Педагогические условия формирования у младших школьников универсальных учебных действий на уроках «Окружающий мир»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Сущность универсальных учебных действий в начальной школе 6
1.2 Формирование универсальных учебных действий при изучении
окружающего мира 13
1.3 Анализ методических рекомендаций по формированию универсальных
учебных действий на уроках «Окружающий мир» 17
2 ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА
УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 32
2.1 Диагностика универсальных учебных действий на начало опытно-
экспериментальной работы 32
2.2 Методическая система и условия формирования универсальных учебных
действий (на примере материала по предмету «Окружающий мир») 46
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Сущность универсальных учебных действий в начальной школе 6
1.2 Формирование универсальных учебных действий при изучении
окружающего мира 13
1.3 Анализ методических рекомендаций по формированию универсальных
учебных действий на уроках «Окружающий мир» 17
2 ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА
УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 32
2.1 Диагностика универсальных учебных действий на начало опытно-
экспериментальной работы 32
2.2 Методическая система и условия формирования универсальных учебных
действий (на примере материала по предмету «Окружающий мир») 46
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
Актуальность исследования определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, где выделяются новые цели и образовательные результаты учебной работы школьников, ориентирующиеся на целостное развитие ребенка и его подготовку к следующей ступени образования. Большое внимание в стандарте уделено развитию универсальных учебных действий, составляющих основу начального обучения, а именно помогают созданию и формированию такого умения, как самообразование («умение учиться»).
Созданию универсальных учебных действий посвящены работы О. В. Кузьмина, А. Г. Асмолова, С. Ю. Прохоровой, И. А. Володарской, С. Г. Ворщикова, Л. Г. Петерсон, Т. Ю. Абрамовой, Н. В. Медведевой и др.
ФГОС НОО включает в свои требования к результатам обучения четыре типа универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Особую значимость имеют универсальные учебные действия, потому что они довольно сильно воздействуют на разработку учебно-познавательной работы младших школьников. Во время когнитивного развития осуществляется становление у обучающихся научной картины мира, формирование умений руководить познавательной работой, методов познания, формирование всех познавательных процессов, а кроме того рефлексии. В группу познавательных универсальных учебных действий, по мнению А. Г. Асмолова, входят учебные деяния, логические деяния, а также деяния установки и решения проблемы.
Но и на сегодняшний день данная проблема остается актуальной для современных ученых-педагогов и исследователей (Г. А. Цукерман, Н. И. Поливановой, И. В. Ривиной, А. М. Кировой, М. Ю. Жигановой, О. В. Кузьмина, Н. В. Умаровой, И. А. Чумаковой, В. Б. Лебединцева).
Очень остро стоит вопрос о развитии УУД у младших школьников на первых годах обучения, так как недостаточная сформированность данных способностей влечет за собой нежелание и неспособность выстраивать свое образование в будущем самостоятельно, опираясь на собственные цели, интересы и мотивы. Мы считаем, что в данном случае предмет «Окружающий мир» дает серьезные ресурсы для развития универсальных учебных действий, потому что он содержит в равном количестве природоведческие, обществоведческие, исторические познания и предоставляет обучающимся основу естественных и социально-гуманитарных наук. В тоже время, именно данный предмет позволяет в полной мере использовать средства учебного исследования при организации занятия-исследования с младшими школьниками, начиная от формирования исследовательской задачи и заканчивая выбором методов исследования и формой работы, для освоения материла.
Цель исследования: определить эффективность применения способов развития универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования: образовательный процесс младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: процесс формирования УУД у младших школьников на уроках «Окружающий мир» стает более эффективным, если:
- определены показатели и степень развитости универсальных учебных действий;
- сформирована программа, направленная на формирование универсальных учебных действий;
- определены способы использования различных заданий и их поэтапное применение при развитии универсальных учебных действий на уроках окружающий мир.
Для достижения поставленной с цели и подтверждения гипотезы сформированы следующие задачи исследования.
1. Исследовать содержание универсальных учебных действий.
2. Провести анализ роли предмета «Окружающий мир» в процессе развития УУД.
3. Сформировать программу по развитию универсальных учебных действий.
4. Проанализировать результаты диагностики развития УУД.
