ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. УЧИТЕЛЬ ИИСУС: ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВАНГЕЛЬСКОГО ОБРАЗА 14
1.1. Общественное служение и обучение апостолов 22
1.2. Общение, уединение и отдых как составляющие образа Иисуса.... 35
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИИСУСА ХРИСТА 43
2.1. Принцип гуманности и отношения с учениками 48
2.2. Учение притчами и личный пример как педагогические приемы... 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Список источников 70
Список литературы 70
Традиции являются важнейшим элементом системы образования. Они определяют не только вид самой системы - традиционный, но и её характер. Каждая система или модель образования обладает своими собственными традициями, к оценке которых следует подходить конкретно-исторически. В рамках педагогического подхода традиции определяются как исторически сложившиеся, устойчивые и повторяющиеся явления, передающиеся от одного поколения к другому. Смысловое поле педагогических традиций с началом разработки культурологического направления значительно расширяется. В педагогической литературе понятие традиции используется в нескольких значениях: как педагогический опыт отдельного учебного заведения или опыт конкретного педагога; как определённое массовое правило, норма поведения; как ряд педагогических мероприятий, имеющих общую цель; традиции могут выступать синонимом таких понятий как «праздник», «ритуал». Собирательное понятие традиции представлено в педагогическом словаре, где под понятием традиции понимается «система предельно общих стереотипов, обеспечивающих воспроизведение в теоретической (мыслительной) и практической воспитательно - образовательной деятельности каждого поколения определённых, заданных социокультурными детерминантами, рамок её реализации, содержательное наполнение которых зависит от конкретно-исторического состояния цивилизации». В нашем исследовании педагогические традиции можно определить как, элементы педагогического наследия и ценного педагогического опыта, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются в течение длительного времени.
Появление новых традиций может быть вызвано конкретными историческими событиями, а также деятельностью тех или иных лиц (видных деятелей, учёных, учителей), отчего традиция приобретает персонифицированную форму. Именно такая форма рассматривается в данной работе. Раннехристианская педагогическая традиция неразрывно связанна с личностью Иисуса Христа. Личность Христа вызывает большое количество споров, как в научной, так и в бытовой среде. Дискуссии ведутся относительно самого факта существования Иисуса, хронологии его жизни, его социального положения и культурной среды, проповедуемых им идей и их значения для человечества. Учёные выдвигают конкурирующие (или дополняющие друг друга) описания Иисуса как ожидаемого Мессии, как лидера апокалиптического движения, как странствующего мудреца, как харизматического целителя и как основателя независимого религиозного движения. Но все в большинстве, придерживающиеся точки зрения, что Иисус является реальной исторической личностью, а не мифом. В данной работе Иисус Христос рассматривается как учитель - лицо, которое обучает чему-либо, носитель определённого знания, передающий его.
Актуальность новой темы вызвана глубоким кризисом в западной цивилизации в конце эпохи постмодерна. Анализируя общество постсовременности, представители постмодернической философии подчеркивают, что оно является необычайно сложным, неопределённым и хаотичным. В таком обществе нет развития, поскольку в нём нельзя выделить доминирующий вектор. История принципиально нелинейна, специфической чертой истории называется случайность. Постсовременность (постистория) не знает своего будущего, к прошлому она относится с иронией, «играет с ним», её удел настоящее . Упадок авторитетов в современном западном обществе вызывал новый интерес к переосмыслению образования и роли учителя, являющейся фундаментальной для образовательных институтов. Обращение к учителям прошлого стало практикой, вполне объяснимой в свете краха иллюзии автономного и отвлеченного познания или наличия каких-то твердых оснований, в которых невозможно усомниться, не нарушив при этом видимость здравого смысла. Основное направление исследования в данной работе — это один из таких учителей прошлого — Иисус из Назарета, основатель многочисленной и неоднородной исторической традиции.
Объектом исследования выступают евангелические тексты: Евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Мы сознательно избегаем ограничений редакционной критики, проливающей свет на индивидуальный подход конкретного евангелиста к тому или иному вопросу. Информацию для исследования мы черпаем из того евангелия, которое проливает больше света на определённую черту изучаемой ученической модели Иисуса, поскольку предметом исследования являются педагогические традиции, описанные в евангелических текстах.
