Педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности экологического образования дошкольников 13
1.3. Педагогические условия формирования экологических
представлений дошкольников 20
1.4. Роль опытно-экспериментальной деятельности в
формировании экологических представлений дошкольников 25
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА 2. ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО-
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ 33
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности экологических представлений у дошкольников 33
2.2 Реализация педагогических условий формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности 38
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию экологических представлений у дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности 44
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности экологического образования дошкольников 13
1.3. Педагогические условия формирования экологических
представлений дошкольников 20
1.4. Роль опытно-экспериментальной деятельности в
формировании экологических представлений дошкольников 25
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА 2. ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО-
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ 33
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности экологических представлений у дошкольников 33
2.2 Реализация педагогических условий формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности 38
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию экологических представлений у дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности 44
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что экологические проблемы - одни из острейших проблем современности, так как будущее человечества зависит именно от уровня экологической культуры каждого человека и его компетентного участия в их решении.
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», и другие соответствующие постановления правительства РФ возвели экологическое образование в разряд первостепенных проблем государства.
Последние десятилетия - период становления экологического образовательного пространства. С принятием законов «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» были созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования и детский сад - это первое звено в системе непрерывного образования.
Задачи развития и формирования личности ребенка, сформулированные в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», определяют необходимость совершенствования педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, строящегося на единстве взаимодействия цели, содержания и контроля качества педагогических процессов.
По-прежнему приоритетным в ДОУ остается экологическое образование и поэтому необходимо наметить пути повышения качества образования в данном направлении воспитательно-образовательного процесса.
С внедрением ФГОС целью экологического воспитания является:
- формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
- развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;
- побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.
Цель исследования: выявить теоретически и обосновать педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Объектом исследования является опытно-экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования: является педагогические условия формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить уровень сформированности экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
3. Создать педагогические условия для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
4. Обобщить результаты опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста будет эффективным при проведении опытно-экспериментальной деятельности.
Научная новизна: экологическое образование младших дошкольников сравнительно новое направление в деятельности современных ДОУ. Формирование экологических представлений определяют с позиции опытно-экспериментальной деятельности ребенка, у младшего дошкольника появляется новая социальная позиция - «лаборант», «научный работник», «экспериментатор ».
Теоретическая значимость работы состоит в получении новых фактов, знаний и умений в решении проблемы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста, а практическая - заключается в применении полученных знаний и навыков в профессиональной и трудовой деятельности педагогического персонала. Результаты исследования могут найти применение при разработке практических вопросов на занятиях, включающих в себя опытно-экспериментальную деятельность, с целью формирования экологических представлений о живой и неживой природе.
Методология курсовой работы: исследование проведено посредством изучения и теоретического анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы.
При выявлении проблем, которыми характеризуется процесс формирования экологических представлений детей младшего дошкольного возраста, а также при решении поставленных задач, были использованы научные труды ученых, исследовавших данную проблему: В. С. Мухиной, Р. С. Немова, С. Н. Николаевой, Н. Кондратьевой и др.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», и другие соответствующие постановления правительства РФ возвели экологическое образование в разряд первостепенных проблем государства.
Последние десятилетия - период становления экологического образовательного пространства. С принятием законов «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» были созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования и детский сад - это первое звено в системе непрерывного образования.
Задачи развития и формирования личности ребенка, сформулированные в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», определяют необходимость совершенствования педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, строящегося на единстве взаимодействия цели, содержания и контроля качества педагогических процессов.
По-прежнему приоритетным в ДОУ остается экологическое образование и поэтому необходимо наметить пути повышения качества образования в данном направлении воспитательно-образовательного процесса.
С внедрением ФГОС целью экологического воспитания является:
- формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
- развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;
- побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.
Цель исследования: выявить теоретически и обосновать педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Объектом исследования является опытно-экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования: является педагогические условия формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить уровень сформированности экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
3. Создать педагогические условия для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
4. Обобщить результаты опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста будет эффективным при проведении опытно-экспериментальной деятельности.
Научная новизна: экологическое образование младших дошкольников сравнительно новое направление в деятельности современных ДОУ. Формирование экологических представлений определяют с позиции опытно-экспериментальной деятельности ребенка, у младшего дошкольника появляется новая социальная позиция - «лаборант», «научный работник», «экспериментатор ».
Теоретическая значимость работы состоит в получении новых фактов, знаний и умений в решении проблемы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста, а практическая - заключается в применении полученных знаний и навыков в профессиональной и трудовой деятельности педагогического персонала. Результаты исследования могут найти применение при разработке практических вопросов на занятиях, включающих в себя опытно-экспериментальную деятельность, с целью формирования экологических представлений о живой и неживой природе.
