Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦЕННОСТЬ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ЖЕНЩИН С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ

Работа №99204

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
1. ЦЕННОСТНО-БЫТИЙНОЙ СФЕРЫ И
САМООТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИН 8
1.1. Теоретический анализ структуры и содержания ценностно¬
бытийной сферы женщин периода ранней
взрослости 8
1.2. Категория «дружба» в системе ценностей современного
человека: аксиологический подход 17
1.3. Особенности самосознания, самоотношения и самооценки
женщин периода ранней взрослости 21
Вывод по 1 главе 29
ГЛАВА ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2. ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТИ ДРУЖЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ У ЖЕНЩИН С ЗАВЫШЕННОЙ И ЗАНИЖЕННОЙ САМООЦЕНКОЙ 32
2.1. Описание организации и методов исследования 32
2.2. Структура ценностно-бытийной сферы женщин в период
ранней взрослости 34
2.3. Соотношение показателей содержания ценности дружбы и
самооценки у женщин в период ранней взрослости 43
Вывод по 2 главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. В современном обществе научный интерес к проблемам формирования ценностно-бытийной сферы личности существенно возрастает. Так, в частности за последние 15 лет количество научных публикаций по проблемам ценностей, ценностных установок и аттитюдов в отечественной науке возросло в 10 раз (112484 - 1062294) с 2002 по 2017 год. Ценности пронизывают всю социальную жизнь человека, они неотделимы от общества и выражают уровень его нравственного состояния. Специфика содержания социального мира личностью зависит от субъективной значимости ценностей. В кризисные периоды развития общества проблема ценностей становится весьма актуальной.
Наряду с исследованиями ценностей и мировозрения в философских (Дж. Дьюи, К. И. Льюис, А. Мейнонг, Р. Б. Перри) и социологических исследованиях (Ф. Адлер, Г. Беккер, П. Блау) особая роль отводится научным психологическим исследованиям.
Проблеме ценностей традиционно уделяли внимание отечественные (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Я. Ядов) и зарубежные исследователи (М. Вебер, Э. Дюргейм, Г. Олпорт, К. Роджерс, М. Рокич). В настоящее время проблемой формирования ценностей, спецификой ее содержания занимаются (Г.М. Андреева, Л.В. Баева, М.Р. Гинзбург). Вместе с тем, наиболее слабо освещена проблема ценности дружбы и дружеских отношений. Дружба как феномен межличностно¬социальной сферы содержательно раскрывается в исследованиях Т. Гоббса, Л.Я. Гозмана, Д. Юма. Понятие дружбы несет в себе отношения между людьми, которые основываются на чувстве привязанности, общих интересах, духовной близости. В отечественной психологии изучением дружбы как социально-психологического феномена занимались И.С. Кон, В.А. Лосенков, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев, Н. Н. Обозов. В научной психологии достаточно активно развиваются представления о динамике дружеских отношениях в онтогенезе, потребности в длительных эмоционально теплых межличностных отношениях. Первые предпосылки для дружбы можно отметить уже в дошкольном возрасте, хотя, безусловно, дружба еще не несет личностно-значимый характер. Со временем дружба становилась более индивидуальной и избирательной. Содержание дружеских отношений во взрослом возрасте отражено в исследованиях Д.А. Марьяненко, С.Ю. Ждановой, Е.В. Юрковой.
Не всегда рассматривается специфическое содержание ценности дружбы как содержания диспозиционального уровня ценностной сферы личности. Вместе с тем, именно содержание ценностного отношения к феномену дружбы может способствовать раскрытию специфики межличностных отношений и, конечно, конфликтов. Понимание данного феномена у конкретной возрастной категории позволяет оказать эффективную психологическую помощь в выстраивании межличностных отношений, снизить внутреннюю конфликтность личности, нивелировать переживания одиночества. Однако, исследования, посвященные феномену ценности дружеских отношений у определенной возрастной категории в научной психологии, встречаются достаточно редко.
