ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 7
1.1. Становление понятия “эмоциональный интеллект” 7
1.2. Структура эмоционального интеллекта 11
1.3. Характеристика эмоциональной сферы молодежи 21
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА 30
2.1 Организация исследования и его этапы 30
2.2. Описание методик психодиагностики эмоционального интеллекта 31
2.3. Описание и анализ результатов исследования 34
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность исследования обусловлена постоянными изменениями в способах коммуникации человека. За последние несколько лет условия для межличностного общения претерпевают большие перемены. С появлением и распространением смартфонов, планшетов и других гаджетов, молодежь все чаще общается посредством социальных сетей, не видя лица собеседника и не слыша его интонации. Теряется контакт «лицом к лицу».
Эмоциональный интеллект является важной стороной когнитивных способностей человека. В связи с изменениями способов межличностного общения, меняется и эмоциональная составляющая человеческого контакта. Общение становится все более опосредовано знаками и символами, а каналом передачи выступают технические устройства. Это искажает содержание речи, а также глубину переживаний, которые мы стараемся передать при диалоге.
В представленной работе, мы бы хотели сделать упор на метакомпетенции, обеспечивающие эффективность в межличностных коммуникациях и профессиональной деятельности у представителей социономических профессий - педагогов, психологов, тренеров, менеджеров и тд.
При этом, наблюдается недостаточная изученность этого феномена, с точки зрения детерминант его развития и включенности в профиль каждой профессиональной группы.
Таким образом, сравнительные исследования, направленные на выявление различий между представителями разных специализаций выступают как необходимый этап в сборе эмпирических данных, касающихся эмоционального интеллекта. Сопоставление близких профессиональных групп позволяет дать дифференцированный и подробный анализ конфигурации компонентов, составляющих эмоциональный интеллект каждой выборки.
В данной работе это будет реализовано путем сравнения студентов обучающихся на психологическом факультете и студентов получающих квалификацию педагог физической культуры.
Профессия психолога отличается наличием у человека определенных личностных качеств, которые способствуют достижению наибольших результатов сначала в процессе обучения, а затем - в профессиональной деятельности. Для психолога крайне важно уметь общаться с людьми, понимать их, а также понимать и управлять собственными эмоциями.
Важность нашего исследования в дальнейшем поможет изучению эмоционального интеллекта.
Цель исследования - изучить психологические особенности эмоционального интеллекта у современной молодежи.
Для реализации поставленной цели мы выделили необходимые задачи:
1. Провести теоретические анализ эмоционального интеллекта;
2. Выделить особенности эмоциональной сферы молодежи;
3. Подобрать психодиагностический инструментарий, отвечающий нашим требованиям, собрать выборку;
4. Провести психодиагностическое обследование эмоционального
интеллекта;
5. Осуществить количественный и качественный анализ данных
психодиагностического обследования;
6. Сформулировать выводы и отметить особенности эмоционального интеллекта у молодежи.
Объект исследования - эмоциональный интеллект как психологический феномен.
Предмет исследования - психологические особенности эмоционального интеллекта у современной молодежи.
Гипотеза исследования. Студенты института психологии имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта в отличии от студентов института физической культуры.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, организационные, эмпирические методы, а также методы обработки данных и интерпретационные методы:
• Теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение);
• Организационные методы (сравнительный, комплексный методы);
• Эмпирические методы (для изучения особенностей эмоционального интеллекта мы использовали методики: 1) Словарь эмоций “Ассоциативный вербальный тест”; 2) Методика “Тест лицевой экспрессии”; 3) Тест эмоционального интеллекта Люсина; 4) Торонтская Алекситимическая шкала; 5) Методика “Коммуникативные и организаторские склонности” (КОС-2));
• Методы обработки данных (количественный анализ, описательный анализ, факторный анализ);
• Интерпретационный метод.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена работами, посвященными исследованию эмоционального интеллекта как феномена современной психологии (Андреева И.Н., Белоконь О.В., Гоулман Д., Люсин Д.В., Ушаков Д.В.). Исследования, посвященные возрастным особенностям человека (Выготский Л.С., Зеер Э.Ф., Крайг Г., Кон И.С., Реан А., Сапогова Е.Е.. Иванова Е.С.). Работы в области алекситимии (Семенова Н.Д.) и межличностного общения (Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., Спасибенко С.Г.). Также, мы использовали работы таких авторов, как Гарднер Г., Изард. К.Э., Кравцов Г.Г., Леонтьев А.Н., Гиппенрейтер Ю.Б., Рейковсуий Я., Стенберг Р., Столяренко. Л.Д., Тхостов А.Ш., Холмогорова А.Б., Якобсон П.М. и Яковлева Е.Л.
