ГЛАВА 1. ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ
ВАЖНЕЙШИХ АСПЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
1.1. Понятия оценка и оценочная деятельность педагога в психолого -
педагогических исследованиях 11
1.2. Научно-методические основы совершенствования оценочной
деятельности педагога в современном образовании 26
1.3. Возможности совершенствования оценочной деятельности
педагога в образовательной организации 35
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 49
2.1. Изучение оценочной деятельности педагога в образовательном
процессе 49
2.2. Практика совершенствования оценочной деятельности педагогов
начальной школы 58
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой
работы 69
Выводы по второй главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
Преобразования, произошедшие в современном мире, задают новые ориентиры-требования к профессиональной деятельности педагогов, в частности - совершенствование оценочной деятельности учителей.
Преобразования, произошедшие в современном мире задают новые ориентиры-требования к профессиональной деятельности педагогов, а именно - совершенствование оценочной деятельности педагогов.
Анализ научно-методической литературы показал, что вопрос оценки и оценочной деятельности - одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания до сих пор формировалась в рамках предметно-ориентированного подхода в образовании и поэтому отражает лишь результат усвоения знаний по отдельным предметам, а не процесс учебно-познавательной деятельности или тем более оценку личностных и метапредметных образовательных достижений обучающихся.
Развитие педагогической науки, практика участия России в международных процедурах оценки качества образования, преобразования в системе оценки результатов образования в связи с реализацией ФГОС НОО обусловили необходимость и актуальность рассмотрения темы «Совершенствование оценочной деятельности педагога в образовательном процессе».
Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования и практики оценочной деятельности педагогов в образовательных организациях позволили выявить ряд противоречий:
между теоретическим обоснованием оценочной деятельности как системной деятельности и выполнением оценочной функции педагогами как отдельных не согласованных действий;
между требованием к оценке результата образования как совокупности личностных, метапредметных и предметных результатов и преобладанием на практике оценивания предметного результата как комплекс знаний и умений обучающихся;
между наличием многообразия контрольно-измерительных материалов для педагогического оценивания образовательных результатов и применением традиционных форм и средств по оцениваниюпредметных результатов у обучающихся на практике;
между готовностью педагогов начальной школы к совершенствованию оценочной деятельности и отсутствием методического сопровождения в вопросах оценивания по освоению основной образовательной программы обучающихся.
Данные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования:
как обеспечить со стороны всех участников образовательного процесса совершенствование оценочной деятельности педагога
какие условия необходимо создать в образовательной организации для повышения качества оценочной деятельности педагога начальной школы.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему магистерской диссертации: «Совершенствование оценочной деятельности педагога в образовательном процессе».
Объект исследования: оценочная деятельность педагога начальной школы.
Предмет исследования: методические условия совершенствования оценочной деятельности педагога в образовательном процессе.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать
организационные и методические условия совершенствования оценочной деятельности педагога в образовательном процессе.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, основанная на предположении о том, что совершенствование оценочной деятельности
педагогов может быть более эффективным, если будет учитываться следующая совокупность условий:
- развиваться все компоненты оценочной деятельности (мотивационно- личностный, когнитивный, деятельностный);
- психологической основой совершенствования оценочной деятельности педагога выступают самоанализ, самооценка, саморазвитие педагога как субъекта профессиональной деятельности;
- содержание и формы методической работы ориентированы на приобретение профессиональных знаний о современных подходах в оценивании; на совершенствование умений осуществлять оценивание образовательной деятельности и ее результатов; формирование готовности к выбору адекватных педагогической ситуации способов и средств оценки образовательных достижений обучающихся.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку ряда задач:
1.На основании теоретического анализа дать определение понятий оценка и оценочная деятельность педагога
2.Описать научно-методические основы совершенствования оценочной деятельности педагога в современном образовании.
3. Раскрыть возможности совершенствования оценочной деятельности педагога в образовательной организации
4. Осуществить диагностику оценочной деятельности педагога в образовательном процессе.
5.Описать практику методической работы по совершенствованию оценочной деятельности педагогов начальной школы.
6. Произвести сравнительный анализ результатов опытно- поисковой работы.
Теоретико-методологической основой исследования являются философские, психологические, педагогические теории, раскрывающие сущность оценочной деятельности педагога как социально-педагогического 5
феномена, являющегося основой создаваемой общероссийской системы оценки качества образования; психолого-педагогические подходы к оценочной деятельности педагога (Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонский, У. Древс И.А. Зимняя, З.И. Калмыкова, А.К. Количенко, А.Н. Леонтьев, Н.Ю. Максимова другие авторы).
