Педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 6
1.1. Экологические представления детей дошкольного возраста как
предмет психолого-педагогического исследования 16
1.2. Особенности формирования у детей дошкольного возраста
экологических представлений 20
1.3. Теоретическое обоснование условий формирования у детей
дошкольного возраста экологических представлений 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 28
2.1. Методика изучения уровня сформированности у детей
дошкольного экологических представлений 28
2.2. Реализация педагогических условий формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 6
1.1. Экологические представления детей дошкольного возраста как
предмет психолого-педагогического исследования 16
1.2. Особенности формирования у детей дошкольного возраста
экологических представлений 20
1.3. Теоретическое обоснование условий формирования у детей
дошкольного возраста экологических представлений 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 28
2.1. Методика изучения уровня сформированности у детей
дошкольного экологических представлений 28
2.2. Реализация педагогических условий формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста обусловлена состоянием окружающей среды. В настоящее время, в условиях все более углубляющегося экологического кризиса и растущих проблем социального развития Российской Федерации внимание ученых, представителей государственных, природоохранных, общественных организаций и учреждений приковано к поиску новой парадигмы перехода России на устойчивое развитие.
Основные положения концепции «устойчивого развития» были сформулированы на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», где особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (2002) и «Об образовании» (2012) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольное образование. Это обусловлено тремя главными особенностями этого возрастной ступени: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы. Поэтому в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования, представленных в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования, впервые принятых Минобрнауки России в 2013 году указано следующее: «..ребенок обладает установкой положительного отношения к миру...начальными знаниями о ...природном и социальном мире, интересуется причинно-следственными связями, обладает элементарными представлениями из области живой природы...».
Исследованиями в области формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста занимались В.П. Арсентьева, М.С. Гиляров, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, А.П. Захаревич, И.Д. Зверев, Т.А. Ковальчук, И.А. Комарова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, З.П. Плохих, Н.Н. Поддъяков, Н.К. Постникова, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова, и другие.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы экологического образования обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста».
В связи с этим целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений.
Цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс экологического образования у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений.
2. На основе анализа действующих программ дошкольного образования определить структуру и содержание экологических представлений.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений.
4. Изучить уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОО по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования - МБДОУ «Детский сад № 528» г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе участие принимали 20 детей старшей группы.
Структура и объем работы: Работа включает введение, две главы, список литературы, приложение. Объем работы 64 страницы. Текст работы иллюстрирован таблицами (8) и рисунками (3).
Основные положения концепции «устойчивого развития» были сформулированы на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», где особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (2002) и «Об образовании» (2012) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольное образование. Это обусловлено тремя главными особенностями этого возрастной ступени: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы. Поэтому в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования, представленных в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования, впервые принятых Минобрнауки России в 2013 году указано следующее: «..ребенок обладает установкой положительного отношения к миру...начальными знаниями о ...природном и социальном мире, интересуется причинно-следственными связями, обладает элементарными представлениями из области живой природы...».
Исследованиями в области формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста занимались В.П. Арсентьева, М.С. Гиляров, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, А.П. Захаревич, И.Д. Зверев, Т.А. Ковальчук, И.А. Комарова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, З.П. Плохих, Н.Н. Поддъяков, Н.К. Постникова, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова, и другие.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы экологического образования обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста».
В связи с этим целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений.
Цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс экологического образования у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений.
2. На основе анализа действующих программ дошкольного образования определить структуру и содержание экологических представлений.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений.
4. Изучить уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОО по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования - МБДОУ «Детский сад № 528» г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе участие принимали 20 детей старшей группы.
Структура и объем работы: Работа включает введение, две главы, список литературы, приложение. Объем работы 64 страницы. Текст работы иллюстрирован таблицами (8) и рисунками (3).
Теоретическое и опытно-поисковое исследование педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений позволяет нам заключить следующее:
1. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений, необходимо сказать, что экологические представления определяются, как представления о взаимосвязях в системе человек - природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.
2. Изучив психолого-педагогические особенности формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений, важно отметить, что представления у старших дошкольников выполняют ряд функций: являются начальной формой знания, в ходе овладения представлениями дошкольники устанавливают связи и зависимости между объектами и явлениями природы, являются «фундаментом» мировоззрения. При формировании экологических представлений дошкольников необходимо опираться на положение о том, что ребенок должен воспринимать мир как целое, где в единстве представлены природа - человек- общество. Интегративный подход к формированию экологических представлений позволит сформировать у дошкольников целостное, системное представление сложных взаимосвязях между человеком и природой.
3. Мы выделили, теоретически обосновали и экспериментально проверили педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений: создание в группе экологической предметно-развивающей среды, организация НОД по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста с опорой на наблюдения с учетом интеграции образовательных областей по ФГОС ДО, включение родителей в воспитательно-образовательный процесс по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста.
4. Мы изучили исходный уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста и выяснили, что в экспериментальной группе у детей средний уровень сформированности экологических представлений: 60 % от общего количества детей. Вместе с этим отмечается наличие детей с низким уровнем сформированности экологических представлений - 30 % от общего количества детей.
5. Подводя итог опытно-поискового исследования педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений, следует сказать, что мы видим положительную динамику: в экспериментальной группе данные контрольного этапа эксперимента выше данных констатирующего этапа: к высокому уровню относятся пять детей (25%) - это на 15 % выше, чем на констатирующем этапе исследования. К среднему уровню экологических знаний относятся тринадцать детей (65 %) - это на 5 % выше, чем на констатирующем этапе исследования. И, наконец, к низкому уровню относится всего два ребенка (10 %), что на 10 % ниже, чем на констатирующем этапе нашего исследования.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод о том, что разработанные педагогические условия являются эффективными, для успешного формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
1. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений, необходимо сказать, что экологические представления определяются, как представления о взаимосвязях в системе человек - природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.
2. Изучив психолого-педагогические особенности формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений, важно отметить, что представления у старших дошкольников выполняют ряд функций: являются начальной формой знания, в ходе овладения представлениями дошкольники устанавливают связи и зависимости между объектами и явлениями природы, являются «фундаментом» мировоззрения. При формировании экологических представлений дошкольников необходимо опираться на положение о том, что ребенок должен воспринимать мир как целое, где в единстве представлены природа - человек- общество. Интегративный подход к формированию экологических представлений позволит сформировать у дошкольников целостное, системное представление сложных взаимосвязях между человеком и природой.
3. Мы выделили, теоретически обосновали и экспериментально проверили педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений: создание в группе экологической предметно-развивающей среды, организация НОД по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста с опорой на наблюдения с учетом интеграции образовательных областей по ФГОС ДО, включение родителей в воспитательно-образовательный процесс по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста.
4. Мы изучили исходный уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста и выяснили, что в экспериментальной группе у детей средний уровень сформированности экологических представлений: 60 % от общего количества детей. Вместе с этим отмечается наличие детей с низким уровнем сформированности экологических представлений - 30 % от общего количества детей.
5. Подводя итог опытно-поискового исследования педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений, следует сказать, что мы видим положительную динамику: в экспериментальной группе данные контрольного этапа эксперимента выше данных констатирующего этапа: к высокому уровню относятся пять детей (25%) - это на 15 % выше, чем на констатирующем этапе исследования. К среднему уровню экологических знаний относятся тринадцать детей (65 %) - это на 5 % выше, чем на констатирующем этапе исследования. И, наконец, к низкому уровню относится всего два ребенка (10 %), что на 10 % ниже, чем на констатирующем этапе нашего исследования.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод о том, что разработанные педагогические условия являются эффективными, для успешного формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования экологического отношения к природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста посредством учета еврейских традиций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017



