ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К СКРИПИЧНОМУ
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВУ 6
1.1 Скрипичное исполнительство как вид музыкальной деятельности 6
1.2 Психолого - педагогические особенности развития детей младшего школьного
возраста 9
1.3 Скрипичная музыка в аспекте формирования интереса младшего школьника в
условиях ДМШ 15
1.4 Проблемы начального обучения игре на скрипке в ДМШ 19
ГЛАВА 2.
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К СКРИПИЧНОЙ
МУЗЫКЕ 26
2.1 Ансамблевое воспитание скрипача 26
2.2 Обучение скрипача методом импровизации 30
ГЛАВА 3.
ОПЫТНО - ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К СОЛЬНОМУ И АНСАМБЛЕВОМУ
СКРИПИЧНОМУ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВУ 35
3.1 Выявление исходного уровня сформированности интереса у младших
школьников к скрипичному исполнительству 35
3.2 Методика формирования интереса к скрипичному исполнительству 39
3.3 Анализ результатов опытно - поисковой работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Наше время ознаменовано масштабными изменениями в различных областях: общественно - политической, экономической, социокультурной. В контексте преобразований, на повестку дня встала проблема развития интереса детей, как формы воспитания духовно - нравственного и художественно - эстетического вкуса к скрипичной музыке. Анализ литературы показывает, что интерес является сложным и неоднозначным понятием, широко исследуемым в современной педагогике, однако, несмотря на это, остается одной из загадочных категорий, поскольку множество исследований не проясняет сути данного явления, а скорее наоборот, ведут к еще большей путанице. Изучение и анализ путей развития музыкальной культуры позволяет констатировать, что технический скачок периода XX - XXI вв. привел к развитию мультимедиа, синтетических жанров и видов музыки, все это влияет на структуру музыкального восприятия у современных детей и их родителей. Очевидно, что проблема развития интереса к скрипичному исполнительству на современном этапе, когда классические музыкальные жанры активно вытесняются из информационного поля, становится одной из важнейших в современной педагогике. Свидетельством значимости и актуальности поставленной проблемы является то, что педагоги - музыканты на протяжении профессиональной деятельности ищут способы и методы развития у учащихся интереса к сольному и ансамблевому скрипичному исполнительству.
Цель работы - выявить теоретические основы, разработать и апробировать методику развития музыкального интереса у младших школьников к игре на скрипке в системе дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать сущность музыкальных интересов школьников в контексте современных научных исследований и образовательно - воспитательной практики.
2. Выявить психолого - педагогические особенности развития интереса младших школьников в процессе обучения игре на скрипке.
3. Разработать методику развития интереса младших школьников в процессе обучения сольному и ансамблевому скрипичному исполнительству.
4.Оценить эффективность разработанной методики формирования музыкального интереса к игре на скрипке с помощью опытно - поисковой работы.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников скрипичному исполнительству в системе дополнительного музыкального образования
Предмет исследования - развитие интереса учащихся детской музыкальной школы к сольному и ансамблевому скрипичному исполнительству.
Степень разработанности: Сущность понятия интерес и различные аспекты данной проблемы отражены в философии Г. Гегеля, И. Канта; в педагогике Д. Б. Эльконина, Г. И. Щукиной; психолого - педагогических исследованиях Н. Морозовой, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что формирование музыкального интереса у детей к обучению игре на скрипке в системе дополнительного образования будет осуществляться более эффективно, если в учебном процессе при сольной и ансамблевой игре на скрипке применить метод импровизации с использованием изобразительных моментов.
Методологическую основу исследования составили:
- социально - философский аспект интереса представлен в трудах Г. Гегеля, И. Канта и др.;
- положения эстетики, психологии и педагогики о роли искусства в развитии личности ребенка представлены Д. Б. Кабалевским, Б. М. Тепловым, Г. М. Цыпиным и др.;
- о закономерностях развития интереса в деятельности говорят работы А. М. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна;
- психологические и педагогические основы теории интереса рассматривали Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина;
- учебные пособия и методические рекомендации скрипичных школ
представлены педагогами А. И. Ямпольским, И. А. Лесманом, С. О.
Мильтоняном .
Базой исследования стала - ДМШ № 12 им. С. С. Прокофьева,
г. Екатеринбурга.
