ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО¬
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность понятия «нравственно-патриотическое воспитание» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности нравственно-патриотического воспитания младших школьников 17
1.3. Проектная деятельность младших школьников как средство
нравственно-патриотического воспитания 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННО¬
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Диагностика нравственно-патриотической воспитанности младших
школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы ... 31
2.2. Содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию
младших школьников в проектной деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
Согласно документу «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», приоритетной задачей современной образовательной политики, является воспитание молодого поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к мирному созиданию и защите Родины. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы и президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание
гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [43]. Вышеперечисленные качества формируются с периода детства.
Младший школьный возраст является важным возрастом в становлении личности человека. Перед педагогами стоит задача подготовки ответственного гражданина, патриота и семьянина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами семьи, общества и государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Сложность сегодняшнего воспитания - как отмечают многие исследователи - в размытости нравственных ориентиров. Результатом становится то, что у детей искажаются представления о патриотизме, семейных ценностях. В связи с обозначенной проблемой нравственно-патриотическое воспитание детей, начиная с периода детства, является одним из «важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений» [39, с.49].
Метод проектов является эффективным средством нравственно-патриотического воспитания младших школьников. Проектная деятельность позволяет формировать активную жизненную позицию, такие нравственные качества - самостоятельность, инициативность, ответственность, сознательность. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, обеспечивает межпредметную связь. Способствует развитию критического мышления, фантазии, коммуника-тивных навыков. Позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых (педагогов и родителей), которая выстраивается, прежде всего, на нравственных законах. Необходимо отметить, что работа над проектом дает возможность задействовать в процессе обучения не только интеллект, опыт и сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые и нравственные качества. Все это является неотъемлемой частью процесса нравственно-патриотического воспитания.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по нравственно-патриотическому воспитанию младших школьников в проектной деятельности и недостаточного методического обеспечения организации данного процесса.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в проектной деятельности».
Объектом исследования является процесс нравственно-патриотического воспитания младших школьников.
Предметом исследования является комплекс занятий по проектной деятельности направленный на нравственно-патриотическое воспитание младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать разработать и провести комплекс занятий по проектной деятельности направленный на нравственно-патриотическое воспитание младших школьников.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «нравственно-патриотическое воспитание»;
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности нравственно-патриотического воспитания младших школьников;
3. Рассмотреть возможности проектной деятельности в процессе нравственно-патриотического воспитания младших школьников;
4. В ходе опытно-поисковой работы разработать и провести комплекс занятий по проектной деятельности направленный на нравственно-патриотическое воспитание младших школьников.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи русской философской и педагогической мысли о развитии нравственной сферы личности (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой,
A. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); теоретические положения о роли семейного воспитания в формировании личности ребенка (И.А. Ильин, Д.С. Лихачёв, Г.К. Селевко), о взаимодействии семьи и образовательной организации в нравственно-патриотическом воспитании детей (И.В. Метлик, Н.В. Микляева, Е.Н. Бородина, А.Б. Теплова), положения аксиологического подхода к развитию личности (Е.В. Бондаревская, А.Д. Леонтьев, B. А. Сластенин, и др.); положения о воспитательном потенциале проектной деятельности (М.А. Ступницкая, Е.С. Полат, Н.В. Иванова, Е.Б. Новикова).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Также следует отметить практическую значимость продукта проектной деятельности, который также может использоваться на практике или организации досуговой деятельности.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждения Гимназия №5 г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе приняло участие 20 обучающихся 4 «Д» класса.
Опытно-поисковая работа по нравственно-патриотическому воспитанию осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме нравственно-патриотического воспитания младших школьников; определялись психолого¬педагогические особенности младших школьников, выявлялся потенциал проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня нравственно-патриотической воспитанности младших школьников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня нравственно-патриотической воспитанности младших школьников, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев нравственно-патриотического воспитания младших школьников, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В современных условиях, когда остро стоит проблема размытости нравственных ориентиров подрастающего поколения, одним из центральных направлений работы является нравственно-патриотическое воспитание. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств, в том числе патриотизма, и роль начальной школы в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна. Теоретический анализ литературы таких ученых, как И.А. Ильин, Д.С. Лихачёв, Г.К. Селевко, И.В. Метлик, Н.В. Микляева, Е.Н. Бородина, А.Б. Теплова Е.В. Бондаревская, А.Д. Леонтьев, В.А. Сластенин, М.А. Ступницкая, Е.С. Полат, Н.В. Иванова, Е.Б. Новикова, и др., а также проведенное опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «нравственно-патриотическое воспитание», это процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства, результатом которого является сформированность у детей нравственно-патриотических ценностей на основе деятельностного проявления чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье, родному дому и краю (Е.Н. Бородина).
Опираясь на позиции ряда авторов, таких как С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова А.Н. Сорокин, Н.В. Полянскова и др., мы определяем нравственно-патриотическую воспитанность младших школьников в единстве трех критериев: образно-содержательного, проявляющегося в наличии представлений о родственных связях, истории, достижениях, культурных традициях своей семьи и народа, владении определенными понятиями и знанием произведений, в которых выражены нравственно - патриотические ценности; эмоционально-мотивационного, проявляющегося в эмоциональной отзывчивость на образы-носители нравственно-патриотических ценностей, сформированности интереса и желания поддерживать традиции своей семьи и народа; действенно-практического - в способности к пониманию, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных нравственно-патриотической позиции в продуктах творчества.
