Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в период адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Понятие и сущность адаптации детей раннего возраста в
дошкольной образовательной организации 7
1.2. Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной
организации с родителями: понятие и сущность процесса 16
1.3. Содержание организации взаимодействия педагогов с
родителями в период адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации
взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста в Муниципальной автономной
дошкольной образовательной организации «Детский сад № 38» .. 34
2.1. Анализ организации взаимодействия педагогов с
родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду 34
2.2. Диагностика организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к
детскому саду 42
2.3. Разработка комплекса мероприятий по организации взаимодействия воспитателей с родителями детей раннего
возраста в период адаптации к условиям детского сада 50
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Приложения 68
На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению очень актуальна.
В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, тяжелым и болезненным процессом, сопровождающимся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни. Когда малыш впервые приходит в дошкольное учреждение, он остро переживает расставание поступающих в дошкольные образовательные организации в раннем возрасте. Поступление ребенка в дошкольную образовательную организацию - сложный период в жизни ребенка раннего возраста. Адаптация ребенка к новым для него условиям является с семьей и испытывает дискомфорт психологического и физиологического состояния.
Проблеме адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации уделено много внимания, однако редко затрагивается вопрос о том, что родителям в этот период жизни, тоже необходима помощь. Поступление ребенка в дошкольную образовательную организацию вызывает у родителей волнения, опасения, страхи за здоровье ребенка, за его эмоциональное благополучие. Зачастую эти переживания вызваны недостаточным уровнем компетентности и опыта родителей в вопросах адаптации ребенка раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
Одной из наиважнейших задач воспитателя по адаптации детей в дошкольной образовательной организации, является деятельность по оказанию помощи родителям. Это отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), где определено, что деятельность воспитателя, в том числе по адаптации детей раннего возраста, базируется на основной образовательной программы дошкольного образования, которая направлена на «...создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями» [49].
Одним из условий позитивной социализации и адаптации ребенка выступает организация открытого образовательного процесса сотрудничества с семьями воспитанников на основе «...непосредственного вовлечения их в образовательный процесс на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; взаимодействия с семьей по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи» [49].
Исходя из положений ФГОС ДО видно, что одним из важных направлений детальности воспитателя по адаптации детей в дошкольной образовательной организации, является деятельность по оказанию помощи родителям по преодолению дискомфорта психологического и физиологического состояния детей, посредством тесного взаимодействия с ними по созданию максимально благоприятных условий и атмосферы безболезненного привыкания к новым условиям.
Над изучением проблемы взаимодействия педагогов и родителей в процессе адаптации детей к условиям ДОУ работали Т. Н. Доронова, Кисина Е. А., Калинина Р. Р., Волкова Е. А., Милославова И. А,
Хисматуллина Р. Р. и другие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Они рассматривают необходимость поиска решения проблем таких, как взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
В педагогической и психологической практике выработан широкий спектр форм и методов включения родителей в процесс адаптации детей к дошкольной образовательной организации и развития их психолого-педагогической компетенции в данном направлении, которые зачастую реализуются на практике на недостаточном уровне. Большинство родителей мотивированы на обучение и полны энтузиазма, но вместе с тем не имеют представлений об особенностях психического развития детей, приемах и методах их развития, обучения и воспитания. В последние годы психологи фиксируют увеличение числа обращений родителей по поводу отвержения детьми дошкольного учреждения, то есть процесса дезадаптации. Недостаточная разработанность в теории и практике педагогической науки влияния организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, определило выбор направления исследования.
Противоречие исследования: между актуальностью взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации и недостаточной обоснованности в теории и практике форм организации такого взаимодействия.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: каковы формы организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации?
Объект исследования: взаимодействие педагогов дошкольной
образовательной организации и родителей детей раннего возраста в период адаптации.
Предмет исследования: организация взаимодействия педагогов
дошкольной образовательной организации и родителей в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теории и практики разработать комплекс мероприятий по организации взаимодействия воспитателей с родителями детей раннего возраста в период адаптации в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что организация взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации предполагает следующие формы взаимодействия педагогов и родителей для облегчения периода адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации: познавательные, досуговые, наглядно-информационные.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, сущность и структуру адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
2. Охарактеризовать понятие и сущность взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями.
