Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры поведения у младших подростков в школе 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших
подростков 7
1.2. Анализ понятия «культура поведения» 14
1.3. Формы и методы работы по воспитанию культуры поведения у
младших подростков в школе 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию культуры поведения у младших подростков на примере Муниципального казенного образовательного учреждения Ачитского городского
округа «Ачитская средняя общеобразовательная школа» 36
2.1. Анализ деятельности школы по воспитанию культуры поведения
у младших подростков 36
2.2. Диагностика уровня воспитанности младших
подростков 44
2.3. Комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения
младших подростков в школе 50
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66
Воспитание культуры поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение люди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий в определенных ситуациях.
Культура поведения - это одна из актуальных и сложнейших проблем человечества, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы закладываем в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Подростки должны уметь управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Многие учёные, которые занимаются данной проблемой утверждают, что вопросу воспитания культуры поведения уделяют недостаточное внимание. Причину они видят в том, что взрослые ещё сами не до конца осознали значимость самого понятия «культура поведения».
Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С. В. Петерина, А. М. Виноградова, Т. Ерофеева, И. Н. Курочкина, Т. Яковенко, О. В. Защиринская, Л. Ф. Островская и другие.
А. М. Виноградова считает, что формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен, прежде всего, выяснить, что знают сами дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия.
Именно поэтому необходимо знакомить детей с правилами поведения, воспитывать навыки культурного поведения в повседневной жизни, культуру этикета, воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям, прививать бережное отношение к культурным ценностям, знакомить педагогов и родителей с культурой поведения, так как в семье выполнение основных требований поведений обязательно не меньше, чем вне дома.
Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. Средством формирования культуры поведения может быть вся та атмосфера, в которой живет подросток: она может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая среда подростка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных качеств.
В воспитании культуры поведения младшего подростка главная задача: добиться не автоматического выполнения правил поведения, а развития активности и сознательности подростка, чтобы культура поведения, ее навыки стали частью характера, потребностью личности. Знания должны перейти в убеждения - глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения.
Проблема воспитания культуры поведения у младших подростков актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Сегодняшняя жизнь показывает, что воспитание культуры поведения ведется не на должном уровне, а зачастую бессистемно, из чего следует грубость и развязность подростков. Сегодняшние младшие подростки зачастую невежливы и распущены, часто нарушают общественный порядок. Происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, как мы склонны думать, а от элементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитают чаще всего не видеть и не слышать грубости, брани, неопрятности, хамства.
Школа же является важным социальным институтом, и поэтому должна занимать важную позицию в воспитании культуры поведения у младших подростков.
Противоречие исследования: с одной стороны, не вызывает сомнения необходимости воспитания культуры поведения у младших подростков в школе, с другой стороны, в школе недостаточно применяются формы и методы воспитания культуры поведения.
Проблема исследования: каковы формы и методы воспитания культуры поведения младших подростков в школе?
Исходя из важности и актуальности рассматриваемой проблемы, мы сформулировали тему исследования: «Воспитание культуры поведения младших подростков в школе».
Объект исследования: процесс воспитания культуры поведения у младших подростков.
Предмет исследования: содержание воспитания культуры поведения у младших подростков в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных
эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения у младших подростков в школе.
Гипотеза исследования: процесс воспитания культуры поведения у младших подростков будет успешным если:
1. Обучающиеся будут вовлечены в творческую и общественно-значимую деятельность;
2. Будут применяться разнообразные формы и методы.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику младших подростков;
2. Проанализировать понятие «культура поведения»;
3. Определить формы и методы воспитания культуры поведения у младших подростков в школе;
4. Проанализировать деятельность педагогов школы по воспитанию культуры поведения у младших подростков;
5. Провести диагностику уровня воспитанности у младших подростков.
Методы исследования:
- теоретические - анализ, синтез, сравнение и обобщение.
- эмпирические - анкетирование; тестирование; наблюдение.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ачитского городского округа «Ачитская средняя общеобразовательная школа».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В работе было рассмотрено понятие «культура воспитания», раскрыта психолого-педагогическая характеристика младшего подросткового возраста, определены формы и методы воспитания культуры поведения у детей младшего подросткового возраста в школе.
