Введение 5
1 Теоретические аспективы налогообложения доходов физических лиц в
Китае и в России 10
1.1 Обзор действующего законадательства о подоходном налогообложении в
Китае 10
1.2 Этапы развития подоходного налогообложения в России 18
1.3 Особенности современного индивидуального подоходного налога в
Китайской Народной Республике 25
1.4 Особенности современного налога на доходы физических лиц в
Российской Федерации 31
2 Сравнительный анализ действующих моделей налогообложения доходов
физисеских лиц в Китае и в России 36
2.1 Сравнительный анализ фискальной значимости налога на доходы
физических лиц для бюджета Китая и России 36
2.2 Сравнительный анализ облагаемых доходов и налоговых ставок 44
2.3 Сравнительный анализ действия моделей подоходного налогообло- жения
Китая и России на высоко- и низкодоходные категории населения 50
3 Направления совершенствования налогообложения доходов физических лиц
в Китае и в России 62
3.1 Проблемы и перспективы совершенствования индивидуального
подоходного налога в Китае 62
3.2 Проблемы и перспективы совершенствования налога на доходы
физических лиц в России 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
В последнее время наблюдается усиление экономического взаимодействия России и Китая. В связи с этим, с каждым годом возрастает количество российских предприятий и граждан нашей страны заинтересованных в сотрудничестве с представителями КНР. Таким образом, возникает необходимость изучения особенностей налогообложения доходов в Китае. А проведение сравнительного анализа доходов физических лиц в Китае и России позволит россиянам в полной мере адаптироваться к местным условиям, а также, иметь представление об актуальных особенностях функционирующей системы налогообложения в Китае. Предпринимателям это дает возможность выявить особенности удержания налога на доходы по законам принимающей стороны, а простым гражданам позволит изучить особенности налогообложения получаемых доходов.
Нестабильность экономической ситуации в Российской Федерации привела, в том числе к осознанию того, что налоговая система России является крайне несостоятельной. В связи с введенными против РФ санкциями, федеральный бюджет потерял часть доходов, а присоединение Республики Крым и города федерального значения Севастополя повлекло значительные траты на мероприятия по восстановлению инфраструктуры вновь вошедших территорий. В сложившейся ситуации доходы бюджетов существенно сократились, тогда как расходы непременно возросли, соответственно перед органами государственной власти возник очень важный вопрос о том, каким образом увеличить поступление денежных средств в федеральный бюджет. О необходимости реформирования налогового законодательства высказался В.В. Путин, пояснив, что в 2018 году требуется подготовить и принять поправки к налоговому законодательству, которые могли бы ориентировать налоговую систему таким образом, что бы она стимулировала деловую активность, обеспечивала рост экономики и инвестиций, создавала конкурентные условия для развития предприятий. Кроме того, как отметил президент, необходимо отказаться от неэффективных налоговых институтов.
Одним из основных и, пожалуй, самым массовым налогом в налоговой системе Российской Федерации является налог на доходы физических лиц, необходимость изменения которого активно обсуждаются в российской науке.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является неотъемлемой частью функционирования экономики любой страны. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль.
Правительство принимает меры, чтобы повысить роль налога на доходы физических лиц и увеличить его долю в общих доходах государства. Это способствует росту налоговых поступлений в бюджет страны, а также, лучшему распределению доходов на нужды государства.
В частности, неоднократно предлагалось повысить указанный налог до 15-18 %, с тем, чтобы восполнить недостающие в бюджете средства. Такой подход к решению проблемы представляется наиболее простым, а учитывая тот факт, что подоходный налог в России сравнительно не велик, предполагается, что такое повышение налоговой ставки не отразится на населении. Несомненным плюсом применения системы фиксированных ставок при налогообложении является простота и удобство администрирования такого налога со стороны государства. Вместе с тем, стоит помнить о том, что в нашей стране очень большое количество людей с доходами ниже или равными прожиточному минимуму и налог для них является тяжким бременем. К тому же с повышением налога высокая налоговая нагрузка на граждан с минимальными заработками неизбежно отразиться на уровне жизни большой части населения страны, что кроме всего прочего приведет к сокращению потребительского спроса, а, следовательно, негативно отразится на экономике страны. В связи с этим возникает закономерный вопрос о том, как же повысить доход федерального бюджета за счет налога на доходы физических лиц, не повышая при этом налоговую нагрузку на население с низким уровнем дохода.
