Warning: filesize(): stat failed for files/screen/99/99347/2022-11-30_15-04-05.png in /var/www/html/workspay.ru/module/work/work_function.php on line 402
Warning: filesize(): stat failed for files/screen/99/99347/2022-11-30_15-04-05.png in /var/www/html/workspay.ru/module/work/work_function.php on line 402
Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, - выпускная квалификационная работа
Глава 1. Теоретические аспекты трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Понятие трудового воспитания детей старшего дошкольного
возраста 17
1.3. Средства трудового воспитания детей старшего дошкольного
возраста в дошкольной образовательной организации 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Миляш» 38
2.1. Анализ деятельности МБДОУ детский сад «Миляш» по трудовому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Диагностика уровня трудового воспитания старших
дошкольников 50
2.3. Комплекс мероприятий по трудовому воспитанию детей старшего
дошкольного возраста 56
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложение 73
Актуальность исследования. Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт - критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста играет огромную роль в становлении личности. Ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Несформированность данных качеств на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности [1].
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др [2].
Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является желание помогать взрослым [3]. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе [4].
Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако, проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана.
Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.
Противоречие исследования: с одной стороны, не вызывает сомнения необходимости трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста, с другой стороны, в дошкольной образовательной организации недостаточно определены средства трудового воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: каковы средства трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Исходя из важности и актуальности рассматриваемой проблемы, мы сформулировали тему исследования: «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание трудового воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучив и проанализировав теоретические и практические аспекты трудового воспитания детей разработать комплекс мероприятий по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: трудовое воспитание детей старшего
дошкольного возраста будет успешным, если будут учтены следующие педагогические условия:
- организация развивающее-трудовой среды в дошкольном образовательном учреждении;
- обеспечена регулярная включенность трудовой деятельности дошкольников в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- осуществлено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в русле формирования личности старшего дошкольника в трудовой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
2. Рассмотреть сущность понятия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить средства трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации;
4. Проанализировать деятельность МБДОУ детский сад «Миляш»
5. Провести исследовании по выявлению уровня развития трудовых умений.
Методы исследования:
- теоретические - анализ, синтез, сравнение и обобщение.
- эмпирические - анкетирование; тестирование; наблюдение.
База исследования: Большеустьикинский МБДОУ детский сад «Миляш».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В работе было рассмотрено понятие «трудовая воспитанность», раскрыта психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста, определены стредства трудового воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Проанализировав различные точки зрения, мы сделали вывод, что под трудовым воспитанием понимается целенаправленная совместая деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Изучив психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста мы выяснили, что старший дошкольный возраст - последний из периодов дошкольного детства, когда в психике ребёнка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов - внимания, памяти, восприятия и так далее - и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Происходят изменения и в представлениях детей о самих себе, в их самосознании и самооценках, на что оказывают непосредственное влияние более сложные и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми. Задача воспитателя и родителя - грамотно поддержать этот процесс развития и создать условия для наиболее успешного проживания ребёнком своего дошкольного детства.
Под воспитанием понимается целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.
Проанализировав различные источники, мы выделили следующие средства трудового воспитания детей старшего подросткового возраста: собственная трудовая деятельность, ознакомление с трудом взрослых и художественные средства трудового воспитания.
Проанализировав работу МБДОУ детский сад «Миляш» по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, мы сделали вывод, что данная работа ведется не в полном объеме, мало уделено вниманию оптимизации средств трудового воспитания, а также неоходимо продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды.
Проведя диагностику уровня трудовой воспитанности, мы выяснили, что у детей старшей группы средний уровень трудовой воспитанности. Вследствии чего нами был разработан комплекс мероприятий по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста., целью которого является формирование у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых. Комплекс мероприятий был опробирована в Большеустьикинском МБДОУ детский сад "Миляш".
В настоящем исследовании была определена и нами экспериментально проверена эффективность средств по трудовому воспитанию дошкольников. Они также составляют те особенности осуществления трудового воспитания детей, которые учитывает педагог.
Таким образом, все задачи решены, цель работы достигнута.
1. Абраменкова, В. Во что играют наши дети? : Игрушка и АнтиИгрушка /
B. Абраменкова. - М. : Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. - 640 с. : ил. - ( В помощь родителям ) (74.9 А-16 К861326ч/з).
2. Батышев, С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопр. теории и методики
C. Я. Батышев.М.:Педагогика,1981.192с.
3. Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников / Вероника Бачурина. - М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. - 176 с. - (Серия «Талантливому педагогу - заботливому родителю»).
4. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учеб. пособие / В.
Н. Белкина - Ярославль : ЯГПУ, 1998. - 249 с. (88.8мп Б-43 К780402ч/з)
5. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: учеб.-метод. пособие. СПб.: Детство Пресс, 2004. - 141 с.
6. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1987.
7. Вакуленко Ю.А. Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки). - Волгоград : Учитель, 2007. 231 с.
8. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание, 1994.- 192 с.
9. Воспитание школьников в труде / [А.А.Шибанов, Ю.Ф.Тамбовкин, И.П.
Дуля и др.]; Под ред. А.А. Шибанова; Науч.-исслед. ин-т труд. обучения и проф.ориентации Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика; 1976. - 104 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский М.: Педагогика, 1991.
11. Глотова Г. А. Творчески одаренная личность. Проблемы и методы исследования. Екатеринбург, 1992.
12. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1987.
13. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. исслед.. М.: Академия, 2004. - 282 [1] с. - (Высшее образование).
14. Запорожец А.В. .Научные основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в СССР: Тезисы докладов со- ветско-американского семинара по проблемам до- школьного воспитания (1-13 декабря 1975 г.). М., 1975.
15. Детский сад. Книга для заведующих // Под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982г.
...