Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ В ВУЗОВСКИХ ИЗДАНИЯХ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Работа №99213

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

управление качеством

Объем работы200
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
77
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию проблемы нарушения языковых норм 7
1.1. Языковая норма. Признаки нормативности явлений языка.
Типы норм 7
1.2. Нарушение языковой нормы. Исследования нарушений
языковых норм в текстах разных стилей 12
Глава 2. Ошибки в вузовских изданиях. Количественный и качественный анализ 22
Заключение 100
Библиографический список 104
Приложение 112

Печатные материалы, издающиеся в университете, должны представ­лять собой образец соблюдения языковых норм, так как они, помимо основ­ных научных и учебных задач, формируют речевую культуру учащихся. Тем не менее редакторы редакционно-издательских отделов отмечают частотное нарушение языковых норм в вузовских изданиях.
Авторы многочисленных научных работ, посвященных нарушениям языковых норм, исследуют ошибки, возникающие в художественных текстах (Ю. В. Красиков, Е. Н. Шабалина), в текстах средств массовой информации (А. С. Бочкарева, Е. Н. Синенко, Е. М. Хакимова, Н. А. Христова), в текстах, создаваемых учащимися (Я. Э. Ахапкина, С. Н. Цейтлин и др.).
Вузовские издания представляют собой тексты научного или учебно­методического характера в научном стиле речи. Нарушения языковых норм в текстах научного стиля речи имеют свою специфику в силу лексических и синтаксических особенностей этого стиля речи.
В существующих на сегодняшний день научных работах, посвященных проблеме нарушения языковых норм в текстах научного стиля речи, рассмат­ривается влияние происходящих в современном русском языке процессов на возникновение орфографических ошибок (С. М. Кузьмина), пунктуаци­онных ошибок (Н. С. Валгина), приводится классификация ошибок, допу­щенных в вузовских изданиях (Е. В. Смирнова, З. Н. Федотова).
Таким образом, представляется необходимым произвести полный и подробный статистический анализ нарушений языковых норм в современных вузовских изданиях, дать классификацию типов в зависимости от частотности нарушений, что и определяет актуальность исследования.
Эмпирической базой исследования послужили учебные пособия, про­шедшие предпечатную подготовку в редакционно-издательском отделе Изда­тельско-полиграфического центра УрФУ. Данный вид изданий был выбран в ка­честве материала исследования в связи с тем, что учебные пособия позволяют, на наш взгляд, наиболее объективно рассмотреть систематически встречаю­щиеся ошибки, в отличие, с одной стороны, от статей в сборниках научных трудов, включающих частое цитирование при собственном небольшом объеме, и, с другой стороны, от монографий, в рукописи которых также часто включа­ются фрагменты изданий, вышедших ранее и прошедших обработку в редак­ционно-издательских отделах. Таким образом, именно учебные издания позво­ляют, на наш взгляд, получить наиболее достоверные данные о качественных и количественных характеристиках нарушений языковой нормы в вузовских изданиях.
Таким образом, объектом исследования явились нарушения языковых норм, допускаемых авторами учебных изданий.
Предмет исследования - выделенные в результате редакторской правки нарушения языковых норм в текстах учебных пособий Уральского федераль­ного университета за 2016-2017 гг.
Цель исследования - представить статистические данные по выделен­ным нарушениям языковых норм в учебных пособиях УрФУ в виде типологии на основе количественного и качественного анализа этих нарушений.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические подходы к исследованию проблемы наруше­ния языковых норм;
2) собрать необходимый объем материала для достоверного статистиче­ского анализа;
3) произвести качественный и количественный анализ выделенных редак­торами нарушений языковых норм;
4) выявить причины нарушения языковых норм, допускаемых авторами в текстах научных пособий..
Общий объем материала, привлеченного к анализу, составил 72,8 учетно­издательского листа (12 учебных пособий 29 авторов - преподавателей Ураль­ского федерального университета).
Полученные результаты могут быть использованы как в работе редакто­ров, обращающих особое внимание на случаи частотных нарушений, так и в работе по совершенствованию уровня грамотности авторов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, за­ключения, библиографического списка и приложения, включающего в себя список ошибок, выделенных в вузовских изданиях. В первой главе рассмат­риваются понятие языковой нормы, теоретические подходы к исследованию нарушений языковых норм. Во второй главе приводятся классификация оши­бок, допущенных в вузовских изданиях, качественные и количественные харак­теристики этих ошибок. Библиографический список включает в себя 75 наиме­нований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В магистерской диссертации был произведен качественный и количе­ственный анализ ошибок, выделенных редакторами Издательско - полиграфического центра УрФУ в текстах вузовских изданий. В результате анализа 12 учебных пособий 29 авторов - преподавателей УрФУ в объеме 72,8 учетно-издательского листа были представлены статистические данные по выделенным 1402 нарушениям языковых норм в виде типологии на основе количественного и качественного анализа этих нарушений.
В соответствии с поставленными задачами в работе рассмотрены тео­ретические подходы к изучению проблемы нарушения языковых норм, а также классификации ошибок, выделенных учеными в результате анализа текстов разных стилей.
Было установлено, что в работах, посвященных нарушениям языко­вых норм, не приводятся количественные характеристики ошибок разных типов. Кроме того, существующие классификации не отражают всего много­образия ошибок, выявляемых сотрудниками вузовских издательств в текстах учебных пособий. Таким образом, в настоящее время отсутствуют исследования, в которых бы в полной мере были представлены нарушения языковых норм в текстах научного стиля.
Полученные в результате анализа ошибок разных типов данные пред­ставлены в таблице.
Статистические данные свидетельствуют о преобладании пунктуаци­онных ошибок в общей массе нарушений языковой нормы. Самая распро­страненная пунктуационная ошибка - постановка ненормативного знака пре­пинания (52,6 % от всех пунктуационных ошибок). Чаще всего таким знаком является запятая, которая выделяет обстоятельство, стоящее в начале пред­ложения (8,3 % от всех пунктуационных ошибок).
Наименее распространенными в текстах учебных пособий являются морфологические ошибки, 43,8 % от которых составляют случаи образования множественного числа у отвлеченных существительных, обозначающих аб­страктные понятия.
В исследовании выявлены возможные причины выделенных на основе качественного анализа пунктуационных, синтаксических, орфографических, лексических, стилистических и морфологических ошибок. При этом установ­лено, что на возникновение ряда пунктуационных, синтаксических, лексиче­ских и стилистических ошибок, помимо пробелов в языковой подготовке ав­торов, могут оказать влияние особенности синтаксиса и лексического состава научного стиля. Так, для текстов научного стиля характерны сложные предложения, каждое из которых выражает законченную мысль (отсюда «лишние» знаки пунктуации). В то же время набор лексических средств, используемый авторами при создании текстов научного стиля, весьма огра­ничен (из-за этого возникают такие лексические ошибки, как неточное сло­воупотребление и неоправданный повтор слов, большую часть которых составляют термины, не имеющие синонимов).
Особенности лексического состава научного стиля могут воздейство­вать и на возникновение орфографических и морфологических ошибок, хотя и в значительно меньшей степени, чем на возникновение ошибок лексиче­ских. Среди орфографических ошибок это ненормативное написание терми­нов и заимствованных слов, а среди морфологических ошибок - образование форм множественного числа у существительных с абстрактным значением .
Отмечено, что тексты научного стиля, характеризующиеся точностью и однозначностью, лишенные образности и эмоциональности, в настоящее время подвержены воздействию происходящих в языке процессов, хотя и в значительно меньшей степени, чем тексты других стилей, поэтому можно утверждать, что наиболее частотные нарушения в текстах научного стиля свидетельствуют об устойчивых тенденциях, способных впоследствии ока­зать влияние на нормы литературного языка.
Регулярные исследования нарушений языковых норм в вузовских из­даниях позволят ученым получить исчерпывающее представление об изме­нениях, происходящих в письменной речи.
Знакомство с представленными в виде типологии данными об ошибках, выявляемых в текстах вузовских изданий, может оказаться полезным как для ре­дакторов, работающих над исправлением нарушений языковых норм, так и для авторов.


