Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профессиональная компетентность воспитателя как условие, обеспечивающее качество экологического образования в дошкольной образовательной организации

Работа №99210

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ... 7
1.1. Понятие качества экологического образования детей 7
1.2. Условия, обеспечивающие качество экологического
образования дошкольников 17
1.3. Профессиональная компетентность воспитателей как условие
обеспечивающее качество экологического образования детей 26
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ НА КАЧЕСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 43
2.1. Характеристика и определение качества экологического
образования детей в ДОО №222 43
2.2. Содержание опытно - поисковой работы по повышению уровня
профессиональной компетентности воспитателей 53
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Экологическое образование - это постоянный целенаправленный процесс воспитания и развития ребенка, который направлен на развитие экологической культуры, проявляющейся в нравственном взаимоотношении с природой, окружающим миром, взаимно ответственном отношении к здоровью своему и окружающей среды. Началом формирования экологической компетентности является дошкольный возраст, так как именно в это время закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности.
Правовыми основами РФ в сфере экологического образования являются: Конституция РФ Статья 42, Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»; Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р; «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.)», а также Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (далее ФГОС).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предлагает вывести экологическое образование дошкольников на новый уровень посредством воспитания ответственного за свои действия перед природой человека.
Исследованиями в области экологического образования занимались такие ученые как С.В. Алексеев, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов, Л.В. Тарасова и др. В экологической науке и практике сложилось понятие «экологическая культура», которое, как отмечает С.Н. Николаева, включает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностные, эмоционально-волевые моменты индивида, его повседневную практическую и профессиональную практику человеческой жизни. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегина полагают, что главным показателем экологической культуры личности является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей. Были сформулированы также методологические основы экологического образования, обоснованы новые подходы к составлению учебных программ и пособий, определены показатели экологической воспитанности.
В работах С.В. Алексеева, О.Д. Асафовой, В.Н. Васильевой, С.Н. Глазачева, И.Д. Зверева, И.Н. Пономаревой, Г.П. Сикорской, 3. И. Тюмасевой и др. рассматривается аксиолого-педагогический аспект экологической культуры педагога. Ученые доказали важность формирования у воспитателей экологического сознания как важнейшего условия их профессиональной компетентности в области экологического образования. Они предлагают рассматривать экологическую компетентность как базовую системообразующую единицу профессиональной компетентности и одно из важных качеств воспитателя дошкольного учреждения. Результаты исследований Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, И.А. Хайдуровой и др. доказывают, что важнейшим условием овладения детьми экологической культурой является готовность воспитателя к осуществлению этой педагогической миссии. Однако, психолого-педагогические исследования Е.Б. Амировой, Н.С. Дежниковой, А.А. Калмыковой, В.А. Ясвина и др. указывают, что у дошкольников старшего возраста, все полученные им экологические нормы не стали осмысленными нормами жизни в отношении взаимодействия природы и человека. К сожалению, в большинстве дошкольных организаций педагогическая деятельность по экологическому образованию проводится нерегулярно, а деятельность детей не систематизирована. Соответственно, педагоги и психологи дошкольного образования в своих исследованиях отмечают недостаточный уровень экологического образования современных дошкольников. Следовательно, становится актуальной необходимость поиска эффективных способов педагогического взаимодействия в процессе трансформации экологических знаний в личностно-социально-значимое отношение к природе.
Соответственно, на сегодняшний день возникает противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к качеству экологического образования и неспособностью воспитателей ДОО его обеспечить. Исходя из вышеизложенного, мы формулируем проблему исследования: возможности повышения качества экологического образования дошкольников. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения профессиональной компетентности воспитателей как условия, обеспечивающее качество экологического образования в ДОО.
Объект исследования: качество экологического образования в ДОО.
Предмет исследования: повышение профессиональной компетентности воспитателей как условие, обеспечивающее качество экологического образования в ДОО.
Цель исследования: исследовать возможности повышения профессиональной компетентности воспитателей как условия, обеспечивающего качество экологического образования в ДОО.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и выяснить условия, обеспечивающие качество экологического образования в ДОО.
2. Рассмотреть возможности повышения профессиональной компетентности воспитателей как условия, обеспечивающего качество экологического образования в ДОО.
3. Изучить уровень качества экологического образования у старших дошкольников.
4. Спланировать и организовать в ДОО работу по повышению профессиональной компетентности воспитателей и проверить опытным путем ее эффективность.