В процессе работы для проверки гипотезы и решения установленных задач применялись теоретические и практические методы исследования (исследование психолого-педагогической и методологической литературы; системный анализ; синтез; тестирование; наблюдение; педагогический эксперимент; статистическая обработка установленных результатов).
Новизна исследования состоит в применении разных способов обучения, специализированных заданий на уроках окружающего мира, имеющих цель формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что побранный ряд педагогических технологий на уроках «Окружающий мир», направленный на развитие универсальных учебных действий у младших школьников, способен применяться учителями начальной школы в процессе обучения.
Структура работы: работа имеет введение, две главы, заключение, список литературы.
Во введении установили цели, задачи, предмет исследования. Кроме того, установлена гипотеза исследования и подобраны методы исследования. В первой главе отражены теоретические основы формирования УУД у младших школьников на уроках «Окружающий мир».
Во второй главе представлены практические аспекты использования различных методов развития УУД на уроках «Окружающий мир».
В заключении представлены общие выводы по исследованию.
Созданию универсальных учебных действий посвящены работы О. В. Кузьмина, А. Г. Асмолова, С. Ю. Прохоровой, И. А. Володарской, С. Г. Ворщикова, Л. Г. Петерсон, Т. Ю. Абрамовой, Н. В. Медведевой и др.
ФГОС НОО включает в свои требования к результатам обучения четыре типа универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Особую значимость имеют универсальные учебные действия, потому что они довольно сильно воздействуют на разработку учебно-познавательной работы младших школьников. Во время когнитивного развития осуществляется становление у обучающихся научной картины мира, формирование умений руководить познавательной работой, методов познания, формирование всех познавательных процессов, а кроме того рефлексии. В группу познавательных универсальных учебных действий, по мнению А. Г. Асмолова, входят учебные деяния, логические деяния, а также деяния установки и решения проблемы.
Но и на сегодняшний день данная проблема остается актуальной для современных ученых-педагогов и исследователей (Г. А. Цукерман, Н. И. Поливановой, И. В. Ривиной, А. М. Кировой, М. Ю. Жигановой, О. В. Кузьмина, Н. В. Умаровой, И. А. Чумаковой, В. Б. Лебединцева).
Очень остро стоит вопрос о развитии УУД у младших школьников на первых годах обучения, так как недостаточная сформированность данных способностей влечет за собой нежелание и неспособность выстраивать свое образование в будущем самостоятельно, опираясь на собственные цели, интересы и мотивы. Мы считаем, что в данном случае предмет «Окружающий мир» дает серьезные ресурсы для развития универсальных учебных действий, потому что он содержит в равном количестве природоведческие, обществоведческие, исторические познания и предоставляет обучающимся основу естественных и социально-гуманитарных наук. В тоже время, именно данный предмет позволяет в полной мере использовать средства учебного исследования при организации занятия-исследования с младшими школьниками, начиная от формирования исследовательской задачи и заканчивая выбором методов исследования и формой работы, для освоения материла.
Цель исследования: определить эффективность применения способов развития универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования: образовательный процесс младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: процесс формирования УУД у младших школьников на уроках «Окружающий мир» стает более эффективным, если:
- определены показатели и степень развитости универсальных учебных действий;
- сформирована программа, направленная на формирование универсальных учебных действий;
- определены способы использования различных заданий и их поэтапное применение при развитии универсальных учебных действий на уроках окружающий мир.
Для достижения поставленной с цели и подтверждения гипотезы сформированы следующие задачи исследования.
1. Исследовать содержание универсальных учебных действий.
2. Провести анализ роли предмета «Окружающий мир» в процессе развития УУД.
3. Сформировать программу по развитию универсальных учебных действий.
4. Проанализировать результаты диагностики развития УУД.
В процессе работы для проверки гипотезы и решения установленных задач применялись теоретические и практические методы исследования (исследование психолого-педагогической и методологической литературы; системный анализ; синтез; тестирование; наблюдение; педагогический эксперимент; статистическая обработка установленных результатов).
Новизна исследования состоит в применении разных способов обучения, специализированных заданий на уроках окружающего мира, имеющих цель формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что побранный ряд педагогических технологий на уроках «Окружающий мир», направленный на развитие универсальных учебных действий у младших школьников, способен применяться учителями начальной школы в процессе обучения.
