Психолого-педагогические условия математического развития детей дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия «математическое развитие» 6
1.2. Особенности математического развития в дошкольном возрасте
1.3. Анализ современных программ по теме исследования 18
1.4. Психолого-педагогические условия математического развития
детей старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Изучение начального уровня математического развития детей 36
2.2. Реализация условий математического развития детей старшего дошкольного возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия «математическое развитие» 6
1.2. Особенности математического развития в дошкольном возрасте
1.3. Анализ современных программ по теме исследования 18
1.4. Психолого-педагогические условия математического развития
детей старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Изучение начального уровня математического развития детей 36
2.2. Реализация условий математического развития детей старшего дошкольного возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
Дошкольное детство является одним из важнейших этапов в становлении человека, наиболее активным периодом для развития его психических процессов. Именно в этом возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Данные процессы помогают в создании благоприятных условий для начала формирования у ребёнка памяти, речи, внимания, воображения, мышления, при этом необходимо учитывать условия для правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, учитывающих особенности детского восприятия.
В ФГОС ДОО говорится о том, что образовательная программа должна обеспечивать познавательное развитие ребёнка, которое , в частности, предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (размере, форме, цвете, материале, звучании, темпе, ритме, движении и покое, причинах и следствиях , количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, и других).
В этот период дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, пространство, время, именно они помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Дошкольным учреждениям необходимо учитывать данный интерес и пытаться расширить знания дошкольников в этой области, что свидетельствует об актуальности выбранной темы. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично и последовательно.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания образования обрисовывают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, одной из основных частей которого является математическое развитие, поэтому проблема эффективного математического развития воспитанников дошкольного учреждения 5-6 лет, отвечающего современным требованиям, стоит очень остро.
Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические условия математического развития детей дошкольного возраста в свете современных требований.
Объект исследования - процесс математического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия математического развития детей дошкольного возраста.
Поставленная цель была реализована решением следующих задач.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности математического развития детей
дошкольного возраста.
3. Выявить психолого-педагогические условия математического развития детей дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование начального уровня математического развития детей дошкольного возраста.
5. Проверить эффективность реализации выделенных условий при повторном обследовании воспитанников дошкольных учреждений.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта через наблюдение, беседу, анализ результатов деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования:
основные положения теории деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов); исследования особенностей умственного развития детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Н. Поддъяков); теория и методика обучения математике (А. В. Белошистая, А. А. Столяр, Т. И. Ерофееваи др.); исследования, посвященные особенностям развития и обучения детей дошкольного возраста(Л. И. Божович, Л. С. Выготский, С. А. Козлова, B. C. Мухина, Л. Ф. Обухова, Д. Б. Эльконин).
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы для более глубокого изучения проблемы математического развития воспитанников старшего дошкольного возраста, организации и проведения работы по формированию представлений о величинах в условиях старшей группы детского сада в других дошкольных образовательных учреждениях.
База исследования: опытно-поисковая работа проходила на базе МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Русскопотамский детский сад «Теремок». В исследовании принимали участие 24ребенка.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложение. Содержание работы иллюстрируют 11 таблиц и 7 диаграмм.
В ФГОС ДОО говорится о том, что образовательная программа должна обеспечивать познавательное развитие ребёнка, которое , в частности, предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (размере, форме, цвете, материале, звучании, темпе, ритме, движении и покое, причинах и следствиях , количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, и других).
В этот период дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, пространство, время, именно они помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Дошкольным учреждениям необходимо учитывать данный интерес и пытаться расширить знания дошкольников в этой области, что свидетельствует об актуальности выбранной темы. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично и последовательно.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания образования обрисовывают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, одной из основных частей которого является математическое развитие, поэтому проблема эффективного математического развития воспитанников дошкольного учреждения 5-6 лет, отвечающего современным требованиям, стоит очень остро.
Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические условия математического развития детей дошкольного возраста в свете современных требований.
Объект исследования - процесс математического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия математического развития детей дошкольного возраста.
Поставленная цель была реализована решением следующих задач.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности математического развития детей
дошкольного возраста.
3. Выявить психолого-педагогические условия математического развития детей дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование начального уровня математического развития детей дошкольного возраста.
5. Проверить эффективность реализации выделенных условий при повторном обследовании воспитанников дошкольных учреждений.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта через наблюдение, беседу, анализ результатов деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования:
основные положения теории деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов); исследования особенностей умственного развития детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Н. Поддъяков); теория и методика обучения математике (А. В. Белошистая, А. А. Столяр, Т. И. Ерофееваи др.); исследования, посвященные особенностям развития и обучения детей дошкольного возраста(Л. И. Божович, Л. С. Выготский, С. А. Козлова, B. C. Мухина, Л. Ф. Обухова, Д. Б. Эльконин).
