Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эстетическое воспитание подростков в организации дополнительного образования

Работа №99272

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания подростков в организации дополнительного образования 6
1.1. Эстетическое воспитание: понятие, факторы и условия, методы и
средства 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 17
1.3. Методы и средства эстетического воспитания подростков в
организации дополнительного образования 24
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по эстетическому воспитанию подростков в организации дополнительного образования на примере МБУ «Дом детского творчества» г.Алапаевск 39
2.1. Анализ деятельности МБУ «Дом детского творчества» города
Алапаевска по эстетическому воспитанию подростков 39
2.2. Первичная диагностика состояния эстетического воспитания
подростков 46
2.3. Программа по эстетическому воспитанию подростков 53
Заключение 63
Список использованной литературы 68
Приложение 74


Актуальность темы исследования. Проблема эстетического воспитания подростков относится к числу актуальных. Значение эстетического воспитания в системе дополнительного образования подростков усиливается тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал эстетического воспитания. В настоящее время эстетическое воспитание в системе дополнительного образования подростков решает социально значимые вопросы организации досуга, создает условия для интересов подростков в самых разных областях искусства.
Эстетическое воспитание подростков - это важнейшая задача современного российского образования. Важнейшей содержательной стороной дополнительного образования является формирование творческого подхода к эстетической деятельности подростков[30].
Большими возможностями в решении задач эстетического воспитания подростка обладает именно система дополнительного образования, призванная удовлетворять интересы, духовные, социокультурные и образовательные потребности.
Значение эстетического воспитания в системе дополнительного образования подростков усиливается тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал эстетического воспитания. В настоящее время эстетическое воспитание в системе дополнительного образования подростков решает социально значимые вопросы организации досуга, создает условия для интересов подростков в самых разных областях искусства.
Проведённый анализ литературных источников и исследование передового педагогического опыта выявили и недостаточное освещение вопросов, которые раскрывают теоретико-методологические основания эстетического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.
Происходит падение всех традиционных идеологических и эстетических норм, которые долгое время формировались, изменились и эстетические вкусы нового поколения.
Особо подвергаются влиянию данных факторов подростки, которые из-за специфики возраста подражают новым эстетическим эталоном. К сожалению, сегодня современная псевдо-культура формирует в сознании подростков иллюзорные эстетические приоритеты, что затрудняет реализацию многих педагогических задач.
Вместе с тем противоречивой является и ситуация в самой области дополнительного образования, мало уделяющей внимания в воспитательном процессе развитию эстетической культуры подростков.
Противоречие исследования: между необходимостью эстетического воспитания подростков в организации дополнительного образования с одной стороны и недостаточностью разработанности этого вопроса с другой стороны.
Проблема исследования: каково содержание эстетического воспитания подростков в организации дополнительного образования?
Тема выпускной квалификационной работы - «Эстетическое воспитание подростков в организации дополнительного образования».
Объект исследования - процесс эстетического воспитания подростков в организации дополнительного образования
Предмет исследования - содержание эстетического воспитания подростков в организации дополнительного образования.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных, разработать программу по эстетическому воспитанию подростков.
Гипотеза исследования: вероятно, содержание эстетического
воспитания подростков должно включать:
1) эмоциональную отзывчивость на произведения искусства,
2) осведомленность в области искусства,
3) творческую активность в области искусства.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие, факторы и условия, методы и средства эстетического воспитания подростков в организации дополнительного образования.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста.
3. Рассмотреть методы и средства эстетического воспитания подростков в организации дополнительного образования.
4. Провести анализ деятельности МБУ «Дом детского творчества» по эстетическому воспитанию подростков.
5. Провести диагностику состояния эстетического воспитания подростков.
6. Частично апробировать программу по эстетическому воспитанию подростков в организации дополнительного образования.
Методы исследования:
1. Теоретические: синтез, обобщение, классификация.
