Балобанова под общей ред. Ю.Л. Неймира. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 333 с.
21. Кийк С.Н. Сравнительная характеристика уровня развития
мыслительных процессов старших дошкольников // Психология, социология и педагогика. - 2016. - № 3. [Электронный ресурс]. - URL:
http://psychology.snauka.ru/2016/03/6600(дата обращения: 12.06.2017).
22. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2014. - 343 с.
23. Крутецкий, В.А. Психология [Текст] / В.А. Крутецкий. - М. : Просвещение, 1980. - 221 с.
24. Люблинская, А.А. Воспитание мышления у детей //Дошкольное воспитание. [Текст] - 1991. - №12. - С.26-34
25. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2011. - 518 с.
26. Математика до школы [Текст] : пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Ч. 1: / А. А. Смоленцева О.В. Пустовой. - СПб. : «Детство-пресс», 2013. - 191 с.
27. Матюшкин, А. М. Психология мышления [Текст] / А. М. Матюшкин. - М. : Просвещение, 1965. - 447 с.
28. Михайлова, З. А. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. - М. : Юнити Дана, 2012. - 212 с.
29. Михайлова, З. А. Освоение исследовательских действий детьми старшего дошкольного возраста в логико-математических играх [Текст] /З.А. Михайлова, Е. А. Лукьяненко // Методические советы к программе «Детство» / Под ред. З. А. Михайловой. - СПб. : Детство-Пресс, 2014. - 233 с.
30. Михеева, Е. В. Новые подходы к организации логико- математического развития детей дошкольного возраста [Текст] // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С.23-26
31. Немов, Р. С. Общая психология. В 3 томах. Том 1. Введение в психологию [Текст] / Р. С. Немов. - М. : Юрайт, 2013. - 736 с.
32. Носс И. Н., Васина Н. В. Введение в практику психологического исследования. [Текст] / Н.И. Носс. - М. : Издательство Института психотерапии, 2012. - 352 с.
33. Образовательные программы в ДОУ. [Электронный ресурс]. -
URL: http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/113-
vospitatelyam-/1382-obrazovatelnye-programmy-v-dou (дата обращения:
4.08.2017).
34. Общая психология. [Текст] : курс лекций для первой ступени педагогического образования; Владос - М. : Инфра-м, 2012. - 448 c.
35. Орлов, Р. Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии [Текст] / Р. Б. Орлов. - М. : Юпитер, 2015. - 263 с.
36. От рождения до школы. Основная общеобразовательна программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комратовой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-синтез, 2015. - 304 с.
37. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М. : Академия, 2000. - 232 с.
38. Пичугина, Н. О. Дошкольная педагогика. [Электронный ресурс].
- URL: http://bookz.ru/authors/nadejda-pi4ugina/do6kol_n_680/page-18-
do6kol_n_680.html.(дата обращения: 27.08.2017).
39. Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н. Н. Поддъяков. - М. : Педагогика, 1977. - 212 с.
40. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] // Под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез, 2015. - 232 с.
41. Психологический словарь. [Электронный ресурс]. - URL: http://psylist.net/slova/psy/?id_slovar=3997 (дата обращения: 08.08.2017).
42. Рубинштейн, С. Л К психологии речи. Ученые записки ЛГПИ имени Герцена [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М. : Днепр, 2012. - 35 с.
43. Сайт, М. К. Математика в детском саду [Текст] / М. К. Сай, Е. И. Удальцова. - М. : Просвещение, 2012. - 233 c.
44. Тихоненко, А. В., Трофименко Ю. В. О развитии ключевых компетенций младших школьников при выборе рациональных способов решения геометрических задач [Текст] // Начальная школа, 2007. - № 4. - С.23-26
45. Трофименко, Ю. В. Организация дидактической игровой деятельности дошкольников при формировании навыков счетной деятельности [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №3. - С. 98-103.
46. Трофименко, Ю. В., Пузина М. С. К вопросу о формировании устных вычислительных навыков младших школьников // Наука XXI века: теория, практика и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: ООО «Омега Сайнс», 2015. - 443 с.
47. Трухманов, В. Б. Методические возможности математических задач в развитии логического мышления дошкольников // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 7. Ч. 5 [Электронный ресурс]. - URL : http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56434(дата обращения: 23.09.2017).
48. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. - М. , 2014. - 294 с.
49. Шпаргалка по общей психологии [Текст] - М. : Окей-книга, 2012. - 718 c.