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы для более глубокого изучения проблемы математического развития воспитанников старшего дошкольного возраста, организации и проведения работы по формированию представлений о величинах в условиях старшей группы детского сада в других дошкольных образовательных учреждениях.
База исследования: опытно-поисковая работа проходила на базе МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Русскопотамский детский сад «Теремок». В исследовании принимали участие 24ребенка.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложение. Содержание работы иллюстрируют 11 таблиц и 7 диаграмм.
Данное исследование было посвящено выявлению условий математического развития воспитанников старшего дошкольного возраста.
К этим условиям можно отнести разработку перспективного плана по математическому развитию воспитанников дошкольных учреждений, использование разнообразных форм обучения (непосредственно образовательная деятельность, режимные моменты, самостоятельная работа детей), создание предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики, организацию совместной деятельности воспитателей и родителей.
В результате реализации данных условий дети пяти-шести лет активно осваивали счёт, пользовались числами, осуществляли элементарные вычисления на наглядной основе и устно, осваивали простейшие временные и пространственные отношения, преобразовывали предметы различных форм и величин. Дошкольники включались в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.
Объём представлений следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения составляют процесс познания, минимум умений, не освоив которое в дальнейшем познание мира и развитие ребёнка будет затруднительно.
Активность ребёнка, направленная на познание, используется в самостоятельной игровой и практической деятельности воспитанников дошкольных учреждений, в организуемых воспитателем познавательных развивающих играх.
Именно взрослыми создаются все условия и обстановка, которая будет благоприятствовать вовлечению ребёнка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки. Но необходимо отметить что, вся инициатива в развёртывании игры, все действия должны принадлежать именно ребёнку. Педагог, анализируя ситуацию, направляет процесс её развития, что способствует получению результата.
Для того чтобы дошкольник мог активно развиваться, его должны окружать игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду.
Играя и занимаясь с детьми, педагог способствует развитию у них умений и способностей оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине; сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству; проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата; рассказывать о выполняемом или выполненном действии, общаться как со взрослыми, так и со сверстниками по поводу содержания игрового действия.
Дети постоянно участвуют в разнообразной и содержательной игровой деятельности, что очень сплачивает коллектив и позволяет обеспечивать тематическое развитие их познавательных процессов.
Положительный эмоциональный настрой, который сопровождает данную деятельность, побуждает воспитанников дошкольного учреждения проявлять активность в познавательной деятельности. Ребёнок оперирует математическими знаниями, глубже познаёт предмет, пытается самостоятельно поставить перед собой цель, планирует совместную деятельность, предоставляет в меру своих сил и возможностей собственное пространство, что является показателем его самореализации и социализирующего характера игровой среды.
Развивающая среда для воспитанников дошкольного учреждения предоставляется не только при инициативной деятельности педагога, но и в результате активной деятельности самих воспитанников по освоению познавательного пространства их жизнедеятельности. Комплексное освоение ребёнком математики способствует развитию инициативности, формированию трудового сознания и индивидуального мышления, которые составляют базу для успешного развития личности в старшем возрасте. При создании специально организованных занятий дети в достаточной мере знакомятся и обобщают разнообразные математические понятия, закономерности, учатся анализировать и делать выводы. Расширяется их запас знаний, навыков и умений, повышается активность, инициативность и актуализация собственного опыта, то есть позитивно изменяются процессы социализации воспитанников дошкольных учреждений.
Все эти положительные тенденции развития ребёнка свидетельствуют об эффективности создания программы по математическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста.
В работе использовались специальные приёмы для организации взаимодействия детей в процессе обучения: работа небольшими группами объединенных по желанию воспитанников дошкольных учреждений; создание ситуаций, побуждающих воспитанников дошкольного учреждения оказывать помощь другу; коллективные просмотры работ, оценка своих работ и работ других воспитанников дошкольных учреждений; специальные задания, требующие коллективного выполнения.
Использовались разнообразные приёмы активизации умственной активности воспитанников дошкольных учреждений: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим наглядным материалом; активное участие педагога в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций. В данный момент времени дошкольная педагогика располагает объёмным материалом по развитию математических представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Результаты опытно-поисковой работы по формированию математических представлений о величине подтвердил предположение о том, что современные средства и технологии (логические блоки Дьёнеша и счетные палочки Джорджа Кюизенера) позволяют сформировать математические представления в интересной для ребёнка форме игровых заданий и упражнений. Эта работа будет еще более эффективной, если дошкольники будут пользоваться данными технологиями и в других видах деятельности (самостоятельной и индивидуальной).
