ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ 13
1.1. Сущность и содержание понятия «художественно-творческое
взаимодействие» 13
1.2. Воспитательный потенциал православной педагогики в развитии у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия 22
1.3. Возможности разновозрастной группы воскресной школы в развитии у
младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО¬
ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ 40
2.1. Диагностика уровня развития у младших школьников умений художественно-творческого на начальном этапе опытно-поисковой работы.. ..40
2.2. Содержание работы по развитию у младших школьников умений
художественно-творческого взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы 51
2.3. Диагностика уровня развития у младших школьников умений художественно-творческого на итоговом этапе опытно-поисковой работы...64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 2 142
Сегодня России требуются люди творческие, созидающие новое, значимое и для человека, и для общества, и для государства, умеющие работать сообща и достигать высоких результатов. В современном обществе наблюдается отсутствие среди подростков мотивации к развитию культуры общения и умений межличностного взаимодействия; разгармонизацией детско-родительских отношений, утратой традиционных отношений внутри семьи и коллективе. Развитие культуры общения и умений межличностного взаимодействия младших подростков являются актуальными проблемами воспитания подрастающего поколения. «Одной из важных тенденций современного образования является возрастание роли личностной парадигмы, выражающейся в создании условий для полноценного проявления личностных функций субъектов образовательного процесса» [35].
Актуальность исследования обусловлена насущной потребностью подростков в обладании умениями межличностного взаимодействия, что возможно практически осуществлять их в художественно-творческой деятельности.
Для эффективного процесса взаимодействий, его участники должны обладать такими качествами, как нравственное совершенствование, жизнь в соответствии с базовыми национальными ценностями, высокая степень самостоятельности, инициативности, целеустремленности, ответственности за свою деятельность и поведение, активность в коммуникациях, способность к эмпатии, пониманию друг друга, креативность, обуславливающая творческий подход к выходу из проблемных ситуаций, позитивное мироощущение и гармоническое мировоззрение. Развитие этих качеств происходит в школьном возрасте, что нашло отражение в Законе «Об образовании РФ» и закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования [28].
Умение взаимодействовать относится к коммуникативным действиям и является одной из приоритетных задач образования, связанных с развитием личностного потенциала детей. В Концепции развития дополнительного образования до 2020 г. отмечено, что приоритетным направлением воспитания подрастающего поколения является «формирование и развитие творческих способностей учащихся, обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся» [44].
В рамках нашего исследования рассматривается взаимодействие младших школьников, так как оно имеет свои особенности, обусловленные влиянием социальных, физиологических и психолого-педагогических факторов. Особенности возраста младших школьников отмечены следующими учеными (Ж. Пиаже, И.В. Дубровина, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Аванесова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.А. Высотина, А.Н. Леонтьев, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин и др.). Потенциал данного возрастного периода развития тесно связан с ведущим видом деятельности - учебной, важнейшей общественной обязанностью учиться, приобретать знания. Возраст младших школьников уникален тем, что способствует развитию множества социальных навыков и умений, освоению нравственных ценностей и социального опыта взаимодействия с другими людьми. В младшем школьном возрасте закладывается основа нравственного развития, происходит формирование личности, умений дисциплинировать себя, организовывать личную и групповую деятельность в разных формах сотрудничества, умений взаимодействия в совместной деятельности, где усваиваются нормы общения, которым школьник будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств.
В педагогике творчества проблемы взаимодействия обычно исследуются в связи с художественной коммуникацией, то есть процессом передачи содержания художественного произведения от его создателя к зрителям (Д.К. Кирнарская, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Н.Г. Тагильцева). Отдельные научные работы затрагивают вопросы межличностного взаимодействия учащихся, учащихся и преподавателей в процессе музыкальной (И.Ю. Иванкина, А.В. Моздыков, Н.В. Петров, П.А. Хазанов), музыкально-театральной (З.А. Гаврилова, Е.Г. Савина), изобразительной деятельности (С.И. Земляная). Однако проблема развития умений у младших школьников художественно-творческого взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы до настоящего времени не становилась предметом специального исследования, и методика развития этих умений на сегодняшний день не разработана.
