Глава 1. Теоретические основы воспитания сопереживания у старших дошкольников 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного
возраста 7
1.2. Сопереживание как психолого-педагогическая категория 16
1.3. Методы, средства и формы воспитания сопереживания у
дошкольников в дошкольной образовательной организации 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию сопереживания у старших дошкольников на примере Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад» ГО Красноуфимск 29
2.1. Анализ деятельности Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад» ГО Красноуфимск по воспитанию сопереживания у старших
дошкольников 29
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на воспитание сопереживания у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 44
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 67
Актуальность темы исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности [47].
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста по ФГОС ДО направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых [47].
Таким, образом, воспитание сопереживания у детей дошкольного возраста, является одним из аспектов современной системы дошкольного образования.
Проблема воспитания сопереживания интересовала педагогическую науку на протяжении долгих лет. Во все времена ценились в людях такие качества, как доброта, справедливость, милосердие, честность, отзывчивость, уважение к людям, а также способность к сопереживанию и сочувствию. Эти качества провозглашались как особо ценностные категории в трудах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского и др. [50].
Воспитание сопереживания приобретает особую актуальность в настоящее время. Недооценка воспитания данного качества оборачивается изъянами в облике всего общества. Сегодня дефицит сопереживания, сочувствия, отзывчивости стал источником многих противоречий, наблюдаемых в нашей жизни. Все чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми, что делает процесс воспитания сопереживания у детей особенно необходимым [36].
Основы воспитания сопереживания закладываются в дошкольном возрасте, являющемся сенситивным для усвоения норм и правил. В качестве одной из важнейших составляющих общего воспитания и культуры личности выступает сопереживание.
В старшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения в эмоциональном развитии и становлении детей: они становятся более чувствительными к проявлениям эмоций другого ребенка, стремятся к дружбе, к созданию максимально благоприятных условий для сверстников и близких людей в ходе общения и взаимодействия с ними.
В связи с этим очевидна необходимость организации просвещения воспитанников детского сада, воспитание у детей сопереживания. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности сопереживания, отношения человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе.
Разработанность проблемы в науке. На необходимость воспитания сопереживания обращали внимание А. С. Макаренко, уделявший особое внимание формированию нравственных отношений в детском коллективе, В. А. Сухомлинский, показавший тесную связь воспитания сопереживания с развитием эмоциональной сферы ребенка, его умением переживать, радоваться за других, воплотивший свои взгляды в практической деятельности, Ш. А. Амонашвили, обративший особое внимание на влияние взаимоотношений педагога и детей, родителей и детей на процесс воспитания сопереживания, и другие.
Вопросы воспитания сопереживания через общение и взаимодействие детей дошкольного возраста со сверстниками активно исследовались в работах Т. В. Антоновой, А. В. Запорожца, Р. А. Иванковой, А. Н. Леонтьева, Р Б. Стеркиной, Д. Б. Эльконина и др. [49].
Несмотря на широту взглядов, представленных в трудах педагогов и психологов по вопросам воспитания сопереживания у детей старшего дошкольного возраста, проблема организации данной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации теоретически разработана и описана недостаточно.
Таким образом, возникает противоречие между накопленным теоретическим и эмпирическим материалом воспитания сопереживания у детей и сложившейся ситуацией недостаточного развития сопереживания у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: каким должно быть содержание деятельности по воспитанию сопереживания у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации?
Актуальность проблемы и её разработанность в научных источниках обусловили выбор темы исследования: «Воспитание сопереживания у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования - процесс воспитания сопереживания у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс мероприятий по воспитанию сопереживания у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий, направленный на воспитание сопереживания у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, воспитание сопереживания у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации должно осуществляться в соответствии с разработанным комплексом мероприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику старшему дошкольному возрасту.
2. Рассмотреть сопереживание как психолого-педагогическую категорию.
3. Изучить методы и приемы воспитания сопереживания у старших дошкольников в ДОО.
