Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия математического развития детей дошкольного возраста

Работа №99205

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
178
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия «математическое развитие» 6
1.2. Особенности математического развития в дошкольном возрасте
1.3. Анализ современных программ по теме исследования 18
1.4. Психолого-педагогические условия математического развития
детей старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Изучение начального уровня математического развития детей 36
2.2. Реализация условий математического развития детей старшего дошкольного возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78


Дошкольное детство является одним из важнейших этапов в становлении человека, наиболее активным периодом для развития его психических процессов. Именно в этом возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Данные процессы помогают в создании благоприятных условий для начала формирования у ребёнка памяти, речи, внимания, воображения, мышления, при этом необходимо учитывать условия для правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, учитывающих особенности детского восприятия.
В ФГОС ДОО говорится о том, что образовательная программа должна обеспечивать познавательное развитие ребёнка, которое , в частности, предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (размере, форме, цвете, материале, звучании, темпе, ритме, движении и покое, причинах и следствиях , количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, и других).
В этот период дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, пространство, время, именно они помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Дошкольным учреждениям необходимо учитывать данный интерес и пытаться расширить знания дошкольников в этой области, что свидетельствует об актуальности выбранной темы. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично и последовательно.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания образования обрисовывают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, одной из основных частей которого является математическое развитие, поэтому проблема эффективного математического развития воспитанников дошкольного учреждения 5-6 лет, отвечающего современным требованиям, стоит очень остро.
Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические условия математического развития детей дошкольного возраста в свете современных требований.
Объект исследования - процесс математического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия математического развития детей дошкольного возраста.
Поставленная цель была реализована решением следующих задач.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности математического развития детей
дошкольного возраста.
3. Выявить психолого-педагогические условия математического развития детей дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование начального уровня математического развития детей дошкольного возраста.
5. Проверить эффективность реализации выделенных условий при повторном обследовании воспитанников дошкольных учреждений.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта через наблюдение, беседу, анализ результатов деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования:
основные положения теории деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов); исследования особенностей умственного развития детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Н. Поддъяков); теория и методика обучения математике (А. В. Белошистая, А. А. Столяр, Т. И. Ерофееваи др.); исследования, посвященные особенностям развития и обучения детей дошкольного возраста(Л. И. Божович, Л. С. Выготский, С. А. Козлова, B. C. Мухина, Л. Ф. Обухова, Д. Б. Эльконин).
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы для более глубокого изучения проблемы математического развития воспитанников старшего дошкольного возраста, организации и проведения работы по формированию представлений о величинах в условиях старшей группы детского сада в других дошкольных образовательных учреждениях.
База исследования: опытно-поисковая работа проходила на базе МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Русскопотамский детский сад «Теремок». В исследовании принимали участие 24ребенка.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложение. Содержание работы иллюстрируют 11 таблиц и 7 диаграмм.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование было посвящено выявлению условий математического развития воспитанников старшего дошкольного возраста.
К этим условиям можно отнести разработку перспективного плана по математическому развитию воспитанников дошкольных учреждений, использование разнообразных форм обучения (непосредственно образовательная деятельность, режимные моменты, самостоятельная работа детей), создание предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики, организацию совместной деятельности воспитателей и родителей.
В результате реализации данных условий дети пяти-шести лет активно осваивали счёт, пользовались числами, осуществляли элементарные вычисления на наглядной основе и устно, осваивали простейшие временные и пространственные отношения, преобразовывали предметы различных форм и величин. Дошкольники включались в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.
Объём представлений следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения составляют процесс познания, минимум умений, не освоив которое в дальнейшем познание мира и развитие ребёнка будет затруднительно.
Активность ребёнка, направленная на познание, используется в самостоятельной игровой и практической деятельности воспитанников дошкольных учреждений, в организуемых воспитателем познавательных развивающих играх.
Именно взрослыми создаются все условия и обстановка, которая будет благоприятствовать вовлечению ребёнка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки. Но необходимо отметить что, вся инициатива в развёртывании игры, все действия должны принадлежать именно ребёнку. Педагог, анализируя ситуацию, направляет процесс её развития, что способствует получению результата.
Для того чтобы дошкольник мог активно развиваться, его должны окружать игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду.
Играя и занимаясь с детьми, педагог способствует развитию у них умений и способностей оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине; сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству; проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата; рассказывать о выполняемом или выполненном действии, общаться как со взрослыми, так и со сверстниками по поводу содержания игрового действия.
Дети постоянно участвуют в разнообразной и содержательной игровой деятельности, что очень сплачивает коллектив и позволяет обеспечивать тематическое развитие их познавательных процессов.
