СООТНОШЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
СООТНОШЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1 Теоретический анализ категории «креативность» в
психологической науке 6
1.2 Феноменология психологического благополучия личности в
зарубежной и отечественной психологии 14
1.3 Теоретический обзор исследований детерминант психологического
благополучия в юношеском возрасте 22
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КРЕАТИВНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Результаты эмпирического исследования показателей психологического благополучия и креативности в юношеском возрасте
(на примере выборки студентов) 28
2.3 Эмпирическое исследование соотношения показателей креативности и психологического благополучия в юношеском
возрасте 32
2.4 Методические рекомендации по созданию условий
психологического благополучия в юношеском возрасте 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ЛИТЕРАТУРА 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
СООТНОШЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1 Теоретический анализ категории «креативность» в
психологической науке 6
1.2 Феноменология психологического благополучия личности в
зарубежной и отечественной психологии 14
1.3 Теоретический обзор исследований детерминант психологического
благополучия в юношеском возрасте 22
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КРЕАТИВНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Результаты эмпирического исследования показателей психологического благополучия и креативности в юношеском возрасте
(на примере выборки студентов) 28
2.3 Эмпирическое исследование соотношения показателей креативности и психологического благополучия в юношеском
возрасте 32
2.4 Методические рекомендации по созданию условий
психологического благополучия в юношеском возрасте 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ЛИТЕРАТУРА 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Актуальность темы исследования. Современному обществу, переживающему период политической и экономической нестабильности, требуются психологически устойчивые, успешные и благополучные молодые люди, способные дивергентно мыслить и проявлять гибкость в адаптации. Одним из важнейших условий эффективности функционирования личности является психологическое благополучие. Исследования зарубежных (М.Чиксентмихайи, Н. Брэдберн, Э. Динером, К. Рифф) и отечественных (Д.А. Леонтьев, С.А. Водяха, И.В. Заусенко) ученых доказывают значимость компонентов психологического благополучия, таких как: самопринятие, личностный рост, автономия, позитивные отношения с окружающими, наличие жизненных целей. [8,9,15] Особый интерес в этой связи вызывают факторы, детерминирующие психологическое благополучие юношей и девушек. Ряд исследователей предполагают, что более психологически благополучные молодые люди являются высоко креативными.[8,9]
Креативность, творчество является не только одним из эффективных методов борьбы с негативными переживания, но и способом раскрытия творческого потенциала, условием успешной социально-психологической адаптации. Не стандартное-творческое мышление, является востребованным и необходимым нашему обществу. Проблема связи креативности и психологического благополучия, мало изучена и представляется актуальной. Внесение новых эмпирических исследований в имеющуюся базу, помогут взглянуть на проблему по-новому, внести эвристическую ценность в область исследования.
Проблема исследования состоит в противоречии потребности общества в психологическом благополучии молодых людей юношеского возраста, а также в определении факторов, детерминирующих психологическое благополучие юношей и девушек - с одной стороны, и наличием возможности эмпирического исследования данного феномена, а именно взаимосвязи креативности и психологического благополучия в юношеском возрасте - с другой.
Цель исследования: выявить и описать взаимосвязь креативности и психологического благополучия юношей и девушек.
Объект исследования: креативность и психологическое
благополучие юношей и девушек.
Предмет исследования: соотношение креативности и
психологического благополучия в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что между креативностью и психологическим благополучием в юношеском возрасте существует прямая положительная связь, то есть чем выше креативность личности, тем более выражен показатель психологического благополучия.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ категории «креативность» в психологической науке.
2. На теоретическом уровне описать феноменологию и психологического благополучия личности в зарубежной и отечественной психологии.
3. Провести теоретический анализ детерминант психологического благополучия в юношеском возрасте в трудах зарубежных и отечественных исследователей.
4. На эмпирическом уровне выявить и описать соотношение показателей психологического благополучия и креативности у юношей и девушек.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена гуманистическим подходом (А. Маслоу, К. Роджерс), основные положения теории позитивной психологии (М. Чиксентмихайи, М. Селигман, К. Рифф), положения о субъективном психологическом благополучии (Башкатов С. А., Заусенко И. В., Леонтьев А. Н., Шавленкова Т. Д., Шампионов Н. Е.).
Методы исследования: теоретический анализ, эмпирический
психодиагностический метод («Опросник достоинств личности» (М. Селигман, К. Питерсон); «Опросник творческой идентичности» В. Мацейчук, «Опросник психологического благополучия» С.А. Водяха;) методы математико-статистического анализа (описательная статистика, ранговая корреляция Спирмена).
