Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание сопереживания у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации

Работа №99352

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы воспитания сопереживания у старших дошкольников 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного
возраста 7
1.2. Сопереживание как психолого-педагогическая категория 16
1.3. Методы, средства и формы воспитания сопереживания у
дошкольников в дошкольной образовательной организации 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию сопереживания у старших дошкольников на примере Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад» ГО Красноуфимск 29
2.1. Анализ деятельности Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад» ГО Красноуфимск по воспитанию сопереживания у старших
дошкольников 29
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на воспитание сопереживания у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 44
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 67


Актуальность темы исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности [47].
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста по ФГОС ДО направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых [47].
Таким, образом, воспитание сопереживания у детей дошкольного возраста, является одним из аспектов современной системы дошкольного образования.
Проблема воспитания сопереживания интересовала педагогическую науку на протяжении долгих лет. Во все времена ценились в людях такие качества, как доброта, справедливость, милосердие, честность, отзывчивость, уважение к людям, а также способность к сопереживанию и сочувствию. Эти качества провозглашались как особо ценностные категории в трудах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского и др. [50].
Воспитание сопереживания приобретает особую актуальность в настоящее время. Недооценка воспитания данного качества оборачивается изъянами в облике всего общества. Сегодня дефицит сопереживания, сочувствия, отзывчивости стал источником многих противоречий, наблюдаемых в нашей жизни. Все чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми, что делает процесс воспитания сопереживания у детей особенно необходимым [36].
Основы воспитания сопереживания закладываются в дошкольном возрасте, являющемся сенситивным для усвоения норм и правил. В качестве одной из важнейших составляющих общего воспитания и культуры личности выступает сопереживание.
В старшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения в эмоциональном развитии и становлении детей: они становятся более чувствительными к проявлениям эмоций другого ребенка, стремятся к дружбе, к созданию максимально благоприятных условий для сверстников и близких людей в ходе общения и взаимодействия с ними.
В связи с этим очевидна необходимость организации просвещения воспитанников детского сада, воспитание у детей сопереживания. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности сопереживания, отношения человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе.
Разработанность проблемы в науке. На необходимость воспитания сопереживания обращали внимание А. С. Макаренко, уделявший особое внимание формированию нравственных отношений в детском коллективе, В. А. Сухомлинский, показавший тесную связь воспитания сопереживания с развитием эмоциональной сферы ребенка, его умением переживать, радоваться за других, воплотивший свои взгляды в практической деятельности, Ш. А. Амонашвили, обративший особое внимание на влияние взаимоотношений педагога и детей, родителей и детей на процесс воспитания сопереживания, и другие.
Вопросы воспитания сопереживания через общение и взаимодействие детей дошкольного возраста со сверстниками активно исследовались в работах Т. В. Антоновой, А. В. Запорожца, Р. А. Иванковой, А. Н. Леонтьева, Р Б. Стеркиной, Д. Б. Эльконина и др. [49].
Несмотря на широту взглядов, представленных в трудах педагогов и психологов по вопросам воспитания сопереживания у детей старшего дошкольного возраста, проблема организации данной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации теоретически разработана и описана недостаточно.
Таким образом, возникает противоречие между накопленным теоретическим и эмпирическим материалом воспитания сопереживания у детей и сложившейся ситуацией недостаточного развития сопереживания у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: каким должно быть содержание деятельности по воспитанию сопереживания у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации?
Актуальность проблемы и её разработанность в научных источниках обусловили выбор темы исследования: «Воспитание сопереживания у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования - процесс воспитания сопереживания у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс мероприятий по воспитанию сопереживания у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий, направленный на воспитание сопереживания у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, воспитание сопереживания у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации должно осуществляться в соответствии с разработанным комплексом мероприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику старшему дошкольному возрасту.
2. Рассмотреть сопереживание как психолого-педагогическую категорию.
