ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ ОКТАВИАНА АВГУСТА 16
1.1 Основные направления внутренней и внешней политики Августа 16
1.2 Идеологическая основа принципата 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ПРОПАГАНДА И КРИТИКА ПОЛИТИКИ АВГУСТА В
ПОЭТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЕГО СОВРЕМЕННИКОВ 31
2.1 Тибулл, Катулл и Проперций, как предвестники поэзии «золотого века»
2.2 Режим Октавиана Августа в сочинениях Горация и Вергилия 43
2.3 Творчество Овидия и идеологическая политика Августа: точки
соприкосновения
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методическая разработка урока по теме «Принципат
Октавиана Августа» 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ИЛЛЮСТРАЦИИ 90
Изучая поэтическую литературу ранней Римской империи можно проследить тенденцию к политизированности некоторых ее произведений. Наиболее интересной в этом отношении является поэзия. Она позволяла не только отражать дух времени, но и внедрять политические идеи, лоббируемые существующей властью. И правители, заинтересованные в продвижении своих политических идей, непременно пользовались этим методом влияния на массы. «Божественный» Октавиан Август, известный нам как первый император Рима, не был исключением. Его политика нашла отражение во множестве произведений поэтов его времени. Благодаря поэтической литературе Август создал свой образ спасителя республики и ее славных традиций. И поэтому актуальность выбранной нами темы продиктована необходимостью обратить внимание на поэзию как на один из самых действенных методов пропаганды или критики политического режима. Важно заметить, что значительная часть исследовательской литературы, посвященная правлению Октавиана Августа, не уделяет специального внимания значению поэзии, хотя, по нашему мнению, она имела огромное влияние на римское общество. Кроме того, неверная или искаженная интерпретация значения этих трудов может сильно исказить восприятие и идейный посыл литературного наследия эпохи ранней Римской империи. Во времена Гая Октавия писать было модно и писали многие, но идеологической значимостью обладали только произведения лучших поэтов, повествовавших в духе того времени. К самым ярким поэтическим произведениям «августовского» века можно отнести труды Горация с его одами в ямбическом размере, поучавшего молодое поколение со своих страниц; Вергилия, лирического и безмятежного поэта, вселявший надежду на мир среди читающей публики; Овидия, величайшего автора любовной лирики и т. д. Именно труды этих «певцов Каллиопы и Эвтерпы» рассматриваются в нашей работе, что позволяет понять образ мыслей того времени и проследить как политические события отражались в литературных произведениях. Их судьбы тесно сплетены с судьбой «первого среди равных» и поэтому в их произведениях можно проследить влияние политики Октавиана на поэтическую литературу в целом.
Хронологические рамки охватывают период с ноября 43 года до н.э. по 30 год до н. э. сначала в составе триумвирата с Марком Антонием и Эмилием Лепидом, а потом и единолично с 30 г до н.э. по 14 г. н.э.
Территориальные рамки охватывают территорию Римской империи и ее провинций.
Объектом данного исследования является поэтическая литература ранней Римской империи периода «восстановленной республики». Предметом исследования выступает пропаганда и критика политики принцепса в поэтической литературе ранней Римской империи.
Целью нашего исследования является изучение политических высказываний (критических и апологетических) поэтических произведений эпохи правления Октавиана Августа.
В процессе написания работы мы должны решить несколько задач:
• проанализировать основные черты внутренней и внешней
политики Октавиана Августа;
• дать характеристику идеологии политического режима Августа
• выявить политические тенденции в поэзии Тибулла, Катулла и Проперция;
• проанализировать произведения Вергилия и Горация, в которых проявляются политические высказывания (критические и апологетические) в адрес Августа;
• выявить в сочинениях Овидия влияние идеологии режима принцепса.
Оценки авторов в источниках и основных научных трудах, описывающих эпоху правления Августа довольно неоднозначны.
Источниковую базу можно разделить ее на историко - литературные произведения и биографические источники. К историко - литературным источником следует отнести поэтические произведения Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла, Катулла и Проперция. Мы выделили из общей массы поэтов эпохи принципата именно этих поэтов не случайно. Во время правления преемника Цезаря литература и в частности поэзия приобретали особую популярность как среди знати, так и в обществе в целом. А труды вышеперечисленных поэтов пользовались особой славой и почетом. «Сочинения В. (Вергилия - Н.П.) дошли до нас в большом количестве рукописей, из которых самые замечательные: Медицейская, написанная, вероятно, до падения Западной Римской империи (изд. Foggini в Флоренции в 1741 г.), и Codex Vaticanus (изд. Bottari, Рим, 1741 г.)» Сочинения Вергилия нами отобраны три, в которых сильнее проявляются его политические настроения, а именно «Буколики», «Георгики» и «Энеида» . Его труды на русский язык переводило множество историков, филологов и поэтов. Рассмотрим лишь некоторые русскоязычные переводы поэзии Вергилия и возьмем в нашей работе за основу наиболее полные по объему и близкие к оригиналу. Первыми крупными переводами «Энеиды» считаются переводы Фета , и перевод Валерия Брюсова, законченный уже его племянником отцом Сергием Соловьевым. Уже в XX века самими известными становятся переводы произведений Вергилия С. А. Ошерова и С. В. Шервинского. Чтобы было более понятно, чем отличались эти произведения сравним разные переводы нескольких строк из первой книги «Энеиды». Приведем перевод XIX века А. Фета:
«Битвы и мужа пою, что первый съ прибреж1я Трои
Прибыль къ Лавинскимъ брегамъ въ Итал1ю, рокомъ гонимый.
