ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕОБХОДИМОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Исторические этапы становления и развития математического
образования дошкольников, сущность научных и теоретических подходов к проблеме математического развития дошкольников ... 6
1.2. Современные требования и условия математического развития
детей дошкольного возраста 19
1.3. Сравнительный анализ программ по математическому развитию
дошкольников 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 32
2.1. Анализ условий, влияющих на математическое развитие
воспитанников средней группы 32
2.2. Исследование уровня математического развития у
воспитанников средней группы 44
2.3. Реализация условий математического развития детей средней группы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
По причине формирования вариативности дошкольного образования в последние годы происходит внедрение в практическую работу в дошкольные образовательные учреждения новых образовательных программ, в которых рассматриваются разные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.
В период своего роста и развития дети очень активны в познании окружающего мира, познании чего-то нового и интересного, в том числе и в познании математических представлений и понятий, а в последствие проявляют интерес к познанию математики. При познании математических понятий у детей формируется представление о величине предмета, форме предмета, цвете, то из чего состоит предмет, о том, какие действия можно производить с ним, например, уменьшить, увеличить, разделить, измерить, пересчитать. За период развития ребёнок накапливает большой объём знаний, но чаще бывает так, что эти знания у ребёнка не упорядочены.
Упорядочить опыт познания математических представлений у детей старшего дошкольного возраста необходимо в процессе познавательного общения. Это будет являться фундаментом дальнейшего математического образования детей. Исходя из этого, проблема развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста была и остается достаточно актуальной.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста с особым интересом проявляют знакомство с математическими представлениями. Они знакомятся с формой предметов, их величиной, узнают время, что такое пространство, количество. Такое познание помогает им лучше ориентироваться в вещах и различных ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию математических понятий и обогащают речь.
Дошкольные образовательные учреждения при составлении программы учитывают этот интерес детей и пытаются расширить их знания в этой области [25, 26, 39]. Но знакомство и расширение знаний в области математических понятий и формирование элементарных математических представлений не всегда имеет системный характер. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает ориентиры и предъявляет определённые требования к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.
Над данной проблемой работали многие научные специалисты в том числе и такие, как: Я. А. Коменский, И. Г.Песталоцци, К. Д. Ушинский, М. Монтессори, В. А.Лай, Л. В. Глаголева, М. Морозова, Е. И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, Ф. Фребель, Л. Волковский, А.М. Леушина.
Все авторы представляют и обосновывают в своих работах идеи математического развития; раскрывают систему сенсорного воспитания; выявили влияние новых методов обучения математике в школе - это вычислительный и монографический на становление методики математического развития дошкольников; раскрывают особенности естественного математического развития ребёнка в детском саду и семье, через создание развивающей среды, а также сущность методов при ознакомлении детей с сравнением величин.
Изучив и проанализировав ряд работ по проблеме математического развития детей дошкольного возраста, были определены:
Цель работы: выявление условий математического развития детей 4-5 лет в свете современных требований.
Объект - образовательный процесс в ДОУ.
Предмет - условия математического развития детей дошкольного возраста.
Задачи исследования.
• Изучить особенности научно - теоретических подходов к проблеме математического развития дошкольников.
• Выявить и проанализировать современные требования к
математическому развитию детей дошкольного возраста.
• Изучить программы математического развития детей в
дошкольном образовании.
• Определить условия, способствующие математическому развитию дошкольников.
• Изучить опыт работы МБДОУ Детского сада 18 ГО Красноуфимск по формированию математических представлений и проанализировать уровень математического развития у детей средней группы.
• Апробировать выделенные условия математического развития дошкольников.
Методы исследования:
• общенаучный метод - метод анализа и наблюдения;
• социологические методы: опрос и прогнозирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников.
Практическая значимость исследования: определяется возможность использовать основные результаты работы в образовательном процессе ДОУ.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 43 источников.
В ходе исследовательской работы и первой её задачи были изучены понятия математического образования, развития и этапы формирования математических представлений:
I этап - историческое развитие, где прослеживалось выдвижение и обоснование идей математического развития;
II этап - становления методики математического развития дошкольников;
III этап - научно-обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений.