Эмпирическая база исследования представляет собой 86 человек: 51 женщин и 35 мужчин. Возраст - от 18 до 23 лет. На момент исследования испытуемые находились в процессе получения образования, являлись студентами физкультурного и психологического факультетов.
В нашем исследовании стояла цель изучить психологические особенности эмоционального интеллекта у современной молодежи. Для этого мы провели теоретический анализ подходов к исследованию эмоционального интеллекта. Теоретико-методологическую основу анализа составили исследования эмоционального интеллекта как феномена современной психологии авторов Андреева И.Н., Белоконь О.В., Гоулман Д., Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Исследования, посвященные возрастным особенностям человека авторов Выготский Л.С., Зеер Э.Ф., Крайг Г., Кон И.С., Реан А., Сапогова Е.Е., Иванова Е.С. Работы Семенова Н.Д. в области алекситимии и работы Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., Спасибенко С.Г. в области межличностного общения. Также, мы использовали работы таких авторов, как Гарднер Г., Изард. К.Э., Кравцов Г.Г., Леонтьев А.Н., Гиппенрейтер Ю.Б., Рейковский Я., Стернберг Р., Столяренко. Л.Д., Тхостов А.Ш., Холмогорова А.Б., Якобсон П.М. и Яковлева Е.Л.
Мы предположили, что студенты института психологии имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта в отличии от студентов института физической культуры.
Опираясь на исследования Г. Гарднера, мы отметили семь вариантов множественной теории интеллекта, которую он описывал в своих исследованиях: вербальный, логико-математический, пространственный,
музыкальный, телесно-кинетический, внутриличностный, межличностный.
Последние два - межличностный и внутриличностный - составили содержание понятия эмоционального интеллекта в подходе Д.В. Люсина при разработке опросника «ЭмИн».
Более поздние исследования Д. Гилфорда закрепили в науке понятие социального интеллекта. Теперь, эмоциональный интеллект рассматривается как подструктура социального интеллекта, которая так же может наблюдать за собственными эмоциями и эмоциями других людей, дифференцировать их и использовать полученную информацию для управления мышлением и действиями - своими и чужими.
В целом, эмоциональный интеллект не несет в себе общее представление о самой личности, а использует эмоциональное состояние человека и эмоции других людей для регуляции поведения.
Таким образом, на способность понимать и управлять собственными эмоциями и эмоциями других людей напрямую влияет уровень развития эмоционального интеллекта, и чем он будет выше, тем выше будет способность к пониманию. Также, высокий уровень эмоционального будет влиять на способность к управлению эмоциональной сферой, что приведет к повышению уровня адаптивности и эффективности в общении.
Эмоциональный интеллект направлен на внутренний мир и его связь с поведение индивида и взаимодействием с реальность. Как продукт эмоционального интеллекта мы получаем принятые решения, на основе отражения эмоций и их осмыслении. В конечном счете, в основе эмоциональной регуляции лежит эмоциональный интеллект.
В модели способностей Дж. Мейера и П. Сэловея эмоциональный интеллект рассматривался как способность, уровень которой увеличить практически невозможно. А вот Д. Гоулман считал, что эмоциональный интеллект можно и нужно развивать.
Мы отметили взаимосвязь эмоционального интеллекта с такими способностями, как вербализация и осознание своих эмоций, проявление лидерских качеств в поведение человека и развитие эмпатии.
Также, мы подчеркнули из модели Д.В. Люсина, что эмоциональный интеллект проявляется как внутриличностный и межличностный. Другими словами, способность к пониманию и управлению эмоциями тесно связана с общей направленностью личности.
Мы рассмотрели особенности эмоционального интеллекта молодежи. Период юности характеризуется некой эмоциональной сенситивностью. В это время для индивида нормально испытывать переживания по отношению к конкретным людям или событиям, происходит формирование обобщенных чувств, вроде чувства прекрасного или трагического. Такие изменения свидетельствуют уже о наличии более или менее устойчивого мировоззрения личности.
В это время у молодых людей формируется эмоциональная направленность, которая будет фундаментом эмоциональности в более зрелом возрасте, основой эмоциональной культуры.
Согласно поставленным задачам нами были выбраны методики для эмпирического исследования, чья валидность и надежность была обоснована Е.С. Ивановой, Д.В. Люсином, В.В. Синявским и Б.А. Федорошиным. В итоге мы получили особенности эмоционального интеллекта у студентов ИФк и студентов ИПс.
По результатам описательной статистики мы выявили, что уровень межличностного и внутриличностного интеллекта более развит у студентов ИПс. Они осознают собственные эмоции, дифференцируют их и контролируют, хорошо распознают эмоции и чувства окружающих.
