Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Елизавета I в исторической памяти и образовательном пространстве Великобритании XIX - начала XXI вв

Работа №99177

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы102
Год сдачи2017
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБРАЗ ЕЛИЗАВЕТЫ I ТЮДОР В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ БРИТАНИИ В XIX - XXI ВЕКЕ 15
1.1. Оценки деятельности и личности Елизаветы I Тюдор в викторианскую
эпоху 17
1.2. Портрет королевы в исторических работах XX в 35
1.3. Восприятие образа королевы в работах историков второй половины ХХ
- начала XXI вв 39
ГЛАВА 2. ЕЛИЗАВЕТА ТЮДОР В СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ 42
2.1. Образ Елизаветы I в современной литературе 42
2.2. Образ Елизаветы Тюдор в кинематографе 47
ГЛАВА 3. ОБРАЗ ЕЛИЗАВЕТЫ ТЮДОР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 57
3.1. Елизаветинский период в школьной программе 57
3.2. Образ Елизаветы на электронных образовательных ресурсах 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В современном гуманитарном знании концепция исторической памяти стала одной из самых востребованных. К ней обращаются не только историки, но также социологи, культурологи, писатели и, конечно, политики. К сожалению, должного понимания сути этого явления нет. Очень часто история и историческая память воспринимаются как синонимы, однако это не так; более того, эти два понятия иногда рассматриваются учеными как противоположные друг другу.
Изучение истории направлено на наиболее точное отражение прошлого, часто на основе теорий и подходов, заимствованных из других научных дисциплин (например, социологии). Наоборот, устная традиция передачи информации о прошлом мифологична. Она характеризуется тем, что память сохраняет и «воспроизводит» сведения о прошлом на основе воображения, порожденного чувствами и ощущениями, вызванными настоящим. Воспоминания о прошлых событиях, как давно уже установили психологи, воспроизводятся через призму настоящего. Недаром, у древних греков Мнемозина была одновременно богиней памяти и воображения.
Отличие между историей и исторической памятью состоит также в том, как интерпретируются возможности познания отдаляющегося от нас времени. Хотя историк, изучающий древние эпохи, подчас сталкивается с недостатком источников, в целом доминирует представление: с течением лет, по мере того, как прошлые события утрачивают непосредственную актуальность, становится возможным дать их более объективное описание, включающее изложение причин, закономерностей и результатов, к чему и стремится историческая наука.
Наоборот, с естественным уходом людей - современников исторических событий историческая память меняется, приобретает новые оттенки, становится менее достоверной и более «насыщенной» реальностями дня сегодняшнего. То есть в отличие от научного знания о прошлом историческая память как бы со временем еще больше политически и идеологически актуализируется, приобретает оттенки смыслов, ранее не свойственные для данной персоналии или события.
Люди все больше интересуются событиями минувших дней, извилистыми сюжетами прошлого, деяниями и частной жизнью королей и королев, доблестных рыцарей и простого люда. Историческая память, помимо невероятно ценного научного материала, является некоторым «ключом к бессмертию». В народе говорят, что если память о человеке сохранилась, то человек жив, но если о человеке написаны романы, его жизнь описана историками и биографами, а также послужила сюжетом для пьес и сценариев кинофильмов, он, поистине, обретает настоящее бессмертие. Большинство людей считают эту мысль абсолютно верной, но историк, склонный к поиску вопросов всюду, где только заметен след истории, сразу же задумается: «Кто получает бессмертие? Человек или только его мифологизированный образ?». Несмотря на популярность и актуальность исторической памяти, это явление еще нельзя назвать полностью изученным. Так, например, не вполне понятно как формируется и трансформируется исторический образ с течением времени. Проще говоря, вопрос о том, как живой человек превращается в миф, все еще полон белых пятен. Источники формирования исторической памяти многообразны — устная традиция, широкий круг нарративных источников: учебники истории, мемуары, художественная литература, историография; в ХХ и XXI вв. особое значение для формирования исторической памяти имеют аудиовизуальные источники разных типов: киноисточники, телевидение и радио, а также сетевой контент. В этой работе мы постараемся выяснить, как формировался образ Елизаветы I в британской исторической памяти, и что с ним происходило с течением времени на примере анализа образа монарха в трудах историков, художественной литературе, театральных постановках, кинематографе и музейных выставках и экспозициях.
Разумеется, деятельность и личность Елизаветы Тюдор всегда привлекали историков: слишком неоднозначны фигура королевы и ее поступки. Образ Елизаветы и ее политика разобраны по самым мелким деталям, однако нами не было найдено ни одной работы посвященной зарождению и эволюции образа монарха в исторической памяти. Литература, кинематограф, театр и музейные выставки оказывают огромное влияние на формирование образа того или иного персонажа в исторической памяти, при этом вопрос о качестве этого контента, о том, насколько Елизавета «воссозданный» в этих проектах соответствует образу, который предлагают историки до сих пор остается малоизученным.
Актуальность темы определяется противоречием между представлением образа Елизаветы Тюдор в исторической памяти Британии и реальным историческом персонажем. Противоречие образа со временем не только не разрешается, но, напротив, обрастая дополнительной культурной мифологией, осложняется и перерабатывается. Повышенный интерес к образу королевы-девственницы и недостаточная изученность проблемы исторической памяти о королеве делает данную работу как никогда актуальной.
Объектом исследования являются литература исторического и художественного содержания, художественные фильмы, музейные экспозиции и выставки, посвященные жизни Елизfветы I Тюдор и ее эпохе.
Предметом исследования выступают социально-психологические, историко-культурные процессы зарождения, формирования и эволюции образа Елизаветы.
Целью дипломной работы является комплексный анализ эволюции образа Елизаветы I в многожанровой литературе XIX - начала XXI вв., посвященной эпохе Елизаветы, в кинематографе и музейных проектах.