2. Эмпирические: анализ документов, наблюдение, беседа,
анкетирование, тестирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества» Свердловской области, города Алапаевска.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При выполнении выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи:
1. Раскрыты понятие, факторы и условия, методы и средства эстетического воспитания. Исторически в осмыслении понятия «эстетическое воспитание» прослеживается взаимосвязь эстетического воспитания с различными сторонами воспитания, отмечается единство образования и воспитания. Эстетическое отношение к миру определяется как способность оценивать явления действительности через понимание прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Эстетическое воспитание сегодня понимаемся как воспитание целостной гармонически развитой личности, для которой характерны: сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусств. Это одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества. Вслед за М. Б. Дмитриевой основными составляющими эстетического воспитания мы также видим эмоциональный, когнитивный и созидательно-творческий компоненты, которым соответствуют критерии эстетического воспитания - эмоциональная отзывчивость на произведения искусства, осведомленность в области искусства, творческая активность в области искусства.
2. Дана психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. Подростковый возраст сензитивен для реализации эстетического воспитания, это время осознания собственной индивидуальности, развития рефлексии, формирования системы ценностей. Подростки весьма остро воспринимают эстетическую информацию; способны к эмоциональному переживанию и сопереживанию.
Способны сознательно оценивать и сопоставлять красивое и уродливое в искусстве, поведении, бытовой обстановке; увлекаются художественным творчеством, театром, изобразительной деятельностью. Для подростка общение с искусством выступает и как средство познания окружающего мира, помогающее выработать новые навыки поведения. При этом данный возраст весьма трудный для эстетического воспитания в силу инфантилизма в эстетических оценках и поведении, стеснительности в выражении своих эстетических чувств, сдержанности в эстетических суждениях, попадания под интенсивное воздействие средств массовой информации, а также того, что эстетика сегодня становится невостребованной сферой самовоспитания личности.
3. Рассмотрены методы и средства эстетического воспитания подростков в организации дополнительного образования. Эстетическое воспитание подростков в организациях дополнительного образования осуществляется в ситуации свободного выборы видов и сфер деятельности; при условии ориентации на личностные интересы, потребности, способности подростков; при вариативности и эмоционально-художественной эстетической насыщенности среды. Эстетическое воспитание реализуется в процессе организации культурно - досуговой деятельности подростков, в процессе включения подростков в активную художественную и творческую деятельность (музыкальную, танцевальную, театральную, изобразительную), в процессе усвоения лучших образцов мировой и отечественной культур , при взаимодействии учреждения дополнительного образования и семьи. В работе организаций дополнительного образования эстетическому воспитанию подростков способствуют: синтез искусств (хореографических, вокальных, изобразительных) и межпредметная интеграция, использование этнокультурного наследия народа и «погружения» подростков в мир этнической культуры, ситуации нравственно-эстетического выбора, возможность выбора различных социальных ролей, свободный переход от одного дела к другому.
Работа по эстетическому воспитанию подростков в таких организациях осуществляется в разных формах - массовых (тематические концерты, организация и проведение традиционных праздников, конкурсов, смотров, викторин, выставок творчества), ансамблевых, кружковых, студийных (ансамбли песни и пляски, студии и кружки, игра на музыкальных инструментах, музыкально-театральные студии, школы искусств). Занятия могут сочетаться с различными экскурсиями: в музеи, к памятникам архитектуры, в природу. При этом используются как традиционные методы и приемы воспитания (беседа, рассказ, иллюстрация, игра, работа с группой), так и методы, обусловленные спецификой того или иного предмета (в частности, моделирование народных обрядов, импровизация, сбор фольклорного и этнографического материала, благотворительные акции, творческие встречи, совместное проживание и переживание тех идей, которые отражаются в произведениях искусства). Методы и средства эстетического воспитания подростков в организации дополнительного образования будут отличаться от методов и средств в общеобразовательных учреждениях тем, что в организации дополнительного образования приоритет отдается методам практическим, творческим, проектным, исследовательским.
4. Проведен анализ деятельности МБУ ДО «Дом детского творчества» по эстетическому воспитанию подростков. В МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Алапаевска эстетическому воспитанию отведено целое самостоятельное направление образовательной деятельности (художественно-эстетическая). Учебный план МБУ ДО «Дом детского творчества» реализует 17 образовательных программ художественно-эстетической направленности. Данные программы можно разделить на три группы: 1) музыкального творчества, 2) хореографического творчества, 3) по изобразительному искусству. Эстетическое воспитание младших подростков осуществляется по программам «Современный танец», «Фотоискусство», «Креативное рукоделие», «Мир танца». На старших подростков рассчитаны программы «Дети солнца», «Вокальный инструментальный ансамбль», «Мир гитары».