Все выше изложенное, подтверждает актуальность проблемы развития у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия в воскресной школе. Анализ данной проблемы выявил ряд противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества обеспечить культуру общения и умений межличностного взаимодействия школьников, основанную на традиционных ценностях и неготовностью образовательной системы в осуществлении этого процесса;
- на научно-педагогическом уровне - между наличием современных концептуальных подходов к развитию умений межличностного взаимодействия школьников и недостаточной разработанностью теории развития умений художественно-творческого взаимодействия школьников в разновозрастной группе воскресной школы;
- на научно-методическом уровне - между воспитательным потенциалом православной педагогики в развитии умений художественно-творческого взаимодействия младших школьников и недостаточным методическим сопровождением этого процесса в условиях разновозрастной группы воскресной школы.
Из актуальности и выявленных противоречий вытекает проблема исследования, которая заключается в поиске путей развития у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы. В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Развитие у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы».
Объект исследования: процесс развития у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы.
Предмет исследования: развитие у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы.
Цель исследования: теоретически обосновать, реализовать на практике педагогические условия развития у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: процесс развития у младших школьников умений художественно - творческого взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы будет успешным при следующих условиях:
- художественно-творческое взаимодействие будет строится на одном из законов христианской нравственности, связанного с уважением, миролюбием, взаимопомощью, гуманностью и т.д.
- будет разработана программа занятий «Образ православных праздников в коллективном творчестве детей», направленная на развитие умений у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы;
- будут реализованы методологические подходы (аксиологический, культурологический), позволяющие активизировать опыт художественно - творческого взаимодействия младших школьников, полученный в разновозрастной группе воскресной школы на основе на основе переживания и осмысления в творческой деятельности художественных образов-носителей христианских ценностей.
На основе цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить содержание понятия «художественно-творческое взаимодействие».
2) Раскрыть воспитательный потенциал православной педагогики в направлении развития у младших школьников умений художественно- творческого взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы.
3) Выявить возможности разновозрастной группе воскресной школы в направлении развития у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия.
4) Провести диагностику на начальном и итоговом этапе опытно-поисковой работы по развитию у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия.
5) На формирующем этапе опытно-поисковой работы реализовать программу занятий «Образ православных праздников в коллективном творчестве детей», направленную на развитие у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы, раскрывающие проблему исследования с позиций:
- культурологического подхода (А.С. Карпова, И.А. Зимней, Т.А. Китайгородской, А.В. Мудрика и др.)
- аксиологического подхода (М.С. Каган, Н.С. Розов, Н.А. Асташова и др);
- психолого-педагогические подходы к формированию ценностных ориентаций личности (Л.В. Байбородова, Е.В. Коротаева, Х.И. Лийметс, В.Я. Ляудис, А.Н. Аверьянов, И.И. Жбанкова, Я. Щепаньский, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, H.H. Обозов, Ж. Цукерман и др).
- личностно-деятельностного подхода (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская);
- диалогического подхода в познании на основе взаимодействия с собеседником (У.В. Кала, М.М. Бахтин, Т.А. Флоренская);
- культурно-исторической парадигмы образования (Л.С. Выготский, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, О.С. Газман, Б.С. Гершунский, Н.Е. Щуркова);
- теории социального взаимодействия (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, A.B. Мудрик, А.Н. Перре-Клермон и др.);
- педагогической антропологии (Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков);
- регулятивно-коммуникативного подхода (В. Оконь, Х.И. Лийметс, Г.А. Цукерман).