Сравнивая уровень алекситимии, мы отметили, что у студентов ИПс он выше, чем у студентов ИФк. Это говорит о том, что студенты-психологи чаще сталкиваются с трудностями при вербализации своих чувств и эмоций. При высоком уровне внутриличностного интеллекта, мы решили, что это особенности нашей выборки. Мы считаем, что студенты ИФк более непосредственно выражают свои эмоции, в отличии от студентов ИПс, которые пытаются через психологические категории передать живые эмоции и чувства. Это свидетельствует о вторичной алекситимии.
Студенты ИФк обладают более развитыми коммуникативными и организаторскими способностями. Это связано с тем, что они уже в раннем студенческом возрасте занимаются преподавательской деятельностью, тренируют команды и спортивные коллективы, следовательно - тренируют свои навыки.
Для сравнения данных обследованных выборок мы использовали U-критерий Манна-Уитни. Мы отметили достоверные различия по некоторым шкалам. У студентов ИПс - высокие показатели уровня внутриличностного и межличностного интеллекта, а также высокий уровень теста лицевой экспрессии. Это говорит о том, что студенты-психологи лучше понимают себя и свои эмоции, хорошо их контролируют и осознают. Они чаще анализируют свое состояние, более вдумчивы и внимательны к эмоциональным состояниям. По видимому, это связано со спецификой будущей профессии.
У студентов ИФк - высокие показатели коммуникативных склонностей и внутриличностной экспрессии. Такие результаты связны со спецификой их профессиональной подготовки, которая уже в студенческом возрасте дает им опыт преподавания.
Для того, что бы проследить взаимосвязь между показателями использованных методик, был проведен корреляционный анализ, с помощью коэффициента r-Пирсона для каждой выборки.
В группе студентов ИПс мы отметили корреляцию по многим шкалам, что свидетельствует о взаимосвязи базовых и структурных компонентов межличностного, внутриличностного интеллекта развитых
коммуникативных и организаторских навыков. Развитие одних компонентов ведет за собой рост и увеличение других в выборке студентов-психологов.
Сильные связи мы отметили между способностями понимать и управлять чужими эмоциями и собственными эмоциями и тем, как индивид проявляет себя в группе, а также на сколько он способен открыто общаться. Затруднения в вербализации своих чувств могут негативно отразиться на попытках выстроить дружеские отношения с другими. В другом случае, если коммуникативные и организаторские навыки хорошо развиты, то и сложностей с вербализацией чувств нее возникнет. В целом, у студентов ИПс сферы эмоционального интеллекта работают более целостно.
В группе студентов ИФк мы отметили взаимосвязь между уровнем понимания чужих эмоций и управлением чужими эмоциями. Также, связаны уровень понимания и управления собственных эмоций. Чем лучше студенты понимают собственные эмоции и эмоции других людей, тем лучше они их контролируют.
Сильная связь между внутриличностным и межличностным пониманием говорит о том, что от уровня осознания собственных эмоций зависит то, на сколько хорошо студенты будут понимать другого человека. Чем точнее будет понимание собеседника и его чувств, тем легче будет выстраивать с ним взаимовыгодные отношения.
Для обработки результатов исследования мы использовали факторный анализ. По его результатам мы выделили 4 фактора для группы студентов ИПс и 4 фактора для группы студентов ИПс.
Для группы студентов ИФк мы делили следующие факторы. Первый - понимающий интроверт. Он характеризуется развитыми компонентами внутриличностного интеллекта, а также пониманием эмоций других людей. Второй фактор - эмотивный менеджер. Он характеризуется хорошими коммуникативными и организаторскими навыками, а также владеет словарем эмоций. Третий фактор - эмоциональный контроль. Данный тип не может вербализовать свои эмоции и чувства, но хорошо владеет навыком контроля эмоций - как своих так и другого человека. Четвертый фактор - экстравертированный контролер. Он характеризуется навыком распознавания чужих эмоций, используя навыки невербального выражения эмоций. Также, он хорошо владеет управлением собственных эмоций, контролирует их внешние проявления.
Для группы студентов ИФк мы выделили следующие 4 факторы. Первый мы определили как активный коммуникатор. Он характеризуется развитыми коммуникативными и организаторскими навыками, управляет чужими эмоциями. В группе может проявлять качества лидера. Второй фактор - интровертированный эмотив. Такой человек прекрасно разбирается в протекании внутриличностных процессов. Он осознает их, дифференцирует и контролирует. Третий фактор - эмпатичный знаток. Для него характерно понимание эмоционального состояния другого человека на основе внешних проявлений. Четвертый фактор - невербальное опознание. Характеризуется навыком распознавания чужих эмоций, используя знания невербального выражения эмоций.