Для того, что бы реализовать поставленную перед нами цель, обозначим следующие задачи:
1. Прояснить оценки личности королевы в британской исторической литературе 2 половины XX - XXI вв.
2. Выявить и проанализировать образ Елизаветы I в художественных фильмах, литературе художественного содержания, музейных экспозициях и мультимедийном пространстве.
3. Охарактеризовать процесс становления образа королевы и его современное состояние.
4. Сопоставить оценку личности Елизаветы I, данную историками, с образом, сложившимся в британской исторической памяти.
Хронологические рамки работы охватывают обширный период, начиная c XIX века, и до 2007 года XXI века, когда был выпущен фильм «Золотой век», являющийся на сегодня последним упоминанием о Елизавете Тюдор. Данные временные рамки обусловлены возникновением интереса к образу идеального монарха в XIX веке, и, как следствие, появлению огромного количества трудов и произведений, обрисовывающих образ королевы-девственницы. На сегодняшний момент интерес к личности монарха обусловлен как интересом к истории и времени возвышения Великобритании вообще, так и правлению Елизаветы II, считающейся наследницей королевы-девственницы.
Территориальные рамки дипломного сочинения преимущественно территория Великобритании - королевские резиденции Хэтфилд-Хаус, Хардфортшир, Вудсток, Лондон. Из зарубежных стран в текст работы включена Испания и Франция как соперники Великобритании за влияние в Европе.
Гипотезой дипломной работы является представление о том, что образ Елизаветы I, искусственно созданный еще во времена королевы, продолжал свое развитие на протяжении столетий, актуализируясь в XIX веке и конкретизируясь в веке ХХ и XXI. Образ этот не оставался неизменным на протяжении всего времени, обрастал мифологемами. Сегодня образ Елизаветы Тюдор достаточно противоречив и зависит не только от исторической памяти народа, но и от художественного взгляда на нее.
Методология исследования. Для достижения поставленных целей и задач были использованы общенаучные методы. Принцип историзма , который позволяет не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как происходила эволюция взглядов на личность Елизаветы в истории с XIX века по настоящее время. Метод контент-анализа поможет проанализировать содержание учебной
литературы и выявить основные проблемы, поднимаемые в рамках данной темы. Интердисциплинарный подход позволяет использовать другие научные дисциплины, их теоретический потенциал и научный язык в интерпретации научных фактов с целью целостного изображения истории.
Далее, использованный метод деконструкции дал нам возможность менять последовательность умозаключений автора той или иной работы, выбирать и включать в свой текст необходимый материал с указанием первоисточника, а также давать свою интерпретацию цитатам. Позволил нам интерпретировать содержание литературных произведений, дать оценку представленному в них образу Елизаветы Тюдор.
Диахронический метод — это изучение мнений историков, научных школ и истории их появления, становления и эволюции. Данный метод применялся при анализе исторических работ посвященных личности королевы.
Концептуальный анализ — анализ научного текста с позиций определенной концепции или теории, а также поиск концептуальных основ проведенного автором исследования и полученных им выводов. Этот метод использован в нашей работе для анализа образа монарха, который сложился в историографии.
Применение всех вышеперечисленных методов позволит нам наиболее точно и глубоко изучить имеющийся материал, интерпретировать его и получить выводы.
Источниковая база нашей работы включает литературные, аудиовизуальные и музейные источники. Выбор именно этих групп источников обусловлен тем, что мы склонны полагать, что именно театр, литература, музейные экспозиции и выставки, а позднее киноискусство имели определяющее влияние на формирование и эволюцию образа королевы в сознании англичан. Среди литературных источников будут рассмотрены произведения, где королева становится сама действующим лицом.
Исторические источники - база, основа любого исторического исследования, без их изучения в глубоком диалектическом единстве содержания и формы невозможно достичь исторического познания. Успехи исторической науки прямо связаны с расширением круга источников, вводимых в научный оборот, повышением их информационной отдачи. В данной работе мы используем классификацию исторических источником С. О. Шмидта , так как она включает огромное количество типов материала, включая фильмографию и электронные ресурсы.
Большую ценность для реконструкции жизни двора, его персонального состава, деятельности отдельных должностных лиц, внешней реакции на события в Англии имеют различные документы, хранящиеся в правительственных департаментах, архивах и библиотеках Англии и за ее пределами, опубликованные в Календарях государственных бумаг891011
Механизм принятия политических решений Елизаветой, деятельность Тайного совета, организация различных политических союзов отражена в публикациях бумаг из частных архивов видных государственных деятелей (коллекция лорда Берли, архив маркиза Солсбери). Большой интерес представляют опросные листы, приговоры судебных разбирательств по обвинению в государственной измене и религиозному неподчинению, содержащиеся в различных коллекциях исторических документов1213.
Но, если в XIX веке была широко распространена документация, то в ХХ - XXI веке ставка сделана на кинематограф, где образ Елизаветы приобретает специфические черты.
Среди источников следует выделить и многочисленные романы, посвященные личности королевы. В частности, следует выделить «Елизавету Великую» Элизабет Дженкинс, Элисон Уэйр «Жизнь Елизаветы», «Леди Элизабет», Кароли Эриксон «Елизавета Первая», Жан Уэстин «Королева - девственница», «Его последнее письмо» Литтон Стрейчи «Элизабет и Эссекс: трагическая история», Элисон Плауден «Молодая Елизавета» , Маргарет Джордж «Елизавета I» , Сандра Бэрд «Роза на троне: Елизавета I», Кэролин Майер «Принцесса Элизабет» и др.
Образ Елизаветы Первой Тюдор — королевы Англии привлекал кинематограф практических с первых дней своего создания. Первой актрисой сыгравшей Елизавету Тюдор на экране была знаменитая актриса театра Сара Бернар. В фильме, который так и назывался «Королева Елизавета» показан эпизод из жизни королевы. Это была короткометражка снятая в Англии в 1912 году.