Много скитататься ему по земл i и по морю судила
Сила всевышнихъ и гневъ незабывчивый злобной Юноны;
Много и въ браняхъ терпелъ, пока, состроивши городъ, Въ Лацш не внесъ онъ боговъ, откуда и племя Латиновъ И Албане отцы и стоны высокаго Рима.
Муза, причину скажи, какимъ божества оскорбленьемъ
Иль опечалена чемъ царица боговъ столько горя
Обрекла претерпеть благочестьемъ высокаго мужа,
Столько трудовъ воспрхять; иль души небесныхъ такъ гневны?»
И рассмотрим перевод Ошерова, сделанный почти век спустя: «Битвы и мужа пою, кто в Италию первым из Трои - Роком ведомый беглец - к берегам приплыл Лавинийским.
Долго его по морям и далеким землям бросала
Воля богов, злопамятный гнев жестокой Юноны.
Долго и войны он вел,- до того, как, город построив,
В Лаций богов перенес, где возникло племя латинян, Города Альбы отцы и стены высокого Рима.
Муза, поведай о том, по какой оскорбилась причине
Так царица богов, что муж, благочестием славный,
Столько по воле ее претерпел превратностей горьких,
Столько трудов. Неужель небожителей гнев так упорен?»
Далее сравним их с оригиналом на латинском языке:
«Arma virumque caiio, Troiae qui primus ab oris mrv
Italiam fato profugus Laviniaque veiiit litora—multum ille et terris iactatus et alto vi superum, saevae memorem lunonis ob iram, multa quoque et bello passus, dum conderet urbem 5 inferretque deos Latio; genus unde Latinum Albanique patres atque altae moenia Romae.
Musa, mihi causas memora, quo numine laeso quidve dolens regina deum tot vol vera casus insignem pietate virum, tot adire labores 10 impulerit, tantaene animis caelestibus irae ?» Однозначно можно сказать, что велика разница в стиле перевода. Текст в переводе Ошерова более понятен на слух и эстетически сложен, однако текст Фета более точен в правильности перевода, и он ближе к оригиналу. Одно по смыслу они очень похожи и кардинальных различий в понимании переводимого текста не наблюдается. В связи с этим более понятным для слуха современного человека будет текст Ошерова, который будет использован активно при изучении поэзии Вергилия. И кроме этого не будем забивать и о таком переводчике как С. Шервинский
Если говорить о поэзии Горация трудно выделить одно, произведение что бы отражало суть рассматриваемой темы, поэтому уместен будет краткий абрис всего творчества поэта и обозрение фрагментов, относящихся к теме исследования. В большинстве переводов на иностранные языки Горация его труды стратифицированы по стилистике текстов. Русские переводы не стали исключением. Поэзия «певца золотой середины», популярная в Европе практически с момента ее написания, в России увидела свет русском переводе первый раз лишь в 1748 г. в труде М. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию, или Риторика» , где стихи Горация приводятся как образец красноречия. Далее идет огромное множество переводов XIX века: «Эклоги» А. Мерзляков (М., 1807); «Энеиды В.», перев. стихами И. Соснецкого (М., 1872); «Энеида» И. Соснецкого (I-XII п., 1870-76); «Энеида В.» И. Шершеневича (Варшава. 1868); «Буколика и Георгики В.», перев. в стихах И. Соснецкого (Москва, 1873); «Энеида» (4, 5, 6, 9 и 12 книги, перев.
A. Соколова, Киев, 1881-83); «Энеида. V песнь», перев. В. Алексеева (М., 1886); «Энеида» А. Фета (2 тома, кн. 1-12, Москва, 1888); «I песнь» С. Манштейна (с примечаниями, Москва, 1878); Р. А. Шарбе, «Перевод и разбор IV Эклоги» («Ученые записки Казанского университета», 1854, IV, 69-120); «Энеида» песнь I, В. Бегака и Ф. Блонского (Киев, 1879); песнь III, перевод Соколова (Киев, 1874); песнь IV-VI, перев. Логинова (Киев, 1886): песнь VIII-IX, перев. И. Горовый и Е. Котляр (Киев, 1884-87). Одна из Эклог переведена Влад. Серг. Соловьевым («Русское Обозрение», 1891). Статьи о
B. русских ученых: Шевырев, «Об Энеиде» («Ученые записки Московского университета»,1835, том X); L. Muller. «О nomen gentile автора Энеиды» («Журнал министерства народного просвещения», 1877, ч. 189); «De Verg. Aen. I» (390-401, ibid., 1876, ч. 185); Боровиковский, «Сравнение из Энеиды» (ibid., 1876, ч. 185); I. Luniac, «Vergiliana (к Энеиде)» (ibid., 1878, ч. 200); А. К. Фогель, «Vergiliana (к Энеиде)» (ibid., май 1884); L. Schwabe, «Observationes in Cirin» (Дерпт, 1871).
