Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание самостоятельности у подростков в школе

Работа №99363

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы132
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы воспитания самостоятельности у подростков в школе 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков
6
1.2. Самостоятельность как психолого-педагогическая
категория 14
1.3. Методы, формы и средства воспитания самостоятельности у подростков в школе 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию
самостоятельности у подростков в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Манчажская средняя
общеобразовательная школа» 34
2.1. Анализ деятельности педагогического коллектива
Манчажской школы по воспитанию самостоятельности
подростков 34
2.2. Разработка программы по воспитанию самостоятельности у старших подростков в МАОУ «Манчажская СОШ» 50
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Приложения 70

Актуальность темы исследования. Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предполагает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в незнакомой обстановке, но и в любых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
Самостоятельность как стремление и умение ребенка решать задачи независимо от взрослого, мобилизуя имеющиеся знания и опыт, используя поисковые действия, является важным фактором социально-личностного созревания.
Самостоятельность не является врожденной чертой характера личности, она формируется по мере взросления ребенка. Взрослый может способствовать формированию самостоятельности, а может ее задерживать.
По результатам многочисленных исследований педагогов и психологов, проблемы с воспитанием самостоятельности возможны в подростковом возрасте. Обостренная потребность в самоутверждении у подростков нередко основывается на искаженном представлении о самостоятельности, которая воспринимается ими как полная независимость от чужих мнений, советов и оценок. При этом демонстративное отвержение авторитета старших нередко сочетается с собственной пассивностью и нежеланием принимать решения и нести за них ответственность [49].
Самостоятельность в педагогической науке изучается не как интегральное свойство целостной личности, а функционально, в связи с каким- либо видом деятельности: как свойство познавательной деятельности (А.С. Байрамов, В.Н. Максимова, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова), в общественной деятельности (Я.И. Левин, З.Ф. Пономарева, С.Я. Хозе), в связи с социальной активностью (И.С. Кон, Т.Н. Мальковская). Проявления самостоятельности в подростковом возрасте изучала С. Хартер, рассматривая такое проявление личностной автономии у подростков, как возможность высказывания своего собственного мнения [8].
Несмотря на широту взглядов, представленных в трудах педагогов и психологов по вопросам воспитания самостоятельности у подростков, остаются мало разработанными аспекты воспитания самостоятельности в школе. Недостаточно раскрыто содержание данного направления деятельности, описание методов, форм и средств воспитания самостоятельности в общеобразовательной школе.
Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием важности воспитания самостоятельности у подростков и недостаточным использованием форм, методов и средств воспитания самостоятельности в общеобразовательной школе, в которой подростки проводят большую часть своего времени.
Проблема исследования: каковы формы, методы и средства воспитания самостоятельности у подростков в школе?
Актуальность, противоречие и проблема позволили сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Воспитание самостоятельности у подростков в школе».
Объект исследования: процесс воспитания самостоятельности у подростков.
Предмет исследования: содержание воспитания самостоятельности у подростков в школе.
Цель исследования: на основе изучения и анализа теоретических и практических данных разработать программу по воспитанию самостоятельности у подростков в школе.
Гипотеза исследования: воспитание самостоятельности подростков в школе будет возможным, при:
учете психолого-педагогической характеристики подростков;
использовании активных методов, таких как работа в
тренинговых группах, имитационные методы;
• построении программы на основе личностно-деятельностного
подхода.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику подростков.
2. Рассмотреть самостоятельность как психолого-педагогическую категорию.
3. Изучить методы, формы и средства воспитания самостоятельности подростков в школе.
4. Проанализировать деятельность педагогического коллектива школы по воспитанию самостоятельности у подростков.
5. Провести первичную диагностику старших подростков
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Манчажская средняя общеобразовательная школа», (далее МАОУ «Манчажская СОШ»), направленную на выявление уровня самостоятельности.
Методы исследования:
- теоретические - анализ источников, обобщение, систематизация;
- эмпирические - анкетирование, решение проблемной ситуации, контент-анализ, методы статистической обработки данных.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное
учреждение «Манчажская средняя общеобразовательная школа».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы из 62 источников, и 15 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью работы стала разработка программы по воспитанию самостоятельности у подростков в школе на основе теоретического материала и практических данных.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: рассмотрена самостоятельность как психолого-педагогическая категория; дана психолого-педагогическая характеристика старшего подросткового возраста; изучены методы, формы и средства воспитания самостоятельности подростков в школе.
Анализ теоретических источников по проблеме исследования позволил сделать определенные выводы.
Самостоятельность - важнейшая характеристика личности; самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности).
Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Наиболее продуктивным процесс воспитания самостоятельности становится в подростковом возрасте, когда ребенок уже способен к самопознанию и самопониманию.
Самостоятельность подростка понимается как стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимые от взрослых, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия.
