Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 9
1.1. Здоровый образ жизни как предмет психолого-педагогического
исследования 9
1.2. Проблема формирования представлений о здоровом образе
жизни в теории и практике дошкольного образования 19
1.3. Характеристика программно-методического обеспечения в аспекте формирования у детей-дошкольников представлений о здоровом образе 33
1.4. Условия формирования у детей представлений о здоровом образе жизни в процессе ознакомления с природой 40
ГЛАВА 2. ЭМРИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 47
2.1. Диагностика уровня сформированности у детей старшего
дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни 47
2.2. Реализация педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе
жизни средствами познания природы 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 9
1.1. Здоровый образ жизни как предмет психолого-педагогического
исследования 9
1.2. Проблема формирования представлений о здоровом образе
жизни в теории и практике дошкольного образования 19
1.3. Характеристика программно-методического обеспечения в аспекте формирования у детей-дошкольников представлений о здоровом образе 33
1.4. Условия формирования у детей представлений о здоровом образе жизни в процессе ознакомления с природой 40
ГЛАВА 2. ЭМРИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 47
2.1. Диагностика уровня сформированности у детей старшего
дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни 47
2.2. Реализация педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе
жизни средствами познания природы 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Разработка эффективных промышленных технологий, ведущих за собой нарушения экологии, привели к тому, что в последние годы появилась тенденция снижения здоровья подрастающего поколения. В связи с этим сохранение и укрепление здоровья человека является на сегодняшний день основным направлением государственной политики. Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни. Здоровый образ жизни (далее ЗОЖ) - это, прежде всего, правильное питание, соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек, жизненная активность человека в процессе самовосстановления и саморазвития, самореализации.
Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом дошкольного детства для формирования основ представлений о ЗОЖ благодаря особенностям психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, образную особенность восприятия и мышления этого возрастного этапа, способности обобщению и систематизации полученных представлений, осмысленность и планомерность развития представлений на занятиях. Процесс формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО основывается на положениях системного подхода к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования. Его основная цель заключается в заботе о собственном здоровье для достижения гармонии с природой, самим собой и социумом.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения педагогических условий формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, так как педагогические условия - это целенаправленно созданная обстановка, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов, позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу. Они отражают все возможности образовательной среды, включая содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду, содержат все аспекты педагогического воздействия на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, биоэнергетическом. Большое значение в формировании представлений о ЗОЖ у детей имеет валеологическое просвещение родителей, включающие технологии, направленные на обретение ими компетентности в вопросах формирования у детей представлений о ЗОЖ.
Степень разработанности проблемы исследования. На сегодняшний день вопросами формирования ЗОЖ заняты специалисты разных областей. По мнению специалистов медицины и физиологии, таких как Ю.П. Лисицын и Э.Н. Вайнера, здоровый образ жизни определяется как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным особенностям данного человека и конкретным условиям жизни.
В отечественной педагогике проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка рассматривается многими исследователями:
В.Г. Алямовской, Ю.Ф. Змановским, А.В. Юматовой, Н.В. Нежиной и др. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П. Озерова, С.Ю. Толстовой O.JI. Трещевой и др. особо выделяется роль социума, который является средой формирования образа жизни. О.Ю. Толстова исследовала вопросы валеологического сопровождения в дошкольном учреждении, в котором результативность определялась успехами в гигиеническом воспитании и обучении детей. Педагогические условия экологического и валеологического образовательного процесса в ДОУ определены и научно обоснованы Е.Г. Кушниной,Л.Г. Касьяновой. Л.Г. Касьянова в своих работах предложила педагогическую технологию развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни. З.И. Тюмасева полагает, что в основе формирования здорового образа жизни лежит экологическое воспитание и образование, так как именно здоровье считается основным критерием взаимоотношений человека и природы. Обсуждение проблем экологической этики, как полагают исследователи Е.Г. Кушниной, Т.В. Поштаревой и др. раскрывают взаимосвязь среды и организма индивида и укреплению в сознании детей ощущения тесной связи с природой. Работы В.А. Деркунской, В.Г. Кудрявцева, Е.А. Терпуговой, предлагают варианты диагностики сформированности представлений о ЗОЖ у старших дошкольников.