Отдельные издания: «Р. Vergilii Maronis Aeneidos L. I-VI» (с прим. по Ладевигу, Каппесу, Фрейнду и друг., сост. П. Н., СПб., 1878); «Энеида» (кн. 1-6, с введением и примечаниями Д. И. Нагуевского, 2 и 5 т. учебного изд. лат. классиков, 2 изд., Казань и Лейпциг, 1885-86); С. Орловский, «Вторая книга Энеиды» (с подробными комментариями, Одесса, 1885); Фоков, «I Буколика» (с примечаниями, в «Журнале министерства народного просвещения» 1873, ч. 169); Д. Нагуевский, «Словарь к I-III книгам Энеиды» (Рига, 1884 и сл.).
Ср. Д. Нагуевского, «Основы библиографии по истории римской литературы» (Казань, 1889, стр. 61-66) и дополнения В. А. Алексеева (Воронеж, 1890).» Однако основным минус всех переводов - отсутствие полных переводов всех сочинений автора. Самыми известными переводчиками Горация на русский язык уже в XX веке прослыли А.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.С. Гинцбург, М. Дмитриев, Г. Ф. Церетели и др. И тут не наблюдается достаточно крупных поэтов, которые бы перевели все сочинения поэта. Именно поэтому мы возьмем за основу сборники разных переводчиков от 1936 года под редакцией Ф. А. Петровского ; сборник поэзии Горация 1970 года, где приводятся отдельно переводы его трудов, сделанные не только филологами, но и поэтами, под редакцией М.Л. Гаспарова и используем сборник, изданный под редакцией того же Гаспарова в 3-х томах, однако изданный в постсоветский период в 1997.
Переводов Овидия на русский язык не так много, (в отличие от то же Горация), поэтому мы выбрали для изучения переводы самых известных историков и литературоведов: Гаспарова М.Л., Ошерова С.А. и Шервинского С.А. Обязательному изучению подвергнется его известнейшее произведение «Наука любви», так как это произведение во многом определило судьбу поэта, невольно затянув автора в идеологически-политические изменения в Риме. Мы используем перевод в России изданное под редакцией М.Л. Гаспарова, потому как он считается в литературных кругах одним из лучших. И конечно же необходимо обратить внимание на «Скорбные элегии» и «Понтийские послания» или «Послания с Понта», изданные под редакцией М.Л. Гаспарова и С.А. Ошерова Также мы рассматриваем поэтические произведения известных писателей Альбия Тибулла, Секста Проперция и Валерия Катулла, потому что эти поэты являлись основоположниками римской элегии, позволившей родиться таким талантам как Гораций и Овидий.
Из биографической литературы об эпохе «восстановленной республики» необходимо учесть труды Светония, Веллея Патеркула и Плутарха. Эти источники представляют интерес, потому что они были написаны либо современниками Гая Октавия, либо историками, жившими через 50-100 лет после него. Наиболее интересно Августа описывает Светоний в своей книге «Жизнь двенадцати цезарей» . Ко времени создания своего биографического труда Светоний, уже достаточно известный писатель, по рекомендации одного из префектов преторианских когорт был назначен императором Адрианом (около 119 г н.э.) на ответственный пост - заведующий имперской канцелярией, получив таким образом доступ к имперским архивам. В своей книге он описывает биографию Августа не в хронологическом порядке, как бы подразделяя ее на события. Автор в подробностях описывает не только политику императора, но и его заслуги и должности, описание раздач хлеба, строительства храмов, дорог, акведуков и многом другом. Также необходимо отметить, что биография Октавиана в исполнении Светония является одним из наиболее подробных и точных источников, описывающих противоречивые личные черты правителя и различные мнения о нем современников. Светоний подробно описал и четко разграничил различные стороны жизни Августа, как бы представляя каждую из них на суд читателя, не проводя точной оценки его персоны. Другим достаточно достоверным источником является биографический труд «Римская история», написанный Веллеем Патеркулом . Будучи военным человеком в своем труде Веллей описывает в основном лишь военные действия и мятежи, в которых участвовал Октавиан. О политике, проводимой Октавианом Веллей практически не писал. В основном он пишет о военной доблести и великой чести принцепса, побеждавшего практически во всех военных кампаниях и подавлениях мятежей. Делая вывод, отметим, что автор в своем труде превозносит практически все деяния великого принцепса, отмечая при этом отсутствие диктаторских тенденций в его действиях. Этот источник можно считать вполне достоверным, так как создан он был в эпоху правления Тиберия, преемника Августа.
Что касается еще одного биографического источника - «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха , то в них биографические сведения изложены в виде сравнений двух героев разных эпох и разных цивилизаций. Он противопоставлял греческого героя римскому, описывая их судьбу и сравнивая черты их характера, например, Цицерона - величайшего римского оратора он сравнивает с Демосфеном - оратором Греции; порочного потомка Сирийского диадоха Антигона - Деметрия I Полиоркета с предателем отечества и развратником Марком Антонием и т. д.
Изучение и анализ научно - исследовательской литературы показывает, что подходы к изучению политического устройства и поэтической литературы менялся в зависимости от разных условий. Всю литературу, которую мы будем использовать в процессе написания работы можно поделить на две большие группы: отечественная и зарубежная. В каждой из групп можно разбить на 3 подгруппы: конкретно - историческая литература, историко-литературная и критическо- пропагандистская.
