ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЗИ СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ И САМООТНОШЕНИЯ
СУПРУГОВ 7
1.1 Характеристика проблемы самоотношения в зарубежной и
отечественной психологии 7
1.2 Понятие, функции и структура самоотношения 15
1.3 Соотношение понятий «конфликт», «конфликтная ситуация», «стиль
поведения в конфликтной ситуации» 21
1.4 Супружество как психологический феномен 32
Выводы по первой главе 47
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ И САМООТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ 49
2.1 Дизайн исследования 49
2.2 Обоснование выбора методов и методик 50
2.3 Описание выборки исследования 55
2.4 Анализ и интерпретация результатов исследования 56
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Актуальность исследования. Актуальностью настоящего
исследования является изучение острой проблемы общества на современном этапе времени - конфликтной ситуации в семье и самоотношение супругов. Важностью изучаемой темы послужило общее ухудшение психологической атмосферы и ростом дисфункциональности, а также конфликтности в значительной части семей, а вследствие и отрицательного отношения к себе супругов. Всё это, по мнению ученых (Обозова А.Н, Эйдемиллер Э.Г, Шнейдер Л.Б.) свидетельствуют о том, что семья переживает кризис и ей нужна помощь.
Семья как сложное образование долгие годы остаётся объектом внимания, потому как она занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Ее уникальность состоит в том, что, члены семьи, а именно супруги, самым тесным образом взаимодействуют на протяжении длительного периода, насчитывающего десятки лет, то есть на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе активного взаимодействия не могут не возникать споры, инциденты и конфликты.
Особо опасные конфликты приводят к разводам. К сожалению, в последние годы в России статистика разводов неумолимо превосходит показатели зарегистрированных браков. Одной из причин расторгнутых браков является неумение супругами конструктивно разрешать возникшие в семейной жизни противоречия. А это, в свою очередь, не способствует формированию позитивного самоотношения супругов, их адекватной личностной самооценки, необходимой для счастливой жизни и достижения успехов в деятельности. Это обусловлено рядом причин: в конфликтной семье закрепляется негативный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, возникают психотравмы. Психотравмы чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу выраженности, сильно воздействуют на личность и отношение этой личности к самой себе. Отношение личности к собственному Я играет важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения конфликтных ситуаций.
Цель исследования - изучение, выявление и описание связей стиля поведения в конфликтной ситуации и самоотношения супругов.
Объект исследования - самоотношение супругов.
Предмет исследования - стили поведения в конфликтной ситуации и самоотношение супругов.
Гипотеза исследования - гипотеза настоящего исследования состоит в предположении о том, что существует связь между самоотношением супругов и стилем их поведения в конфликтной ситуации.
Теоретико-методологическая основа. Теоретико-методологическую основу данной работы составили: концептуальная модель строения самоотношения В.В. Столина; теория самоотношения С.Р. Пантилеева; двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии К.Томаса и Р.Килмена; семейный системный подход: Алёшина Ю.Е, Гозман Л.Я.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблемами семейных отношений занимались: С.И. Голод, Л.Б. Шнейдер, Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова, Ю.Е. Алёшина, Л.Я. Гозман и другие. Супружескими конфликтами: С. Кратохвил, Н.В Малярова, В.А. Смехов В.А. Сысенко,
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. Общение в семье, эмоциональные и межличностные отношения: Ю.Е. Алёшина, А.И. Антонов, А.А. Бодалев, Л.Я. Гозман, А.А Кроник, Н.Н. Обозов, В Сатир и др. Проблему самоотношения рассматривали: С.Р. Пантилеев, А.В. Петровский, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, У. Джеймс, К. Роджерс, М. Розенберг и др. Связь брака и самоотношения затрагивал в своих взглядах К. Роджерс. Влияние самоотношения на процессы социального познания: И.И. Чеснокова, J.Hattie.
Проблемой нашего исследования является влияние в той или иной по своей силе и значимости различных факторов самоотношения на межличностные отношения человека, в частности на стиль поведения в конфликтной ситуации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические и эмпирические подходы к изучению связи стиля поведения в конфликтной ситуации и самоотношение супругов.
2. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме самоотношения.
3. На основе анализа научной литературы соотнести понятия «конфликт», «конфликтная ситуация» и «стиль поведения в конфликтной ситуации».
