Профессиональная компетентность воспитателя как условие, обеспечивающее качество экологического образования в дошкольной образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ... 7
1.1. Понятие качества экологического образования детей 7
1.2. Условия, обеспечивающие качество экологического
образования дошкольников 17
1.3. Профессиональная компетентность воспитателей как условие
обеспечивающее качество экологического образования детей 26
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ НА КАЧЕСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 43
2.1. Характеристика и определение качества экологического
образования детей в ДОО №222 43
2.2. Содержание опытно - поисковой работы по повышению уровня
профессиональной компетентности воспитателей 53
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ... 7
1.1. Понятие качества экологического образования детей 7
1.2. Условия, обеспечивающие качество экологического
образования дошкольников 17
1.3. Профессиональная компетентность воспитателей как условие
обеспечивающее качество экологического образования детей 26
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ НА КАЧЕСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 43
2.1. Характеристика и определение качества экологического
образования детей в ДОО №222 43
2.2. Содержание опытно - поисковой работы по повышению уровня
профессиональной компетентности воспитателей 53
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Экологическое образование - это постоянный целенаправленный процесс воспитания и развития ребенка, который направлен на развитие экологической культуры, проявляющейся в нравственном взаимоотношении с природой, окружающим миром, взаимно ответственном отношении к здоровью своему и окружающей среды. Началом формирования экологической компетентности является дошкольный возраст, так как именно в это время закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности.
Правовыми основами РФ в сфере экологического образования являются: Конституция РФ Статья 42, Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»; Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р; «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.)», а также Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (далее ФГОС).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предлагает вывести экологическое образование дошкольников на новый уровень посредством воспитания ответственного за свои действия перед природой человека.
Исследованиями в области экологического образования занимались такие ученые как С.В. Алексеев, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов, Л.В. Тарасова и др. В экологической науке и практике сложилось понятие «экологическая культура», которое, как отмечает С.Н. Николаева, включает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностные, эмоционально-волевые моменты индивида, его повседневную практическую и профессиональную практику человеческой жизни. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегина полагают, что главным показателем экологической культуры личности является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей. Были сформулированы также методологические основы экологического образования, обоснованы новые подходы к составлению учебных программ и пособий, определены показатели экологической воспитанности.
В работах С.В. Алексеева, О.Д. Асафовой, В.Н. Васильевой, С.Н. Глазачева, И.Д. Зверева, И.Н. Пономаревой, Г.П. Сикорской, 3. И. Тюмасевой и др. рассматривается аксиолого-педагогический аспект экологической культуры педагога. Ученые доказали важность формирования у воспитателей экологического сознания как важнейшего условия их профессиональной компетентности в области экологического образования. Они предлагают рассматривать экологическую компетентность как базовую системообразующую единицу профессиональной компетентности и одно из важных качеств воспитателя дошкольного учреждения. Результаты исследований Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, И.А. Хайдуровой и др. доказывают, что важнейшим условием овладения детьми экологической культурой является готовность воспитателя к осуществлению этой педагогической миссии. Однако, психолого-педагогические исследования Е.Б. Амировой, Н.С. Дежниковой, А.А. Калмыковой, В.А. Ясвина и др. указывают, что у дошкольников старшего возраста, все полученные им экологические нормы не стали осмысленными нормами жизни в отношении взаимодействия природы и человека. К сожалению, в большинстве дошкольных организаций педагогическая деятельность по экологическому образованию проводится нерегулярно, а деятельность детей не систематизирована. Соответственно, педагоги и психологи дошкольного образования в своих исследованиях отмечают недостаточный уровень экологического образования современных дошкольников. Следовательно, становится актуальной необходимость поиска эффективных способов педагогического взаимодействия в процессе трансформации экологических знаний в личностно-социально-значимое отношение к природе.
Соответственно, на сегодняшний день возникает противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к качеству экологического образования и неспособностью воспитателей ДОО его обеспечить. Исходя из вышеизложенного, мы формулируем проблему исследования: возможности повышения качества экологического образования дошкольников. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения профессиональной компетентности воспитателей как условия, обеспечивающее качество экологического образования в ДОО.
Объект исследования: качество экологического образования в ДОО.
