Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе экологического образования

Работа №99349

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Становление и перспективы развития экологического образования детей
в начальной школе 9
1.2. Особенности формирования знаний о природе у детей младшего
школьного возраста 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования
знаний о природе у младших школьников 21
2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 31
2.1. Уровень сформированности знаний о природе у детей младшего
школьного возраста на начальном этапе исследования 31
2.2. Реализация педагогических условий формирования знаний о природе у
детей младшего школьного возраста 40
2.3. Анализ сформированности знаний о природе у детей младшего
школьного возраста на заключительном этапе исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Актуальность проблемы. Важнейшей целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого этого развития является и получение экологического воспитания.
На современном этапе развития общества очевидна глобальная проблема отсутствия у населения экологического воспитания и образования. Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Значительная доля нашего общества абсолютно лишена каких-либо природоохранных знаний и навыков. Древнейшие общество в данном отношении было наиболее подготовлено, собственным поведением и деятельностью они правильнее "сотрудничали" с окружающей средой. Общество уничтожает свою среду обитания, в следствии каждому новому поколению все сложнее станет сберечь природу. Эксперты-экологи и маленькие группы людей, которые занимаются проблемами экологии, никак не разрешат всемирной природоохранной проблемы всего общества, потому как с природой, с естественными местообитаниями регулярно имеют контакт все без исключения общество Земли, и среду от нарушающих контактов никак не защитить.
Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре люди, возможно восстановить воспитанием и обучением.
Для эффективного экологического образования и обучения населения нужны непременные условия: во-первых, социум обязан быть готов усвоить природоохранные идеи и знания; во-вторых - нужны соответствующие источники, пособия по экологическому обучению и образованию: в-третьих, нужна высококачественная экологическая подготовленность преподавателей каждой специализации, непосредственно преподавателей, как главных людей, которые организуют собственной деятельностью передачу всего собранного человечеством опыта юному поколению.
Одно из значительных мест в становлении личности имеет период обучения в начальной школе. В данное время дошкольник владеет значительной степенью эмпатии, и как результат, ему проще доступно рассказать о том, как серьезны природоохранные проблемы. В период обучения в младших классах дитя учится учиться, и в данный период, нужно ещё раз отметить, проще воспитать ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. Именно поэтому особая и значимая роль в экологическом воспитании и образовании принадлежит учителю начальных классов.
Степень разработанности. В Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 2004 г., экологическое воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы школы. Проблема формирования экологической культуры школьников достаточно полно разработана в теории и практике современной школы.
Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах Т.А. Бабановой, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачёва и др., которые отмечали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются [3].
Особенности формирования у младших школьников уважения и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д.Бобылевой, А. В. Миронова, А. А. Плешакова, Л. П. Салеевой и др.
Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А. Н. Захлебного, Б. Т. Лихачева, Н. М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И. Т. Суравегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания [19].
Характеристику средств, форм и методов экологического воспитания находим в работах А. Н. Захлебного, Н. А. Городецкой, Н. В. Добрецовой, А.В. Миронова [26].
Психолого-педагогическое обоснование нашей проблемы отражено в работах Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, А.П. Сидельковского, П.М. Якобсона и других [57].
О значении краеведческого материала в воспитательной работе писали в своих трудах Т.А. Бабакова, Л.П. Салеева и другие.
Психологи (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что у детей младшего школьного возраста должен быть сформирован познавательный интерес к изучению окружающего мира [12]. Он включает:
• эмоциональную сторону, чувствительность к миру природы, ощущение удивления, восторженности, эмоционально-позитивное расположение к ее объектам, мотивам действия;
• деловую подготовленность, возможность реализовать собственные познания в различных специфических учебных и вне учебных моментах, стремление принимать участие в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов действия как предпосылки бескорыстия и эмпатии (ощущения сопереживания, сочувствия);
• интеллектуальную готовность, конкретный уровень информированности ребенка о природе, возрастная степень эрудиции и познавательных интересов, осмысление себя как носителя экологической культуры.
Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведения».
При этом более актуальными для младших школьников являются эмоции, которые вызывает сам процесс общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней [28].
На основе представления связей в природе у ребенка младшего школьного возраста должны закладываться начальные формы верного отношения к природе: готовность выступить в поддержку растениям и животным, в случае если они в этом нуждаются, должен совершенствоваться познавательный интерес.