Методология курсовой работы: исследование проведено посредством изучения и теоретического анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы.
При выявлении проблем, которыми характеризуется процесс формирования экологических представлений детей младшего дошкольного возраста, а также при решении поставленных задач, были использованы научные труды ученых, исследовавших данную проблему: В. С. Мухиной, Р. С. Немова, С. Н. Николаевой, Н. Кондратьевой и др.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект.
Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы.
Экспериментирование - форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. Использование этого метода позволяет управлять явлениями, вызывая или прекращая эти процессы. Ребенок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движения воздуха, агрегатное состояние воды и др.). Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, аргументировать выводы.
Основные принципы организации детского экспериментирования
- литературная основа построения занятия;
- доступность содержания литературного текста и объектов исследования;
в исследовательской работе с предложенным материалом;
- вариативность методов действия со знакомыми предметами, материалами и веществами;
- возможность исследовательских действий с предложенным материалом для каждого ребёнка (на каждого из присутствующих детей готовится собственный набор оборудования и материалов);
- поддержка положительных эмоциональных переживаний ребёнка в ходе экспериментирования (исследовательский опыт ребёнка должно иметь позитивно завершённый продукт, которого ребёнок достигнет самостоятельно, либо с помощью взрослых);
- ведущая роль взрослого как носителя образцов действия с предметами и материалами и носителя речевых образцов также обязательна;
- содержание каждого занятия (по возможности) должно быть связано с жизнью детей в группе и с игровой деятельностью детей и плавно в неё перетекать.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ «Детский сад № 69» в младшей группе, которую посещают 15 детей. В группе 7 девочек и 8 мальчиков.
Диагностика экологических знаний и экологических отношений, младших дошкольников проводилась на основе методики Р. Н. Колчановой и С. Н. Николаевой.
Диагностика экологических знаний была разработана в соответствии с разделами: неживая природа, многообразие животного и растительного мира и сезонные изменения в природе, взаимодействие человека с природой. На основании проведенных методик был сделан вывод о том, что в исследуемой группе наблюдается низкий и средний уровень сформированности экологических представлений, в связи с чем было принято решение о целесообразности разработки программы повышения экологических представлений дошкольников.
По результатам повторной диагностики в группе детей было зафиксировано значительное улучшение показателей экологической культуры. Свои показатели улучшили 40% детей.
Большинство детей стали самостоятельно видеть проблему, активно высказывать предположения, выдвигать гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользоваться аргументацией и доказательствами
Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы.
Экспериментирование - форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. Использование этого метода позволяет управлять явлениями, вызывая или прекращая эти процессы. Ребенок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движения воздуха, агрегатное состояние воды и др.). Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, аргументировать выводы.
Основные принципы организации детского экспериментирования
- литературная основа построения занятия;
- доступность содержания литературного текста и объектов исследования;
в исследовательской работе с предложенным материалом;
- вариативность методов действия со знакомыми предметами, материалами и веществами;
- возможность исследовательских действий с предложенным материалом для каждого ребёнка (на каждого из присутствующих детей готовится собственный набор оборудования и материалов);
- поддержка положительных эмоциональных переживаний ребёнка в ходе экспериментирования (исследовательский опыт ребёнка должно иметь позитивно завершённый продукт, которого ребёнок достигнет самостоятельно, либо с помощью взрослых);
- ведущая роль взрослого как носителя образцов действия с предметами и материалами и носителя речевых образцов также обязательна;
- содержание каждого занятия (по возможности) должно быть связано с жизнью детей в группе и с игровой деятельностью детей и плавно в неё перетекать.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ «Детский сад № 69» в младшей группе, которую посещают 15 детей. В группе 7 девочек и 8 мальчиков.
Диагностика экологических знаний и экологических отношений, младших дошкольников проводилась на основе методики Р. Н. Колчановой и С. Н. Николаевой.
Диагностика экологических знаний была разработана в соответствии с разделами: неживая природа, многообразие животного и растительного мира и сезонные изменения в природе, взаимодействие человека с природой. На основании проведенных методик был сделан вывод о том, что в исследуемой группе наблюдается низкий и средний уровень сформированности экологических представлений, в связи с чем было принято решение о целесообразности разработки программы повышения экологических представлений дошкольников.
По результатам повторной диагностики в группе детей было зафиксировано значительное улучшение показателей экологической культуры. Свои показатели улучшили 40% детей.
Большинство детей стали самостоятельно видеть проблему, активно высказывать предположения, выдвигать гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользоваться аргументацией и доказательствами
Подобные работы
- Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста посредством учета еврейских традиций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений средствами проектно-исследовательской деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста через общение с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста средствами фенологических наблюдений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020