Англичане вновь вернулись к образу Елизаветы в 1936 в фильме «Пламя над Англией» . Сюжет в этом фильме был вымышлен и повествовал о том, как некий английский морской офицер, охвачен жаждой мести за смерть отца, сожженного на костре в Лиссабоне.
В 1939 с размахом была снята историческая кинокартина «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса», повествующая о взаимоотношениях Королевы Елизаветы и ее главного фаворита графа Эссекса". Сценарий фильм основывался на некоторых реальных событиях.
В 1955 выходит фильм «Королева — девственница». Сюжет фильма повествует о том, как сэр Уолтер Рэйли просит аудиенции у королевы Елизаветы I. Ему нужны корабли, чтобы совершить морской поход во славу Британии.
В 1998 году выходит фильм «Влюбленный Шекспир», повествующий о молодых годах Шекспира в театре Елизаветы. В 2007 выходит фильм «Золотой век».
Таким образом, на основании анализа этих источников мы рассчитываем получить обширные сведения о появлении, развитии образа королевы и проследить его эволюцию в сознании британских авторов.
Степень изученности темы. Классификация историографии построена на основе диахронного подхода. Это позволяет проследить становление образа идеального монарха во времени и оттачивание определенного архетипа королевы-девственницы. Пробуждение интереса к периоду правления Елизаветы Тюдор следует отнести к середине XIX в., когда стали активно публиковаться архивные источники: документы по политике правительства, мемуары и переписка деятелей, программные произведения.
Если говорить о литературе, которая раскрывает личность королевы, то наиболее интересными на наш взгляд становятся следующие.
Господствующий до начала XIX века взгляд на елизаветинскую эпоху обобщен в трудах Р. Дж. Дикона. Правление Елизаветы реализуется в двух периодах. Первый (1560-1570 гг.) характеризуется как период достаточно «вялого» правления.
Начало второго периода - расцвет елизаветинской эпохи и последующее ее угасание вплоть до отторжения навязанного образа просвещенной монархини.
Идеи, господствовавшие с конца XIX в. развиваются в дальнейшем в трудах Дж. Босси. Через призму взаимоотношений королевы с католиками, возникает образ совершенно иной от традиционного образа милостивой королевы. Он вводит понятие "католического сообщества"(catholic community), под которым понимает совокупность людей, придерживающихся католических убеждений независимо от характера государственной церкви.
Эта позиция по образу монархини, хоть и с небольшими поправками, была поддержана Дж. Эвелингом и А. Притчардом. Так, Эвелинг говорит о том, что королева все же не поощряла подобное вольнодумство подданных. Но и не карала, так как мессы становились островками католиков в царстве протестантизма.
Елизавете хватало мудрости не начинать затяжное противостояние с католиками, которые были крайне. Притчард , в свою очередь, полагает, что в основе рациональной монархии Елизаветы лежит не столько и не только расчет, сколько то, что население не было способно к сопротивлению реформам.
Вместе с тем идеализация елизаветинской эпохи вызывает значительную критику со стороны Кр. Хейга. В своих многочисленных работах он опровергает тезис о том, что лояльность населения во время Елизаветы обусловлена только любовью к монархии.
Проблема формирования образа королевы Елизаветы достаточно широко раскрыта в труде Ч. Хейга. Исследователь рассматривает, каким образом происходило столкновение между народом, куда отнес всех тех, кто не задействован в управлении и правительством от церкви и до министров. И каким образом подобная характеристика влияла на восприятие образа королевы.
Хейг полагает, что Роберт Парсонс сфабриковал ни что иное как "сказку", которой ученые доверяют и которую пересказывают более 380 лет. В ней есть те, кто отказался ради жизни от своих догм и идей и принял королеву со всем ее «проблемным» происхождением. И именно из -за этого протеста к концу царствования Елизаветы возникает сильнейшее сопротивление, о котором не говорится в настоящее время, так как стереотипы зачастую мешают взглянуть на образ монархини объективно.
В начале 90-х гг. М. Каррафилло охарактеризовал ситуацию с взаимоотношениями в обществе Елизаветы с позиции того, что лояльность общества к королеве была обусловлена именно невмешательством, однако, доподлинно выводы о создании образа королевы-девственницы сделать сложно.
Обращаясь в своем исследовании в основном к представителям дворянства, он подчеркивает, что большинство землевладельцев оказывалось лояльным к королеве. Образ Елизаветы зиждился на представлении о монархе, как ключевом звене государства. Пассивность самого народа была объяснима ставкой на стремление добиться королевского расположения.
В исследовании Ф. Янгса, проблема формирования образа королевы и ее страны анализируется на основе прокламаций королевы Елизаветы I. Ученый отмечает наиболее сложные узловые моменты управления государством и позицию королевы по ним.
Только монография У. Тримбла является завидным исключением, поскольку дает обобщающую оценку социально-экономического статуса монарха в обществе на основе полноценного анализа документов. Однако, и в его исследовании делается ставка лишь на взаимодействие между католиками и протестантами.
Обобщая опыт исследования образа Елизаветы Тюдор в историографии, отметим, что ставка делается на образ в свете политических и социальных изменений.
Персональный состав ближайшего окружения Елизаветы I рассматривается Дж. Уолтаном. Однако он, как и вышеозначенные историки, обращается к изучению лишь наиболее известных и знатных представителей двора, обходя вниманием рядовой состав придворных фракций.
Прямым следствием возросшего интереса к придворной и, в частности, фракционной тематике стал поиск ответов на вопрос о важности исследования персонального состава, характера и деятельности придворной группировки в период правления Елизаветы Тюдор, повлиявшей на формирование образа королевы впервые поднятый в конце 1970-х гг. Д. Пеком.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, а так же приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование проводилось с целью выяснить, как формировался и эволюционировал образ Елизаветы Тюдор в британской исторической памяти. Мы выдвинули гипотезу о том, что образ монарха мифологизируется с течением времени, и предположили, что произведения, созданные, незадолго после смерти монарха будут более подробно отражать его образ, чем современные нам произведения. В ходе исследования был проанализирован ряд историографических, литературных, аудиовизуальных и музейных источников.
