Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в сельской школе

Работа №99367

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в сельской школе: теоретическиеаспекты 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 6
1.2. Характеристика сельской школы как образовательного
учреждения 12
1.3. Процесс нравственного воспитания детей младшего
школьного возраста в сельской школе: сущность, методы и средства 19
Глава 2. Опытно-поисковая работа по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Ачитского городского округа «Марикаршинская основная общеобразовательная школа» 29
2.1. Анализ работы педагогов по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в Марикаршинской школе 29
2.2. Диагностика нравственной воспитанности детей младшего
школьного возраста 40
2.3. Разработка комплекса мероприятий по нравственному
воспитанию детей младшего школьного возраста в сельской школе 49
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Приложения 69


Актуальность исследования. Нравственное воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Поэтому по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами [10].
Перед современной общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника [16].
Особое внимание необходимо уделять нравственному воспитанию младшего школьника, так как в этом возрасте ребенок восприимчив к усвоению моральных знаний, которые являются регулятором духовно-ориентированного поведения, его мотивов. От его воспитания зависит его жизненная позиция [12].
Особое место в общей системе нравственного воспитания школьника занимает сельская школа. В силу ряда социально-географических факторов (отдаленность от культурных центров, численность и состав учащихся, педагогов, наличие учебно-материальной базы и др.) сельская школа вынуждена брать на себя функции центра образования и воспитания школьников, проживающих в окружающем школу социуме. В основном сельская школа является ведущим фактором нравственного воспитания. Она обладает арсеналом средств, отсутствующих в городе, среди которых тесная органическая связь с природной средой, сохранившиеся традиции, обычаи, ритуалы в общественной и семейной жизни, духовное единение, забота о младших и людях старшего поколения, направленность на трудовую деятельность.
Степень разработанности темы. Проблема нравственного воспитания возникла давно. Еще философы античности Пифагор, Демократ, Аристотель анализировали данную проблему. Гораздо позже над этим вопросом работали советские исследователи: Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Н. И. Болдырев, И. Ф. Харламов, они в своих трудах раскрывают сущность основных понятий теории нравственного воспитания, способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Современные российские ученые Б. Т. Лихачев, Л. А. Попов, Л. Г. Григорович так же рассматривали вопросы нравственного воспитания[16].
Противоречие между необходимостью выстроить содержание нравственного воспитания так, чтобы сформировать у детей младшего школьного возраста устойчивые нравственные ценности и качества и недостаточностью научно-теоретической и практической разработки этой проблемы.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: каким должно быть содержание нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в сельской школе?
Вышесказанное побудило нас выбрать для исследования тему «Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в сельской школе».
Объект исследования - процесс нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - содержание нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в сельской школе.
Цель исследования - на основе анализа теории и практики разработать и обосновать комплекс мероприятий нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в сельской школе.
Гипотеза исследования заключается в предположении что, комплекс мероприятий по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в сельской школе включает:
- художественные средства;
- формы: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, сюжетно-ролевые игры;
- методы: пример, упражнение и проблемно-ситуационный метод;
- направления: воспитание трудолюбия, воспитание морального
сознания и нравственных убеждений, воспитание нравственного отношения и поведения.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
2) представить сельскую школу как тип образовательного учреждения;
3) изучить сущность, методы и средства нравственного воспитания;
4) проанализировать работу педагогов по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в МКОУ АГО «Марикаршинская ООШ»;
5) провести диагностику уровня нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста в МКОУ АГО «Марикаршинская ООШ»;
6) частично апробировать комплекс мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников в сельской школе.
В работе применены методы исследования:
теоретические - анализ, обобщение, классификация;
эмпирические - интервью, беседа, анализ документов.
База эмпирического исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ачитского городского округа «Марикаршинская основная общеобразовательная школа» деревни Марийские Карши, Ачитский район, Свердловская область.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы из 63 источников, 4 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сельская школа - это совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, стремящихся удовлетворить образовательные потребности детей и выполняющих специфические задачи общеобразовательной и трудовой подготовки школьников.
Существует ряд проблем характеризующих сельскую школу: состояние материально-технической базы школы находится в удовлетворительном или аварийном состоянии; малое количество учащихся; недостаточное финансирование; кадровая проблема; низкий уровень предоставляемого образования. Но при этом, сельская школа способствует динамичному развитию села. При всех своих проблемах именно сельская школа сохраняет возможность воспитания юного поколения в духе общности, социальной ответственности, морали и нравственности, сохранения духовной наследственности отношений, преемственности поколений.
Из-за отсутствия центров дополнительного образования, детских садов, культурных центров сельская школа является культурным и воспитательным центром села и берет на себя функцию по нравственному воспитанию детей.
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств, отношения и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении, поведении.
Методы нравственного воспитания: этическая беседа, разъяснение, требование, пример, наказание, поощрение, упражнение, предметно-ситуационный метод. Средства нравственного воспитания: художественная среда, природная среда, собственная деятельность, общение, окружающая обстановка.
Наиболее благоприятным для формирования общей системы ценностей и норм поведения является младший школьный возраст.
Этот возраст приходится на 7-10 лет и является наиболее важным этапом школьного детства. Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность. Основные новообразования: развивается механическая память; происходит переход от непроизвольного восприятия к произвольному наблюдению за предметом или объектом; развивается воля; наглядно-образное мышление.
Если дошкольный возраст характеризовался как эгоистический этап, то младший школьный возраст рассматривается как начало альтруистических побуждений, ребенок обращает внимание не только на свои чувства, но и на чувства окружающих, понимает переживания других людей, может оценить поступки окружающих, умеет сопереживать.
Проанализировав работу педагогов по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в МКОУ АГО "Марикаршинская ООШ", можно сделать следующий вывод. Работа с детьми проводиться и достаточно успешно. Многие нравственные качества и нормы поведения были усвоены учениками: школьники умеют оценивать свои и чужие поступки и действия (положительно и отрицательно), с уважением относятся к родителям и учителям, почитают народные традиции, стараются лучше учиться, дружелюбны с одноклассниками.
Однако в процессе реализации программы выявился ряд проблем: занятия в основном проходят в форме беседы, младшие школьники часто теряют интерес к материалу, отвлекаются, невнимательно слушают; школьники с одноклассниками дружелюбны, но не всегда придут на помощь, не умеют сопереживать, не понимают значения нравственных понятий или путают их, у многих неправильное представление о трудовой деятельности, в некоторых ситуациях не контролируют эмоции и т.д.
В связи с этим было принято решение провести диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся: диагностика нравственной оценки поведения учащегося; диагностика этики поведения; диагностика знания нравственных понятий (разработана учителем начальных классов МКОУ АГО «Марикаршинская ООШ» О. С. Ватолиной); диагностика уровня нравственной воспитанности (методика Н. П. Капустина, М. И. Шиловой) адаптированная учителем младших классов МКОУ АГО «Марикаршинская ООШ» О. С. Ватолиной.
Диагностику провели в начале 2016-2017 учебного года. В диагностике принимали участие 7 младших школьников, учащиеся 4 класса.
Методика диагностики включила в себя:
1) диагностика нравственной оценки поведения учащегося;
2) диагностика этики поведения [60];
3) диагностика знания нравственных понятий (разработана учителем начальных классов МКОУ АГО «Марикаршинская ООШ» О. С. Ватолиной);
4) диагностика уровня нравственной воспитанности (методика Н. П. Капустина, М. И. Шиловой) адаптированная учителем младших классов МКОУ АГО «Марикаршинская ООШ» О. С. Ватолиной.
Результаты исследования показали, что в МКОУ СОШ "Марикаршинская ООШ" уровень нравственной воспитанности младших школьников в основном находятся на среднем уровне. Младшие школьники показали неумение сдерживать свои эмоции, большинство школьников не уважительно относятся к старшим, не проявляют честность, милосердие, дружелюбие в отношении к сверстникам и взрослым, не требовательны и безынициативны, нуждаются в контроле со стороны взрослых.
Отсюда, можно сделать вывод, что той работы, которая проводится в школе по развитию нравственных качеств не достаточно, требуется внести в программу "Воспитание от А до Я" новые методы и средства нравственного воспитания. В связи с этим был разработан комплекс мероприятий на 2016-2017 учебный год.
Цель комплекса мероприятий - повысить уровень нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста.
В комплекс входят следующие воспитательные мероприятия:
- чтение художественной литературы «Книги глазами детей»;
- просмотр мультфильмов «Мультпарад»;
- сюжетно-ролевые игры;
- упражнение «Утро начинается с улыбки».
В конце учебного года необходимо провести повторную диагностику уровня нравственной воспитанности, чтобы проверить результативность комплекса мероприятий.
Разработанный комплекс мероприятий показал следующие результаты: раньше внеурочная деятельность была основана на этических беседах, сейчас же педагог добавил такие методы как пример (положительные герои из книжной литературы, мультфильмов, фильмов), предметно-ситуационный метод в сюжетно-ролевых играх, упражнение в занятиях "Утро начинается с улыбки".
Решение включить в программу такие формы как чтение литературы, просмотр мультфильмов и фильмов, сюжетно-ролевые игры, т.к. наглядные примеры и различные игры воспринимаются детьми намного легче и понятнее. Если в начале учебного года показатели уровня нравственной воспитанности были на среднем уровне, то в конце учебного года эти показатели значительно выросли, это доказывает обоснованность предложенных мероприятий.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи исследования решены.