4. На эмпирическом уровне выявить и описать связи стилей поведения в конфликтных ситуациях и самоотношения супругов.
5. Осуществить анализ эмпирических данных, сделать выводы.
Методы исследования:
Для осуществления поставленных задач, использовались методы теоретические, практические и методы математической обработки данных.
• Теоретические методы (теоретический анализ и систематизация психологических сведений по теме исследования);
• Эмпирические методы: тестирование (Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»; Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтной ситуации» Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозмана, Е.М. Дубовской; Тест-опросник cамоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева);
• Методы математической обработки данных (Критерий U Манна- Уитни, параметрический критерий Пирсона).
Практическая база исследования. Детский сад комбинированного вида №26 «Сказка» г. Ирбит, а также супружеские пары города Екатеринбурга.
Практическая значимость исследования: результаты исследования в дальнейшем могут быть применены в работе практического психолога при консультировании супружеских пар, в семейной психотерапии, а также при разработке рекомендаций супругам, которые испытывают трудности во взаимодействии друг с другом. Также при разработке программ психологической деятельности, ориентированной на профилактику конфликтов и самоотношения супругов.
Таким образом, при выполнении выпускной квалификационной работы нам удалось достичь поставленной цели работы, что обеспечило изучение, выявление и описание связей стиля поведения в конфликтной ситуации и самоотношения супругов.
Изучение данной темы послужило общее ухудшение психологического климата части семей и ростом дисфункциональности супружеских отношений, а также не умение конструктивно разрешать возникающие противоречия, а вследствие и отрицательного отношения к себе супругов.
Теоретический анализ литературы по теме нашего исследования позволил нам сделать вывод, что проблемой самоотношения, в частности, в отечественной психологии занимались С.Р. Пантилеев, А.В. Петровский, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др., а в зарубежной - У. Джеймс, К. Роджерс, М. Розенберг. Проблему влияния самоотношения на процессы социализации исследовали И.И. Чеснокова и J. Hattie. Нашу методологическую основу составили следующие работы: концептуальная модель строения самоотношения В.В. Столина; теория самоотношения С.Р. Пантилеева; двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии К.Томаса и Р.Килмена; семейный системный подход: Алёшина Ю.Е, Гозман Л.Я. Согласно В.В. Столину, самоотношение состоит из следующих компонентов: самоуважение, аутосимпатия,
самоинтерес, которые интегрируются в общее чувство положительного или отрицательного отношения к себе личности. Суть теории С.Р. Пантилеева заключается в определении структурных образующих самоотношения, к которым он относит также самоуважение, аутосимпатию и самоуничижение (внутренняя конфликтность, самообвинение). Двухмерная модель Томаса- Килмена включает в себя 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание.
Системный подход к семье означает понимание того, что в ней все взаимосвязано, семья рассматривается как единое целое, единый психологический и биологический организм.
Для реализации нашего исследования нами была сформирована выборка, включающая в себя 54 супружеские пары среднего возраста, которую в дальнейшем, опираясь на методику К.Томаса «Стиль поведения в конфликте» поделили на 2 группы: конструктивно решающие конфликты (43 респондента) супруги и деструктивно (65 респондента).
Основные результаты исследования показали, что конструктивно разрешающие конфликт супруги более склонны анализировать себя, свои ценности и желания, чаще обращаются к своему внутреннему «Я». Такие люди довольны собой, адекватно оценивают себя и сложившуюся обстановку вокруг, а также для них важно сохранить отношения со своим значимым близким. Деструктивно решающей группе респондентов больше свойственны такие компоненты, как самопоследовательность и самопонимание, такие супруги чаще обращаются к своему внутреннему состоянию и руководствуются своим поведением - приспосабливаются, соперничают, либо уклоняются от конфликта. Последнее приводит к затяжному конфликту в супружеских отношениях, где основные потребности могут не удовлетворяться и впоследствии такой конфликт приведёт к неврозу.
Рассматривая уровень различия всех составляющих параметров у 2 групп, мы обнаружили следующие различия по показателям: интегральный показатель за или против себя, показатель самоуважения, аутосимпатии, ожидаемое отношение от других, самоинтерес, самоуверенность, самопринятие, саморуководство. А также обнаружили различия конфликтных сфер конструктивно решающих конфликт и деструктивно: проблемы отношений с родственниками и друзьями, проявление стремления к автономии, нарушение ролевых ожиданий, рассогласование норм 71
поведения, проявление доминирования одним из супругов и проявление ревности.
