Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Субъективное отношение ребенка дошкольного возраста к природе как основа его эксцентрического мировоззрения

Работа №99200

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие субъективного отношения к природе как основы
экоцентрического мировоззрения 8
1.2. Особенности субъективного отношения к природе у детей
дошкольного возраста 16
1.3. Педагогические условия формирования субъективного отношения к
природе у детей дошкольного возраста 22
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Изучение уровня сформированности субъективного отношения к
природе у детей дошкольного возраста 34
2.2. Реализация педагогических условий формирования субъективного
отношения к природе у детей дошкольного возраста 45
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию
субъективного отношения к природе у детей дошкольного возраста 50
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74


В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это связано с глобальными изменениями климата, истощением природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшением запасов питьевой воды и одновременно ростом народонаселения планеты. Эти экологические проблемы в совокупности создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека, поэтому возникает необходимость формирования у всех людей экологического мировоззрения, повышения их экологической грамотности и культуры.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экоцентрического мировоззрения, в основе которого лежит субъективное отношение к природе. Его формирование субъективного отношения к природе необходимо начинать как можно раньше, в дошкольном возрасте. Именно в этот период закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического образования. Это обусловлено тремя главными особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
Отсутствие у детей знаний о природе приводит к формированию у них неправильных представлений, что часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения полезных насекомых, грибов, растений. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющееся неправильное отношение к природе значительно труднее, чем образовать новое, правильное. Вот почему очень важно, чтобы в дошкольной образовательной организации проводилась работа по формированию субъективного отношения к природе.
В настоящее время ряд ученых (Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова, Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева, Н.Н. Кондратьева, Н.А. Рыжова) под экологическим образованием дошкольников понимают процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.
В работах Н.М. Верзилина, С.Н. Глазачева, В.Д. Дерябо, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, A.A. Мамонтовой, И.Н. Пономаревой, H.A. Рыжовой, И.Т. Суравегиной, Б.А. Левина рассматриваются научные аспекты теоретико-методологического обеспечения процесса экологического образования детей.
В работах С.Д. Дерябо, И.Т. Суравегиной, В.А. Ясвина и др. рассматриваются научные аспекты формирования субъективного отношения к природе, в том числе на этапе дошкольного детства.
Актуальность проблемой является поиск педагогических условий, при которых процесс экологического образования дошкольников и формирование субъективного отношения к природе будет эффективным. Одним из таких условий является создание развивающей предметно - пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда является важным фактором развития детей дошкольного возраста. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир. В группе создание среды является необходимым условием для полноценного развития ребенка, для реализации ведущих видов деятельности.
Большое значение развивающей предметно-пространственной среды в развитии детей дошкольного возраста отмечается и в нормативно-правовых документах. Требования к построению предметно-развивающей среды в ДОО определяет Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В данном документе подчеркивается важная роль среды, требования к ее построению, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно- ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.
В научной литературе проблема организации развивающей предметно-пространственной среды среды в детском саду разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов (О.В. Артамонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, В.И. Логинова, С.Л. Новоселова, Г.Н. Пантелеев, Л.Н. Пантелеева, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова).
Следующим условием формирования субъективного отношения к природе является использование комплекса форм и методов экологического образования дошкольников. В современных условиях необходимо использовать различные виды игр, методы моделирования, наблюдения, метод проектов, причем не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и на экскурсиях, праздниках, а также в режимных моментах.
Важным условием формирования субъективного отношения к природе является организация с родителями. Актуальность проблемы взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации обусловлена изменением требований к дошкольному образованию, связанных с принятием закона «Об образовании в РФ», введением Федеральных государственных стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В статье 44 закона «Об образовании в РФ» отмечается, что родители имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями.
В соответствии с ФГОС ДО взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей является одним из основных условий деятельности ДОО.
Таким образом, в процессе экологического образования важно создание педагогических условий (создание развивающей предметно- пространственной среды, использование форм и методов экологического образования, взаимодействие с родителями), которые будут способствовать формированию субъективного отношения к природе у детей дошкольного возраста. Актуальность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Субъективное отношение к природе как основа экоцентрического мировоззрения».
Цель исследования - теоретическое обоснование и выявление педагогических условий формирования субъективного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования субъективного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования субъективного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования субъективного отношения к природе у детей дошкольного возраста будет эффективным, если созданы следующие педагогические условия:
- создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с приоритетной ориентацией на экологическое образование детей;
- организация педагогической работы с детьми с использованием различных форм и методов;
- организация взаимодействия с родителями по вопросам экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования субъективного отношения как основы экоцентрического мировоззрения.
2. Изучить особенности формирования субъективного отношения в дошкольном возрасте.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования субъективного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
4. Выявить уровень сформированности субъективного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
5. Реализовать педагогические условия формирования субъективного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, классификация), эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение).
База исследования: МДОУ детский сад №528 г. Екатеринбурга, дети старшей группы.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Полученные результаты теоретического исследования и экспериментальной работы позволяют считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, а поставленные в работе задачи решены.
