СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ ВО ВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
ПОДРОСТКОВ ВО ВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.... 7
1.1 Основные теоретические подходы к исследованию
«социально-психологической адаптации» в современной 7
психологии
1.2 Социально-психологические особенности подростков 17
1.3Теоретические основы исследования социально¬
психологической адаптации подростков во временном детском коллективе 22
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ВО ВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 26
2.1 Организация и методика эмпирического исследования 26
2.2 Описание результатов исследования 29
2.3 Методические рекомендации 37
Выводы по 2 главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
ПОДРОСТКОВ ВО ВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.... 7
1.1 Основные теоретические подходы к исследованию
«социально-психологической адаптации» в современной 7
психологии
1.2 Социально-психологические особенности подростков 17
1.3Теоретические основы исследования социально¬
психологической адаптации подростков во временном детском коллективе 22
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ВО ВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 26
2.1 Организация и методика эмпирического исследования 26
2.2 Описание результатов исследования 29
2.3 Методические рекомендации 37
Выводы по 2 главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что процессы адаптации являются одной из важных проблем в психологии. В настоящее время общество старается сохранить и поддерживать здоровье людей, не только физическое, но и психическое. Именно поэтому исследование механизмов и закономерностей процесса адаптации в различных социальных условиях обретает базовое значение.
На протяжении всей жизни человек часто находится в процессе адаптации. Социальная-психологическая адаптация подразумевает вхождение личности в новую группу, построение положительного взаимодействия с членами этой группы и совместной деятельности. Подростки в этот сложный период сталкиваются с новыми ролями и социальными требованиями, которым нужно следовать.
Подростки -это трудный возраст, когда можно легко потерять с ними контакт. Подростковый возраст насыщен массой переживаний, трудностей и кризисами. В этом возрасте должны сложиться устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Подростки склонны «сражаться» за свободу своих действий и добиваются, чтобы с ними обращались, как со взрослыми, а не детьми. Характерной чертой подростка считается личностная непостоянность.
Для того, чтобы подросток эмоционально ощущал себя комфортно, нужны условия, которые способствовали бы его индивидуальным достижениям, физиологическому здоровью, определяли характер общения как со сверстниками, так и со взрослыми, его бытовым делам. Поэтому одной из важных задач педагогов-организаторов в детских оздоровительных лагерях обеспечить такие условия, в которых адаптация детей будет успешной.
Противоречие между практической потребностью в изучении социально-психологической адаптации подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря с одной стороны, и наличие возможностей психологии в методологическом обеспечении исследований социально- психологической адаптации подростков с другой стороны, определяет проблему нашего исследования.
Степень разработанности: проблему социальной адаптации изучали А. М. Розенберг, Дж. Палмер и Л. Палмер в своей книге «Эволюционная психология», психическая и психофизиологическая адаптация человека по Ф. Б. Березину, психологическая адаптация: механизмы и стратегии (А. А. Налчаджян),психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика (В. В. Константинов, И. А. Красильников), адаптация личности в социуме (М. В. Ромм),Ю. В. Ган и И. А. Милославова рассматривали адаптацию, как элемент социализации, психология личности: социализация, поведение, общение (А. А. Реан), социально-психологические основы человеческого поведения по Ш. А. Надирашвили, установка и адаптации личности в творческом труде (Г. А. Горошидзе), психология подростка (Б. С. Волков) и др.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация
подростков во временном детском коллективе.
Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации подростков.
Цель исследования: изучение особенностей социально¬
психологической адаптации подростков во временном детском коллективе и разработка методических рекомендаций, способствующих эффективной адаптации.
Задачи:
1. Проанализировать существующие подходы к проблеме социально-психологической адаптации подростков;
2. Изучить социально-психологические особенности подростков;
психологической адаптации подростков во временном детском коллективе;
4. Разработать методические рекомендации.