Предмет исследования: повышение профессиональной компетентности воспитателей как условие, обеспечивающее качество экологического образования в ДОО.
Цель исследования: исследовать возможности повышения профессиональной компетентности воспитателей как условия, обеспечивающего качество экологического образования в ДОО.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и выяснить условия, обеспечивающие качество экологического образования в ДОО.
2. Рассмотреть возможности повышения профессиональной компетентности воспитателей как условия, обеспечивающего качество экологического образования в ДОО.
3. Изучить уровень качества экологического образования у старших дошкольников.
4. Спланировать и организовать в ДОО работу по повышению профессиональной компетентности воспитателей и проверить опытным путем ее эффективность.
Теоретической основой исследования являются: экологическое образование в педагогических концепциях, которые представлены в трудах таких ученых как А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина и др.; психологические предпосылки эффективности экологического образования, подробно описанные в работах С.Н. Глазачева, С.Д. Дерябо, В.И. Панова, В.А. Левина и др.; основы экологического воспитания и образования дошкольников, рассмотренные исследователями И.Д. Зверевым, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной, СН. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др.; а также теоретические основы профессионального образования предложенные такими известными авторами как Л.И. Анцыферова, С.И. Архангельский, A.A. Деркач, Л.М. Митина, Е.А. Климов, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.
Методы исследования: анализ научно-методической и педагогической литературы; проведение опытно-поисковой работы. Для диагностики использовались такие методы как беседа, опрос, наблюдение.
Практическая значимость. Для повышения профессиональной эколого-педагогической компетентности воспитателей разработана программа «Экомир», которая может успешно применяться в работе ДОО.
База исследования: воспитанники старшей группы МАДОУ №222 г. Екатеринбурга в количестве 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек), возраст 5,5 - 6 лет и воспитатели в количестве 18 человек.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, который включает 53 наименования и приложение.
Правовыми основами РФ в сфере экологического образования являются: Конституция РФ Статья 42, Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»; Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р; «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.)», а также Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (далее ФГОС).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предлагает вывести экологическое образование дошкольников на новый уровень посредством воспитания ответственного за свои действия перед природой человека.
Исследованиями в области экологического образования занимались такие ученые как С.В. Алексеев, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов, Л.В. Тарасова и др. В экологической науке и практике сложилось понятие «экологическая культура», которое, как отмечает С.Н. Николаева, включает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностные, эмоционально-волевые моменты индивида, его повседневную практическую и профессиональную практику человеческой жизни. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегина полагают, что главным показателем экологической культуры личности является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей. Были сформулированы также методологические основы экологического образования, обоснованы новые подходы к составлению учебных программ и пособий, определены показатели экологической воспитанности.
В работах С.В. Алексеева, О.Д. Асафовой, В.Н. Васильевой, С.Н. Глазачева, И.Д. Зверева, И.Н. Пономаревой, Г.П. Сикорской, 3. И. Тюмасевой и др. рассматривается аксиолого-педагогический аспект экологической культуры педагога. Ученые доказали важность формирования у воспитателей экологического сознания как важнейшего условия их профессиональной компетентности в области экологического образования. Они предлагают рассматривать экологическую компетентность как базовую системообразующую единицу профессиональной компетентности и одно из важных качеств воспитателя дошкольного учреждения. Результаты исследований Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, И.А. Хайдуровой и др. доказывают, что важнейшим условием овладения детьми экологической культурой является готовность воспитателя к осуществлению этой педагогической миссии. Однако, психолого-педагогические исследования Е.Б. Амировой, Н.С. Дежниковой, А.А. Калмыковой, В.А. Ясвина и др. указывают, что у дошкольников старшего возраста, все полученные им экологические нормы не стали осмысленными нормами жизни в отношении взаимодействия природы и человека. К сожалению, в большинстве дошкольных организаций педагогическая деятельность по экологическому образованию проводится нерегулярно, а деятельность детей не систематизирована. Соответственно, педагоги и психологи дошкольного образования в своих исследованиях отмечают недостаточный уровень экологического образования современных дошкольников. Следовательно, становится актуальной необходимость поиска эффективных способов педагогического взаимодействия в процессе трансформации экологических знаний в личностно-социально-значимое отношение к природе.
