Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СООТНОШЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №99242

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы48
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
202
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
СООТНОШЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1 Теоретический анализ категории «креативность» в
психологической науке 6
1.2 Феноменология психологического благополучия личности в
зарубежной и отечественной психологии 14
1.3 Теоретический обзор исследований детерминант психологического
благополучия в юношеском возрасте 22
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КРЕАТИВНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Результаты эмпирического исследования показателей психологического благополучия и креативности в юношеском возрасте
(на примере выборки студентов) 28
2.3 Эмпирическое исследование соотношения показателей креативности и психологического благополучия в юношеском
возрасте 32
2.4 Методические рекомендации по созданию условий
психологического благополучия в юношеском возрасте 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ЛИТЕРАТУРА 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 47


Актуальность темы исследования. Современному обществу, переживающему период политической и экономической нестабильности, требуются психологически устойчивые, успешные и благополучные молодые люди, способные дивергентно мыслить и проявлять гибкость в адаптации. Одним из важнейших условий эффективности функционирования личности является психологическое благополучие. Исследования зарубежных (М.Чиксентмихайи, Н. Брэдберн, Э. Динером, К. Рифф) и отечественных (Д.А. Леонтьев, С.А. Водяха, И.В. Заусенко) ученых доказывают значимость компонентов психологического благополучия, таких как: самопринятие, личностный рост, автономия, позитивные отношения с окружающими, наличие жизненных целей. [8,9,15] Особый интерес в этой связи вызывают факторы, детерминирующие психологическое благополучие юношей и девушек. Ряд исследователей предполагают, что более психологически благополучные молодые люди являются высоко креативными.[8,9]
Креативность, творчество является не только одним из эффективных методов борьбы с негативными переживания, но и способом раскрытия творческого потенциала, условием успешной социально-психологической адаптации. Не стандартное-творческое мышление, является востребованным и необходимым нашему обществу. Проблема связи креативности и психологического благополучия, мало изучена и представляется актуальной. Внесение новых эмпирических исследований в имеющуюся базу, помогут взглянуть на проблему по-новому, внести эвристическую ценность в область исследования.
Проблема исследования состоит в противоречии потребности общества в психологическом благополучии молодых людей юношеского возраста, а также в определении факторов, детерминирующих психологическое благополучие юношей и девушек - с одной стороны, и наличием возможности эмпирического исследования данного феномена, а именно взаимосвязи креативности и психологического благополучия в юношеском возрасте - с другой.
Цель исследования: выявить и описать взаимосвязь креативности и психологического благополучия юношей и девушек.
Объект исследования: креативность и психологическое
благополучие юношей и девушек.
Предмет исследования: соотношение креативности и
психологического благополучия в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что между креативностью и психологическим благополучием в юношеском возрасте существует прямая положительная связь, то есть чем выше креативность личности, тем более выражен показатель психологического благополучия.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ категории «креативность» в психологической науке.
2. На теоретическом уровне описать феноменологию и психологического благополучия личности в зарубежной и отечественной психологии.
3. Провести теоретический анализ детерминант психологического благополучия в юношеском возрасте в трудах зарубежных и отечественных исследователей.
4. На эмпирическом уровне выявить и описать соотношение показателей психологического благополучия и креативности у юношей и девушек.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена гуманистическим подходом (А. Маслоу, К. Роджерс), основные положения теории позитивной психологии (М. Чиксентмихайи, М. Селигман, К. Рифф), положения о субъективном психологическом благополучии (Башкатов С. А., Заусенко И. В., Леонтьев А. Н., Шавленкова Т. Д., Шампионов Н. Е.).
Методы исследования: теоретический анализ, эмпирический
психодиагностический метод («Опросник достоинств личности» (М. Селигман, К. Питерсон); «Опросник творческой идентичности» В. Мацейчук, «Опросник психологического благополучия» С.А. Водяха;) методы математико-статистического анализа (описательная статистика, ранговая корреляция Спирмена).
Научная новизна исследования заключается в выделении значимых связей креативности и психологического благополучия.