Теоретической основой исследования являются: экологическое образование в педагогических концепциях, которые представлены в трудах таких ученых как А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина и др.; психологические предпосылки эффективности экологического образования, подробно описанные в работах С.Н. Глазачева, С.Д. Дерябо, В.И. Панова, В.А. Левина и др.; основы экологического воспитания и образования дошкольников, рассмотренные исследователями И.Д. Зверевым, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной, СН. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др.; а также теоретические основы профессионального образования предложенные такими известными авторами как Л.И. Анцыферова, С.И. Архангельский, A.A. Деркач, Л.М. Митина, Е.А. Климов, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.
Методы исследования: анализ научно-методической и педагогической литературы; проведение опытно-поисковой работы. Для диагностики использовались такие методы как беседа, опрос, наблюдение.
Практическая значимость. Для повышения профессиональной эколого-педагогической компетентности воспитателей разработана программа «Экомир», которая может успешно применяться в работе ДОО.
База исследования: воспитанники старшей группы МАДОУ №222 г. Екатеринбурга в количестве 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек), возраст 5,5 - 6 лет и воспитатели в количестве 18 человек.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, который включает 53 наименования и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью работы являлось исследование возможности повышения профессиональной компетентности воспитателей как условия, обеспечивающего качество экологического образования в ДОО.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что качество экологического образования дошкольников - это определенный уровень освоения ребенком содержания экологического образования, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями и целями экологического образования. Целью экологического образования является формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе. Экологическая культура заключается в способности людей адекватно использовать свои экологические знания и умения в практической деятельности. Основными компонентами экологической культуры детей старшего дошкольного возраста являются: когнитивный, операциональный, ценностно-мотивационный.
Для достижения высокого уровня качества экологического образования необходимы определенные педагогические условия, реализуемые педагогическим коллективом ДОО в целом и воспитателем конкретной группы в частности. Важнейшим условием, обеспечивающими качество экологического образования дошкольников, является высокий уровень профессиональной компетентности воспитателя в области экологического образования.
Профессиональная компетентность воспитателя - это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемая требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Экологическая компетентность воспитателя - это интегрированная характеристика его профессионализма в области экологического образования и воспитания, включающая владение различными компетенциями для решения экологических задач в работе с детьми и проявляющаяся в готовности педагога к эффективной эколого-педагогической деятельности. Формирование экологической компетентности предполагает: процесс улучшения личных и профессиональных качеств, направленный на создание системы экологических идей и ценностно-смысловых ориентации, проявляющихся в специфике педагогической деятельности при организации экологического образования; создание условий, обеспечивающих максимальную эффективность овладения способами экологической деятельности путем организации особого типа образовательной среды и включенности педагогов в процесс ее создания. Повышение профессиональной компетенции воспитателя, осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые занятия, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество и т.д.).
Базой опытного исследования явилось МАДОУ №222 г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе с согласия родителей принимали участие воспитанники старшей группы 5,5 - 6 лет, в количестве 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков), а также воспитатели в количестве 18 человек. Опытно-поисковая работа проводилась в период с сентября 2016 г. по май 2017г.
Целью констатирующего этапа опытного исследования являлось изучение уровня экологического образования у старших дошкольников и основ профессиональной эколого-педагогической компетентности воспитателей. По результатам констатирующего этапа высокий уровень экологической культуры имеют 5% старших дошкольников, средний уровень - 70%, низкий уровень - 25%. Анализ результатов диагностического исследования констатирующего этапа показал, что все составляющие компонентов экологической культуры сформированы у выбранной группы дошкольников примерно на одном среднем уровне. Вместе с этим качественный анализ результатов показал, что усвоенные старшими дошкольниками экологические нормы не стали личностными нормами поведения во взаимоотношениях с природой. Соответственно, можно констатировать недостаточный уровень экологического образования старших дошкольников.
По результатам диагностического обследования воспитателей высокий уровень основ профессиональной эколого-педагогической компетентности имеют - 16% педагогов, средний - 62 % педагогов, низкий - 22%.
