Влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Определение понятий быстроты и ловкости 7
1.2 Методика развития быстроты и ловкости
1.3 Особенности развития быстроты и ловкости детей 6 - 7 лет 19
1.4 Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости... 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР 43
2.1 Исследование уровня развития быстроты и ловкости у детей на
начальном этапе исследования 43
2.2 Организация педагогической работы по развитию быстроты и
ловкости у дошкольников 6-7 лети анализ полученных результатов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Определение понятий быстроты и ловкости 7
1.2 Методика развития быстроты и ловкости
1.3 Особенности развития быстроты и ловкости детей 6 - 7 лет 19
1.4 Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости... 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР 43
2.1 Исследование уровня развития быстроты и ловкости у детей на
начальном этапе исследования 43
2.2 Организация педагогической работы по развитию быстроты и
ловкости у дошкольников 6-7 лети анализ полученных результатов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
В настоящее время проблема организации и качества физического воспитания детей дошкольного возраста является актуальной. Проблема двигательной подготовленности дошкольников интересовала и интересует многих экспертов, работающих с детьми, врачей, педагогов, исследователей [15].
Многих специалистов в области физического воспитания данная проблема интересует, как в плане возрастных изменений, так и в плане организации системы физического воспитания детей, использование ее в целях многостороннего развития физических и духовных сил дошкольников, их подготовке к жизни [2].
Актуальность проблемы обусловлена тем, что в старшем дошкольном возрасте у детей происходят изменения всех систем организма, данный возраст наиболее сензитивен для формирования у детей абсолютно всех физических качеств, а также координационных способностей, реализуемых в двигательной деятельности и активности. В данном возрасте происходит “закладка фундамента” с целью формирования быстроты и ловкости, а кроме того получение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений и игр на координацию и быстроту [6]. Данный возрастной период называется “золотым возрастом”, имея в виду темп формирования ловкости и быстроты.
Благоприятно развитые быстрота и ловкость считаются существенными предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Данные упражнения воздействуют на темп, вид и способ овладения спортивной техники, а также на ее последующую стабилизацию и ситуационно - адекватное многократное применение. Ловкость и быстрота ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями и к увеличению двигательного навыка [11].
Анализ исследований Е.Н. Вавилова, Н.А. Ноткина и др., касающихся вопросов развития двигательных качеств детей свидетельствует о том, что около 40% старших дошкольников имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего [7].
Образовательная область «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС.
Дошкольный возраст является базовым в формировании физического здоровья и культурных навыков, которые обеспечивают его усовершенствование, а кроме того укрепление и сохранение в будущем. Итогом дошкольного физического воспитания должны стать высокий уровень здоровья ребенка и развитие фундамента физической культуры будущего взрослого человека, включающее в себя:
• начальные способности школы естественных движений общеразвивающего характера, основ музыкально-ритмической грамоты, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве, участвовать в коллективных действиях (к примеру, танцах, играх, праздниках) выражать культуру поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность;
• навыки самообслуживания и ухода за инвентарем для занятий; эмоционально - положительное отношение детей к физическим упражнениям и играм, к закаливающим процедурам и действию оздоровительных сил природы, а кроме того к правилам личной гигиены и соблюдению режима дня;
• начальные познания, познавательный круг интересов и возможности детей в области физической культуры.
Физическое развитие считается одним из главнейших направлений, которое контролирует наше государство. Согласно Федеральному образовательному стандарту, образовательная работа по «Физическому развитию», основывается с учетом потребностей детей. ФГОС утверждает существенные принципы образования. В стандарте отчетливо обусловлены определенные цели и задачи. Образовательная область «Физическое развитие» содержит приобретение опыта в последующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, нацеленных на формирование таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно - двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений.
По определениям отечественных психологов Л.С. Выготского и А.В. Запорожца игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения.
Быстрота и ловкость вырабатываются во время подвижных игр, игр- эстафет, проводимых в усложненных критериях и требующих неожиданного изменения техники движения, с дополнительными поручениями, с внедрением всевозможных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования [10]. Некоторые исследователи такие как, В.Г Барабаш, Т.И Осокина, Н.В Полтавцева, Э.Я Степаненкова. констатируют факт, что подвижная игра является средством не только согласованного развития ребенка, школой управления собственным поведением, вырабатывания позитивных отношений и благополучного эмоционального состояния, но и средством воспитания двигательных качеств [34].
А.В. Запорожец отмечал то, что подвижная игра, представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности и предполагает сознательное воспроизведение навыка движений.
Некоторые специалисты полагают, что подвижная игра - это одно из комплексных средств воспитания: она нацелена на всестороннюю физическую подготовленность (посредством непосредственным овладением основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), усовершенствование функций организма, качеств характера играющих.
Особый интерес при решении этой проблемы представляет вопрос развития быстроты и ловкости детей дошкольного возраста в подвижных играх [8].