4. Проанализировать деятельность МАДОУ ЦРР - детский сад ГО Красноуфимск по воспитанию сопереживания у старших дошкольников.
5. Апробировать комплекс мероприятий по воспитанию сопереживания у старших дошкольников в ДОО.
Методы исследования:
- теоретические - анализ, обобщение, систематизация;
- эмпирические - контент-анализ, педагогическое наблюдение, моделирование типовых ситуаций в игровой деятельности направленных на воспитание сопереживания.
База исследования: МАДОУ ЦРР - детский сад ГО Красноуфимск.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, в котором обоснована актуальность исследования и сформулирован понятийный аппарат, две главы, заключение, в котором подводятся итоги исследования, список использованной литературы и приложения, ссылки на которые содержатся в тексте ВКР.
Целью проводимого исследования стало на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий, направленный на воспитание сопереживания у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: дана психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста; рассмотрено сопереживание как психолого - педагогическая категория; изучены методы и приемы воспитания сопереживания у старших дошкольников в ДОО.
В ходе изучения теоретических источников по обозначенным выше задачам были сделаны следующие выводы:
Старший дошкольный возраст - период активного развития и становления познавательной деятельности. Важнейшими особенностями психического развития детей старшего дошкольного возраста являются преобладание возбуждения над торможением, неустойчивость внимания, импульсивность в поведении, большая эмоциональность, конкретность восприятия и мышления, развитие эмпатийных чувств, в частности сопереживания.
Сопереживание - это состояние, которое выражается в переживании чего- либо вместе с другими, в разделении переживания или действие по оказанию помощи по отношению к тому, кому сопереживают .
Содержание деятельности по воспитанию сопереживания у старших дошкольников включает в себя формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к нормам и правилам; приобретение опыта нравственно направленных поступков и творчества при решении нравственных задач, выборе способа действий в различных жизненных ситуациях.
Также была проанализирована деятельность МАДОУ ЦРР - детский сад № 52 ГО Красноуфимск по воспитанию сопереживания у старших дошкольников и разработан комплекс мероприятий по воспитанию сопереживания у старших дошкольников в ДОО.
В качестве основных методов исследования на этапе опытно-поисковой работы были определены диагностические методики, направленные на выявление сформированности сопереживания: методика «Сюжетные картинки»; методика «Понимание эмоциональных состояний»; методика «Изучение эмоциональных проявлений детей»; педагогическое наблюдение.
В опытно-поисковой работе приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование эмоционального компонента показало, что знания об эмоциях у детей старшего дошкольного возраста ситуативны и неглубоки, ориентированы на яркие внешние признаки. Принятие и сопереживание другому для этих детей еще очень условно и проявляется недостаточно осознанно. 60% детей показали средний уровень сформированности эмоционального компонента и 40% - низкий уровень сформированности данного компонента.
В ходе изучения когнитивного компонента выявлено, что 40% детей имеют высокий уровень развития, 34% - средний уровень развития и 26% дошкольников имеют низкий уровень развития когнитивного компонента сопереживания. Следовательно, большинство детей владеют экспрессивно-мимическими средствами общения при изображении чувств и эмоций, верно передают и понимают значение чувств и эмоций, способны чувствовать настроение других детей. Тем не менее, следует обратить внимание на выразительность жестов и мимики, а также на преодоление робости, замкнутости и несобранности у 26% дошкольников.
Третий компонент - поведенческий, был направлен на выявление сформированности умения дошкольников конструктивно взаимодействовать, работать в коллективе, оказывать друг другу помощь и поддержку в ситуации взаимного действия. На высоком уровне компонент сформирован лишь у 20% детей. Средний уровень сформированности поведенческого компонента проявляется у 46% дошкольников и 34% старших дошкольников демонстрируют низкий уровень. В качестве основных проблем, выявленных при анализе поведенческого компонента можно обозначить отказ помогать своим сверстникам, не включение в эмоциональную ситуацию, предпочтение индивидуальной работы, проявление сопереживания лишь на вербальном уровне.
