ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности экологического образования дошкольников 13
1.3. Педагогические условия формирования экологических
представлений дошкольников 20
1.4. Роль опытно-экспериментальной деятельности в
формировании экологических представлений дошкольников 25
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА 2. ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО-
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ 33
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности экологических представлений у дошкольников 33
2.2 Реализация педагогических условий формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности 38
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию экологических представлений у дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности 44
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что экологические проблемы - одни из острейших проблем современности, так как будущее человечества зависит именно от уровня экологической культуры каждого человека и его компетентного участия в их решении.
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», и другие соответствующие постановления правительства РФ возвели экологическое образование в разряд первостепенных проблем государства.
Последние десятилетия - период становления экологического образовательного пространства. С принятием законов «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» были созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования и детский сад - это первое звено в системе непрерывного образования.
Задачи развития и формирования личности ребенка, сформулированные в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», определяют необходимость совершенствования педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, строящегося на единстве взаимодействия цели, содержания и контроля качества педагогических процессов.
По-прежнему приоритетным в ДОУ остается экологическое образование и поэтому необходимо наметить пути повышения качества образования в данном направлении воспитательно-образовательного процесса.
С внедрением ФГОС целью экологического воспитания является:
- формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
- развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;
- побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.
Цель исследования: выявить теоретически и обосновать педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Объектом исследования является опытно-экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования: является педагогические условия формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить уровень сформированности экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
3. Создать педагогические условия для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
4. Обобщить результаты опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста будет эффективным при проведении опытно-экспериментальной деятельности.
Научная новизна: экологическое образование младших дошкольников сравнительно новое направление в деятельности современных ДОУ. Формирование экологических представлений определяют с позиции опытно-экспериментальной деятельности ребенка, у младшего дошкольника появляется новая социальная позиция - «лаборант», «научный работник», «экспериментатор ».
Теоретическая значимость работы состоит в получении новых фактов, знаний и умений в решении проблемы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста, а практическая - заключается в применении полученных знаний и навыков в профессиональной и трудовой деятельности педагогического персонала. Результаты исследования могут найти применение при разработке практических вопросов на занятиях, включающих в себя опытно-экспериментальную деятельность, с целью формирования экологических представлений о живой и неживой природе.
Методология курсовой работы: исследование проведено посредством изучения и теоретического анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы.
При выявлении проблем, которыми характеризуется процесс формирования экологических представлений детей младшего дошкольного возраста, а также при решении поставленных задач, были использованы научные труды ученых, исследовавших данную проблему: В. С. Мухиной, Р. С. Немова, С. Н. Николаевой, Н. Кондратьевой и др.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект.
Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы.
Экспериментирование - форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. Использование этого метода позволяет управлять явлениями, вызывая или прекращая эти процессы. Ребенок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движения воздуха, агрегатное состояние воды и др.). Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, аргументировать выводы.
Основные принципы организации детского экспериментирования
- литературная основа построения занятия;
- доступность содержания литературного текста и объектов исследования;
в исследовательской работе с предложенным материалом;
- вариативность методов действия со знакомыми предметами, материалами и веществами;
- возможность исследовательских действий с предложенным материалом для каждого ребёнка (на каждого из присутствующих детей готовится собственный набор оборудования и материалов);
- поддержка положительных эмоциональных переживаний ребёнка в ходе экспериментирования (исследовательский опыт ребёнка должно иметь позитивно завершённый продукт, которого ребёнок достигнет самостоятельно, либо с помощью взрослых);
- ведущая роль взрослого как носителя образцов действия с предметами и материалами и носителя речевых образцов также обязательна;
- содержание каждого занятия (по возможности) должно быть связано с жизнью детей в группе и с игровой деятельностью детей и плавно в неё перетекать.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ «Детский сад № 69» в младшей группе, которую посещают 15 детей. В группе 7 девочек и 8 мальчиков.
Диагностика экологических знаний и экологических отношений, младших дошкольников проводилась на основе методики Р. Н. Колчановой и С. Н. Николаевой.
Диагностика экологических знаний была разработана в соответствии с разделами: неживая природа, многообразие животного и растительного мира и сезонные изменения в природе, взаимодействие человека с природой. На основании проведенных методик был сделан вывод о том, что в исследуемой группе наблюдается низкий и средний уровень сформированности экологических представлений, в связи с чем было принято решение о целесообразности разработки программы повышения экологических представлений дошкольников.
По результатам повторной диагностики в группе детей было зафиксировано значительное улучшение показателей экологической культуры. Свои показатели улучшили 40% детей.
Большинство детей стали самостоятельно видеть проблему, активно высказывать предположения, выдвигать гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользоваться аргументацией и доказательствами
1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! [Текст] :
перспектив. план работы по формированию экол. культуры у детей дошкол. возраста /
О. А. Воронкевич. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 496 с.
2. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
3. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Н. Галигузова. С. Ю. Мещерякова.- М. : ВЛАДОС, 2007. - 301 с.