Статьей 56 Конституции КНР установлено, что граждане обязаны в соответствии с законом платить налоги.
Налоговые поступления - основной источник доходов бюджета в Китае, поэтому, как и в других странах мира за уклонение от неуплаты налогов применяются штрафные санкции и пени.
На основе вышеизложенного в данной работе необходимо рассмотреть сравнительный анализ моделей налогообложения доходов физических лиц в России и Китае.
Среди российских авторов в качестве основных российских исследователей китайской экономики можно выделить: Бергера Я.М., Бонн Л.Д., Жулева В.В., Иванова В.В., Климовицкого В.В., Козловскую Э.А., КондрашовуЛ.И., Михеева В.В, Островского ЛИ., Пивоварову И.П., Погорлецкого А.И., Салицкого А.И., Сергееву И.Г., Соколова Б.И., Сутырина С.Ф., Шувалова Е.Б., Портякова В.Я., Титаренко М.Л., Шепенко Р.А.
Среди ключевых работ по формированию налоговой политики и реформированию китайского налогообложения, положенных в основу исследования, можно выделить труды: Ян Чжиюн, Ян Чжмган, Лю Кэгу, Цзя Кан, Сунь И Ган, Лю Цзанвэнь, Сюн Вэй, Ань Тифу, Юе Шуминь.
Вопросы налогового регулирования в кризисный период рассматриваются в работах российских и зарубежных экономистов: Иванова Ю. Б., Майбурова И.А., Мозиас П. М., Попова И.М., Линь Ифу, Лю Кэгу, Цзя Кан...
Закон КНР «О налоге на доходы физических лиц» был принят в 1980 г. через два года после начала реформ в КНР. В настоящее время данный закон действует в редакции от 30 июня 2011 г.
В соответствии с данным законом в КНР налог на доходы физических лиц уплачивают китайские и иностранные граждане. В зависимости от наличия или отсутствия места постоянного проживания в КНР и сроков пребывания в КНР данным налогом может облагаться весь доход физического лица или только доходы, полученные от источников в КНР и (или) полученные налогоплательщиком в КНР.
Для разных видов дохода Закон КНР «О налоге на доходы физических лиц» предусматривает различные ставки налога. В частности, доходы от оказания трудовых услуг (оплата труда) облагается по прогрессивной ставке налога (от 3% до 45%) за вычетом необлагаемого налогом минимума (стандартный вычет - 3 500 юаней жэньминьби в месяц; дополнительный вычет - 1 300 юаней жэньминьби в месяц действует для граждан
иностранных государств).
За свою историю подоходный налог в России претерпел множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни доходы налогом не облагались. С 2001 г. в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный, не облагаемый налогом размер доходов. Пропорциональная ставка подоходного налогообложения была введена вместо существующей тогда прогрессивной шкалы налоговых ставок с целью решения проблем «теневой» экономики и упрощения системы налогового администрирования.
Динамика налоговых платежей за рассматриваемый период была незначительной, и доля НДФЛ в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ составляла от 12,7 % до 10,5 %, в среднем превышая долю налога на прибыль организаций совсем незначительно.
К 2017 году увеличение НДФЛ в бюджете Китая составило 46,5 % (+379,8 млрд.юаней).
Зарубежный опыт определения процентных ставок достаточно интересен. А реализация такой системы представляется возможной в нашей стране.
Несмотря на рекордные за последние 35 лет темпы экономического роста, формирующаяся рыночная экономическая система Китая сфокусировала в себе крайне острые проблемы общества:
• значительная зависимость экономического развития страны от экспорта;
• повышение доходного неравенства;
• чрезмерный рост цен на жилье и т.д.
В процессе реформирования налоговой системы все еще остаются нерешенными проблемы, которые в период глобального финансовоэкономического кризиса значительно обострились:
• до сих пор не завершена та часть налоговой реформы, которая направлена на разделение налогов, поступающих в местные и центральный бюджеты;
• неэффективна структура местного налогообложения;
• несправедливо распределение налогового бремени между
субъектами экономики.
Данные проблемы остаются существенным фактором сдерживания структурных преобразований национальной экономики и препятствием при создании предпосылок для стабильного экономического роста всех регионов.
Власти Китая планируют изменить систему исчисления подоходного налога, включив в нее различные вычеты, в том числе проценты по ипотеке, расходы на образование и воспитание детей.