В исторической литературе фигура Елизаветы предстает на фоне расцвета науки, литературы и военных кампаний Великобритании и на протяжении длительного времени была отражена преимущественно в понимании Золотого века. Английские хронисты XVI в. не давали прямой оценки деятельности короля, однако, отмечали, что период правления был достаточно противоречив и начало правления, воспринимающееся как благодатный период, впоследствии превращается в жестокое правление.
В викторианскую эпоху происходит мифологизация образа королевы Елизаветы - она предстает как благословение для Англии. Елизавета становится просвещенной монархиней, которая положила всю свою жизнь на благо служения трону, при незначительных изменениях в контексте исследования, расстановки приоритетов и акцентов. Такая ситуация продолжала сохраняться до начала XX в.
В это время создается миф о королеве, сумевшей добиться процветания родной страны. И миф основывался на необычных реалиях жизни королевы. Элизабет I, возможно, самый знаменитый монарх Англии, выросла в сложных условиях. Дочь короля Генриха VIII и его второй жены, Анны Болейн, ей было всего два года, когда она потеряла мать.
Анна Болейн была обезглавлена по приказу своего мужа, основываясь на сомнительных обвинениях в прелюбодеянии и заговоре. Вскоре Элизабет и ее старшая сестра Мэри были объявлены нелегитимными, поскольку ее отец пытался проложить путь для наследника-мужчины. Впоследствии они были восстановлены как потенциальные наследники. Их сводный брат Эдвард родился в 1537 году третьей женой Генриха VIII Джейн Сеймур. Век романтизма вполне мог воспользоваться подобными перипетиями, чтобы рассказать о королеве-девственнице.
В викторианское время огромная ставка делалась на воспитание и образованность королевы, что, впрочем, несколько отличалось от современной образованности. Элизабет была воспитывалась так же, как любой другой королевский ребенок. Она получила репетиторство и преуспела в языках и музыке. После смерти отца в 1547 году Элизабет провела некоторое время под опекой ее мачехи Кэтрин Парр. Парр нанял наставников от имени Элизабет, включая Уильяма Гриндала и Роджера Ашама.
Во второй половине XX в. наметились новые подходы к изучению правления Елизаветы Тюдор. Конечно, серьезных изменений в мифологическом образе не произошло - слишком притягательным был образ королевы-девственницы, но все чаще стали раздаваться голоса историков, которые предлагали взглянуть подробнее как на личную жизнь, так и на политику королевы.
Историки стали обращаться к таким проблемам, как функции двора, роль этого института в политической культуре и репрезентации власти, в формировании публичного образа государя. Обращение к этим сюжетам открыло совершенно новые грани личности Елизаветы, которые подняли вопрос о месте женщины в период Ренессанса и о необходимости отказа от личного в пользу короны не столько ради служения народу, сколько ради собственной жизни.
Отмечается, что Элизабет оказалась втянутой в политическую интригу после смерти Эдварда в 1553 году. Ее старшая сестра Мэри и их двоюродная сестра, леди Джейн Грей были в очереди за короной. Эдвард назначил Грея своим преемником, но ее царствование оказалось недолгим. Мэри получила поддержку английских людей и отпустила Грей после девяти дней на троне.
Несмотря на то, что Элизабет поддерживала Мэри в ее перевороте, она не была свободна от подозрений. Верный католик, Мария стремилась вернуть свою страну к своей вере, отменив разрыв отца с Папой. Пока Элизабет шла вместе с религиозными изменениями, она оставалась кандидатом на престол для тех, кто хотел вернуться к протестантизму.
Изображения Елизаветы I и Мэри, королевы шотландцев в викторианскую эпоху присутствуют всегда рядом и освещают британское отношение 19-го века к женщинам у власти. Не было всеобщего мнения с простым ответом, а скорее шла речь о том, что викторианцы считали правильной внутренней ролью женщин и самой общественной силой королев.
Подчеркивая разницу между государственной королевской ролью двух королев и их частными личностями, исторические рассказы Виктории подтверждают их предубеждения в отношении женской природы и женщин, находящихся у власти, и комментируют саму Викторию, через образ Елизаветы раскрывая викторианское правление.
Очерняя женственность Елизаветы, уважая ее королевскую власть, викторианские авторы и художники прокомментировали страшную судьбу могущественных одиноких женщин, сохраняя при этом популярную идею золотого «Елизаветинского века».
Элизабет не является хорошей королевой из -за ее женственности, несмотря на это; ее «мужские» черты и тюдоровские связи - вот что заслуживает ее похвалы, а не ее женственные черты. Элизабет - это исключение, которое проистекает из правила, а не пример идеального королевства.
Передача образа Элизабет как ревнивого тирана, в частности, также отражает викторианские представления о природе политической власти; Викторианские авторы полагают, что вместо того, чтобы сосредоточиться в одном, потенциально непригодном правителе, правильная политическая власть должна быть сосредоточена в руках мужского парламента.
Королева Виктория, следовательно, не должна обладать большей властью, чем она уже есть, потому что присущие ей проблемы монархического права будут только подчеркиваться ее женственностью. Поэтому авторы усиливают свои взгляды на женственность, а также распространяют идеи о правильной сфере политической власти.
Казалось бы, что признание Мэри, королевы шотландцев будет противоречить этому недоверию к женскому правлению; однако идеализированная женская фигура Мэри и узаконивает ее правление и подтверждает викторианские стереотипы. Мэри иллюстрирует идеальные женские черты. Она подчиняется мужчинам как в политических вопросах, так и по религиозным делам, а также выполняет свою женскую обязанность, вступая в брак три раза и предоставляя престолы Шотландии и Англии, производя наследника-мужчины. Кроме того, ее благочестие и драматическая история делают ее романтической героиней, которой приятно сочувствовать гражданам Британии XIX века.