Практическая значимость исследования состоит в том, что знание значимых положительных прямых связей между креативностью и психологическим благополучием повысит эффективность работы при психологическом консультировании, проведении тренингах личностного роста, позволит более эффективно повышать психологическое благополучие.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретико-эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Проведенный теоретический анализ категории «креативность» в психологической науке свидетельствует о том, что этой теме посвящены работы как зарубежных (А. Маслоу, Ф. Баррон, Е. Торренс, Х. Гарднер), так и отечественных (Д. А. Леонтьев, С.А. Водяха, К. Роджерс, Е. В. Пыжьянова и В. Л. Марищук) ученых. Изучено, что креативность разные ученые понимают по-разному, например, А. Маслоу разделяет креативность таланта и креативность само актуализации. Последняя распространена более широко и тесно связана с личностью, проявляется в повседневной жизни не только в великих и очевидных продуктах творчества, но и многочисленными другими способами, например, в своеобразном чувстве юмора, склонности что-либо делать творчески, Х. Гейвин под креативностью подразумевает способность получать нужные результаты нестандартным способом. Результаты поведения творческих людей целесообразны и полезны. В. Н. Козленко рассматривает креативность как потребность в исследовательской деятельности, присущей каждому человеку от рождения и проявляется в рефлексе: «что с этим можно сделать?». С. И. Макшановым и Н. Ю. Хрящевой креативность определяется как способность к конструктивному и нестандартному мышлению и поведению, осознанию своего опыта и его развитию. Хрящева отмечает, что проявления креативности - это богатое воображение, чувство юмора, приверженность к у высоким эстетическим ценностям, умение детализировать образы проблемы. Существенные условия актуализации этой способности - самообладание и уверенность в себе. В понимании В. Г. Каменской и И. Е. Мельниковой креативность - это личностные способности творчески одаренного человека, которые связаны с созданием им новых материальных и идеальных продуктов.
Таким образом, понятие креативности бесконечно расширяется и вследствие этого размывается. Поэтому, говоря о креативности, следует обозначать, о какой креативности идет речь: как способности или как особенности личности. Иначе получается неразбериха - одни авторы говорят о креативности как когнитивном процессе, типе мышления, другие подразумевают под ней тип личности, третьи объединяют и тот и другой подход, не очень задумываясь, что есть истинная креативность, а что является лишь свойствами личности, способствующими проявлению креативности.
Креативности как общего свойства не существует, она определяется только по отношению к тому или иному материалу и базируется не на общем интеллекте, а на «парциальных» интеллектуальных факторах, таких как пространственный интеллект, вербальный интеллект, математический интеллект и пр.
2. Теоретический анализ зарубежной и отечественной научной литературы позволил нам описать феноменологию психологического благополучия личности. Так, в зарубежной психологии этой теме посвящены работы (Н. Бредберн, Э. Динера, К. Рифф, К. Роджерс, Г. Олпорт). Зарубежные ученые рассматривают психологическое благополучие, так Н. Бредберн ввел понятие «психологическое благополучие» и отождествляет его с личностным чувством счастья и общей удовлетворенностью жизнью. Э. Динер понимает психологическое благополучие как «субъективное благополучие» состоящие из трёх компонентов: удовлетворение, принятие и не принятие эмоций. Кэрол Риф определяла психологическое благополучие как баланс между позитивными и негативными аффектами. В отечественной психологии данная тема раскрывается в работах (Д. А. Леонтьев. А. В. Ворониной, С. А. Водяха, И. В. Заусенко). Несмотря на достаточно недавний интерес к теме психологического благополучия личности, отечественные ученые рассмотрели предикторы психологического благополучия студентов (С. А. Водяха), личностные детерминанты психологического благополучия педагога (И. В. Заусенко), взаимосвязь адаптационного потенциала личности и психологического благополучия в юношеском возрасте (А. А. Замятина), определяющие факторы психологического благополучия студентов (Е.Ю. Григоренко). Мы опираемся на концепцию М. Селигмана и под психологическим благополучием человека понимаем положительную аффективность, сочетающаяся с деятельностью.
3. Проведенный теоретический анализ детерминант психологического благополучия в юношеском возрасте в трудах зарубежных и отечественных исследователей свидетельствует о том, что развитие психологического благополучия личности обуславливается защитными механизмами психики, попытками защитить психику от внешних стрессогенных факторов, а также направленностью защитных механизмов психики на сохранение баланса психического состояния личности, для возможности дальнейшего ее развития. А также в будущем для более эффективного совладения и преодолением кризисных состояний личности, а также эффективном преодолении проблемных ситуаций жизни человека.
4. Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют утверждать, что существует соотношение между и конструктами психологического благополучия, как непредубежденность, любовь к познанию, смелость, любознательность, постоянство, жизнерадостность, смирение, понимание, юмор и сделать вывод о том, что креативы склонны в большей степени испытывать положительные эмоции, иметь более высокую мотивационную вовлеченность, способность позитивно самореализоваться, имеют жизненную философию, и у них позитивные межличностные отношения.
По результатам проведенного исследования нам предоставляется возможным заключить, что выдвинутая нами гипотеза о том, что между креативностью и психологическим благополучием в юношеском возрасте существует прямая положительная связь, то есть чем выше креативность личности, тем более выражен показатель психологического благополучия. Задачи исследования были решены, цель - достигнута.



1) http://www.vesti.ru Доклад «О мировом счастье» ООН [Электронный ресурс].
2) Батурин Н.А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н.А. Батурин, С.А. Башкатов, Н.В. Гафарова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». -2013. -№ 4. -Т.6. -С. 4-14.
3) Бессонова, Ю. В. О структуре психологического благополучия // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей / сост. Ю. В. Братчикова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - С. 30¬36.
4) Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]: Словари и энциклопедии на Академике. - Режим доступа: http://psychology.academic.ru/.
5) Бочарова, Е.Е. Психология субъективного благополучия молодежи [Текст]/ Е.Е. Бочарова - Саратов: Изд-во СГУ, 2012. - 200 с.
6) Брэдбурн, Н. Структура психологического благополучия / Н. Брэдбурн. - Ярославль : Инфа, 2015. - 130 с.
7) Васильева, О. С. Осознание смысла жизни как средство профилактики суицидального поведения подростков / О. С. Васильева, И. Е. Андрущенко // Журнал практического психолога. - 2012. - № 10. -C. 103-107; № 11. - С. 25-36.
8) Водяха С.А. Креативность старшеклассников как предиктор психологического благополучия в школе // Педагогическое образование в России. 2015. № 6.- с. 91 - 95.
9) Водяха, С.А. Предикторы психологического благополучия студентов [Текст] / С.А. Водяха // Педагогическое образование в России. - 2013. -№ 1. -С.70-74.
10) Воронина, А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы / А. В. Воронина. - Томск: ТГУ, 2014. - 202 с.
11) Вяткин Б.А., Давыдова Е.С., Забелина Е.В. Ведущая активность как фактор преодоления личностной беспомощности в образовательном процессе (на материале изучения поведения младших школьников и подростков). //Образование и наука. 2014. №6. - с. 77-94. DOI:10.17853/1994-5639-2014-6-77-94
12) Глазунова О. И. О творчестве и креативности // Нева. 2014. № 2. С. 188-194.
13) Джидарьян, И.А. Психология счастья и оптимизма[Текст] / И.А. Джидарьян. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,
2013. - 268 с.
14) Замятина, А. А. Проблема взаимосвязи адаптационного потенциала личности и психологического благополучия / А. А. Замятина // Гуманитарные исследования. - 2015. - № 1(53). - С. 99-104.
15) Заусенко И.В. Личностные детерминанты
психологического благополучия педагога: автореф. дис. ... кандидата психологических наук. - Екатеринбург, 2012. - 24 с.
16) Идобаева, О. А. Психолого-педагогическая модель
формирования психологического благополучия личности [Электронный ресурс]: дис. ...докт. психол. наук: 19.00.07 / Идобаева Ольга Афанасьевна. -Москва, 2013. - Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont.
17) Идобаева, О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности [Текст]. Автореф. дис. . доктора психологических наук. - М., 2013.
18) Козлов В. В. Ресурсные состояния личности и продуктивность деятельности. Институт интегративной психологии профессионального развития [Электронный ресурс] http: //www.inte gratio.ru/article/038. htm.
19) Козьмина, Л.Б. Взаимосвязь образа «телесного Я» и психологического благополучия личности [Текст] / Л.Б. Козьмина, Е.С. Ворошилова // Актуальные проблемы права, экономики и управления: материалы науч.-практ. конф. - Иркутск: РИО САПЭУ, 2012. - Вып. VIII. - С. 294-297.