Однако, невзирая на то, что трудности экологического обучения учащихся начальных классов довольно освещены в литературе, имеется вопрос организации внеклассной деятельности с обучающимися с применением результативных форм и методов исследовательской работы по изучению окружающего мира.
Одной из развивающих педагогических технологий по экологическому воспитанию младших школьников является проектная деятельность (В.В. Гузеев, Н.Ю. Пахомова, И.Д. Чечель и др.) [33].
Однако, как показывает практика, в большинстве школ не уделяется достаточного внимания организации экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе, что и определило проблему исследования.
Проблема исследования: совокупность каких педагогических условий будет способствовать эффективному формированию знаний о природе у детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект: процесс экологического образования в начальной школе.
Предмет: педагогические условия, способствующие формированию знаний о природе у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: формирование знаний о природе у детей младшего школьного возраста будет эффективно если:
• регулярно проводить интегрированные уроки окружающего мира;
• организовать внеурочную деятельность.
Задачи.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
заявленной проблеме исследования.
2. Изучить особенности ознакомления с окружающим миром детей младшего школьного возраста.
3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия, способствующие формированию знаний о природе у младших школьников.
4. Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, метод наблюдения.
База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СОШ «№2» г. Копейска, пос. Октябрьского.
Исследование включало в себя три этапа.
Первый этап (постановочный) представлял собой изучение разных аспектов проблемы, включая в себя выбор темы, обоснование ее центральной идеи, основных целей и конкретных задача поисковой работы; теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам исследования с целью определения методологической и теоретической базы исследования; разработку программы исследования.
Второй этап (формирующий) были выявлены педагогические условия формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования: проведение интегрированных уроков окружающего мира и применения внеклассной работы (внеурочная деятельность).
Третий этап (обобщающий) - аналитический, проводились анализ, систематизация и оформление результатов опытно - поисковой работы, определялась практическая значимость изыскания, оформлялась курсовая работа.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в том, что были выявлены педагогические условия для эффективного формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования; составлен и апробирован комплекс занятий с включением комбинированных уроков и кружковой деятельности, и экспериментально доказана их эффективность.
Апробация. Материалы исследования были апробированы и представлены в форме доклада на заседании педагогического совета. Исследование проводилось в МОУ СОШ «№2» г. Копейска, пос. Октябрьского.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблемы современного общества, которые несут в себе угрозу жизни каждого индивида отдельно и всей человеческой цивилизации, показали необходимость всеобщего экологического образования. Именно потому сейчас эко-образование является одним из важнейших направлений развития теории и практики общеобразовательной школы.
Вопросом формирования знаний о природе у детей занимались такие ученые, как И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Симонова и многие другие.
Проанализировав работы А.А. Плешакова, Л.П., Симоновой, Н.Ф. Виноградовой и др., можно сделать вывод о том, что есть специальные разработки уроков по окружающему миру, факультативных занятий, внеклассных занятий, в которых раскрывается проблема формирования знаний о природе у младших школьников и в ходе которых учащиеся могут получить знания о природе [35]. Однако, методика формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста раскрыта недостаточно.
Для повышения уровня сформированности знаний о природе нами были выделены два педагогических условия:
• регулярное проведение интегрированных уроков окружающего мира;
• организация кружковой деятельности (проведение
природоведческих экскурсии)
Для подтверждения эффективности указанных в гипотезе педагогических условий была проведена опытно-поисковая работа.
В ходе опытно-поисковой работы было проведено исследование на базе второго класса. Анализ результатов показал, что у большей части обучающихся средний уровень сформированности знаний о природе.
Качественный анализ позволил сделать вывод, что у учащихся недостаточно полно сформированы знания о природе.
После внедрения педагогических условий по формированию знаний о природе у детей младшего школьного возраста, было проведено диагностическое исследование на заключительном этапе опытно-поисковой работы. Анализ показал, что общий уровень сформированности знаний о природе у учащихся второго класса повысился. Это свидетельствует о том, что выделенные педагогические условия эффективно способствовали формированию у младших школьников знаний о природе в процессе экологического образования. Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась.
Выделенные педагогические условия формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста можно рекомендовать для реализации в учебном процессе.



1. Аквилева, А. И. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования педагогического профиля / А. И. Аквилева. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
2. Амирова, Е. Б. Курс лекций по методике преподавания экологии в младшей школе [Текст] / Е. Б. Амирова. - Екатеринбург, 1998. -110 с.
