Глава 1. Теоретические основы взаимодействия воспитателей и родителей в процессе воспитания детей раннего возраста 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста 6
1.2. Взаимодействие воспитателей и родителей в детском саду: содержание,
цели, формы, методы 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию воспитателей и родителей в процессе воспитания детей раннего возраста на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №32 «Яблонька» г.Алапаевска 41
2.1. Анализ деятельности детский сад №32 «Яблонька» г.Алапаевска по
взаимодействию воспитателей и родителей детей раннего возраста 41
2.2. Комплекс мероприятий по взаимодействию педагогов и родителей в
процессе воспитания детей раннего возраста 56
Заключение 62
Список использованной литературы 70
Приложения 75
Актуальность взаимодействия в образовательном процессе представляет собой систему взаимообусловленных контактов в единстве психологических и педагогических связей, где социальная сторона предопределяет результат педагогического взаимодействия, психологическая обеспечивает механизм его осуществления, а педагогическая создает ту среду, в рамках которой становится необходимым и возможным сам процесс организации педагогического взаимодействия.
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Детский сад — первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, где начинается их педагогическое просвещение. Создание образовательного пространства в дошкольной организации с привлечением семьи как среды развития личности ребенка дошкольного возраста является одним из перспективных направлений развития системы дошкольного образования в России. Идея взаимодействия общественного и семейного воспитания прошла длинный путь своего развития в России и за рубежом. Взаимодействие в образовательном процессе представляет собой систему взаимообусловленных контактов в единстве социальных, психологических и педагогических связей, где социальная сторона предопределяет результат педагогического взаимодействия, психологическая обеспечивает механизм его осуществления, а педагогическая создает ту среду, в рамках которой становится необходимым и возможным сам процесс организации педагогического взаимодействия. Многие ученые (Арнаутова Т. В., Глебова Л. В., Давыдова Т. А., Зверева О. Л., Куликова Т. А., Сухомлинский В. А., и др.) утверждают о целесообразности совместного участия, взаимодействия этих двух систем в воспитании подрастающего поколения.
Противоречие: между необходимостью взаимодействия воспитателей и родителей в процессе воспитания детей раннего возраста и
недостаточностью методических рекомендаций для педагогов и родителей по данному вопросу.
Проблема исследования: каково содержание взаимодействия
воспитателей и родителей в процессе воспитания детей раннего возраста?
Тема исследования: «Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе воспитания детей раннего возраста».
Объект исследования: процесс взаимодействия воспитателей и родителей по воспитанию детей раннего возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по взаимодействию педагогов и родителей в процессе воспитании детей раннего возраста.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать и обосновать комплекс мероприятий по взаимодействию педагогов и родителей в процессе воспитания детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: взаимодействием воспитателей и родителей в процессе воспитания детей раннего возраста является:
-формы и методы, а именно организация семинаров, дней добрых дел, игр для родителей и совместных видов деятельности;
-комплекс мероприятий по воспитанию детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей раннего возраста.
2. Охарактеризовать: содержание, цели, формы, методы взаимодействия воспитателей и родителей по воспитанию детей раннего возраста.
3. Проанализировать деятельность детского сада №32 «Яблонька» г.Алапаевска по взаимодействию воспитателей и родителей детей раннего возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические: теоретические - обобщение, синтез, анализ.
2. Эмпирические: анализ документов, наблюдение, беседа,
анкетирование, тестирование
База исследования: МБДОУ детский сад №32 «Яблонька» г.Алапаевск.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Проведенное нами исследование на тему: «Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе воспитания детей раннего возраста», позволило сделать следующие выводы:
1. Анализ работ Л.С. Выготского, Е.О.Смирновой, К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина позволили выделить основные характеристики детей раннего возраста. Сложный период представляет ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике детей раннего возраста.
Можно выделить несколько важных симптомов периода. Нгативизм - это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Упрямство - это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Строптивость близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома. Своеволие - это стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах - о самостоятельности намерения, замысла. Обесценивание взрослых и протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.
В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.
Семизвездие симптомов говорит о том, что новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми. Воспитание детей раннего возраста протекает как кризис социальных отношений ребенка.
Для детей раннего возраста, согласно исследованиям ученых и психологов, важнейшим новообразованием является возникновение нового чувства «Я». «Я сам».
2. Анализ работ показал, что в современной психолого-педагогической литературе определению понятия «воспитания» разнообразны и разноплановы. Воспитание может рассматриваться как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, система, воздействие, взаимодействие и т.д. Основой воспитания и сегодня является общечеловеческие ценности, идеалы, законы нравственности. Оно целенаправленно и способствует приобретению определенной системы знаний и взглядов, убеждений, умений и опыта.
На наш взгляд, существует много понятий отражающие суть понятия «воспитания» и, рассмотрев вышеприведенные понятия к определению можно сделать вывод о том, что воспитание - это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.
В период детей раннего возраста воспитание характеризуется следующими чертами: воспитатель обязан поощрять познавательную
активность каждого ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Вместе с детьми воспитатель переживает чувства удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям.
3. Также анализ работы показал, что дети раннего возраста, связаны с эмоциональным сопровождением натурального становления малыша. Психологическое сопровождение - надзор за естественным развитием малыша и своевременное предложение психической поддержке с целью предупреждения всевозможных психических проблем. Регулярные диагностические обследования ребят ведутся специалистом по психологии в всякой возрастной группе детского сада в начале и в конце учебного года. Это разрешает воплотить в жизнь контроль за развитием у ребят психологических процессов - памяти, речи, интереса, мышления, что содержит большущее величину для заключения подобный важной задачи, как составление у ребят готовности к обучению в школе. Но психологическое сопровождение становления малыша надлежит подключать в себя не лишь только тренировку психологических процессов и функций, но и развитие психологической сферы, способностей общения и почв произвольности психологических процессов.
4. Комплекс мероприятий по воспитательной деятельности должен учитывать специфику работы с маленькими детьми. Ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому часто они проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и пр. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого педагога- психолога по выявлению психологических проблем у детей.
Анализ теоретических и полученных количественных и качественных результатов опытно-поисковой работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академия, 2014. 704с.
2. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). М.: Педагогика, 2012.
3. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. Воронеж: Модэк, 2011. 352 с.
4. Вайнер М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2014. 162 с.
5. Выготский Л. С. Кризис трех лет. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 2010.
6. Выготский Л. С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 2010.
7. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 2008. №6. С. 108-111.
8. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО. Люберцы: Юрайт, 2016. 284 с.
9. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. М.: Гардарика, 2011. 255с.
10. Зеньковский В. В. Психология детства. М.: Школа-Пресс, 2014. 336с.
11. Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 6. М.: Мысль, 2013. 743 с.
12. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах и таблицах: Учебное пособие. М.: Проспект, 2016. 248 с.
13. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 719 с.
14. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учебник для СПО. Люберцы: Юрайт, 2016. 719 с.
15. Крылова Н. Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. 2014. №3. С. 92-103.
...