Противоречие между практической потребностью в раскрытии и изучении содержания ценности дружбы и специфики ее выражения в зависимости от личностных особенностей (например, самооценки) с одной стороны, и, наличие возможностей психологической науки в методологическом обеспечении исследований ценностно-бытийной сферы взрослого человека с другой стороны, определяет проблему настоящего исследования.
Цель исследования: выявление специфики содержания ценности дружеских отношений у молодых женщин с разным уровнем самооценки.
Объект исследования: ценностно-бытийная сфера женщин периода ранней взрослости.
Предмет исследования: специфика содержания ценности дружеских отношений у женщин с завышенной и заниженной самооценкой.
Задачи:
1. На теоретическом уровне выявить и описать структуру и содержание ценностно-бытийной сферы женщин периода ранней взрослости.
2. Провести теоретический анализ философской и психологической литературы по проблеме дружеских отношений в системе ценностей взрослой личности.
3. Провести теоретический анализ самоотношения и самооценки женщин периода ранней взрослости.
4. На эмпирическом уровне определить структуру и содержание ценностно¬бытийной сферы женщин периода ранней взрослости.
5. Определить специфику содержания ценности дружбы у женщин с разным уровнем самооценки в период ранней взрослости.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существует специфика содержания и значимости ценности дружеских отношений у женщин с завышенной и заниженной самооценкой, а именно:
- у женщин с заниженной самооценкой ценность дружбы более значима, содержательно включает ориентацию на взаимную поддержку, помощь, тенденцию к зависимости; стиль межличностных отношений приближен к партнерскому (покорно-застенчивый, зависимый тип);
- у женщин с завышенной самооценкой ценность дружбы не имеет большого значения, как у женщин с заниженной самооценкой; они подвержены эгоизму, имеют тенденцию к независимости, уверены в собственной правоте; в межличностных отношениях проявляют стиль, приближенный к лидирующему (властно-лидирующий, независимо-доминирующий тип).
Теоретико-методологической основой исследования выступают: основополагающие принципы отечественной и зарубежной психологии: принцип развития психики, сознания человека в деятельности, во взаимодействии со средой (С.Л. Рубинштейн); принципы детерминизма (С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд), системности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) и развития (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский); теория идентичности Э.Эриксона; концепция отношений личности В.Н. Мясищева; теория межличностного взаимодействия Н.Н. Обозова, В.Н. Панферова, базисная модель межличностного взаимодействия Т.В. Сенько.
Методы исследования: теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, эмпирический психодиагностический метод, а именно: «Опросник терминальных ценностей» (И.Г.Сенин), «Методика исследования самоотношения» (С.Р. Пантелеев), «Метод диагностики межличностных отношений» (Л.Н. Собчик), методика «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн», метод контент-анализа сочинения «Мой друг»; авторская анкета «Ваш друг»; а также методы математико-статистического анализа эмпирических данных (U - критерий Манна-Уитни, факторный анализ Varimax).
Научная новизна исследования состоит в том, что сформулированные выводы расширяют научные представления о ценностно-бытийной сфере, а именно о содержании и структуре ценностей дружеских отношений у женщин периода ранней взрослости.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования в психологическом консультировании (консультирование клиентов по проблемам межличностных отношений, проблемам одиночества, доверия-недоверия), в возможности использования материалов исследования в ходе обучения студентов психологических факультетов.
Этапы научного исследования. Реализация теоретико-эмпирического исследования предполагала ряд последовательных этапов:
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ специальной философской, социологической, психологической литературы по проблеме научного исследования.
На втором этапе было проведено содержательное и формальное планирование исследования, был подобран диагностический
инструментарий, критерии математико-статистического анализа для проверки эмпирической гипотезы.
На третьем этапе осуществлялось эмпирическое исследование изучаемых переменных, протоколирование и математическая обработка данных в программе Statistica версии 12.0.
На четвертом этапе исследования полученные данные подверглись анализу и интерпретации, сформулированы выводы, оформлены результаты научного исследования.
