ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЧЕТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятия о числе и счетной деятельности в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Возрастные особенности развития количественных представлений у
детей дошкольного возраста 12
1.3. Средства формирования счетной деятельности у детей дошкольного
возраста 19
1.4. Анализ программ дошкольного образования с позиции формирования
счета средствами проектной деятельности 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Диагностика сформированности счетной деятельности у
дошкольников на начальном этапе опытно-поисковой работы 34
2.2. Использование проектной деятельности для формирования счетной
деятельности детей старшего дошкольного возраста 42
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Необходимость обучения дошкольников счету обусловливается ориентацией системы образования на разностороннее развитие личности ребенка, подготовку его в жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.
Усвоение дошкольниками понятия числа, овладение счетом как деятельностью обеспечивает их ориентировку в окружающем мире, развитие мыслительных процессов и интеллектуальное развитие в целом.
Исследованиями многих ученых (П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, A. М. Леушиной, Н. А. Менчинской, А. А. Столяра и др.) доказано, что счетная деятельность детей дошкольного возраста имеет сложную структуру, обеспечивающуюся работой различных анализаторов, и является основой формирования и реализации функции счета.
Обучению дошкольников счету, формированию их счетной деятельности посвящены работы многих исследователей в области дошкольного образования: А. В. Белошистой, В. В. Даниловой, A. M. Леушиной, Н. А. Менчинской, З. А. Михайловой, Е. И. Тихеевой, Е. И. Щербаковой и др. В их работах описаны разнообразные приемы, формы, средства работы по формированию у детей счетной деятельности и умений счета.
В современных условиях исследователи обращаются и к новым средствам работы с дошкольниками, одной из которых является проектная деятельность.
С конца 90-х годов XX века метод проектов активно используется в учебном процессе школы. Вместе с тем, многие специалисты дошкольного образования (А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса, Н. А. Виноградова, B. А. Деркунская, Н. А. Кочкина, А. И. Савенков и др.) считают, что данный метод обладает особым образовательным и воспитательным потенциалом, и его использование с детьми дошкольного возраста способствует успешному развитию у них мышления, в том числе умений счета, счетной деятельности.
Исследования показывают, что при применении проектной деятельности наблюдается высокая активность дошкольников, интенсивная познавательная самостоятельная деятельность, увеличиваются глубина и объем полученных знаний и умений.
Однако в практической деятельности дошкольной образовательной организации проектная деятельность при обучении детей счету используется недостаточно, в методической литературе нам не удалось найти рекомендаций по организации проектной деятельности в данном направлении.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью обучения счету дошкольников, дидактическим потенциалом использования проектной деятельности в этом процессе и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по использованию метода проектов для формирования счетной деятельности дошкольников.
Этим противоречием определяется проблема исследования: каков должен быть комплекс проектов для обучения счету дошкольников?
Актуальность проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Условия обучения дошкольников счету средствами проектной деятельности».
Цель исследования: определить педагогические условия использования проектной деятельности для обучения счету старших дошкольников.
Объект исследования: процесс обучения счету дошкольников.
Предмет исследования: условия использования проектной деятельности как средства для обучения счету старших дошкольников.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи.
1. Определить сущность понятий о числе и счетной деятельности и выявить возрастные особенности развития количественных представлений у дошкольников.
2. Проанализировать средства формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста.
3. Определить критерии, составить диагностические задания для исследования уровней сформированности счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста и провести диагностическое обследование.
4. Составить и реализовать в практической деятельности комплекс проектов для старших дошкольников, направленный на формирование счетной деятельности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Теоретической основой исследования послужили работы, посвященные:
- общим основам современной математики (В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Л. С. Георгиев, А. А. Столяр и др.);
- теоретическим основам формирования количественных представлений у дошкольников (П. Я. Гальперин, А. В. Белошистая, A. M. Леушина, Н. А. Менчинская и др.);
- сущности проектной деятельности детей дошкольного возраста (Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, Г. Б. Голуб, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат и др.).