Проведенная диагностика показала, что 30% воспитанников способны к переживаниям чувств другого. Таких детей чаще других приглашают в игры, обращаются к ним с просьбами. 70% детей находятся на начальном уровне развития сопереживания к сверстникам.
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости разработки комплекса практических мероприятий, направленных на воспитание сопереживания у дошкольников старшего возраста в условиях дошкольной образовательной организации, построенного на данных диагностики и нейтрализации выявленных проблем.
Цель комплекса мероприятий: воспитание сопереживания у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Основное содержание деятельности включает в себя эмоциональное развитие ребенка через общение, совместную деятельность детей и взрослых, самостоятельную детскую деятельность.
Комплекс мероприятий проводился в течение 6 месяцев: с ноября 2016 по апрель 2017 года.
В период апробации комплекса работа с детьми проводилась в системе, задания предлагались детям в повседневной жизни, во время прогулок и во второй половине дня. Проведение игр проходило в групповой форме.
В результате проведения комплекса мероприятий дошкольники постепенно стали проявлять инициативу и активность в играх, охотно стали принимать в них участие. Во время этических бесед и чтения рассказов с последующим обсуждением, дети более содержательно стали отвечать на вопросы, начали видеть и замечать эмоции и чувства других, стали выражать сопереживание.
После частичной апробации комплекса мероприятий проведена повторная диагностика детей старшего дошкольного возраста. В качестве основных методов исследования вновь использовались диагностические методики, отобранные для первичной диагностики старших дошкольников.
По результатам повторной диагностики после апробации комплекса мероприятий, направленного на воспитание сопереживания у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации:
- 86% детей (было 30%) способны к переживаниям чувств другого. Таких детей чаще других приглашают в игры, обращаются к ним с просьбами.
- 14% детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне воспитания сопереживания к сверстникам, вяло реагируют на эмоциональные проявления со стороны других детей, держатся отстраненно .
Следовательно, разработанный и апробированный комплекс мероприятий оказал положительно влияние на воспитание сопереживания у детей старшего дошкольного возраста, благодаря правильно подобранным и спланированным мероприятиям, учитывающим возрастные особенности детей и возможности дошкольной образовательной организации.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза частично нашла свое подтверждение.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособ. для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 624 с.
2. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: МПСИ, 2000. 416 с.
3. Алексеева Н. И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста в детском саду и школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1987. 21 с.
4. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: Сфера, 2003. 128 с.
5. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М.: Астрель, 2003. 94 с.
6. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. 2006. №4. С.58-60.
7. Бойко В. В. Диагностика уровня эмпатических способностей. Самара: СамГУ, 2001. 86 с.
8. Болотина Л. Р., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академический Проект, 2005. 240 с.
9. Бондарь М. В. К вопросу о развитии эмоциональной сферы дошкольника // Дошкольное воспитание. 2000. №1. С.10-12.
10. Буре Р. С., Година Г. Н, Шатова А. Д. Воспитание нравственных чувств у
старших дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. А. М. Виноградовой.
М.: Просвещение, 1989. 96 с.
11. Бурлачук А. Ф. Словарь - справочник по психодиагностике /
А. Ф. Бурлачук, С М. Морозов. СПб.: Сфера, 2009. 361 с.
12. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: учебник для вузов.
М.: Академия, 2007. 446 с.
13. Венгер А. Л., Петровский А. В., Карпенко Л. А. Психология развития.
Словарь. М.: Академический Проект, 2005. 780 с.
14. Вербовская В. С. Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника:
проблемный анализ в теории и практике // Современное дошкольное
образование: сборник научных статей по материалам международной
НПК / научный редактор А. Г. Гогоберидзе. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт детства, 2015. С. 70-76.
15. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Раннее детство. М.: Педагогика, 1984. 329 с.
...