3. Андреев, В. И. Педагогика [Текст] : учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С. 124.
4. Блинова, И. Н. Формирование понятия о взаимосвязях между человеком и природой у учащихся 3 класса [Текст] / И.К. Блинова. - Л.: ЛГПИ, 1977. - 44 с.
5. Богданова, Т. В. Экологическое образование младших школьников.
[Электронный ресурс] / Т. В. Богданова. - URL:
http://www.dissercat.com/content/ekologicheskoe-obrazovanie-mladshikh- shkolnikov-v-sovremennoi-selskoi-gimnazii(дата обращения 12.05.2015)
6. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст] / Н. М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2001. - 230 с.
7. Борытко, Н. М. Введение в педагогическую деятельность [Текст] : учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 240 с.
8. Богданова, Т. В. Экологическое образование младших школьников.
[Электронный ресурс] / Т. В. Богданова. - URL:
http://www.dissercat.com/content/ekologicheskoe-obrazovanie-mladshikh- shkolnikov-v-sovremennoi-selskoi-gimnazii(дата обращения 12.05.2015)
9. Бурский, О. В. Наша планета Земля [Текст] : методические рекомендации для учителя по курсу окружающий мир «Мир и человек» 2 класс / О. В. Бурский, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. - М. : Баласс, 2007. - 144 с.
10. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 4 класс «Человек и природа» [Текст] : учебник в 2 частях. Часть 1, 3-е изд. перераб. - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. - М. : Баласс: Школьный дом, 2010. - 144 с.
11. Виноградова, Н. Ф. «Окружающий мир» в начальной школе [Текст] : беседы с будущим учителем / Н. Ф. Виноградова. - М. : Издательский дом «Академия», 1999. - 144 с.
12. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. - С. 55.
13. Гайсина, Р. С. Моделируя - познаем окружающий мир // Начальная школа. - 2006. - № 9. - С. 67-71 [Электронный ресурс] // URL: http://www.n- shkola.ru/(дата обращения: 12.05.2015).
14. Григорьев, С. И. Соотношение глобального, национального и
регионального компонента в образовании [Текст] / С. И. Григорьев - //
Университеты России: проблемы регионализации. - Ростов-на-Дону, 1994. - С. 89-94.
15. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. Вузов / Е. В. Григорьева. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 283 с.
16. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. - 480 с.
17. Дзятковская, Е. Н. Методические Рекомендации по реализации
экологического образования в Федеральных Государственных Стандартах второго поколения [Электронный ресурс] // Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. М. : Образование и экология, 2011. URL:
https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fcimpo.irkutsk.ru%2Fdata%2F1380%2 Fmetodicheskie_rekomendacii_k_ekologii_vo_fgos. doc&cc_key= (дата обращения: 12.05.2016).
18. Дмитриева, Н. Я. Мы и окружающий мир, 1-2 классы (1-4) [Текст]: Методические пояснения к курсу / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - М. : Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 2001. - 240 с.
19. Зверев, И. Д. Концепция общего среднего экологического образования. 2010. И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fipk.zabedu.ru%2Fdfiles%2Fd5d0ce36 ec681d42c0b13cc110f7119c.doc&cc_key= (дата обращения: 12.05.2016).
20. Звягинцев, Е. А. К вопросу о преподавании истории и географии [Текст] / Е. А. Звягинцев // Журнал «Вестник воспитания». - 1986. - № 1. - С. 20-21.
21. Казанский, Н. Г. Дидактика (нач. шк.) [Текст]: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов / Н.Г. Казанский, Т. С. Назарова. - М. : Просвещение, 1979. - 135 с.
22. Калюжный, А. А. Нравственные аспекты в обучении учащихся общеобразовательных школ [Текст] / А. А. Калюжный. - Алматы: Гылым, 2009.- 156 с.
23. Клапанова, И. В. Реализация развивающих задач при изучении природы младшими школьниками [Текст] / И. В. Клапанова. - М. : 1996. - 150 с.
24. Колесникова, Г. И. Экологические экскурсии с младшими школьниками [Текст] / Г. И. Колесникова // Журнал «Начальная школа». - 2009.- № 6. - С. 10-12.
25. Константинова, Н. А. История педагогики [Текст] / Н. А. Константинова, Е. Н. Медынский, М. Ф.Шабаева. - М. : Просвещение, 1982. - 190 с.
26. Миронов, А. В. Технология изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе [Текст] / А. В. Миронов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 122 с.
