Глава 1. Теоретические основы воспитания социальной ответственности у старших подростков в организации дополнительного образования посредством волонтерской деятельности 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков... 6
1.2 . Анализ содержания понятия «социальная ответственность» в научной литературе 15
1.3. Возможности волонтерской деятельности как средства воспитания социальной ответственности у старших подростков в организации дополнительного образования 25
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию социальной ответственности у старших подростков посредством волонтёрской деятельности на примере МБУК «Музейный комплекс МО г. Алапаевск» г. Алапаевска Свердловской области 36
2.1. Анализ опыта деятельности специалистов МБУК «Музейный
комплекс МО г. Алапаевск» по воспитанию социальной ответственности у старших подростков 36
2.2. Первичная диагностика социальной ответственности у старших
подростков 44
2.3. Содержание и обоснование программы по воспитанию социальной
ответственности у старших подростков в организации дополнительного образования посредством волонтёрской деятельности 54
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения 72
Современная социальная ситуация в Российском обществе характеризуется увеличением количества молодых людей, не способных грамотно решать свои личные, социальные экономические и нравственные задачи. В связи с этим среди подростков возрастает как число лишённых нравственных ориентиров правонарушителей, связанных с усилением проявления жестокости и насилия в молодежной среде, так и увеличение неадаптированных в обществе инфантильных детей, не имеющих понимания гражданской ответственности за сохранение культурного наследия, семейных традиции, желание защищать интересы и границы своего отечества.
Быть современным гражданином общества предполагает осознание социальной ответственности перед собой, близкими, обществом, страной. События настоящего времени показывают, что воспитание социальной ответственности в подростковом возрасте, должно проходит под контролем не только со стороны педагога, но и семьи, общества. Педагогические условия, которые способствуют формированию ответственности, определяются, исходя их возрастных и психологических особенностей детей. Лучше всего здесь использовать организации дополнительного образования.
Вопросом воспитания социальной ответственности в условиях дополнительного образования занимались такие ученные как: Е. В. Акимова, М. О. Арапов, А. В. Иванов, Б. В. Куприянов, О. А. Лаврентьева, О. Е. Пазина [1; 3; 24; 30; 31; 45].
На сегодняшний день в Российской системе дополнительного образования детей организации представлены ярким многообразием спортивного, технического, художественно-эстетического, социально-педагогического, а также эколого-биологического, туристско-краеведческого и военно-патриотического направления.
В современных условиях вопрос о воспитании социальной ответственности у подростков в организации дополнительного образования актуален, так как социальная ответственность является одним из основных факторов благополучного духовно-нравственного развития личности.
Таким образом, может быть выявлено следующее противоречие между необходимостью осуществления воспитания социальной ответственности у подростков и недостаточной разработанностью соответствующих средств воспитания данного качества личности подростков в организации дополнительного образования.
Обозначенное противоречие позволяет определить проблему исследования: каковы соответствующие средства воспитания социальной ответственности у подростков в организации дополнительного образования?
Тема исследования: «Воспитание социальной ответственности у
подростков в организации дополнительного образования».
Ограничение исследования: в данной работе рассматривается процесс воспитания социальной ответственности у старших подростков в организации дополнительного образования.
Объект исследования: процесс воспитания социальной ответственности у старших подростков в организации дополнительного образования.
Предмет исследования: процесс воспитания социальной ответственности у старших подростков в организации дополнительного образования посредством волонтерской деятельности.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных исследования разработать программу по воспитанию социальной ответственности у старших подростков в организации дополнительного образования посредством волонтерской деятельности.
Гипотеза исследования: вероятно, программа по воспитанию социальной ответственности у старших подростков в организации дополнительного образования посредством волонтерской деятельности будет успешно разработана, если учтены:
- психолого-педагогическая характеристика старших подростков;
- возможности волонтерской деятельности как средства воспитания социальной ответственности у старших подростков;
- результаты первичной диагностики социальной ответственности у старших подростков.
Задачи исследования:
1. Описать психолого-педагогическую характеристику старших подростков.
2. Проанализировать содержание понятия «социальная ответственность» в научной литературе.
3. Изучить возможности волонтерской деятельности как средства воспитания социальной ответственности у старших подростков в организации дополнительного образования.
4. Проанализировать опыт деятельности специалистов МБУК «Музейный комплекс МО г. Алапаевск» по воспитанию социальной ответственности у старших подростков.
5. Провести первичную диагностику социальной ответственности у старших подростков.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение; эмпирические - беседа, анализ документов, тестирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музейный комплекс МО г. Алапаевск».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В современных условиях вопрос о воспитании социальной ответственности у подростков в организации дополнительного образования актуален, так как социальная ответственность является одним из основных факторов благополучного духовно-нравственного развития личности.
Основываясь на психолого-педагогической литературе, была составлена характеристика старшего подросткового возраста.
Согласно исследовательским работам ученых таких как: П. П. Блонский, Л. И. Божович, Н. В. Бордовская, А. А. Реан, Н. Н. Толстых были определены возрастные границы старшего подросткового возраста. С точки зрения психологических новообразований в старшем подростковом возрасте выступают такие качества как: самоопределение, самопознание собственного «Я», а так же специфическое чувство взрослости. Кроме того, старший подростковый возраст является наиболее благоприятным для развития такого качества личности, как социальная ответственность.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что содержание понятия «социальная ответственность» включает в себя добросовестное принятие обществом, группой, индивидом обязанностей по развитию и решению социальных проблем, а так же взаимосвязь между личностью и обществом, характеризующаяся взаимными правами и обязанностями при соблюдении предписаний социальных норм, преобразования общественно-значимых ситуаций через организацию общественной и индивидуальной деятельности, достижения поставленных целей и преодоления возникших препятствий. Кроме того, были определены определённые критерии (когнитивно-аналитический, деятельностно-рефлексивный, эмоционально-волевой, ценностно-мотивационный) и уровни (пассивный, ситуативный, устойчивый, смыслоориетированный) сформированости социальной ответственности.
