Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Работа №99355

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 5
1.1 Значение предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» в
современной подготовке обучающихся 5
1.2. Практические методы и приемы обучения на уроках ОБЖ 11
1.3 Игровая деятельность как средство обучения на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» 16
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 28
2.1 Выявление знаний, умений и навыков детей в рамках обучения на
уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» по разделу «Основ
здорового образа жизни» 28
2.2. Применение игровых методов на уроках «Основ безопасности
жизнедеятельности» 34
2.3. Анализ эффективности проведенной работы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. В рамках современного процесса образование отдельное внимание уделяется формированию взглядов у детей относительно окружающей действительности, а также непосредственно к самому себе в контексте социальной позиции.
В этой связи отдельное место занимает урок основ безопасности жизнедеятельности, направленный на стимуляцию мыслительных процессов, полноценное и всестороннее развитие детей в контексте различных жизненных ситуаций, а также на формирование представлений о здоровом образе жизни.
Знания, получаемые на уроках основ безопасно жизнедеятельности, позволяют детям адаптироваться в социальной среде, а также беспрепятственно проходить процесс социализации, при этом расширяя свои знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего процесса жизнедеятельности.
Для реализации потенциала урока «Основы безопасности жизнедеятельности» могут использоваться разнообразные методы и приемы работы, при этом особое внимание стоит уделить игровым методам работы.
Специфика игровой деятельности заключается в том, что она позволяет не только обогатить знания детей, но и сформировать положительную мотивацию на последующую работу на уроках.
Игровая деятельность отличается своей непринужденностью, содержательностью, огромным потенциалам, что позволяет не только реализовывать учебные цели и задачи, но и способствовать тому, чтоб дети принимали активное и самостоятельное участие в процессе накопления новых знаний.
Противоречие исследования заключается в том, что в контексте практической работы на уроках основ безопасности жизнедеятельности педагоги в основном прибегают к традиционным формам работы и построения урока, что не способствует внедрению новых методов и приемов, при этом отсутствует повышение активности и самостоятельности детей в процессе обучения.
Проблема исследования: Каковы условия и специфика применения игровых методов на уроках основ безопасности жизнедеятельности?
Объект исследования - процесс обучения учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования - применение игровых методов обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования - разработать систему игровой деятельности на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
деятельности на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
Задачи исследования:
1) Определить значение предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» в современной подготовке школьников
2) Рассмотреть практические методы и приемы обучения на уроках ОБЖ.
3) Проанализировать применение игровой деятельности как средства обучения на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
4) Реализовать опытно - экспериментальное исследование влияния игровой деятельности на процесс обучения детей на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»
База исследования: МБОУ «СОШ №18», Свердловской области, Артемовского района, село Мостовское.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы по проблеме исследования показал, что значение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников заключается в том, что знания, полученные в контексте данного предмета позволяют детям не только интеллектуально развиваться, но и использовать теоретические знания в рамках практического их применения для реализации адаптационного процесса к социальной действительности, а также с целью обеспечения собственной безопасности.
Актуальное значение предмета ОБЖ в рамках иных учебных предметов представлено в ФГОС второго поколения, где отражаются особенности применения данного предмета в контексте разностороннего развития детей и активизации их самостоятельности.
ОБЖ выполняет ряж функций:
1. Образовательная.
2. Воспитательная.
3. Развивающая.
4. Психолого - педагогическая.
5. Управленческая.
При реализации целей и задач предмета ОБЖ используется ряд методов, а именно:
- пассивные;
- активные;
- интерактивные методы.
В большей степени внимание уделяется активным методам и интерактивным. Они обусловлены тем, что учащиеся занимают активную позицию в процессе обучения, при этом педагог выполняет направляющую функцию, что в полной мере отражает требования современного образовательного процесса.
Основными видами игр выступают:
1. Деловые игры.
2. Организационно-деятельностная игра.
3. Ролевая игра.
4. Ситуационные игры.
5. Психодрама.
6. Социодрама.
Особое внимание на уроках ОБЖ уделяется игровым методам, которые подразделяются на группы в зависимости от содержательного аспекта:
I группа - предметные игры.
II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые.
III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности.
IV группа игр - строительные, трудовые, поисковые, конструкторские, спасательные.
