ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ
К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Проблема развития бережного отношения к природе детей
дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психолого-педагогические особенности детей старшего
дошкольного возраста в аспекте изучаемой проблемы 12
1.3. Особенности организации экологической тропы в дошкольной организации с целью формирования бережного отношения к природе у дошкольников 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ КАК УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Изучение уровня сформированности бережного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Опыт организации совместной экологической деятельности педагога и детей на экологической тропе детского сада с целью формирования бережного отношения к природе
2.3. Результаты опытно-поисковой работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
Охрана природных ресурсов и их национальное использование являются важнейшей государственной задачей и делом всего российского народа. Высокая личная ответственность за бережное отношение к природе должна воспитываться с раннего возраста. Дело охраны природы, актуальность которого увеличивается с каждым годом, зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы. А это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста - общение с природой является основой нравственности будущей личности. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и, в частности, образования.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в наши дни проблема сохранения окружающей среды чрезвычайно актуальна. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную силу, которая отрицательно воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Ученые отмечают, что выход из экологического кризиса только техническими средствами невозможен, необходимо использовать человеческий потенциал. Вот почему так важно приучать детей к целесообразной экологической деятельности. В дальнейшем, по словам Л. И. Егоренко, это «позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с природой, с самим собой как частью природы» [17, с. 5].
На современном этапе развития человеческого общества особое значение приобретают такие универсальные ценности, как природа, жизнь и здоровье человека. В Законе Российской Федерации «Об образовании» [50], Федеральном Законе «Об окружающей среде» [52], «Экологической доктрине Российской Федерации» и других государственных документах в качестве ведущих выделяются задачи формирования экологической культуры дошкольников и воспитания бережного отношения к миру природы как необходимых условий преодоления кризиса развития человеческой цивилизации, что возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, акцентирующееся на ценностном осмыслении объектов природы, бережного к ним отношения.
Формирование бережного отношения к природе как педагогическая проблема дошкольного образования рассматривается в трудах многих отечественных педагогов и методистов (С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин, Л. И. Егоренко, В. А. Зебзеева, А. И. Иванова, Л. М. Маневцова и П. Г. Саморукова, Н. А. Рыжова, П. Г. Федосеева и др.), Однако, несмотря на достаточно большое количество работа по этой проблеме, недостаточно изученной с практической точки зрения остается вопрос о том, как правильно организовать экологическую деятельность дошкольников на участке детского сада. Ведь именно на природном участке детского сада воспитатели должны создать условия для наблюдений за природными объектами и явлениями, сезонными изменениями в природе, для труда в природе, в ходе которых формируется Тем не менее, в педагогической науке и практике недостаточно изучены возможности экологической тропы как условия формирование бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: определить эффективность опыта организации совместной экологической деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе детского сада с целью формирования бережного отношения к природе.
Объект исследования: процесс экологического образования дошкольников.
Предмет исследования: организации совместной экологической деятельности педагога и детей на экологической тропе детского сада.
Гипотеза исследования: организация совместной экологической деятельности педагога и детей на экологической тропе детского сада будет способствовать формированию бережного отношения к природе, если эта работа направлена на расширение полноты и осознанности экологических представлений и знаний детей о мире природы; на формирование положительных чувств и эмоций (нравственных и эстетических) к природе и повышение активности бережного отношения к природе.
Задачи исследования.
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и провести диагностику детей.
3. Реализовать опыт организации совместной экологической деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе детского сада с целью формирования бережного отношения к природе.
