ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Характеристика понятия «творческие способности» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии творческих
способностей детей 20
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Диагностическое исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой
работы 31
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
В эпоху 21 века жизнь современного человека становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека гибкости мышления, быстроте ориентации, адаптации к новым условиям, творческого, нестандартного подхода к решению различных проблем.
Развитие творческих способностей у детей - это одна из главных задач в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс, когда дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к миру искусства, овладевают разными видами художественной деятельности, в том числе изобразительной.
Современный взгляд на развитие творческих способностей предлагает единство формирования отношения к окружающему миру средствами разных видов изобразительного искусства.
Но в настоящее время стали меньше проявлять интерес к рисованию. Сейчас наши дети воспитываются на телевидении, интернете, различных интеллектуальных игрушках, которые покупают детям родители, бабушки и дедушки, но при этом забывают купить коробку с карандашами или с красками. Современному ребенку трудно включить работу воображение, так как они привыкли к быстрой смене сюжета при просмотре того же мультфильма, да и зачем думать, когда можно найти в интернете.
Образовательная область «художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [66].
Поэтому каждый педагог должен понимать, что решить задачу развития творческих способностей это кропотливый и длительный процесс, который проходит не только в рамках образовательной деятельности во время занятия, но и в различных режимных моментах.
В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется изображению, которое он создал, или огорчается, если что-то не получилось. Самое главное, что, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в ходе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознано использовать приобретенные знания.
Проблема исследования: являются ли занятия по изобразительной деятельности эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель нашего исследования заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практической апробации комплекса занятий по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Объектом исследования является процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «творческие способности»
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей
4. Провести диагностическое исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать комплекс занятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельностии апробировать его в опытно-поисковой работе.
Методологической основой исследования послужили концептуальные подходы к интерпретации сущности творческой деятельности и роли в ней механизмов воображения, разработанные психологами (Д.Б. Богоявленская, Л.С.Выготский, А.В. Петровский, Я.А.Пономарев и другие); положения психологов, изучающих вопросы взаимосвязи развития творческих способностей с опытом личности и с развитием эмоциональной сферы (Л.С. Выготский, Л.П. Печко, Л.Ю.Субботина); концепции развития творческих способностей у детей в период дошкольного детства (О.М. Дьченко, Е.Е.Кравцова, Е.О.Смирнова, Г.А.Урунтаева, Л.Б. Фесюкова); идеи представителей в области педагогики и психологии о развитии творческих способностей (С.Д. Давыдова, Т.Н. Доронова, С.А. Козлова, Т.А.Комарова, О.А.Куревина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новоявлянская и другие).
Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, изучение передового педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, опытно-поисковая работа, анализ результатов опытно-поисковой работы.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №20» село Троицкое, Богдановичского района, Свердловской области. В опытно-поисковой работе в качестве испытуемых приняли участие 18 детей в возрасте 5 - 6 лет, обучающихся по программе «От рождения до школы».
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Развитие творческих способностей личности - актуальная и интригующая проблема психолого-педагогической науки. Дети восприимчивы к творчеству, при этом развитие творческих способностей происходит наиболее эффективно в период дошкольного детства. «Творческие способности» - это индивидуальные качества личности, проявляющиеся в определенных видах деятельности и порождающие нечто качественно новое, оригинальное (Г.В. Жидких).
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств.
Анализируя точки зрения различных авторов психолого - педагогической литературы по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод о том, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют такие компоненты творческих способностей, как оригинальность замысла, эмоциональная выразительность, сюжетная разработанность. Все, что входит в континуум творческих способностей, необходимо для успешного осуществления творческой деятельности.
На наш взгляд эффективным для развития творческих способностей являются занимательные занятия интегрированного характера. Они направлены на формирование способности самостоятельно создавать новые художественные образы, используя для этого средства разных видов искусства и разные образовательные области (это и «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», в частности раздел «Музыка»). Это поддерживают и Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
На занятиях рисования дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Также дети учатся различать, подбирать цвет и с его помощью передавать свое отношение к изображаемому. У дошкольников развивается чувство цвета, как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира. Работа с разными материалами расширяет представления детей о художественных возможностях этих материалов. У дошкольников развиваются эстетические ощущения - чувство меры, вкуса, гармонии. Используя в работе кисть, он формирует тончайшие движения пальцев, которые в будущем позволят увереннее держать в руке ручку или карандаш. Осуществляя построение композиции в том или ином техническом решении, ребенок учится планировать деятельность. На занятиях по рисованию дети овладевают также целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала, с применением инструментов. Формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят в порядок рабочее место, планируют последовательность выполнения работы, после занятия убирают материалы и инструменты). Занятия по рисованию повышают самооценку ребенка, уверенность в своих силах и возможностях.