Соответственно, на сегодняшний день возникает противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к качеству экологического образования и неспособностью воспитателей ДОО его обеспечить. Исходя из вышеизложенного, мы формулируем проблему исследования: возможности повышения качества экологического образования дошкольников. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения профессиональной компетентности воспитателей как условия, обеспечивающее качество экологического образования в ДОО.
Объект исследования: качество экологического образования в ДОО.
Предмет исследования: повышение профессиональной компетентности воспитателей как условие, обеспечивающее качество экологического образования в ДОО.
Цель исследования: исследовать возможности повышения профессиональной компетентности воспитателей как условия, обеспечивающего качество экологического образования в ДОО.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и выяснить условия, обеспечивающие качество экологического образования в ДОО.
2. Рассмотреть возможности повышения профессиональной компетентности воспитателей как условия, обеспечивающего качество экологического образования в ДОО.
3. Изучить уровень качества экологического образования у старших дошкольников.
4. Спланировать и организовать в ДОО работу по повышению профессиональной компетентности воспитателей и проверить опытным путем ее эффективность.
Теоретической основой исследования являются: экологическое образование в педагогических концепциях, которые представлены в трудах таких ученых как А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина и др.; психологические предпосылки эффективности экологического образования, подробно описанные в работах С.Н. Глазачева, С.Д. Дерябо, В.И. Панова, В.А. Левина и др.; основы экологического воспитания и образования дошкольников, рассмотренные исследователями И.Д. Зверевым, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной, СН. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др.; а также теоретические основы профессионального образования предложенные такими известными авторами как Л.И. Анцыферова, С.И. Архангельский, A.A. Деркач, Л.М. Митина, Е.А. Климов, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.
Методы исследования: анализ научно-методической и педагогической литературы; проведение опытно-поисковой работы. Для диагностики использовались такие методы как беседа, опрос, наблюдение.
Практическая значимость. Для повышения профессиональной эколого-педагогической компетентности воспитателей разработана программа «Экомир», которая может успешно применяться в работе ДОО.
База исследования: воспитанники старшей группы МАДОУ №222 г. Екатеринбурга в количестве 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек), возраст 5,5 - 6 лет и воспитатели в количестве 18 человек.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, который включает 53 наименования и приложение.
Целью работы являлось исследование возможности повышения профессиональной компетентности воспитателей как условия, обеспечивающего качество экологического образования в ДОО.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что качество экологического образования дошкольников - это определенный уровень освоения ребенком содержания экологического образования, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями и целями экологического образования. Целью экологического образования является формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе. Экологическая культура заключается в способности людей адекватно использовать свои экологические знания и умения в практической деятельности. Основными компонентами экологической культуры детей старшего дошкольного возраста являются: когнитивный, операциональный, ценностно-мотивационный.
Для достижения высокого уровня качества экологического образования необходимы определенные педагогические условия, реализуемые педагогическим коллективом ДОО в целом и воспитателем конкретной группы в частности. Важнейшим условием, обеспечивающими качество экологического образования дошкольников, является высокий уровень профессиональной компетентности воспитателя в области экологического образования.
Профессиональная компетентность воспитателя - это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемая требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Экологическая компетентность воспитателя - это интегрированная характеристика его профессионализма в области экологического образования и воспитания, включающая владение различными компетенциями для решения экологических задач в работе с детьми и проявляющаяся в готовности педагога к эффективной эколого-педагогической деятельности. Формирование экологической компетентности предполагает: процесс улучшения личных и профессиональных качеств, направленный на создание системы экологических идей и ценностно-смысловых ориентации, проявляющихся в специфике педагогической деятельности при организации экологического образования; создание условий, обеспечивающих максимальную эффективность овладения способами экологической деятельности путем организации особого типа образовательной среды и включенности педагогов в процесс ее создания. Повышение профессиональной компетенции воспитателя, осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые занятия, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество и т.д.).
Базой опытного исследования явилось МАДОУ №222 г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе с согласия родителей принимали участие воспитанники старшей группы 5,5 - 6 лет, в количестве 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков), а также воспитатели в количестве 18 человек. Опытно-поисковая работа проводилась в период с сентября 2016 г. по май 2017г.
