Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

Работа №99207

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 6
1.1. Экологические представления детей дошкольного возраста как
предмет психолого-педагогического исследования 16
1.2. Особенности формирования у детей дошкольного возраста
экологических представлений 20
1.3. Теоретическое обоснование условий формирования у детей
дошкольного возраста экологических представлений 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 28
2.1. Методика изучения уровня сформированности у детей
дошкольного экологических представлений 28
2.2. Реализация педагогических условий формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность проблемы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста обусловлена состоянием окружающей среды. В настоящее время, в условиях все более углубляющегося экологического кризиса и растущих проблем социального развития Российской Федерации внимание ученых, представителей государственных, природоохранных, общественных организаций и учреждений приковано к поиску новой парадигмы перехода России на устойчивое развитие.
Основные положения концепции «устойчивого развития» были сформулированы на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», где особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (2002) и «Об образовании» (2012) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольное образование. Это обусловлено тремя главными особенностями этого возрастной ступени: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы. Поэтому в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования, представленных в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования, впервые принятых Минобрнауки России в 2013 году указано следующее: «..ребенок обладает установкой положительного отношения к миру...начальными знаниями о ...природном и социальном мире, интересуется причинно-следственными связями, обладает элементарными представлениями из области живой природы...».
Исследованиями в области формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста занимались В.П. Арсентьева, М.С. Гиляров, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, А.П. Захаревич, И.Д. Зверев, Т.А. Ковальчук, И.А. Комарова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, З.П. Плохих, Н.Н. Поддъяков, Н.К. Постникова, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова, и другие.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы экологического образования обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста».
В связи с этим целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений.
Цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс экологического образования у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений.
2. На основе анализа действующих программ дошкольного образования определить структуру и содержание экологических представлений.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений.
4. Изучить уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОО по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования - МБДОУ «Детский сад № 528» г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе участие принимали 20 детей старшей группы.
Структура и объем работы: Работа включает введение, две главы, список литературы, приложение. Объем работы 64 страницы. Текст работы иллюстрирован таблицами (8) и рисунками (3).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретическое и опытно-поисковое исследование педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений позволяет нам заключить следующее:
1. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений, необходимо сказать, что экологические представления определяются, как представления о взаимосвязях в системе человек - природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.
2. Изучив психолого-педагогические особенности формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений, важно отметить, что представления у старших дошкольников выполняют ряд функций: являются начальной формой знания, в ходе овладения представлениями дошкольники устанавливают связи и зависимости между объектами и явлениями природы, являются «фундаментом» мировоззрения. При формировании экологических представлений дошкольников необходимо опираться на положение о том, что ребенок должен воспринимать мир как целое, где в единстве представлены природа - человек- общество. Интегративный подход к формированию экологических представлений позволит сформировать у дошкольников целостное, системное представление сложных взаимосвязях между человеком и природой.
3. Мы выделили, теоретически обосновали и экспериментально проверили педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений: создание в группе экологической предметно-развивающей среды, организация НОД по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста с опорой на наблюдения с учетом интеграции образовательных областей по ФГОС ДО, включение родителей в воспитательно-образовательный процесс по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста.
4. Мы изучили исходный уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста и выяснили, что в экспериментальной группе у детей средний уровень сформированности экологических представлений: 60 % от общего количества детей. Вместе с этим отмечается наличие детей с низким уровнем сформированности экологических представлений - 30 % от общего количества детей.
5. Подводя итог опытно-поискового исследования педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений, следует сказать, что мы видим положительную динамику: в экспериментальной группе данные контрольного этапа эксперимента выше данных констатирующего этапа: к высокому уровню относятся пять детей (25%) - это на 15 % выше, чем на констатирующем этапе исследования. К среднему уровню экологических знаний относятся тринадцать детей (65 %) - это на 5 % выше, чем на констатирующем этапе исследования. И, наконец, к низкому уровню относится всего два ребенка (10 %), что на 10 % ниже, чем на констатирующем этапе нашего исследования.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод о том, что разработанные педагогические условия являются эффективными, для успешного формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.