Конкретно-исторические исследования по эпохе Августа в отечественной историографии первой половины XX века представлены работами Ф. Ф. Зелинского и М.И Ростовцева . Зелинский был великим просветителем своего времени и пропагандировал важность античного наследия, основной труды свой он писал с 1908-1920 гг. Его перу принадлежат не только несколько монографий, как на русском, так и на польском языке, но и переводы античных авторов с латинского языка. «Михаил Иванович Ростовцев (1870-1952) - один из величайших мировых авторитетов в области истории античности, труды которого не выходят из научного обихода в течение многих десятилетий. Тем не менее, в советской России имя ученого-эмигранта, как правило, обходилось молчанием. Лишь в конце 80-х - начале 90-х началось объективное осмысление наследия историка, стали появляться публикации, освещавшие его жизненный и творческий путь.»» Пик его творчества также как и у Зелинского пришелся на начало XX века, однако летом 1918 года находился в ссылке сначала в Англии, затем в США до конца жизни, принимал участие в написании «Кембриджской истории древнего мира».
Чуть позже уже советский историк Н. А. Машкин указал основные проблемы, связанные с изучением периода правления Октавиана: «В истории принципата можно выделить следующие проблемы: проблему генезиса принципата, проблему социальной его сущности и проблему принципата как политической формы; к ней примыкает и проблема идеологии принципата.» . То есть Машкин в своем исследовании подходит к изучению проблемы не только со стороны оформления политики Августа, но отслеживает ее происхождение и развитие, начиная с тирании Суллы и заканчивая окончательным установлением принципата. В историографии рассматриваемой проблемы прослеживается тенденция к более тщательному и всестороннему изучению вопроса о политике Августа, уделяя большое внимание ее идеологии и пропаганде.
Наиболее аргументировано и конструктивно описывает политику, проводимую Августом более поздний отечественный автор 60-70-х гг. прошлого столетия С. Л. Утченко в своей работе «Древний Рим: события, люди, идеи». Ставя вопросы, ответами на которые у большинства его предшественников служили зачастую резко отрицательные высказывания, он тщательно прорабатывает их и рассматривает в менее негативном свете. Он как бы оправдывает действия Августа и описывает все аспекты его политической жизни с положительных сторон. Можно утверждать, что историк как бы убеждает читателя в политической проницательности и объективной необходимости практически всех действий императора, даже тех, которые приводят к негативным последствиям.
Позднее в 80-е гг. XX века в российской историографии появляется монография А. Б. Егорова «Рим на грани эпох», где он подробно описывает процесс оформления политики Августа. В своем труде он приводит подробное описание политики принцепса.
Одним из интересных исследований 1990-х годов прошлого века об истории развития теорий о системе принципата, было исследование И. Ш. Шифмана «Цезарь Август». Он в своей работе пытается раскрыть не только суть, проводимой Августом политики, но также описывает, так необходимый нам в процессе рассмотрения данной темы, культурный аспект политики принцепса. В своем труде он рассматривает культурную политику Октавиана, как важный элемент идеологии того времени и необходимую составляющую политического режима императора. А также как одну из ее частей он рассматривает пропаганду императорского режима в литературных произведениях Вергилия.
К современным научно - историческим исследованиям в области данной проблематики можно отнести труды Межерицкого Я. Ю.: «Республиканская монархия», Вержбицкого К. В.: «Правовое оформление и реальные основы власти Августа», Ф.А Михайловского «Власть Октавиана Августа».
К общим историческим отечественным трудам, использованным в нашей работе можно отнести монографии И.М. Тронского. «История античной литературы», Н. А. Чистяковой и Н.В. Вулиха, М.М. Покровского.
Одним из самых ранних зарубежных исследований в обширной историографии Августовского периода был многотомный труд Э. Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи», первый том которого был написан им в 1776 году, в результате 12-летнего труда. Остальные шесть тоже очень интересны и продлевают историю величия Рима до 1453 года, однако для нашего исследования будет интересен, лишь первый том его труда, переведенный на русский язык в конце XIX века. Уже в XIX веке историей и литературу ранней Римской империи осветят такие известные историки как М. Грант, Г. Буасье. Дискуссия о принципате Августа в зарубежной литературе набирает обороты во второй половине XIX в., когда, строго говоря, и начинается активное научное исследование данного вопроса. Одним из самых первых историков, научно реконструировавших принципат Августа, был немецкий исследователь Теодор Моммзен . В четвертом и пятом томах своего исследования «История Рима» он привел объяснение сути политики Августа к понятию «диархии» - двоевластия сената и императора.
Немного более поздним ученым, посвятившим эпохе правления Августа несколько книг, был итальянский историк Гульельмо Ферреро. Эпохе правления Августа он посвятил три из пяти томов своего обширного труда «Величие и падение Рима». Следуя его высказываниям, принципат Августа представлялся ему не как видимое «восстановление» республики, за завесой которого скрывается монархическая суть режима, а как «восстановление» истинное с некоторыми изменениями. В данном случае в виде появления столь дальновидного принцепса сената, который имел не больше прав, чем другие политики.
В XX веке одним из самых известных зарубежных историков, исследовавшим принципат Августа и его эпоху, был Рональд Сайм, подробно описавший свою точку зрения в труде «The Roman revolution» и считавший власть Октавиана практически абсолютной. Вот как отзывается о его труде российский историк К.В. Вержбицкий «Сущность перемен, свершившихся в римском государстве на рубеже старой и новой эры, по мнению английского исследователя, состояла в том, что олигархия римского нобилитета сменилась другой, в состав которой вошли различные группы италийского населения [23]. Принципат возник в результате компромисса между революционным лидером, Октавианом, и республиканской аристократией, в ходе Гражданских войн I в. до н. э. утратившей монополию на власть. Компромисс, оформленный конституционным соглашением 23 г. до н. э. [24], стал основой политического положения Августа, которое выражалась, помимо вручённых ему сенатом и народом полномочий, в особом влиянии его личности (auctoritas Augusti), обладавшем огромной силой [25].»