Цель исследования: реконструировать модель ученичества Иисуса Христа, определить истоки раннехристианских педагогических традиций, их основные особенности.
Задачи:
1) проанализировать характерные черты образа Иисуса Христа как учителя в евангелических текстах;
2) выявить педагогические методы и принципы Иисуса Христа, описанные в евангелиях;
3) определить влияние педагогической практики Иисуса Христа на его учеников, особенности формирования раннехристианской педагогической традиции.
Хронологические рамки: О времени выхода на общественное служение Иисуса повествуют, почти с одинаковыми подробностями, все четыре Евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Лишь последний из них опускает кое-что из сказанного первыми тремя. Наиболее подробные сведения даёт Евангелист Лука. Он говорит, что это произошло «в пятнадцатый год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе» (Луки 3:1-2). Согласно повествованию Луки, в то время Палестина входила в состав Римской империи, и ею управляли именем императора Тиберия, сына и преемника Октавиана Августа, при котором родился Христос, тетрархи, или четвертовластники: в Иудее, вместо Архелая, управлял римский прокуратор Понтий Пилат, в Галилее Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме, другой его сын Филипп управлял Итуреей, страною по восточную сторону Иордана, и Трахонитидою, расположенной на северо-восток от Иордана; в четвертой области Авилинее, примыкавшей с северо-востока к Галилее, при подошве Антиливана, управлял Лисаний. Первосвященниками в это время были Анна и Каиафа, что надо понимать так: первосвященником был, собственно Каиафа, а его тесть Анна, или Анан, отставленный гражданскими властями от должности, но пользовавшийся у народа авторитетом и уважением, фактически разделял с ним власть.
Годы правления Тиберия приходятся на 14 - 37 г. н.э. Тиберий вступил на престол после смерти Августа, но ещё за два года он стал его соправителем и, следовательно, 15-ый год его правления начинался в 27 г. н.э. и по наиболее вероятному предположению в этом году Иисусу исполнилось 30 лет, о чём говорит дальше евангелист Лука, указывая возраст, в котором Иисус принял крещение и вышел на общественное служение. Которое продолжалось в течение приблизительно 3-х лет. Авторы синоптических евангелий (Матфей, Марк и Лука) в целом представляют этот период в хронологическом порядке, хотя и не во всех подробностях; некоторые события они описывают в разном порядке. Исследователи Библии придерживаются разных мнений на это счёт. Вероятно, авторы евангелий руководствовались не хронологическими соображениями, когда группировали материал, и в основном они не указывают на время и место действия, мы не можем расположить описанные события в точном хронологическом порядке. Есть лишь некоторые заметные события, время которых отмечено явно и опираясь на них, можно сгруппировать остальные и определить временной период служения Иисуса Христа .
Резюмируя всё вышесказанное мы можем утверждать, что Иисус крестился и вышел на проповедь приблизительно в начале 27 года н. э., а был распят, очевидно, 7 апреля 30 года н. э. Весь интересующий нас период можно разделить на три части, продолжительностью около года каждая.
1) Год неизвестности. О нем у нас мало информации, и это отчасти обусловлено тем, что Иисус не сразу был замечен обществом.
2) Год общественного признания. Время активной деятельности. Широко разошлась слава об Иисусе как об учителе и целителе. Он набирает учеников и начинает учить их.
3) Год противостояния. Иисус отходит от общественного служения и углубляется в наставление учеников, здесь же Он отправляет их на служение. Слава угасала, враги множились, а потом добились казни Иисуса.