1. Аксенова, П. В. Экологическое воспитание дошкольников в образовательной среде природного заповедника [Текст] : автореферат дисс. ... канд. пед. наук / П. В. Аксенова. - Воронеж, 2012. - 25 с.
2. Аракчаева, Л. К. Методические подходы в экологическом воспитании [Текст] / Л. К. Аракчаева. - М. : Наука, 2001. - 102 с.
3. Берестнева, Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ [Текст] / Н. П. Берестнева // Ребенок в детском саду, - 2014. - № 1. - С. 48-52.
4. Бутенко, Н. В. Интеграция деятельности ДОУ и семьи в экологическом образовании детей [Текст] / Н. В. Бутенко, О. В. Джалмагамбетова. - Материалы IX Международной научно¬практической конференции, Челябинск, 2011 г. / ЧГПУ. - Челябинск : Изд-во ООО «Три кита», 2011. - С. 45-49.
5. Бутенко, Н. В. Интеграция как фактор развития художественно-творческих способностей дошкольника [Текст] / Н. В. Бутенко // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ: Материалы IX Международной научно-практической конференции. - Челябинск, 2011. - С. 41-45.
6. Виноградова, Е. Ю. Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Ю. Виноградова // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 5. - С. 9-11.
7. Виноградова, Н. А. Дошкольное образование. Словарь терминов [Текст] / Н. А. Виноградова. - М. : Айрис-Пресс, 2015. - 400 с.
8. Волков, B. C. Детская психология: Логические схемы [Текст] / В.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2013. - 256 с.
9. Волкова, Н. А. Формирование экологических представлений у старших дошкольников средствами компьютера [Текст] : Учеб. метод.
Пособие / Н. А. Волкова, Л. В. Моисеева, О. Н. Лазарева. - Екатеринбург, 2004. - 190 с.
10. Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников [Текст] / Т. В. Волостникова // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 6. - С. 16-20.
11. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников [Текст] / О. А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 3. - С. 23-27.
12. Ворошилова, В. М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой [Текст] : автореф. дис..канд. пед. наук /
B. М. Ворошилова. - Екатеринбург, 2002. - 23 с.
13. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников [Текст] / Л. Г. Горькова. - М. : ВАКО, 2012. - 240 с.
14. Горшеков, С. П. Экология и географические основы охраны природы [Текст] / С. П. Горшеков. - М, 2012. - 256 с.
15. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. В. Гончарова. - Нижневартовск : Изд- во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 326 с.
16. Гороховатская, Н. В. Экологическое образование [Текст] / Н. В. Гороховатская. - СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 321 с.
17. Далинина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Т. Данилина // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С. 41-49.
18. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] /
C. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 480 с.
19. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. -- 2004. - №1. - С. 60-68.
20. Зверев, И. Д. Компоненты экологического образования [Текст] / И. Д. Зверев, Л. Т. Салеева. - М., 2001. - 256 с.
21. Зебзеева, В. А. Программы экологического развития детей дошкольного возраста [Текст] / В. А. Зебзеева // Управление ДОУ. - 2007. - № 3.
22. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / А. И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
23. Игнатова, В. А. Интегративные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся [Текст]: автореф. на соискание ученой степени доктора пед. наук / В. А. Игнатова. - Тюмень, 2000. - 12 с.
24. Кадырова, Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории [Текст] / Р. М. Кадырова // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М. : Буки-Веди, 2014. — С. 160-162.
25. Казаручик, Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников [Текст] / Г. Н. Казаручик // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 1. - С. 33-37.
26. Ковтун, Т. Ю. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края в условиях города [Текст] / Т. Ю. Ковтун. - М., 2004. - 25 с.
27. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. - М.: Сфера, 2004. - 112 с.
28. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2011. - 416 с.
29. Кондратьева, Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы: Азбука экологии» [Текст] / Н. Н. Кондратьева. - СПб. : Мозаика- синтез, 2010. - 201 с.
30. Краснопольский, Б. Х. Окружающая среда и проблемы выживания человечества [Текст] / Б. Х. Краснопольский // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2007. - №4. - С. 123-134.
31. Кушнина, Е. Г. Эколого-валеологическое образование дошкольников [Текст] / Е. Г. Кушнина, З. И. Тюмасева. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2009. - 285 с.
32. Лазарева, О. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / О. Н. Лазарева. - Екатеринбург, 2004. - 279 с.
33. Лупийко, Л.В. Развитие экологических представлений у старших дошкольников: методики и методы изучения [Текст] / Л. В. Лупийко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 2-2. - С. 258-262.
34. Максимова, Л. И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Максимова. - Якутск, 2003. - 18 с.
35. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М. : АРКТИ, 2011. - 187 с.
36. Миронов, А. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников [Текст] / А. Миронов // Дошкольное воспитание. - 2015. - №
4. - С. 31-35.
37. Миронова, Н. Как помочь ребенку понять мир животных /
Н. Миронова [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 3. - С. 92-98.
38. Моисеева, Л. В. Альтернативные модели экологического
образования [Текст] / Л. В. Моисеева. — Екатеринбург : УрГПУ, 2004. - 156 с.
39. Мухина, В. С. Возрастная психология. Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Академия, 2008. - 456 с.
40. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2009. - 182 с.
41. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении [Текст] / С. Н. Николаева. - М., 2005. - 310 с.
42. Николаева, С. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: статья первая [Текст] / С. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2014. - №
5. - С. 14-18.
43. Пономарева, Л. И. Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников [Текст] : диссертация ... кандидата педагогических наук / Л. И. Пономарева. - Екатеринбург, 1998. - 231 с.
44. Рыжова, Н. А. Наш дом - природа: Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 7.
45. Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] / Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. - 174 с.
46. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях [Текст] : теория и практика / Н. А. Рыжова. - М., 2000. - 167 с.
47. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А. Серебрякова. - Н. Новгород : НГПУ, 2005. - 136 с.
48. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова. - М. : Владос, 2008. - 362 с.
49. Токарева, Г. В. Экологическое воспитание как способ развития психических процессов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательных комплексов г. Москвы [Текст] / Г. В, Токарева, А. А. Токарев // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. — №3. - С. 6-10.
50. Тютюнник, О. Ю. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : диссертация ... кандидата педагогических наук / О. Ю. Тютюнник. - Москва, 1994. - 169 с.
51. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М. : Академия, 2001. - 336 с.
52. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
53. Федосеева, П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа [Текст] / П. Г. Федосеева. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 96 с.
54. Хисамова, Л. Х. Экологическое воспитание детей [Текст] / Л. Х. Хисамова // Дополнительное образование и воспитание. - 2015. - № 4. - С. 11-14.
55. Чебан, М. И. Экологические игры [Текст] / М. И. Чебан // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С. 50-54.
56. Чепурная, В. А. Ребенок и развитие экологических представлений [Текст] / В. А. Чепурная // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 4426-4430.
57. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Академия, 2008. - 459 с. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