База исследования: МАДОУ детский сад № 33 г. Североуральска. В исследовании приняли участие 20 дошкольников в возрасте 5-6 лет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Выпускная квалификационная работа была посвящена проблеме обучения счету детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
В процессе анализ литературы было установлено, что единого подхода к пониманию числа не сформировано. Натуральные числа рассматриваются в количественной и порядковой теории. В количественной теории число рассматривается как количество элементов конечного множества. Натуральный ряд чисел в порядковой теории рассматривается на основе аксиоматического подхода.
Счетная деятельность - это сложная система соподчиненных друг другу отдельных действий, сущностью которой является установление взаимно-однозначного соответствия между элементами конкретной совокупности и числами натурального ряда. Цель и результат счетной деятельности представляет собой определение численности, мощности множества предметов (счет количественный) или упорядочивание элементов множества путем последовательного присвоения номера каждому предмету (счет порядковый). Достижение цели осуществляется установлением взаимно-однозначного соответствия между элементами множества и числами натурального ряда.
Также было выявлено, что общую последовательность развития количественных представлений у детей дошкольного возраста можно представить следующим образом: восприятие множественности (много), возникновение первых количественных представлений (много, мало, один), овладение практическими способами установления взаимно однозначного соответствия (больше, меньше, столько же), осмысленный счет и измерение.
Исследователи предлагают формировать счетную деятельность у детей дошкольного возраста с помощью различных средств. К ним относится организация предметно-развивающей среды, наполненной учебными пособиями, игровыми материалами, бытовыми предметами и предметами живой природы, мотивирующими детей к счету. Средством формирования счетной деятельности являются разные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, игры с правилами. Ученые, которые занимаются исследованием математического развития дошкольников, обращают внимание на то, что формирование умений счета происходит успешно в практической деятельности: конструировании, моделировании, различных упражнениях. Эффективным средством формирования счетной деятельности, может стать проектная деятельность.
Проектную деятельность дошкольников мы определили как деятельность, предполагающую самостоятельное выполнение детьми комплекса действий по решению значимой для них проблемы, завершающейся созданием продукта при эмоциональной, регулятивной, инструктирующей поддержке взрослого.
Анализ некоторых образовательных программ дошкольного образования позволил установить, что во все программы дошкольного образования включена проектная деятельность; во всех программах при организации проектной деятельности предполагается взаимодействие с родителями; однако целенаправленные проекты по формированию счетной деятельности дошкольников описываются лишь в нескольких программах («Вдохновение», «Диалог»).
В опытно-поисковой работе были выделены начальный, формирующий и заключительный (контрольный) этапы.
На начальном этапе проводилась педагогическая диагностика сформированности счетной деятельности у старших дошкольников,
На формирующем этапе был составлен и апробирован в практической деятельности комплекс проектов, направленный на формирование счетной деятельности у старших дошкольников. После проведения повторной диагностики сформированности счетной деятельности осуществлялся сравнительный анализ результатов.
В соответствии с умениями счетной деятельности, которые определены исследователями и программами дошкольного образования были выделены критерии сформированности счетной деятельности у старших дошкольников, подобраны дифференцированные диагностические задания.
Проведенная диагностика показала недостаточный уровень сформированности счетной деятельности у старших дошкольников. Этим была вызвана необходимость составления комплекса проектов для детей старшего дошкольного возраста, направленных на формирование счетной деятельности.
В соответствии с определением проектной деятельности дошкольников в каждом проекте создавалась значимая для детей проблема, намечались действия по ее решению, с помощью взрослых эти действия реализовывались, деятельность заканчивалась созданием определенного продукта и презентацией его.
На каждом этапе выполнения проектов развивались те или иные умения счетной деятельности.
Повторная диагностика подтвердила положительную динамику формирования всех умений счетной деятельности детей, что доказывает эффективность составленного комплекса проектов.