Методы исследования. Для решения задач и составления комплекса мероприятий для практического применения использованы методы исследования: теоретические -теоретический анализ, понятийный анализ материала, сравнение, обобщение; эмпирические: анкетирование, тестирование, изучение и обобщение опыта.
Опытно-поисковой базой исследования стали Муниципальное автономное образовательное учреждение гимназия №116 (далее - МАОУ гимназия №116) и Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя образовательная школа №168 (далее - МАОУ СОШ №168), города Екатеринбурга, Верх-Исетского района Свердловской области. В исследовании приняли участие 102 педагога.
Научная новизна и теоретическая значимость опытно - поисковой работы состояла в следующем:
- уточнено понятие «оценочной деятельности педагога» применительно к образовательным организациям, выполняющим социальный заказ;
- обоснована сущность оценочной деятельности педагога и ее влияния на качество образовательного процесса и его результата.
- определены критерии и показатели уровня сформированности оценочной деятельности педагога,
- дана характеристика уровней оценочной деятельности педагога по следующим компонентам: когнитивный, деятельностный и профессионально - личностный.
- обоснованы методические условия, обеспечивающих совершенствование оценочной деятельности педагога.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- на основе теоретического анализа был разработан и реализован на практике инструментарий по диагностике уровней сформированности оценочной деятельности педагогов;
- выделены основные методические подходы по совершенствованию оценочной деятельности педагога в образовательном процессе образовательной организации определены методические условия по совершенствованию оценочной деятельности педагогов;
- созданы и внедрены учителями в педагогическую практику новые способы и педагогические средства оценивания образовательных достижений обучающихся.
В результате проведённой опытно-поисковой работы, по совершенствованию оценочной деятельности педагога, в образовательных организациях МАОУ гимназии №116 и МАОУ СОШ №168 произошли следующие изменения: в подходах к оценочной деятельности у педагогов, повысилось качество образования в образовательных организациях.
Этапы исследования.
Первый, проблемно-поисковый этап (2015-2016 гг.). На основе
изучения и критического анализа отечественной и зарубежной научной литературы выявлялись основные подходы к проблеме совершенствования оценочной деятельности педагога в образовательной деятельности образовательной организации. Был оформлен концептуальный замысел исследования, определена его эмпирическая база.
Второй этап, опытно-поисковый (2016-2017 гг.), был связан с
системной проработкой существующих условий по совершенствованию оценочной деятельности педагогов в образовательной деятельности, определялся состав и содержание концептуальных понятий. Велась работа по отбору, обоснованию форм и методов оценивания. Проведение опытно - поисковой части исследования, позволило нам утвердиться в нашем предположении о том, что если для педагога будут созданы необходимые методические условия, то это будет способствовать совершенствованию оценочной деятельности педагога (а, следовательно, и повышению качества образования).
Третий этап, заключительно-обобщающий (2017 г.), был посвящен подведению итогов, уточнению выводов, оформлению результатов исследования. На третьем этапе осуществлялась апробация выдвинутых нами условий по совершенствованию оценочной деятельности педагогов, осуществлялось повторное тестирование «Уровень владения оценочной деятельностью педагога», отслеживание реализации карты - планинга и проводился анализ по критериям в оценочной деятельности педагога. В результате проведённой опытно- поисковой работы, по совершенствованию оценочной деятельности педагога, в образовательных организациях МАОУ гимназии №116 и МАОУ СОШ №168 произошли следующие изменения: подход к оценочной деятельности у педагогов, повысилось качество образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы: методологической обоснованностью исходных позиций, использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике, репрезентативностью материала, разнообразием источников информации, статистической значимостью исследовательских данных, личным участием автора в опытно-поисковой работе.
Апробация исследования и внедрение результатов:
Результаты исследования были обобщены и представлены:
на августовском совещании педагогов гимназии «О начале нового учебного года. Приоритетные направления в сфере образования» (2017 г. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 116 г. Екатеринбурга, Верх-Исетского района, Свердловской области);
на педагогическом совете «Совершенствование оценочной деятельности педагога как одно из условий реализации ФГОС НОО» (2016 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 116 г. Екатеринбурга, Верх-Исетского района, Свердловской области);
Международной научно-практической конференции «Подходы к оценке качества оценки деятельности педагога», Актуальные вопросы педагогических наук: сборник статей «Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации», Пенза РФ 25 ноября 2016г.
в рамках Международной научно-практической конференции «Методическое сопровождение педагогов в вопросах оценивания образовательных результатов у младших школьников» Педагогические науки: сборник статей Международной научно-практической конференции «INTERNATIONAL INNOVATION RESEARCH», г. Пенза РФ, 28 января 2017г.