Теоретическая база исследования: труды в области педагогики и психологии дошкольного детства (Л. С. Выготский, Л. Ф. Обухова, И. П. Подласый, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин); теории и концепции экологического образования детей дошкольного возраста (Е. В. Гончарова, С. Д. Дерябо, Л. И. Егоренко, А. И. Иванова, М. Д. Маханева, С. Н. Николава, Н. А. Рыжова, П. Г. Федосеева, В. А. Ясвин); педагогические идеи по воспитанию у дошкольников бережного отношения к природе (Ю. А. Вакуленко, М. Д. Маханева, С. Н. Николаева, К. Д. Ушинский, В. В. Сухомлинский); взгляды на возможности экологической тропы в формировании бережного отношения к природе у дошкольников роль (С. В. Машкова, Н. А. Рыжова, Л. А. Соколова и др.).
Для решения поставленных задач были использованы 2 группы методов исследования:
1) теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение;
2) практические - диагностика детей по определению уровня сформированное™ бережного отношения к природе, опытно-поисковая работа как метод проверки гипотезы, методы обработки данных диагностики (количественные, графические) и их качественный анализ.
Практическая значимость исследования состоит в том, представленный в работе опыт организации совместной экологической деятельности педагога и детей на экологической тропе детского сада, входящие в него мероприятия могут быть использованы воспитателями, педагогами и родителями в работе с детьми дошкольного возраста с целью формирования бережного отношения к природе.
База исследования: МАДОУ Детский сад № 42 «Дюймовочка» города Верхняя Пышма. В нем приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Проблема формирования бережного отношения к природе является актуальной для системы дошкольного образования.
Анализ литературы показал, что формирование бережного отношения к природе - одна из главных задач экологического образования дошкольников.
Бережное отношение к природе надо воспитывать с детства. Оно предполагает восприятие природы с позиций значимости, полезности, необходимости. Для ребенка дошкольного возраста бережное отношение к природе - это позитивное, радостное отношение к природе, которое имеет личностную и социальную значимость. Важно, чтобы мир природы осознавался ребенком не только как универсальная ценность, но, прежде всего, как личностная, необходимая для качественной жизни человека, его долголетия и выполнения жизненной миссии. Бережное отношение к природе направлено на благо природы и живущего в ней человека.
Решение задачи по формированию бережного отношения к природе в системе экологического воспитания дошкольников предполагает воспитание любви, способности воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умения бережно относиться к растениям и животным. Формируя бережное отношение к природе, педагог должен выделять главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе это - забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку и всей нашей планете.
Бережное отношение к природе у старших дошкольников еще не совсем сформировано, оно отличается ситуативностью, неосознанностью, неактивностью, не все дети могут и хотят его применять в новой ситуации, в практической деятельности. Учитывая эти особенности отношения к природе у детей 5-7 лет, организуется экологическая тропа в дошкольной организации с целью формирования бережного отношения к природе у дошкольников.
На начальном этапе опытно-поисковой работы была проведена диагностика детей с целью выявления уровней сформированности бережного отношения к природе. Оценка проводилась по 3 критериям:
1. Полнота и осознанность экологических представлений и знаний о мире природы.
2. Наличие положительных чувств и эмоций (нравственных и эстетических) к природе.
3. Активность бережного отношения к природе, способность к природоохранной деятельности, труду в природе.
В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Применялись 3 диагностических задания: вопросно-ответная дидактическая игра «Что ты знаешь о природе?», работа с картинками «Выбери самое важное для себя» и практическое задание «Труд в природе». В результате мы получили данные об исходных уровнях сформированности бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и пришли к выводу, что у большинства детей (60%) они сформированы на низком уровне.
На основе полученных данных мы разработали и реализовали на практике свой опыт организации совместной экологической деятельности педагога и детей на экологической тропе детского сада с целью формирования бережного отношения к природе.
Работа с детьми на экологической тропе велась по 3 направлениям.
Первое направление - расширение полноты и развитие осознанности экологических представлений детей о бережном отношении к природе. Здесь проводились занятия-путешествия по экологической тропе для детей старшей группы в разные времена года.
Второе направление - и воспитание положительных чувств и эмоций к природе. Основная форма работы с детьми - экскурсии по экологической тропе, в ходе которых дети постигали красоту родной природы, осознавали, что такую красоту надо беречь и сохранять.
