Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования у младших школьников универсальных учебных действий на уроках «Окружающий мир»

Работа №99350

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Сущность универсальных учебных действий в начальной школе 6
1.2 Формирование универсальных учебных действий при изучении
окружающего мира 13
1.3 Анализ методических рекомендаций по формированию универсальных
учебных действий на уроках «Окружающий мир» 17
2 ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА
УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 32
2.1 Диагностика универсальных учебных действий на начало опытно-
экспериментальной работы 32
2.2 Методическая система и условия формирования универсальных учебных
действий (на примере материала по предмету «Окружающий мир») 46
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76

Актуальность исследования определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, где выделяются новые цели и образовательные результаты учебной работы школьников, ориентирующиеся на целостное развитие ребенка и его подготовку к следующей ступени образования. Большое внимание в стандарте уделено развитию универсальных учебных действий, составляющих основу начального обучения, а именно помогают созданию и формированию такого умения, как самообразование («умение учиться»).
Созданию универсальных учебных действий посвящены работы О. В. Кузьмина, А. Г. Асмолова, С. Ю. Прохоровой, И. А. Володарской, С. Г. Ворщикова, Л. Г. Петерсон, Т. Ю. Абрамовой, Н. В. Медведевой и др.
ФГОС НОО включает в свои требования к результатам обучения четыре типа универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Особую значимость имеют универсальные учебные действия, потому что они довольно сильно воздействуют на разработку учебно-познавательной работы младших школьников. Во время когнитивного развития осуществляется становление у обучающихся научной картины мира, формирование умений руководить познавательной работой, методов познания, формирование всех познавательных процессов, а кроме того рефлексии. В группу познавательных универсальных учебных действий, по мнению А. Г. Асмолова, входят учебные деяния, логические деяния, а также деяния установки и решения проблемы.
Но и на сегодняшний день данная проблема остается актуальной для современных ученых-педагогов и исследователей (Г. А. Цукерман, Н. И. Поливановой, И. В. Ривиной, А. М. Кировой, М. Ю. Жигановой, О. В. Кузьмина, Н. В. Умаровой, И. А. Чумаковой, В. Б. Лебединцева).
Очень остро стоит вопрос о развитии УУД у младших школьников на первых годах обучения, так как недостаточная сформированность данных способностей влечет за собой нежелание и неспособность выстраивать свое образование в будущем самостоятельно, опираясь на собственные цели, интересы и мотивы. Мы считаем, что в данном случае предмет «Окружающий мир» дает серьезные ресурсы для развития универсальных учебных действий, потому что он содержит в равном количестве природоведческие, обществоведческие, исторические познания и предоставляет обучающимся основу естественных и социально-гуманитарных наук. В тоже время, именно данный предмет позволяет в полной мере использовать средства учебного исследования при организации занятия-исследования с младшими школьниками, начиная от формирования исследовательской задачи и заканчивая выбором методов исследования и формой работы, для освоения материла.
Цель исследования: определить эффективность применения способов развития универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования: образовательный процесс младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: процесс формирования УУД у младших школьников на уроках «Окружающий мир» стает более эффективным, если:
- определены показатели и степень развитости универсальных учебных действий;
- сформирована программа, направленная на формирование универсальных учебных действий;
- определены способы использования различных заданий и их поэтапное применение при развитии универсальных учебных действий на уроках окружающий мир.
Для достижения поставленной с цели и подтверждения гипотезы сформированы следующие задачи исследования.
1. Исследовать содержание универсальных учебных действий.
2. Провести анализ роли предмета «Окружающий мир» в процессе развития УУД.
3. Сформировать программу по развитию универсальных учебных действий.
4. Проанализировать результаты диагностики развития УУД.
В процессе работы для проверки гипотезы и решения установленных задач применялись теоретические и практические методы исследования (исследование психолого-педагогической и методологической литературы; системный анализ; синтез; тестирование; наблюдение; педагогический эксперимент; статистическая обработка установленных результатов).
Новизна исследования состоит в применении разных способов обучения, специализированных заданий на уроках окружающего мира, имеющих цель формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что побранный ряд педагогических технологий на уроках «Окружающий мир», направленный на развитие универсальных учебных действий у младших школьников, способен применяться учителями начальной школы в процессе обучения.
Структура работы: работа имеет введение, две главы, заключение, список литературы.
Во введении установили цели, задачи, предмет исследования. Кроме того, установлена гипотеза исследования и подобраны методы исследования. В первой главе отражены теоретические основы формирования УУД у младших школьников на уроках «Окружающий мир».