Эти факторы делают царствование Мэри приемлемым; хотя она не является законным мужским правителем, вокруг нее достаточно мужественной силы, чтобы сделать ее царствование действительным. Тот факт, что это в конечном итоге не дало никаких результатов, является подтверждением женской политической непригодности, несмотря на ее гармонию с викторианскими гендерными нормами.
Конфликт между ее существенной женственностью и ее политическим статусом просто слишком велик, даже с мужским руководством. Правление Мэри становится комментарием о конечной сфере для женщины, а именно ограничения ее жизни сферой дома. Мэри - неудачный правитель, но отличная женщина, а викторианские рассказы стараются подчеркнуть превосходство последнего.
Викторианские изображения Елизаветы I и Мэри, королевы шотландцев, усиливают гендерные представления о природе женщин и природе власти, а именно тот факт, что они несовместимы. Женщины не могут быть правителями, не отказываясь от своей женственности и не становясь маскулинизированными. Если они попытаются править по-женски, они в конечном итоге окажутся неудачными правителями.
Учитывая, что сам викторианский период обязан своим именем королеве-регенту, эти идеи о влиятельных женщинах отражают викторианскую неопределенность в отношении правильной роли королевы, трон которой был следствием престолонаследия, но чья природа была глубоко внутренней.
Через изображения бывших королев, викторианские авторы смогли выразить беспокойство о месте Виктории в качестве главы Британской империи. Для викторианских писателей среднего класса королева Виктория сочетает в себе лучшие качества Элизабет и Мэри: она является могущественной культурной фигурой, но с ограниченной властью и полной зависимостью от мужчин-политических деятелей. Показывая соперничающих королев как крайности женской власти, викторианские авторы подчеркивали достоинства своего правителя.
В настоящее время в исторической науке наблюдается активное формирование нового культурно-политического мифа в связи с более расширенным отношением к королеве. Восприятие основано на анализе результатов правления Елизаветы и отказ от плоского мифа, выведение его в более объемный контекст повествования, которыми стали, в частности, начало становления самоидентичности англичан, создание национальной церкви, патронат в сфере искусств.
В массовой культуре образ Елизаветы представлен в несколько ином свете. В художественной литературе, театральных постановках и кинофильмах портрет короля целиком и полностью зависит от художественной цели, которая была поставлена перед автором.
Так в романе В. Скотта перед нами предстает деспотичная и жестокая натура, которая не только не отличалась целомудрием. Но готова была уничтожать красивых женщин вокруг себя, так как сама, очевидно, красотой не обладала.
В современных литературных произведениях и кинофильмах существует тенденция к упрощению образа монарха: личность персонажа строится на одной, базовой, личностной характеристике - служению британской нации.. Таким образом, можно говорить о существовании тенденции, прямо противоположной процессам, получающим все более широкое распространение в исторической литературе.
Сегодня не отрицается, что на протяжении ее правления Элизабет I изображалась как объект поклонения, а потому ее окружал и исторические и библейские герои, сама Англия, окруженная символами и мотивами, пророчествами и сюжетами, женщиной и верой, материализовавшейся и поглощенной легендами, убеждениями и аллегориями. Многие историки утверждают, что именно уровень фантастики и фантазии, присутствовавший в ее правиле, позволил Елизавете и ее правлению популярность, которую они получили, когда она была жива и на протяжении столетий, включая наши собственные.
Общепризнанно, что Элизабет манипулировала своей персоной, чтобы не ограничиваться ее полом. Сегодня говорится о том, что благодаря ее собственной работе над созданием мифической фигуры, как визуальной, так и риторической, Элизабет I выполнила невозможное, который она была вынуждена поддерживать баланс между женщиной и монархом, и именно эта долговременная пьеса позволила ей стать одним из самых важных и могущественных монархов Англии и открыла двери в эпоху процветания, которая получила ее имя.
Рой Стронг назвал это событие «Культом Елизаветы», отметив создание идеи, которая вышла далеко за пределы реальности женщины, которая ее вызвала. Нельзя отрицать аллегорию и символику, которые окружали Элизабет, сегодня ученые не стремятся обращаться к первопричинам, выясняя насколько она сыграла роль в развитии ее легенды.
Портреты Элизабет позволили ей управлять своим имиджем и, следовательно, ее публичной персоной, благодаря которой она контролировала восприятие ее. Это была ее решающая и исчерпывающая стратегия, которая позволила Елизавете I стать одним из самых могущественных, эффективных и любимых монархов в истории Англии. Начиная с первых решений ее царствования, когда она приняла королевство, но отказалась от того, чтобы уступить его королю, она осознавала узкий и предательский путь, который ей нужно было бы пройти, если бы она хотела добиться успеха в качестве королевы, а не просто как женщина.
Она привлекла силу и доверие римской иконописи и то, что сегодня называется PR, чтобы закрепить свое царствование в истории, и возлагала надежды Англии на будущее, обещая успех как избранный Богом монарх. Ее манипуляция ее полом и статусом была достаточно тонкой, чтобы не поколебать глубоких убеждений о гендерных ролях в эпоху Возрождения, но была достаточно решительной, чтобы позволить ей ее собственную стратегию в политике, как женщины, так и королевы, которая заслуживает независимого трона. Она осторожно и терпеливо прокладывала путь к успеху, постепенно переходя от чистой, достойной молодой женщины к идиллическому и неприкосновенному божественному существу, более человечному, чуть меньше божественности, но достойному быть представленным как и то, и другое.