Методы исследования.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
-теоретические методы: теоретический анализ и изучение нормативно-правовых документов и литературы по проблеме исследования, учебных программ, методических рекомендаций и учебно-методических пособий;
- эмпирические методы: прямое и косвенное наблюдение; опросные методы - тестирование, анкетирование; методы статистической обработки и качественного анализа результатов опытно-поисковой работы, графическая обработка результатов исследования, анализ художественно-творческих работ, опытно-поисковая работа.
База исследования: Опытно-поисковое исследование проводилось младшими подростками воскресной школы храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в с. Шурала, Невьянского района Свердловской области. В работе были задействованы 2 педагога, 5 родителей, 12 школьников младшего возраста, 1 священнослужитель Русской Православной Церкви.
Этапы исследования. Первый этап исследования (2015 г.) заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы, сделан анализ психолого-педагогической, философской и культурологической литературы по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база. На этом этапе была обоснована актуальность исследования, практическая значимость проблемы, сформулирована рабочая гипотеза.
На втором этапе (2015-2016 гг.) была разработана программа занятий, реализующаяся в условиях разновозрастной группы воскресной школы, направленная на развитие младших школьников умений художественно- творческого взаимодействия. Разрабатывались формы, подбирались методы взаимодействия педагогов, младших школьников и родителей, священнослужителей. Осуществлялась опытно-поисковая работа по проблеме исследования; апробация основных выводов исследования; оформление материалов исследования в формате магистерской диссертационной работы.
На третьем этапе (2017 г.) был проведен анализ поученных результатов систематизация материала, уточнение теоретических положений, формулирование выводов, оформление диссертационной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Уточнено понятие «художественно-творческое взаимодействие, как вид педагогического взаимодействия, который характеризует особый тип связи учащихся и преподавателей в специфических условиях совместной творческой деятельности, а также отношениями сотрудничества и сотворчества, которые находят свое выражение — неординарность, оригинальность, нешаблонность действий, направленных на получение конечного продукта и на достижение единства понимания целей совместной деятельности и путей их решения» (З.А. Гаврилова, Л.В. Байбородова).
2. Определено значение воспитательного потенциала православной педагогики в развитии у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы, как освоение младшими школьниками основы христианских заповедей и добродетелей (уважение, миролюбие, взаимопомощь, терпеливость, милосердие, сорадование, сопереживание и т.д.)
3. Определены педагогические условия (организационные, информационные, личностные) которые заключаются:
- в разработке программы занятий «Образ православных праздников в коллективном художественном творчестве детей»,
- в организации педагогической среды для развития у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработан комплекс занятий «Образ православных праздников в коллективном творчестве детей», методическое сопровождение, позволяющее обеспечить процесс развития у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы;
- разработаны диагностические задания, в соответствии с показателями развития у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы (когнитивный, регулятивно-коммуникативный, художественно-творческий, духовно¬нравственный), что позволяет проводить мониторинг воспитательного процесса.
- положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дополнительного образования, преподавателей воскресных школ в направлении духовно-нравственного воспитания школьников, при организации внеурочной и досуговой деятельности в общеобразовательных учреждениях.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась в условиях воскресной школы храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, с. Шурала, Невьянского района. Материалы исследования докладывались на: научно-практической
конференции «Актуальные проблемы развития образования в период детства» УрГПУ ИПиПД, Екатеринбург, 31 мая 2017 г.; в научно¬
методических публикациях и на выступлениях перед педагогами, магистрантами в рамках лекционно-семинарских и практических занятий УрГПУ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Понятие «художественно-творческое взаимодействие, как вид педагогического взаимодействия, который характеризует особый тип связи учащихся и преподавателей в специфических условиях совместной творческой деятельности, а также отношениями сотрудничества и сотворчества, которые находят свое выражение — неординарность, оригинальность, нешаблонность действий, направленных на получение конечного продукта и на достижение единства понимания целей совместной деятельности и путей их решения» (З.А. Гаврилова, Л.В. Байбородова).