Во второй главе представлены практические аспекты использования различных методов развития УУД на уроках «Окружающий мир».
В заключении представлены общие выводы по исследованию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При исследовании психолого-педагогической литературы было установлено, что развитие универсальных учебных действий считается одной из важных задач на современном этапе обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения устанавливает новые цели и задачи образования. Целью образования является общекультурное, индивидуальное и познавательное развитие учащихся, которая обеспечивает такую основную компетенцию, как умение учиться. Главным направлением становится переход к организации учебной работы, субъектом которой являются обучающиеся, а педагог является организатором и помощником. В связи с этим большую популярность обретают приемы и методы, формирующие умения самостоятельно извлекать новые знания, отбирать нужную информацию, ставить гипотезу, делать выводы и умозаключения. Новая форма образования подразумевает динамичную творческую работу учеников младшего школьного возраста. Для эффективного развития универсальных учебных действий у младших школьников нужно включать их в исследовательскую работу, придумывать для них проблемные обстоятельства на уроках окружающий мир, где обучающиеся будут улучшать навыки самостоятельный поиск решения проблемы, смогут самостоятельно воспринимать новые знания.
В первой главе нашей работы мы рассматривали понятие универсальные учебные действия. Были изучены теоретические базы в ходе развития универсальных учебных действий таких психологов и педагогов как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарский, О.А. Карабанова, В.И. Андреев, А.Н. Леонтьев.
В ходе изучения предмета исследования были выявлены условия, позволяющие увеличить уровень развития универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающий мир.
На основании изученной научной литературы, мы сделали вывод о том, что развитие универсальных учебных действий очень важно в современной школе. Обучение литературному чтению формирует положительные предпосылки для развития у младших школьников универсальных учебных действий. Регулярная и четко ориентированная работа может помогать развитию интеллекта и творчества у учеников. Но развитие универсальных учебных действий не является предметом специального исследования и остается достаточно не разработанным. Поэтому современный этап образования акцентирует внимание на развитии универсальных учебных действий. Это является причиной противоречий между нуждой развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающий мир и слабой методической поддержкой данного процесса.
Для решения возникшей проблемы нами был разработаны уроки окружающий мир, включающий в себя задания по развитию универсальных учебных действий, который был апробирован на базе МБУ «Школа№3» города Невьянска. На момент начала эксперимента учащиеся экспериментальной группы находились на низком уровне 23% учащихся, на среднем - 65%, на высоком уровне 12% учащихся. Учащиеся контрольной группы обладали низким уровнем 16%учащихся, средним - 76% и на высоком уровне 8% учащихся.
В основе разработанных уроков входят задания по развитию универсальных учебных действий. В содержание урока вошли задания на развитие классификационных и аналитических умений, на развитие способности устанавливать важные признаки (сравнивать), умения систематизировать, обобщать полученные знания. Методики, которые проводились на контрольном этапе эксперимента, сформулировали то, что в экспериментальной группе высокий уровень развития универсальных учебных действий повысился на 11%, средний уровень понизился на 11%, низкий уровень понизился на 11%.
Исходя из полученных данных, мы делаем вывод о том, что определенная нами гипотеза о том, что развитие универсальных учебных действий у младших школьников будет эффективным, если: определить понятие «универсальные учебные действия» и установить критерии развития универсальных учебных действий; применить в учебный процесс совокупность заданий по развитию универсальных учебных действий нашла подтверждение, поскольку создан комплекс заданий и условия направленные на развитие универсальных учебных действий у младших школьников.
Таким образом, разработанный нами уроки окружающий мир, включающий в себя задания по развитию универсальных учебных действий, помогает активно развивать универсальные учебные действия в начальной школе. Поскольку большинство заданий проходят в игровой форме, то каждый учащийся оказывается вовлечённым в учебный процесс, который не просто учитывает возрастные особенности ребёнка, но и формирует у него познавательные умения необходимые современному школьнику.
Цель нашего исследования была достигнута, гипотеза нашла своё подтверждение. Тема данной работы на современном этапе образования является актуальной и требует дальнейшего изучения.



1. Адаскина, А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности [Текст] / А. А. Адаскина // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С. 100-109.
2. Акимова, М. К. Индивидуальность учащихся и научный подход [Текст] / М. К. Акимов, В. Т. Козлова. - М. : Знание, 1992. - 77 с.