Гипотеза исследования. Формирование социально-психологической адаптации подростков во временном детском коллективе будет более эффективной при повышенном уровне психологического благополучия и эмоционального интеллекта.
Теоретико-методологическая основа исследования: диагностика социально-психологической адаптации по К. Роджерсу и Р. Даймонду, психоаналитическая концепция адаптации личности по Х. Хартманну, М. И. Дьяченко рассматривала адаптацию с позиций единства личности и общества, концепции психологического и психического здоровья детей И. В. Дубровиной; антропологической парадигме в педагогике и психологии Б. С. Братуся.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы теоретические, эмпирические методы и применены методы количественной обработки данных:
1. Теоретические методы(анализ, сравнениелитературы,
методических разработок, документов по теме исследования).
2. Эмпирические методы(для изучения социально-психологической
адаптации подростков во временном детском коллективе использовались методика диагностики социально¬
психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; методика Н. Холла на определение эмоционального интеллекта; опросник по выявлению уровня социальной активности, социальной адаптированности, социальной активности, автономности; опросник психологического благополучия.
3. Методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Новизна исследования заключается в том, что полученные выводы расширяют научные представления о социально-психологической адаптации подростков в условиях временного коллектива.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования и разработанные методические рекомендации могут быть использованы на практике педагогами- психологами, психологами, социальными педагогами не только в детском оздоровительном лагере, но и в общеобразовательном учреждении (школа, гимназия), и в детском саду.
Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап. Изучениеи теоретический анализ литературы по проблеме научного исследования.
2 этап. Планирование исследования, подбор психодиагностического инструментария, критерия математической статистики и осуществление эмпирического исследования.
3 этап. Осуществление математической обработки данных, анализ и интерпретация этих данных и написание выводов и результатов исследования.
База исследования. Автономная некоммерческая организация «Санаторно-оздоровительном лагере круглогодичного действия имени Ю. А. Гагарина» г. Заводоуковска, Тюменской области.
На протяжении всей жизни человек часто находится в процессе адаптации. Социальная-психологическая адаптация подразумевает вхождение личности в новую группу, построение положительного взаимодействия с членами этой группы и совместной деятельности. Подростки в этот сложный период сталкиваются с новыми ролями и социальными требованиями, которым нужно следовать.
Подростки -это трудный возраст, когда можно легко потерять с ними контакт. Подростковый возраст насыщен массой переживаний, трудностей и кризисами. В этом возрасте должны сложиться устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Подростки склонны «сражаться» за свободу своих действий и добиваются, чтобы с ними обращались, как со взрослыми, а не детьми. Характерной чертой подростка считается личностная непостоянность.
Для того, чтобы подросток эмоционально ощущал себя комфортно, нужны условия, которые способствовали бы его индивидуальным достижениям, физиологическому здоровью, определяли характер общения как со сверстниками, так и со взрослыми, его бытовым делам. Поэтому одной из важных задач педагогов-организаторов в детских оздоровительных лагерях обеспечить такие условия, в которых адаптация детей будет успешной.
Противоречие между практической потребностью в изучении социально-психологической адаптации подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря с одной стороны, и наличие возможностей психологии в методологическом обеспечении исследований социально- психологической адаптации подростков с другой стороны, определяет проблему нашего исследования.
Степень разработанности: проблему социальной адаптации изучали А. М. Розенберг, Дж. Палмер и Л. Палмер в своей книге «Эволюционная психология», психическая и психофизиологическая адаптация человека по Ф. Б. Березину, психологическая адаптация: механизмы и стратегии (А. А. Налчаджян),психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика (В. В. Константинов, И. А. Красильников), адаптация личности в социуме (М. В. Ромм),Ю. В. Ган и И. А. Милославова рассматривали адаптацию, как элемент социализации, психология личности: социализация, поведение, общение (А. А. Реан), социально-психологические основы человеческого поведения по Ш. А. Надирашвили, установка и адаптации личности в творческом труде (Г. А. Горошидзе), психология подростка (Б. С. Волков) и др.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация
подростков во временном детском коллективе.
Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации подростков.
Цель исследования: изучение особенностей социально¬
психологической адаптации подростков во временном детском коллективе и разработка методических рекомендаций, способствующих эффективной адаптации.
Задачи:
1. Проанализировать существующие подходы к проблеме социально-психологической адаптации подростков;
2. Изучить социально-психологические особенности подростков;
психологической адаптации подростков во временном детском коллективе;
4. Разработать методические рекомендации.
Гипотеза исследования. Формирование социально-психологической адаптации подростков во временном детском коллективе будет более эффективной при повышенном уровне психологического благополучия и эмоционального интеллекта.
Теоретико-методологическая основа исследования: диагностика социально-психологической адаптации по К. Роджерсу и Р. Даймонду, психоаналитическая концепция адаптации личности по Х. Хартманну, М. И. Дьяченко рассматривала адаптацию с позиций единства личности и общества, концепции психологического и психического здоровья детей И. В. Дубровиной; антропологической парадигме в педагогике и психологии Б. С. Братуся.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы теоретические, эмпирические методы и применены методы количественной обработки данных:
1. Теоретические методы(анализ, сравнениелитературы,
методических разработок, документов по теме исследования).
2. Эмпирические методы(для изучения социально-психологической
адаптации подростков во временном детском коллективе использовались методика диагностики социально¬
психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; методика Н. Холла на определение эмоционального интеллекта; опросник по выявлению уровня социальной активности, социальной адаптированности, социальной активности, автономности; опросник психологического благополучия.
3. Методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Новизна исследования заключается в том, что полученные выводы расширяют научные представления о социально-психологической адаптации подростков в условиях временного коллектива.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования и разработанные методические рекомендации могут быть использованы на практике педагогами- психологами, психологами, социальными педагогами не только в детском оздоровительном лагере, но и в общеобразовательном учреждении (школа, гимназия), и в детском саду.
Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап. Изучениеи теоретический анализ литературы по проблеме научного исследования.
2 этап. Планирование исследования, подбор психодиагностического инструментария, критерия математической статистики и осуществление эмпирического исследования.
3 этап. Осуществление математической обработки данных, анализ и интерпретация этих данных и написание выводов и результатов исследования.
База исследования. Автономная некоммерческая организация «Санаторно-оздоровительном лагере круглогодичного действия имени Ю. А. Гагарина» г. Заводоуковска, Тюменской области.
1. На основе теоретического анализа литературы было рассмотрено понятие «адаптация», «социально-психологическая адаптация».По Х. Хартманну, адаптация включает в себя процессы, связанные с конфликтами и процессы, которые не связаны с ситуациями конфликта. И. А. Красильников и В. В. Константинов под термином «социально-психологическая адаптация» понимали процесс преодоления трудных ситуаций, в ходе которого раскрываются новые способы поведения, внутриличностные процессы. М. В. Ромм достаточно глубоко изучал вопрос социальной адаптации, делая акцент на информационно-интеллектуальной адаптации.А. Налчаджян считает, чтобы сформулировать полноценное определение понятию «социально¬психологическая адаптация», следует основываться на идее онтогенетической адаптации.
2. Теоретический анализ литературы по психологии свидетельствует о том, что понятие адаптации рассматривается в различных направлениях: психоаналитическая концепция адаптации личности по Х. Хартманну, грузинская психологическая школа (Ш. А. Надирашвили, Г. А. Горошидзе), личностно-центрированный подход К. Роджерса, концепция психологического и психического здоровья детей И. В. Дубровиной; антропологическая парадигма в педагогике и психологии Б. С. Братуся; теория педагогической поддержки О. С. Газманова, Н. Н. Михайловой и др.