2. Воспитательный потенциал православной педагогики
(В.В. Зеньковский, К.Д. Ушинский, Л.В. Сурова, Е.Н. Бородина) в развитии у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия заложен в принципе христоцентричности, в добродетельных примерах из жизни святых, Священном Писании, в изобразительном искусстве, духовной красоте православных праздников и направлен на развитие нравственных качеств детей, и который определяет тематику художественного творчества.
3. Педагогические условия, заключенные в организации педагогической среды для развития у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы.
4. Разработана программа занятий «Образ православных праздников в коллективном творчестве детей» по развитию у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы, методической основой которой легла педагогическая технология коллективного творческого дела (КТД), разработанная И.П. Ивановым.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 148
страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы,
включающего 98 источников, 1 приложения.
Проблема развития умений художественно-творческого взаимодействия подростков актуальна, исследование этой проблемы посвящен значительный круг психолого-педагогических исследований, диссертационных исследований, нормативно-правовых и правительственных документов, актуальность исследования подчеркивается в законах и концепциях:
- «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,
- Закон «Об образовании РФ» от 2012 г.
- Стратегия развития воспитания на период 2020 г.
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1. Анализ научной литературе по педагогике, психологии, философии, социологии, культурологии, теории образования, позволил уточнить содержание понятия «художественно-творческое взаимодействие», как вид педагогического взаимодействия, который характеризует особый тип связи учащихся и преподавателей в специфических условиях совместной творческой деятельности, а также отношениями сотрудничества и сотворчества, которые находят свое выражение — неординарность, оригинальность, нешаблонность действий, направленных на получение конечного продукта и на достижение единства понимания целей совместной деятельности и путей их решения» (З.А. Гаврилова, Л.В. Байбородова).
Нами было выявлено, что психологические основания развития духовности и нравственности в человеке обнаруживается в душевно-когнитивной, ценностно-смысловой (Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, Ф.Е. Василюк) и деятельностно-волевой (В.П. Зинченко) сферах человека. Такой подход позволяет при определении критериев и показателей развития умений художественно-творческого взаимодействия младших школьников выделить (по классификации Е.А. Мухиной, А.В. Чероковой), единство следующих четырех критериев и их показателей:
когнитивный и его показатель, включающий мировоззренческие и художественные знания в области изобразительного искусства и Православной культуры;
- регулятивно-коммуникативный и его показатель наличие навыков коммуникативного общения и творческого взаимодействия;
- художественно-творческий и его показатель наличие художественных способностей и практических навыков изобразительной деятельности (совместной и индивидуальной);
- духовно-нравственный и его показатель осознание духовно-нравственной основы художественно-творческого взаимодействия, наличие духовно-нравственных качеств, способствующих гармонизации отношений в процессе художественно-творческого взаимодействия.
2. Потенциал православной педагогики (Н.И. Ильминский, Н.И. Пирогов, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский К.Д. Ушинский, Ф. Успенский) в развитии у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия заложен в принципе христоцентричности в добродетельных примерах из жизни святых, Священном Писании, в изобразительном искусстве, духовной красоте православных праздников и направлен на развитие нравственных качеств детей, и который определяет тематику художественного творчества.
Особенность художественно-творческого взаимодействия в православном учении, способствующему развитию нравственных качеств (умение слушать, умение уступать, умение прийти на помощь, умение сопереживать, терпеливое и внимательное отношение друг к другу, миролюбие, отсутствие лидерского превозношения и др.), которые способствуют художественно-творческому взаимодействию.
3. Педагогические условия - это совокупность (С.П. Акутина) трёх групп условий (организационных, информационных, личностных), которые создают наиболее благоприятную среду для развития у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы. Педагогические условия развития у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы выстраиваются в рамках двух методологических подходов: аксиологического и культурологического.
Разновозрастная группа воскресной школы относится к личностным педагогическим условиям. Разновозрастная группа младших школьников способствует созданию атмосферы для взаимоотношений между детьми разного возраста, индивидуализации личности ребенка, даёт опыт, важный для взаимодействия и дальнейшей социализации в обществе, создаёт наиболее узкое взаимодействие возрастов и является естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений.