1. Андреев Н. Д. Именное словообразование в спортивной терминологии / Н. Д. Андреев, В. Л. Замбржицкий // Развитие современного русского языка ; под ред. С. И. Ожегова, М. В. Панова. - Москва : Изд-во Акад. наук СССР, 1963. - С. 110 - 135.
2. Ахапкина Я. Э. Причины и механизмы речевых сбоев на письме (на материале учебно-научных текстов носителей русского языка) / Я. Э. Ахапкина // Вопросы образования. - 2013. - № 3. - С. 65 - 91.
3. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - 5-е изд. - Москва : ЛИБРОКОМ, 2010. - 576 с.
4. Баранникова Л. И. Специфика проявления нормы в различных формах реали­зации языка / Л. И. Баранникова // Функционирование языка и норма : межвузовский сборник научных трудов ; ГГ11И им. М. Горького. - Горький, 1986. - С. 11 - 26.
5. Бельчиков Ю. А. О нормах литературной речи / Ю. А. Бельчиков // Вопросы культуры речи. - Москва : Изд-во АН СССР, 1965. - Вып. 6. - С. 18 - 32.
6. Березикова Т. И. Формирование языковой компетентности студентов сред­ствами учебного текста / Т. И. Березикова // Педагогическое образование на Алтае. - 2016. - № 2. - С. 48 - 53.
7. Береля И. В. Многоуровневая системность стилистических норм и проблема типологизации речевых отклонений от них : автореф. дис. ... канд. филол. наук / И. В. Береля. - Краснодар, 2007. - 24 с.
8. Береля И. В. Проблема типологии речевых отклонений от стилистических норм / И. В. Береля // Культурная жизнь Юга России / Краснодар. гос. ин-т культуры. - 2007. - Т. 1, № 20. - С. 62 - 66.
9. Бочкарева А. С. Языковая норма и печать / А. С. Бочкарева // Вестник Вятско­го государственного гуманитарного университета. - 2014. - № 8. - С. 89 - 94.
10. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке : учеб. пособие / Н. С. Валгина. - Москва : Логос, 2001. - 304 с.
11. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / В. В. Ви­ноградов. - 3-е изд., испр. - Москва : Высш. шк., 1986. - 640 с.
12. Виноградова Т. Л. Язык и стиль научного текста : учеб. пособие / Т. Л. Вино­градова. - Томск : Изд-во Том. политехн. ун-та, 2010. - 80 с.
13. Голуб И. Б. Литературное редактирование : учеб. пособие / И. Б. Голуб. - Москва : Логос, 2015. - 432 с. - (Новая университетская библиотека).
14. Горбачевич К. С. Вариантность слова и языковая норма (на материале совре­менного русского языка) / К. С. Горбачевич ; Акад. наук СССР, Ин-т рус. яз. - Ленинград : Наука, 1978. - 240 с.
15. Горбачевич К. С. Дано ли нам предугадать (О будущем русского языка) / К. С. Горбачевич // Русистика. - 1990. - № 2. - С. 70 - 80...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