3. Теоретико-методологическая основа психологического
благополучия: теория самодетерминации Р. Райана и Э. Диси, в которой они обуславливают связь личностного благополучия с базовыми психологическими потребностями, в отечественной психологической науке выполнено достаточно много исследований по отдельным детерминантам психологического благополучия, таким как самоотношение и самопредъявление (Л.Б. Козьмина, Н.О. Леоненко, Л.Е. Тарасова), эмоциональное благополучие и креативность (С.А. Водяха), юмор (Т.О. Гордеева, Е.И. Рассказова), психологическая адаптация и устойчивость (Е.Ю. Григоренко, А.В. Олейников), уровень тревожности (Корниенко Д.С. и др.), уровень двигательной активности (Р.М. Давлетшина, Н.Л. Ильина), многомерная интегральная модель психологического благополучия М. Ягода.
4. Было проведено эмпирическое исследование со следующей выборкой: в исследовании принимали участие100 подростков в возрасте 13-17 лет. Мы провели методику диагностики социально-психологической адаптации и данную выборку поделили в соответствии с уровнем адаптированности. Применяя метод крайних групп, создали группы низкоадаптированные и высокоадаптированные.
5. В результате цель исследования достигнута. Гипотеза
исследования о формировании социально-психологической адаптации
подростков во временном детском коллективе будет более эффективной при повышенном уровне психологического благополучия и эмоционального интеллекта подтвердилась частично. Формирование социально-психологической адаптации будет более эффективной только при повышенном уровне психологического благополучия.
2. Теоретический анализ литературы по психологии свидетельствует о том, что понятие адаптации рассматривается в различных направлениях: психоаналитическая концепция адаптации личности по Х. Хартманну, грузинская психологическая школа (Ш. А. Надирашвили, Г. А. Горошидзе), личностно-центрированный подход К. Роджерса, концепция психологического и психического здоровья детей И. В. Дубровиной; антропологическая парадигма в педагогике и психологии Б. С. Братуся; теория педагогической поддержки О. С. Газманова, Н. Н. Михайловой и др.
3. Теоретико-методологическая основа психологического
благополучия: теория самодетерминации Р. Райана и Э. Диси, в которой они обуславливают связь личностного благополучия с базовыми психологическими потребностями, в отечественной психологической науке выполнено достаточно много исследований по отдельным детерминантам психологического благополучия, таким как самоотношение и самопредъявление (Л.Б. Козьмина, Н.О. Леоненко, Л.Е. Тарасова), эмоциональное благополучие и креативность (С.А. Водяха), юмор (Т.О. Гордеева, Е.И. Рассказова), психологическая адаптация и устойчивость (Е.Ю. Григоренко, А.В. Олейников), уровень тревожности (Корниенко Д.С. и др.), уровень двигательной активности (Р.М. Давлетшина, Н.Л. Ильина), многомерная интегральная модель психологического благополучия М. Ягода.
4. Было проведено эмпирическое исследование со следующей выборкой: в исследовании принимали участие100 подростков в возрасте 13-17 лет. Мы провели методику диагностики социально-психологической адаптации и данную выборку поделили в соответствии с уровнем адаптированности. Применяя метод крайних групп, создали группы низкоадаптированные и высокоадаптированные.
5. В результате цель исследования достигнута. Гипотеза
исследования о формировании социально-психологической адаптации
подростков во временном детском коллективе будет более эффективной при повышенном уровне психологического благополучия и эмоционального интеллекта подтвердилась частично. Формирование социально-психологической адаптации будет более эффективной только при повышенном уровне психологического благополучия.
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К ВОЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУВЕРЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Социально-психологическое сопровождение подростков с различными проявлениями акцентуаций характера
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Специфика адаптации новых сотрудников организации с разным уровнем тревожности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ИГРОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия социальной адаптации подростков в инновационной гимназии с поликультурной средой
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ГИМНАЗИИ С ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДОЙ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ОБУЧЕНИЕ МЕДИАТИВНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ПОДРОСТОКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2024