3. Андронова, О. С. Формирование универсальных учебных действий
в образовательном процессе как средство реализации ФГОС [Электронный ресурс] / О. С. Андронова. - URL : http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-p1ai/%-
D1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/632112/ (дата обращения: 11.06.2017).
4. Барышева, Т. А. Диагностика эстетического развития личности [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. А. Барышева ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1999. - 140 с.
5. Бесова, М. А. Педагогика современной школы [Текст] : теоретич. аспект : учеб. пособие / М. А. Бесова. - М.: МГУ, 2014. - Ч. 2. - 251 с.
6. Боженкова, Л. И. Универсальные учебные действия и цели обучения математике [Текст] / Л. И. Боженкова, С. П. Беребердина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 1 (82). - C. 46-51.
7. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2011. - 304 с.
8. Бурлаков, И. В. Информационные технологии в процессе развития личности [Текст] / И. В. Бурлаков. - М. : Класс, 2014. - 89 с.
9. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] : учеб. пособие / Р. Бэрон, Д. Ричардсон ; пер. с англ. С. Меленевской, Д. Викторовой. - СПб. : Питер, 2007. - 330 с.
10. Виды универсальных учебных [Текст] // Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. - М., 2010. - С. 28-32.
11. Виноградова, Н. Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 4. - С. 11-15.
12. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы [Текст] / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. - М. : Первое сент., 2008. - 68 с.
13. Воровщиков, С. Г. Разработка метапредметной образовательной программы в начальной школе [Текст] / С. Г. Воровщиков // Управление начальной школой. - 2013. - № 1. - С. 5-13.
14. Воспитание младшего школьника [Текст] : пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. кл. и родителей / сост. Л. В. Ковинько. - М. : Академия, 2011. - 288 с.
15. Гайнуллина, Р. А. Формирование универсальных учебных действий
и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Р. А. Гайнуллина. - URL : http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn- -p1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/59953 5/ (дата
обращения: 11.04.2017).
16. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников [Текст] : теоретич. и практ. аспекты / И. А. Гришанова. - Ижевск : Ин-т компьютер. исслед., 2006. - 267 с.
17. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1992. - № 3/4. - С. 14-19.
18. Дашкин, М. Е. Коммуникативные умения специалистов системы «Человек-человек» [Текст] / М. Е. Дашкин. - М. : Педагогика, 2000. - 256 с.
19. Дереклеева, Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе [Текст] : игровые задания / Н. И. Дерекле- ева. - М. : Аспект-Пресс, 2005. - 345 с.
20. Деятельность учителя по формированию учебных универсальных действий [Электронный ресурс]. - URL : http://ir-zhi.ru/teachers/fgos-noo/uud/(дата обращения: 12.03.217).
21. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] : сб. науч. тр. / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М. : НИИОПП, 1981. - 157 с.
22. Дубровина, И. В. Психология [Текст] : учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Академия, 2004. - 464 с.
23. Из опыта организации воспитания ученического коллектива [Текст] : сб. материалов пед. практики / под ред. В. Е. Гмурмана. - М. : АПН РСФСР, 1955. - 179 с.
24. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2011. - 151 с.
25. Калашникова, Н. Г. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи [Текст] : схемы анализа, рекомендации, фрагм. уроков / Н. Г. Калашникова, Т. Г. Блинова. - Волгоград : Учитель, 2011. - 158 с.
26. Кириллова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения [Текст] / Г. Д. Кириллова. - М. : Просвещение, 1980. - 159 с.
27. Козлова, И. В. Формирование УУД средствами технологии педагогических мастерских [Текст] / И. В. Козлова // Начальная школа. -
2014. - № 5. - С. 19-25.
28. Коротаева, Е. В. Основы педагогического взаимодействия [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Коротаева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2016. - 160 с.
29. Ломов, Б. Ф. Проблема общения в психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов // Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов ; отв. ред. А. В. Брушлинский, В. А. Кольцова. - М.,
1999. - С. 183-217.
30. Методика воспитательной работы [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Аджиева [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2007. - 160 с.
31. Михайлина, М. Ю. Работа со школьником [Текст] / М. Ю. Михай-лина // Профилактика детской агрессивности : теоретич. основы, диагностич. методы, коррекцион. работа / авт.-сост. М. Ю. Михайлина. - Волгоград, 2014. - С. 23-37.
32. Молокова, А. В. Начальная школа: Современный урок в условиях информатизации [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. В. Молокова. - Новосибирск : Эгида, 2010. - 102 с.
