Педагогическая экспертиза развивающих экологических компьютерных игр для детей дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА... 9
1.1. Педагогическая экспертиза. Структура. Классификация 9
1.2. Особенности педагогической экспертизы компьютерных игр для
детей дошкольного возраста 14
1.3. Развивающие экологические компьютерные игры.
Классификация 21
1.4. Особенности критериев оценки качества компьютерных игр
экологического содержания для детей дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РАЗВИВАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Схема «Эксперт». Основные положения 32
2.2. Оценка качества компьютерных игр посредством применения
методики 41
2.3. Реализация и анализ условий по формированию экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных игр 45
2.4. Результаты исследовательской работы. Оценка 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА... 9
1.1. Педагогическая экспертиза. Структура. Классификация 9
1.2. Особенности педагогической экспертизы компьютерных игр для
детей дошкольного возраста 14
1.3. Развивающие экологические компьютерные игры.
Классификация 21
1.4. Особенности критериев оценки качества компьютерных игр
экологического содержания для детей дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РАЗВИВАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Схема «Эксперт». Основные положения 32
2.2. Оценка качества компьютерных игр посредством применения
методики 41
2.3. Реализация и анализ условий по формированию экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных игр 45
2.4. Результаты исследовательской работы. Оценка 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
Согласно федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются: обладание ребенком начальных знаний о природном мире, элементарными представлениями из области живой природы [56, с. 23]. Иначе говоря, у дошкольника должно быть сформировано экологическое мировоззрение посредством экологического воспитания. То есть формирование правильного отношения к окружающей природе, в основе которого лежит осознание ребенком себя как частицы природы, чувство ответственности за то, что происходит вокруг него и в результате его действий в окружающей среде.
Важной проблемой остается поиск средств, технологий обучения для повышения качества экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях.
Одним из средств экологического образования детей дошкольного возраста может быть применение развивающих компьютерных игр экологического содержания в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
В настоящее время рынок заполнен огромным многообразием компьютерных детских игр. Что они несут: вред или пользу? Какие качества личности развивают? Какие развивающие игры выбрать для дошкольника? Так, в работе Е. О. Смирновой указывается: «Есть игры (особенно это касается компьютерных игр), в которых, осуществляя игровую деятельность, ребенок практически не совершает никаких развивающих действий, соответствующих задачам возраста. Развивающий эффект от таких игр минимален» [47].
При выборе развивающих компьютерных игр педагогам дошкольного образовательного учреждения необходимы умения анализировать (выделяя дидактические аспекты игры) и оценивать их как с психологической, так и с педагогической точки зрения. В связи с этим, особенно остро встает вопрос о точных критериях для оценки развивающих компьютерных игр, как средства обучения и развития дошкольников. При выборе развивающих компьютерных игр экологического содержания для дошкольного возраста необходимы узкоспециализированные критерии. Надо отметить, что первоочередным условием успешной интеграции компьютерных развивающих игр в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения является качество игрового содержания, как в психологическом, так и в педагогическом аспектах и эффективность в образовательной деятельности. Как определить качество игры? Инструментарием для решения данных вопросов может выступить психолого-педагогическая экспертиза.
Вопросы экспертизы игровой продукции образовательного назначения в последние годы широко обсуждались в психолого-педагогических исследованиях. Сформулированные в них критерии и показатели оценки игровой продукции, как правило, имеют универсальный характер и распространяются на все множество разрабатываемых электронных средств обучения, независимо от типа игорного продукта [49].
С 2000 года до 2007 года Федеральным экспертным советом Минобразования России (ФЭС) осуществлялась экспертиза игрушек, изготовленных по новой технологии, компьютерных, электронных и иных сложно технологических игр в соответствии с временным Порядком проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2000 г. № 1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей» [35]. Однако этот приказ утратил силу [36].
На эту правовую неопределенность в отношении порядка проведения экспертизы игрушек, настольных, компьютерных и иных игр и игровых сооружений для детей, как факт, было обращено внимание «Родительского Всероссийского Сопротивления». Общероссийская общественная организация защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» в 2016 году направило письмо в Минобрнауки с просьбой об устранении данного факта и о содействии утверждения Порядка проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений, в редакции, существовавшей с 2000 года до 2007 года. В своем ответе Минобрнауки (исх. 07-5787 от 18.11.2016) сообщает: «В рамках Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 11.06.2013 г. № 962-р создана рабочая группа по внесению изменений в технический регламент Таможенного союза ТР ТС о8/2011 «О безопасности игрушек» в части установления требований психолого-педагогической безопасности игрушек, реализуемых на таможенной территории Евразийского экономического союза».