Целью констатирующего этапа опытного исследования являлось изучение уровня экологического образования у старших дошкольников и основ профессиональной эколого-педагогической компетентности воспитателей. По результатам констатирующего этапа высокий уровень экологической культуры имеют 5% старших дошкольников, средний уровень - 70%, низкий уровень - 25%. Анализ результатов диагностического исследования констатирующего этапа показал, что все составляющие компонентов экологической культуры сформированы у выбранной группы дошкольников примерно на одном среднем уровне. Вместе с этим качественный анализ результатов показал, что усвоенные старшими дошкольниками экологические нормы не стали личностными нормами поведения во взаимоотношениях с природой. Соответственно, можно констатировать недостаточный уровень экологического образования старших дошкольников.
По результатам диагностического обследования воспитателей высокий уровень основ профессиональной эколого-педагогической компетентности имеют - 16% педагогов, средний - 62 % педагогов, низкий - 22%.
Полученные результаты свидетельствуют об общем среднем уровне сформированности основ профессиональной эколого-педагогической компетентности. Качественный анализ результатов показал, что, несмотря на хорошие результаты педагогов, у них уровень ограниченной сформированности экологических компетенций. Полученные результаты коррелируют с данными о педагогическом стаже, возрасте, уровне образования и квалификационной категории педагогов, принимавших участие в опытном исследовании. Педагоги, получившие по результатам обследования низкий уровень сформированности экологической компетентности, являются молодыми специалистами, недавно поступившими на работу, студенты педагогических вузов, не имеющими категории. Когда как воспитатели, с высоким уровнем профессиональной эколого-педагогической компетентности имеют высшее образование, большой педагогический стаж и высшую квалификационную категорию. Соответственно, констатирующий этап исследования показал, что в целом, воспитатели ДОО на сегодняшний день не готовы создавать оптимальные условия для развития качественного экологического образования дошкольников.
С целью создания условий для формирования профессиональной эколого-педагогической компетентности воспитателя в ходе реализации формирующего этапа исследования мы разработали программу повышения профессиональной эколого-педагогической компетентности воспитателей ДОО «Экомир». Основными направлениями работы стали: научно-профессиональная и научно-методическая переподготовка, освоение методик работы с родителями, умение самостоятельно оценивать экологическую обстановку и организовывать экологосообразную образовательную среду; экологизация видов деятельности детей.
В результате работы по программе повышения профессиональной эколого-педагогической компетентности воспитателей ДОО «Экомир» были созданы условия для формирования профессиональной эколого-педагогической компетентности воспитателя. Произошло обогащение экологических знаний воспитателей. Получили свое дальнейшее развитие педагогические способности решения учебных экологических задач творчески. Возросла степень включенности педагогов в эколого-педагогическую деятельность с детьми и родителями. Повысилось качество экологических знаний дошкольников.
Таким образом, повышение профессиональной компетентности воспитателей является условием, обеспечивающим качество экологического образования в ДОО.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что качество экологического образования дошкольников - это определенный уровень освоения ребенком содержания экологического образования, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями и целями экологического образования. Целью экологического образования является формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе. Экологическая культура заключается в способности людей адекватно использовать свои экологические знания и умения в практической деятельности. Основными компонентами экологической культуры детей старшего дошкольного возраста являются: когнитивный, операциональный, ценностно-мотивационный.
Для достижения высокого уровня качества экологического образования необходимы определенные педагогические условия, реализуемые педагогическим коллективом ДОО в целом и воспитателем конкретной группы в частности. Важнейшим условием, обеспечивающими качество экологического образования дошкольников, является высокий уровень профессиональной компетентности воспитателя в области экологического образования.
Профессиональная компетентность воспитателя - это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемая требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Экологическая компетентность воспитателя - это интегрированная характеристика его профессионализма в области экологического образования и воспитания, включающая владение различными компетенциями для решения экологических задач в работе с детьми и проявляющаяся в готовности педагога к эффективной эколого-педагогической деятельности. Формирование экологической компетентности предполагает: процесс улучшения личных и профессиональных качеств, направленный на создание системы экологических идей и ценностно-смысловых ориентации, проявляющихся в специфике педагогической деятельности при организации экологического образования; создание условий, обеспечивающих максимальную эффективность овладения способами экологической деятельности путем организации особого типа образовательной среды и включенности педагогов в процесс ее создания. Повышение профессиональной компетенции воспитателя, осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые занятия, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество и т.д.).
