Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

Работа №99343

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
371
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в период адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Понятие и сущность адаптации детей раннего возраста в
дошкольной образовательной организации 7
1.2. Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной
организации с родителями: понятие и сущность процесса 16
1.3. Содержание организации взаимодействия педагогов с
родителями в период адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации
взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста в Муниципальной автономной
дошкольной образовательной организации «Детский сад № 38» .. 34
2.1. Анализ организации взаимодействия педагогов с
родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду 34
2.2. Диагностика организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к
детскому саду 42
2.3. Разработка комплекса мероприятий по организации взаимодействия воспитателей с родителями детей раннего
возраста в период адаптации к условиям детского сада 50
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Приложения 68


На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению очень актуальна.
В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, тяжелым и болезненным процессом, сопровождающимся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни. Когда малыш впервые приходит в дошкольное учреждение, он остро переживает расставание поступающих в дошкольные образовательные организации в раннем возрасте. Поступление ребенка в дошкольную образовательную организацию - сложный период в жизни ребенка раннего возраста. Адаптация ребенка к новым для него условиям является с семьей и испытывает дискомфорт психологического и физиологического состояния.
Проблеме адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации уделено много внимания, однако редко затрагивается вопрос о том, что родителям в этот период жизни, тоже необходима помощь. Поступление ребенка в дошкольную образовательную организацию вызывает у родителей волнения, опасения, страхи за здоровье ребенка, за его эмоциональное благополучие. Зачастую эти переживания вызваны недостаточным уровнем компетентности и опыта родителей в вопросах адаптации ребенка раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
Одной из наиважнейших задач воспитателя по адаптации детей в дошкольной образовательной организации, является деятельность по оказанию помощи родителям. Это отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), где определено, что деятельность воспитателя, в том числе по адаптации детей раннего возраста, базируется на основной образовательной программы дошкольного образования, которая направлена на «...создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями» [49].
Одним из условий позитивной социализации и адаптации ребенка выступает организация открытого образовательного процесса сотрудничества с семьями воспитанников на основе «...непосредственного вовлечения их в образовательный процесс на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; взаимодействия с семьей по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи» [49].
Исходя из положений ФГОС ДО видно, что одним из важных направлений детальности воспитателя по адаптации детей в дошкольной образовательной организации, является деятельность по оказанию помощи родителям по преодолению дискомфорта психологического и физиологического состояния детей, посредством тесного взаимодействия с ними по созданию максимально благоприятных условий и атмосферы безболезненного привыкания к новым условиям.
Над изучением проблемы взаимодействия педагогов и родителей в процессе адаптации детей к условиям ДОУ работали Т. Н. Доронова, Кисина Е. А., Калинина Р. Р., Волкова Е. А., Милославова И. А,
Хисматуллина Р. Р. и другие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Они рассматривают необходимость поиска решения проблем таких, как взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
В педагогической и психологической практике выработан широкий спектр форм и методов включения родителей в процесс адаптации детей к дошкольной образовательной организации и развития их психолого-педагогической компетенции в данном направлении, которые зачастую реализуются на практике на недостаточном уровне. Большинство родителей мотивированы на обучение и полны энтузиазма, но вместе с тем не имеют представлений об особенностях психического развития детей, приемах и методах их развития, обучения и воспитания. В последние годы психологи фиксируют увеличение числа обращений родителей по поводу отвержения детьми дошкольного учреждения, то есть процесса дезадаптации. Недостаточная разработанность в теории и практике педагогической науки влияния организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, определило выбор направления исследования.
Противоречие исследования: между актуальностью взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации и недостаточной обоснованности в теории и практике форм организации такого взаимодействия.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: каковы формы организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации?
Объект исследования: взаимодействие педагогов дошкольной
образовательной организации и родителей детей раннего возраста в период адаптации.
Предмет исследования: организация взаимодействия педагогов
дошкольной образовательной организации и родителей в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теории и практики разработать комплекс мероприятий по организации взаимодействия воспитателей с родителями детей раннего возраста в период адаптации в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что организация взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации предполагает следующие формы взаимодействия педагогов и родителей для облегчения периода адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации: познавательные, досуговые, наглядно-информационные.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, сущность и структуру адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
2. Охарактеризовать понятие и сущность взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями.