В научном сообщении Бюро Президиуму РАО И. В. Роберт констатирует, что «В настоящее время в сфере отечественного образования существуют различные экспертные советы и комиссии, берущие на себя функции экспертизы тех или иных видов педагогической продукции, функционирующей на базе информационных компьютерных технологий. Вместе с тем, деятельность таких экспертных комиссий и советов не имеет теоретическую базу, основанную на научных исследовательских разработках (НИР), не имеет должного фиксированного официального статуса и не имеет нормативно-правовой базы, определяемой для Системы добровольной сертификации (т. е. они не аккредитованы при соответствующих Государственных органах) [39].
В 2015 году в Министерстве образования и науки РФ обсудили проведение психолого-педагогической экспертизы детских товаров. Участники заседания говорили о необходимости создания федеральной структуры исследовательских центров по экспертизе. Вместе с тем, и о проработке вопроса на региональном уровне.
Директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Волосовец пояснила Российской газете, что «Федеральное министерство образования и науки экспертизу электронных приложений для детей не проводит и подобных рекомендаций не дает» [40].
Учитывая приведенные выше факты, мы приходим к выводу, что в настоящее время на государственном уровне отсутствует практический механизм проведения психолого-педагогической экспертизы компьютерных игр для детей. Обязательной психолого-педагогической экспертизы игр нет.
Вот уже более 10 лет действует российская межрегиональная общественная организация «Экспертиза для детей». Это объединение независимых специалистов - психологов, методистов, педагогов - в области игровой, учебно-методической и электронной детской продукции. Профессиональную оценку электронным играм организация производит по запросу родителей, педагогов на платной основе.
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что в настоящее время затруднительно провести психолого-педагогическую экспертизу компьютерных игр для детей. Отсутствуют конкретные разработки по методике проведения психолого-педагогической экспертизы развивающих компьютерных игр для детей дошкольного возраста, в частности - компьютерных игр экологического содержания.
Проблема исследования: каким инструментарием руководствоваться педагогу дошкольного образовательного учреждения при выборе развивающих компьютерных игр экологического содержания для качественного обучения детей дошкольного возраста? Будет ли проведение педагогической экспертизы развивающих компьютерных игр экологического содержания, применяемых в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения, эффективным условием для качества обучения детей дошкольного возраста экологическому воспитанию?
Решение данной проблемы составляет цель исследования: создать основу критериев оценки развивающих экологических компьютерных игр экологического содержания для качественного отбора и эффективного применения педагогом в образовательном процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика проведения педагогической экспертизы развивающих компьютерных игр экологического содержания для детей дошкольного возраста.
Задачи исследования.
1. Провести теоретический анализ нормативно-правовых актов РФ, научной отечественной литературы по психолого-педагогической экспертизе игр и выделить критерии оценки психолого-педагогической экспертизы для развивающих компьютерных игр для детей дошкольного возраста;
2. Рассмотреть классификацию развивающих компьютерных игр и определить ведущий тип игр в образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
3. Обозначить критерии оценки развивающих компьютерных игр экологического содержания и разработать схему «Эксперт» для непосредственного проведения педагогом дошкольного образовательного учреждения локальной педагогической экспертизы развивающих компьютерных игр для последующего включения игр в образовательную деятельность по экологическому воспитанию дошкольников;
4. Экспериментально проверить и оценить уровень экологической образованности детей старшего дошкольного возраста, путем включения в образовательный процесс развивающие компьютерные игры экологического характера, прошедшие педагогическую экспертизу в дошкольном образовательном учреждении посредством схемы «Эксперт».
Гипотеза исследования: экологическое образование детей дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно, если в образовательный процесс внедрить развивающие компьютерные игры экологического характера, прошедших педагогическую экспертизу.
