Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ ВО ВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Работа №99191

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
ПОДРОСТКОВ ВО ВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.... 7
1.1 Основные теоретические подходы к исследованию
«социально-психологической адаптации» в современной 7
психологии
1.2 Социально-психологические особенности подростков 17
1.3Теоретические основы исследования социально¬
психологической адаптации подростков во временном детском коллективе 22
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ВО ВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 26
2.1 Организация и методика эмпирического исследования 26
2.2 Описание результатов исследования 29
2.3 Методические рекомендации 37
Выводы по 2 главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что процессы адаптации являются одной из важных проблем в психологии. В настоящее время общество старается сохранить и поддерживать здоровье людей, не только физическое, но и психическое. Именно поэтому исследование механизмов и закономерностей процесса адаптации в различных социальных условиях обретает базовое значение.
На протяжении всей жизни человек часто находится в процессе адаптации. Социальная-психологическая адаптация подразумевает вхождение личности в новую группу, построение положительного взаимодействия с членами этой группы и совместной деятельности. Подростки в этот сложный период сталкиваются с новыми ролями и социальными требованиями, которым нужно следовать.
Подростки -это трудный возраст, когда можно легко потерять с ними контакт. Подростковый возраст насыщен массой переживаний, трудностей и кризисами. В этом возрасте должны сложиться устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Подростки склонны «сражаться» за свободу своих действий и добиваются, чтобы с ними обращались, как со взрослыми, а не детьми. Характерной чертой подростка считается личностная непостоянность.
Для того, чтобы подросток эмоционально ощущал себя комфортно, нужны условия, которые способствовали бы его индивидуальным достижениям, физиологическому здоровью, определяли характер общения как со сверстниками, так и со взрослыми, его бытовым делам. Поэтому одной из важных задач педагогов-организаторов в детских оздоровительных лагерях обеспечить такие условия, в которых адаптация детей будет успешной.
Противоречие между практической потребностью в изучении социально-психологической адаптации подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря с одной стороны, и наличие возможностей психологии в методологическом обеспечении исследований социально- психологической адаптации подростков с другой стороны, определяет проблему нашего исследования.
Степень разработанности: проблему социальной адаптации изучали А. М. Розенберг, Дж. Палмер и Л. Палмер в своей книге «Эволюционная психология», психическая и психофизиологическая адаптация человека по Ф. Б. Березину, психологическая адаптация: механизмы и стратегии (А. А. Налчаджян),психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика (В. В. Константинов, И. А. Красильников), адаптация личности в социуме (М. В. Ромм),Ю. В. Ган и И. А. Милославова рассматривали адаптацию, как элемент социализации, психология личности: социализация, поведение, общение (А. А. Реан), социально-психологические основы человеческого поведения по Ш. А. Надирашвили, установка и адаптации личности в творческом труде (Г. А. Горошидзе), психология подростка (Б. С. Волков) и др.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация
подростков во временном детском коллективе.
Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации подростков.
Цель исследования: изучение особенностей социально¬
психологической адаптации подростков во временном детском коллективе и разработка методических рекомендаций, способствующих эффективной адаптации.
Задачи:
1. Проанализировать существующие подходы к проблеме социально-психологической адаптации подростков;
2. Изучить социально-психологические особенности подростков; 

психологической адаптации подростков во временном детском коллективе;
4. Разработать методические рекомендации.
Гипотеза исследования. Формирование социально-психологической адаптации подростков во временном детском коллективе будет более эффективной при повышенном уровне психологического благополучия и эмоционального интеллекта.
Теоретико-методологическая основа исследования: диагностика социально-психологической адаптации по К. Роджерсу и Р. Даймонду, психоаналитическая концепция адаптации личности по Х. Хартманну, М. И. Дьяченко рассматривала адаптацию с позиций единства личности и общества, концепции психологического и психического здоровья детей И. В. Дубровиной; антропологической парадигме в педагогике и психологии Б. С. Братуся.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы теоретические, эмпирические методы и применены методы количественной обработки данных:
1. Теоретические методы(анализ, сравнениелитературы,
методических разработок, документов по теме исследования).