База исследования: В исследовании приняли участие 119 женщин в возрасте 20-25 лет. Согласно возрастной периодизации Э. Эриксона испытуемые находятся в периоде ранней взрослости.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Теоретический анализ литературы по психологии свидетельствует о том, что понятие ценностей рассматривается в различных направлениях: Проблеме ценностей традиционно уделяли внимание отечественные (Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Леонтьев Д.А., Рубинштейн С.Л., Ядов В.Я.) и зарубежные исследователи (М. Вебер, Э. Дюргейм, Г. Олпорт, К. Роджерс, М. Рокич); в настоящее время проблемой формирования ценностей, специфике ее содержания занимаются (Г.М. Андреева, Л.В. Баева, М.Р. Гинзбург); аксиологическая проблематика активно осмысляется отечественными социологами, в основном, в статьях, в то время как монографических работ по социологии ценностей: Л.С. Богомолов, А.Л. Ручка, А.Г. Здравомыслов , Н.А. Шматко и Ю.Л. Качанов, П.И. Смирнов, Н.И. Лапин; среди отечественных исследователей, изучающих проблему ценностей в философии и социологии, следует также отметить Г.М. Андрееву, А.В. Андреенкову, В.М. Артемова, В.И. Бакштановского, Н.А. Бенедиктова, Н.М. Бережного, А.В. Битуеву, Ю.Б. Борева, А.О. Бороноева, Ф.М. Бородкого, М.П. Бочарова, А.В. Булатову, А.П. Вардомацкого, А.Г. Власкина, П.П. Гайденко, Б.Б. Галицкого, Г. Л. Головных, А.Б. Гофмана, В.В. Гречаного, П.С. Гуревича, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, Е.Л. Дубко, А.П. Дубнова, В.Н. Дугина, С.М. Елисеева, Р.А. Зобова, Л.И. Иванько, А.А. Ивина, Л.М. Илле, Б.Г. Капустина, Б.А. Кислова, С.Г. Климову, И.М. Клямкина, В.В. Козловского, В.И. Корниенко, Л.М. Косареву, А.Н. Кочергина, О.А. Крокинскую, Д.А. Леонтьева, T.3. Любимова, B.C. Магуна, А.Б. Мадиярова, В.А. Маркова, В.М. Межуева, И.И. Михайленко, З.Б. Норкуса, О.В. Носову, М.А. Нугаева, P.M. Нугаева, Т.Н. Овчарову, Д.Г. Подвойского, С.И. Попова, М.И. Попову, В.В. Прозерского, Я.Л. Розина, М.А. Розова, Е.А. Рудельсона, В.Н. Сагатовского.
2. Проведенный теоретический анализ психологических исследований, посвященных проблеме взаимосвязи самооценки и ценностно-бытийной сфере (дружба), свидетельствует о том, что данная тематика представлена в исследованиях В.А. Артемьевой, Т.А. Грошевой, Л.А. Дубровиной, А.А. Киреевой, Д.В. Никитиной, В.А. Спиридоновой.
3. На основе теоретического анализа психологической литературы было рассмотрено понятие «ценность». Данное понятие представлено разными позициями: М. Вебер определял ценность как смысл культуры, как один из мотивов социального действия, то есть действие основано на вере в «самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет». Концепция Т. Парсонса формулирует определение ценности как суть представления о желаемом типе социальной системы. О.Г. Дробницкий, В.П. Тугаринов характеризуют ценность как свойство общественного предмета или явления удовлетворять потребности социального субъекта (человека, группы, общности, класса), обладающих для них важный жизненный смысл. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Он определяет теpминальные и инстpументальные ценности в своей классификации, в которой тpадициoнно делятся ценности-цели и ценнoсти-сpедства.
4. На эмпирическом уровне, для выделения специфики содержания ценности дружеских отношений у женщин с завышенной и заниженной самооценкой, было проведено эмпирическое исследование со следующей выборкой: в исследовании принимали участие 119 женщин в возрасте 20-25 лет. Мы провели методику «Диагностика уровня самооценки Дембо - Рубинштейн» и данную выборку поделили в соответствии с уровнем самооценки. Применяя метод крайних групп, создали группы А и В. Группы с заниженной самооценкой (А) составляют 36 человек и с завышенной самооценкой (В) 29 человек, респонденты с адекватной самооценкой (32 человека) попали в промежуточную группу, поэтому не принимали участие.