Далее речь пойдет о применяемой методологии. «Методология истории является теоретическим выражением практики конкретно-исторического исследования в виде системы научных исторических понятий, концептуальных теоретических схем и моделей, а также принципов и методов исследования. Следовательно, методология в качестве важнейшей составной части включает учение о методах исторического исследования.». При написании выпускной квалификационной работы будут использованы несколько методов.
Методологию нашей работы составляют общенаучные и исторические методы исследования. К общенаучным методам можно отнести анализ, синтез и диалектический анализ. К историческим методам, использованным в работе можно отнести историко-сравнительный метод. Он заключается в сравнении двух или нескольких исторических процессов или явлений, обозреваемых в работе. Например, в главе 2 пункт 1 рассматриваются отличия и сходства в жизни и поэзии Тибулла и Проперция, для лучшего понимания и более объективного восприятия каждого процесса по отдельности.
Структура и содержание нашей работы состоит из введения, содержания, двух глав, заключения списка источников и литературы.
В настоящей работе мы попытались рассмотреть пропаганду власти принципата Августа в римской литературе на грани эпох на примере поэтических произведений, написанных в период с 44 г. до н.э. до 14 года н.э. Нами, была поставлена цель изучить политические высказывания (критические или апологетические) в поэтических произведениях ранней Римской империи, путем решения следующих задач:
• проанализировать основные черты внутренней и внешней
политики Октавиана Августа;
• дать краткую характеристику идеологии времени правления Августа
• выявили политические тенденции поэзии Катулла, Тибулла и Проперция.
• проанализировать произведения Вергилия и Горация, в которых
проявляются политические высказывания (критические или
апологетические) в адрес Августа;
• выявить в сочинениях Овидия влияние идеологии режима принципата.
В процессе достижения вышеперечисленных задач мы изучили множество источников эпохи правления Августа, позволяющих понять многообразие оценки результатов его правления в различных сферах жизни общества, литературе в целом и поэзии в частности, определить полноту влияния новой формы правления на ход истории и понять общий вклад его правления в будущее зарождающейся Римской империи. Этот период был очень важен в качестве передышки между затянувшимися гражданскими войнами и внутриполитическими распрями и незаметно привел в движение плавный переход от республики к империи, от власти сената и народа к власти единоличной власти, от res publica к imperium. Необходимо отметить, что новая форма власти была искусственно поддерживаема лишь личным авторитетом Августа, полученным в процессе многоходовых интриг и хитрых пертурбаций, проводимых принцепсом. В этом изворотливом плане одним немаловажным аспектом выступала пропаганда в литературе и поэзии, которая переживала на тот момент свой «золотой век». Тут то и вступает в силу такое явление как пропаганда, либо отслеживание критических высказываний в адрес такого крупного политика как Август. В этот период писали самые известные поэты Рима. Великие умы целой эпохи творили либо во имя Цезаря Августа, либо держались политического нейтралитета, желающих громко критиковать формирующееся единовластие было не много.
Для того чтобы лучше понять все ступени развития поэтических творений современников Августа мы изучили биографию и творчество крупного поэта - основоположника римской лирики - Валерия Катулла. Его поэзия очень разнообразна: от нежных и невесомых любовных речей до слов полных грубости и ругательств, однако к политике и политикам он относился с презрением и даже посвятил этому несколько своих стихов. В это время в стране происходили бурные перемены, и критика власти по всей видимости была не столь страшна, либо просто на это предпочли закрыть глаза. Далее мы немного рассказали о продолжателях лирической линии поэзии Альбии Тибулле, представителе кружка Мессалы Корвина и Проперции, примкнувшем к кружку Мецената. Эти два поэта могли обладать удивительно похожими судьбами: родились примерно в одно время в провинциях Рима, писали лирические произведения и ушли из жизни молодыми и тоже примерно в одно время между 19 и 15 годами до н.э. и о каждом из них сохранилось очень мало данных. Если бы они не находились по разные стороны политических баррикад: республиканец, сохранявший нейтралитет и хваливший вовсе не Цезаря и поэт великодушно льстящий и прославляющий политику будущего императора. Одним из самых популярных и прославленных поэтов был Публий Вергилий Марон. Его поэзия погружала читателя в мир грез и утопически прекрасных картин иллюзорного будущего. Она поражала своей красочностью и реальностью, заставляя читателя погружаться в созерцание красоты цветущей природы. Либо при описании крупных сражений и эпических сцен, заставляя тебя переживать и сочувствовать героям. Можно предположить, что отблеск этого таланта Октавиан мог заметить, еще встретив Вергилия, который был его старше, на обучении в Риме. С этого момента их судьбы сплетаются, чтобы пересечься через несколько лет. Октавиан помогает Вергилию спасти поместье его отца от проскрипций в 43 г до н.э., что становится толчком к упоминанию и прославлению Августа в произведениях Вергилия. На наш взгляд Вергилий почитал Августа и прославлял его не в угоду власти или ради личной выгоды, а скорее потому, что он искренне верил в его необычность, божественность, избранность, преданность высшим идеалам мира и процветания в стране. Именно это обстоятельство и подвигло прославлять и пропагандировать политику Августа не наигранно и честно, потому как довольно трудно принять неискренность похвал в стольких произведениях поэта. Вергилий не просто писал хорошие стихи, он вкладывал в них часть жизни, «Энеиду» писал около 10 лет, продумывая и взвешивая уместность употребления каждого слова, которые несли в себе колоссальную смысловую нагрузку, даже при небольшом объеме материала. Основной смысл не всегда лежал на поверхности, но при повторном рассмотрении довольно просто определялся. Таким образом «великий актер» заполучил в свои пропагандисты самого искреннего своего почитателя.