Решая вторую задачу исследовательской работы, мы выявили современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста. Эти требования предъявляет Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Он обязывает сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Окружающую действительность ребенок должен познавать в процессе разнообразных видов деятельности и, конечно, в общении со взрослыми - это и будет являться основным источником развития элементарных математических представлений.
Третьей задачей нашего исследования было изучение программ по математическому развитию. Анализ программ «От рождения до школы» и «Мир открытий» показал, что они разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Содержание программ в части формирования математических представлений у дошкольников структурирована по 4 разделам - «Количество», «Форма», «Величина», «Ориентировка в пространстве и во времени».
Программа «От рождения до школы» несмотря на то, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования всё-таки является традиционной.
Программа «Мир открытий» является программой нового поколения, в ней уже в младшем возрасте формируются первичные представления об образовании числа; развивается у детей умение считать в пределах трёх.
В старшем дошкольном возрасте:
-развиваются умения при сравнении пользоваться знаками «больше», «меньше» или «равно»;
-уточняются и расширяются представления об объемных геометрических фигурах;
-формируются представления о сравнении сосудов по объему (вместимости), об измерении объема сосудов с помощью условной мерки.
Четвертой задачей исследования было выявление условий, способствующие математическому развитию дошкольников:
-организация непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и проведению дидактических и занимательных игр в повседневной жизни;
-организация развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, многофункциональной, вариативной, доступной и безопасной и соответствовать возрастным особенностям детей.
-взаимодействие с родителями воспитанников, которые в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф З обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, а образовательное учреждение только оказывает помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Изучение опыта работы МБДОУ Детского сада 18 ГО Красноуфимск по формированию математических представлений и анализ уровня математического развития у детей средней группы показало, что в детском саду создана система работы по формированию математических представлений у детей 5-го года жизни, но она недостаточно эффективна. В учреждении существуют несколько проблем затрудняющих его деятельность в данном направлении:
-боязнь педагогами использовать новые программы и технологии;
-увеличение числа детей с особыми возможностями здоровья и развития;
-неготовность большего числа педагогического персонала к внедрению инновационного развития детей;
-использование в работе с родителями в основном традиционных форм (родительские собрания, круглый стол, беседы, консультации и др.).
Исходя из результатов исследовательской работы, мы пришли к необходимости разработки проекта по формированию математических представлений у детей средней группы через взаимодействие с родителями.
Следствием реализации наших мероприятий являются следующие результаты:
создана комфортная среда, способствующая сохранению и укреплению физического и психического здоровья, социального благополучия всех участников образовательного процесса;
• педагоги овладеют проектной деятельностью и активно используют ее при планировании и организации своей работы;
• повысился уровень сформированности математических представлений у воспитанников средней группы;
• отношения педагогов к родителям детей более открытые, строятся на доверии, носят поддерживающий характер;
• родители являются активными участниками образовательного процесса.
1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопр. теории и практики [Текст] : курс лекций для студентов вузов / А. В. Белошистая. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
2. Волошина, М. И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе [Текст] / М. И. Волошина. - М. : Нач. шк., 2002. - 160 с.
3. Волчкова, В. Занимательный счет [Текст] / В. Волчкова // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 1. - С. 45-48.
4. Воронина, Л. В. Современные технологии математического образования дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2013. - 281 с. :.
5. Выготский, Л. С. Игра, ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76.
6. Газман, О. С. В школу - с игрой [Текст] : кн. для учителя / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. - М. : Просвещение, 1991. - 96 с.
7. Жикалкина, Т. К. Игровые и занимательные задания по математике [Текст] : пособие для учителя / Т. К. Жикалкина. - М. : Просвещение, 1987. - 63 с.
8. Житомирский, В. Г. Математическая азбука [Текст] / В. Г. Житомирский, М. : Педагогика, 1988. - 199 с.
9. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М. : Просвещение, 1992. - 191 с..
10. Запорожец, А. В. Психология действия [Текст] : избр. психол. тр. / А. В. Запорожец ; Моск. психол.-социал. ин-т. - М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2000. - 736 с.
11. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1989. - 127 с.
12. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Л. Г. Нисканен [и др.]. - М. : Академия, 2002. - 109 с.
13. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2004. - 416 с.
14. Колесникова, Е .В. Математика для дошкольников 5-6 лет [Текст] : сценарий занятий по развитию мат. представлений / Е. В. Колесникова. - М. : Гном-Пресс, 1999. - 110 с.