Научная новизна исследования заключается в выделении значимых связей креативности и психологического благополучия.
Практическая значимость исследования состоит в том, что знание значимых положительных прямых связей между креативностью и психологическим благополучием повысит эффективность работы при психологическом консультировании, проведении тренингах личностного роста, позволит более эффективно повышать психологическое благополучие.
Креативность, творчество является не только одним из эффективных методов борьбы с негативными переживания, но и способом раскрытия творческого потенциала, условием успешной социально-психологической адаптации. Не стандартное-творческое мышление, является востребованным и необходимым нашему обществу. Проблема связи креативности и психологического благополучия, мало изучена и представляется актуальной. Внесение новых эмпирических исследований в имеющуюся базу, помогут взглянуть на проблему по-новому, внести эвристическую ценность в область исследования.
Проблема исследования состоит в противоречии потребности общества в психологическом благополучии молодых людей юношеского возраста, а также в определении факторов, детерминирующих психологическое благополучие юношей и девушек - с одной стороны, и наличием возможности эмпирического исследования данного феномена, а именно взаимосвязи креативности и психологического благополучия в юношеском возрасте - с другой.
Цель исследования: выявить и описать взаимосвязь креативности и психологического благополучия юношей и девушек.
Объект исследования: креативность и психологическое
благополучие юношей и девушек.
Предмет исследования: соотношение креативности и
психологического благополучия в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что между креативностью и психологическим благополучием в юношеском возрасте существует прямая положительная связь, то есть чем выше креативность личности, тем более выражен показатель психологического благополучия.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ категории «креативность» в психологической науке.
2. На теоретическом уровне описать феноменологию и психологического благополучия личности в зарубежной и отечественной психологии.
3. Провести теоретический анализ детерминант психологического благополучия в юношеском возрасте в трудах зарубежных и отечественных исследователей.
4. На эмпирическом уровне выявить и описать соотношение показателей психологического благополучия и креативности у юношей и девушек.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена гуманистическим подходом (А. Маслоу, К. Роджерс), основные положения теории позитивной психологии (М. Чиксентмихайи, М. Селигман, К. Рифф), положения о субъективном психологическом благополучии (Башкатов С. А., Заусенко И. В., Леонтьев А. Н., Шавленкова Т. Д., Шампионов Н. Е.).
Методы исследования: теоретический анализ, эмпирический
психодиагностический метод («Опросник достоинств личности» (М. Селигман, К. Питерсон); «Опросник творческой идентичности» В. Мацейчук, «Опросник психологического благополучия» С.А. Водяха;) методы математико-статистического анализа (описательная статистика, ранговая корреляция Спирмена).
Научная новизна исследования заключается в выделении значимых связей креативности и психологического благополучия.
Практическая значимость исследования состоит в том, что знание значимых положительных прямых связей между креативностью и психологическим благополучием повысит эффективность работы при психологическом консультировании, проведении тренингах личностного роста, позволит более эффективно повышать психологическое благополучие.
Проведенное теоретико-эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Проведенный теоретический анализ категории «креативность» в психологической науке свидетельствует о том, что этой теме посвящены работы как зарубежных (А. Маслоу, Ф. Баррон, Е. Торренс, Х. Гарднер), так и отечественных (Д. А. Леонтьев, С.А. Водяха, К. Роджерс, Е. В. Пыжьянова и В. Л. Марищук) ученых. Изучено, что креативность разные ученые понимают по-разному, например, А. Маслоу разделяет креативность таланта и креативность само актуализации. Последняя распространена более широко и тесно связана с личностью, проявляется в повседневной жизни не только в великих и очевидных продуктах творчества, но и многочисленными другими способами, например, в своеобразном чувстве юмора, склонности что-либо делать творчески, Х. Гейвин под креативностью подразумевает способность получать нужные результаты нестандартным способом. Результаты поведения творческих людей целесообразны и полезны. В. Н. Козленко рассматривает креативность как потребность в исследовательской деятельности, присущей каждому человеку от рождения и проявляется в рефлексе: «что с этим можно сделать?». С. И. Макшановым и Н. Ю. Хрящевой креативность определяется как способность к конструктивному и нестандартному мышлению и поведению, осознанию своего опыта и его развитию. Хрящева отмечает, что проявления креативности - это богатое воображение, чувство юмора, приверженность к у высоким эстетическим ценностям, умение детализировать образы проблемы. Существенные условия актуализации этой способности - самообладание и уверенность в себе. В понимании В. Г. Каменской и И. Е. Мельниковой креативность - это личностные способности творчески одаренного человека, которые связаны с созданием им новых материальных и идеальных продуктов.