Таким образом, поставленные в работе задачи решены. Цель достигнута.
1. Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) [Текст] : учебно- методическое пособие / Л. Б. Баряева. - СПб. : Изд-во РГПУ им.
А. И. Герцена ; Изд-во «СОЮЗ», 2002. - 479 с.
2. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики [Текст] : курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А. В. Белошистая. - М. : Владос, 2010. - 400 с.
3. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] : конспект лекций / Т. С. Будько. - Брест : Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
4. Веракса, Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Е. Веракса; под ред. О. М. Дьяченко. - М. : ПЕРСЭ, 2003. - 144 с.
5. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 64 с.
6. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. -М. : Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
7. Волжина, О. Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / О. Б. Волжина ; науч.-исслед. ин-т. семьи. - М., 2004. - 21 с.
8. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др. ; сост. Г. М. Лямина. - М. : Просвещение, 1984. - 288 с.
9. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Изд- во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1008 с.
10. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука [Текст] / П. Я. Гальперин ; под ред. А. И. Подольского. - М. : Изд-во «Институт практической психологии», 1998. - 480 с.
11. Г альперин, П. Я. Формирование начальных математических понятий [Текст] / П. Я. Гальперин, Л. С. Георгиев // Дошкольное воспитание. - 1961. -№ 6. - С. 65-67.
12. Голуб, Г. Б. Метод проектов - технология компетентности- ориентированного образования [Текст] : метод. пособие / Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова / под ред. проф. Е. Я. Когана. - Самара : Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. - 176 с.
13. Гороховцева, Л. А. Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Гороховцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 13. - С. 127-132.
14. Грин, Р. Введение в мир числа [Текст] / Р. Грин, В. Лаксон ; пер. с англ. - М. : Педагогика, 1982. - 192 с.
15. Давайте поиграем [Текст] : математические игры для детей 5-6 лет / под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1991. - 80 с.
16. Давыдов, В. В. Предметная деятельность и онтогенез познания [Текст] / В. В. Давыдов, В. П. Зинченко // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 11-29.
17. Данилова, В. В. Обучение математике в детском саду [Текст] /
В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, 3. А. Михайлова. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
18. Деркунская, В. А. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская. - М. : Центр педагогического образования, 2012. - 144 с.
19. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е. С. Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.
20. Ежеленко, В. Б. Теория педагогического метода. Педагогические
средства [Электронный ресурс] / В. Б. Ежеленко // Письма в Emissia. Offline: электронный научно-педагогический журнал. 2011. URL:
http://www.emissia.org/offline/2001/835.htm(дата обращения: 15.10.2017).
21. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] : кн. для воспитателей детского сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М. : Просвещение, 1997. - 130 с.
22. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] : пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. - М. : АРКТИ, 2005. - 96 с.
23. Корнеева, Г. А. К проблеме генезиса понятия числа у детей дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Корнеева // Умственное воспитание дошкольников / под ред. Н. Н. Поддьякова. - М. : Педагогика, 1972. - С. 228-244.
24. Корнеева, Г. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» [Текст] / Г. А. Корнеева, Т. А. Мусеибова. - М. : Просвещение, 1980. - 154 с.
25. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании [Текст] : метод. пособие / Н. А. Кочкина. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 72 с.
26. Кузина, А. Ю. Развитие у старших дошкольников познавательного
интереса к истории предметного мира в проектной деятельности моделирования [Текст] : автореф. дис. ...канд. пед. наук : 13.00.07 /
А. Ю. Кузина ; Тольят. гос. ун-т. - СПб, 2009. - 24 с.
27. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей [Текст] / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1960. - №1. - С. 7-17.
28. Леушина, A. M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / A. M. Леушина. - М. : Просвещение, 1974. - 368 с.
29. Математика от трех до шести [Текст] : учебн.-метод. пособие для воспитателей детских садов / сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб. : Акцидент, 1996. - 150 с.
30. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / Н. В. Матяш. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 160 с.
