ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ .... 6
1.1 Здоровый образ жизни: понятие, характеристика, принципы 6
1.2 Педагогические условия формирования здорового образа жизни
у детей дошкольного возраста 13
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 18
2.1 Система работы по формированию начальных представлений о
здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста 18
2.2 Организация взаимодействия со специалистами детского сада и
родителями воспитанников 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Каждый человек хотел бы обладать хорошим здоровьем, но быть абсолютно здоровым не может никто. Сложившиеся условия экономической и социальной нестабильности, неблагоприятная экологическая обстановка, стрессовые ситуации, препятствуют сохранению здоровья. Вполне возможно обезопасить себя от разных болезней, оставить в стороне неприятности, связанные со здоровьем. Изменив свой ритм жизни, любой будет чувствовать себя здоровее.
Ежегодно отмечается тенденция постоянного повышения заболевания детей дошкольного возраста. Возможно, это происходит из-за неравенства развития социальных групп населения и изменения климата Земли. Любой человек несет в себе черты всего человечества, и забота о его здоровье это забота о здоровье нации. Следовательно, проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей является в настоящее время актуальной.
О проблеме укрепления здоровья и формировании здорового образа жизни детей указывают исследования психологов, педагогов, физиологов, экологов, таких как: В.М. Бехтерев, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, A. Н. Леонтьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Л. Венгер, B. Д. Давыдов, М.И. Лисина, и др.
На здоровье наших детей влияют многие факторы: биологические, экологические, социальные, гигиенические. Также невозможно воспитание отношения дошкольников к здоровому образу жизни без активного участия в этом процессе педагогов и родителей.
Решать эту проблему надо начинать с дошкольного возраста, когда еще только формируется его отношение к окружающему миру. На данном этапе развития жизненные установки достаточно гибки, что помогает ребенку в развитии потребностей здорового образа жизни (ЗОЖ).
Основная задача воспитателей и родителей в приобщении к здоровому образу жизни это обучение здоровому образу и владение необходимыми гигиеническими навыками с детских лет.
Актуальность проблемы исследования идет из социального заказа общества на выпускника дошкольной образовательной организации (далее ДОО), самостоятельно соблюдающего правила здорового образа жизни, физически развитого и владеющего основными культурно-гигиеническими навыками.
ФГОС ДО включает такую образовательную область, как «Физическое развитие», где одна из задач это формирование начальных представлений о ЗОЖ.
Все вышеперечисленное послужило поводом к проведению исследования по теме «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни»
Проблема исследования: при каких педагогических условиях процесс формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста будет эффективнее.
Цель исследования: разработать, обосновать и апробировать педагогические условия формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни.
Гипотеза исследования: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
- создание развивающей предметно-пространственной среды по
формированию здорового образа жизни у детей;
- разработана система деятельности работы кружка «Азбука здоровья»;
- осуществление взаимодействий с родителями по вопросам формирования начальных представлений о ЗОЖ.
Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач исследования.
1. Определить теоретические основы формирования начальных представлений о здоровом образе жизни.
2. Оценить уровень знаний детей 3 - 5 лет о здоровом образе жизни.
3. Определить и апробировать педагогические условия формирования ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
4. Разработать систему мероприятий по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей 4 - 5 года жизни, внедрить ее в практическую деятельность дошкольной образовательной организации.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14» г. Красноуфимск (МАДОУ «Д/с № 14»), в исследовании принимали участие 10 детей 4 - 5 лет, 10 семей.
Усовершенствование программы образования, в том числе и дошкольного, определило актуальность изучения предоставленной проблемы, которая определяется социальным заказом государства на формирование личности ребёнка дошкольного возраста, понимающей ценность здоровья и направленной на здоровый образ жизни, что отражено во ФГОС ДО, а также на предоставление условий и создание мотивации стимула для ведения здорового образа жизни детьми дошкольного возраста.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Выполнение работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОО проводится в виде занятий, игры, прогулки, индивидуальной работы, самостоятельной деятельности детей. Большую значимость играет организация работы по формированию ЗОЖ с родителями. Ведь если семья не будет соблюдать принципов здорового образа жизни, нет никакой гарантии, что дети будут придерживаться такого стиля жизни.
Как показало проведенное исследование, формирование ценностей здорового образа жизни детей будет малоэффективным, если не осуществлять следующие педагогическое условия:
1. Разработка в детском саду определенной обучающей программы, которая была бы нацелена на получение детьми ряда обязательных навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
3. Организация взаимодействия ДОО и семьи по проблемам формирования здорового образа жизни.