В целом, программы художественно-эстетической направленности ориентированы на развитие общей и эстетической культуры подростков, художественных способностей и склонностей в избранных видах деятельности. Эстетическое воспитание осуществляется через п риобщение подростков к творчеству и идет через все сферы деятельности данного учреждения: учебные занятия; концертные программы; семейные праздники; фестивали искусств.
5. Проведена диагностика состояния эстетического воспитания подростков. Уровень эстетического воспитания у подростков исследовался по трем критериям: эмоциональному (эмоциональная отзывчивость на эстетическое и произведения искусства), когнитивному (осведомленность в области эстетики и искусства), созидательно-творческому (творческая активность в области эстетического и искусства). По эмоциональному компоненту высокий уровень эстетического воспитания был выявлен у 39% подростков, низкий - у 16%. По когнитивному компоненту высокий уровень эстетического воспитания был выявлен у 29% подростков, низкий - у 25%. По созидательно-творческому компоненту высокий уровень эстетического воспитания был выявлен у 35% подростков, низкий - у 15%.
6. Разработана программа по эстетическому воспитанию подростков в организации дополнительного образования. В МБУ ДО «Дом детского творчества» не представлено такое направление художественно-эстетических программ, как театральное. При этом театр обладает огромным потенциалом в эстетическом воспитании подростков. В связи с этим нами была разработана программа по эстетическому воспитанию подростков в возрасте от 12 до 17 лет посредством приобщения к театральному искусству. Направленность программы - художественно-эстетическая. Учебно-тематическим планом предусмотрено 21 часа на теоретические занятия и 89 часов на практические занятия (общее количество часов составляет 110). Учебные занятия можно разделить на такие виды, как групповой тренинг; репетиция; беседы, анализ, обсуждение. На занятиях расширяется круг искусствоведческих представлений и интересов подростков.
В программу включены игровые моменты, викторины и подвижные игры, самостоятельные творческие задачи, индивидуальные задания, упражнения по развитию сценической речи и сценического движения, сценические этюды, двигательные упражнения на развитие творческой актерской фантазии. В процессе обучения задействованы различные приемы: техника речи, сценическое движение, этюды без слов и со словами, декламация стихотворений, чтение монологов, прослушивание и показ аудио и видеозаписей. Постановочная работа строится на основе специально подобранного художественного материала. Для формирования художественного вкуса подросткам предлагаются спектакли, тщательно отобранные педагогом. Предусмотрены коллективные походы в театр, после посещения театра просмотренный спектакль обязательно обсуждается и анализируется педагогом и всеми подростками.



1. Андрюкова М. Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей / М. Ю. Андрюков // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф.
( г. Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 203-206.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. М.: Смысл. 2007. 528 с.
3. Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-методическое пособие / В. Ф.Березина М.: АНО «Диалог культур», 2007. 512с.
4. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды П.П.Блонский М.: Юрайт, 2016. 321 с.
5. Боровиков Л. И. Педагогика дополнительного образования: Учебно-методическое пособие для руководителей детских творческих объединений / Л. И. Боровиков. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002. 113 с.
6. Буйлова Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ / Л. Н. Буйлова // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Молодой ученый, 2011. С. 138-141.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4./ Л. С. Выгоский. М.: Просвещение, 2011. 432 с.
8. Гаврилюк В. В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Обществознание в школе. 2006. №2. С.50-52.
9. Гамезо М. В. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие/ М.В. Гомезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. М.: Педагогическое общество России, 2011. 456с.
10. Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики / Э. Гантумур // Молодой ученый. 2010. №5. Т.2. С. 156-159.
11. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка / М. Р. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире. 2005. №3. С. 11 - 14.
12. Горский В. А. Педагогические принципы развития системы
дополнительного образования детей / В. А. Горский, А. Я. Журкина // Дополнительное образование. 2011. № 2. С. 6 - 11.
13. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. М.: Просвещение, 2006. 191с.
14. Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб.пособие для студ. педвузов А. Н. Джуринский. М.: Просвещение, 2010. 432 с.
15. Дмитриева М. Б. Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы (на материале деятельности учреждений дополнительного образования) . Автореферат дисс. канд. пед. наук.
М. Б. Дмитриева. Екатеринбург, 2013. 45 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