Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у детей дошкольного возраста математической речи в различных видах деятельности

Работа №99199

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Структура и основные компоненты математической речи 6
1.2. Подходы к развитию математической речи у детей дошкольного
возраста 12
1.3. Условия развития математической речи у дошкольников в
различных видах деятельности 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Диагностика начального уровня сформированности
математической речи у старших дошкольников 23
2.2. Реализация условий математической речи у детей старшего
дошкольного возраста на практике и оценка их эффективности 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В современном мире образованию уделяется значительное внимание, ценность образования неоспорима. На каждом новом этапе образования программа становится все сложнее, знания более глубокими. Но первоосновой, на которую опирается человек, формируется на этапе дошкольного обучения, и зачастую именно на данном этапе обучения складывается отношение и дальнейшее понимание предмета.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика является сложной наукой, которая может вызвать у ребенка трудности во время школьного обучения. К тому же не все дети обладают математическим складом ума, именно поэтому при подготовке к школе на этапе дошкольного образования так важно развить у дошкольника правильную математическую речь.
Раннее обучение элементарной математике начинается с 3 лет и позволяет получить базовые знания математических понятий и терминов, которые будут необходимы будущему школьнику. Современная система школьного образования очень насыщена, материал дается в большом объеме, повторению уделяется недостаточное внимание. При этом школьные программы предъявляют высокие требования к знаниям учеников, предполагается, что после окончания дошкольного образовательного учреждения ребенок уже свободно оперирует полученными знаниями в области математики и владеет математической речью на достаточном уровне. Таким образом, эффективное развитие у дошкольников математической речи имеет важное значение для дальнейшего успешного обучения в школе.
Математическое образование занимает особое место в системе дошкольного, общего и профессионального образования в России. За последнее время произошли существенные изменения в подходах к содержанию математического образования, вышли новые документы, регламентирующие образовательную деятельность в детских садах.
Одним их ведущих направлений развития ребенка дошкольного возраста по-прежнему является формирование элементарных математических представлений у детей. Появление новых образовательных программ дошкольного образования таких авторов как Н.В. Микляева [27], Р.Н. Доронова [24], Н.М. Крыловой [19] демонстрируют новые подходы к обучению дошкольников. Методические разработки по развитию математических навыков у дошкольников таких авторов как А.М. Леушина [20], Л.С. Метлина [22], Т.И. Ерофеева [12, 13], Т.С. Будько [6], В.Ф. Петрова [32], З.А. Михайлова [26], В.Н. Белкина [3], Е.И. Щербакова [42] позволили увидеть различие подходов к данной теме. На протяжении последних лет методика пополнилась теоретическими исследованиями в разных конкретных направлениях, что значительно повысило общеразвивающий эффект обучения. Несмотря на то, что грамотная математическая речь ребенка напрямую влияет на его дальнейшее успешное обучение математике в школе, однако в теории и практике дошкольного воспитания есть еще ряд нерешенных проблем. Проблемой развития математической речи занимались такие ученые и методисты как М.Е. Абричкина [1], В.Ф. Карнаева [17], Э.Е Браташ [5], Е.В. Шаталова [41], однако в настоящее время отсутствует единая методика развития математической речи дошкольников, развитие математической речи не вынесена отдельным блоком в дошкольных образовательных программах, а в некоторых программах полностью отсутствует, отсутствует единая методика для диагностики уровня сформированности математической речи у дошкольников. Все это обуславливает актуальность данной темы.
Цель работы: обосновать психолого-педагогические условия развития математической речи у дошкольников.
Объект работы: процесс развития математической речи дошкольников.
Предмет работы: условия развития математической речи у дошкольников в различных видах деятельности.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи.
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме и выявить общетеоретические подходы к изучению математической речи дошкольниками.
2. Разработать критерии и показатели оценки уровня сформированности математической речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Апробировать условия формирования математической речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести сравнительный анализ сформированности математической речи у детей старшего дошкольного возраста
Выдвинутые цели и задачи обусловили выбор методов работы: теоретические (анализ и обобщение научной литературы по проблеме работы), эмпирические (опытно-поисковая работа), метод количественной и качественной обработки данных.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы как методические рекомендации по развитию математической речи у детей дошкольного возраста.
База исследования: детский сад № 52, расположенный по адресу г. Каменск-Уральский, ул. Лермонтова, д. 7.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 42 наименования и приложения. Общий объем работы 53 страницы компьютерного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по изучаемой проблеме, что показало, что умение оперировать простейшими математическими понятиями является необходимым условием дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Современные дошкольные образовательные программы обязательно включают изучение математики. Математика является точной наукой, в которой много специальных терминов, используемых дошкольниками в речи. В рамках познавательного развития закладываются основы элементарных математических представлений у детей, развивается математическая речь, логико-математическое мышление, воспитывается ценностное отношение и познавательный интерес к математическим знаниям и умениям. Одним из показателей математического развития дошкольников являются особенности развития речи, а именно усвоение математической терминологии. Математическая речь - это устная и письменная речь на основе полуформального математического языка.