4. Гончарова, Е. В. Технология экологического образования детей второй младшей группы ДОУ [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. В. Г ончарова,
Л. В. Моисеева. - Екатеринбург : Центр Проблем Детства, 2002. - 192 с.
5. Детство [Текст] : программа развития и воспитания детей в дет.саду / В. И. Логинова [и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; под ред. Т. И. Бабаевой [и др.]. - СПб. : Акцидент, 1997. - 224 с.
6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / отв.ред. Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1978. - 96 с.
7. Дрязгунова, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошколь-ников с растениями [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / В. А. Дрязгунова. - М. : Просвещение, 1981. - 80 с.
8. Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О. М. Дьяченко, Г.В. Лаврентьева. - М. : Педагогика, 1984. - 128 с.
9. Зверев, И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии [Текст] / И. Д. Зверев. - М. : Перемена, 1996. - 123 с.
10. Как знакомить дошкольников с природой [Текст] : пособие для воспитателей / Л. А Каменева [и др.] ; под ред. П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1983. - 207 с.
11. Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников [Текст] : метод. пособие / А. В. Калиниченко, Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко. - М. : Айрис-Пресс, 2004. - 112 с.
12. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. - М. : Академия,
2002. - 414 с.
13. Коробова, М. В., Малыш в мире природы [Текст] : метод. пособие для воспитателей и родителей / М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова. - М. : Просвещение, 2010. - 94 с.
14. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М. : Сфера,
2003. - 464 с.
15. Лулич, М. В. Детям о природе [Текст] : кн. для воспитателя дет.
сада /
М. В. Лулич. - М. : Просвещение, 1989. - 143 с.
16. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов нач. шк. / М. Д. Маханева. - М. : АРКТИ, 2004. - 317 с.
17. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] : учеб. пособие для пед. училищ / Л. А. Каменева [и др.] ; под ред. П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1992. - 240 с.
18. Мир природы и ребенок [Текст] : методика экол. воспитания дошкольников : учеб. пособие для пед. училищ / под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : Акцидент, 1998. - 318 с.
19. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. С. Мухина. - М. : Академия, 1998. - 454 с.
20. Мухина, B. C. Детская психология [Текст] : учеб. для студентов
/
21. Мы. [Текст] : программа экол. образования детей / Н. Н Кондратьева
[и др.]. - СПб. : Детство-Пресс, 2000. - 229 с.
22. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн.. / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 2005. - Кн. 2 : Психология образования. - 608 с.
23. Николаева, С. Н. Как приобщить ребенка к природе [Текст] : метод. материал для работы с родителями в дошкол. учреждениях / С. Н. Николаева. - М. : Новая шк., 1993. - 64 с.
24. Николаева, С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] : пособие для спец. по дошкол. воспитанию / С. Н. Николаева. - М. : Новая шк., 2006.- 143 с.
25. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания
дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений /
С. Н. Николаева. - М. : Академия, 1999. - 183 с.
26. Николаева, С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. И. А. Комарова. - М. : Гном, 2012. - 132 с.
27. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2005. - 336 с.
28. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников [Текст] : кн. для воспитателей дет. сада / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 92 с.
29. Николаева, С. Н. Юный эколог [Текст] : программа экол. воспитания в дет. саду / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 112 с.
30. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / авт.- сост.
А. В. Антонова [и др.] ; под ред. М. А. Васильевой [и др.]. - М. : Мозаика- Синтез, 2007. - 208 с.
31. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологи [Текст] : учеб. для
вузов /
С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2016. - 712 с.
32. Серебрякова, Т. А. Игра в системе экологической работы с детьми
младшего дошкольного возраста. [Текст] : метод. рекомендации для дошкол. учреждений / Т. А. Серебрякова, Г. Г. Шалашова. - Н. Новгород :
[б. и.], 2000. - 183 с.
33. Серебрякова, Т. А. Подходы к организации эколого-развивающего пространства дошкольного образовательного учреждении [Текст] / Т. А. Серебрякова, С. В. Тиманкина. - Н. Новгород : [б. и.], 2006.- 271 с.
34. Система экологического воспитания в дошкольных
образовательных учреждениях [Текст] : информ.-метод. материалы,
экологизация развива-ющей среды дет. сада, разраб. занятий, утренники, викторины, игры / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград : Учитель, 2007. - 286 с.
35. Теплюк, С. Н. Занятия на прогулке с малышами [Текст] : пособие для педагогов дошкол. учреждений : (для работы с детьми 2-4 лет) / С. Н. Теплюк. - М. : ВЛАДОС 2006. - 251 с.
36. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2001. - 336 с.
37. Усова, А. П. Обучение в детском саду [Текст] / А. П. Усова. - М. : Просвещение, 1981. - 176 с.
38. Эльконин, Д. Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Учпедгиз, 1960. - 456 с.
39. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
40. Ясвин, В. А. Мир природы в мире игр: опыт формирования отношения к природе [Текст] : метод. пособие / В. А. Ясвин. - М. : Заповедники,
1998. - 40 с.