Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания старших
дошкольников в ДОУ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста: понятие, цели, задачи 13
1.3. Формы и методы эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста в ДОУ 20
Глава 2. Опытно-поисковая работа по эстетическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ - детский сад №72.. 38
2.1. Анализ эстетического воспитания старшего дошкольного
возраста в МБДОУ «Детский сад №72» 38
2.2. Диагностика эстетической воспитанности старших дошкольников 47
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложения 64
Актуальность исследования. Современный человек живет в условиях, активно стимулирующих потребление жизненных благ, по большей части материальных. К сожалению, именно дети, в силу занятости их родителей и развитой сферы услуг и развлечений, больше всего подвержены этому разрушающему влиянию. Именно поэтому в последнее время особенно увеличился интерес к вопросам теории и практики эстетического воспитания, как немаловажному средству развития взаимоотношения личности к действительности.
Дошкольный возраст - самый важный этап развития и воспитания личности. Происходит приобщение ребенка к освоению окружающего общества, период его первоначальной социализации вне семьи. Именно в данном возрасте начинается активизация самостоятельности мышления, развивается не только познавательный интерес детей, любознательность, но и умение отличать красивое от некрасивого, как в произведениях искусства, так и в окружающей реальности. Старший дошкольный возраст выделяется на этом фоне становлением самостоятельности суждений, попытками интериоризировать социальный опыт и выработать собственное отношение к красоте или безобразности вещей, людей, видов деятельности.
Эстетическое воспитание дошкольников - является одним из важнейших средств формирования отношения ребёнка к действительности, средством его высоконравственного и интеллектуального обучения, и в окончательном результате средством развития духовно богатой и многосторонне сформированной личности [27].
Актуальность проблемы эстетического воспитания дошкольников подтверждается введенным Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нового поколения. Интегрированный подход воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации позволяет воспитывать в ребенке умение видеть прекрасное в окружающей действительности, трудолюбие, сознательное отношение к учению, стремление к созидательной деятельности. Впоследствии это становится жизненной позицией взрослого человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
В существующей системе эстетического воспитания дошкольников определенное место занимает декоративно-прикладное искусство. Занятия вышиванием, бисероплетением, рисованием, лепкой и т.д. являются результативным орудием приобщения ребенка к исследованию народных обычаев. Это в свою очередь способствует обучению культуры эмоций, формированию художественно-эстетического вкуса, творческой и трудовой активности личности.
Анализ литературы показал, что проблема эстетического воспитания нашла отражение в исследованиях многих ученых. Работы Ю.Б. Алиева, Ю.Б. Борева, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, В.Н. Шацкой посвящены общим вопросам эстетического воспитания, исследованию его понятийно-терминологического аппарата, установлению его сути и задач эстетического воспитания [59].
Вопросами эстетического воспитания детей, занимались многие специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Д. Лазуткина, Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева, Л. Шлегер, В. Шмидт) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (Е. Архин, П. Блонский, К. Корнилов, С. Шацкий).
Несмотря на активный интерес и наличие богатого опыта в реализации эстетического воспитания дошкольников, методические вопросы эстетического воспитания недостаточно разработаны и внедрены в практику ДОО. В настоящее время имеет место противоречие между необходимостью эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью методических материалов для педагогов, реализующий этот вид деятельности.
Проблема исследования - каким должно быть содержание эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ?
Определенные актуальность, противоречие и проблема исследования обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».
Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: содержание эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации возможно, если будет разработан комплекс мероприятий, включающий различные виды деятельности (музыкальная деятельность, художественное творчество, праздники и развлечения), нацеленные на когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить понятие, формы, методы эстетического воспитания.
3. Проанализировать деятельность по эстетическому воспитанию старших дошкольников в ДОО.
4. Определить уровень эстетической воспитанности старших дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовалась совокупность следующих методов исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические (тестирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение). В качестве методов обработки и интерпретации итоговых данных проводился количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: город Екатеринбург, МБДОУ - детский сад № 72.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка за счет обогащения эмоционального навыка, психической сферы личности, воздействие на изучение высоконравственной стороны реальности (для дошкольника понятие «привлекательный» и «хороший» практически схожи).
В своей работе мы будем придерживаться следующего определения: эстетическое воспитание - это направленный ход развития у человека эстетического отношения к действительности, это регулярная процедура влияния на личность ребенка с целью формирования у него возможности наблюдать красоту находящего вокруг общества, искусства и создавать ее.
Дошкольный возраст - самый важный этап развития и воспитания личности. Происходит приобщение ребенка к освоению окружающего мира, период его начальной социализации вне семьи. Старший дошкольный возраст выделяется на этом фоне становлением самостоятельности суждений, попытками интериоризировать социальный опыт и выработать собственное отношение к красоте или безобразности вещей, людей, видов деятельности.