31. Менчинская, Н. А. Психология обучения арифметике [Текст] / Н. А. Менчинская. - М. : Учпедгиз, 1955. - 435 с.
32. Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. : Академический Проект, 2002. - 154 с.
33. Михайлова, 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец. - СПб. : Детство-пресс, 2008. - 378 с.
34. Назаренко, С. В. Социология [Текст] : учеб. пособие /
С. В. Назаренко. - СПб. : Питер, 2009. - 496 с.
35. Николаева, Э. Ф. О роли предметных действий ребенка в синтезе его логических операций [Текст] / Э. Ф. Николаева // Вопросы психологии. - 1979. - № 5. - С. 113-116.
36. Оберемок, С. М. Метод проектов в дошкольном образовании [Текст] : учебно-методическое пособие. - Новосибирск : НИПКиПРО, 2005. - 48 с.
37. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» [Текст] / под ред. А. И. Булычевой. - М. : НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2016. - 173 с.
38. Основы дошкольной педагогики [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. - М. : Педагогика, 1980. - 272 с.
39. От рождения до школы [Текст] : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 333 с.
40. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] : пособие для учителей и студентов пед. вузов / Н. Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
41. Петрова, В. Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста [Текст] / В. Ф. Петрова. - Казань : Казан. федер. ун-т, 2013. - 203 с.
42. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] : пер. с англ. и фр. - М. : Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.
43. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
44. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» [Текст] / под ред. И. Е. Федосовой. - М. : Издательство «Национальное образование», 2015. - 368 с.
45. Радуга. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Е. В. Соловьевой. - М. : Просвещение, 2014. - 232 с.
46. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / под ред. Л. А. Венгера. - М. : Педагогика, 1986. - 224 с.
47. Роговская, Е. Б. Формирование представлений о числе и величине у детей дошкольного возраста в процессе моделирования [Текст] : автореф. дис. ...канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. Б. Роговцева ; Моск. гос. пед. ун-т. - М.,
1986. - 20 с.
48. Родина, Е. В. Психолого-дидактические основы формирования понятия числа у дошкольников [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. В. Родина; Моск. гос. пед. ун-т. - М., 1996. - 23 с.
49. Савенков, А. И. Путь к одаренности : исследовательское поведение дошкольников : учебное пособие / А. И. Савенков. - СПб. : Питер, 2004. - 272 с.
50. Смоленцева, А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей [Текст]: учебно-методическое пособие / А. А. Смоленцева, О. В. Суворова. - М. : Детство-Пресс, 2010. - 112 с.
51. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1987. - 97 с.
52. Соболева, О. Л. Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / О. Л. Соболева, Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская и др. - М. : Дрофа, 2014. - 864 с.
53. Столяр, А. А. Педагогика математики [Текст] / А. А. Столяр. - Минск : Высшая школа, 1986. - 414 с.
54. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т. В. Тарунтаева. - М. : Просвещение, 1980. - 64 с.
55. Тихеева, Е. И. Счет в жизни маленьких детей [Текст] / Е. И. Тихеева. - М. - Л. : Госиздат, 1931. - 64 с.
56. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / С. Н. Гамова, Е. Н. Герасимова, В. А. Деркунская и др. - М. : Просвещение, 2015. - 256 с.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. [Электронный ресурс], URL:
ййр://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ № 1155
от17.10.2013 г..pdf (дата обращения: 12.10.2017).
58. Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст] / М. Фидлер. - М. : Просвещение, 1981. - 116 с.
59. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] : учеб. пособие // Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая и др. ; под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1988. - 303 с.
60. Хуторской, А. В. Школа Дж. Дьюи и дидактика прогрессивистов [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. - 2015. - № 2. URL: http://eidos-institute.ru/journal(дата обращения: 10.10.2017).
61. Чекмарев, Я. Ф. Обучение шестилетних детей счету [Текст] / Я. Ф. Чекмарев. - М. : Просвещение, 1981. - 160 с.
62. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.