Третье направление - формирование активности бережного отношения к природе, которое включало труд на огороде и цветнике, расположенных на экологической тропе, трудовые поручения, наблюдения за сезонными изменениями природы, наблюдения за трудом взрослых на экологической тропе, наблюдения за лекарственными растениями (станция «Зеленая аптека») и исследовательскую деятельность детей (станция «Метеогорка»).
Таким образом, на экологической тропе была проведена разнообразная по тематике и по формам работа с детьми по формированию у них бережного отношения к природе.
В процессе проведения итоговой диагностики установлена положительная динамика в формировании бережного отношения к природе: увеличилось количество детей с высоким и средним уровнями, не осталось детей с низким уровнем. У каждого ребенка наблюдаются личностные достижения в бережном отношении к природе по всем 3 критериям.
Положительные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.
Таким образом, представленный в работе опыт организации совместной экологической деятельности педагога и детей на экологической тропе детского сада может быть использован в работе специалистов, занимающихся проблемой формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов. / Г. С. Абрамова. - М. : Академия, 2016. - 672 с.
2. Айкина, Г. А. Как сделать экологическое воспитание эффективным? [Текст] / Г. А. Айкина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. - С. 34-36.
3. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / З. Ф. Аксенова. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 245 с.
4. Бабаева, Т. И Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, этюды [Текст] / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская. - СПб. : Детство-пресс, 2014. - 144 с.
5. Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников [Текст] / О. А. Белобрыкина. // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 31-38.
6. Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры [Текст] / Г. В. Буковская. - М. : Детство-Пресс, 2013. - 312 с.
7. Вакуленко, Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры [Текст] / Ю. А. Вакуленко. - Волгоград : Учитель, 2011. - 194 с.
8. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н. Е. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 194 с.
9. Вологодская, О. П. Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам [Текст] / О. П. Вологодская. - М. : Центр полиграф, 2017. - 192 с.
10. Ворошилова, В. М.. Эковалеологический подход к созданию развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В. М. Ворошилова, Т. А. Новикова // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 4. - С. 153-158.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. :
Лабиринт, 2011. - 352 с.
12. Гаджиева, З. М. Общая педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Гаджиева // Гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы, перспективы. - 2016. - №2. - С. 33-35.
13. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. В. Гончарова. - Нижневартовск : Изд- во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 326 с.
14. Грозина, В. А. Современный старший дошкольник как субъект образовательного пространства [Текст] / В. А. Грозина // Инновация в образовании. Современная психология в обучении. - 2014. - №2. - С. 32-36.
15. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С. Д. Дерябко, В. А. Ясвин.- Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. - 245 с
16. Детство [Текст] : примерная образовательная программа
дошкольного образования / сост. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - 321 с.
17. Егоренко, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. [Текст] / Л. И. Егоренко. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 128 с.
18. Ефременко, Н. А. Особенности организации работы по экологическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ [Текст] / Н. А. Ефременко // Проблемы и возможности современной науки. - 2015. - №4. - С. 32-41.
19. Зебзеева, В. А. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. А. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - С. 45-49.
20. Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования [Текст] / В. А. Зебзеева // Педагогика : традиции и инновации: матер.междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь
2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 50-52.
21. Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников [Текст] / А. И. Иванова. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 112 с.
22. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А. И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 143 с.
23. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений [Текст] / А. И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 127 с.
24. Как знакомить дошкольников с природой [Текст] / Под. ред. П. Г. Саморуковой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 216 с.
25. Коростелева, Н. А. Сущностные характеристики личностного развития и самооценки детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Коростелева, В. В. Бондаренко, В. В. Постнова. // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2015. - №5. - С. 113¬116.
26. Леонтьева, О. М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] / О. М. Леонтьева // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 1. - С. 16-18.