2. Эмпирические методы(для изучения социально-психологической
адаптации подростков во временном детском коллективе использовались методика диагностики социально¬
психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; методика Н. Холла на определение эмоционального интеллекта; опросник по выявлению уровня социальной активности, социальной адаптированности, социальной активности, автономности; опросник психологического благополучия.
3. Методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Новизна исследования заключается в том, что полученные выводы расширяют научные представления о социально-психологической адаптации подростков в условиях временного коллектива.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования и разработанные методические рекомендации могут быть использованы на практике педагогами- психологами, психологами, социальными педагогами не только в детском оздоровительном лагере, но и в общеобразовательном учреждении (школа, гимназия), и в детском саду.
Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап. Изучениеи теоретический анализ литературы по проблеме научного исследования.
2 этап. Планирование исследования, подбор психодиагностического инструментария, критерия математической статистики и осуществление эмпирического исследования.
3 этап. Осуществление математической обработки данных, анализ и интерпретация этих данных и написание выводов и результатов исследования.
База исследования. Автономная некоммерческая организация «Санаторно-оздоровительном лагере круглогодичного действия имени Ю. А. Гагарина» г. Заводоуковска, Тюменской области.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. На основе теоретического анализа литературы было рассмотрено понятие «адаптация», «социально-психологическая адаптация».По Х. Хартманну, адаптация включает в себя процессы, связанные с конфликтами и процессы, которые не связаны с ситуациями конфликта. И. А. Красильников и В. В. Константинов под термином «социально-психологическая адаптация» понимали процесс преодоления трудных ситуаций, в ходе которого раскрываются новые способы поведения, внутриличностные процессы. М. В. Ромм достаточно глубоко изучал вопрос социальной адаптации, делая акцент на информационно-интеллектуальной адаптации.А. Налчаджян считает, чтобы сформулировать полноценное определение понятию «социально¬психологическая адаптация», следует основываться на идее онтогенетической адаптации.
2. Теоретический анализ литературы по психологии свидетельствует о том, что понятие адаптации рассматривается в различных направлениях: психоаналитическая концепция адаптации личности по Х. Хартманну, грузинская психологическая школа (Ш. А. Надирашвили, Г. А. Горошидзе), личностно-центрированный подход К. Роджерса, концепция психологического и психического здоровья детей И. В. Дубровиной; антропологическая парадигма в педагогике и психологии Б. С. Братуся; теория педагогической поддержки О. С. Газманова, Н. Н. Михайловой и др.
3. Теоретико-методологическая основа психологического
благополучия: теория самодетерминации Р. Райана и Э. Диси, в которой они обуславливают связь личностного благополучия с базовыми психологическими потребностями, в отечественной психологической науке выполнено достаточно много исследований по отдельным детерминантам психологического благополучия, таким как самоотношение и самопредъявление (Л.Б. Козьмина, Н.О. Леоненко, Л.Е. Тарасова), эмоциональное благополучие и креативность (С.А. Водяха), юмор (Т.О. Гордеева, Е.И. Рассказова), психологическая адаптация и устойчивость (Е.Ю. Григоренко, А.В. Олейников), уровень тревожности (Корниенко Д.С. и др.), уровень двигательной активности (Р.М. Давлетшина, Н.Л. Ильина), многомерная интегральная модель психологического благополучия М. Ягода.
4. Было проведено эмпирическое исследование со следующей выборкой: в исследовании принимали участие100 подростков в возрасте 13-17 лет. Мы провели методику диагностики социально-психологической адаптации и данную выборку поделили в соответствии с уровнем адаптированности. Применяя метод крайних групп, создали группы низкоадаптированные и высокоадаптированные.