3. Изучить направления, формы и методы организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
4. Проанализировать работу по организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №38».
5. Осуществить диагностику организации взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной образовательной организации.
Реализация задач исследования решалась с помощью следующих методов:
теоретические - анализ, классификация;
эмпирические - наблюдение, описание, обобщение педагогического опыта, анкетирование.
База эмпирического исследования: Муниципальная автономная
дошкольная образовательная организация «Детский сад № 38» г. Первоуральска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка использованных источников, включает 10 рисунков, 16 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выпускная квалификационная работа посвящена анализу организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
В ходе обобщения и систематизации существующих понятий адаптации детей в дошкольной образовательной организации и ее сущности было выявлено, что они так или иначе взаимосвязаны, внутри каждого существует достаточная вариативность определенных параметров.
По определению данным А. В. Петровским адаптация предполагает активное усвоение норм и ценностей группы и является внешним уровнем подчинения новым требованиям и правилам. В большинстве трактовок понятие адаптации рассматривается как привыкание к новой социальной среде, и определяется как вхождение ребенка в новую для него среду детского сада и болезненного привыкания к его условиям.
Исходя из сущности процесса адаптации ребенка раннего возраста, мы полагаем, что под данным процессом необходимо понимать перестройку психологических качеств, поведения и деятельности субъекта адаптации в ответ на требования новой социальной среды и изменения самой социальной среды в ходе удовлетворения адаптивной потребности.
Характер и продолжительность адаптационного периода детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации зависит от таких факторов как: возраст, их опыт общения со взрослыми и сверстниками, состояние здоровья и уровень развития, индивидуальные особенности, уровень тренированности адаптационных механизмов.
В процессе углубления знаний о взаимодействии педагогов дошкольной образовательной организации с родителями было выявлено, что данное взаимодействие представляет собой способ совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции с помощью общения, основанном на сотрудничестве, т.е. «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Сущность процесса взаимодействия педагогов с родителями состоит в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в успешной адаптации ребенка к новым условиям. Оптимизация данного процесса может быть достигнута через: создание общности интересов, взаимоподдержки в решении проблем воспитания детей и построении совместной деятельности, направленной на развитие у родителей умений воспитания детей; осуществление психолого-педагогического образования родителей,
индивидуальная адресная помощь в воспитании детей и реализации педагогического партнёрства, обмена информацией о развитии ребенка, его особенностях, объединение усилий для развития и воспитания детей, приобщения родителей к педагогическому процессу, создания условий для творческой самореализации родителей и детей.
Согласованность действий воспитателей и родителей, сближение подходов в воспитании детей, индивидуальный подход к каждой семье, активное взаимодействие является важнейшим условием для успешной адаптации детей к новым условиям.
Содержание организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации включает в себя разнообразные формы - как традиционные, так и нетрадиционные: практикумы-семинары, круглые столы, деловые игры, игровые тренинги, родительские клубы.
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет предположить, что успешная адаптация детей раннего возраста к новым условиям будет зависеть от правильно выстроенного взаимодействия, осознания общих целей, стремления к взаимопониманию, что обуславливает изучение влияния организации взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации как предмета исследования.
В рамках опытно-поисковой работы в МАДОУ «Детский сад № 38» был проведен анализ организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Организация взаимодействия воспитателей и родителей в период адаптации детей третьего года жизни, является одной из приоритетных задач дошкольного образовательного учреждения и осуществляется по программе, так как только организованной деятельностью родителей и педагогов, направленной на адаптацию ребенка к условиям содержания в детском саду можно сгладить негативные проявления в поведении, психологическом и эмоциональном состоянии ребенка. Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ предполагает мобилизацию профессиональных сил всего педагогического коллектива. Руководитель детского дошкольного учреждения заботится о том, чтобы педагоги детского сада совершенствовали свои коммуникативные навыки для установления контактов с семьями. Персонал детской организации способствует успешной адаптации детей в дошкольной организации, имея необходимое методическое оснащение для разработки новых подходов общения с родителями и проведения на профессиональном уровне необходимых диагностических процедур.