В ходе анализа полученных данных, мы обнаружили значимые связи внутри наших групп. У конструктивных выявлено несколько взаимосвязей:
- Взаимосвязь между стилем поведения «сотрудничество» и сферой конфликтности «ожидаемое отношение от других» обусловлена тем, что при данной стратегии поведения один из супругов рассчитывает не только на свои силы и возможности решения возникших противоречий, но и на силы того, с кем эти противоречия возникли (муж/жена).
- Для того чтобы прийти к наиболее удовлетворяющему решению, необходимо прислушаться к себе, осознать свои чувства и желания, свои нужды, а затем в конструктивной форме объяснить эти нужды и желания друг другу. Здесь мы можем наблюдать связь самопознания и сотрудничества, когда человек способен к осмыслению своего собственного Я, сознательному анализу себя, своих особенностей и эмоций, а затем склонен, координировано выстроить поведение со своим противоположным полом.
- Взаимосвязь наблюдается у такой стратегии поведения, как
«сотрудничество» и сфера конфликтности - «нарушение ролевых ожиданий». Данный факт может свидетельствовать о том, что в ходе разногласий супругов об ожидаемом выполнении роли мужа или жены, супруги в большей мере ищут решение проблемы вместе, стараются услышать друг друга, понять и принять точку зрения друг друга.
Рассмотрим корреляционные взаимосвязи у деструктивной группы респондентов:
- Существует связь стратегии поведения «избегание» и конфликтной сферы «проявление ревности». Разногласия, противоречия и затрагивание такого компонента супружеских отношений как ревность, склоняет человека использовать такой стиль поведения как избегание по нескольким причинам:
малая степень значимости для самого супруга данная тема разногласий; нежелание тратить на это время и силы для решения такой проблемы; чувство вины, неправоты, либо неуверенности.
- Обратную связь мы можем наблюдать между «соперничеством» и «проявлением доминирования». Возможно, оба супруга могут бороться за власть в супружеской жизни, за право управлять отношениями или брать на себя ответственность за решения серьезных вопросов. На этой почве происходит столкновение, а затем и соперничество: оба супруга настаивают на своём мнении, не считаются с мнением другого, не желают сотрудничать, что может привести к враждебности между супругами.
- Взаимосвязь «соперничества» и «саморуководства». Вероятно, неспособность к самодисциплине и неумение управлять своим поведением будут также затруднять контроль над эмоциональным поведением супругов, что будет проявляться как несдержанность, сложность в управлении своими эмоциями, словами и действиями.
По итогу нашего исследования можно проследить, что взаимосвязи стиля поведения с компонентами самоотношения внутри деструктивных групп во многом превышают взаимосвязи внутри конструктивных. Следовательно, опираясь на полученные данные, мы можем дать рекомендации супругам, а также практическому семейному психологу для профилактики конфликтности в супружеской паре, которые выбирают такие стили поведения в конфликте как «соперничество», «избегание» и «приспособление»: посетить возможные тренинги, например, «Умение совладать собой», «Бесконфликтное поведение», «Благоприятный климат в семье» и др. Порекомендовать посетить супружеские парные занятия по конструктивному разрешению конфликтов, развивая отдельные компоненты самоотношения. Научиться слушать и слышать своего супруга,
прислушиваться не только к своим, но и к его желаниям, к его точке зрения.
Овладевать навыками по достижению таких стилей поведения в конфликте
73
как «компромисс» и «сотрудничество». Конфликт полезен в тех случаях, когда приводит к развитию супружеских отношений и к душевному равновесию после поиска обоюдного решения, взаимного принятия точек зрения друг друга, а также самопринятия.
Таким образом, наша гипотеза о существовании связи между стилем поведения в конфликтной ситуации и самоотношением подтвердилась частично, поскольку наибольшее количество связей мы обнаружили в группе супругов, разрешающей конфликтную ситуацию деструктивно. В целях более глубокого изучения проблемы, существует необходимость в будущем увеличить число выборки для исследования супругов.