В ДОУ на сегодняшний день используются программы Л.И. Греховой, Т.Г. Олешкевич «Планета детства», программы Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста» формирующие у детей понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «полезные и вредные привычки».
К сожалению, в образовательной практике дошкольного образования воспитательные и познавательные возможности общения с природой используются неудовлетворительно. Как следствие у многих взрослых людей наблюдается равнодушно-безразличное отношение к окружающей природе и к своему собственному здоровью. На сегодняшний день на в ДОО происходит стихийное формирование представлений о ЗОЖ в процессе занятий по физкультуре. В образовательных программах в разделе «Мир природы» содержательная линия ЗОЖ отсутствует. Отсутствует преемственность с программой «Окружающий мир» начальной школы, где с первого класса изучают организм человека и его здоровье. Несмотря на большое количество работ, посвященных формированию у детей здорового образа жизни, на сегодняшний день недостаточно изучены педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни средствами ознакомления с природой (экологического образования), а также отсутствует диагностический комплекс методик, позволяющий изучить уровень сформированности представлений о ЗОЖ в результате общения детей с природой. Необходимо не только знакомить детей с природой и ее особенностями, но и воспитывать любовь к ней, а затем через это чувство и трудолюбие, заботу об окружающей среде и о своем здоровье.
Проведенный анализ литературных источников позволяет выделить ряд противоречий между: необходимостью теоретического и практического обоснования педагогических условий формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике дошкольного воспитания; социальным заказом общества на воспитание личности, осознанно относящейся к своему здоровью, и недостаточной готовностью образовательных структур к их реализации в связи с недостаточной технологической разработанностью программ формирования представлений о ЗОЖ в практике дошкольного воспитания.
Данные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования - поиск и обоснование педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного образа представлений о здоровом образе жизни средствами ознакомления с природой.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни, средствами ознакомления с природой.
Объект исследования - процесс ознакомления детей с природой в ДОО.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, средствами ознакомления с природой.
Задачи исследования.
1. Осуществить теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, конкретизировать сущность понятия «представления о здоровом образе жизни» у старших дошкольников.
2. Определить и экспериментально проверить результативность педагогических условий формирования у детей представлений о здоровом образе жизни в процессе ознакомления с природой.
3. Подобрать диагностические методики и выявить уровень сформированности у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
4. Разработать программу формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни в процессе ознакомления с природой.
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, стандартов, программ, учебников, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, моделирование; эмпирические - метод тестирования детей, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость. Разработана программа «Я хочу вырасти здоровым!» для старших дошкольников, составленная с учетом необходимых педагогических условий и направленная на формирование представлений о здоровом образе жизни в процессе ознакомления с природой и составленная на основе использования здоровьесберегающих технологий. Создан диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности представлений о ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста. Материалы данной работы могут применяться в работе педагогов дошкольного образования.
Работа проводилась на базе МАДОУ «Детский сад № 62 «Радуга» г. Асбеста в старшей группе с сентября 2016 г. по май 2017г. Возраст детей 5,5 - 6 лет, количество 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков).
Структура и объем работы. Работа включает введение, две главы, список литературы, приложение.
Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом дошкольного детства для формирования основ представлений о ЗОЖ благодаря особенностям психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, образную особенность восприятия и мышления этого возрастного этапа, способности обобщению и систематизации полученных представлений, осмысленность и планомерность развития представлений на занятиях. Процесс формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО основывается на положениях системного подхода к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования. Его основная цель заключается в заботе о собственном здоровье для достижения гармонии с природой, самим собой и социумом.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения педагогических условий формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, так как педагогические условия - это целенаправленно созданная обстановка, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов, позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу. Они отражают все возможности образовательной среды, включая содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду, содержат все аспекты педагогического воздействия на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, биоэнергетическом. Большое значение в формировании представлений о ЗОЖ у детей имеет валеологическое просвещение родителей, включающие технологии, направленные на обретение ими компетентности в вопросах формирования у детей представлений о ЗОЖ.
Степень разработанности проблемы исследования. На сегодняшний день вопросами формирования ЗОЖ заняты специалисты разных областей. По мнению специалистов медицины и физиологии, таких как Ю.П. Лисицын и Э.Н. Вайнера, здоровый образ жизни определяется как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным особенностям данного человека и конкретным условиям жизни.