27. Моисеева, Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования [Текст] : книга для учителя / Л. В. Моисеева. - Екатеринбург: Изд- во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. - 209 с.
28. Моисеева, Л. В. Экологическая педагогика [Текст] : понятийно-терминологический словарь для учителя / Л. В. Моисеева. - Екатеринбург: Изд- во Урал.гос.проф. - пед.ун-та, 2004. - 180 с.
29. Моисеева, Л. В. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников [Текст] / Л. В. Моисеева, И. Р. Колтунова. - Екатеринбург, Уральский педагогический институт, 1993. - 140 с.
30. Никитина, Е. Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования [Текст] : дис. ... д-ра. пед. Наук: 13.00.08 / Е. Ю. Никитина; - Челябинск, 2001. - 427 с.
31. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 300 с.
32. Осей, Е. Б. Экологическое образование старшеклассников в условиях модернизации российского образования [Текст] : дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Б. Осей. - М. : РГБ, 2003. - 168 с.
33. Пахомов, А. П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями [Текст] / А. П. Пахомов // Начальная школа. - 1998. - №6. - С. 26-28.
34. Петросова, Р. А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе [Текст] : учеб. пособие: для студентов сред. пед. учеб. заведений / Р. А. Петросова. - М. : Academia, 1999. - 175 с.
35. Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст] : рабочие программы 1-4 классы / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2011. - 120 с.
36. Плешаков, А. А. Формирование знаний об экологических связях при изучении природоведения в начальной школе [Текст] / А.А. Плешаков. - М. :1990. - 80 с.
37. Поглазова, О. Т. Методические рекомендации к учебнику второго класса «Окружающий мир» [Текст] : пособие для учителя / О. Т. Поглазова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. - 130 с.
38. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
39. Половцов, В. В. Общая методика естествознания [Текст] / В. В. Половцов. - М. : 1914. - С. 47.
40. Райков, Б. Е. Пути и методы натуралистического просвещения [Текст] / Б. Е. Райков. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. - 483 с.
41. Реймерс, Н. Ф. Природопользование [Текст] : словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. - М. : 1990. - 318 с.
42. Саркисян, А.Р. Пути реализации экологического образования / Начальная школа. - № 12. - 2006. - С. 46-49 [Электронный ресурс] // URL: http://www.n-shkola.ru/(дата обращения: 12.05.2016).
43. Симонова, Л. П. Экологическое образование в начальной школе [Текст] / Л.П. Симонова. - М. : Просвещение, 2009. - 40 с.
44. Симонова, Л. П. Задания по экологии для младших школьников [Текст] / Л. П. Симонова // Начальная школа. - 2003. - № 5. - С. 12-16.
45. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластелин. - М. : Академия, 2002. - 60 с.
47. Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст] / Е. О. Смирнова. - М. : Школа-Пресс, 1997. - 330 с.
48. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. - Радянськ: школа. 1974. - 123 с.
49. Тарасова, В. И. Экологическое образование младших школьников на междпредметной основе [Текст] / В. И. Тарасова // Начальная школа. - 2000. - №10 - С. 15.
50. Фарахутдинов, Ш. Ф. Институционные основы формирования экологической грамотности [Текст] : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. / Ш. Ф. Фархутдинов. - Тюмень: 2006. - 185 с.
51. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт от 6 октября 2009г. Гл.2, п.п.12.3 [Электронный ресурс] // URL: http://standart.edu.ru/(дата обращения: 23.06.2016).
52 Федорец, Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст] : учебное пособие / Г. Ф. Федорец. - Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983. - 88 с.
53. Цветкова, И. В. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы [Текст] / И.В. Цветкова. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 400 с.
54. Чудинова, Е. В. Окружающий мир. 2 класс [Текст]: Методические рекомендации для учителя четырехлетней начальной школы / Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева. - М. : Вита-Пресс, 2002. - 130 с.
55. Экологическая тропа [Электронный ресурс] // URL: http://www.eco.nw.ru/lib/data/04/6/020604.htm(дата обращения: 12.05.2016).
56. Эльконин, Б. Д. Детская психология [Текст] / Б. Д. Эльконин. - М. : Академия, 2007. -500 с.
57. Яременко, Е. О. Окружающий мир. Начальная школа [Текст] : программно-методические материалы. 4-е изд. / Е.О. Яременко. - М. : Дрофа, 2001. - 200 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