20) Козьмина, Л.Б. Динамика психологического благополучия студентов - психологов в период обучения в вузе [Текст] / Л.Б. Козьмина // Теория и практика общественного развития. Издательский дом «Хорс», 2013. - № 11. - Т.1. - С. 111-118.
21) Козьмина, Л.Б. Оптимизация психологического
благополучия личности студентов-психологов в период обучения в вузе [Текст] / Л.Б. Козьмина // Историческая и социально-образовательная мысль. ИСОМ. - 2013. -№ 5 (11). - С. 216-219.
22) Козьмина, Л.Б. Психологическое благополучие как актуальное переживание личностью событий своей жизни во временном континууме [Текст] / Л.Б. Козьмина //Вестник сибирской академии права, экономики и управления. - №1 (15). - 2012. - С. 55-60.
23) Линч, М. Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения самодетерминации личности [Электронный ресурс] / М. Линч. - Режим доступа: hse.ru >data/2011/04/28/1210639599/137-142.pdf
24) Литвинова, Н. Ю. Психологические факторы субъективного благополучия / Н. Ю. Литвинова // Известия Саратовского ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - Т. 4. -Вып. 2(14). - С. 147-150.
25) Мак-Вильямс, Н. Признаки психологического здоровья личности [Электронный ресурс] / Н. Мак-Вильямс // «Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе». - Москва.; Независимая фирма “Класс”, 2001. URL:http://anymis.ru/index.php/2015-01-15- 07-54/psikhoterapiya/priznakipsikhologicheskogo-zdorovya- lichnosti (дата обращения: 12.09.2015).
26) Метелкина, Т.Н. Формирование психического здоровья школьников [Электронный ресурс] / Т.Н. Метелкина. URL: http://doshkolnik.ru/talk/820/1158024948.html (дата обращения: 06.10.2015).
27) Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология : словарь системы основных понятий. М., 2013
28) Понятие феномена «психологическое благополучие» в
современной психологии личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //1 www.ucoz.ru/load/ponj atie fenomena psikhologicheskoe bl agopoluchie/1-1-0-18
29) Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/zdorove.
30) Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. / гл. ред. И. О. Логинова. - Красноярск : Версо, 2012. - 460 с.
31) Рифф, К. Психологическое благополучие / К. Рифф // Энциклопедия геронтологии. Т. 2. - Санкт-Петербург : Питер,
2014. - С. 365-369.
32) Рифф, К. Структура психологического благополучия / К. Рифф // Личность и социальная психология. - 2015. - Т. 69. - С. 719-727.
33) Снедков, Е.В. Современная концепция
психического здоровья Электронный ресурс [Электронный ресурс] / Е.В. Снедков, А.Е. Снедкова. URL: http://psychiatry.spsma. spb.ru/lib/kafedra/snedkov/snedkov6.htm (дата обращения: 02.10.2015).
34) Фесенко, П. П. Что такое психологическое благополучие? Краткий обзор основных концепций / П. П. Фесенко // Научные труды аспирантов и докторантов. - Москва: Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2013. - С. 35-48.
35) Цветкова, И. В. Проблема психологического изучения
внутренней картины здоровья [Электронный ресурс] / И. В. Цветкова. - Режим доступа:
http://psystudy.ru/index.php/num/2012n1-21/612-tsvetkova21 .html
36) Шевеленкова, Т. Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире (опыт гуманистического направления в современной психологии) / Т. Д. Шевеленкова. - Москва: Институт психологии РАН, 2014. - 316 с.
37) Шевеленкова, Т. Д. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) / Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко // Психологическая диагностика. - 2013. - № 3. - С. 95-129.
38) Ширяева, О. С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности / О. С. Ширяева. - Хабаровск: ДВГУПС, 2014. - 423 с.
39) Шишева А.Г. Выбор вариантов жизни в юношеском возрасте: его психологические детерминанты и оптимизация [Текст] /А. Г. Шишева. -Иркутск: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2013. - 173 с.
40) Шкала психологического благополучия К. Рифф и ее адаптированный вариант [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //psyfac.com/blo g/72. html.
41) Юревич, А.В. Динамика психологического состояния
современного общества: экспертная оценка [Электронный ресурс] /А.В. Юревич, М.А. Юревич // Нравственность современного российского общества: 171 психологический анализ. - М.: ИП РАН, 2013.
URL:http://psyfactor.org/lib/social8.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