Мы отметили, что у студентов ИФк структура факторов более разнородна, чем у студентов ИПс, у которых факторы однозначно направлены.
Подводя итоги, мы можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Уровень эмоционального интеллекта у студентов ИПс выше, чем у студентов ИФк. Также мы отметили, что студенты ИФк обладают более развитыми коммуникативными и организаторскими навыками, в отличии от студентов ИПс. Но студенты ИФк владеют коммуникативными и организаторскими навыками лучше студентов ИПс, в связи с имеющимся у них преподавательских опытом.
Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования при оценке сформированности профессиональных компетенций у специалистов в сфере обучения физической культуре и психологов, занимающихся тренерской, диагностической и консультативной деятельностью. Полученные результаты намечают «мишени развития» обследованных лиц с точки зрения формирования значимых профессионально важных качеств и способностей.
Материалы исследования могут быть опорой при индивидуальном личностном и профессиональном консультировании.
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009.
2. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. - Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с. ISBN 978-985-531-260-5
3. Белоконь О.В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009.
4. Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. Тексты /М., 1993.
5. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //Вопросы психологии. - 1972. - №. 2. - С. 114-123.
6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
7. Выготский Л.С., Избранные произведения. 1984, т. 4
8. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта //М.: Вильямс. - 2007. - С. 373-374.
9. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект: Почему он может значить больше, чем IQ. - Манн, Иванов и Фербер, 2013.
10.Зеер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности //ББК 88 П 86. - 2007. - С. 560.
11. Иванова Е .С. Возможности методики «Словарь эмоции » для
диагностики и развития эмоциональной сферы //Психологическая
диагностика. - 2008. - No. 1. - С. 101-112.
12. Иванова Е.С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // . 2011. №6. С.37-41
13. Изард К.Э. Психология эмоций. - Издательский дом" Питер", 1999.
14. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности //Психологический журнал. - 1987. - Т. 8. - №. 4. - С. 126-137.
15. Кон И.С. Психология старшеклассника //Москва. - 1982.
16. Кравцов Г.Г. Единство аффекта и интеллекта в теории и на практике // Л.С. Выготский и современность / Под ред. Минск, 1996. Т. 1. С. 25-29.
17. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - Питер, 2000. - Т. 940.
18. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001
19. Леонтьев А.Н. Потребности //Мотивы. Эмоции. Конспект лекций. - 1971. - С. 5.
20. Люсин Д .В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн : новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям /Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264 - 278.
21. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном
интеллекте //Социальный интеллект: Теория, измерение,
исследования/под ред. Д.В Люсина, Д.В Ушакова.-М.: Институт психологии РАН. - 2004. - С. 29.
22. Люсин Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерения, исследование. М., 2004.
23. Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты //Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен/Под ред. Г.А. Емельянова. М., 2000.
24. Реан А. и др. (ред). Психология человека от рождения до смерти — М.; СПб., 2001, 2004. с-374.
25. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. 20.
26. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
27. Сапогова Е.Е. Психология развития человека . -- М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с
28. Семенова Н.Д. Возможности психологической коррекции алекситимии // Телесность человека: Междисциплинарные исслед. М.: Филос. об-во СССР, 1991. С. 89-96.
29. Спасибенко С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека // Соц.-гуманитарные знания. 2002. № 2. С. 109-125.
30. Стернберг Р. Практический интеллект. - СПб. : ЗАО" Изд-во" Питер", 2002.
31. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-н/Д, 1999.
32. Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2
33. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы// Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009.
34. Фетискин Н .П., Козлов В .В., Мануйлов Г .М. / Диагностика
коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) /
Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.263-265.
35. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопр. психол. 1999. № 2. С. 61-74.
36. Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание //М.: Знание. - 1976.
- Т. 64. - С. 4
37. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопр. психол. 1997. № 4. С. 20-27.
38. Gardner H. Multipleintelligences. N.Y., 1993.
39. Mayer J.D. EmotionalIntelligence: PopularorScientificPsychology. N.Y., 2005.
40. Mayer J.D., DiPaolo M., Salovey P.
Perceivingaffectivecontentinambiguousvisualstimuli: A componentofemotionalintelligence // J. Pers. Assessment. 1990. V. 54. N 3, 4. P. 772-781.
41. Mayer J.D., Salovey P. Emotionalintelligence. [Electronicresourse.] 2005. Modeofaccess: http://www.unh.edu/emotional intelligence/
42. Mayer J.D., Salovey P. Theintelligenceofemotionalintelligence //
Intelligence. N.Y., 1993. P. 433-442.