Если говорить о влиянии политики Августа на литературу Горация и Овидия, то она не может оцениваться однозначно в силу многих обстоятельств. Одним из главных можно назвать разницу в положении и возрасте поэтов. Гораций родившийся в простой семье и пропитанный республиканским духом после восхождения Августа и по мере продвижения его политической лестнице поменял свои идеологические предпочтения в угоду Августу, хоть и не признавал их окончательно, говоря о «золотой середине». Овидий же воспитанный в светском Риме в семье с достатком и положением, остался верен своим принципам и старался как можно меньше приближаться к политике, хоть и избежать ее не пришлось. И даже находясь в ссылке Овидий не чувствовал вины до самой смерти. Второй и немаловажной причиной выступает разница в характере поэтов: Гораций, сдержанный и умеренный во всем, и Овидий, легкомысленный и увлеченный жизнью и желанием ей наслаждаться. Кроме того, имеет значение разница в возрасте поэтов. Пока Гораций и Вергилий, Тибулл и Проперций сияли в лучах славы римского народа на легкомысленные фривольные стихи внимания могли и не обратить, но после смерти Вергилия, Горация, Мецената и большей части своих наследников Август видимо задумался не только о наследниках, но и о наследии в виде законов о продолжении рода. А их продвижению и нашлась причина в виде Овидия, как «учителя непристойного прелюбодеяния» (obscoeni adulterii) . Но есть и общие черты во влиянии политики Августа на поэзию и Горация, и Овидия. Хотя бы раз в их стихах упоминались восхваления принцепса, хоть у Горация они встречались и чаще. Гораций больше обращался к Августу с наставлениями, а вот Овидий только с мольбами о прощении. Подведя итог можно сказать что политика всегда во все времена влияла на литературу. Мы же в нашей работе рассмотрели влияние политики одного из самых хитрых и лицемерных политиков в истории и можем сделать вывод, что каким бы не было это влияние пагубным или вдохновляющим, цели своей оно достигло.
Немецкий ученый Г. Хафнер довольно точно выразился о портрете Августа «Эти портреты, концентрирующие внимание только на человеке, стали примером подражания для последующих императоров, пока "принципат" с его ярко выраженной человечностью вновь не уступил место абсолютному господству греко- восточных образцов» .
Коль хорошо сыграли мы, похлопайте
И проводите добрым нас напутствием.
1. Веллей Патеркул. Римская история // Малые римские историки: Веллей Патеркул, Луций Аней Флор, Луций Ампелий.[Текст] / Изд. под. А.И. Немировским. М. : Ладомир, 1995. - 404 с
2. Вергилий, Публий Марон. Буколики. Георгики. Энеида [Текст] / Публий Вергилий Марон; пер. С. Шервинского, С. Ошерова. М. : Худож. лит., 1971. — 462 с
3. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. [Текст] / Пер. с лат.; Вступ. статья М. Гаспарова; Коммент. Н. Старостиной и Е. Рабинович. — М. : Худож. лит., 1979 — 550 с.
4. Вергилий, Публий Марон. Собрание сочинений в одном томе (Библиотека античной поэзии). [Текст] / СПб. : Биографический ин-т, Студиа биографика, 1994., - 474 с
5. Вергилий Энеида [Текст] / Пер. В. Брюсов и С. Соловьева, под ред. Н.Ф. Дератани, Academia, 1933. - 382 с.
6. Гораций Флакк Квинт. Полное собрание сочинений. [Текст] / Гораций. М.- Л. 1936. — 472 с.
7. Гораций, Квинт Флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания [Текст] / Квинт Гораций Флакк - под ред. М. Л. Гаспарова. М. : Худож. лит., 1970. — 478 с.
8. Квинта Горация Флакка Десять писем первой книги. [Текст] / [Перевел А. Д. Кантемир]. - 2-м тиснением. - СПБ. : При Имп. Акад. наук, 1788. - 123 c.
9. Гаспаров М. Л. Избранные труды, том I. О поэтах. [Текст] / Гаспаров М.Л. — М. : «Языки русской культуры», 1997. — 664 с.
10. Катулл, Гай Валерий, Тибулл Альбий, Проперций Секст. Сочинения. [Текст] / Катулл Г., Тибулл А. Сер. Библиотека античной литературы. Рим; М. : Изд-во: Художественная литература. 1963. - 508 с.
11. Катулл, Гай Валерий. Сочинения [Текст] / Катулл Г.В. Перевод с лат. Ольги Славянки. -М. : «Русская панорама», 2009. - На рус. и лат. яз. - 384 с
12. Квинт Гораций Флакк. Собрание сочинений. [Текст] / СПб. ,1993. - 448 с.
