Глава 1. Теоретические основы воспитания самостоятельности у подростков в школе 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков
6
1.2. Самостоятельность как психолого-педагогическая
категория 14
1.3. Методы, формы и средства воспитания самостоятельности у подростков в школе 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию
самостоятельности у подростков в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Манчажская средняя
общеобразовательная школа» 34
2.1. Анализ деятельности педагогического коллектива
Манчажской школы по воспитанию самостоятельности
подростков 34
2.2. Разработка программы по воспитанию самостоятельности у старших подростков в МАОУ «Манчажская СОШ» 50
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Приложения 70
Актуальность темы исследования. Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предполагает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в незнакомой обстановке, но и в любых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
Самостоятельность как стремление и умение ребенка решать задачи независимо от взрослого, мобилизуя имеющиеся знания и опыт, используя поисковые действия, является важным фактором социально-личностного созревания.
Самостоятельность не является врожденной чертой характера личности, она формируется по мере взросления ребенка. Взрослый может способствовать формированию самостоятельности, а может ее задерживать.
По результатам многочисленных исследований педагогов и психологов, проблемы с воспитанием самостоятельности возможны в подростковом возрасте. Обостренная потребность в самоутверждении у подростков нередко основывается на искаженном представлении о самостоятельности, которая воспринимается ими как полная независимость от чужих мнений, советов и оценок. При этом демонстративное отвержение авторитета старших нередко сочетается с собственной пассивностью и нежеланием принимать решения и нести за них ответственность [49].
Самостоятельность в педагогической науке изучается не как интегральное свойство целостной личности, а функционально, в связи с каким- либо видом деятельности: как свойство познавательной деятельности (А.С. Байрамов, В.Н. Максимова, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова), в общественной деятельности (Я.И. Левин, З.Ф. Пономарева, С.Я. Хозе), в связи с социальной активностью (И.С. Кон, Т.Н. Мальковская). Проявления самостоятельности в подростковом возрасте изучала С. Хартер, рассматривая такое проявление личностной автономии у подростков, как возможность высказывания своего собственного мнения [8].
Несмотря на широту взглядов, представленных в трудах педагогов и психологов по вопросам воспитания самостоятельности у подростков, остаются мало разработанными аспекты воспитания самостоятельности в школе. Недостаточно раскрыто содержание данного направления деятельности, описание методов, форм и средств воспитания самостоятельности в общеобразовательной школе.
Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием важности воспитания самостоятельности у подростков и недостаточным использованием форм, методов и средств воспитания самостоятельности в общеобразовательной школе, в которой подростки проводят большую часть своего времени.
Проблема исследования: каковы формы, методы и средства воспитания самостоятельности у подростков в школе?
Актуальность, противоречие и проблема позволили сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Воспитание самостоятельности у подростков в школе».
Объект исследования: процесс воспитания самостоятельности у подростков.
Предмет исследования: содержание воспитания самостоятельности у подростков в школе.
Цель исследования: на основе изучения и анализа теоретических и практических данных разработать программу по воспитанию самостоятельности у подростков в школе.
Гипотеза исследования: воспитание самостоятельности подростков в школе будет возможным, при:
учете психолого-педагогической характеристики подростков;
использовании активных методов, таких как работа в
тренинговых группах, имитационные методы;
• построении программы на основе личностно-деятельностного
подхода.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику подростков.
2. Рассмотреть самостоятельность как психолого-педагогическую категорию.
3. Изучить методы, формы и средства воспитания самостоятельности подростков в школе.
4. Проанализировать деятельность педагогического коллектива школы по воспитанию самостоятельности у подростков.
5. Провести первичную диагностику старших подростков
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Манчажская средняя общеобразовательная школа», (далее МАОУ «Манчажская СОШ»), направленную на выявление уровня самостоятельности.
Методы исследования:
- теоретические - анализ источников, обобщение, систематизация;
- эмпирические - анкетирование, решение проблемной ситуации, контент-анализ, методы статистической обработки данных.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное
учреждение «Манчажская средняя общеобразовательная школа».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы из 62 источников, и 15 приложений.
Целью работы стала разработка программы по воспитанию самостоятельности у подростков в школе на основе теоретического материала и практических данных.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: рассмотрена самостоятельность как психолого-педагогическая категория; дана психолого-педагогическая характеристика старшего подросткового возраста; изучены методы, формы и средства воспитания самостоятельности подростков в школе.
Анализ теоретических источников по проблеме исследования позволил сделать определенные выводы.
Самостоятельность - важнейшая характеристика личности; самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности).
Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Наиболее продуктивным процесс воспитания самостоятельности становится в подростковом возрасте, когда ребенок уже способен к самопознанию и самопониманию.
Самостоятельность подростка понимается как стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимые от взрослых, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия.
Старший подростковый возраст - это возраст становления самостоятельности, формирования чувства собственного достоинства, выражающего потребность в самоопределении и самоутверждении подростка в среде взрослых.