Полученные результаты свидетельствуют об общем среднем уровне сформированности основ профессиональной эколого-педагогической компетентности. Качественный анализ результатов показал, что, несмотря на хорошие результаты педагогов, у них уровень ограниченной сформированности экологических компетенций. Полученные результаты коррелируют с данными о педагогическом стаже, возрасте, уровне образования и квалификационной категории педагогов, принимавших участие в опытном исследовании. Педагоги, получившие по результатам обследования низкий уровень сформированности экологической компетентности, являются молодыми специалистами, недавно поступившими на работу, студенты педагогических вузов, не имеющими категории. Когда как воспитатели, с высоким уровнем профессиональной эколого-педагогической компетентности имеют высшее образование, большой педагогический стаж и высшую квалификационную категорию. Соответственно, констатирующий этап исследования показал, что в целом, воспитатели ДОО на сегодняшний день не готовы создавать оптимальные условия для развития качественного экологического образования дошкольников.
С целью создания условий для формирования профессиональной эколого-педагогической компетентности воспитателя в ходе реализации формирующего этапа исследования мы разработали программу повышения профессиональной эколого-педагогической компетентности воспитателей ДОО «Экомир». Основными направлениями работы стали: научно-профессиональная и научно-методическая переподготовка, освоение методик работы с родителями, умение самостоятельно оценивать экологическую обстановку и организовывать экологосообразную образовательную среду; экологизация видов деятельности детей.
В результате работы по программе повышения профессиональной эколого-педагогической компетентности воспитателей ДОО «Экомир» были созданы условия для формирования профессиональной эколого-педагогической компетентности воспитателя. Произошло обогащение экологических знаний воспитателей. Получили свое дальнейшее развитие педагогические способности решения учебных экологических задач творчески. Возросла степень включенности педагогов в эколого-педагогическую деятельность с детьми и родителями. Повысилось качество экологических знаний дошкольников.
Таким образом, повышение профессиональной компетентности воспитателей является условием, обеспечивающим качество экологического образования в ДОО.



1. Акимова, Т. А. Экология [Текст] : учебник / Т. А. Акимова. - М.: Академия, 2007. - 453 с.
2. Алексеев, С. В. К вопросу об учебно-методическом обеспечении экологического образования [Текст] / С. В. Алексеев // Методист. - 2012. - №2. - С. 28.
3. Анцыферова, Л. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни [Текст] / Л. И. Анцыферова // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В.А. Бодрова. - М.: Просвещение, 1991. - С. 27-43.
4. Аплеева, Н.Н. Активные методы обучения в воспитании экологической культуры старших дошкольников [Электронный ресурс]. / Н.Н. Аплеева. - URL:http://pandia.ru/text/77/282/22675.php(дата обращения: 20.02.2017).
5. Асаева, И.Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений [Электронный ресурс] / И. Н. Асаева // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 4 - С36-41: URL:www.science-education.ru/25-981(Дата обращения 01.05.2017).
6. Атмахова, Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. /Л. Н. Атмахова. - Екатеринбург, 2006. - С. 177.
7. Ашиков, В.И. Семицветик. [Текст] : программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. - М., 2009. - 234 с.
8. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы [Текст] : учеб. пособие / К.Ю. Белая. - М.: Перспектива,
2010. - 290 с.
9. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу [Текст] /
А.И. Васильева. - Минск, 2013. - 297 с.
10. Вересов, Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников [Текст] / Н. Вересов // Дошкольное воспитание. - 2008. -№ 3. - С. 22-23.
11. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] / С.А. Веретенникова. - М.: Просвещение, 2011. - 231с.
12. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе [Текст] / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №5.
- С. 45 - 69.
13. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст] / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 296 с.
14. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников [Текст] / Т.В. Волосникова // Дошкольная педагогика, - 2013.
- № 6.- С. 16-20.
15. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию - современная технология экологического образования дошкольников [Текст]/ О. А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 3. - С. 23-27.
16. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников [Текст] / Г.А. Горбунова // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 6. - С. 10-16.
17. Дерябо, С.Д. Феномен субъективного восприятия природных объектов [Текст] / С.Д. Дерябо // Вопросы психологии. - 2002. - №1. - С.45¬59.
18. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] : учебное пособие / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
- 480 с.
19. Зебзеева, В.А. Воспитывать личность, обладающую «экоцентрическим сознанием» [Текст] /В.А. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 2006. - №7. - С. 75-79.
20. Зебзеева, В.А. Становление экологической субкультуры детства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В.А. Зебзеева. // Человек культуры : коллективная монография /
В.В. Князева [и др.]; науч. ред. В.В. Князева; Мин-во образования и науки РФ, Оренб. гос. пед. ун-т. Книга 3: Воспитательное пространство. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. - 300с. Глава 5: Эколого-гуманистическое образование: на пути к человеку культуры. - С. 127-161.