Формирование субъективного отношения к природе необходимо начинать в дошкольном возрасте. Способность дошкольника к восприятию и пониманию объектов и явлений природы в значительной степени строится на эмоциональной, а не на рациональной основе. Формируя у дошкольников субъективное отношение к природе, необходимо обратить особое внимание не только на усвоение необходимой системы знаний о данных объектах или явлениях, но и на умение правильно выразить собственное отношение через конкретные высказывания, суждения и действия, сочетая единство чувств, знаний и деятельности.
Процесс формирования субъективного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия: создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ с приоритетной ориентацией на экологическое образование детей; организация педагогической работы с детьми с использованием различных форм и методов; организация взаимодействия с родителями по вопросам экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Внедрение результатов проведенного исследования осуществлялось на базе МДОУ детский сад №528 г. Екатеринбурга. Создана предметно-развивающая среда в ДОУ с приоритетной ориентацией на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. В процессе экспериментальной работы в группе создан уголок для экспериментирования и проведения опытов. Он создан для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В качестве элементов предметной развивающей среды создан музей природы, в коридоре - картинная галерея. В ДОУ созданы условия, стимулирующие познавательную деятельность экологического содержания (наблюдения в природе, непосредственно образовательная деятельность экологического содержания). В качестве методической помощи педагогам разработаны картотеки наблюдений в природе, картотеки опытов, картотеки игр, планы и конспекты занятий. Для ДОУ разработан «Экологический паспорт детского сада», включающий информацию об экологической обстановке в микрорайоне, оценку прилегающей к детскому саду территории, анализ участка детского сада, самого здания, степени экологической безопасности материалов внутреннего оформления, степени влияния самого дошкольного коллектива на окружающую среду, особенности кадрового состава, методической и материальной базы и ряд других характеристик. В методическом кабинете оформлены выставки «В помощь занимающимся накоплением опыта работы» (рекомендации по накоплению опыта, опыт по аналогичной проблеме, тематические каталоги).
Организована педагогическая работа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей. Работа с дошкольниками проводилась в форме занятий, экскурсий, практической деятельности в природе, экологического праздника, выставок работ с использованием различных методов экологического образования - словесных, наглядных и практических. В структуру занятий были включены такие образовательные области, как коммуникативно-личностное (игры), познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие, что позволяло реализовать принцип интеграции.
Проведена работа по повышению компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Разработан перспективный план взаимодействия с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, который разработан в помощь воспитателям группы. В него мы внесли такие традиционные формы, как собрание, оформление стендов, газет, и такие нетрадиционные формы работы, как семинар-практикум, педагогическая гостиная, экологическая игра.
На основании сравнительного анализа констатирующего и контрольного этапов исследования по каждому критерию можно сделать вывод о положительных результатах и эффективности проводимого нами исследования.
Проведенная нами экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования.



1. Абросимова, О. А. Определение уровня субъективного отношения студентов к природе [Текст] / О. А. Абросимова // Вестник Международной академии наук. - 2010. - № 1. - С. 196-197.
2. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008. - 134 с.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Электронный
ресурс] / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с. - URL : http://www.dou4sun.ru/files/File/biblioteka_ananiev-man-reflection.pdf (дата
обращения: 29.10.2017).
4. Бутенко, Н. В. Интеграция деятельности ДОУ и семьи в экологическом образовании детей [Текст] / Н. В. Бутенко, О. В. Джалмагамбетова // Актуальные проблемы дошкольного образования процесса в ДОУ : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 2011 г. / Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2011. - С. 45-49.
5. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
6. Грецова, В. Г. Влияние знаний детей о природе на воспитание положительного отношения к ней [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук /
B. Г. Грецова. - М., 1969. - 20 с.
7. Гринева, Е. А. Экологическое образование через сердце [Текст] : настол. кн. для педагога : учеб.-метод. пособие / Е. А. Гринева, Л. Х. Давлетшина ; Ульянов. гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова. - Ульяновск : Изд-во УлГПУ, 2014. - 105 с.
8. Дерябо, С. Д. Феномен субъективного восприятия природных объектов [Текст] / С. Д. Дерябо // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. -
C. 45-59.
9. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов н/Д : Феникс, 1996. - 480 с.
10. Захлебный, А. Н. На тропе [Текст] : (опыт экол. воспитания) / А. Н. Захлебный. - М. : Знание, 1986. - 178 с.
11. Зверев, И. Д. Компоненты экологического образования [Текст] / И. Д. Зверев, Л. Т. Салеева. - Ростов н/Д : Феникс, 1991. - 256 с.
12. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] : пособие для работников дошкол. учреждений / А. И. Иванова. - М. : Сфера, 2003. - 56 с.
13. Игнатов, С. Б. Экологическая культура: системно¬
синергетический подход к описанию феномена [Электронный ресурс] / С. Б. Игнатов, В. А. Игнатова // Социально-экологические технологии. - 2011. - № 1. - С. 19-26. - URL : https://cyberleninka.ru/article/
n/ekologicheskaya-kultura-sistemno-sinergeticheskiy-podhod-k-opisaniyu- fenomena (дата обращения: 28.10.2017).