Наша опытно-поисковая работа была проведена на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №20». Детский сад находится в с. Троицкое, Богдановичского района, Свердловской области, в типовом здании, рассчитанном на 110 мест. Для опытно-поисковой работы была выбрана старшая группа. В данной группе 18 человек. Исследование проходило с декабря по апрель.
Наша исследовательская работа состояла из 2 этапов: констатирующего, формирующего.
Чтобы исследовать динамику развития творческих способностей детей, нужна психолого-педагогическая диагностика. Она позволяет педагогу определить:
-результативность педагогического воздействия
-содержание обратной связи (подбор эффективных методов, форм, средств педагогической деятельности)
-динамику и процесс развития творческих способностей ребенка.
Нами была выбрана диагностическая методика Н.В. Шайдуровой. Результат показал, что на констатирующем этапе опытно-поисковой работы дети находятся: на низком уровне развития творческих способностей - 33% группы, на среднем уровне - 50% детей, на высоком уровне - 17%.
Причинами низкого уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является малый запас сведений об окружающем мире, бедность, неточность представлений, низкий уровень познавательных интересов. Дети недостаточно проявляли индивидуальности при создании эмоционально-выразительного образа, сложно было сделать самостоятельный выбор при изображении эмоционально-образного содержания рисунка, создать целостную композицию, где показано взаимодействие героев.
Исходя из вышесказанного, разработана стратегия развития творческих способностей детей. В связи с этим, целью формирующего этапа являлось проведение работы по целенаправленному развитию таких компонентов творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, как: оригинальность изображения, сюжетная разработанность, эмоциональная выразительность. Привлекательный вид деятельности должен способствовать развитию творческих способностей детей. Мы разработали тематический план работы с детьми, включающий в себя комплексные занятия, решающие несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей), реализованный в различных видах детской деятельности.
Следует выделить ряд педагогических условий, которые необходимо учитывать при организации нашей творческой деятельности:
• организация предметно-развивающей среды, которая окружает детей и способствует развитию творческих способностей дошкольников;
• выбор методов, приемов для развития творческих способностей;
• овладение детьми разнообразными индивидуальными способами выполнения творческих действий, а также умений и навыков работы не только индивидуально, но и в группе. Это способствует эффективной организации, как персональной творческой деятельности, так и совместной деятельности детей;
• создание эмоционального комфорта - это позволяет добиваться большей содержательности и результативности творческого процесса;
• разнообразие видов совместной детской деятельности - в каждом виде деятельности ребенок проявляет и приобретает определенные знания, умения, а совместная деятельность еще и позволяет реализовать внутренний потенциал личности, который складывается под влиянием партнера по творчеству;
• использование таких видов деятельности, которые ориентированы на развитие творческих способностей ребенка - организуя деятельность, необходимо создавать ситуацию, которая бы предполагала привлекательность творчества для детей, инициировала фантазию, воображение.
Реализация условий развития творческих способностей детей требовала от нас реализации определенных принципов: принцип свободы выбора, открытости, принцип деятельности, принцип обратной связи.
На развитие показателя «эмоциональная выразительность» в наш тематический план вошли занятия, где дети делали самостоятельный выбор эмоционально-образного содержания рисунка («Зимняя сказка», «Белая книга зимы»), различные этюды, где дошкольники знакомились с эмоциями и учились определять эмоциональное состояние («Хорошее настроение»). Также вошло знакомство с искусством, где дети выделяли средства выразительности, используемые художниками. Мы учили их замечать красоту цветосочетаний, гармонию форм, выразительность композиции.
Для развития показателя «сюжетная разработанность» - мы предложили дидактические игры на создание целостной композиции, рассматривали иллюстрации книг, обращали внимание на то, как расположено изображение на листе бумаги, как показано взаимодействие героев. Дошкольники учились видеть единство содержания и средств выразительности, через рассматривание репродукций картин. Были включены занятия на умение самостоятельно выбирать художественные материалы, изобразительно-выразительные средства и технические способы для создания сюжета («Ёжик», по замыслу).
На развитие показателя «оригинальность изображения» в наш план вошли и такие занятия, где ребята учились находить различные способы изображения в рисунке, которые создавали бы выразительный образ («Тайна подводного царства»). Также и на создание фантазийных образов с использованием разного материала («Снеговик в зимнем лесу», «Шляпа фокусника», «Укрась вазу для цветов», «Бабочки»). Ну а при знакомстве с творчеством Е. И. Чарушина дети выявляли средства выразительности, позволяющие передавать фактуру шерсти животного.