3. Изучить методы и приемы воспитания сопереживания у старших дошкольников в ДОО.
4. Проанализировать деятельность МАДОУ ЦРР - детский сад ГО Красноуфимск по воспитанию сопереживания у старших дошкольников.
5. Апробировать комплекс мероприятий по воспитанию сопереживания у старших дошкольников в ДОО.
Методы исследования:
- теоретические - анализ, обобщение, систематизация;
- эмпирические - контент-анализ, педагогическое наблюдение, моделирование типовых ситуаций в игровой деятельности направленных на воспитание сопереживания.
База исследования: МАДОУ ЦРР - детский сад ГО Красноуфимск.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, в котором обоснована актуальность исследования и сформулирован понятийный аппарат, две главы, заключение, в котором подводятся итоги исследования, список использованной литературы и приложения, ссылки на которые содержатся в тексте ВКР.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью проводимого исследования стало на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий, направленный на воспитание сопереживания у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: дана психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста; рассмотрено сопереживание как психолого - педагогическая категория; изучены методы и приемы воспитания сопереживания у старших дошкольников в ДОО.
В ходе изучения теоретических источников по обозначенным выше задачам были сделаны следующие выводы:
Старший дошкольный возраст - период активного развития и становления познавательной деятельности. Важнейшими особенностями психического развития детей старшего дошкольного возраста являются преобладание возбуждения над торможением, неустойчивость внимания, импульсивность в поведении, большая эмоциональность, конкретность восприятия и мышления, развитие эмпатийных чувств, в частности сопереживания.
Сопереживание - это состояние, которое выражается в переживании чего- либо вместе с другими, в разделении переживания или действие по оказанию помощи по отношению к тому, кому сопереживают .
Содержание деятельности по воспитанию сопереживания у старших дошкольников включает в себя формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к нормам и правилам; приобретение опыта нравственно направленных поступков и творчества при решении нравственных задач, выборе способа действий в различных жизненных ситуациях.
Также была проанализирована деятельность МАДОУ ЦРР - детский сад № 52 ГО Красноуфимск по воспитанию сопереживания у старших дошкольников и разработан комплекс мероприятий по воспитанию сопереживания у старших дошкольников в ДОО.
В качестве основных методов исследования на этапе опытно-поисковой работы были определены диагностические методики, направленные на выявление сформированности сопереживания: методика «Сюжетные картинки»; методика «Понимание эмоциональных состояний»; методика «Изучение эмоциональных проявлений детей»; педагогическое наблюдение.
В опытно-поисковой работе приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование эмоционального компонента показало, что знания об эмоциях у детей старшего дошкольного возраста ситуативны и неглубоки, ориентированы на яркие внешние признаки. Принятие и сопереживание другому для этих детей еще очень условно и проявляется недостаточно осознанно. 60% детей показали средний уровень сформированности эмоционального компонента и 40% - низкий уровень сформированности данного компонента.
В ходе изучения когнитивного компонента выявлено, что 40% детей имеют высокий уровень развития, 34% - средний уровень развития и 26% дошкольников имеют низкий уровень развития когнитивного компонента сопереживания. Следовательно, большинство детей владеют экспрессивно-мимическими средствами общения при изображении чувств и эмоций, верно передают и понимают значение чувств и эмоций, способны чувствовать настроение других детей. Тем не менее, следует обратить внимание на выразительность жестов и мимики, а также на преодоление робости, замкнутости и несобранности у 26% дошкольников.
Третий компонент - поведенческий, был направлен на выявление сформированности умения дошкольников конструктивно взаимодействовать, работать в коллективе, оказывать друг другу помощь и поддержку в ситуации взаимного действия. На высоком уровне компонент сформирован лишь у 20% детей. Средний уровень сформированности поведенческого компонента проявляется у 46% дошкольников и 34% старших дошкольников демонстрируют низкий уровень. В качестве основных проблем, выявленных при анализе поведенческого компонента можно обозначить отказ помогать своим сверстникам, не включение в эмоциональную ситуацию, предпочтение индивидуальной работы, проявление сопереживания лишь на вербальном уровне.