21. Зенина, Т. Экологические акции в работе с дошкольниками [Текст] / Т. Зенина // Дошкольное воспитание, 2012 . - № 7.- С. 18.
22. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С.3-8.
23. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! [Текст] / Л.В. Ковинько. - М.: Линка-Пресс, 2014. - 72 с.
24. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального
самообразования педагога [Текст] / Г.М. Кождаспирова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 390 с.
25. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: [Текст] / С.А. Козлова - М.: Академия, 2010. - 432с.
26. Коробкин, В.И. Экология [Текст] / В.И. Коробкин, Л.В. Передальский. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2011. - С. 545-549.
27. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей [Текст] / Л.В. Кузнецова // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
28. Лазарева, О.Н. Теория и методика экологического образования детей. [Текст] : учебное пособие / О.Н. Лазарева, Н.А. Волкова, В.М. Ворошилова. - Урал. гос. пед. ун-г. Екатеринбург, 2004.—279 с.
29. Макарова, Е.А. Методика формирования экологической компетентности будущих учителей: технологии сотрудничества: автореф. дисс. ... канд. пед. наук специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (экология) [Электронный ресурс] / Е. А. Макарова. - Самара, 2011- 24 с.URL:http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-metodika-formirovaniya-ekologicheskoy-kompetentnosti-buduschih-uchiteley-tehnologii-sotrudnichestva(Дата обращения 14.02. 2017)
30. Маркова, Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения [Текст] / Л.С. Маркова. - М., Перспектива, 2011. - 160 с.
31. Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М.Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2004. - 320с.
32. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду [Текст] /
Н.В. Микляева. - М.: Перспектива, 2011. - 289 с.
33. Надольная, Т.П. Экологическое воспитание дошкольников в
рамках Образовательной системы «Школа 2100» [Текст] / Т.П. Надольная // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №6. - С. 6-9.
34. Назарова, Л.Д. Экология души: позиции человека по отношению к миру /Л.Д. Назарова [Текст] // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - №3. - С. 26-40.
35. Нестерова, А.А. Формирование эколого-педагогической
компетентности будущих педагогов дошкольного образования : дисс. ... канд. пед. наук специальность 13.00.08 [Электронный ресурс] / А. А. Нестерова. - Чебоксары, 2011. - 189 с. -URL:
http://www. dissercat.com/content/formirovanie-
ekologopedago gicheskoikompetentno sti-budushchikh-pedago gov-do shkolno go-obrazo(Дата обращения 21.02. 2017 )
36. Николаева, С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 2013. - 243 с.
37. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада. [Текст] : кн. для воспитателей дет. сада / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
38. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2012. - 336с.
39. Панкова, Г. В. Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС ДО и ПС (Профстандарта) [Текст] / Г.В. Панкова, М.М. Лузан, М.А. Сергеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - С. 231-235.
40. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов
педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,
A. И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс,2011. - 512 с.
41. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием [Текст]/ Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - М.: Академия, 1999. - 45с.
42. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] /
B. М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004 - 512 с.
43. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика [Текст] : монография / Н.А. Рыжова ; М-во образования Рос. Федерации. Ин-т развития проф. образования. - М.: Издат. центр Акад. проф. образования, 1999. - 170 с.
44. Рыжова, Н.А. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. -
2011. - № 6. - С. 18.
45. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. [Текст] / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286 с. 

образования: биосферно-центрический подход [Текст] / Ю.В. Степанченко // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - №3. - С. 12.
47. Стеркина, Р.Б. Дошкольное образование в России [Текст] / Р.Б. Стеркина. -М.: АСТ, 2009. - 336 с.
48. Теория и методика экологического образования детей : учебно-
методическое пособие / сост. Г.З. Атиева; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ). - Уфа, 2009. - 341 с.
[Электронный ресурс]. - URL: https://studfiles.net/bgpu-
1/145/folder:7888/#2238513(дата обращения: 02.02.2017).
49. ФГОС ДО [Электронный ресурс]. - URL:http://d25101.edu35.ru/ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do(дата обращения: 19.01.2017)
50. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов [Текст] / А.В. Хуторской. - М., 2002. - С. 86.
51. Экологическое образование школьников [Текст] /
А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева и др. ; под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. - М.: Педагогика, 1983. - 160 с.
52. Ягодин, Г.А. Образование должно формировать личность [Текст] / Г.А. Ягодин - М.: Изд-во Агентства печати Новости, 1987. - 30 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