Актуальность исследования развития быстроты и ловкости у дошкольников обусловило выбор темы исследования: «Влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие быстроты и ловкости у детей 6 - 7 лет.
Цель работы: Изучить развитие быстроты и ловкости способностей дошкольников в игровой деятельности в процессе физического воспитания.
Задачи работы.
1. Рассмотреть понятия «быстрота» и «ловкость», определить их значение для физического развития, факторы, влияющие на развитие в дошкольном возрасте.
2. Изучить средства и методы развития быстроты и ловкости у старших дошкольников.
3. Разработать и апробировать комплекс подвижных игр, обеспечивающих успешность развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
При написании работы использованы следующие методы исследования:
- анализ научно - методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- педагогические контрольные испытания, т.е. тестирования;
- педагогический эксперимент.
Многих специалистов в области физического воспитания данная проблема интересует, как в плане возрастных изменений, так и в плане организации системы физического воспитания детей, использование ее в целях многостороннего развития физических и духовных сил дошкольников, их подготовке к жизни [2].
Актуальность проблемы обусловлена тем, что в старшем дошкольном возрасте у детей происходят изменения всех систем организма, данный возраст наиболее сензитивен для формирования у детей абсолютно всех физических качеств, а также координационных способностей, реализуемых в двигательной деятельности и активности. В данном возрасте происходит “закладка фундамента” с целью формирования быстроты и ловкости, а кроме того получение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений и игр на координацию и быстроту [6]. Данный возрастной период называется “золотым возрастом”, имея в виду темп формирования ловкости и быстроты.
Благоприятно развитые быстрота и ловкость считаются существенными предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Данные упражнения воздействуют на темп, вид и способ овладения спортивной техники, а также на ее последующую стабилизацию и ситуационно - адекватное многократное применение. Ловкость и быстрота ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями и к увеличению двигательного навыка [11].
Анализ исследований Е.Н. Вавилова, Н.А. Ноткина и др., касающихся вопросов развития двигательных качеств детей свидетельствует о том, что около 40% старших дошкольников имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего [7].
Образовательная область «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС.
Дошкольный возраст является базовым в формировании физического здоровья и культурных навыков, которые обеспечивают его усовершенствование, а кроме того укрепление и сохранение в будущем. Итогом дошкольного физического воспитания должны стать высокий уровень здоровья ребенка и развитие фундамента физической культуры будущего взрослого человека, включающее в себя:
• начальные способности школы естественных движений общеразвивающего характера, основ музыкально-ритмической грамоты, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве, участвовать в коллективных действиях (к примеру, танцах, играх, праздниках) выражать культуру поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность;
• навыки самообслуживания и ухода за инвентарем для занятий; эмоционально - положительное отношение детей к физическим упражнениям и играм, к закаливающим процедурам и действию оздоровительных сил природы, а кроме того к правилам личной гигиены и соблюдению режима дня;
• начальные познания, познавательный круг интересов и возможности детей в области физической культуры.
Физическое развитие считается одним из главнейших направлений, которое контролирует наше государство. Согласно Федеральному образовательному стандарту, образовательная работа по «Физическому развитию», основывается с учетом потребностей детей. ФГОС утверждает существенные принципы образования. В стандарте отчетливо обусловлены определенные цели и задачи. Образовательная область «Физическое развитие» содержит приобретение опыта в последующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, нацеленных на формирование таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно - двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений.
По определениям отечественных психологов Л.С. Выготского и А.В. Запорожца игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения.
Быстрота и ловкость вырабатываются во время подвижных игр, игр- эстафет, проводимых в усложненных критериях и требующих неожиданного изменения техники движения, с дополнительными поручениями, с внедрением всевозможных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования [10]. Некоторые исследователи такие как, В.Г Барабаш, Т.И Осокина, Н.В Полтавцева, Э.Я Степаненкова. констатируют факт, что подвижная игра является средством не только согласованного развития ребенка, школой управления собственным поведением, вырабатывания позитивных отношений и благополучного эмоционального состояния, но и средством воспитания двигательных качеств [34].
А.В. Запорожец отмечал то, что подвижная игра, представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности и предполагает сознательное воспроизведение навыка движений.
Некоторые специалисты полагают, что подвижная игра - это одно из комплексных средств воспитания: она нацелена на всестороннюю физическую подготовленность (посредством непосредственным овладением основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), усовершенствование функций организма, качеств характера играющих.
Особый интерес при решении этой проблемы представляет вопрос развития быстроты и ловкости детей дошкольного возраста в подвижных играх [8].
Актуальность исследования развития быстроты и ловкости у дошкольников обусловило выбор темы исследования: «Влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие быстроты и ловкости у детей 6 - 7 лет.