Положения, выносимые на защиту:
Оценочная деятельность педагога рассматривается как комплексное личностное качество отражает способность педагога к оценочному суждению на основе выбранных критериев сопоставления поставленной цели и достигнутых метапредметных, предметных и личностных результатов обучающихся.
Оценочная деятельность педагога является обязательным компонентом профессионального самосознания личности, проявляется в относительно устойчивой форме самооценивания педагогом профессиональных и образовательных достижений обучающихся.
Оценочная деятельность характеризуется уровнями сформированности (когнитивный, деятельностный, профессионально - личностный; особенностями осуществления оценочной деятельности (совместная рефлексия педагога и обучающегося в образовательной деятельности, ее результатов).
Совершенствование оценочной деятельности в условиях методической работы осуществляется по следующим этапам: аналитический, теоретический, итоговый этапы.
Содержание и формы методической работы должны быть ориентированы на приобретение профессиональных знаний о современных подходах в оценивании; на совершенствование умений осуществлять оценивание образовательной деятельности и ее результатов; формирование готовности к выбору соответствующей педагогической ситуации способов и средств оценки образовательных достижений обучающихся.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В сущности своей педагогическое оценивание — это социальная деятельность, которая обеспечивает информационный, организующий, стимулирующий, воспитательный и другие компоненты педагогического процесса, подчиненная решению разнообразных образовательных задач.
Проведенное диссертационное исследование подтвердило актуальность решения проблемы по совершенствованию оценочной деятельности педагогов и объективность потребности общества в педагогах, обладающих оценочной деятельностью, а так же поставленными задачами общероссийской системы оценки качества образования.
Проанализировав и обобщив концептуальные идеи по совершенствованию оценочной деятельности педагогов в образовании, было отмечено, что в разных аспектах получило отражение в трудах ведущих отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов. В большинстве работ оценивание определялось как процесс «соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном» (Ш. А. Амонашвили), как действие (А. А. Вегнер), как деятельность (С. П. Безносов), как совокупность специальных умений (Л. И. Мнацаканян) и как функция (К. К. Платонов). Теоретический анализ показал, что педагогическое оценивание и оценочные процессы чаще всего изучаются не как самостоятельное явление, а в рамках других педагогических проблем: гностическая деятельность педагога (В. К. Елманова; Н. В. Кузьмина; Г. И. Метельский и др.); деятельность, направленная на изучение учащихся (Г. Вицлак; А. М. Позднякова; В. Селезнев; В. А. Якунин и др.); управленческая деятельность педагога (А. К. Колеченко; Г. С. Полякова; М. М. Силенок; В. А. Якунин и др.); оценка учителем учебных достижений и самооценка субъектов образовательного процесса (Б. Г. Ананьев; Н. В. Кузьмина; А. И. Липкина; Г. И. Щукина; Г. А. Цукерман и др.); воспитательный потенциал оценки и др. (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, 75
A. И. Липкина, Л. А. Рыбак и др.). Анализируя исследования по проблеме оценочной деятельности, можно увидеть, что категория оценки изучается в двух аспектах: общепсихологическом и социально-психологическом
Оценочная деятельность педагога рассматривается как интегративное личностное качество отражает способность педагога к оценочному суждению на основе выбранных критериев сопоставления поставленной цели и достигнутых метапредметных, предметных и личностных результатов обучающихся.
Оценочная деятельность педагога является обязательным компонентом профессионального самосознания личности, проявляется в относительно устойчивой форме самооценивания педагогом профессиональных и учебных достижений учеников.
Оценочная деятельность характеризуется уровнями сформированности (когнитивный, деятельностный, профессионально - личностный);
Совершенствование оценочной деятельности в условиях методической работы осуществляется по следующим этапам: аналитический, теоретический, итоговый этапы.
Изучив понятия оценочной деятельности педагога в образовательном процессе, были разработаны уровни сформированности оценочной деятельности педагога начальной школы. С опорой на труды .Ф. Франча, B, И, Зверева, К,М, Гуревич, К.М. Левитан, И.В.Никишина, Л.И. Фалюшина, и других авторов были теоретически обосновано определены условия по совершенствованию оценочной деятельности педагога.
Содержание и формы методической работы должны быть ориентированы на приобретение профессиональных знаний о современных подходах в оценивании; на совершенствование умений осуществлять оценивание образовательной деятельности и ее результатов; формирование готовности к выбору адекватных педагогической ситуации способов и средств оценки образовательных достижений обучающихся.
применения различных форм предоставления результатов; карты наблюдения образовательной деятельности педагогов; аналитические записки, карта-планинг и методов диагностики, таких как: наблюдение, опрос, анализ учебной документации по оценочной деятельности, даны обоснования методических условий по совершенствованию оценочной деятельности педагогов.