5. В результате цель исследования достигнута. Гипотеза исследования о существовании специфики содержания ценности дружеских отношений у женщин с завышенной и заниженной самооценкой подтвердилась.



1. Агеева А. В. Ценностные ориентации российской молодежи. Ломоносовские чтения. - 2003, том 2.
2. Андреева Г.М. Современные аспекты проблемы ценностей в социальном познании. М., 2002.
3. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1998.
4. Баева Л. В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии. - М.: Прометей, 2003. - 240 С.
5. Барабанов В.В. Обществознание / В.В. Барабанов, В.Г. Зарубин. - Москва: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2005. - 334 с.
6. Бочаров М.П. Общечеловеческие ценности личности: проблемы выбора и формирования: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 2002.
7. Волков, Ю. Г. Социология: лекции и задачи. - М.: Гардарики, 2003. - 316 с.
8. Голод С.И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Социологические исследования. 2008. №1.
9. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. 2-2 изд. доп. и исправл. М.: ИС РАН, 2010.
10. Груздова И.Н. Механизмы формирования ценностных ориентации у студентов: Автореф. дис. .канд. филос. наук, Минск, 2001.
11. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М., 2008
12. Гурова Р. Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации// Педагогика. - 2000. - №10. - С. 32-38.
13. Долбик-Воробей Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости // Социологические исследования. 2003. №11.
14. Евелькин Г. М. Соколова, Г. Н. Терещенко, О. В. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
15. Жданова С. Ю. Представления о дружбе в поздней взрослости в связи с полом / С.Ю. Жданова, Е.Д. Фон-дер-флаасс//Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. -2014. -№1. -С. 25-33
16. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007. С. 17.
17. Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения// СОЦИС. - 2000. - №3. - с. 124-128.
18. Кон И.С. Психология юношеского возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2012. - 175 с.
19. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. М., 2005.
20. Кузнецов В.Н. Идеология: Социологический аспект / В.Н. Кузнецов. — М., 2006. — С. 370.
21. Кузнецов В.Г. Философия / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. - Москва: ИНФРА-М, 2003. - 518 с.
22. Лапин Н.И., Беляева Л.А. Динамика ценностей реформируемой России. М.: Эдито- риал УРСС, 1996. С. 52.
23. Лисовский В. Т. Социология молодежи. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. - 460с.
24. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учеб. пособие — СПб., 2000. С. 15.
25. Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования, Киев, 1990.
26. Маруценко Т.Г. Установка и ценностная ориентация личности как регуляторы социального поведения. Грозный, 2004.
27. Оськина В.Е. Сравнительный анализ нравственных ориентаций молодежи как социологическая проблема: Автореф. дис. . канд. социол. наук. М., 2000.
28. Пантелеев С. Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантелеев. — М. : Смысл, 1993. — 32 с.
29. Петров А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменения// СОЦИС. - 2008. - №2. - с. 83-90.
30. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.
31. Родина А. М. Представление о дружбе и о себе в различные периоды жизни человека: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.11./А.М. Родина - СПб., 2000 -217 с.
32. Рукавишников В.О. Социология переходного периода// Социол. исслед. 1994. №6.
33. Ручка A.A. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев: Наук, думка, 2000.
34. Сваре, Х. Философия дружбы /Х. Сваре. -М.: Прогресс-Традиция, 2010. -2010. -256 с.
35. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи//СОЦИС. - 2007. - №4. - С. 37-43.
36. Сорокин П.А. Система социологии — М.: Астрель, 2008. С. 20
37. Триандис Г. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007. С. 216
38. Тулинова Д.Н. Представления о враге и друге в связи с отношением к жизни на различных ее этапах: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05/Д.Н. Тулинова -Ростов н/Д., 2005. -288 с.
39. Фомина Л.П. Понятие и типы ценностных ориентаций: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 2001.
40. Харчева В.Г. Ценностные ориентации в процессе становления и жизнедеятельности личности: Автореф. дис. д-ра филос. наук, М., 2005.
41. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. М., 1975.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