Структура работы: работа имеет введение, две главы, заключение, список литературы.
Во введении установили цели, задачи, предмет исследования. Кроме того, установлена гипотеза исследования и подобраны методы исследования. В первой главе отражены теоретические основы формирования УУД у младших школьников на уроках «Окружающий мир».
Во второй главе представлены практические аспекты использования различных методов развития УУД на уроках «Окружающий мир».
В заключении представлены общие выводы по исследованию.
При исследовании психолого-педагогической литературы было установлено, что развитие универсальных учебных действий считается одной из важных задач на современном этапе обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения устанавливает новые цели и задачи образования. Целью образования является общекультурное, индивидуальное и познавательное развитие учащихся, которая обеспечивает такую основную компетенцию, как умение учиться. Главным направлением становится переход к организации учебной работы, субъектом которой являются обучающиеся, а педагог является организатором и помощником. В связи с этим большую популярность обретают приемы и методы, формирующие умения самостоятельно извлекать новые знания, отбирать нужную информацию, ставить гипотезу, делать выводы и умозаключения. Новая форма образования подразумевает динамичную творческую работу учеников младшего школьного возраста. Для эффективного развития универсальных учебных действий у младших школьников нужно включать их в исследовательскую работу, придумывать для них проблемные обстоятельства на уроках окружающий мир, где обучающиеся будут улучшать навыки самостоятельный поиск решения проблемы, смогут самостоятельно воспринимать новые знания.
В первой главе нашей работы мы рассматривали понятие универсальные учебные действия. Были изучены теоретические базы в ходе развития универсальных учебных действий таких психологов и педагогов как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарский, О.А. Карабанова, В.И. Андреев, А.Н. Леонтьев.
В ходе изучения предмета исследования были выявлены условия, позволяющие увеличить уровень развития универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающий мир.
На основании изученной научной литературы, мы сделали вывод о том, что развитие универсальных учебных действий очень важно в современной школе. Обучение литературному чтению формирует положительные предпосылки для развития у младших школьников универсальных учебных действий. Регулярная и четко ориентированная работа может помогать развитию интеллекта и творчества у учеников. Но развитие универсальных учебных действий не является предметом специального исследования и остается достаточно не разработанным. Поэтому современный этап образования акцентирует внимание на развитии универсальных учебных действий. Это является причиной противоречий между нуждой развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающий мир и слабой методической поддержкой данного процесса.
Для решения возникшей проблемы нами был разработаны уроки окружающий мир, включающий в себя задания по развитию универсальных учебных действий, который был апробирован на базе МБУ «Школа№3» города Невьянска. На момент начала эксперимента учащиеся экспериментальной группы находились на низком уровне 23% учащихся, на среднем - 65%, на высоком уровне 12% учащихся. Учащиеся контрольной группы обладали низким уровнем 16%учащихся, средним - 76% и на высоком уровне 8% учащихся.
В основе разработанных уроков входят задания по развитию универсальных учебных действий. В содержание урока вошли задания на развитие классификационных и аналитических умений, на развитие способности устанавливать важные признаки (сравнивать), умения систематизировать, обобщать полученные знания. Методики, которые проводились на контрольном этапе эксперимента, сформулировали то, что в экспериментальной группе высокий уровень развития универсальных учебных действий повысился на 11%, средний уровень понизился на 11%, низкий уровень понизился на 11%.
Исходя из полученных данных, мы делаем вывод о том, что определенная нами гипотеза о том, что развитие универсальных учебных действий у младших школьников будет эффективным, если: определить понятие «универсальные учебные действия» и установить критерии развития универсальных учебных действий; применить в учебный процесс совокупность заданий по развитию универсальных учебных действий нашла подтверждение, поскольку создан комплекс заданий и условия направленные на развитие универсальных учебных действий у младших школьников.
Таким образом, разработанный нами уроки окружающий мир, включающий в себя задания по развитию универсальных учебных действий, помогает активно развивать универсальные учебные действия в начальной школе. Поскольку большинство заданий проходят в игровой форме, то каждый учащийся оказывается вовлечённым в учебный процесс, который не просто учитывает возрастные особенности ребёнка, но и формирует у него познавательные умения необходимые современному школьнику.