Результаты работы дали основание утверждать то, что роль, стоящая перед педагогом в контексте задач, заключается в развитие интереса учащихся к сольному и ансамблевому скрипичному исполнительству. Изучение различных методов музыкально - художественной деятельности способствовало формированию критерий учебно - воспитательной работы, с целью развития интереса учащихся к сольному и ансамблевому скрипичному исполнительству. При рассмотрении вопроса, выявлена необходимость накопления музыкально - эмоционального восприятия музыки, развития эстетического вкуса и основных музыкальных способностей (слух, чувство ритма, музыкальная память), инициирование творческого потенциала в различных видах деятельности.
Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает сам процесс обучения игре на музыкальном инструменте (скрипке). Если на начальном этапе обучения ученику нужно научиться правильно извлекать лишь один звук, то в дальнейшем он должен уметь представлять уже звучание следующих нот. С первых шагов необходимо добиваться того, чтобы исполненное произведение вызывало у ученика эмоциональный отклик. Также полезно привлекать учащихся к коллективному музицированию (ансамблю), что является логическим продолжением индивидуальных уроков, сохраняя их структуру и задачи. Раннее включение в ансамбль является мощным рычагом развития творческих способностей, это позволяет обогатить все музыкальные проявления, особенно музыкальное мышление, сформировать музыкальный опыт в различных видах деятельности: пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально¬ритмических движениях.
Одной из основ разработки методов было знакомство с педагогическим опытом профессора, преподавателя Тверского музыкального колледжа, С. О. Мильтоняна. В своей книге он предлагает эффективные подходы к становлению личности будущего музыканта - скрипача через импровизационную деятельность.
Импровизация имеет игровой характер. Педагог, не применяющий творческих заданий, не включающий игровые моменты урока, способствующие активизации внимания, не способен воспитать в детях интерес к музыке. Игровой метод помогает воспитывать музыкально-инструментальное мышление, в частности связь "слышу - нахожу" ноту, тем самым игра является одним из промежуточных этапов установления такой связи.
Импровизация - процесс изначально активно-творческий, она помогает и развивает эмоциональную и мыслительную сферу деятельности детей, вызывает у них желание слушать и исполнять музыку, формирует интерес к скрипичной музыке через игру на музыкальном инструменте (скрипке). Также стоит уделять внимание концертно - просветительской работе с учащимися - проведение родительских вечеров, концертов класса, организацию конкурсов школьного уровня.
Проблема формирования интереса к скрипичной музыке не исчерпывается данной работой, не исключено, что в процессе последующих научно - теоретических работ и благодаря приобретаемому опыту в изучении данного вопроса, интересующая проблема получит дальнейшее развитие и обретет новые пути разрешения.
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования:уч-к для вузов / под ред. М.И. Ройтерштейна. - М:. Большая Рос. Энц., 2001 Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - №4. - С. 6-20.
2. Агарков О.М. Вибрато как средство музыкальной выразительности - М:. Музыка, 1956. 64с.
3. Алиев Ю.Б. Подросток - музыка - школа / Вопросы методики музыкального воспитания детей: сб. ст.- М.: Музыка,1975. - С.71-114.
4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе - М.: Просвещение,1983. 224с.
5. Артикуляция как один из видов слухового внимания. [Электронный ресурс]: автореф. дис..канд. http://www.6. Афанасьев Н.Я. исторический вестник - М.:Музыка,1960. 53с.
7. Барабошкина А.В., Ляховицкая С.С. Методика приемных испытаний в ДМШ. - в кн.: Конференция по проблемам способностей (тезисы докладов) /- Л.,1960. - С 87 - 89.
8. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям / В.Б.Бондаревский - Горький: Приокское книжное издательство. 1968. 456с.
9. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып.2 / ред. - сост. В.И.Руденко - М.: 1980. 580с.
10. Выготский Л.С. детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1984. 432с.
11. Гинзбург Л.С., Григорьев В.Ю. История скрипичного искусства. - М.: Музыка, 1990. 258с.
12. Горюнова Л.В. Воспитание музыкального вкуса и развития музыкального воспитания у школьников / Музыкальное воспитание в школе. - М.,1971 - №7.
13. Горюнова Л.В. Развитие музыкального воспитания подростков. - М., 1969. 220с.
14. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология М.: Академия, 1993. 195с.