27. Маневцова, Л. М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] : учеб пособие для студентов педвузов / Л. В. Маневцева, П. Г. Саморукова. - М. : Детство- Пресс, 2016. - 319 с.
28. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование [Текст] / Е. В. Марудова. - М. : Детство-Пресс, 2013. - 218 с.
29. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М. : АРКТИ, 2013. -187 с.
30. Машкова, С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми на экологической тропе [Текст] / С. В. Машкова. - Волгоград : Учитель, 2011. - 145 с.
31. Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 225 с.
32. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2015. - 336 с.
33. Николаева, С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников и условия ее реализации в детском саду [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 128 с.
34. Обухова, Л. Ф. Детская психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М. : Владос, 2011. - 354 с.
35. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2017. - 334 с.
36. Пилипенко, О. П. Психолого-педагогическая характеристика современного дошкольника [Текст] / О. П. Пилипенко // Дошкольная педагогика. - 2016. - №4. - С. 53-55.
37. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС-пресс, 2014. - 365 с.
38. Попова, Т. И. Мир вокруг нас: матер. комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Т. И. Попова. - М. : Линка-Пресс, 2015. - 189 с.
39. Рыжова, Н. А. Наш дом - природа : программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / Н. А. Рыжова. - М. : Карапуз, 2012. - 23 с.
40. Рыжова, Н. А. Экологическая тропинка в детском саду [Текст] : учеб.-метод. комплект / Н. А. Рыжова. - М. : Линка, 2015. - 272 с.
41. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика [Текст] / Н. А. Рыжова. - М. : Карапуз, 2015. - 227 с.
42. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М. : Академия, 2014. - 576 с.
43. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. - М. : Академия, 2014. - 160 с.
44. Смирнова, Е. О Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М. : Владос, 2015. - 128 с.
45. Соколова, Л. А. Экологическая тропа детского сада [Текст] / Л. А. Соколова. - М. : Детство-пресс, 2014. - 80 с.
46. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду [Текст] / О. А. Соломенникова. - М : Мозаика-Синтез, 2016. - 227 с.
47. Сухомлинский, В. А. Книга о воспитании. [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М. : Детство-Пресс, 2015. - 238 с.
48. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : учеб. пособие для учащихся средних пед. учебных заведений. / Г. А. Урунтаева. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 325 с.
49. Ушинский, К. Д. Избранное [Текст] / К. Д. Ушинский. - М. : Академия, 2016. - 384 с.
50. Федеральный закон Российской Федерации Об образовании в Российской Федерации. от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] - URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 15.07.2017).
51. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(дата обращения: 11.07.2017).
52. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ с изм. от 21.11.2015 № 331-ФЗ [Электронный ресурс] - URL: http://base.garant.rU/12125350/1/#block_100 (дата обращения: 11.07.2017).
53. Федосеева, П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа [Текст] / П. Г. Федосеева. - Волгоград : ИТД «Корифей», 2016. - 96 с.
54. Черемных, Н. В. Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС [Текст] / Н. В. Черемных // Амурский научный вестник. - 2016. - № 2. - С.243-250.
55. Шишкина, В. А. Прогулки в природу [Текст] / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. - М. : Просвещение, 2015. - 112 с.
56. Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] // Сайт «Планета детства». - URL: http://planetadetstva.net/konkursu/konkursnye-raboty/ekologicheskaya-tropa-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii.html (дата обращения: 19.08.2017).
57. Экологическая тропинка детского сада [Электронный ресурс] -
URL: http://dou-sad.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/19-materialy-dlya-
zanyatij/ekologicheskaya-tropa-v-detskom-sadu-ryzhova-n-a (дата обращения: 20.08.2017).
58. Экологическая тропинка в детском саду [Электронный ресурс] -
URL: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00380840_0.html (дата
обращения: 20.08.2017).
59. Эльконин, Д. Б Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста [Текст] / Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. - М. : Детство-Пресс, 2013. - 327 с.