14. Как знакомить дошкольников с природой [Текст] / под ред. П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1978. - 223 с.
15. Картаполова, О. В. Новые формы взаимодействия ДОУ с семьей [Текст] / О. В. Картаполова // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 7. - С. 58-60.
16. Комарова, И. А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И. А. Комарова. - М., 1991. - 26 с.
17. Кондратьева, Н. Н. Мы:программа экологического образования детей [Текст] / Н. Н. Кондратьева, Т. А. Маркова, Т. А. Шиленок. - М. : Детство-Пресс, 2006. - 240 с.
18. Коросов, А. В. Оценка субъективного отношения подростков к природе и определяющие его факторы [Текст] / А. В. Коросов, Т. Б. Баскова // Школа будущего. - 2011. - № 5. - С. 89-101.
19. Линенко, О. А. Формирование экологического сознания и субъективного отношения личности к природе [Текст] / О. А. Линенко // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. - 2006. - № 16. - С. 38-41.
20. Максимова, Л. И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. И. Максимова. - Якутск, 2003. - 177 с.
21. Максимова, М. Ю. Возможности использования психологических механизмов формирования субъективного отношения к природе в образовательном процессе ДОУ [Текст] / М. Ю. Максимова // Пермский педагогический журнал. - 2011. - № 2. - С. 77-80.
22. Максимова, М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе / М. Ю. Максимова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 2. - С. 79-83.
23. Моисеева, Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования [Текст] / Л. В. Моисеева ; Урал. гос. пед. ун-т.. - Екатеринбург : [б. и.], 2004. - 168 с.
24. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] : избр. психол. тр. / В. Н. Мясищев ; Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. А. А. Бодалева. - М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЕК, 1998. - 363 с.
25. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2005. - 310 с.
26. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Азбуковник, 2013. - 944 с.
27. Пермякова, Н. Е. Теоретико-методологические основания осуществления экологического образования дошкольников [Текст] / Н. Е. Пермякова // Вестник ЧГПУ. - 2011. - № 9. - С. 139-150.
28. Плохий, З. П. Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5-6 года жизни [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / З. П. Плохий. - М., 1983. - 24 с.
29. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н. Н. Поддьяков. - М. : Просвещение, 1999. - 272 с.
30. Потапова, Т. А. Праздник леса в детском саду: экологическое воспитание дошкольников [Текст] / А. Т. Потапова // В мире науки. - 2007. - № 1. - С. 88-89.
31. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В. А. Петровский [и др.]. - М. : Скрипторий, 2003. - 211 с.
32. Российская Федерация. Закон. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон Рос. Федерации № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации 29 дек. 2012 г]. - М. : Эксмо, 2014. - 787 с.
33. Россихина, Л. А. Формирование экологических ценностных ориентаций в процессе образования [Текст] / Л. А. Россихина // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - № 2. - С. 26-29.
34. Рыжова, Н. А. Наш дом - природа [Текст] : программа экол. воспитания дошкольников / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 26-34.
35. Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] / Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс, 2004. - 174 с.
36. Семейный и родительский клубы в детском саду [Текст] : метод. рекомендации / под ред. Н. В. Микляевой. - М. : Сфера, 2012. - 127 с.
37. Столярова, Т. Ф. Экологическое мировоззрение на грани веков [Текст] / Т. Ф. Столярова // История и современность. - 2005. - № 2. - C. 131-143.
38. Сухорукова, О. Э. Формирование экологического мировоззрения школьников [Электронный ресурс] / О. Э. Сухорукова // Студенческий научный форум 2013 : V Междунар. студен. электрон. науч. конф. - 2013. - URL : http://www.scienceforum.ru/2013/116/6124(дата обращения: 09.09.2017).
39. Титаренко, Л. Г. Экологические ценности населения Республики Беларусь: теоретические и эмпирические уровни [Текст] / Л. Г. Титаренко // Социологический альманах. - 2013. - № 4. - C. 352-363.
40. Точило, И. Э. Структура субъективного отношения к природе: по результатам эмпирического исследования в образовательной среде [Текст] / И. Э. Точило // Вестник Московского государственного областного университета.- 2007. - № 1. - С. 98-103.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 2. - С. 4-18.
42. Хорошилова, Н. А. Педагогические условия формирования заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. А. Хорошилова // Концепт. - 2014. - № 12. - С. 781-785. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=21486664(дата обращения: 29.10.2017).
43. Цокало, Е. В. Субъективное отношение школьников к природе в условиях социальной депривации [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07./ Е. В. Цокало. - М., 1998. - 167 с.
44. Чудинов, Р. А. Субъективное отношение к природе как характеристика самоактуализирующейся личности [Текст] / Р. А. Чудинов // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2013. - № 15. - С. 99-105.
45. Шевченко, О. В. Нетрадиционные формы работы с родителями [Текст] / О. В. Шевченко, И. А. Рунева // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 1. - С. 54-57.
46. Ясвин, В. А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе [Текст] : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / В. А. Ясвин. - М., 1998. - 44 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