Методы исследования:
- анализ научной литературы по теме исследования: современные представления о психолого-педагогической экспертизе развивающих игр, психолого-педагогические, дидактические и методические подходы к использованию компьютерных технологий обучения;
- описательный метод;
- методы качественной и количественной обработки данных.
Практическая значимость исследования определяется в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогом дошкольного образовательного учреждения для формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих компьютерных игр экологического содержания, отобранных посредством разработанной методики проведения педагогической экспертизы.
База исследования: г. Екатеринбург, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 324. Группа детей старшего дошкольного возраста № 3.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Важной проблемой остается поиск средств, технологий обучения для повышения качества экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях.
Одним из средств экологического образования детей дошкольного возраста может быть применение развивающих компьютерных игр экологического содержания в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
В настоящее время рынок заполнен огромным многообразием компьютерных детских игр. Что они несут: вред или пользу? Какие качества личности развивают? Какие развивающие игры выбрать для дошкольника? Так, в работе Е. О. Смирновой указывается: «Есть игры (особенно это касается компьютерных игр), в которых, осуществляя игровую деятельность, ребенок практически не совершает никаких развивающих действий, соответствующих задачам возраста. Развивающий эффект от таких игр минимален» [47].
При выборе развивающих компьютерных игр педагогам дошкольного образовательного учреждения необходимы умения анализировать (выделяя дидактические аспекты игры) и оценивать их как с психологической, так и с педагогической точки зрения. В связи с этим, особенно остро встает вопрос о точных критериях для оценки развивающих компьютерных игр, как средства обучения и развития дошкольников. При выборе развивающих компьютерных игр экологического содержания для дошкольного возраста необходимы узкоспециализированные критерии. Надо отметить, что первоочередным условием успешной интеграции компьютерных развивающих игр в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения является качество игрового содержания, как в психологическом, так и в педагогическом аспектах и эффективность в образовательной деятельности. Как определить качество игры? Инструментарием для решения данных вопросов может выступить психолого-педагогическая экспертиза.
Вопросы экспертизы игровой продукции образовательного назначения в последние годы широко обсуждались в психолого-педагогических исследованиях. Сформулированные в них критерии и показатели оценки игровой продукции, как правило, имеют универсальный характер и распространяются на все множество разрабатываемых электронных средств обучения, независимо от типа игорного продукта [49].
С 2000 года до 2007 года Федеральным экспертным советом Минобразования России (ФЭС) осуществлялась экспертиза игрушек, изготовленных по новой технологии, компьютерных, электронных и иных сложно технологических игр в соответствии с временным Порядком проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2000 г. № 1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей» [35]. Однако этот приказ утратил силу [36].
На эту правовую неопределенность в отношении порядка проведения экспертизы игрушек, настольных, компьютерных и иных игр и игровых сооружений для детей, как факт, было обращено внимание «Родительского Всероссийского Сопротивления». Общероссийская общественная организация защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» в 2016 году направило письмо в Минобрнауки с просьбой об устранении данного факта и о содействии утверждения Порядка проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений, в редакции, существовавшей с 2000 года до 2007 года. В своем ответе Минобрнауки (исх. 07-5787 от 18.11.2016) сообщает: «В рамках Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 11.06.2013 г. № 962-р создана рабочая группа по внесению изменений в технический регламент Таможенного союза ТР ТС о8/2011 «О безопасности игрушек» в части установления требований психолого-педагогической безопасности игрушек, реализуемых на таможенной территории Евразийского экономического союза».
В научном сообщении Бюро Президиуму РАО И. В. Роберт констатирует, что «В настоящее время в сфере отечественного образования существуют различные экспертные советы и комиссии, берущие на себя функции экспертизы тех или иных видов педагогической продукции, функционирующей на базе информационных компьютерных технологий. Вместе с тем, деятельность таких экспертных комиссий и советов не имеет теоретическую базу, основанную на научных исследовательских разработках (НИР), не имеет должного фиксированного официального статуса и не имеет нормативно-правовой базы, определяемой для Системы добровольной сертификации (т. е. они не аккредитованы при соответствующих Государственных органах) [39].
В 2015 году в Министерстве образования и науки РФ обсудили проведение психолого-педагогической экспертизы детских товаров. Участники заседания говорили о необходимости создания федеральной структуры исследовательских центров по экспертизе. Вместе с тем, и о проработке вопроса на региональном уровне.
Директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Волосовец пояснила Российской газете, что «Федеральное министерство образования и науки экспертизу электронных приложений для детей не проводит и подобных рекомендаций не дает» [40].
Учитывая приведенные выше факты, мы приходим к выводу, что в настоящее время на государственном уровне отсутствует практический механизм проведения психолого-педагогической экспертизы компьютерных игр для детей. Обязательной психолого-педагогической экспертизы игр нет.
Вот уже более 10 лет действует российская межрегиональная общественная организация «Экспертиза для детей». Это объединение независимых специалистов - психологов, методистов, педагогов - в области игровой, учебно-методической и электронной детской продукции. Профессиональную оценку электронным играм организация производит по запросу родителей, педагогов на платной основе.
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что в настоящее время затруднительно провести психолого-педагогическую экспертизу компьютерных игр для детей. Отсутствуют конкретные разработки по методике проведения психолого-педагогической экспертизы развивающих компьютерных игр для детей дошкольного возраста, в частности - компьютерных игр экологического содержания.
Проблема исследования: каким инструментарием руководствоваться педагогу дошкольного образовательного учреждения при выборе развивающих компьютерных игр экологического содержания для качественного обучения детей дошкольного возраста? Будет ли проведение педагогической экспертизы развивающих компьютерных игр экологического содержания, применяемых в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения, эффективным условием для качества обучения детей дошкольного возраста экологическому воспитанию?
Решение данной проблемы составляет цель исследования: создать основу критериев оценки развивающих экологических компьютерных игр экологического содержания для качественного отбора и эффективного применения педагогом в образовательном процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика проведения педагогической экспертизы развивающих компьютерных игр экологического содержания для детей дошкольного возраста.
Задачи исследования.
1. Провести теоретический анализ нормативно-правовых актов РФ, научной отечественной литературы по психолого-педагогической экспертизе игр и выделить критерии оценки психолого-педагогической экспертизы для развивающих компьютерных игр для детей дошкольного возраста;
2. Рассмотреть классификацию развивающих компьютерных игр и определить ведущий тип игр в образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
3. Обозначить критерии оценки развивающих компьютерных игр экологического содержания и разработать схему «Эксперт» для непосредственного проведения педагогом дошкольного образовательного учреждения локальной педагогической экспертизы развивающих компьютерных игр для последующего включения игр в образовательную деятельность по экологическому воспитанию дошкольников;
4. Экспериментально проверить и оценить уровень экологической образованности детей старшего дошкольного возраста, путем включения в образовательный процесс развивающие компьютерные игры экологического характера, прошедшие педагогическую экспертизу в дошкольном образовательном учреждении посредством схемы «Эксперт».
Гипотеза исследования: экологическое образование детей дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно, если в образовательный процесс внедрить развивающие компьютерные игры экологического характера, прошедших педагогическую экспертизу.
Методы исследования:
- анализ научной литературы по теме исследования: современные представления о психолого-педагогической экспертизе развивающих игр, психолого-педагогические, дидактические и методические подходы к использованию компьютерных технологий обучения;
- описательный метод;
- методы качественной и количественной обработки данных.
Практическая значимость исследования определяется в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогом дошкольного образовательного учреждения для формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих компьютерных игр экологического содержания, отобранных посредством разработанной методики проведения педагогической экспертизы.
База исследования: г. Екатеринбург, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 324. Группа детей старшего дошкольного возраста № 3.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы проведённой нами работы:
1. На сегодняшний день отсутствуют конкретные разработки по методике проведения психолого-педагогической экспертизы развивающих компьютерных игр для детей дошкольного возраста, в частности - компьютерных игр экологического содержания.
2. Проведенный теоретический анализ нормативно-правовых актов РФ, научной отечественной литературы по психолого-педагогической экспертизе игр помог нам выделить критерии оценки психолого-педагогической экспертизы для развивающих компьютерных игр для детей дошкольного возраста;
3. Рассмотрена классификация развивающих компьютерных игр и определен ведущий тип игры в образовательной деятельности дошкольников - дидактический. Определено, если в обучении детей старшего дошкольного возраста каждую пройденную тему по Программе экологического воспитания дошкольного образовательного учреждения, завершать отработкой навыков с помощью дидактических компьютерных игр, то у дошкольников будет сформированы экологические знания на более высоком уровне. Но при обязательном условии, что данные игры прошли педагогическую экспертизу. Развивающие компьютерные игры экологического содержания помогают детям дошкольного возраста уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.