Таким образом, понятие креативности бесконечно расширяется и вследствие этого размывается. Поэтому, говоря о креативности, следует обозначать, о какой креативности идет речь: как способности или как особенности личности. Иначе получается неразбериха - одни авторы говорят о креативности как когнитивном процессе, типе мышления, другие подразумевают под ней тип личности, третьи объединяют и тот и другой подход, не очень задумываясь, что есть истинная креативность, а что является лишь свойствами личности, способствующими проявлению креативности.
Креативности как общего свойства не существует, она определяется только по отношению к тому или иному материалу и базируется не на общем интеллекте, а на «парциальных» интеллектуальных факторах, таких как пространственный интеллект, вербальный интеллект, математический интеллект и пр.
2. Теоретический анализ зарубежной и отечественной научной литературы позволил нам описать феноменологию психологического благополучия личности. Так, в зарубежной психологии этой теме посвящены работы (Н. Бредберн, Э. Динера, К. Рифф, К. Роджерс, Г. Олпорт). Зарубежные ученые рассматривают психологическое благополучие, так Н. Бредберн ввел понятие «психологическое благополучие» и отождествляет его с личностным чувством счастья и общей удовлетворенностью жизнью. Э. Динер понимает психологическое благополучие как «субъективное благополучие» состоящие из трёх компонентов: удовлетворение, принятие и не принятие эмоций. Кэрол Риф определяла психологическое благополучие как баланс между позитивными и негативными аффектами. В отечественной психологии данная тема раскрывается в работах (Д. А. Леонтьев. А. В. Ворониной, С. А. Водяха, И. В. Заусенко). Несмотря на достаточно недавний интерес к теме психологического благополучия личности, отечественные ученые рассмотрели предикторы психологического благополучия студентов (С. А. Водяха), личностные детерминанты психологического благополучия педагога (И. В. Заусенко), взаимосвязь адаптационного потенциала личности и психологического благополучия в юношеском возрасте (А. А. Замятина), определяющие факторы психологического благополучия студентов (Е.Ю. Григоренко). Мы опираемся на концепцию М. Селигмана и под психологическим благополучием человека понимаем положительную аффективность, сочетающаяся с деятельностью.
3. Проведенный теоретический анализ детерминант психологического благополучия в юношеском возрасте в трудах зарубежных и отечественных исследователей свидетельствует о том, что развитие психологического благополучия личности обуславливается защитными механизмами психики, попытками защитить психику от внешних стрессогенных факторов, а также направленностью защитных механизмов психики на сохранение баланса психического состояния личности, для возможности дальнейшего ее развития. А также в будущем для более эффективного совладения и преодолением кризисных состояний личности, а также эффективном преодолении проблемных ситуаций жизни человека.
4. Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют утверждать, что существует соотношение между и конструктами психологического благополучия, как непредубежденность, любовь к познанию, смелость, любознательность, постоянство, жизнерадостность, смирение, понимание, юмор и сделать вывод о том, что креативы склонны в большей степени испытывать положительные эмоции, иметь более высокую мотивационную вовлеченность, способность позитивно самореализоваться, имеют жизненную философию, и у них позитивные межличностные отношения.
По результатам проведенного исследования нам предоставляется возможным заключить, что выдвинутая нами гипотеза о том, что между креативностью и психологическим благополучием в юношеском возрасте существует прямая положительная связь, то есть чем выше креативность личности, тем более выражен показатель психологического благополучия. Задачи исследования были решены, цель - достигнута.