В отечественной педагогике проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка рассматривается многими исследователями:
В.Г. Алямовской, Ю.Ф. Змановским, А.В. Юматовой, Н.В. Нежиной и др. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П. Озерова, С.Ю. Толстовой O.JI. Трещевой и др. особо выделяется роль социума, который является средой формирования образа жизни. О.Ю. Толстова исследовала вопросы валеологического сопровождения в дошкольном учреждении, в котором результативность определялась успехами в гигиеническом воспитании и обучении детей. Педагогические условия экологического и валеологического образовательного процесса в ДОУ определены и научно обоснованы Е.Г. Кушниной,Л.Г. Касьяновой. Л.Г. Касьянова в своих работах предложила педагогическую технологию развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни. З.И. Тюмасева полагает, что в основе формирования здорового образа жизни лежит экологическое воспитание и образование, так как именно здоровье считается основным критерием взаимоотношений человека и природы. Обсуждение проблем экологической этики, как полагают исследователи Е.Г. Кушниной, Т.В. Поштаревой и др. раскрывают взаимосвязь среды и организма индивида и укреплению в сознании детей ощущения тесной связи с природой. Работы В.А. Деркунской, В.Г. Кудрявцева, Е.А. Терпуговой, предлагают варианты диагностики сформированности представлений о ЗОЖ у старших дошкольников.
В ДОУ на сегодняшний день используются программы Л.И. Греховой, Т.Г. Олешкевич «Планета детства», программы Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста» формирующие у детей понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «полезные и вредные привычки».
К сожалению, в образовательной практике дошкольного образования воспитательные и познавательные возможности общения с природой используются неудовлетворительно. Как следствие у многих взрослых людей наблюдается равнодушно-безразличное отношение к окружающей природе и к своему собственному здоровью. На сегодняшний день на в ДОО происходит стихийное формирование представлений о ЗОЖ в процессе занятий по физкультуре. В образовательных программах в разделе «Мир природы» содержательная линия ЗОЖ отсутствует. Отсутствует преемственность с программой «Окружающий мир» начальной школы, где с первого класса изучают организм человека и его здоровье. Несмотря на большое количество работ, посвященных формированию у детей здорового образа жизни, на сегодняшний день недостаточно изучены педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни средствами ознакомления с природой (экологического образования), а также отсутствует диагностический комплекс методик, позволяющий изучить уровень сформированности представлений о ЗОЖ в результате общения детей с природой. Необходимо не только знакомить детей с природой и ее особенностями, но и воспитывать любовь к ней, а затем через это чувство и трудолюбие, заботу об окружающей среде и о своем здоровье.
Проведенный анализ литературных источников позволяет выделить ряд противоречий между: необходимостью теоретического и практического обоснования педагогических условий формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике дошкольного воспитания; социальным заказом общества на воспитание личности, осознанно относящейся к своему здоровью, и недостаточной готовностью образовательных структур к их реализации в связи с недостаточной технологической разработанностью программ формирования представлений о ЗОЖ в практике дошкольного воспитания.
Данные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования - поиск и обоснование педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного образа представлений о здоровом образе жизни средствами ознакомления с природой.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни, средствами ознакомления с природой.
Объект исследования - процесс ознакомления детей с природой в ДОО.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, средствами ознакомления с природой.
Задачи исследования.
1. Осуществить теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, конкретизировать сущность понятия «представления о здоровом образе жизни» у старших дошкольников.
2. Определить и экспериментально проверить результативность педагогических условий формирования у детей представлений о здоровом образе жизни в процессе ознакомления с природой.
3. Подобрать диагностические методики и выявить уровень сформированности у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
4. Разработать программу формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни в процессе ознакомления с природой.
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, стандартов, программ, учебников, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, моделирование; эмпирические - метод тестирования детей, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость. Разработана программа «Я хочу вырасти здоровым!» для старших дошкольников, составленная с учетом необходимых педагогических условий и направленная на формирование представлений о здоровом образе жизни в процессе ознакомления с природой и составленная на основе использования здоровьесберегающих технологий. Создан диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности представлений о ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста. Материалы данной работы могут применяться в работе педагогов дошкольного образования.