Анализ организации взаимодействия сотрудников «Детского сада №38» с родителями показал, что существует ряд проблем в организации данного взаимодействия, что подтверждается результатами диагностики, а именно средним и низким уровнем педагогических знаний у родителей, возникновении у них трудностей в воспитании в адаптационный период, в необходимости получения ими педагогических знаний, низким уровнем удовлетворенности родителей помощью сотрудников дошкольной образовательной организации, использованием воспитателями детского сада традиционных способов взаимодействия с семьями (консультации, беседы, собрания, педагогическая литература, наглядные пособия, папки-передвижки), тогда как родителями предпочтительными формами были отмечены: совместная деятельность в проведении детских праздников и досугов, нетрадиционные собрания родителей (в форме игрового тренинга, дискуссии, круглого стола, семинаров и др.), открытые занятия с детьми для родителей, участие в работе родительского клуба, совместные конкурсы, индивидуальные беседы.
Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что важно поддерживать любую ориентированность родителя на повышение своего воспитательного потенциала, ввиду многообразия психологического воздействия на ребенка адаптационного периода при поступлении в дошкольное образовательное учреждение. Это стало основанием разработки комплекса мероприятий по организации взаимодействия педагогов с родителями для успешной адаптации детей раннего возраста к новым условиям.
Основу разработки комплекса мероприятий составила его актуальность, что обусловлено существующими противоречиями в педагогической практике между актуальностью взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей на этапе адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации и недостаточной обоснованности в теории и практике форм организации такого взаимодействия. Реализация комплекса мероприятий по организации взаимодействия воспитателей с родителями детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада в группе МАДОУ «Детский сад № 38» будет способствовать достижению планируемых результатов: изменится характер взаимодействия педагогов с родителями; у родителей сформируются практические навыки по воспитанию детей; произойдет активизация родителей и повышение уровня педагогических знаний в воспитании и вовлеченности семей в образовательный процесс, повысится уровень удовлетворенности родителей организованным взаимодействием сотрудников ДОУ.
Разработанный комплекс мероприятий планируем апробировать в следующем году.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи исследования решены.



1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. 464 с.
2. Ахмедова Я. Я. Особенности речевой активности в период
адаптации. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/8529-
osobennosti-rechevoj-aktivnosti-v-period-adaptatsii.html (дата обращения
12.10.2017).
3. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие. Воронеж: Учитель, 2006. 236 с.
4. Белькович В. Ю., Завьялова Т. П. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мозаика»: ранний возраст. Тюмень: Тюмен. обл. гос. ин-т раз-я регион. обр-я, 2012. 85 с.
5. Битянова М. Р. Социальная психология: к самостоятельной работе. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 106 с.
6. Блинова М. Л. Установление партнерских отношений между родителями и воспитателями детского сада. URL: http://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2014/02/19/ustanovlenie-partnerskikh-otnosheniy-mezhdu-roditelyami-i-1 (дата обращения 23.12.2016).
7. Боброва Т. А. Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ. СПб: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2013. 160 с.
8. Ваймер Е. В. Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. 2016. №11. С. 1430-1432.
9. Васильева Е. А. Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. URL: https://infourok.ru/material.html?mid=180693 (дата обращения 06.10.2017).
10. Ватутина Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад: пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1983. 80 с.
11. Вершинина Л. В. Особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ // Детский сад от А до Я. 2009. № 2. С. 31-35.
12. Взаимодействие ДОУ и родителей как одно из условий реализации
ФГОС. [Электронный ресурс] URL: http://net-
edu.ru/sites/default/files/file/Pril1_26_28_11_16.pdf (дата обращения 09.10.2017).
13. Власова Н. Н. Нетрадиционные методы работы с родителями. URL:
https://infourok.ru/netradicionnie-metodi-raboti-s-roditelyami-987701.html (дата
обращения 21.02.2017).
14. Волкова Е. А. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2012. № 5. С. 62-67.
15. Ворончихина М. Технология педагогической поддержки ребёнка и
семьи в адаптационный период. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/tehnologija- pedagogicheskoi-poderzhki-reb-nka-i-semi-v-adaptacionyi-period.html (дата
обращения 13.10.2017).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