Во второй части нашего исследования описано разработанное нами и проведенное опытно - экспериментальное исследование влияния игровой деятельности на процесс обучения детей на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
Для проведения эксперимента было сформировано две группы детей: экспериментальная - 20 человек и контрольная - 20 человек.
На основании анализа научно-теоретических и методических исследований мы определили цели и задачи экспериментальной работы, которая включила в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
На этапе констатирующего эксперимента было проведено обследование исходного уровня знаний, умений и навыков детей по разделу «Основы здорового образа жизни».
Для этого нами было разработано тестирование по данной тематике, а также определены средние показатели по предмету в целом.
Диагностика помогла оценить уровень знаний, умений и навыков детей. На констатирующем этапе было выявлено, существуют различия между контрольной и экспериментальной группой, при этом они имеют существенные преимущества. Средний показатель успеваемости в контрольной группе составил 4,4 а в экспериментальной - 4,2.
Далее был организован и проведен формирующий эксперимент, в котором принимали участие дети экспериментальной группы. Нами была разработана система занятий, основанная на реализации различного вида игр. Каждое занятие включало в себя ориентацию на три основных блока работы, направленных на формирование положительной мотивации к игровому процессу, применение игровой деятельности и закрепление полученных результатов.
Для проверки степени эффективности проведенной системы работы нами был организован контрольный эксперимент, на котором повторно обследовался уровень знаний, умений и навыков детей у детей экспериментальной и контрольной групп, а также проводился сравнительный анализ полученных данных.
Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп показал значительное преобладание положительной динамики у детей экспериментальной группы.
Сравнение среднего баллового показателя по группам детей, также выявил значительную положительную динамику у детей экспериментальной группы в отличие от контрольной группы.
Полученные экспериментальные данные свидетельствуют об эффективности разработанной нами системы работы по обучению детей на уроках ОБЖ посредством игровых методов.
Дети узнали много теоретической информации, при этом активизировали свои знания, что положительно отразилось на успеваемости детей, а также возможности применять полученные знания на практике.
Таким образом, подтвердилась наша гипотеза, цель и задачи исследования были достигнуты.



1. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» // Консультант Плюс
2. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения» // Консультант Плюс
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от
29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Консультант Плюс
4. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О воинской обязанности и военной службе» // Консультант Плюс
5. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Консультант Плюс
6. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пожарной безопасности» // Консультант Плюс
7. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О радиационной безопасности населения» // Консультант Плюс
8. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Консультант Плюс
9. Абаскалова Н. П., Акимова Л. А., Петров С. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: Учебное пособие. Новосибирск. М.: Изд-во АРТА, 2011. 303 с.
10. Абрамова С. В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие. Южно - Сахалинск: изд. Сах - ГУ, 2012. 244 с.
11. Айзман Р. И., Петров С. В., Ширшова В. М. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. Новосибирск. М.: АРТА, 2012. 208 с.
12. Айзман Р. И., Шуленина Н. С., Ширшова В. М. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. Новосибирск. М.: АРТА, 2012. 368 с.
13. Айриян Э. В., Мустафина Д. Н. К вопросу о формировании здорового образа жизни у школьников при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» // Молодой ученый. 2015. №6(4). С. 6-7.
14. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М., 2011. - 334 с.
15. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. - Высшая школа, 2011. - 56 с.
16. Блинов Ю.Б. «Межпредметные связи в обучении ОБЖ» // Инновационная наука. 2016. № 11-3. С. 161-165.
17. Борликов Г.М. Развитие школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» // Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. 2016. № 8. С. 199-203.
18. Бочаров М. И. Информационные угрозы и защита от них //
Народное образование. 2010. № 8. С.265-273.
19. Газизулин Т.Г., Максиняева М.Р. О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности») // Молодой ученый. 2014. № 18.1. С.27-29.
20. Гафнер В. В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.) // Урал. гос. пед. ун-т. 2013. № 4. С. 200
21. Гафнер В.В. Педагогика безопасности: понятийно¬
терминологический словарь (основы безопасности жизнедеятельности). Екатеринбург, 2015. 254 с.
22. Григорьев А. П., Чернелевский А. О., Егоров В. С., Булухова А. Н. Современные информационные технологиив обучении основам безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. 2015. №3.1.
С. 52-56.
23. Данилова Л.Л. Формирование практических навыков по ОБЖ в школе // Вестник НЦБЖД. 2013. № 1 (15). С. 69073.