Положительный эмоциональный настрой, который сопровождает данную деятельность, побуждает воспитанников дошкольного учреждения проявлять активность в познавательной деятельности. Ребёнок оперирует математическими знаниями, глубже познаёт предмет, пытается самостоятельно поставить перед собой цель, планирует совместную деятельность, предоставляет в меру своих сил и возможностей собственное пространство, что является показателем его самореализации и социализирующего характера игровой среды.
Развивающая среда для воспитанников дошкольного учреждения предоставляется не только при инициативной деятельности педагога, но и в результате активной деятельности самих воспитанников по освоению познавательного пространства их жизнедеятельности. Комплексное освоение ребёнком математики способствует развитию инициативности, формированию трудового сознания и индивидуального мышления, которые составляют базу для успешного развития личности в старшем возрасте. При создании специально организованных занятий дети в достаточной мере знакомятся и обобщают разнообразные математические понятия, закономерности, учатся анализировать и делать выводы. Расширяется их запас знаний, навыков и умений, повышается активность, инициативность и актуализация собственного опыта, то есть позитивно изменяются процессы социализации воспитанников дошкольных учреждений.
Все эти положительные тенденции развития ребёнка свидетельствуют об эффективности создания программы по математическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста.
В работе использовались специальные приёмы для организации взаимодействия детей в процессе обучения: работа небольшими группами объединенных по желанию воспитанников дошкольных учреждений; создание ситуаций, побуждающих воспитанников дошкольного учреждения оказывать помощь другу; коллективные просмотры работ, оценка своих работ и работ других воспитанников дошкольных учреждений; специальные задания, требующие коллективного выполнения.
Использовались разнообразные приёмы активизации умственной активности воспитанников дошкольных учреждений: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим наглядным материалом; активное участие педагога в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций. В данный момент времени дошкольная педагогика располагает объёмным материалом по развитию математических представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Результаты опытно-поисковой работы по формированию математических представлений о величине подтвердил предположение о том, что современные средства и технологии (логические блоки Дьёнеша и счетные палочки Джорджа Кюизенера) позволяют сформировать математические представления в интересной для ребёнка форме игровых заданий и упражнений. Эта работа будет еще более эффективной, если дошкольники будут пользоваться данными технологиями и в других видах деятельности (самостоятельной и индивидуальной).


1. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество [Текст] / Д. Альтхауз, Э. Дум. - М.: Просвещение, 1984. - 40 с.
2. Арапова - Пискарёва, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. [Текст] : Программа и методические рекомендации / Н. А. Арапова - Пискарева.- М.: Просвещение, 2011. - 124с.
3. Баженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. [Текст] / М. Баженова М: Эксмо, 2005. - 63с.
4. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений [Текст] / А. В. Белошистая. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 400с.
5. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко. - М.: Просвещение, 1989.
6. Воронина, Л. В. Математическое образование в период
дошкольного детства: Методология проектирования. Автореферат.
Екатеринбург, 2011.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991.
8. Грин, Р., Лаксон, В. Введение в мир числа. [Текст] / Р Грин, В. Лаксон,- М.: Педагогика, 1982. - 20 с.
9. Габийе, Большая книга математических упражнений для дошкольников [Текст] /Габийе, Анник - М.: Эксмо, 2016. - 449с.
10. Данилова, В. В. Павлова, Л. И. Методика формирования математических представлений. [Текст] / В. В Данилова - М. 1996.
11. Данилова В. В. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения в дошкольных учреждениях [Текст] / В. В. Данилова. - М.: Просвещение, 2010. - 450 с.
12. Харитонова, Н. Воспитание и обучение. //Дошкольное воспитание, 1988, - №2. - С.26-30
13. Детство [Текст] : программа развития и воспитания в детском саду) под редакцией: Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб. Детство - Пресс, 2004.- 255 с.
14. Дьяченко, О. Возможности развития умственных способностей дошкольников. //Дошкольное воспитание, 1993. - №1. - 43 с.
15. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова.- М.: Просвещение, 1992. - 175 с.
16. Звонкин, А. Р. Малыш и математика, непохожая на математику [Текст] / А. Р. Звонкин. Знание и сила, 2009. - 240 с.
17. Изотова, О. А. Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико - математической компетентности у воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста [Текст] // Молодой учёный, - 2017. - №3. - С. 551-555
18. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста. [Текст] : тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1. М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 451 с.
19. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста. [Текст] : тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2. М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 929с.
20. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. [Текст] /. О. В. Дыбиной. - М.: Мозаика - Синтез, 2012.
21. Каменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. [Текст] М,: Учпедиз., 1939 с. - 51 с.
22. Клементович, Т. Ф. Я учусь математике. Для воспитанников дошкольного учреждения 5 -7 лет. [Текст] /. Т. Ф Клементович М.: Литера, 2017. - 96с.
23. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. [Текст] /. Е. В. Колесникова М.: Сфера, 2015. - 112 с.
24. Корнеева, Г. А., Мусейибова, Т. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. [Текст] /. Г. А. Корнеева, Т. А Мусейибова,- М.: 1994.
25. Комарова, Л. Д. Как работать с палочками Кюнзенера? Игры и упражнения по обучению математике воспитанников дошкольного учреждения 5-7 лет. [Текст] /. Л. Д Комарова, М.: Гном и Д, 2013. - 64 с.
26. Короткова, Н. А. Предметно - пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: пособие для воспитателей. [Текст] / Н. А Короткова,. М.: Линка - Пресс, 2010. - 197с.
27. Леушина, А.М. Обучение счету в детском саду. [Текст] / А. М Леушина, М.: Учпедиз. 1961. - 17 - 20 с.
28. Логинова, В. И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте [Текст] // В. И. Логинова Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л., 1990. - 37 с.
29. Метлина, Л. С. Математика в детском саду. [Текст] / Л. С Метлина, М.: Просвещение, 1984. - 156 с.
30. Метлина, Л. С. Занятия по математике (подготовительная к школе группа) [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 9 - С. 10-13
31. Михайлова, З. А. Теория и технология математического развития детей дошкольного возраста[Текст] / З. А. Михайлова. СПб.: Детство - Пресс, 2008 - 384 с.
32. Михайлова, З. А. Логико - математическое развитие дошкольников. [Текст] / З. А Михайлова, М.: Детство - Пресс, 2015. - 574 с.
33. Михайлова - Свирская. Математика в детском саду. [Текст] : учебно - практическое пособие для педагогов дошкольного образования. / Михайлова - Свирская, Национальное образование, 2015. - 56 с.
34. Монтессори , М. Дом ребенка. [Текст] / М. Монтессори , Изд. 4¬е. - М.: Задруга, 1920. - 182 с.
35. Морозова, И. А. Развитие элементарных математических представлений: Конспекты занятий: для работы с детьми 5 - 6 лет. [Текст] / И. А. Морозова, М.: Мозаика - Синтез, 2007.
36. Нищева, Н. В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников. [Текст] / Н. В Нищева, СПб.: Детство - Пресс, 2012. - 16 с.
37. Новикова, В. П. Математика в детском саду. [Текст] / В. П. Новикова, М.: Мозаика - Синтез, 2015. - 48 с.
38. Новикова, В. П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3 - 7 лет. [Текст] / В. П. Новикова, Л. И Тихонова. М.: Мозаика - Синтез, 2016. - 72 с.
39. Носова, Е. А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений в детском саду. [Текст] / Е. А. Носова, Л.: 1990. - 62 с.
40. Носова, Е. А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. [Текст] / Е. А. Носова,Л.: 1990. 37 с.
41. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 361 с.
42. Петерсон, Л. Г. Игралочка - ступенька к школе. Математика для воспитанников дошкольного учреждения5 - 6 лет. Часть 3. Ювента, 2016. - 96 с.
43. Позднякова, В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений //Дошкольное воспитание, 1996. - № 1,2. - 20с.
44. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И. А. Помарева, В. А. Познина. М.: Мозаика - Синтез, 2015. - 248 с.
45. Программа «Ступеньки». Курса математики для дошкольной подготовки воспитанников дошкольного учреждения 3 - 6 лет. [Текст] М.: Академия, 2007.
46. Программа развития, воспитания и обучения дошкольника. В образовательной системе «Школа - 2100», 2015.
47. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию воспитанников дошкольного учреждения6-7 лет в детском саду [Текст] /Сост. Т. Н. Дронова. - М., 1997.
48. Стожарова, М. Ю. Формы организации математической деятельности воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста [Текст] / М. Ю. Стожарова, С. Г. Михалева // Детский сад: теория и практика. - 2012 - №1. 70 - 75
49. Стойлова, Л. П., Фрейлах, Н. И. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] / Л. П. Стойлова, Н. И. Фрейлах. М.: Гном - Пресс, 2001.
50. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических
представлений дошкольников. [Текст] М.: Просвещение, 1980. - 40 с.
51. Федлер, М. Математика уж в детском саду. [Текст] М.: Просвещение, 1981. - 99 с.
52. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] /Под ред. А. А. Столяра. - М.:,1988. - 303 с.
53. Шаталова, Е. В. Использование математических загадок в детском саду [Текст] / Е. В. Шаталова. - Белгород, 2008. - 550 с.
54. Шевелев, К. В. Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у воспитанников дошкольного учреждения 5- 7 лет. [Текст] М.: Мозаика - Синтез, 2004. - 32с.
55. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. М.: «Академия», 2004. - 272с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