Во второй главе была проведена опытно-поисковая работа по формированию ценностей здорового образа жизни. Индивидуальные беседы с детьми и родителями показали, что в результате реализации перспективного плана у детей существенно возрос уровень знаний в области здорового образа жизни, они изменили отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Наблюдая за детьми, мы установили, что воспитанники более осмысленно стали заботиться к укреплению своего здоровья. Родители начали осознавать, что главным показателем в формировании здорового образа жизни у детей является пример взрослого. Они стали больше уделять времени и внимания формированию у детей ЗОЖ, стали внимательнее относиться к своим поступкам, стремясь освободиться от вредных привычек. Положительные результаты среди родителей дала информационно - воспитательная работа через уголок информации, консультации, родительские собрания.
В первую очередь, создали развивающую предметно-пространственную среду, направленную на обогащение знаний детей о ЗОЖ, способствующую двигательной и познавательной активности. В работе принимались во внимание возрастные и индивидуальные особенности детей.
Таким образом, правильно созданная развивающая среда, развитие мотивацию у детей к ЗОЖ, привлечение к работе по ЗОЖ родителей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
1. Амосов, Н. М. Энциклопедия Амосова: Раздумья о здоровье. [Текст] / Н. М. Амосов. - М. : АСТ: Сталкер, 2005. - 288 с.
2. Анисимова, М. С. Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста. [Текст] / М. С. Анисимова - М.: СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2012. - 208 с.
3. Билич, Г. Л.. Основы валеологии. [Текст] / Г.Л. Билич, Л. В. Назарова - М.: Фолиант, 2001. - 560 с.
4. Большая медицинская энциклопедия. [Текст] / - М.: Эксмо, 2009. - 864 с.
5. Боткин, С. П. Курс клиники внутренних болезней. [Электронный ресурс]. / С. П. Боткин. - URL:http: //www.razym.ru/medzdorsport/zdorov/289325-botkin-sp-kurs-kliniki-vnutrennih-bolezney.html (дата обращения 16.01.2016)
6. Бэкон, Ф. Собрание сочинений в 2-х томах. [Электронный ресурс]. / Ф. Бэкон. - URL:http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/ st020.shtml (дата обращения 19.01.2016)
7. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников [Текст] / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 5 - 9.
8. Глазырина, Л. Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования. [Текст] / Л. Д. Глазырина. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 365 с.
9. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст] : методическое руководство для работников дошкольного учреждения. /— М.: Линка-Пресс, 2009. — 204 с.
10. Дубровина, И. В. Психология. [Электронный ресурс]. / И. В. Дубровина. - URL: http://www.klex.ru/70u
11. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. [Текст] / Е. С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 986 с.
12. Жерякова, С. В. Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века [Текст] / С. В. Жерякова // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 462-464.
13. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 29.12.2012 года.
[Электронный ресурс]. - URL: http: //www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_140174/
14. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века [Текст] / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. - М.: Гардарики, 2008.
- 164 с.
15. Истоки [Текст] : примерная образовательная программа
дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
16. Карепова, Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы [Текст] / Т. Г. Карепова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 170 с.
17. Картушина, М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3¬4 лет. [Текст] / М. Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.
18. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. А. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: МарТ, 2005. - 448 с.
19. Коджаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. [Текст] / Г. М. Коджаспирова
— М., 2003. — С. 100.
20. Колбанов, В. В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях. [Текст] / В. В. Колбанов // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток: Дальнаука, 1996. - Вып. 3. - С. 139-146.
21. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное
воспитание. - 1989.- №5. - С. 10-23.
22. Лисицын, Ю. П. Слово о здоровье. [Текст] / Ю.П. Лисицын. - М.: Советская Россия, 1986. — 192 с.
23. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст] / В. В. Марков. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
24. Нежина, Н. В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-17.
25. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с задержкой психического развития [Текст] / И. М. Новикова. // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2006. - № 6.
26. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. [Текст] / И. М. Новикова - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 96с.
27. Педагогика [Текст] : Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2005. - 720 с.
28. Прищепа, С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. [Текст] / С. С. Прищепа - М.: Сфера 2009. - 128с.
29. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. [Текст] / М. А. Рунова - М.: Мозаика - Синтез, 2000. - 256 с.
30. Фомина, А. И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду [Текст] / А. И. Фомина. - М. : Гардарики, 2007. - 183 с.
31. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.
32. Швецов, А. Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. [Текст] / А. Г. Швецов. - М.: Владос - Пресс, 2006. - 176 с.
33. Хакимова, Г. А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07/ Г. А. Хакимова. - Екатеринбург, 2004. - 159 с.
34. Юматова, А. В. Формирование здорового образа жизни дошкольников [Текст] / А. В. Юматова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3. - С. 12-14.