5. В результате цель исследования достигнута. Гипотеза
исследования о формировании социально-психологической адаптации
подростков во временном детском коллективе будет более эффективной при повышенном уровне психологического благополучия и эмоционального интеллекта подтвердилась частично. Формирование социально-психологической адаптации будет более эффективной только при повышенном уровне психологического благополучия.



1. Андреева Г. М. и др. Социальная психология. - М. : Аспект Пресс, 2005.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни/Ксения Александровна Абульханова-Славская //М.: Мысль. - 1991. - Т. 229. - №. 2.
3. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: пограничные нервно-психические расстройства. - 2005.
4. Андреева Г. М. и др. Социальная психология. - М. : Аспект Пресс, 2005.
5. Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательная работа в детском загородном лагере //Ярославль: Академия развития. - 2012.
6. Бурлачук Л. Ф., Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. - Издательский дом" Питер", 2012.
7. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - 2003.
8. Волков Б. С. Психология подростка //М.: Гаудеамус. - 2005.
9. Горошидзе Г. А. Установка и адаптация личности в творческом труде. - 2005.
10. Дербенев Д. П. Социальная адаптация подростков //Социологический журнал. - 2012. - №. 1-2. - С. С. 142-147.
11. Ермолаев О. Математическая статистика для психологов. Учебник. - Litres, 2015.
12.Заусенко И. В. Рецензент - 2017.
13. Кандыбович Л. А., Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности человека к деятельности //Минск: Изд. БГУ. - 2005.
14. Красильников И. А., Константинов В. В. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии разрешения внутренних конфликтов //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -
2009. - Т. 11. - №. 4-4.
15. Ломов Б. Ф., Журавлев А. Л. Психология и управление //М.: Знание. - 2002.
16. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. - Издательский дом" Питер", 2013.
17. Мудрик А. В. Социализация человека как проблема //Социальная педагогика. - 2005. - №. 4. - С. 47-57.
18. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь //М.: Прайм-Еврознак. - 2010. - Т. 672.
19. Майерс Д. Социальная психология/Давид Майерс //СПб.: Питер. -
2010.
20. Милославова И. А. Адаптация как социально-психологическое явление //Социальная психология и философия. - 2001. - №. 2. - С. 116-119.
21. Милославова И. А. Понятие и структура социальной адаптации: канд. филос. наук //Л.: ЛГПИ им. АИ Герцена. - 2000.
22. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - Academia, 2010.
23. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация //Механизмы и стратегии. - 2010.
24. Надирашвили Ш. А. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической активности человека //Психологические исследования, посвященные. - 1995. - С. 266-273.
25. Немов Р. С. Общая психология. - Издательский дом" Питер", 2008.
26. Немов Р. Психология. Словарь-справочник: В 2 ч. Часть 2. - Litres, 2017.
27. Немов Р. Психология. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - Litres, 2017.
28.Оношко Е. С., Крецан З. В. Понятийное ядро теории адаптации: терминологический аспект //Вестник Кемеровского государственного университета. - 2010. - №. 1
29.Овчарова Р. В. Практическая психология образования (учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов) //Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - Т. 2013. - №. 5.
30.Обухова Л. Возрастная психология: учебник. - Litres, 2016.
31. Растова Л. М. Социальная адаптация личности в коллективе //Дисс. канд. фил. наук, Барнаул. - 2008.
32. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико¬
методологический аспект //Новосибирск: Наука. Сибирская издат. фирма РАН. - 2010.
33. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение //М.: АСТ. - 2004. - Т. 8.
34. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. - 2010.
35. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Диагностика социально - психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) //Социально¬психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во института психотерапии. - 2010. - С. 193.
36. Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации //М.: Институт общегуманитарных исследований. - 2002.
37. Шибутани Т. Социальная психология/Пер. с англ. ВБ Ольшанского. - Ростов н. - 1998.
38. Шпак Л. Л. Социальная дезадаптация: признаки, механизмы, уровни //Социологические исследования. - 2012. - №. 3. - С. 50-55.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