Простое повышение размера налогооблагаемой базы не будет справедливым. Если человек имеет доход в 5000 юаней в месяц, он может жить достойно. Однако если он растит ребенка или ухаживает за престарелым человеком, он будет стеснен в средствах. Так что единый стандарт в этом случае неприемлем.
В рамках действующего законодательства, человек с ежемесячной зарплатой более 3500 юаней ($537) платит индивидуальный подоходный налог. Эта сумма составляет примерно половину среднего размера зарплаты в Пекине.
Правительство Китая стремится сделать внутреннее потребление основным двигателем экономического подъема, в связи с чем принимает меры для поддержки потребительского сектора, и введение налоговых вычетов является одной из таких мер.
При существующих условиях представляется важным обратиться к вопросу о реформировании налогообложения на доходы физических лиц в России с учетом передовой международной практики. Но хотелось бы отметить, что не следует слепо перенимать опыт зарубежных партнеров, необходимо помнить о том, что в России по сравнению со странами Европы более низкие показатели доходов. И при введении новых налоговых ставок на доходы физических лиц, государство должно так же предпринимать меры по обеспечению более эффективной социально-экономической политики. Реформирование системы налогообложения должно основываться не на слепом копировании западного опыта, а на учете статистических данных о размерах и динамике доходов налогоплательщиков, т.е. речь идет об ином механизме исчисления налога на доходы физических лиц. Объективно уровень налоговой нагрузки должен соответствовать фактической способности налогоплательщиков уплачивать налоги.
Так, предложено вернуться к прогрессивной шкале налогообложения. В её основу может быть положена шкала ставок по НДФЛ, которая зависит не от средней заработной платы, а от прожиточного минимума. В этом случае налог на доходы физических лиц будет выполнять регулирующую функцию и сглаживать социальное неравенство в обществе.
Таким образом, предлагаемая налоговая нагрузка,
дифференцированная по уровню дохода, позволит не только снизить налоговую нагрузку на малообеспеченных налогоплательщиков, но и увеличит доходы федерального бюджета. Это, несомненно, скажется на возможности государства решить важную задачу - снизить уровень дифференциации доходов различных групп населения.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ: (в ред. от 26 июня 2016 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. НВЬ: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.01.2018)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. НВЬ: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.01.2018)
3. Закон КНР»//«О налоге на доходы физических лиц» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - НВЬ: http://chinalawinfo.ru/economic_law
4. Агузарова Л.А., Агузарова М.Т. Обзор основных изменений налогового законодательства в 2016 году // Научные Известия. 2016. № 4. С. 25-28.
5. Агузарова Л.А., Валгасов Г.А. Основные направления налоговой политики Российской Федерации в краткосрочной перспективе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 810.
6. Агузарова Ф.С. Роль косвенных и прямых налогов и сборов в формировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2014. № 10. С. 910-918.
7. Агузарова Ф.С. Российская налоговая система: понятие, проблемы и перспективы // Налоги и налогообложение. 2014. № 11. С. 1024-1028.
8. Агузарова Ф.С. Трансформация модели межбюджетного распределения налогов и сборов - путь к повышению налоговой составляющей бюджетов субъектов РФ // Налоги и налогообложение. 2015. № 10. С. 815-823.
9. Абдулгалимов А.М. Метод дифференциации налоговых ставок как путь к решению проблемы дисбаланса в экономике страны// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 11 (58). С. 285-287.
10. Архипова А.Д. Подоходный налог для физических лиц в России и некоторых других странах мира// В сборнике: Антропология права и правовой плюрализм. Сборник статей Международной научнопрактической конференции. 2017. С. 45-48.
11. Бадмаева Д.А., Павленко Т.В. Применение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц в России// В сборнике: Advances in Science and Technology. Сборник статей VII международной научно-практической конференции. Под редакцией В.Б. Соловьева. 2017. С. 121-123.
12. Бутузова И.В., Латышев С.Н. Прогрессивная система налогообложения по НДФЛ в РФ: за и против// В сборнике: Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы. Сборник статей V Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 102-104.
13. Балаева Д.А. Налоговый механизм: специфика взимания налогов // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2015. № 5-1. С. 88-90.
14. Балаева Д.А. Особенности механизма реализации налоговой политики России // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2015. № 5-1. С. 8-10.
15. Балаева Д.А., Агузарова Л.А., Агузарова Ф.С. Основные направления совершенствования налоговой политики // В сб.: Актуальные проблемы налогового регулирования в современной России. Сб. научн. трудов. Владикавказ, 2013. С. 22-26...