Старший подростковый возраст - это возраст становления самостоятельности, формирования чувства собственного достоинства, выражающего потребность в самоопределении и самоутверждении подростка в среде взрослых.
Старший подростковый возраст представляет собой благоприятный период для воспитания самостоятельности. В практике воспитания учет растущих возможностей подростков, поощрение положительной направленности их стремлений и активности позволяют смягчить протекание подросткового кризиса и сформировать подлинную самостоятельность.
Для организации работы по воспитанию самостоятельности старшего подростка в школе, чаще всего используются следующие методы: работа в тренинговых группах, имитационные методы, убеждение, рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.
Формы работы по воспитанию самостоятельности подростков выбираются в зависимости от цели воспитательной деятельности, методов и средств и подразделяются на: словесно-логические; образно-художественные; трудовые; игровые; психологические.
Для воспитания самостоятельности подростков в школе используются такие средства как: общение, учеба, труд, игра, проектная деятельность, психологическое упражнение.
Следующим этапом работы нами была проанализирована деятельность МАОУ «Манчажская СОШ» по воспитанию самостоятельности у подростков и проведена первичная диагностика, направленная на выявление самостоятельности у подростков.
Анализ деятельности МАОУ «Манчажская СОШ» по использованию средств воспитания самостоятельности подростков показал, что недостаточно организована деятельность по воспитанию самостоятельности старших подростков в общении и учебной деятельности; недостаточно используются в воспитательной работе игра, труд, проектная деятельность и психологическое упражнение.
По итогам проведенной диагностики сделали вывод, что высокий уровень самостоятельности проявляется у 17% старших подростков, следовательно, у 83% девятиклассников существуют проблемы с самостоятельным планированием, выполнением и анализом деятельности. 33% подростков, показавшие низкий уровень, способны действовать только по плану, предложенному взрослым и находясь под постоянным контролем педагога.
Следовательно, деятельность по воспитанию самостоятельности у подростков в школе осуществляется на недостаточном уровне и существует необходимость в разработке программы по воспитанию самостоятельности у детей старшего подросткового возраста в МАОУ «Манчажская СОШ».
Цель программы: создание условий для воспитания самостоятельности старших подростков в школе через такие виды деятельности как общение, труд, игра, проектная деятельность, психологическое упражнение.
Все мероприятия программы по воспитанию самостоятельности у старших подростков в МАОУ «Манчажская СОШ» распределены по 4 тематическим блокам: 1 блок. «Труд - основа жизни!». Цель: развитие трудовых умений и навыков старших подростков, необходимых для самостоятельной жизни, посредством включения их в различные виды трудовой деятельности; 2 блок. «Играя - учимся!». Цель: создание условий для отработки определенных социальных ролей подростка и поведенческой модели, которая им соответствует; 3 блок. «Брошенный вперед (проектная деятельность)». Цель: включение подростков в процесс активного поиска необходимой информации, ее критическое и творческое осмысление, освоение способов самостоятельных действий при решении проблем; 4 блок. «Управляя собой, управляй миром (психологические упражнения)». Цель: воспитание самостоятельности подростков, развитие интереса к собственной личности, формирование рефлексивных навыков.
По итогам реализации программы планируется достижение следующих результатов:
1. Подростки успешно применяют знания в новой, нестандартной ситуации.
2. Проявляется мотивация, часто связанная с планами на будущее,
3. Подростки умеют планировать деятельность, действуют самостоятельно без непосредственного и постоянного контроля в соответствии с планом, доводят начатое дело до конца,
4. Подростки способны сами проконтролировать и оценить свои действия и поступки,
5. Подростки проявляют инициативу, активность в процессе деятельности, общения и в отношениях.
Итак, самостоятельность старшего подростка выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению.
Разработанная программа воспитательной работы направлена на создание условий, необходимых для воспитания основных умений и потребностей подростков, которые становятся основой для воспитания самостоятельности.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение на теоретическом уровне.


1. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004. 213 с.
2. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность // Дошкольное воспитание. 2009. №9. С.52-58.
3. Александрова Н.Н., Шульга Т.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» // Вопросы психологии. 2007. №6. С.34-38.
4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 2014. 280 с.
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2000. 192 с.
6. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс
лекций. Москва; Воронеж: Институт практической психологии,
2006. 348 с.
7. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Мысль, 2001. 226 с.
8. Бочкина Н.В. Самостоятельность личности школьника. Л.: РГПУ, 2011. 86 с.
9. Возрастная психология: хрестоматия / под ред. В.С. Мухиной, А.А. Хвостова. М.: Академия, 2011. 412 с.
10. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Журнал «Виноград». 2010. №37. С.20-23.
11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы 4-е издание, переработанное. СПб.: Питер, 2009. 503 с.
12. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. Т.4. М.: Наука, 2014. 432 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2011. 480 с.
14. Гуменюк Г.В. Влияние психологической культуры на состояние образовательной среды и характеристики педагогического
взаимодействия // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты. Материалы III Национальной научно-практической конференции. Том 2. М.: Федерация психологов
образования, 2006. С.86-87.
15. Детская практическая психология: Учебник / Под редакцией
Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2000. 348 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