Старший подростковый возраст представляет собой благоприятный период для воспитания самостоятельности. В практике воспитания учет растущих возможностей подростков, поощрение положительной направленности их стремлений и активности позволяют смягчить протекание подросткового кризиса и сформировать подлинную самостоятельность.
Для организации работы по воспитанию самостоятельности старшего подростка в школе, чаще всего используются следующие методы: работа в тренинговых группах, имитационные методы, убеждение, рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.
Формы работы по воспитанию самостоятельности подростков выбираются в зависимости от цели воспитательной деятельности, методов и средств и подразделяются на: словесно-логические; образно-художественные; трудовые; игровые; психологические.
Для воспитания самостоятельности подростков в школе используются такие средства как: общение, учеба, труд, игра, проектная деятельность, психологическое упражнение.
Следующим этапом работы нами была проанализирована деятельность МАОУ «Манчажская СОШ» по воспитанию самостоятельности у подростков и проведена первичная диагностика, направленная на выявление самостоятельности у подростков.
Анализ деятельности МАОУ «Манчажская СОШ» по использованию средств воспитания самостоятельности подростков показал, что недостаточно организована деятельность по воспитанию самостоятельности старших подростков в общении и учебной деятельности; недостаточно используются в воспитательной работе игра, труд, проектная деятельность и психологическое упражнение.
По итогам проведенной диагностики сделали вывод, что высокий уровень самостоятельности проявляется у 17% старших подростков, следовательно, у 83% девятиклассников существуют проблемы с самостоятельным планированием, выполнением и анализом деятельности. 33% подростков, показавшие низкий уровень, способны действовать только по плану, предложенному взрослым и находясь под постоянным контролем педагога.
Следовательно, деятельность по воспитанию самостоятельности у подростков в школе осуществляется на недостаточном уровне и существует необходимость в разработке программы по воспитанию самостоятельности у детей старшего подросткового возраста в МАОУ «Манчажская СОШ».
Цель программы: создание условий для воспитания самостоятельности старших подростков в школе через такие виды деятельности как общение, труд, игра, проектная деятельность, психологическое упражнение.
Все мероприятия программы по воспитанию самостоятельности у старших подростков в МАОУ «Манчажская СОШ» распределены по 4 тематическим блокам: 1 блок. «Труд - основа жизни!». Цель: развитие трудовых умений и навыков старших подростков, необходимых для самостоятельной жизни, посредством включения их в различные виды трудовой деятельности; 2 блок. «Играя - учимся!». Цель: создание условий для отработки определенных социальных ролей подростка и поведенческой модели, которая им соответствует; 3 блок. «Брошенный вперед (проектная деятельность)». Цель: включение подростков в процесс активного поиска необходимой информации, ее критическое и творческое осмысление, освоение способов самостоятельных действий при решении проблем; 4 блок. «Управляя собой, управляй миром (психологические упражнения)». Цель: воспитание самостоятельности подростков, развитие интереса к собственной личности, формирование рефлексивных навыков.
По итогам реализации программы планируется достижение следующих результатов:
1. Подростки успешно применяют знания в новой, нестандартной ситуации.
2. Проявляется мотивация, часто связанная с планами на будущее,
3. Подростки умеют планировать деятельность, действуют самостоятельно без непосредственного и постоянного контроля в соответствии с планом, доводят начатое дело до конца,
4. Подростки способны сами проконтролировать и оценить свои действия и поступки,
5. Подростки проявляют инициативу, активность в процессе деятельности, общения и в отношениях.
Итак, самостоятельность старшего подростка выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению.
Разработанная программа воспитательной работы направлена на создание условий, необходимых для воспитания основных умений и потребностей подростков, которые становятся основой для воспитания самостоятельности.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение на теоретическом уровне.
1. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004. 213 с.
2. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность // Дошкольное воспитание. 2009. №9. С.52-58.
3. Александрова Н.Н., Шульга Т.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» // Вопросы психологии. 2007. №6. С.34-38.
4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 2014. 280 с.
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2000. 192 с.
6. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс
лекций. Москва; Воронеж: Институт практической психологии,
2006. 348 с.
7. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Мысль, 2001. 226 с.
8. Бочкина Н.В. Самостоятельность личности школьника. Л.: РГПУ, 2011. 86 с.
9. Возрастная психология: хрестоматия / под ред. В.С. Мухиной, А.А. Хвостова. М.: Академия, 2011. 412 с.
10. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Журнал «Виноград». 2010. №37. С.20-23.
11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы 4-е издание, переработанное. СПб.: Питер, 2009. 503 с.
12. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. Т.4. М.: Наука, 2014. 432 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2011. 480 с.
14. Гуменюк Г.В. Влияние психологической культуры на состояние образовательной среды и характеристики педагогического
взаимодействия // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты. Материалы III Национальной научно-практической конференции. Том 2. М.: Федерация психологов
образования, 2006. С.86-87.
15. Детская практическая психология: Учебник / Под редакцией
Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2000. 348 с.
...