1. Аксенова Е. Г. Деятельность учителя по выполнению функций классного руководителя. Начальная школа: плюс до и после. М. 2007. 348 с.
2. Алексеева Н. П. Деятельность классного руководителя в системе воспитательной работы школы // Школьное планирование. 2006. № 6 С. 111-118.
3. Бабанскийи Ю. К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. М. Педагогика, 2003. 273 с.
4. Барабанщиков Л. В. Проблемы педагогической культуры преподавателя. М. 1980. 263 с.
5. Божович Л. И., Конникова Т. Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. М. 2000. 287 с.
6. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фабер А. Д. Возрастная
физиология. Физиология развития ребенка: учебное пособие для студ. выс. учеб. завед. М.: Академия, 2002. 416 с.
7. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология в вопросах и ответах. М.: ТЦ Сфера, 2002. 256 с.
8. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной
педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская
психология. М.: Просвещение, 1984. 433 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки Россииот 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказовот 26 ноября 2010 г. № 1241,от 22 сентября 2011 г. № 2357) Ст. 8.
11. Гамезо М. В.,Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и
педагогическая психология: учеб.пос. для студ. всех спец.пед. вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
12. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2003. 480 с.
13. Гурьянова М. П. Российская сельская школа как социокультурный феномен // Педагогика №7. М. 1999. С. 23-28.
14. Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика: пособие для педагогов. Минск: Амалфея, 2000. 447 с.
15. Давыдов В. В. Лекции по общей психологии. М : Академия. 2008. 176 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