Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной
организации 6
1.1. Патриотическое воспитание: понятие, задачи, принципы 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников 15
1.3. Направления, формы и методы работы по патриотическому
воспитанию младших школьников в общеобразовательной организации 31
Глава 2. Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников в Муниципальном общеобразовательном
учреждении «Деевская средняя общеобразовательная
школа» 39
2.1 Анализ работы Муниципального общеобразовательного
учреждения «Деевская средняя общеобразовательная школа»
по патриотическому воспитанию младших школьников 39
2.2 Программа по гражданско-патриотическому воспитанию
младших школьников в общеобразовательной организации 52
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложения 69
Актуальность. Формирование патриотизма и ценностного отношения к своим корням является одним из условий дальнейшего развития и процветания современной России, фундаментом её общественного прогресса.
Необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, так как в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения. Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине, уважения к её богатейшим историческим традициям является одной из самых насущных проблем современного общества. Каждый школьник должен знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа, иметь свою гражданскую позицию. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Актуальность данной проблемы отражена в современных документах, посвящённых проблемам образования. Это, прежде всего «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025», которая разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания. В данном документе говорится о том, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
Программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», нацелена на совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Вопросы патриотического воспитания нашли своё отражение в трудах отечественных педагогов А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского. В настоящее время данным вопросам воспитания подрастающего поколения уделяют большое внимание И.С. Огоновская, И.А. Мурзина и др.
Значимость патриотического воспитания младших школьников подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, в котором одна из задач направлена на решение «объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно¬нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
В выпускной квалификационной работе введены ограничения: в качестве обучающихся рассмотрены младшие школьники.
Противоречие: между необходимостью патриотического воспитания младших школьников в современных условиях и недостаточной разработанностью содержания и методических рекомендаций по патриотическому воспитанию младших школьников в общеобразовательной организации.
Проблема исследования: каково содержание патриотического
воспитания младших школьников в общеобразовательной организации?
Тема исследования: «Патриотическое воспитание обучающихся в общеобразовательной организации».
Объект исследования: процесс патриотического воспитания в
общеобразовательной организации.
Предмет исследования: содержание патриотического воспитания
младших школьников в общеобразовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать программу по патриотическому воспитанию младших школьников в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: предполагается, что патриотическое воспитание младших школьников будет проходить успешно, если:
1. Будет учитываться психолого-педагогическая характеристика младших школьников.
2. Будет разработана программа, предполагающая комплекс мероприятий с применением направления патриотического воспитания (гражданско- патриотическое), методов (убеждения, поручения; метод проектной деятельности, поощрение) и форм (индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные) по патриотическому воспитанию.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть патриотическое воспитание: понятие, задачи и принципы.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
3. Рассмотреть направления, формы и методы работы по патриотическому воспитанию младших школьников в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать работу по патриотическому воспитанию младших школьников в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Деевская средняя общеобразовательная школа».
Методы исследования: теоретические методы: анализ, обобщение, систематизация, сравнение; эмпирические методы: анализ документов,
анкетирование, беседа, опрос, обработка данных.
База исследования: Муниципальная общеобразовательная организация «Деевская средняя общеобразовательная школа».
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, так как в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения. Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине, уважения к её богатейшим историческим традициям является одной из самых насущных проблем современного общества. Каждый школьник должен знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа, иметь свою гражданскую позицию. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Актуальность данной проблемы отражена в современных документах, посвящённых проблемам образования. Это, прежде всего «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025». Программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», нацелена на совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Подводя итоги, мы можем дать определение, что такое патриотическое воспитание - это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. Цель патриотического воспитания: воспитание гуманной, духовно - нравственной личности, достойных граждан России, патриотов Отечества. Патриотическое воспитание младших школьников представляет собой целостный педагогический процесс, основанный на взаимодействии субъектов воспитания и направленный на развитие чувств патриотизма, выступающего в качестве социально-нравственного императива. В работе по патриотическому воспитанию использовали методы формирования сознания личности (убеждения); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (поручения, метод проектной деятельности); методы стимулирования деятельности и поведения (поощрение); методы обучения (по источнику получения знаний): словесные, наглядные и практические. Основными направлениями в системе патриотического воспитания в общеобразовательной организации являются: духовно-нравственное, историко¬краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно¬патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое. Такие формы патриотического воспитания как, индивидуальные, индивидуально - групповые, коллективные актуальны при формировании личности ребенка младшего школьного возраста.
В ходе исследования рассмотрели психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста. Таким образом, младший школьный возраст (6-7 - 10-11 лет) — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Младший школьник активно включен в разные виды деятельности — игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественная по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.
Проанализировали работу МОУ «Деевская СОШ» по патриотическому воспитанию младших школьников. Обобщая результаты, полученные в ходе исследовательской работы, мы пришли к выводу, что в МОУ «Деевская СОШ» выполняет работу по накоплению первоначальных знаний младших школьников об Отечестве и зарождению у них патриотических чувств. Наличие выявленных проблем показало, что в МОУ «Деевская СОШ» отсутствует системный подход в работе по гражданско-патриотическому воспитанию.
С целью отсутствия системного подхода работе по гражданско- патриотическому воспитанию младших школьников мы разработали
программу по гражданско-патриотическому воспитанию младшего школьника в общеобразовательной организации. Таким образом, в рамках программы разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, родному краю, Отечеству. С целью совершенствования гражданско- патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной организации разработан план мероприятий по гражданско-патриотическому направлению в рамках внеурочной деятельности. Конечным результатом реализации Программы должны стать активная жизненная позиция и патриотическое сознание младших школьников, как основа личности будущего гражданина России.
В процессе реализации программы младший школьник, возможно окажется в процессе постижения ценностей, особенностей, достопримечательности того места, где он родился и живёт. В ходе знакомства с устоями семьи, с традициями русского народа он почувствует «связующую нить» поколений. Важное место в данной программе уделяется совместному участию в деятельности детей, родителей и учителей. Практическая значимость исследования: в ходе исследования была разработана программа по гражданско- патриотическому воспитанию младших школьников в общеобразовательной организации.
Таким образом, цель достигнута, гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.; Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга,
2000. 624 с.
2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. М., Айрис пресс, 2002. 224 с.
3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. М.; ВАКО, 2006. 368 с. (Педагогика. Психология. Управление).
4. Адаменко С.Н. Воспитываем патриотов России // Народное образование. 2005. №4. С. 23.
5. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. Том второй. Объективное изучение личности. СПб.: Издательство «Алетейя», 1999. 282 с.
6. Боброва Л.В. Письмо с войны. Театрализованное представление // Воспитание школьников 2004. №8.С. 103.
7. Богданова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако». 2006.
8. Бородина Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография / Е.Н. Бородина, ФГБОУ ВПО «Ур ГПУ». Екатеринбург, 2015. 192с.
9. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб.: КАРО, 2004. 224 с.
10. Быков Л.П. Долгое эхо войны. М., Сократ, 2005. 395 с.
11. Волкогонов Д.А. Феномен героизма: М.; Политиздат, 1995. 263 с.
12. Воронова Е.А. Воспитательная работа в современной школе: советы опытного педагога / Е.А.Воронова. Ростов н /Д: Феникс, 2009. 404 с.
13. Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред. Н.Л. Селиванова. М., 2005. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М.; 2004 год.
14. Выготский Л. C. Педагогическая психология / Лев Выготский; под ред. В. В. Давыдова. М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. 671 с.
15. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика. М.: Педагогика, 1990.152с.
...