Развитию всех трех показателей способствовали экскурсии в городской краеведческий музей имени Степана Щипачева на выставку картин Михаила Сажаева, т.к. картины дают детям «пищу» для воображения, творческой деятельности. Внимание детей обращается как на содержание, так и на средства изображения. С помощью такого приема, как наблюдения (наглядный метод), мы направляли восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков. Это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы, выражать мысли словом. Знакомство с картинами сопровождалось рассказом, чтением стихов, музыкой.
Рассмотрим некоторые методы и приемы, которые мы использовали при работе с детьми. В течение нашей опытно-поисковой работы дети учились самостоятельно анализировать предметы без наводящих вопросов, обсуждали, оценивали эти произведения. Обогащали зрительные впечатления. Самостоятельно учились определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы, делать выбор художественных образов, сюжетов, материалов, технических способов и приемов реализации замысла. В старшем дошкольном возрасте больше внимания обращали на сравнение признаков, на качество предметов, умение видеть различия в величине, пропорциях, совершенствовали формообразующие движения. В основном использовали словесный метод обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изобразительной деятельности: задавали детям вопросы, учили их мыслить, рассуждать, находить самостоятельные решения, в случае необходимости напоминали, указывали, давали советы. Например, для создания подводного мира более подойдут такие нетрадиционные техники рисования, как набрызг, также можно применить штампы с изображением подводных обитателей. При выполнении сюжетного рисования или рисования по замыслу мы рекомендовали детям, прежде чем приступить к изображению, подумать о сюжете, необходимых материалах и инструментах, образности, выразительности, поиске удачной композиции, а также о порядке выполнения работы. В индивидуальной работе вместо прямых указаний чаще советовали, высказывали пожелания, задавали косвенные вопросы, стимулирующие самостоятельность. А в ходе коллективных работ по изобразительной деятельности дети помогали друг другу. Давая советы, мы поощряли индивидуальность, самостоятельный выбор. Из наглядных методов мы использовали наблюдения и демонстрацию. Метод демонстрации включал различные приемы: показ предметов; показ образца; показ способа действий, демонстрацию картин и иллюстраций. При применении словесного метода мы использовали рассказ, объяснение, беседу. Когда мы применяли игровой метод, использовали такой прием, как воображаемая ситуация. Все занятия и виды деятельности с детьми сопровождались музыкой, подчеркивающей выразительность того или иного художественного образа.
Таким образом, выдвинутая проблема в начале исследования о том, что развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет эффективным в условиях, которые создаются на занятиях рисования, подтвердилась. Работы детей стали значительно интереснее, содержательнее, идеи и замыслы богаче, интерес к занятиям по рисованию выше. Поставленные задачи работы осуществлены.
1. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. [Текст]/ Ш.А. Амонашвили. - М.: Амфирита, 2013. - 288 с.
2. Андреева, И. 30 уроков для развития творческих способностей и воображения [Текст]/ И. Андреева. - М.: Современная школа, 2009. - 65 с.
3. Ашиков, В. Совместная творческая деятельность педагога и детей [Текст]/ В. Ашиков // Журнал Дошкольное воспитание. 1999. - №1. - 38 с.
4. Баландина, Л.А. Диагностическая работа или как лучше понять ребенка [Текст]: метод. пособие/ Л.А. Баландина, В.Г. Гаврилова, И.А. Горбачева - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 288 с.
5. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей [Текст] / В.А. Борзова, А.А. Борзов. - Самара: Дом печати, 1994. - 314 с.
6. Борисенко, М.Г. Диагностика развития ребенка [Текст] / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - СПб.: Паритет, 2006. - 80 с.
7. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами [Текст]: учеб. пособие/ Е.К. Брыкина. - М.:Пед. Общ. России, 2002. - 147 с.
8. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н.Ю. Венгер// Журнал Дошкольное воспитание. - 1982. - №11. - 32-38 с.
9. Вигман, С.Л. Педагогика: в вопросах и ответах [Текст]: учеб. Пос. для вузов/ С.Л. Вигман. - М.: Велби Проспект, 2006. - 208 с.
10. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]/ Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
11. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности[Текст]: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 344 с.
12. Детское изобразительное творчество: взгляды исследователей на проблему [Текст] / С. Погодина// Журнал Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. - 56-64 с.
13. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст]/ В.Н. Дружинин. - СПб.: 2007. - 368 с..
14. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учебник для студентов средних педагогических заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
15. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст]/ О.М. Дьяченко. - М.: Знание, 1986. - 96с.
16. Егорова, Н. Приглашение к творчеству [Текст] / Н. Егорова. // Журнал Дошкольное воспитание. - 1999. - №1. - 3 с.
...