Базой опытного исследования явилось МАДОУ №222 г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе с согласия родителей принимали участие воспитанники старшей группы 5,5 - 6 лет, в количестве 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков), а также воспитатели в количестве 18 человек. Опытно-поисковая работа проводилась в период с сентября 2016 г. по май 2017г.
Целью констатирующего этапа опытного исследования являлось изучение уровня экологического образования у старших дошкольников и основ профессиональной эколого-педагогической компетентности воспитателей. По результатам констатирующего этапа высокий уровень экологической культуры имеют 5% старших дошкольников, средний уровень - 70%, низкий уровень - 25%. Анализ результатов диагностического исследования констатирующего этапа показал, что все составляющие компонентов экологической культуры сформированы у выбранной группы дошкольников примерно на одном среднем уровне. Вместе с этим качественный анализ результатов показал, что усвоенные старшими дошкольниками экологические нормы не стали личностными нормами поведения во взаимоотношениях с природой. Соответственно, можно констатировать недостаточный уровень экологического образования старших дошкольников.
По результатам диагностического обследования воспитателей высокий уровень основ профессиональной эколого-педагогической компетентности имеют - 16% педагогов, средний - 62 % педагогов, низкий - 22%.
Полученные результаты свидетельствуют об общем среднем уровне сформированности основ профессиональной эколого-педагогической компетентности. Качественный анализ результатов показал, что, несмотря на хорошие результаты педагогов, у них уровень ограниченной сформированности экологических компетенций. Полученные результаты коррелируют с данными о педагогическом стаже, возрасте, уровне образования и квалификационной категории педагогов, принимавших участие в опытном исследовании. Педагоги, получившие по результатам обследования низкий уровень сформированности экологической компетентности, являются молодыми специалистами, недавно поступившими на работу, студенты педагогических вузов, не имеющими категории. Когда как воспитатели, с высоким уровнем профессиональной эколого-педагогической компетентности имеют высшее образование, большой педагогический стаж и высшую квалификационную категорию. Соответственно, констатирующий этап исследования показал, что в целом, воспитатели ДОО на сегодняшний день не готовы создавать оптимальные условия для развития качественного экологического образования дошкольников.
С целью создания условий для формирования профессиональной эколого-педагогической компетентности воспитателя в ходе реализации формирующего этапа исследования мы разработали программу повышения профессиональной эколого-педагогической компетентности воспитателей ДОО «Экомир». Основными направлениями работы стали: научно-профессиональная и научно-методическая переподготовка, освоение методик работы с родителями, умение самостоятельно оценивать экологическую обстановку и организовывать экологосообразную образовательную среду; экологизация видов деятельности детей.
В результате работы по программе повышения профессиональной эколого-педагогической компетентности воспитателей ДОО «Экомир» были созданы условия для формирования профессиональной эколого-педагогической компетентности воспитателя. Произошло обогащение экологических знаний воспитателей. Получили свое дальнейшее развитие педагогические способности решения учебных экологических задач творчески. Возросла степень включенности педагогов в эколого-педагогическую деятельность с детьми и родителями. Повысилось качество экологических знаний дошкольников.
Таким образом, повышение профессиональной компетентности воспитателей является условием, обеспечивающим качество экологического образования в ДОО.
Подобные работы
- Организационно-методическое обеспечение качества экологического образования в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Управление качеством экологического образования в дошкольной образовательной организации в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Информационно-коммуникационные технологии как средство совершенствования экологического образования детей в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Инновации в деятельности педагогов как условие совершенствования экологического образования детей в дошкольном учреждении
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Управление организацией научно-методической деятельности по проблеме экологического воспитания в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Образовательная программа дошкольной образовательной организации как модель организации инновационного образовательного процесса
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2017 - Инновационная деятельность в дошкольной организации как условие совершенствования процесса ознакомления детей с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Организация экологического воспитания дошкольников на занятиях физической культуры
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