Были выявлены общетеоретические подходы к изучению математической речи дошкольниками, в рамках которых было продемонстрировано, что при обучении дошкольников математической речи следует придерживаться следующих принципов работы: наглядно-действенный характер обучения; начало занятия с элементов игры; работа детей с дидактическим материалом; исправление ошибок обучающихся происходит непосредственно в действии; максимальное использование математической речи в повседневной жизни; повторению пройденного; дидактическая игра как ведущий вид деятельности.
Для разработки критериев и показателей оценки уровня сформированности математической речи детей старшего дошкольного возраста необходимо опираться на коммуникативные качества математической речи, к которым относят правильность, точность, логичность, уместность. Используя в качестве базовых данные критерии, нами были разработаны и предложены критерии оценивания уровня сформированности математической речи у старших дошкольников.
Были апробированы условия формирования математической речи у детей старшего дошкольного возраста, в рамках которого было выявлено, что в процессе развития математических представлений и речи можно использовать дидактические игры и упражнения, литературные средства (сказки, стихи, малые фольклорные жанры и др.), то есть осуществляется интеграция художественного слова и математического содержания. Кроме того при обучении математической речи возможна интеграция с такими направлениями математического развития дошкольников как социальное развитие, экономическое, речевое, физическое, художественно-эстетическое и другие. Комплексный подход в формировании и развитии математической речи дошкольников доказывает необходимость использования в работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения многообразия различных средств, которые будут взаимно дополнять друг друга. Уровень речевого развития существенно влияет на успешность обучения в школе. Полноценная речь способствует математическому развитию и закреплению математических знаний.
Был проведен сравнительная диагностика уровня сформированности математической речи у детей старшего дошкольного возраста на констатирующей и контрольном этапах, которое показало, что включение значительного числа игровых и иных образовательных технологий в ежедневные занятия и режимную деятельность старших дошкольников, позволило значительно повысить уровень сформированности математической речи обучающихся.
Дальнейшая работа по внедрению образовательных технологий, направленных на развитие математической речи в различных видах деятельности дошкольников, позволит создать методическую разработку по развитию математической речи старших дошкольников.



1. Абричкина, М. Е., Развитие речи в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования [Текст] / М. Е. Абричкина, О. Е. Гашева. - 2014. - № 7-2. - С. 11-12.
2. Аванесов, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / Под ред. Н. Н. Подьякова. - М. : Вигор, 2000. - 263с.
3. Белкина, В. Н. Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов // Ярославский педагогический вестник [Текст] / В. Н. Белкина, Н. А. Тимофеева. - 2014. - №4. - С. 65 - 69.
4. Белошистая, А. В. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 6-7 лет [Текст] / А.В. Белошистая. - М. : Айрис-пресс, 2010г. - 24 с.
5. Браташ, Э. Е. Комплексная подход к развитию речи старших дошкольников в процессе формирования математических представлений в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Белгородский государственный национальный исследовательский институт - URL :http://www.scienceforum.ru/2017/pdf/33025.pdf (дата обращения 23.09.2017).
6. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: Конспект лекций [Текст] / Под. ред. Будько Т. С. - Брест : Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
7. Википедия: Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL : https://ru.wikipedia.org (дата обращения 02.09.2017).
8. Глушкова, Г. В. Дошкольник изучает математику. Как и где? [Текст] / Г. В. Глушкова, Т. И. Ерофеева. — М. : Педагогика, 2002. - 211 с.
9. Гребенюк, А. А. Актуальные проблемы возрастной психологии. С использованием примеров из дипломных и курсовых работ: Учебное пособие [Текст] / А. А. Гребенюк. - Симферополь, 2001. - 254 с.
10. Грибова, С. А. Использование элементарных математических представлений в развитии речи дошкольников // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. - URL :https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2014/08/23/statya-ispolzovanie-elementarnykh-matematicheskikh-predstavleniy-v (дата обращения 21.09.2017).
11. Данилова, В. В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях [Текст] / В. В. Данилова. - М. : Просвещение, 1987. - 186 с.
12. Ерофеева, Т. И. Дошкольник изучает математику: Методическое пособие для воспитателей [Текст] / Т. И. Ерофеева. - М. : Просвещение, 2006. - 116 с.
13. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада [Текст] / Под ред. Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М. : Просвещение, 1997. - 175 с.