33. Молокова, А. В. Современные технологии на современном уроке [Электронный ресурс] / А. В. Молокова. - URL : https://edu.evnts.pw/materials/- 133/15382/ (дата обращения: 17.08.2017).
34. Морозова, О. П. Педагогический практикум [Текст] : задачи и вопр. : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сласте- нина. - М. : Академия, 2012. - 320 с.
35. Мошнина, Р. Ш. Типовые задания по формированию универсаль¬ных учебных действий. Окружающий мир. 3 класс [Текст] / Р. Ш. Мошнина. - М. : Просвещение, 2014. - 80 с.
36. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива [Текст] : вопр. теории / Л. И. Новикова. - М. : Педагогика, 1979. - 142 с.
37. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов вузов / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. В. П. Крившенко. - М. : Проспект, 2012. - 432 с.
38. Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников [Электронный ресурс] / Л. Е. Журова [и др.] // Начальное образование. - 2010. - № 1. - С. 8-13. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=13081737/(дата обращения: 17.08.2017).
39. Петерсон, Л. Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы [Текст] / Л. Г. Петерсон. - М. : Школа 2000, 2009. - 40 с.
40. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных
учебных действий младшего школьника [Электронный ресурс] / И. В. Петро¬ва // Молодой ученый. - 2011. - № 5. - С. 151-155. - URL :
https://elibrary.ru/item.asp?id=16361955/(дата обращения: 27.04.2017).
41. Петрова, И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира [Текст] / И. В. Петрова // Актуальные задачи педагогики : материалы междунар. науч. конф., декабрь 2011 г., г. Чита,. - Чита, 2011. - Т. 2. - С. 113-116.
42. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л. Л. Алексеева [и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с.
43. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс [Текст] : учеб. для образоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. /А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2011. - Ч. 2. - 143 с.
44. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. - М. : Просвещение : ВЛАДОС, 2006. - 432 с.
45. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. колледжей / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС,
2000. - 400 с.
46. Подходова, Н. С. Моделирование как универсальное учебное действие при изучении математики [Текст] / Н. С. Подходова // Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 34-41.
47. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования [Электронный ресурс]. - /URL :: http://college.ru/pedagogam/450/468/474/488/(дата обращения: 21.06.2017).
48. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М. Р. Битянова [и др.]. - М. : Совершенство, 1998. - 352 с.
49. Развитие речи. 5-9 классы [Текст] : инновацион. технология обучения / авт.-сост. О. А. Дюжева. - Волгоград : Учитель, 2012. - 167 с.
50. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] : учеб.-метод. комплект / А. И. Савенков. - Самара : Учеб. лит., 2007. - 207 с.
51. Система оценивания сформированности универсальных и предметных учебных действий первоклассников в ходе освоения ООП НОО [Текст]. - М. : АПК и ППРО, 2012. - 134 с.
52. Собкин, В. С. Место новых информационных технологий в жизни современного школьника [Текст] / В. С. Собкин, Ю. М. Евстигнеева // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий : материалы междунар. интернет-конф., 20 марта-30 апреля 2001 г. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова ; под ред. А. Е. Войскунского, - М., 2001. - С. 16-21.
53. Солдатенкова, Е. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира [Текст] / Е. Солдатенкова // Учитель. -
2015. - № 4. - С. 84-88.
54. Социальные и психологические последствия применения информационных технологий [Текст] : материалы междунар. интернет-конф., 20 марта-30 апреля 2001 г / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова ; под ред. А. Е. Войскунского. - М. : [б. и.], 2001. - 120 с.
55. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Электронный ресурс] / Н. М. Горленко [и др.] // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 153-160. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?- id=17717697(дата обращения: 11.06.2017).
56. Узикова, Л. А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] / Л. А. Узикова. - URL : https://infourok.ru/formirovanie-uud-na-urokah-v-nachalnoy-shkole- 1581585.html (дата обращения: 11.06.2017).
57. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. - М. : Просвещение, 2011. - 33 с.
58. Формирование универсальных учебных действий в начальной
школе [Электронный ресурс]. - URL : https://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2013/10/28/formirovanie-universalnykh- uchebnykh (дата обращения: 11.06.2017).
59. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях вариативности учебно-методических комплексов [Текст] : метод. рекомендации / Краснояр. краевед. ин-т повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования ; под ред. Г. В. Раицкой. - Красноярск : ККИПКиППРО, 2011. - 79 с.
60. Шкуричева, Н. А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности [Текст] / Н. А. Шкуричева // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 4-9.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