Если бы Элизабет позволила себе ограничиться женщиной, она следовала бы по стопам огромного числа женщин-правителей, которые были брошены в тени истории более сильными, более видными и могущественными мужчинами. Это была ее решимость выжить, которая вела Элизабет на протяжении всей ее жизни и царствования. После неопределенности и опасности ее юности Элизабет никогда не хотела жертвовать сюжетами или схемами других людей или быть под контролем кого-либо, и поэтому она искала защиты, обеспечиваемой любовью и лояльностью народа. Элизабет отметила себя как идеал молодости и женственности, спасения и надежды своих людей. Она заявила о своей милости и защите Бога, и сама утвердилась как правитель.
Однако, даже будучи широко признанным независимой королевой, вопрос о преемственности заставил ее советников и парламент продолжать настаивать на браке. Элизабет, хотя и понимала, чем грозит отказ от наследования, опасалась того, что для нее будет означать брак. Она была свидетелем попыток, которые делались во время обоих правлений ее братьев и сестер, ряд из которых вращался вокруг размещения Элизабет на троне, и во время ее собственного правления она страдала от стремления посадить Мэри на престол. Брак может означать потерю контроля, уровень подчинения другому человеку, и у установленного наследника есть потенциал быть столь же опасным для Элизабет, как и, если не будет ответа на вопрос о правопреемстве. Продолжая линию королевы-девы, поскольку «девственность» предоставляла Элизабет источник контроля, который был бы потерян в браке, она стремилась реализовывать свой план в дальнейшем.
Установление нерушимой связи между девственным государством Елизаветы и обретенным успехом Британской империи создало яростно мощный образ, одновременно защищая поведение женщины и возвышая его. Соединяя качества своего пола и отмечая их как принципиально уникальные и божественные, Элизабет сначала сформировала себя, а затем продиктовала эпоху, в которой она была необходима.
Самые ранние изображения Елизаветы как королевы стремились установить ее силу и право править. Большая часть этого аргумента была основана на внимании, уделяемом ее гендерному признаку достоинством быть женщиной, одновременно защищая свое присутствие в мужской роли. В то время как ее ранние портреты установили силу, портреты, созданные позже в жизни, были направлены на поддержание этой силы перед лицом нависшей смерти Элизабет и постоянной нехватки наследника.
Резюмируя все вышесказанное, можно утверждать, что образ Елизаветы I в британской исторической памяти мифологизируется вне зависимости от времени создания источников, формирующих отношение к этому монарху. Выделяются две тенденции, оказывающие влияние на образ Елизаветы в британской исторической памяти. Одна, берущая начало в исторической литературе - изображение «королевы-девы» как просвещенной монархини. Но достаточно деспотичной, которая в конце царствования буквально удавила народ налогами.
Вторая - наиболее распространенная в массовой культуре, показывает королеву как служительницу народа, толерантную монархиню, собирательницу земель и укрепиительницу британского положения. Вторая тенденция оказывает большее влияние на изменения образа, так как, произведения, транслирующие ее, рассчитаны на более широкую аудиторию, в отличие от трудов историков и музейных проектов.
Исследование показало, что образ монарха в исторической памяти мифологизируется вне зависимости от периода создание какого-либо художественного произведения. Личность монарха обрастает мифами еще до смерти короля. Время создания влияет только на то, какие художественные цели будет ставить перед собой автор и то, какие стереотипы, связанные с эпохой или статусом, будут действовать в отношении исторического персонажа. Мы полагаем, что выделенные нами тенденции, распространяются не только на государственных деятелей, но и на любого исторического персонажа или эпоху.



1. Calendar of State Papers and Manuscripts, relating to English affairs, exist¬ing in the archives and collections of Venice, and the other libraries of Nothern Ita¬ly, 1581-1591
2. Cobbet's Complete Collections of State Trials and Proceedings for High Treason;
3. Jenkins E. Elizabeth Great. L., 1958.
4. List of films dealing with Elizabeth in [электронный ресурс]: URL: http://www.luminarium.org/renlit/elizafilms.htm(дата обращения 23.06.2017)
5. Susan Bassnett, Elizabeth I: A Feminist Perspective (New York: St. Martin’s Press, 1989).
6. Project Gutenberg, (1905) 2006, [электронный ресурс]: URL:
http://www.gutenberg.org/ebooks/699(дата обращения 15.07.2017)
7. Бэрд С. Роза на троне [электронный ресурс]: URL:
https://www.amazon.com/Roses-Have-Thorns-Novel-Elizabeth/dp/1439183163(дата обращения 14.07.2017)
8. Влюбленный Шекспир (Shakespeare in Love), 1998 [электронный
ресурс]: URL: https://www.kinopoisk.ru/film/7662/(дата обращения
14.07.2017)
9. Джордж М. Елизавета I [электронный ресурс]: URL:
https ://www.amazon.com/Elizabeth-I-Novel-Margaret-George/dp/0143120441(дата обращения 14.07.2017)
10. Елизавета (Elisabeth), 1998 [электронный ресурс]: URL
http ://fasttorrent.ru/ film/ elizaveta.html
11. [электронный ресурс]: URL:
http:// shekharkapur.com/blog/cate gory/golden-age-diary/ (дата обращения
15.07.2017)
12. Золотой век (Elizabeth: The Golden Age), 2007 [электронный ресурс]: URL:https://www.kinopoisk.ru/film/84037/(дата обращения 14.07.2017)
13. Источниковедение и историография: Специальные исторические дисциплины. — М., 1980. С. 199—200.