Средствами эстетического воспитания могут выступать: труд, природа, искусство, окружающая среда, активная художественная деятельность. Благодаря таким средствам, как искусство, игра и игрушка, природа, эстетика быта, труд, самостоятельная художественно-творческая деятельность, различения и праздники, осуществляется эстетическое воспитание старших дошкольников.
К методам эстетического воспитания относят: метод непосредственных наблюдений; метод приучения, метод побуждения к эмпатии, упражнения в эмоционально-позитивной сочувственности к прекрасному, отрицательному отношению к безобразному в находящемся вокруг обществе; практических действиях, метод убеждения; метод поисковых, проблемных ситуаций.
Качественным и количественным результатом процесса эстетического воспитания является эстетическая воспитанность личности, которая носит
интегративный характер. В ее структуре можно выделить следующие компоненты: когнитивный (эстетические понятия и познания старших
дошкольников, «осведомленность» в области искусства); эмоционально-побудительный (эстетическая направленность личности, круг интересов, предрасположенности, предпочтения) и деятельностный (фактические умения и способности эстетико-предметной деятельности, проявления творческой активности).
Нами был проведен анализ деятельности МБДОУ - детский сад №72 по реализации эстетического воспитания позволил выделить ряд положительных и отрицательных моментов.
Положительные:
• на высоком уровне организована эстетика быта;
• на достаточном уровне организовано специальное обучение. Негативные:
• недостаточно внимания при реализации эстетического воспитания уделяется потенциалу декоративно-прикладного творчества вообще и народного творчества в частности;
• проводимые конкурсы отражают скорее уровень эстетической воспитанности родителей, чем детей;
• недостаточно организовано взаимодействие с родителями воспитанников при реализации эстетического воспитания;
• не проводится мониторинг эстетической воспитанности дошкольников.
Результаты проведенного педагогического наблюдения, в котором приняли участие 78 воспитанников подготовительных групп, показали, что у большинства детей старшего дошкольного возраста - 54 человека - средний уровень эстетической воспитанности личности, у 6 учащихся отмечен высокий уровень, у 26 - низкий уровень.
Эстетическая воспитанность старших дошкольников характеризуется наличием у них эстетических знаний о народном декоративно-прикладном искусстве; проявление эмоционально-оценочного отношения и интереса к его произведениям; способность к самореализации в эстетико-предметной творческой деятельности, основанной на народных художественных традициях.
Нами был разработан комплекс мероприятий, рассчитанный на реализацию в течение учебного года (с сентября по май). Ведутся комплексные занятия, где соединяются речевая, театрально-игровая, музыкальная, изобразительная деятельность, либо соединяются два вида деятельности - музыкальная и театральная, музыкальная и изобразительная. Основная цель подобных занятий - формирование ребенка во взаимосвязи умственной и эмоциональной сферы.
Комплекс мероприятий включает несколько направлений деятельности: музыкальная деятельность; художественное творчество; развитие речи; праздники и развлечения; работа с семьёй.
Комплекс мероприятий был представлен администрации детского сада, одобрен на методическом семинаре и рекомендован к реализации. На момент написания работы комплекс мероприятий частично реализован.
Результаты педагогической диагностики сформированности уровня эстетической воспитанности являются основой для определения эффективности процесса по формированию эстетической воспитанности старших дошкольников и уточнения дальнейшей программы их эстетического воспитания.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Е. А. Аркин. М. : Просвещение, 1968. с. 445.
2. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика: учебное пособие /
Т. М. Бабунова. Москва: ТЦ Сфера, 2007. с. 204.
3. Барышева Т. А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Т. А. Барышева. М. : Инфра-М.с. 2000.
4. Беляева-Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки / С. Н. Беляева-Экземплярская. М.: «Дрофа», 2001. с. 125.
5. Бечак Б. А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981 280 с.
6. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранова. - Академический проект, 2005. с. 240.
7. Бочкарева О. А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа / О. А. Бочкарева. - Корифей, 2007. с. 96.
8. Бочкарева О. А. ДОУ. Художественная литература. Нестандартные занятия. Старшая группа / О. А. Бочкарева. - Корифей, 2007. с. 116.
9. Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования / Веккер Л. М.- ЛГУ, 1964, с. 194.
10. Вендрова Т. Е., Писарева И. В. Воспитание музыкой / Т. Е. Вендрова, Писарева И. В. - М. : 1991, с. 50.
11. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. М. : Просвещение, 1981, с. 240.
12. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина. М. : Просвещение, 1989, с. 270.
13. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду / Н. А. Ветлугина. М., 1974.
14. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие / Н. А. Ветлугина. - 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1985. с. 207.
15. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. М. : Музыка, 1999. с. 256.
...