13. Лирика древней Эллады и Рима [Текст] / Алкей, Сапфо, Анакреонт [и др.]; сост. Н. И. Щавелева. М.: Искусство; 1990. — 191 с.
14.Овидий Н. П. Собрание сочинений. Том 1 (в двух томах) [Текст] / Публий Овидий Назон - под ред. Чистобаева С. В. СПб. : Биографический ин-т, Студиа биографика, 1994. — 511 с.
15.Овидий. Метаморфозы [Текст] / Публий Овидий Назон; пер. С. Шервинского. М. : Худож. лит. ,1977. — 430 с.
16.Овидий. Скорбные элегии. Письма с Понта [Текст] / Публий Овидий Назон; изд. под. М. Л. Гаспаров, С.А. Ошеров. М.: Худож. лит. ,1973. - 270 стр.
17. Овидий. Элегии и малые поэмы [Текст] / Публий Овидий Назон; под общ. ред. С. Апта, М. Гаспарова. М.: Худож. лит., 1973. - 527 с.
18. Публий Вергилий Марон. Еней. В двух частях. [Текст] / Вергилий, П.М. Часть 1 Перевод В. Петрова. — СПб., 1781. — 309 с.
19. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. II. [Текст] / Плутарх. Под. ред. С.С. Аверинцева. М. : Наука, 1994.
20. Светоний, Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей [Текст] / Гай Светоний Транквилл, пер. М. Л. Гаспарова. М.: Наука, 1993. — 368 с.
21. Секст Проперций. Элегии. [Текст] / М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2004. — 272 с.
22.Энеида Вергилия. [Текст] / Переводъ А.Фета. М., 1888.
23. Цицерон, Марк Туллий. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма. [Текст] / пер. В.О. Горенштейна. М. : Мысль, 1999. - 782с.
24. Horatius F.Q. The odes of Horace in 4 books [Text] / transl. into Engl. lyric verse by Lord Ravensworth. : L, Upham and Beet, 1858. 475 p.
25. Virgil. T. I. Eclogues. Georgics. Aeneid I—VI[Text] // Loeb Classical Library, 1938. - 593 p.
26. P. Virgilii Maronis Georgicon [рукопись]. - [Б.м.], конец XVIII - начало XIX в. - 486 [из них 221 чистых] лл.
Литература
27. Альбрехт М. фон История римской литературы [Текст] / Пер. А. И. Любжина — М. : «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2002. — Т. 1. -704 с.
28. Ассман Ян Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности [Текст] / Я. Ассман. Пер. с нем. М. М. Сокольской. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.
29. Бонгард-Левин Т. М. Древние цивилизации [Текст] / под ред. Т. М. Бонгард - Левина. М. : Мысль, 1989. —479 с.
30. Буасье Г. Общественное настроение времён римских цезарей. [Текст] / Г. Буасье ; Пер. с 6 фр.[Текст] / Изд. В. Я. Яковлева. : П., Н. П. Карбасников.,1915. С. - 306 с.
31. Вержбицкий К. В. К вопросу о характере власти Августа [Электронный
ресурс] // Античное общество-Ш. Тезисы докладов научной
конференции 22 -23 марта 1999
http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/confcent/1999-05/verzshb.htm.
32. Вержбицкий К. В. Правовое оформление и реальные основы власти Августа. [Текст] / Проблемы античной истории. Сборник научных статей к 70-летию со дня рождения проф. Э.Д. Фролова. Под редакцией д-ра ист. наук А.Ю. Дворниченко. СПб. : , 2003. С - 260-282.
33. Виппер, Р. Ю. История Древнего мира [Текст] / Р.Ю. Виппер, А. А. Васильев. М. : Республика, 1993. - 511 с.
34. Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. В 7 томах. Том 1 [Текст] / Монография. М.: Терра, 2008. - 640 с.
35. Грант, Майкл. Римские императоры. Биографический справочник правителей Римской империи с 31 г. до н. э. — 476 г. н. э. [Текст] / Майкл Грант. / пер. М. Гитт. М.: ТЕРРА - Книжный клуб. ,1998. - 400 с.
36. Грималь, П. Цивилизация древнего Рима [Текст]/ П. Грималь; пер. с фр. Екатеринбург; М.: АСТ, У - Фактория, 2008. - 509 с.
37. Гримм Э. Д. Исследования по истории развития римской
императорской власти. Т. I. [Текст] / Э.Д. Гримм: Спб. , 1900. - 525 с.
38. Грушка А.А. Избранные элегии Тибулла [Текст] / А.А. Грушка. Введение, комментарий и перевод. Москва: Типо-литография В. Рихтер, 1903. — 401 с.
39. Дератани Н.Ф. (отв. ред.). История римской литературы[Текст] / М.: Издательство Московского университета, 1964. - 524 с.
40. Егоров, А. Б. Рим на грани эпох: Проблемы рождения и формирования принципата [Текст] / А. Б. Егоров. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985 — 222 с.
41. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры [Текст] / Ф.Ф. Зелинский, СПб. : Марс, 1995. — 380 с.
42. Зелинский Ф. Ф. Римская Империя. [Текст] / Ф.Ф. Зелинский - СПб. : Алетейя, 1999. Пер. с польского Н. А. Папчинская. — 2000 .— 489 с.