14. Ирвин М. «Молодая Бэсс» [электронный ресурс]: URL:
https://www.ebay.com/p/Young-Bess-by-Margaret-Irwin-1945-
Hardback/173080957? trksid=p2047675.m4097.l9056 (дата обращения
07.06.2017)
15. Королева-девственница (The Virgin Queen), 1955 [электронный ресурс]: URL:https://www.kinopoisk.ru/film/13366/(дата обращения 14.07.2017)
16. Королева Елизавета (Les amours de la reine Elisabeth), 1912
[электронный ресурс]: URL: https://www.kinopoisk.ru/film/159483/(дата
обращения 14.07.2017)
17. Майер К. Принцесса Элизабет [электронный ресурс]: URL: http://www.goodreads.com/book/show/695219.Beware Princess Elizabeth(дата обращения 14.07.2017)
18. Мария - королева Шотландии (Mary, Queen of Scots), 1971 [электронный ресурс]: URL:https://www.kinopoisk.ru/film/mariya-koroleva-shotlandii-1971-7591/(дата обращения 11.06.2017)
19. Образовательный портал BBC [электронный ресурс]: URL:
http://www.bbc.co.uk/schools/primaryhistory/famouspeople/elizabeth i/ (дата
обращения 21.08.2017)
20. Образовательный портал ducksters.com[электронный ресурс]: URL:
http://www.ducksters.com/history/renaissance/elizabethan era.php (дата
обращения 21.08.2017)
21. Образовательный портал elizabethi.org[электронный ресурс]: URL: http://www.elizabethi.org/(дата обращения 24.08.2017)
22. Образовательный портал Study.com[электронный ресурс]: URL:
http://study.com/academy/lesson/queen-elizabeth-i-and-englands-golden-age.html(дата обращения 22.08.2017)
23. Образовательный портал tudorhistory.org[электронный ресурс]: URL: http://tudorhistory.or g/elizabeth/(дата обращения 24.08.2017)
24. Пламя над островом (Fire Over England), 1936 [электронный ресурс]: URL:https://www.kinopoisk.ru/film/15221/(дата обращения 14.07.2017)
25. Плауден Э. молодая Елизавета [электронный ресурс]: URL:
http://www.goodreads.com/book/show/183726.The Young Elizabeth (дата
обращения 14.07.2017)
26. Скотт В. Кенилворт [электронный ресурс]: URL:
http://lib.ru/PRIKL/SKOTT/scott11 1.txt(дата обращения 14.07.2017)
27. Стрейчи Л. Элизавета и Эсекс [электронный ресурс]: URL: http ://www.ibtauris. com/books/bio graphy%20%20true%20stories/bio graphy%20 general/biography%20royalty/elizabeth%20and%20essex%20a%20tragic%20history (дата обращения 14.07.2017)
28. Уэйр Э. Жизнь Елизаветы [электронный ресурс]: URL:
https://www.amazon.com/Life-Elizabeth-I-Alison-Weir/dp/0345425502 (дата
обращения 14.07.2017)
29. Уэйр Э. Леди Элизабет [электронный ресурс]: URL:
https://www.amazon.com/Lady-Elizabeth-Random-Readers-Circle/dp/0345495365(дата обращения 14.07.2017)
30. Уэстин Ж. Его последнее письмо [электронный ресурс]: URL: https://www.amazon.com/His-Last-Letter-Elizabeth-Leicester/dp/0451230124(дата обращения 14.07.2017)
31. Уэстин Ж. Королева-девственница [электронный ресурс]: URL:
https://www.amazon.com/Virgins-Daughters-Court-Elizabeth/dp/0451226674(дата обращения 14.07.2017)
32. Частная жизнь Елизаветы и Эссекса (The Private Lives of Elizabeth and Essex), 1939 [электронный ресурс]: URL:https://www.kinopoisk.ru/film/13382/(дата обращения 14.07.2017)
33. Эриксон К. Елизавета Первая [электронный ресурс]: URL:
https://www.amazon.com/First-Elizabeth-Carolly-Erickson/dp/031216842X(дата обращения 14.07.2017)
Литература:
34. Agnes Strickland published Lives of the Queens of England from the Nor-man Conquest in 1843;
35. Agnes Strickland, Lives of the Queens of England from the Norman Con-quest; with Anecdotes of their Courts, Volume Third. (New York: Thomas R. Knox & Co., 1843), 392.
36. Aiken, Memoirs of Queen Elizabeth, Kindle Edition 11532; Jameson, Mem-oirs, 216-217, 237.
37. Anna Jameson, Memoirs of Celebrated Female Sovereigns, Vol. I. (New York: Harper & Brothers, 1888), 190. .
38. Bethany Latham, Elizabeth in Film and Television: a Study of the Major Portrayals, (North Carolina: McFarland and Company, Inc., 2011), p.04.
39. Bossy J. The English Catholic Community, 1570-1850. L., 1975. Bradley E.T. Life of the lady Arabella Stuart. Vol. 1. L., 1898. Bryant A. The Elizabethan Deliverance., L., 1980. Bossy J. The Character of elizabethan Catholicism // Past and Present. 1962. No.21. Pp. 39-59.
40. Carole Levin, Reign of Elizabeth (New York: Palgrave, ).
41. Carrafiello M. English Catholicism and the Jesuit Mission of 1580-1581 //The Historical Journal. 1994. No. 4. Pp. 761-774.
42. Charlotte Yonge, Young Folks’ History of England, 1881.
43. Christopher Haigh, Elizabeth I: Profiles in Power, 2 ed. (London: Pearson Education Limited, 1998).
44. Clio's Daughters: British Women Making History, 1790-1899, by Lynette Felber, 123-150
45. Comission of Lieutenancy // Select Statutes and other illustrative of the reigns of Elizabeth and James I. P. 154-156.
46. Deacon R. John Dee scientist, geographer, astrologer and secret agent to Elizabeth I.1., 1968.
47. Gail Turley Houston, Royalties, 1. This idea was complicated by the rheto¬ric of queenship elaborated on by John Ruskin in his 1864 essay “Of Queen’s Gar¬dens,
48. Haigh Ch. English reformations: Religion, politics, and society under the Tudors. Oxford, 1993.; Haigh Ch. Reformation and Resistance in Tudor Lanca-shire. Cambridge. 1975. Haigh Ch. The Church of England, the Catholics and the People //The Reign of Elizabeth I /Ed. by Ch.Haigh. L., 1985. Pp. 195-219.