Работа проводилась на базе МАДОУ «Детский сад № 62 «Радуга» г. Асбеста в старшей группе с сентября 2016 г. по май 2017г. Возраст детей 5,5 - 6 лет, количество 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков).
Структура и объем работы. Работа включает введение, две главы, список литературы, приложение.
Целью нашего исследования являлось изучение педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни с использованием средств ознакомления с природой.
Рассмотрение сущности понятия «представление» позволило выделить наиболее значимые позиции. Представления возникают в результате практической деятельности. В представлении о ЗОЖ также можно выделить когнитивный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент представлен следующими показателями: полнота, осознанность, обобщенность. В поведенческом компоненте выделяют показатели инициативности и самостоятельности.
Опытное исследование, проведенное на базе МАДОУ «Детский сад №62 «Радуга» г. Асбеста показало, что высокий уровень сформированности представлений о ЗОЖ наблюдается у 15%, средний - у 45%, низкий - у 25%, очень низкий - у 15% старших дошкольников. Соответственно, общий уровень сформированности представлений о ЗОЖ у детей группы - средний. У них сформированы элементарные единичные представления о ЗОЖ. Дети способны к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни. Значения для здоровья и ЗОЖ некоторых факторов окружающей среды; но при этом им необходима помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Они проявляют инициативу при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с их положительным, эмоционально-чувственным переживанием. Дети могут проявлять самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с его положительным, эмоционально-чувственным переживанием по следам обучения; частично присваивает переданный взрослым опыт, переносит его в самостоятельную деятельность. Качественный анализ показал, что, несмотря на хорошие результаты большинства детей, дошкольники не считают природу эффективным средством оздоровления и не осознают, что здоровье человека зависит от здоровья окружающей его среды.
Педагогическими условиями формирования у дошкольников в процессе ознакомления с природой представлений о здоровом образе жизни являются следующие. Включение в образовательный процесс развивающей программы занятий с детьми, способствующей формированию представлений о ЗОЖ. В ходе проведения занятий необходимо насыщение видов деятельности познавательно-исследовательской, опытно-экспериментальной, наблюдениями за живой и неживой природой на прогулках, прогулках-походах и экскурсиях, дидактическими играми валеологического содержания, проектной деятельностью. Создание развивающей среды в ДОУ, способствующей формированию представлений о ЗОЖ и педагогическая поддержка ребенка в ней. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия. Повышение компетентности педагогов в решении задач, связанных с формированием представлений о ЗОЖ у дошкольников.
На основе использования межпредметных связей, прежде всего с валеологией нами была разработана программа «Я вырасту здоровым!», способствующая формированию устойчивого интереса детей к познанию мира природы и места человека в нём; тесной зависимости здоровья от состояния окружающей сред; бережному отношению к природе.
Педагогическими условиями для реализации данной программы являются: проведение систематических занятий с детьми по программе; создание развивающей среды в ДОУ, способствующей формированию представлений о ЗОЖ и педагогическая поддержка ребенка в ней; сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия.
Материал курса разделен на 3 модуля: «Здоровье человека и природы взаимосвязаны» (уточнение и систематизацию представлений детей о здоровье, его факторах, причинах возникновения болезней и формирование у детей понятия о здоровом образе жизни); «Хочешь быть здоровым - двигайся!» (формирование представлений о значении двигательной активности в жизни людей); «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» (обоснование значения закаливания для состояния организма человека и физической нагрузки на развитие детского организма). В программе были использованы следующие технологии обучения здоровому образу жизни: утренняя гимнастика; физкультурные занятия; проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия); коммуникативные игры; самомассаж; активный отдых и туризм, совместный педагогические и детско- родительские проекты и т.п. А также физкультурно-оздоровительные технологии: закаливание, воспитание КГН; беседы по валеологии;
спортивные развлечения и досуги; прогулки -походы; дидактические игры валеологического содержания; игры-путешествия; экспериментальная деятельность. Программа предусматривает активное взаимодействие с семьей по вопросам формирования представлений о здоровом образе жизни детей: психолого-педагогическое просвещение по данной проблеме;
приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ; консультации, беседы, круглые столы, семинары-практикумы, выставки, совместные проекты по вопросам организации здорового образа жизни в семье.