Проанализировав различные точки зрения, мы сделали вывод, что культура поведения это - совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Компонентами культуры поведения являются культура деятельности, культура общения, бытовая культура и культура внешнего вида.
Изучив психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста, мы выделили следующие особенности:
1. Подростковое чувство взрослости;
2. Стремление к самостоятельности и независимости;
3. Высокая зависимость от влияния взрослых (учителей, родителей) в развитии самопознания, личного самоопределения;
4. Подверженность влиянию компании подростков.
Под воспитанием понимается целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.
Культуру поведения у младших подростков мы воспитываем как в урочной так и во внеурочной работе. В своей работе мы определили различные классификации форм, методов и средств как в урочной так и во внеурочной работе и сделали вывод, что в педагогическом процессе формы, методы и методические приемы должны выступать не изолировано, а в различных сочетаниях.
Нами был разработан комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения у младших подростков в школе, целью которого является воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Данный комплекс мероприятий был апробирован в МКОУ АГО «Ачитская СОШ». Комплекс мероприятий включает в себя пятнадцать мероприятий, которые проводятся с учащимся 7 «А» класса. Мероприятия проводятся два раза в неделю на протяжений месяца.
Темы занятий и мероприятий мы выбрали исходя результатов диагностики, а она показала, что нужно обратить внимание на привитие таких качеств как долг и ответственность, дисциплинированность, а также воспитывать правильное отношение к нравственным нормам и установкам. Также при выборе тем, мы учитывали важность и актуальность данной темы, интерес к ней со стороны младших подростков.
Результат использования комплекса мероприятий предполагает выработанные нравственные представления о нормах этикета, навыки культуры поведения; развитая нравственная самооценка, готовность подростка к самовоспитанию, самоанализу; толерантное отношение к окружающим, уважение к другим людям, чувство коллективизма и ответственности.
Комплекс мероприятий поспособствовал воспитанию нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Таким образом, все задачи решены, цель работы достигнута.
1. Аверченко А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 с.
2. Беспятова Надежда Константиновна. Занятие "Доброта" / Н.К. Беспятова // Беспятова Н.К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: Методическое пособие / Н.К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. - М., 2006. - с.36-38
3. Бечиева Х. Э. Будьте добрыми и человечными: Классный час / Х. Э. Бечиева // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 85 - 92.
4. Боброва Л. В. Совесть - это нравственная категория: Классный час [/ Л. В. Боброва // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 98 - 103.
5. Большаков С. В. Куда идешь, человек?: Классный час /
С. В. Большаков // Классный руководитель. -2009. - № 2. - С. 27 - 31.
6. Бухтинова Н. С. Человек живет среди людей / Н. С.Бухтинова // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 70 - 73.
7. Вересов Д. Воспитание чувств. Кн.1. Ближний берег Нила / Д. Вересов. - СПб.: АСТ, Астрель-СПб, ВКТ, 2011. - 442 с.
8. Веснина Н. И. Жизненные ценности, или искусство жить достойно: Классный час/ Н. И. Веснина // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 93 - 98.
9. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. - М.: Просвещение, 2002.
10. Волков Б.С. Психология ранней юности: Учеб.пособие для студ. пед. вузов. М.: Сфера, 2001.
11. Волченко Л.Б. Нравственность и этикет. - М. Знание, 2004.
12. Гарри К. Триандис Культура и социальное поведение / Гарри К. Триандис. - М.: Форум, 2016. - 384 с.
13. Грей Д. Дети с небес: Уроки воспитания. Как развивать в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе / Д. Грей. - М.: София, 2013. - 384 с.
14. Грейданус Д.И. Здоровье и воспитание подростка: Полное практическое руководство для родителей / Д.И. Грейданус, Ф. Бэш; Пер. с англ. О.В. Полей [и др.]. - М.: Мартин, 2012. - 592 с.
15. Дарвиш О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. - М.: КДУ , 2013. - 264 с
...