15. Григорьев В.Ю. Принципы скрипичной школы Леопольда Ауэра // Из истории музыкальной жизни Росси (ХУШ-Х1Хвв). - М.: Изд-во МГК им. П.И. Чайковского, 1990. - С. 84 - 97.
16. Гуревич Л.Н. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. - Л.: Музыка, 1988. 112с.
17. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. - М.: Просвещение, 2002. 354с.
18. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Вопросы психологии, 1972. -№2 . - С. 25-38.
19. Зеленин В.М. Роль речевого общения в скрипичной педагогике / Вопросы методики начального музыкального образования. - М.: Музыка,1981. - С.
136 - 145.
20. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение,1987. 298с.
21. Избранные педагогические сочинения. - М.: 1955.
22. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. - М.: Знание 1984. 63с.
23. Казанцева И.Н. Урок в школе. - М.: 1956. 354с.
24. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: автореф. дис. Кидрон А.А. - Л.:1981. 19с.
25. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение 1989. 90с.
26. Крутецкий В.А. Интерес. /Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. / гл. ред. Давыдов В.В. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - т.1. 373с.
27. Кухарев Н.В., Решетько В.С. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества. - М.: Музыка, 1996. 104с.
28. Леонтьев А.Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста / Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста.
- М.- Л.: 1984. 103с.
29. Лесман И.А. очерки по методике обучения игры на скрипке. - М.: Академия,1964. 78с.
30. Макарова И. В. Психология [Электронный ресурс]. М.: Юрайт 2010. 237 с. URL : http: //e.lanbook. com/books/element.php?pll cid=25pllid=3681 (ЭБС)
31. Махова К.В. Методы и средство воспитания ребенка. - М.: АМИ РСФСР, 1948. 38с.
32. Матвеева Л. В. Педагогическое сопровождение ребенка и семьи в процессе музыкального образования: учеб. пос. для сам. раб. студ. по дисциплине «Музыкальное образование в семье», Екатеринбург: ФГБЩУ ВПО «УрГПУ», 2012. 145 с.
33. Методическая культура педагога - музыканта / под ред. Абдулина Э.Б. -
М.: Академия, 2002. 263с.
34. Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития скрипача. - Тверь.: Дикси, 1996. 67с.
35. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1979. 298с.
36. Музыкальное образование в школе / под ред. Школяр Л.В. - М.: Академия, 2001. 175с.
37. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник.10-е изд, перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. 309с.
38. Мясищев В.Н. О потребностях как отношениях человека / Ученые записки ЛГУ. Психология, 1959. Вып.16 № 256. - С. 32 - 40.
39. Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]: http //www.dissercat. com/content/vospitanie-interesa-k-muzyke-u-detei-starshego- doshkolnogo-vozrasta#ixzz4zEQW6TMv
40. Новейший психологический словарь / под ред. Шапарь В.Б. - Изд. 2-е. - Ростов на Дону: Феникс,2006. 118с.
41. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Академический проспект, 2000. 490с.
42. Пиаже Ж. психология интеллекта / пер. Пятигорского А.М. - СПб.: Питер,2004. 234с.
43. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / под ред.
Цыпина Г.М. // - Психология музыки т музыкальных способностей: Хрестоматия / сост. ред. Тарас А.Е. - М.: АСТ; Минск.: Харвест,2005. 720 с.
44. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействия в педагогическом процессе.
- М.: Просвещение,1991. 230с.
45. Раданова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 1998. 240с.
46. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии- СПб: М. :Минск, 2000.
705 с.
47. Тагильцева Н. Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки //Урал. гос . пед. ун-т. Екатеринбург: [б.и.], 1995. 64 с.
48. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. В кн.: Проблемы индивидуальных различий. - М.: АМИ РСФСР, 1985. -С.186-187.
49. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.: 2002. 349с.
50. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Л. Теория и методика музыкального образования детей: Научно - методическое пособие.
- М.: Флинта; Наука,1998. 336с.
51. Узнадзе Д.Н. психологические исследования. - М.: Речь,1982. 189с.
52. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.2. - М.,1974. 440с.
53. Флеш К. Искусство скрипичной игры. Художественное исполнение и педагогика. - М.: Классика -XXI, 2004. 304с.
54. Фельдштейн Д.И. Проблемы психологии современного подростка. - М.: Речь, 1982. 180с.