49. J. E. Neale, Queen Elizabeth, 1 ed. (New York: Harcourt, Brace and Com-pany, 1934).
50. James Anthony Froude, History of England from the Fall of Wolsey to the Defeat of the
51. James Chapman, Past and Present National Identity and the British Histori-cal Film, (London: I.B. Tauris, 2005), p.10.
52. James Froude wrote, edited, and published his History of England from the Fall of Wolsey to the Defeat of the Spanish Armada in various volumes from the 1850s to the 1870s.
53. James Monaco, How to Read a Film: the World of Movies, Media, and Mul-timedia Language, History, Theory, (New York: Oxford University Press, 2000), p.152.
54. Joel Hurstfield, “Some Historical Problems,” in Elizabeth I, Queen of Eng-land, ed. Richard L. Greaves (Lexington, MA: D. C. Heath and Company, 1974), 184.
55. John Guy, Elizabeth: The Forgotten Years (New York: Penguin Random House, LLC, 2016).
56. Kathi Vosevich, “The Education of a Prince(ss): Tutoring the Tudors,” In Women, Writing, and the Reproduction of Culture in Tudor and Stuart Britain, 61-76
57. Kelly Boyd and Rohan McWilliam, introduction to “The Rise and Fall of Liberal Government in Victorian Britain,” by Jonathan Parry, in The Victorian Studies Reader, ed. Kelly Boyd and Rowan McWilliam (London/New York: Routledge, 2007) 167-168.
58. Linda Shenk, "Turning Learned Authority into Royal Supremacy: Elizabeth I's Learned Persona and Her University Orations," In Elizabeth I: Always Her Own Free Woman (Burlington: Ashgate, 2003), 78-79.
59. Lucy Aiken, Memoirs of Queen Elizabeth, Kindle Edition 8498; Anna Jame-son, Memoirs of Celebrated Female Sovereigns, 242.
60. Margaret Patterson Hannay, ed., Silent but for the Word: Tudor Women as Patrons, Translators, and Writers of Religious Works (Kent: Kent State University Press, 2011).
61. Mary Spongberg, “’Heroines of Domestic Life’: Women’s History and Fe-male Biography.” In Writing Women's History since the Renaissance, 109 -129
62. Noel Carroll, Theorizing the Moving Image, (Cambridge: Cambridge Uni-versity Press, 1996), p.78.
63. Peck L.L. Northampton: Patronage and Policy at the Court of James I. Bos-ton, L., Sidney, 1982.
64. Pritchard A. Catholic Loyalism in Elizabethan England. Chapell Hill, 1979. Pulman M.B. The Elizabethan Privy Council in the Fifteen-Seventies. Berkeley, Los Angeles, L., 1971.
65. Renee Pigeon, ‘No Man’s Elizabeth’: The Virgin Queen in Recent Films , eds., Deborah Cartmell, I.Q. Hunter and Imelda Whelehan , Retrovisions Rein-venting the Past in Film and Fiction, (London : Pluto Press, 2001), p.09.
66. Rohan Maitzen, "'This Feminine Preserve': Historical Biographies by Victo-rian Women." Victorian Studies 38, no. 3 (Spring95 1995): 371.
67. Samuel Griswold Goodrich, Lives of Celebrated Women. (Boston: Brad¬bury, Soden & Co., 1844), 24-26.
68. See Allison Heisch, “Queen Elizabeth I: Parliamentary Rhetoric and the Ex-ercise of Power,” Signs 1, no.
69. Spanish Armada, Volume VII: Elizabeth. (London: Longmans, Green, and Co, 1879), 411.
70. Stuart Hall, Introduction to Media Studies, eds., Stuart Hall and Dorothy Hobson, Culture, Media, Language Working Papers in Cultural Studies, 1972-79, (Birmingham: Routledge, 2005), p.104-109.
71. The English Reformation Revised /Ed. by Ch.Haigh. Cambridge. 1990.
72. Wallace MacCaffrey, The Shaping of the Elizabethan Regime. (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1968).
73. Walton J.K. Lankashire: a social history, 1558-1939. Manchester. 1987. Waugh E. Edmund Campion. Jesuit and Martyr. N.Y., 1956.212q
74. William Robertson, The History of Scotland, Eleventh Edition. (1825), 94. Robertson, a Presbyterian minister and Principal of the College of Edinburgh, orig-inally published this work in 1759. However, it continued to be revised and pub-lished over 20 years after his death in 1793
75. Youngs F.A. The Proclamations of the Tudors Queens. Cambridge, L., N.Y., Melbourne, 1976.
76. Арзамаскин Ю. Н. Принцип историзма в научном исследовании [электронный ресурс]: URL:https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-istorizma-v-nauchnom-issledovanii(дата обращения 14.07.2017)
77. Деррида, Ж. О грамматологии / Пер. с фр. и вст. ст. Н. Автономовой. — М.: Ad Marginem, 2000. — 512 с.
78. Дженкинс Э. Елизавета Великая [электронный ресурс]: URL:
http://www.goodreads.com/book/show/805939.Elizabeth the Great (дата
обращения 14.07.2017)
79. Диахрония и синхрония // Философия: Энциклопедический словарь. / Под ред. А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.
80. Дмитриев И. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры
[электронный ресурс]: URL: http://www.psyfactor.org/lib/k-a.htm(дата
обращения 14.07.2017)
81. Мокий В.С.(2009), Основы трансдисциплинарности, «Эль-Фа», Нальчик, стр.13
82. Чернявская В.Е. Дискурс как фантомный объект: от текста к дискурсу и обратно? [электронный ресурс]: URL:http://jf.spbu.ru/actions/986/1920.html(дата обращения 14.07.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