К этим условиям можно отнести разработку перспективного плана по математическому развитию воспитанников дошкольных учреждений, использование разнообразных форм обучения (непосредственно образовательная деятельность, режимные моменты, самостоятельная работа детей), создание предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики, организацию совместной деятельности воспитателей и родителей.
В результате реализации данных условий дети пяти-шести лет активно осваивали счёт, пользовались числами, осуществляли элементарные вычисления на наглядной основе и устно, осваивали простейшие временные и пространственные отношения, преобразовывали предметы различных форм и величин. Дошкольники включались в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.
Объём представлений следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения составляют процесс познания, минимум умений, не освоив которое в дальнейшем познание мира и развитие ребёнка будет затруднительно.
Активность ребёнка, направленная на познание, используется в самостоятельной игровой и практической деятельности воспитанников дошкольных учреждений, в организуемых воспитателем познавательных развивающих играх.
Именно взрослыми создаются все условия и обстановка, которая будет благоприятствовать вовлечению ребёнка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки. Но необходимо отметить что, вся инициатива в развёртывании игры, все действия должны принадлежать именно ребёнку. Педагог, анализируя ситуацию, направляет процесс её развития, что способствует получению результата.
Для того чтобы дошкольник мог активно развиваться, его должны окружать игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду.
Играя и занимаясь с детьми, педагог способствует развитию у них умений и способностей оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине; сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству; проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата; рассказывать о выполняемом или выполненном действии, общаться как со взрослыми, так и со сверстниками по поводу содержания игрового действия.
Дети постоянно участвуют в разнообразной и содержательной игровой деятельности, что очень сплачивает коллектив и позволяет обеспечивать тематическое развитие их познавательных процессов.
Положительный эмоциональный настрой, который сопровождает данную деятельность, побуждает воспитанников дошкольного учреждения проявлять активность в познавательной деятельности. Ребёнок оперирует математическими знаниями, глубже познаёт предмет, пытается самостоятельно поставить перед собой цель, планирует совместную деятельность, предоставляет в меру своих сил и возможностей собственное пространство, что является показателем его самореализации и социализирующего характера игровой среды.
Развивающая среда для воспитанников дошкольного учреждения предоставляется не только при инициативной деятельности педагога, но и в результате активной деятельности самих воспитанников по освоению познавательного пространства их жизнедеятельности. Комплексное освоение ребёнком математики способствует развитию инициативности, формированию трудового сознания и индивидуального мышления, которые составляют базу для успешного развития личности в старшем возрасте. При создании специально организованных занятий дети в достаточной мере знакомятся и обобщают разнообразные математические понятия, закономерности, учатся анализировать и делать выводы. Расширяется их запас знаний, навыков и умений, повышается активность, инициативность и актуализация собственного опыта, то есть позитивно изменяются процессы социализации воспитанников дошкольных учреждений.
Все эти положительные тенденции развития ребёнка свидетельствуют об эффективности создания программы по математическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста.
В работе использовались специальные приёмы для организации взаимодействия детей в процессе обучения: работа небольшими группами объединенных по желанию воспитанников дошкольных учреждений; создание ситуаций, побуждающих воспитанников дошкольного учреждения оказывать помощь другу; коллективные просмотры работ, оценка своих работ и работ других воспитанников дошкольных учреждений; специальные задания, требующие коллективного выполнения.
Использовались разнообразные приёмы активизации умственной активности воспитанников дошкольных учреждений: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим наглядным материалом; активное участие педагога в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций. В данный момент времени дошкольная педагогика располагает объёмным материалом по развитию математических представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Результаты опытно-поисковой работы по формированию математических представлений о величине подтвердил предположение о том, что современные средства и технологии (логические блоки Дьёнеша и счетные палочки Джорджа Кюизенера) позволяют сформировать математические представления в интересной для ребёнка форме игровых заданий и упражнений. Эта работа будет еще более эффективной, если дошкольники будут пользоваться данными технологиями и в других видах деятельности (самостоятельной и индивидуальной).
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение социокультурного развития детей дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - Прием сравнения как средство математического развития детей дошкольного возраста в процессе обучения решению арифметических задач (Общая и профессиональная педагогика, Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2023 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Условия математического развития детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Развитие математических способностей в дошкольном возрасте как психолого-педагогическая проблема
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2022 - Условия математического развития детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Использование ЛЕГО-конструирования в процессе формирования у детей дошкольного возраста математических представлений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020