2. Мы выяснили, что младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение нравственных норм и правил поведения. Особенности восприятия и мышления младших школьников необходимо учитывать при формировании представлений о родственных связях, истории, достижениях, культурных традициях своей семьи и народа, знакомстве с определенными понятиями (образно¬содержательный критерий). Особенности эмоциональности младших школьников необходимо использовать в развитии эмоциональной отзывчивость на образы-носители нравственно-патриотических ценностей и при формировании интереса и желания поддерживать традиции своей семьи и народа (эмоционально-мотивационный критерий). Особенности отношений со сверстниками, авторитет значимого взрослого, способность к мышлению, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных нравственно-патриотической позиции в продуктах творчества (действенно-практический критерий) - все это необходимо учитывать при выборе тематики проектов.
3. Рассмотрев сущность метода проектов, его роль, можно сделать вывод, что проектная деятельность является эффективным средством нравственно-патриотического воспитания и личностного развития школьника. Работа над проектом дает возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, а и чувство, эмоции, волевые качества, оказывает содействие «погружению» в проектный материал нравственно-патриотической направленности. В проектной деятельности у обучающихся систематизируются нравственно-патриотические представления, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения.
4. В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан, с учетом психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста и задач нравственно-патриотического воспитания, и проведен комплекс занятий по проектной деятельности. В содержание комплекса занятий по проектной деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по семейной, культурно-обрядовой и военной тематике. Выбор содержания, форм и методов организации проектной деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей нравственно-патриотической воспитанности, что было выявлено в процессе опытно-поисковой работы и в результате анализа продуктов проектной деятельности младших школьников.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] : учеб. Для студентов вузов / Г.С. Абрамова. Екатеринбург : Деловая книга, 1999. 624 с.
2. Абрамовских, Н.В. К проблеме духовно-нравственного воспитания
младших школьников [Электронный ресурс] / Н.В. Абрамовских // Педагогическое образование в России. 2016. №5. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-duhovno-nravstvennogo- vospitaniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 23.01.2017).
3. Агаджанова, М.А. Современные настольные игры как инновационная
психолого-педагогическая технология профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов [Электронный ресурс] / М.А. Агаджанова // Воспитание и обучение детей младшего возраста : сб. мат. Ежегодной международной научно-практической конференции,
2016. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-nastolnye-
igry-kak-innovatsionnaya-psihologo-pedagogicheskaya-tehnologiya- profilaktiki-sindroma-emotsionalnogo (дата обращения: 19.10.2016).
4. Антонов, Ю.Е. Наследники Великой Победы [Текст] : сб. мат. по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников. Практическое пособие / Ю.Е. Антонов. М. :АРКТИ, 2010. 120 с.
5. Ахтырский, С.П. Содержательные и технологические аспекты
проектной деятельности в начальной школе [Электронный ресурс] / С.П. Ахтырский // Инновационная наука. 2015. №4-2. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelnye-i-tehnologicheskie-aspekty- proektnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 19.08.2016).
6. Бородина, Е.Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности [Электронный ресурс] / Е.Н. Бородина // Воспитание и обучение детей младшего возраста : сб. мат. Ежегодной международной научно-
практической конференции, 2016. №5. URL:
http://cyberlenmka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-i-patrioticheskoe- vospitanie-detey-v-period-detstva-v-hudozhestvenno-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 26.12.2016).
7. Бородина, Е.Н. Наследие [Текст] : метод. рекомендации по
нравственно-патриотическому воспитанию детей в
полихудожественной-игровой деятельности / Е.Н.Бородина.
Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2016. 140 с.
8. Бородина, Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е.Н. Бородина. Челябинск, 2016. 23 с.
9. Бородина, Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности [Текст] : моногр. / Е.Н. Бородина; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». Екатеринбург, 2015. 176 с.
10. Бэкон, Ф. Сочинения [Текст]. В 2-х т. Т. 2. / Ф. Бэкон. М. : Мысль, 1978. 582 с.
11. Валясэк, Б. Метод проектов как творческая работа педагога [Текст] / Б. Валясэк // Управление школой: прилож. к газете «Первое сентября», 2004. № 9. C. 12-15.
12. Власенко, И.Г. Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению «Я - гражданин России» [Текст] / И.Г. Власенко // Завуч начальной школы, 2011. №9. С. 44-56.
13. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]. В 4-х т. Т. 1. / В.И. Даль. М. : Русский язык, 2006. 699 с.
14. Дейзенгер, Т. Метод проектов как средство работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] / Т. Дейзенгер // maam.ru: сетевой журнал, 2016. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/metod-proektov-kak- sredstvo-v-rabote-s-detmi-po-nravstveno-patrioticheskomu-vospitaniyu-v- uslovijah-realizaci-fgos.html (дата обращения 13.12.2016).
15. Дыбина, О.В., Диагностика направленности ребенка на мир семьи [Текст] : учеб.- метод. пособие / О.В. Дыбина [и др.] ; под ред. О.В. Дыбиной. М. : Центр педагогического образования, 2009. 77 с.
...