24. Данченко С. П. Современные проблемы обучения основам безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. 2016. №3.1. С. 68-72.
25. Данченко С.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Практические работы на уроках и во внеурочной деятельности. 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2016. 346 с.
26. Загуменных М.А. Использование активных методов обучения на уроках ОБЖ // 25 лет ОБЖ. 2016. № 4. С. 29-31.
27. Казимиров Ю.Б., Лутенко В.Ф., Шипачева А.Д. Роль курса ОБЖ в гуманизации общего образования // Успехи современного естествознания.
2014. № 6. С. 25-29.
28. Касьянова Н.С. Применение интерактивных методов обучения в преподавании ОБЖ // Современные проблемы науки и образования. 2016. №
6. С. 374.
29. Касьянова Н.С. Современные средства преподавания предмета ОБЖ в образовательной школе // Обучение и воспитание: методики и практика 2016/2017 учебного года . 2017. № 2. С. 84-90.
30. Киселева Э.М. Безопасность образовательной среды в сохранении здоровья школьников // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С.102-104.
31. Кроль В. М. Педагогика: Учебное пособие., - 2-е изд., испр. и доп. М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 303 с.
32. Кудряшева Л. А. Педагогика и психология. М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 160 с.
33. Ляхович А.В. К методике преподавания предмета ОБЖ в общеобразовательной школе // Новые информационные образовательные технологии. 2016. № 4. С. 66-67.
34. Макарова Е.В. Применение игровых методов обучения в преподавании ОБЖ // Современные проблемы науки и образования. 2016. №
2. С. 467-470.
35. Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности
жизнедеятельности: учебное пособие. Екатеринбург, 2009. 140 с.
36. Мельникова Н. Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: уч. пособие; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011. 140 с.
37. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», 5 - 9 класс. М, 2005. 80с.
38. Образовательная концепция предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для образовательных организаций общего образования Свердловской области / Авт.-сост. Репин Ю. В., Ширшов В. Д., Гафнер В. В. - Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2014. 25 с.
39. Путилова Т.Е. Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках ОБЖ // Грани педагогики безопасности. 2012. № 8. С. 60-68.
40. Репин Ю. В. ОБЖ - фундамент качественного образования // Педагогическое образование в России. № 1. 2012. С. 119-126.
41. Репин Ю. В. Подготовка бакалавров в области безопасности жизнедеятельности // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2012. № 8. С. 78-80.
42. Репин Ю. В. Современное состояние проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях общего и высшего образования // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2014. № 5 (21). С. 20-26.
43. Свинар Е.В., Захарова Д.А. Использование активных и интерактивных методов обучения основам безопасности жизнедеятельности // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации.
2015. № 2. С. 47-55.
44. Склянова Н. А., Плющ И. В. Безопасность образовательного
пространства: монография. Новосибирск: СО РАМН, 2014. 176 с.
45. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Т. Ц. Сфера, 2004. 448 с.
46. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Педагогические подходы к
обеспечению безопасности здоровья // Молодой ученый. 2014. № 18.1 С.
88-92.
47. Ставропольцева С. В., Гребенникова Е. В. Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности в современной школе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. 2017. № 4. С. 97-103.
48. Тарасов А.А. учитель ОБЖ и проблемы духовной безопасности в современном информационном пространстве // Физическая культура, спорт и здоровье . 2016. № 28. С. 169-172.
49. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах: Монография. СПб.: Изд-во Союз, 2003. 120 с.
50. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
51. Хван Т. А. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. Рн/Д:Феникс, 2014. 415 с.
52. Ходусов А. Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика. М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. 400 с.
53. Шелегин Н.Н. Особенности реализации предмета ОБЖ в условиях внедрения нового Федерального образовательного стандарта Основного общего образования // Всероссийская научно - практическая конференция «Содержание образования в аспектах реализации образовательной инициативы «Наша новая школа». 2012. № 6. С. 67-72.
54. Ширшов В. Д., Репин Ю. В. Создание научно-педагогической школы «Образовательный кластер формирования культуры безопасности» // Педагогическое образование в России. 2014. № 2. С. 124-128.
55. Щетинина Е. С. Использование учебных материалов по информационной безопасности на уроках основы безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. 2017. №11. С. 515-517.
56. Яшин В. Н. ОБЖ : Здоровый образ жизни. М.: ФЛИНТА : Наука, 2011. 128 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