1. Проведенный теоретический анализ категории «креативность» в психологической науке свидетельствует о том, что этой теме посвящены работы как зарубежных (А. Маслоу, Ф. Баррон, Е. Торренс, Х. Гарднер), так и отечественных (Д. А. Леонтьев, С.А. Водяха, К. Роджерс, Е. В. Пыжьянова и В. Л. Марищук) ученых. Изучено, что креативность разные ученые понимают по-разному, например, А. Маслоу разделяет креативность таланта и креативность само актуализации. Последняя распространена более широко и тесно связана с личностью, проявляется в повседневной жизни не только в великих и очевидных продуктах творчества, но и многочисленными другими способами, например, в своеобразном чувстве юмора, склонности что-либо делать творчески, Х. Гейвин под креативностью подразумевает способность получать нужные результаты нестандартным способом. Результаты поведения творческих людей целесообразны и полезны. В. Н. Козленко рассматривает креативность как потребность в исследовательской деятельности, присущей каждому человеку от рождения и проявляется в рефлексе: «что с этим можно сделать?». С. И. Макшановым и Н. Ю. Хрящевой креативность определяется как способность к конструктивному и нестандартному мышлению и поведению, осознанию своего опыта и его развитию. Хрящева отмечает, что проявления креативности - это богатое воображение, чувство юмора, приверженность к у высоким эстетическим ценностям, умение детализировать образы проблемы. Существенные условия актуализации этой способности - самообладание и уверенность в себе. В понимании В. Г. Каменской и И. Е. Мельниковой креативность - это личностные способности творчески одаренного человека, которые связаны с созданием им новых материальных и идеальных продуктов.
Таким образом, понятие креативности бесконечно расширяется и вследствие этого размывается. Поэтому, говоря о креативности, следует обозначать, о какой креативности идет речь: как способности или как особенности личности. Иначе получается неразбериха - одни авторы говорят о креативности как когнитивном процессе, типе мышления, другие подразумевают под ней тип личности, третьи объединяют и тот и другой подход, не очень задумываясь, что есть истинная креативность, а что является лишь свойствами личности, способствующими проявлению креативности.
Креативности как общего свойства не существует, она определяется только по отношению к тому или иному материалу и базируется не на общем интеллекте, а на «парциальных» интеллектуальных факторах, таких как пространственный интеллект, вербальный интеллект, математический интеллект и пр.
2. Теоретический анализ зарубежной и отечественной научной литературы позволил нам описать феноменологию психологического благополучия личности. Так, в зарубежной психологии этой теме посвящены работы (Н. Бредберн, Э. Динера, К. Рифф, К. Роджерс, Г. Олпорт). Зарубежные ученые рассматривают психологическое благополучие, так Н. Бредберн ввел понятие «психологическое благополучие» и отождествляет его с личностным чувством счастья и общей удовлетворенностью жизнью. Э. Динер понимает психологическое благополучие как «субъективное благополучие» состоящие из трёх компонентов: удовлетворение, принятие и не принятие эмоций. Кэрол Риф определяла психологическое благополучие как баланс между позитивными и негативными аффектами. В отечественной психологии данная тема раскрывается в работах (Д. А. Леонтьев. А. В. Ворониной, С. А. Водяха, И. В. Заусенко). Несмотря на достаточно недавний интерес к теме психологического благополучия личности, отечественные ученые рассмотрели предикторы психологического благополучия студентов (С. А. Водяха), личностные детерминанты психологического благополучия педагога (И. В. Заусенко), взаимосвязь адаптационного потенциала личности и психологического благополучия в юношеском возрасте (А. А. Замятина), определяющие факторы психологического благополучия студентов (Е.Ю. Григоренко). Мы опираемся на концепцию М. Селигмана и под психологическим благополучием человека понимаем положительную аффективность, сочетающаяся с деятельностью.
3. Проведенный теоретический анализ детерминант психологического благополучия в юношеском возрасте в трудах зарубежных и отечественных исследователей свидетельствует о том, что развитие психологического благополучия личности обуславливается защитными механизмами психики, попытками защитить психику от внешних стрессогенных факторов, а также направленностью защитных механизмов психики на сохранение баланса психического состояния личности, для возможности дальнейшего ее развития. А также в будущем для более эффективного совладения и преодолением кризисных состояний личности, а также эффективном преодолении проблемных ситуаций жизни человека.
4. Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют утверждать, что существует соотношение между и конструктами психологического благополучия, как непредубежденность, любовь к познанию, смелость, любознательность, постоянство, жизнерадостность, смирение, понимание, юмор и сделать вывод о том, что креативы склонны в большей степени испытывать положительные эмоции, иметь более высокую мотивационную вовлеченность, способность позитивно самореализоваться, имеют жизненную философию, и у них позитивные межличностные отношения.
По результатам проведенного исследования нам предоставляется возможным заключить, что выдвинутая нами гипотеза о том, что между креативностью и психологическим благополучием в юношеском возрасте существует прямая положительная связь, то есть чем выше креативность личности, тем более выражен показатель психологического благополучия. Задачи исследования были решены, цель - достигнута.