Изучая особенности воспитания социальной ответственности в организации дополнительного образования посредством волонтерской деятельности было выявлено, что организация волонтерской деятельности в учреждениях дополнительного образования является результативным способом воспитания социальной ответственности у старших подростков. Вовлекаясь в волонтерское движение, подросток добровольно присоединяется к разработке и реализации социальных проектов, что помогает ему самоутвердиться и самоопределиться в обществе.
Опытно-поисковая работа по воспитанию социальной ответственности у старших подростков в организации дополнительного образования посредством волонтерской деятельности на примере МБУК «Музейный комплекс МО г. Алапаевск» выявила, что вовлечение подростков в организованную волонтерскую деятельность в данном учреждении будет способствовать эффективному раскрытию и реализации их социально-культурного творчества в рамках предлагаемых проектов. Кроме того, волонтерская деятельность выступает как возможность организации разнообразных форм досуговой деятельности старших подростков.
Анализ первичной диагностики социальной ответственности у старших подростков показал, что у 23 респондентов когнитивно-аналитический критерий социальной ответственности недостаточно выражен, кроме того, у 16 подростков эмоционально-волевой критерий социальной ответственности не отражается в осознании значимости ситуации социальной ответственности. Более того, у 16 подростков ценностно-мотивационный критерий социальной ответственности выражен в незначительной степени сформированности, помимо того, деятельно-рефлексивный критерий социальной ответственности у старших подростков не имеет проявлений в социально значимых ситуациях.
Проведенное диагностическое исследование позволило сделать вывод, что социальная ответственность у старших подростков находится на ситуативном уровне воспитанности. Кроме того, анализ результатов первичной диагностики определил разработку соответствующей программы мероприятий на совершенствование процесса воспитания социальной ответственности у старших подростков в организации дополнительного образования на основе организации волонтерской деятельности.
Целью данной программы является совершенствование процесса воспитания социальной ответственности у старших подростков в организации дополнительного образования на основе организации волонтерской деятельности.
В качестве задач данной программы выступают критерии (компоненты) социальной ответственности у старших подростков:
- совершенствование социальной ответственности у подростков в аспекте проявления когнитивно-аналитического компонента;
- развитие деятельностно-рефлексивного компонента социальной ответственности у старших подростков;
- совершенствование социальной ответственности в аспекте эмоционально-волевого компонента;
- формирование ценностно-мотивационного компонента социальной ответственности у старших подростков.
Кроме того, программа включает в себя следующие формы организации занятий с подростками: лекции, дискуссии, трудовая деятельность в поисково-исследовательской группе, разработка проектов, мастер-классы, круглый стол, краеведческие чтения, семинары.
Более того, были сформированы и рекомендации субъектам воспитательного процесса по реализации данной программы - это учет психолого-педагогической характеристики старших подростков; учет особенностей и принципов волонтерской деятельности в организации дополнительного образования; соотношение в работе критериев (компонентов) воспитанности социальной ответственности у старших подростков; соблюдение соответствующих условий проведения мероприятий, которые представляют собой соблюдение правил и принципов деятельности организации дополнительного образования - музея.
Необходимо отметить, что данная программа основывалась как на педагогических принципах, так и на принципах волонтерской деятельности.
Следовательно, поставленная цель и задачи исследования были реализованы.
1. Акимова Е. В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско- молодежных объединений: автореф. дис. на соискание учен. степени кандидата пед.наук. Рязань, 2006. 23 с.
2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные
психологические труды. М.: Воронеж, НПО «МОДЭК», 2005. 432 с.
3. Арапов М. О. Взаимодействие учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи: автореф. дис. на соискание учен. степени кандидата пед.наук. Москва, 2013. 24 с.
4. Арсеньева Т. Н., Загладина Х. Т., Коршунов В. Е. Проект методических рекомендации по направлению деятельности «Гражданская активность» М.: Московский педагогический государственный университет, 2016. 53 с.
5. Баранов П. А. Обществознание: ЕГЭ-Учебник. М.: АСТ; Астрель, 2014. 478 с.
6. Белов А. В. Социальная ответственность содержание и механизм реализации: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. филос. наук. Волгоград, 2011. 25 с.
7. Блонский П. П. Память и мышление. СПб: Питер, 2001. 288 с.
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. М.: Воронеж, НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.
9. Божук С. Г., Кулибанова В. В., Тэор Т. Р. Корпоративная социальная ответственность: учебник. СПб.: СПбГИЭУ, 2012. 266 с.
10. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. 304 с.
11. Василькова Ю. В. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2010. 208 с.
12. Выгодский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
13. Гладышева И. А. Проблема воспитания социальной ответственности у молодежи. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1640 (дата обращения: 17.10.2017).
14. Груздева О. В., Вербианова О. М., Психология развития (Возрастная): учеб.- метод. пособие. М.: ИПК КГПУ; Красноярск, 2011. 184 с.
15. Гулевская А. Ф. Педагогические условия формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей: автореф. дис. на соискание учен. степени кандидата пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2010. 22 с.
16. Гущина Т. Н. Игровые технологи по формированию социальных навыков у подростков: прак. пособие. М.: АРКТИ, 2008. 120 с.
...