ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У
УЧАЩИХСЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕКОГО АКТА 6
1.1. Ретроспективный анализ террористического акта 6
1.2. Понятие и сущность террористического акта 16
1.3. Анализ рабочих программ и рекомендации по формированию у учащихся безопасного поведения при возникновении террористического
акта 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО МЕТОДИКЕ
ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА 29
2.1. Роль учителя ОБЖ в организации обучения безопасному поведению
при возникновении террористического акта 29
2.2. Формы проведения урочных и внеурочных занятий в начальной
школе 30
2.3. Формы проведения урочных и внеурочных занятий в средней
школе 33
2.4. Анализ знаний обучающихся по теме: «Безопасное поведение при
угрозе террористического акта» 42
2.5. Организация классного часа по обучению безопасному поведению
при угрозе террористического акта 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Актуальность данного исследования обусловлена, прежде всего, значимостью проблемы безопасности жизнедеятельности в современный период. Поэтому, тема, посвящённая исследованию терроризма как важнейшей угрозы XXI века, вызывает у нас интерес.
Активная жизнедеятельность любого государства и общества возможно только в случае, когда они находятся в состоянии безопасности. Террористические акты - постоянные спутники общества, которые относятся к числу самых опасных и тяжело предсказываемых событий нашего времени, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие размеры. Терроризм в последнее время стал одной из главнейших проблем мирового сообщества. Могущественные государства, оснащенные ядерными запасами и ракетами, оказываются беспомощными перед группой людей с автоматами, которые готовы убивать заложников, взрывать здания и т.д. [15, с.24]
Безопасность относится к числу особо значимых и дискуссионных тем современных наук. Проблемы, связанные с безопасностью и ее обеспечением обретают все большую ценность в рамках нашего сообщества.
Многоаспектность и совокупность изучаемой проблемы сделали ее предметом изучения специалистов почти всех отраслей научного знания: теории государства и права, философии, социологии, политологии, экономики и др.
В данный момент существует противоречие между быстрым темпом роста знаний в современном обществе и скромными возможностями их понимания человеком в период обучения. Это противоречие заставляет образовательные учреждения, формировать умение учиться, получать информацию, выбирать из нее нужные знания. Впрочем, для этого преподаватель не только должен сам располагать основами информационных знаний и умений, но и быть профессионально готов передавать их, формируя у учащихся знания безопасного поведения при возникновении террористического акта. [3, с. 13-14]
Из данного противоречия можно выявить проблему исследования, заключающуюся в выборе тех педагогических методов, которые помогут в формировании безопасного поведения при возникновении террористического акта.
Объект исследования: процесс обучения ОБЖ в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: формирование у учащихся знаний и навыков безопасного поведения при возникновении террористического акта.
Цель исследования: определить методы, способствующие формированию у учащихся знаний безопасного поведения при возникновении террористического акта.
Задачи исследования:
1. Исследовать состояние работы в образовательном учреждении по формированию у учащихся знаний безопасного поведения при угрозе и возникновении террористического акта;
2. Выявить основные угрозы террористического акта;
3. Учесть возрастные особенности учащихся;
4. Разработать практические рекомендации по формированию у учащихся знаний безопасного поведения при возникновении террористического акта.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические - анализ научной литературы по вопросу
информационной безопасности личности, анализ специальной литературы;
2. Эмпирические - педагогическое наблюдение.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 21.
В ходе данной работы была изучена психолого-педагогическая литература и программные материалы по курсу ОБЖ. Мы пришли к выводу, что в литературных источниках достаточно материала о вопросах террористического акта.
Многие дети не обладают достаточным багажом знаний, не умеют предусмотреть опасные последствия своих действий. Часто дети не знают, как и не умеют правильно отреагировать на ту или иную ситуацию. Поэтому в школах следует больше уделять внимания формированию у учеников безопасного поведения при возникновении террористического акта.
Формирование у учащихся культуры безопасного поведения идет на протяжении всего образовательного процесса. Проследить на каком -либо этапе действительно ли мы сформируем у учащихся необходимое мышление сложно. Его невозможно сформировать за одно занятие. Необходимы целенаправленные действия по отработке безопасного поведения при возникновении чрезвычайного происшествия.
Таким образом, мы считаем, что задачи выполнены, цель достигнута, а гипотеза подтверждена.
1. Антонян Ю. М. Терроризм. Криминологические и уголовно -правовые аспекты. М.: Щит, 2008. 480 с.
2. Антюхин Э. А. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности. М.: Просвещение, 2007. 357 с.
3. Артамонов. И. И. Терроризм: способы предотвращения, методика расследования. СПб.: Книжный мир, 2002. 243 с.
4. Гончаров А. Ю. Актуальные проблемы борьбы с терроризмом. М.: Щит, 2002. 179 с.
5. Гайдук Э. Г. Терроризм в современном обществе. М.: Юрист, 2001. № 11, 39 -211 с.
6. Гафнер В.В. Опасности социального характера и защита от них / В. В. Гафнер, С. В. Петров, Забара Л.И.; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2010. - 264 с.
7. Даниленко Н. Н. Терроризм: понятие и явление. СПб.: Закон, 217 с.
8. Емельянов В. П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования. М.: Российский следователь. 2002, 147 с.
9. Иванов А. А. Международное конвенции в борьбе с терроризмом. М.: Государство и право, 1995. 320 с.
10. Котлярова Э. В. Психология массовых явлений и терроризма. М.: МГУ, 2008. 29 с.
11. Кофман Б. И. Терроризм: история и современность. М.: Казань, 2004. 178 с.
12. Лунеев В. В. Тенденции терроризма и уголовно - правовая борьба с ним. М.: Государство и право, 2009. 184 с .
13. Мальцев В. В. Терроризм - проблема уголовно - правового регулирования. М.: Государство и право. 1998, № 8. 73 с.
14. Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. Ф. Мельникова ; Урал. гос. пед. ун-т.-Екатеринбург, 2009. - 140 с.
15. Мошкин В. А. Воспитание культуры безопасности. М.: ОБЖ. 2000, 139 с.
16. Овчинникова Г. В. Терроризм- СПб. 1998, 127 с.
17.Ольшанский Д.В. Психология терроризма. - СПб.: Питер, 2002. 320 с.
18. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 кл.: учеб.-метод, пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов.- М.: Дрофа, 2006. 256 с.
19. Павлова О.В. Тематические классные часы в школе «Как вести в школе и дома» /О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2007. 158 с.
20. Почечихина В.Н, Репин Ю.В., Кузнецов К.Б. и др. Учебная программа курса «Культура безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений Свердловской области (для учащихся 1 - 4, 5, 6, 7, 9 классов) / - Екатеринбург, ИРРО, 2006. - 76 с.
21. Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М.: Учитель 1999. 131 с.
22. Сельцовский П.А. Разновидность и формы терроризма в современных условиях. М.: Социально гуманитарные знания, 2003. 164 с.
23. Смирнов А. Роль образования в обеспечении безопасности населения России. М.: ОБЖ. -2003.-№12. 227 с.
24. Трунов И. Л. Терроризм. Правовые аспекты противодействия. Нормативные и международные правовые акты с комментариями. М.: просвещение, 2007. 314 с.
25. Устинов В. В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М.: Юстицинформ, 2002.159 с.