Цель нашего исследования была достигнута, гипотеза нашла своё подтверждение. Тема данной работы на современном этапе образования является актуальной и требует дальнейшего изучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения устанавливает новые цели и задачи образования. Целью образования является общекультурное, индивидуальное и познавательное развитие учащихся, которая обеспечивает такую основную компетенцию, как умение учиться. Главным направлением становится переход к организации учебной работы, субъектом которой являются обучающиеся, а педагог является организатором и помощником. В связи с этим большую популярность обретают приемы и методы, формирующие умения самостоятельно извлекать новые знания, отбирать нужную информацию, ставить гипотезу, делать выводы и умозаключения. Новая форма образования подразумевает динамичную творческую работу учеников младшего школьного возраста. Для эффективного развития универсальных учебных действий у младших школьников нужно включать их в исследовательскую работу, придумывать для них проблемные обстоятельства на уроках окружающий мир, где обучающиеся будут улучшать навыки самостоятельный поиск решения проблемы, смогут самостоятельно воспринимать новые знания.
В первой главе нашей работы мы рассматривали понятие универсальные учебные действия. Были изучены теоретические базы в ходе развития универсальных учебных действий таких психологов и педагогов как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарский, О.А. Карабанова, В.И. Андреев, А.Н. Леонтьев.
В ходе изучения предмета исследования были выявлены условия, позволяющие увеличить уровень развития универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающий мир.
На основании изученной научной литературы, мы сделали вывод о том, что развитие универсальных учебных действий очень важно в современной школе. Обучение литературному чтению формирует положительные предпосылки для развития у младших школьников универсальных учебных действий. Регулярная и четко ориентированная работа может помогать развитию интеллекта и творчества у учеников. Но развитие универсальных учебных действий не является предметом специального исследования и остается достаточно не разработанным. Поэтому современный этап образования акцентирует внимание на развитии универсальных учебных действий. Это является причиной противоречий между нуждой развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающий мир и слабой методической поддержкой данного процесса.
Для решения возникшей проблемы нами был разработаны уроки окружающий мир, включающий в себя задания по развитию универсальных учебных действий, который был апробирован на базе МБУ «Школа№3» города Невьянска. На момент начала эксперимента учащиеся экспериментальной группы находились на низком уровне 23% учащихся, на среднем - 65%, на высоком уровне 12% учащихся. Учащиеся контрольной группы обладали низким уровнем 16%учащихся, средним - 76% и на высоком уровне 8% учащихся.
В основе разработанных уроков входят задания по развитию универсальных учебных действий. В содержание урока вошли задания на развитие классификационных и аналитических умений, на развитие способности устанавливать важные признаки (сравнивать), умения систематизировать, обобщать полученные знания. Методики, которые проводились на контрольном этапе эксперимента, сформулировали то, что в экспериментальной группе высокий уровень развития универсальных учебных действий повысился на 11%, средний уровень понизился на 11%, низкий уровень понизился на 11%.
Исходя из полученных данных, мы делаем вывод о том, что определенная нами гипотеза о том, что развитие универсальных учебных действий у младших школьников будет эффективным, если: определить понятие «универсальные учебные действия» и установить критерии развития универсальных учебных действий; применить в учебный процесс совокупность заданий по развитию универсальных учебных действий нашла подтверждение, поскольку создан комплекс заданий и условия направленные на развитие универсальных учебных действий у младших школьников.
Таким образом, разработанный нами уроки окружающий мир, включающий в себя задания по развитию универсальных учебных действий, помогает активно развивать универсальные учебные действия в начальной школе. Поскольку большинство заданий проходят в игровой форме, то каждый учащийся оказывается вовлечённым в учебный процесс, который не просто учитывает возрастные особенности ребёнка, но и формирует у него познавательные умения необходимые современному школьнику.
Цель нашего исследования была достигнута, гипотеза нашла своё подтверждение. Тема данной работы на современном этапе образования является актуальной и требует дальнейшего изучения.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Дидактическая игра как средство развития логических универсальных учебных действий на уроках информатики в четвертом классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие универсальных учебных действий на уроках окружающего мира (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у
младших школьников во внеурочной деятельности по предмету
«Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий
у младших школьников на уроках «Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018