4. Проведена педагогическая диагностика на констатирующем и итоговом этапе опытно-поисковой работы. Диагностика на констатирующем этапе работы выявила средний уровень развития у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия и показала, что младшие школьники затрудняются в определении духовно-нравственных ценностей, таких как честь, совесть, долг, достоинство, смирение, милосердие и как следствие, выстраивают межличностные коммуникации, основанные на собственном индивидуалистическом «Я».
Результаты диагностик итогового этапа опытно-поисковой работы показали, что средний уровень повысился и вырос высокий уровень. Можно констатировать, что на констатирующем этапе, те младшие школьники, которые показали средний уровень развития умений художественно-творческого взаимодействия, на заключительном этапе показали высокий уровень результатов, это были те младшие школьники, которые выражали активную позицию в процессе художественно-творческого взаимодействия, исполняли руководящую роль в процессе коллективной творческой деятельности.
5. В процессе опытно-поисковой работы была разработана и проведена программа занятий «Образ православных праздников в коллективном творчестве детей», направленная на развитие у младших школьников умений художественно-творческого взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы. Методической основой программы занятий «Образ православных праздников в коллективном творчестве детей» легла педагогическая технология коллективного творческого дела (КТД), разработанная И.П. Ивановым. Воспитательный потенциал православной педагогики через программу занятий дает возможность, проявиться христианской духовно-нравственной позиции всех субъектов воспитательного процесса, благодаря чему активизируется осмысление школьниками актуальных жизненных проблем, связанных с выстраиванием гармоничных отношений в семье, классе, группе, основанных на христианских ценностях.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтвердили выдвинутую гипотезу. Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.
Выполненное исследование не исчерпывает полностью решение поставленной проблемы. Перспективные направления продолжения начатой работы видятся в создании системы развития творческого взаимодействия в условиях воскресной школы при тесном взаимодействии педагогов, младших школьников, родителей, священнослужителей, в управлении качеством этого взаимодействия в поиске новых возможных педагогических условий в направлении духовно-нравственного развития младших школьников и формированию христианских духовно-нравственных ценностей.
1. Абраменкова, В. В. Сорадость и сопереживание в детской картине мира [Текст] / В. В. Абраменкова - М. : Просвещение , 1999. - 70 с.
2. Акутина, С. П. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно - нравственных ценностей у подростков [Текст] / С.П. Акутина // Образование и общество. - 2009. - №1. - С. 56-59.
3. Андреев, В. И. Педагогика учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. - М. : Просвещение, 2006. - 460 с.
4. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
5. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Андриенко, В. А. Сластенин; под ред. В. А. Сластенина - 3-е издание. - М. : Академия, 2004. - 345 с.
6. Безруков, В. С. Становление православной педагогики: науковедческий аспект [Текст] / В.С. Безруков // Просветитель. - 2009. -№4. - С. 43-47.
7. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) [Текст] / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко // УГПУ; РГ1111У. - Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2005. - 298 с.
8. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект [Текст] / В. А. Беликов. - М. : Владос, 2004. - 357 с.
9. Библер, В. С. Мышление как творчество [Текст] / В. С. Библер. - М. : Просвещение, 1975. - 345 с.
10. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная проблема творчества. [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 430 с.
11. Божович, Л. И. Избранные психологические труды [Текст] / Л. И. Божович // Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Просвещение , 2008. - С. 109-112.
12. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1975. - 254с.
13. Боно де Э. Гениально! Инструменты решения креативных задач. [Текст] / Боно де Э. - М., 2015. - 147 с.
14. Бородина, Е.Н. Воспитательный потенциал православной педагогики [Текст] / Е.Н. Бородина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 12-16
15. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] / А.В Брушлинский - М.: Просвещение, 1998. - 350 с.
...