14. Иванова, Т. А. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности [Текст]. /. Т. А. Иванова, О. В. Симонова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета - 2009. - № 1. - С. 125 - 129.
15. Интенсивная семейная терапия на дому: Практическое пособие / Под. ред. Ю. В. Сомовой, Т. Л. Балдина [Текст]. - М.: ДАНА, 2007. - 176 с.
16. Кайсаримова, Р. М. Особенности развития математической речи младших школьников // Уроки математики [Электронный ресурс]. - URL : https://urokimatematiki.ru/osobennosti-razvitiya-matematicheskoy-rechi-mladshih-shkolnikov-2071.html (дата обращения 28.08.2017).
17. Карнаева, В. Ф. Интеграция речевого и математического развития младших дошкольников // Актуальные задачи педагогики: материалы V Международной научной конференции (г. Чита, апрель 2014 г.) [Текст] / В. Ф. Карнаева. — Чита : Молодой ученый, 2014. — С. 52-54.
18. Картотека игр, используемых в технологии «Детский сад - дом радости» Н. М. Крыловой [Электронный ресурс]. - URL :http://skaska- koms.ru/posts/1506389(режим доступа 12.09.2017).
19. Крылова, Н. М. Детский сад - Дом радости: Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н. М. Крылова. - М. : ТЦ Сфера, 2014. — 264 с.
20. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов пединститутов [Текст] / А. М. Леушина. - М. : Просвещение, 1974.- 368 с.
21. Львова, А. Как связано развитие речи и математика? // Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. - URL : http: //www.maam.ru/detskij sad/vystuplenie-na-seminare-po-matematike. html(дата обращения 12.09.2017).
22. Метлина, Л. С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Л. С. Метлина. - М. : Просвещение, 1984.- 256 с.
23. Микляева, Н. В. Образовательная программа ДОУ как механизм
управления качеством образовательного процесса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pik100.ucoz.ru/konf/Upravlenie_kach/MiklyaevaN.htm
(дата обращения 01.09.2017).
24. Миры детства: конструирование возможностей: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / под. ред. Т. Н. Дороновой. - М. : ФИРО, 2015. - 271 с.
25. Министерство образования и науки Российской Федерации Автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» [Электронный ресурс]. - URL :http://www.firo.ru (дата обращения 09.09.2017).
26. Михайлова, 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / 3. А. Михайлова и др. - СПб. : Детство- Пресс, 2008. - 388 с.
27. На крыльях детства: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. В. Микляевой. — М. : Карапуз, 2014. — 202 с.
28. Нищева, Н. В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников. - СПб. : Детство-Пресс, 2014. - 14 с.
29. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст [Текст] / В. П. Новикова. - М. : Мозаика-Синтез, 2000. - 32 с.
30. Овчинникова, Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание [Текст] / Е. О. Овчинникова. - 2005. - № 8. - С. 14-16.
31. Петерсон, Л. Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: Методические рекомендации [Текст] / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасов. - М. : Баласс, 2003. - 134 с.
32. Петрова, В. Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста: Краткий конспект лекций [Текст] / В. Ф. Петрова. - Казань : Казанский федеральный университет. - 2013. - 203 с.
33. Поставничий, Ю. С. Теоретические основы формирования культуры математической речи // Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. - URL :http://worldofteacher.com/8965-teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-kultury-matematicheskoy-rechi.html (дата обращения 25.09.2017).
34. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL : www.consultant.ru(дата обращения 26.08.2017).
35. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х томах. Том 1[Текст] / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 2005. - 556 с.
36. Серова, Н. Ю. Формы организации разных видов деятельности, направленных на математическое развитие детей дошкольного возраста // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. - URL : https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/10/05/matematicheskoe-razvitie-detey (дата обращения 10.09.2017).
37. Стожарова, М. Ю. Математика - учимся играя [Текст] / Под ред. М. Ю. Стожарова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 45 с.
38. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2001. - 336 с.
39. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2016 г.) [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL :www.consultant.ru (дата обращения 28.09.2017).
40. Филимонова, Т. М. Игровые технологии в обучении дошкольников // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. - URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/09/18 (дата обращения 14.09.2017).
41. Шаталова, Е. В. Интеграция логико-математического и речевого развития дошкольников в процессе организации игровой деятельности [Электронный ресурс]. - URL :http://www.psihdocs.ru/pedagogicheskie-usloviya-intellektualenogo-razvitiya-starshego.html (дата обращения 20.09.2017).
42. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития
дошкольников [Электронный ресурс]. - URL :
http://pedlib.ru/Books/6/0226/6_0226-31.shtml(дата обращения 04.09.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