На практике реализованы методические условия по совершенствованию оценочной деятельности:
- создание рабочих групп
- методическая и консультативная помощь,
- взаимопосещение уроков с последующим анализом и самоанализом,
- повышение квалификации по теме «Оценочная деятельность»,
- мастер- классы, семинары - практикумы,
- участие в профессиональных конкурсах.
В результате проведённой опытно-поисковой работы в образовательных организациях МАОУ гимназии №116 и МАОУ СОШ №168 произошли позитивные изменения в осуществлении оценочной деятельности у педагогов, что в свою очередь повысило качество образовательной деятельности в начальной школе. Таким образом, осуществленное исследование вносит определенный вклад в разработку проблемы развития оценочной деятельности педагогов, а результаты опытно-поисковой работы подтверждают правильность выдвинутой гипотезы исследования.
Из трех компонентов оценочной деятельности (когнитивный, деятельностный и профессионально - личностный) наиболее трудно подается изменениям компонент профессионально - личностный, который рассматривается как уровень демонстрирования смысловой наполненности, осознанности, значимости и ценности оценочной деятельности, где педагог должен быть объективен в оценках своих профессиональных действий, владеть умением осознавать свои профессиональные способности в оценочной деятельности, уверен в правильности оценки собственной оценочной деятельности, умело использовать процессы контроля, коррекции, оценочные решения, прогнозирование и влияния оценок на развитие личности. Не все педагоги легко и быстро готовы к изменениям, это связано с самосознанием, которое в большей степени консервативно и связано с традициями. Факторами, влияющими на данный процесс, являются с одной стороны чёткость требований предъявляемым стандартом с другой стороны стимулирование педагогов и создание творческих групп, а так же готовность к изменениям.
На базе опытно - поисковой работы в МАОУ гимназии №116, при совершенствовании оценочной деятельности педагогов произошли, следующие изменения. Во время проведения внешней экспертизы качества образовательной организации, таких работ как городские контрольные работы (ГКР), всесоюзные проверочные работы (ВПР) показали, достаточно высокий уровень качества образования до 82% по сравнению с предыдущими учебными годами повысился на 7 %. Осознав, что изменился подход к оценочной деятельности, педагоги научились достаточно уверенно анализировать результаты комплексных работ, где отслеживаются не только предметные, но и метапредметные результаты, тем самым повысили свой профессионально - личностный компонент.
Проведенная опытно - поисковая работа не является исчерпывающей по данному вопросу. Возможно рассмотрение других аспектов совершенствования оценочной деятельности педагогов, т. к. сегодня оценочная деятельность рассматривается как системный, многоуровневый, многоаспектный процесс, предполагающий ее осуществление с учетом современных достижений педагогической науки.
1. Абасов, З. Формирование самоконтроля как условие становления ученика субъектом учебной деятельности [Текст] / З. Абасов // Наука и школа. - 2000. - № 2. - С. 25-27.
2. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология [Текст] : схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 176 с.
3. Амонашвили, Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М. : Знание, 1980. - 324 с.
4. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М. : Педагогика, 1984. - 430 с.
5. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки [Текст] / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды : в 2 т. / Б. Г. Ананьев ; под ред. А. А. Бодалева [и др.]. - М., 1980. - Т. 2. - 287 с.
6. Аскеров, Ш. Оценка знаний: поиск рационального варианта [Текст] / Ш. Аскеров // Народное образование. - 2004. - № 1. - С. 141-144.
7. Битинас, Б. П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы [Текст] / Б. П. Битинас, Л. И. Катаева // Педагогика. - 1993. - №
2. - С. 10-15.
8. Божович, Е. Д. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников [Текст] / Е. Д. Божович. - М. : Новая школа, 1995. - 95 с.
9. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] : избр. психол. тр. / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Воронеж : [б. и.], 1995. - 212 с.
10. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 675 с.
11. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] : учеб. пособие для студентов. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов н/Д : Учитель, 1999. - 560 с.
12. Букатов, В. Школьная оценка : режиссура школьной
повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях [Текст] / В. Букатов, М. Ганькина. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с.
13. Варшавер, О. Оценка без отметки [Текст] : сборник / О. Варшавер. - М., 2005. - 105 с.
14. Виноградова, Н. Ф. Обсуждаем проблему контроля и оценки в начальной школе [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. - 1999. - № 8. - С. 93-95.
15. Виноградова, Н. Ф. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу [Текст] / Н. Ф. Виноградова, И. В. Петрова, Л. М. Зеленина. - М. : Дрофа, 2000. - 123 с.
16. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия / сост. И. В. Дубровина [и др.]. - М. : Академия, 2005. - 368 с.
...