Проведенная диагностика показала, что 30% воспитанников способны к переживаниям чувств другого. Таких детей чаще других приглашают в игры, обращаются к ним с просьбами. 70% детей находятся на начальном уровне развития сопереживания к сверстникам.
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости разработки комплекса практических мероприятий, направленных на воспитание сопереживания у дошкольников старшего возраста в условиях дошкольной образовательной организации, построенного на данных диагностики и нейтрализации выявленных проблем.
Цель комплекса мероприятий: воспитание сопереживания у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Основное содержание деятельности включает в себя эмоциональное развитие ребенка через общение, совместную деятельность детей и взрослых, самостоятельную детскую деятельность.
Комплекс мероприятий проводился в течение 6 месяцев: с ноября 2016 по апрель 2017 года.
В период апробации комплекса работа с детьми проводилась в системе, задания предлагались детям в повседневной жизни, во время прогулок и во второй половине дня. Проведение игр проходило в групповой форме.
В результате проведения комплекса мероприятий дошкольники постепенно стали проявлять инициативу и активность в играх, охотно стали принимать в них участие. Во время этических бесед и чтения рассказов с последующим обсуждением, дети более содержательно стали отвечать на вопросы, начали видеть и замечать эмоции и чувства других, стали выражать сопереживание.
После частичной апробации комплекса мероприятий проведена повторная диагностика детей старшего дошкольного возраста. В качестве основных методов исследования вновь использовались диагностические методики, отобранные для первичной диагностики старших дошкольников.
По результатам повторной диагностики после апробации комплекса мероприятий, направленного на воспитание сопереживания у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации:
- 86% детей (было 30%) способны к переживаниям чувств другого. Таких детей чаще других приглашают в игры, обращаются к ним с просьбами.
- 14% детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне воспитания сопереживания к сверстникам, вяло реагируют на эмоциональные проявления со стороны других детей, держатся отстраненно .
Следовательно, разработанный и апробированный комплекс мероприятий оказал положительно влияние на воспитание сопереживания у детей старшего дошкольного возраста, благодаря правильно подобранным и спланированным мероприятиям, учитывающим возрастные особенности детей и возможности дошкольной образовательной организации.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза частично нашла свое подтверждение.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособ. для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 624 с.
2. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: МПСИ, 2000. 416 с.
3. Алексеева Н. И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста в детском саду и школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1987. 21 с.
4. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: Сфера, 2003. 128 с.
5. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М.: Астрель, 2003. 94 с.
6. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. 2006. №4. С.58-60.
7. Бойко В. В. Диагностика уровня эмпатических способностей. Самара: СамГУ, 2001. 86 с.
8. Болотина Л. Р., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академический Проект, 2005. 240 с.
9. Бондарь М. В. К вопросу о развитии эмоциональной сферы дошкольника // Дошкольное воспитание. 2000. №1. С.10-12.
10. Буре Р. С., Година Г. Н, Шатова А. Д. Воспитание нравственных чувств у
старших дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. А. М. Виноградовой.
М.: Просвещение, 1989. 96 с.
11. Бурлачук А. Ф. Словарь - справочник по психодиагностике /
А. Ф. Бурлачук, С М. Морозов. СПб.: Сфера, 2009. 361 с.
12. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: учебник для вузов.
М.: Академия, 2007. 446 с.
13. Венгер А. Л., Петровский А. В., Карпенко Л. А. Психология развития.
Словарь. М.: Академический Проект, 2005. 780 с.
14. Вербовская В. С. Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника:
проблемный анализ в теории и практике // Современное дошкольное
образование: сборник научных статей по материалам международной
НПК / научный редактор А. Г. Гогоберидзе. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт детства, 2015. С. 70-76.
15. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Раннее детство. М.: Педагогика, 1984. 329 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