15. Королева, С. И. Родителям о примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» [Электронный ресурс] / С. И. Королева. - URL : http://docplayer.ru/27333981- Roditelyam-o-primernoy-osnovnoy-obshcheobrazovatelnoy-programme-doshkol- nogo-obrazovaniya-mir-otkrytiy.html(дата обращения: 11.02.2017).
16. Крутецкий, В. А. Психология [Текст] : учеб. для учащихся пед. училищ / В. А. Крутецкий. - М. : Просвещение, 1986. - 336 с.
17. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. - М. : Просвещение, 1974. - 368 с.
18. Масловская, Т. А. Дидактические игры на уроках математики [Текст] / Т. А. Масловская // Начальная школа. - 1997. - № 2. - С. 52-54.
19. Математика от трех до семи [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов / авт.-сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб. : Акцидент, 1997. - 176 с.
20. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка [Текст] : избр. психол. тр. / Н. А. Менчинская ; Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. Е. Д. Божович. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 2004. - 448 с.
21. Монтессори, М. Дом ребенка [Текст] : метод науч. педагогики / М. Монтессори ; пер. с итал. С. Г. Займовского. - М. : АСТ : Астрель, 2006. - 269 с.
22. Минскин, Е. М. От игры к знаниям [Текст] : пособие для учителя / Е. М. Минскин. - М. : Просвещение, 1987. - 192 с.
23. Мир открытий [Текст] : пример. основ. образоват. программа дошкол. образования / под общ. ред. Л. Г. Петерсона, И. А. Лыковой. - М. : Ин-т систем.-деятельност. педагогики, 2014. - 383 с.
24. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры [Текст] / Б. П. Никитин - М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
25. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - СПб. : Детство-Пресс, 2002. - 95 с.
26. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР [Текст] : кн. для работников дошкол. учреждений / под ред. Л. А. Парамоновой. - М. : Просвещение ; Братислава : Словац. пед. о-во, 1989. - 175 с.
27. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения [Текст] : в 2 т. / И. Г. Песталоцци. - М. : Педагогика,1981.
28. Петерсон, Л. Г. Раз - ступенька, два - ступенька [Текст] : практ. курс математики для дошкольников : метод. рекомендации / Л. Г. Петерсон, Н. П.. Холина. - М. : Ювента,2015. - 256 с.
29. Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО [Электронный ресурс]. - URL : https://infourok.ru/statyapoznava- telnoe-razvitie-doshkolnikov-v-usloviyah-realizacii-fgos-do-1615803.html(дата обращения: 21.04.2017).
30. Психологическое развитие младших школьников [Текст] : эксперимент. психол. исслед. / под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1990. - 160 с.
31. Психология воспитания Текст] : пособие для методистов, воспита-телей дет. садов, учителей нач. кл., преподавателей и студентов пед. вузов, дет. психологов / под ред. В. А. Петровского. - М. : Аспект-Пресс, 1995. - 152 с.
32. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / под ред. Л. А. Венгера. - М. : Педагогика, 2008. - 125 с.
33. Российская Федерация. Закон. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21.12.2012 ; одобрен Советом Федераций 26.12.2012]. - URL : https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html(дата обращения: 11.03.2017).
34. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155 г. - URL :
http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/ (дата
обращения: 21.04.2017).
35. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада. / А. А. Смоленцева. - М. : Просвещение, 1993. - 95 с.
36. Сорокина, А. И. Умственное воспитание в детском саду [Текст] / А. И. Сорокина. - М. : Просвещение, 1975. - 175 с.
37. Тарунтаева, Т. В. Развитие математических представлений у дошкольников [Текст] : метод. пособие / Т. В. Тарунтаева, Т. И. Алиева. - М. : Сфера, 2014. - 223 с.
38. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] : хрестоматия / З. А. Михайлова [и др.]. - СПб. : Икар, 1996. - 137 с.
39. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1988. - 192 с.
40. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Текст] : в 6 т / К. Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1989. - Т. 4. - 510 с.
41. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 2. - С. 4-18.
42. Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / М. Фидлер ; пер. с пол. О. А. Павлович. - М. : Просвещение, 1981. - 159 с.
43. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1971. - 352 с.