3. Изучить направления, формы и методы организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
4. Проанализировать работу по организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №38».
5. Осуществить диагностику организации взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной образовательной организации.
Реализация задач исследования решалась с помощью следующих методов:
теоретические - анализ, классификация;
эмпирические - наблюдение, описание, обобщение педагогического опыта, анкетирование.
База эмпирического исследования: Муниципальная автономная
дошкольная образовательная организация «Детский сад № 38» г. Первоуральска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка использованных источников, включает 10 рисунков, 16 приложений.
Выпускная квалификационная работа посвящена анализу организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
В ходе обобщения и систематизации существующих понятий адаптации детей в дошкольной образовательной организации и ее сущности было выявлено, что они так или иначе взаимосвязаны, внутри каждого существует достаточная вариативность определенных параметров.
По определению данным А. В. Петровским адаптация предполагает активное усвоение норм и ценностей группы и является внешним уровнем подчинения новым требованиям и правилам. В большинстве трактовок понятие адаптации рассматривается как привыкание к новой социальной среде, и определяется как вхождение ребенка в новую для него среду детского сада и болезненного привыкания к его условиям.
Исходя из сущности процесса адаптации ребенка раннего возраста, мы полагаем, что под данным процессом необходимо понимать перестройку психологических качеств, поведения и деятельности субъекта адаптации в ответ на требования новой социальной среды и изменения самой социальной среды в ходе удовлетворения адаптивной потребности.
Характер и продолжительность адаптационного периода детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации зависит от таких факторов как: возраст, их опыт общения со взрослыми и сверстниками, состояние здоровья и уровень развития, индивидуальные особенности, уровень тренированности адаптационных механизмов.
В процессе углубления знаний о взаимодействии педагогов дошкольной образовательной организации с родителями было выявлено, что данное взаимодействие представляет собой способ совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции с помощью общения, основанном на сотрудничестве, т.е. «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Сущность процесса взаимодействия педагогов с родителями состоит в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в успешной адаптации ребенка к новым условиям. Оптимизация данного процесса может быть достигнута через: создание общности интересов, взаимоподдержки в решении проблем воспитания детей и построении совместной деятельности, направленной на развитие у родителей умений воспитания детей; осуществление психолого-педагогического образования родителей,
индивидуальная адресная помощь в воспитании детей и реализации педагогического партнёрства, обмена информацией о развитии ребенка, его особенностях, объединение усилий для развития и воспитания детей, приобщения родителей к педагогическому процессу, создания условий для творческой самореализации родителей и детей.
Согласованность действий воспитателей и родителей, сближение подходов в воспитании детей, индивидуальный подход к каждой семье, активное взаимодействие является важнейшим условием для успешной адаптации детей к новым условиям.
Содержание организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации включает в себя разнообразные формы - как традиционные, так и нетрадиционные: практикумы-семинары, круглые столы, деловые игры, игровые тренинги, родительские клубы.
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет предположить, что успешная адаптация детей раннего возраста к новым условиям будет зависеть от правильно выстроенного взаимодействия, осознания общих целей, стремления к взаимопониманию, что обуславливает изучение влияния организации взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации как предмета исследования.
В рамках опытно-поисковой работы в МАДОУ «Детский сад № 38» был проведен анализ организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Организация взаимодействия воспитателей и родителей в период адаптации детей третьего года жизни, является одной из приоритетных задач дошкольного образовательного учреждения и осуществляется по программе, так как только организованной деятельностью родителей и педагогов, направленной на адаптацию ребенка к условиям содержания в детском саду можно сгладить негативные проявления в поведении, психологическом и эмоциональном состоянии ребенка. Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ предполагает мобилизацию профессиональных сил всего педагогического коллектива. Руководитель детского дошкольного учреждения заботится о том, чтобы педагоги детского сада совершенствовали свои коммуникативные навыки для установления контактов с семьями. Персонал детской организации способствует успешной адаптации детей в дошкольной организации, имея необходимое методическое оснащение для разработки новых подходов общения с родителями и проведения на профессиональном уровне необходимых диагностических процедур.