4. Обозначены критерии оценки развивающих компьютерных игр экологического содержания и разработана схема «Эксперт» для непосредственного проведения педагогом дошкольного образовательного учреждения локальной педагогической экспертизы развивающих компьютерных игр для последующего включения игр в образовательную деятельность по экологическому воспитанию дошкольников.
5. Экспериментально доказано, что путем включения в образовательный процесс развивающих компьютерных игр экологического характера, прошедших педагогическую экспертизу посредством схемы «Эксперт», идет эффективное экологическое образование детей дошкольного возраста. Что подтверждает нашу гипотезу исследования и позволяет сформулировать общие выводы.
Необходим тщательный отбор развивающих компьютерных игр с учетом возрастного периода и учебной направленности посредством психолого-педагогической экспертизы. При таких условиях развивающие компьютерные игры будут эффективными средствами развития ребенка дошкольного возраста.
Мы пришли к выводу в целом, что в настоящее назрела большая необходимость создания инновационных развивающих компьютерных игр экологического содержания для образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, также разработки и внедрения системы развивающих экологических компьютерных игр, соответствующих всем параметрам обучающего экологического процесса - необходимо сотрудничество педагогов, методистов, психологов, ученых, дизайнеров, программистов.
Существует приоритетная необходимость в совершенствовании критериев психолого-педагогической экспертизы, а также в разработке комплексной процедуры психолого-педагогической оценки качества развивающих компьютерных игр для детей дошкольного возраста.
1. На сегодняшний день отсутствуют конкретные разработки по методике проведения психолого-педагогической экспертизы развивающих компьютерных игр для детей дошкольного возраста, в частности - компьютерных игр экологического содержания.
2. Проведенный теоретический анализ нормативно-правовых актов РФ, научной отечественной литературы по психолого-педагогической экспертизе игр помог нам выделить критерии оценки психолого-педагогической экспертизы для развивающих компьютерных игр для детей дошкольного возраста;
3. Рассмотрена классификация развивающих компьютерных игр и определен ведущий тип игры в образовательной деятельности дошкольников - дидактический. Определено, если в обучении детей старшего дошкольного возраста каждую пройденную тему по Программе экологического воспитания дошкольного образовательного учреждения, завершать отработкой навыков с помощью дидактических компьютерных игр, то у дошкольников будет сформированы экологические знания на более высоком уровне. Но при обязательном условии, что данные игры прошли педагогическую экспертизу. Развивающие компьютерные игры экологического содержания помогают детям дошкольного возраста уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.
4. Обозначены критерии оценки развивающих компьютерных игр экологического содержания и разработана схема «Эксперт» для непосредственного проведения педагогом дошкольного образовательного учреждения локальной педагогической экспертизы развивающих компьютерных игр для последующего включения игр в образовательную деятельность по экологическому воспитанию дошкольников.
5. Экспериментально доказано, что путем включения в образовательный процесс развивающих компьютерных игр экологического характера, прошедших педагогическую экспертизу посредством схемы «Эксперт», идет эффективное экологическое образование детей дошкольного возраста. Что подтверждает нашу гипотезу исследования и позволяет сформулировать общие выводы.
Необходим тщательный отбор развивающих компьютерных игр с учетом возрастного периода и учебной направленности посредством психолого-педагогической экспертизы. При таких условиях развивающие компьютерные игры будут эффективными средствами развития ребенка дошкольного возраста.
Мы пришли к выводу в целом, что в настоящее назрела большая необходимость создания инновационных развивающих компьютерных игр экологического содержания для образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, также разработки и внедрения системы развивающих экологических компьютерных игр, соответствующих всем параметрам обучающего экологического процесса - необходимо сотрудничество педагогов, методистов, психологов, ученых, дизайнеров, программистов.
Существует приоритетная необходимость в совершенствовании критериев психолого-педагогической экспертизы, а также в разработке комплексной процедуры психолого-педагогической оценки качества развивающих компьютерных игр для детей дошкольного возраста.