Проведенное исследование открывает новые перспективы в изучении теоретических и прикладных аспектов формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни в образовательных условиях.
Рассмотрение сущности понятия «представление» позволило выделить наиболее значимые позиции. Представления возникают в результате практической деятельности. В представлении о ЗОЖ также можно выделить когнитивный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент представлен следующими показателями: полнота, осознанность, обобщенность. В поведенческом компоненте выделяют показатели инициативности и самостоятельности.
Опытное исследование, проведенное на базе МАДОУ «Детский сад №62 «Радуга» г. Асбеста показало, что высокий уровень сформированности представлений о ЗОЖ наблюдается у 15%, средний - у 45%, низкий - у 25%, очень низкий - у 15% старших дошкольников. Соответственно, общий уровень сформированности представлений о ЗОЖ у детей группы - средний. У них сформированы элементарные единичные представления о ЗОЖ. Дети способны к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни. Значения для здоровья и ЗОЖ некоторых факторов окружающей среды; но при этом им необходима помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Они проявляют инициативу при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с их положительным, эмоционально-чувственным переживанием. Дети могут проявлять самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с его положительным, эмоционально-чувственным переживанием по следам обучения; частично присваивает переданный взрослым опыт, переносит его в самостоятельную деятельность. Качественный анализ показал, что, несмотря на хорошие результаты большинства детей, дошкольники не считают природу эффективным средством оздоровления и не осознают, что здоровье человека зависит от здоровья окружающей его среды.
Педагогическими условиями формирования у дошкольников в процессе ознакомления с природой представлений о здоровом образе жизни являются следующие. Включение в образовательный процесс развивающей программы занятий с детьми, способствующей формированию представлений о ЗОЖ. В ходе проведения занятий необходимо насыщение видов деятельности познавательно-исследовательской, опытно-экспериментальной, наблюдениями за живой и неживой природой на прогулках, прогулках-походах и экскурсиях, дидактическими играми валеологического содержания, проектной деятельностью. Создание развивающей среды в ДОУ, способствующей формированию представлений о ЗОЖ и педагогическая поддержка ребенка в ней. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия. Повышение компетентности педагогов в решении задач, связанных с формированием представлений о ЗОЖ у дошкольников.
На основе использования межпредметных связей, прежде всего с валеологией нами была разработана программа «Я вырасту здоровым!», способствующая формированию устойчивого интереса детей к познанию мира природы и места человека в нём; тесной зависимости здоровья от состояния окружающей сред; бережному отношению к природе.
Педагогическими условиями для реализации данной программы являются: проведение систематических занятий с детьми по программе; создание развивающей среды в ДОУ, способствующей формированию представлений о ЗОЖ и педагогическая поддержка ребенка в ней; сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия.
Материал курса разделен на 3 модуля: «Здоровье человека и природы взаимосвязаны» (уточнение и систематизацию представлений детей о здоровье, его факторах, причинах возникновения болезней и формирование у детей понятия о здоровом образе жизни); «Хочешь быть здоровым - двигайся!» (формирование представлений о значении двигательной активности в жизни людей); «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» (обоснование значения закаливания для состояния организма человека и физической нагрузки на развитие детского организма). В программе были использованы следующие технологии обучения здоровому образу жизни: утренняя гимнастика; физкультурные занятия; проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия); коммуникативные игры; самомассаж; активный отдых и туризм, совместный педагогические и детско- родительские проекты и т.п. А также физкультурно-оздоровительные технологии: закаливание, воспитание КГН; беседы по валеологии;
спортивные развлечения и досуги; прогулки -походы; дидактические игры валеологического содержания; игры-путешествия; экспериментальная деятельность. Программа предусматривает активное взаимодействие с семьей по вопросам формирования представлений о здоровом образе жизни детей: психолого-педагогическое просвещение по данной проблеме;
приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ; консультации, беседы, круглые столы, семинары-практикумы, выставки, совместные проекты по вопросам организации здорового образа жизни в семье.
Проведенное исследование открывает новые перспективы в изучении теоретических и прикладных аспектов формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни в образовательных условиях.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни (на материале ознакомления с природой)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019