Анализ организации взаимодействия сотрудников «Детского сада №38» с родителями показал, что существует ряд проблем в организации данного взаимодействия, что подтверждается результатами диагностики, а именно средним и низким уровнем педагогических знаний у родителей, возникновении у них трудностей в воспитании в адаптационный период, в необходимости получения ими педагогических знаний, низким уровнем удовлетворенности родителей помощью сотрудников дошкольной образовательной организации, использованием воспитателями детского сада традиционных способов взаимодействия с семьями (консультации, беседы, собрания, педагогическая литература, наглядные пособия, папки-передвижки), тогда как родителями предпочтительными формами были отмечены: совместная деятельность в проведении детских праздников и досугов, нетрадиционные собрания родителей (в форме игрового тренинга, дискуссии, круглого стола, семинаров и др.), открытые занятия с детьми для родителей, участие в работе родительского клуба, совместные конкурсы, индивидуальные беседы.
Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что важно поддерживать любую ориентированность родителя на повышение своего воспитательного потенциала, ввиду многообразия психологического воздействия на ребенка адаптационного периода при поступлении в дошкольное образовательное учреждение. Это стало основанием разработки комплекса мероприятий по организации взаимодействия педагогов с родителями для успешной адаптации детей раннего возраста к новым условиям.
Основу разработки комплекса мероприятий составила его актуальность, что обусловлено существующими противоречиями в педагогической практике между актуальностью взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей на этапе адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации и недостаточной обоснованности в теории и практике форм организации такого взаимодействия. Реализация комплекса мероприятий по организации взаимодействия воспитателей с родителями детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада в группе МАДОУ «Детский сад № 38» будет способствовать достижению планируемых результатов: изменится характер взаимодействия педагогов с родителями; у родителей сформируются практические навыки по воспитанию детей; произойдет активизация родителей и повышение уровня педагогических знаний в воспитании и вовлеченности семей в образовательный процесс, повысится уровень удовлетворенности родителей организованным взаимодействием сотрудников ДОУ.
Разработанный комплекс мероприятий планируем апробировать в следующем году.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи исследования решены.
1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. 464 с.
2. Ахмедова Я. Я. Особенности речевой активности в период
адаптации. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/8529-
osobennosti-rechevoj-aktivnosti-v-period-adaptatsii.html (дата обращения
12.10.2017).
3. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие. Воронеж: Учитель, 2006. 236 с.
4. Белькович В. Ю., Завьялова Т. П. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мозаика»: ранний возраст. Тюмень: Тюмен. обл. гос. ин-т раз-я регион. обр-я, 2012. 85 с.
5. Битянова М. Р. Социальная психология: к самостоятельной работе. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 106 с.
6. Блинова М. Л. Установление партнерских отношений между родителями и воспитателями детского сада. URL: http://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2014/02/19/ustanovlenie-partnerskikh-otnosheniy-mezhdu-roditelyami-i-1 (дата обращения 23.12.2016).
7. Боброва Т. А. Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ. СПб: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2013. 160 с.
8. Ваймер Е. В. Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. 2016. №11. С. 1430-1432.
9. Васильева Е. А. Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. URL: https://infourok.ru/material.html?mid=180693 (дата обращения 06.10.2017).
10. Ватутина Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад: пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1983. 80 с.
11. Вершинина Л. В. Особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ // Детский сад от А до Я. 2009. № 2. С. 31-35.
12. Взаимодействие ДОУ и родителей как одно из условий реализации
ФГОС. [Электронный ресурс] URL: http://net-
edu.ru/sites/default/files/file/Pril1_26_28_11_16.pdf (дата обращения 09.10.2017).
13. Власова Н. Н. Нетрадиционные методы работы с родителями. URL:
https://infourok.ru/netradicionnie-metodi-raboti-s-roditelyami-987701.html (дата
обращения 21.02.2017).
14. Волкова Е. А. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2012. № 5. С. 62-67.
15. Ворончихина М. Технология педагогической поддержки ребёнка и
семьи в адаптационный период. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/tehnologija- pedagogicheskoi-poderzhki-reb-nka-i-semi-v-adaptacionyi-period.html (дата
обращения 13.10.2017).
...