43. История древнего мира : Восток, Греция, Рим / И. А. Ладынин и др. - Л.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010.- 576 с.
44. Ковалев, С. И. История Рима [Текст] / С. И. Ковалев; под ред. Э. Д. Фролова; изд.2-е исп. и доп. Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1986. — 744 с.
45. Культура Древнего Рима: в 2-х тт. Т. 1 [Текст] / под ред. Е. С. Голубцова. М. : изд. Наука, 1985. — 429 с.
46. Лев Остерман [Текст] / Л. Остерман. Римская история в лицах. М. : Изд-во ОТЧ, 1997. — 624 с.
47. Ломоносов. М. Краткое руководство к красноречию, или Риторика. - М., 1748 г.
48. Лукреций. О природе вещей. [Текст] / Лукреций. Поэма. — М. : Издательство академии наук СССР, 1958. С — 261.
49. Машкин Н. А. Принципат Августа: Происхождение и социальная сущность [Текст] / Н. А. Машкин. М.; Л. : Изд-во АНСССР, 1949. - 610 с.
50. Машкин, Н. А. История древнего Рима [Текст] / Учеб. Н. А. Машкин; под ред. А. Г. Бокщанина. М. : Гос. изд-во полит. лит., 1956. — 612 с.
51. Межерицкий Я. Ю. «Модели» единоличного правления в идеологии раннего принципата. [Текст] / Античная гражданская община. Межвузовский сборник научных трудов. М. : МГЗПИ, 1984. С. 104-114.
52. Межерицкий Я. Ю. «Республиканская монархия» [Текст] / Я.Ю.
Межерицкий: метаморфозы идеологии и политики императора
Августа. М. : Калуга: Изд-во КГПУ, 1994. - 442 с.
53. Межерицкий Я. Ю. Другой Август.[Текст] // Всеобщая история: современные исследования. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 23. — Брянск, 2014. С. 20—41.
54. Михайловский Ф. А. Магистратские компоненты власти Августа в зарубежной историографии XIX-XX вв. [Текст] / М. : Вестник МГПУ № (3) 2009 С. 88-100.
55. Михайловский Ф. А. Магистратские компоненты власти Августа в оценке отечественной историографии. [Текст] / М. : Вестник МГПУ С. 93-102.
56. Моммзен Т. История Римских императоров: по конспектам Себастьяна и Пауля Хензелей, 1882-1886 гг. [Текст] / пер. с нем. Т. А. Орестовой. - СПб. : Ювента, 2002. - 642 с.
57. Неродо, Ж.-П. Август [Текст]/ Ж.-П. Неродо; пер. с фр. М. : Мол. Гвардия, 2003. — 366 с.
58. Парфенов В. Н. Император Цезарь Август [Текст]: армия, война, политика/ В.И. Парфенов. СПб. : Алтейя, 2001. — 278 с.
59. Патрахина Т. Н., Шламова Д. А. Пропаганда: сущность научной дефиниции, подходы к классификации // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 305-308. — URL https://moluch.ru/archive/84/15575/(дата обращения: 18.09.2017).
60. Покровский М. М. История римской литературы [Текст] / М. - Л. : 1942. - 409 с.
61. Робер, Ж. - Н. Рим [Текст] / Ж. - Н. Робер; пер с фр. М. : Вече, 2006. — 384 с.
62. Ростовцев М. И. Рождение Римской империи [Текст] / М. И. Ростовцев. М. : Книжная находка, 2003. - 175 с.
63. Тронский И.М. История античной литературы. [Текст] / И. М. Тронский. Л. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1946. С — 497 с.
64. Утченко, С. Л. Древний Рим: События. Люди. Идеи [Текст] / С.Л. Утченко. М. : Наука, 1969. — 324 с.
65. Федорова, Е. В. Императорский Рим в лицах [Текст] / Е. В. Федорова. М. : Изд-во МГУ, 1982. — 462 с.
66. Ферреро, Г. Величие и падение Рима. Т. 4. [Текст] / Республика Августа. СПб. : Наука, 1998. — 159 с.
67. Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности.337 портретов в слове и образе [Текст]: Пер. с нем. / Г. Хафнер; Предисл. Г.Б. Федоров, Ред. Г.Б. Федоров. - М.: Прогресс, 1984. - 314 с.
68.Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. Учебное пособие [Текст] / под ред. Л. П. Чебаевская. - М. : Высшая школа, 1971. - 439 с.
69. Шифман И.Ш. Цезарь Август [Текст] / И. Ш. Шифман. М. : Наука, 1990. - 189 с.
70. Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. — Е. М. Штаерман [Текст] / М. : Наука, 1975. — 184 с.
71. Шталь И.В. Поэзия Гая Валерия Катулла [Текст / И.В Шталь. М. : Наука, 1977. - 269 с.
72. Штоль, Г. В. История Древнего Рима в биографиях [Текст] / Г.В. Штоль. Пер. с нем. Я. Г. Гуревича.- Смоленск. : Русич, 2003. - 576 с.
73. Robert S. Rogers, «Augustus the Man». [Text] / The Classical Journal, Vol. 36, No. 8 , Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой и О. В. Любимовой. 1941. 449—463 pp.
74.Syme R. The Roman revolution. [Text] / Oxford, 1939.- 580 pp.