Цель работы: Изучить развитие быстроты и ловкости способностей дошкольников в игровой деятельности в процессе физического воспитания.
Задачи работы.
1. Рассмотреть понятия «быстрота» и «ловкость», определить их значение для физического развития, факторы, влияющие на развитие в дошкольном возрасте.
2. Изучить средства и методы развития быстроты и ловкости у старших дошкольников.
3. Разработать и апробировать комплекс подвижных игр, обеспечивающих успешность развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
При написании работы использованы следующие методы исследования:
- анализ научно - методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- педагогические контрольные испытания, т.е. тестирования;
- педагогический эксперимент.
В единой концепции образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей занимает особенную роль. В следствие целенаправленного педагогического влияния укрепляется здоровье ребенка, происходит подготовка физиологических функций организма, усиленно формируются движения, двигательные способности и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Выбранная нами тема актуальна, т.к. формирование двигательных способностей занимает существенную роль в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает то, что многие дети никак не могут достичь высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом по причине недостаточного формирования ключевых двигательных качеств - силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, скорости.
В этом аспекте, подвижные игры обозначают как результативный способ физической подготовленности. Целенаправленное, методически- обдуманное управление подвижной игрой существенно улучшает и активизирует деятельность детей.
В процессе написания работы была изучена научная, педагогическая и методическая литература. Многие ученые рекомендуют включать подвижные игры, которые развивают одновременно быстроту и ловкость, не только в физкультурные занятия в дошкольном образовательном учреждении, но и в ежедневную деятельность детей.
В теоретической части работы, на основе исследования специальной литературы мы проанализировали, выявили и охарактеризовали:
- быстроту и ловкость, как физическое качество;
- подвижную игру как средство формирования и развития физических качеств: задачи и значение;
- психофизиологические характерные черты развития детей 6 - 7 лет.
В практической части исследования включались констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования.
Констатирующий этап исследования показал, что у детей доминирует средний уровень развития быстроты и ловкости. Полученные результаты стали причиной для разработки комплекса и перспективного плана деятельности с детьми по развитию быстроты и ловкости в подвижных играх.
На формирующем этапе исследования нами была выполнена деятельность по разработанному плану. Особенное внимание уделялось детям, показавшим уровень развития быстроты и ловкости ниже среднего. Для этого мы предоставляли им индивидуальные дополнительные задания и упражнения, привлекали к организации сбора на игру, назначали на роли водящих, также организовывали игры малыми подгруппами, в которые непременно входили данные дети. Работа в рамках формирующего этапа исследования предоставила очевидные положительные результаты: в процессе контрольного этапа исследования существенно увеличилось количество детей, показывающих высокий уровень развития быстроты и ловкости.
Таким образом, при соблюдении требований методики и учете физического формирования детей, при осуществлении индивидуального подхода подвижные игры являются важным средством развития быстроты и ловкости.
Выбранная нами тема актуальна, т.к. формирование двигательных способностей занимает существенную роль в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает то, что многие дети никак не могут достичь высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом по причине недостаточного формирования ключевых двигательных качеств - силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, скорости.
В этом аспекте, подвижные игры обозначают как результативный способ физической подготовленности. Целенаправленное, методически- обдуманное управление подвижной игрой существенно улучшает и активизирует деятельность детей.
В процессе написания работы была изучена научная, педагогическая и методическая литература. Многие ученые рекомендуют включать подвижные игры, которые развивают одновременно быстроту и ловкость, не только в физкультурные занятия в дошкольном образовательном учреждении, но и в ежедневную деятельность детей.
В теоретической части работы, на основе исследования специальной литературы мы проанализировали, выявили и охарактеризовали:
- быстроту и ловкость, как физическое качество;
- подвижную игру как средство формирования и развития физических качеств: задачи и значение;
- психофизиологические характерные черты развития детей 6 - 7 лет.
В практической части исследования включались констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования.
Констатирующий этап исследования показал, что у детей доминирует средний уровень развития быстроты и ловкости. Полученные результаты стали причиной для разработки комплекса и перспективного плана деятельности с детьми по развитию быстроты и ловкости в подвижных играх.
На формирующем этапе исследования нами была выполнена деятельность по разработанному плану. Особенное внимание уделялось детям, показавшим уровень развития быстроты и ловкости ниже среднего. Для этого мы предоставляли им индивидуальные дополнительные задания и упражнения, привлекали к организации сбора на игру, назначали на роли водящих, также организовывали игры малыми подгруппами, в которые непременно входили данные дети. Работа в рамках формирующего этапа исследования предоставила очевидные положительные результаты: в процессе контрольного этапа исследования существенно увеличилось количество детей, показывающих высокий уровень развития быстроты и ловкости.
Таким образом, при соблюдении требований методики и учете физического формирования детей, при осуществлении индивидуального подхода подвижные игры являются важным средством развития быстроты и ловкости.