1. CoopersmitS. Teh antecendents of self-esteem.-N.Y.: Freeman, 1967.
2. Hattie, J. Self-Concept / J. Hattie. - Hillsdale: New Jersey Howe and London,1992. - 436 p
3. Rogers K.R., Dymond R.F. Psychotherapy and personality change. - Chicago, 1954.-344 p.
4. Wells L.E., Marwell G. Self-Esteem. - Its Conceptualization and Measurement. London, 1976.
5. Автор Буртовая Е.В. (сост.) Конфликтология. Учебное пособие. Год издания -2002.
6. Алексеева А.И. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. — Л., 1983.
7. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: спецпрактикум по социальной психологии. М., 1987.
8. Алешина Ю., Гозман Л., Дубовская Е. Характер взаимодействия супругов в конфликтной ситуации // Методы исследования межличностного восприятия. Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, В.С. Агеева. М., 1987.
9. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Мысль, 1993. - 175 с
10. Альперович В. Д., Гринькова Ю. Н. Влияние самоотношения личности на ее представления о Враге // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 10 (октябрь). - С. 96-100.
11. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для высших учебных заведений / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. - СПб.: Питер, 2008. - 496 с.
12. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.-422 с.
13. Боулдинг К.Э. Конфликт и защита: общая теория [Электронный ресурс]. Источник: http://sociologiya-m.ru/
14. Братусь Б.С, Павленко В.Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномалии развития // Вопросы психологии. -1986. -№ 4. - С. 146-154.
15. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 688с.: ил. - (Серия «Мастера психологии).
16. ВарламоваЕ.П., Степанов СЮ. Рефлексивные методы диагностики в системе образования // Вопросы психологии. -1997. - № 5. - С. 28-43.
17. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - № 4. С. 10 - 20
18. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2005. - 464 с.
19. Дмитриев А.В. Конфликтология/А.В. Дмитриев.: Альфра-М, 2009.- 336с.
20. Емельянов СМ. Практикум по конфликтологии. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2001. С. 94-95
21. Запрудский Ю.Г. Понятие социального конфликта. [Электронный ресурс] Источник: http: //www.i-u.ru/biblio/archive/unknown konflictions/5 .aspx
22. Здравомыслов А.Г. Определение социального
конфликта [Электронный ресурс]. Источник:
http: //fictionbook.ru/author/natalya grishina/psihologiya konflikta/read online.ht ml?page=2
23. Карнилова А.П. Диагностика регулятивной функции самосозна- ния//Психологических журнал. - 1995.-Т. 16. -№ 1.-С. 107-114.
24. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты/ Т.Н. Кильмашкина.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-287с.
25. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М: 2000. - 335 с.
26. КоновальчукИ.С. Развитие отношения к себе как субъекту учеб¬ной деятельности в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. ... канд. псих, наук: 19.00.07. -Киев, 1992. -25 с.
27. Красцова Н. Ф. Феномен ценностого сомоотношения в психологических исследованиях // Вестник ПГЛУ. 2008. № 2. С. 36—49.
28. Кратохвил С. Психология семейно-сексуальных дисгармоний. - М.: СФЕРА, 1998. - 256 с.
29. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний: Пер. с чешск. / Под ред. Г. С. Васильченко. - М.: Медицина, 1992. - 310 с.
30. Кудрявцев В.Н. Понятие конфликтной ситуации. [Электронный ресурс]. Источник: http://www.kursach.com/biblio/0009001/205.htm
31. Липкина А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. -М.: Просвещение, 1968. -142 с.
32. Пантилеев СР. Методика исследования самоотношения. - М.: Смысл, 1993.-32 с.
33. Пантилеев СР. Самоотношение как эмоционально-оценочная си¬стема. -М.: МГУ, 1991. - ПО с.
34. Пантилеев СР. Строение самоотношения как эмоционально-оце¬ночной системы: Дис.... канд. псих, наук: 19.00.01.-М., 1989.-202 с.
35. Психология самоотношения : учеб. пособие / А. М. Колышко. Гродно : ГрГУ, 2004. 102 с
36. Раусте фон Врихт Образ «Я» как подструктура личности / Проблемы психологии личности. -М, 2002.-С. 104-111.
37. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994.-480 с.
38. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: «Мецниереба», 1989. - 206 с.