Территориальные рамки: Говоря о местах, где происходило служение Иисуса, стоит обратить внимание на разночтение между синоптическими евангелиями и евангелием от Иоанна. Три евангелиста писали, что Иисус жил, проповедовал и творил чудеса в основном в Галилее и ее окрестностях, населенных иноплеменниками, и только раз в год отправлялся в Иерусалим на Пасху, где в последний год деятельности, Его схватили и распяли на кресте. Евангелист Иоанн считал, что Иисус служил несколько лет в Иудее, и прежде всего в Иерусалиме. Эта двойственность объясняется тем, что составители биографии Иисуса «отправляли» его в те места, которые были наиболее подходящими для достижения их целей. Иоанну таким местом представлялся Иерусалим, город книжников и фарисеев. Теологические диспуты и догматические проповеди Иисуса, призванные подчеркнуть его божественное достоинство, не могли прозвучать среди простого народа. Они были уместны в столице, где жили ученые люди, постоянно спорившие с проповедником, что давало ему возможность яснее выразить свою мысль. В синоптических евангелиях Иисус выглядит в большей степени человеком, здесь вероятнее его появление среди простых людей. Кроме того, евангелисты используют странствования Иисуса по галилейским деревням, где он выступает с проповедями и рассказывает притчи, которые явно предназначались для бедных и необразованных людей. В выборе мест для проповеднической и чудотворной деятельности Иисуса евангелисты руководствуются чисто практическими задачами.
Источниковую базу составляют канонические евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна), в синодальном, современном и развёрнутом переводах на русском языке, а также на греческом. В исследовании использовались апокрифические произведения ранних христиан, не признанные церковью и не включенные в Новый Завет, неканонические евангелия , возникшие в II-V вв. Гипотетически они являются источниками наших знаний об Иисусе, почерпнутыми вне Библии. Мы говорим «гипотетически», потому что, хотя эти документы сами по себе претендуют на статус первоисточников, на самом деле таковыми не являются или являются таковыми частично. В большинстве случаев мы имеем здесь дело с проевангельским вторичным материалом. Однако нельзя утверждать, что эти сочинения не имеют абсолютно никакой исторической почвы. Христианские апокрифы создавались из первоначальной христианской проповеди. К тому же нужно учесть, что иные из апокрифов имеют почти такой же возраст, как канонические евангелия, и лежат в основе многовековых традиций, отчасти продолжающих существовать и по сей день.
Историография исследования включает, прежде всего, произведения ориентированные на философский, теологический и критический подходы к евангелическим текстам и к Библии в целом. Распространение историко- критического подхода к интерпретациям Библии привело в конце XIX века к к рассмотрению библейских книг исключительно как исторических документов своей эпохи, что уже тогда показало, несостоятельность такого отношения и необходимость сочетания критического подхода с глубокими философским и теологическим, к интерпретации Библии. Вильгельм Дильтей, Ганс-Георг Гадамер, Поль Рикёр — развили философскую герменевтику как «искусство понимания». Все эти исследования выводят несколько общих принципов: «осознание того, что интерпретация всегда зависит от историко-культурной специфики той или иной эпохи, поэтому интерпретатор должен быть способен понимать особенности как мышления древних авторов, так и своего собственного; онтологический смысл процесса понимания, являющегося основным содержанием человеческого бытия в мире; концепция понимания как диалога между прошлым и на стоящим; концепция интерпретации как способа воссоздания мира посредством текста». Эти концепции и теории привели к углублению содержания в процессе критического исследования Библии: «Герменевтическая рефлексия создает не только возможность критического и самокритичного отношения интерпретатора к самому себе, но и к библейским текстам. Какой бы метод в интерпретации Библии ни применялся, герменевтическая рефлексия показывает его достоинства и недостатки, обеспечивая тем самым открытое и критичное отношение к любым возможным подходам, которые могут применяться для адекватного понимания смысла библейского текста».
В XX в. исследования в рамках дискуссии о предпочтительном подходе к изучению библейских текстов, продолжается. Р. Бультман и К. Барт были крупнейшими представителями «диалектической теологии», немецкого теологического направления, возникшего после первой мировой войны в условиях крушения либеральных иллюзий в Европе. Оба считали, что упрощенный исторический подход к изучению Библии не соответствует ее теологическому значению, и стремились к преодолению историцизма, который возобладал в библейских исследованиях в XIX веке, а также к преодолению общего кризиса в умонастроениях людей в то время. Но они расходились в понимании методов интерпретации библейских текстов. Р. Бультман придерживался принципов онтологической герменевтики М. Хайдеггера, согласно которой процесс интерпретации был способом создания реального мира, который понимался как своего рода текст, и человеческого существования в нём . К. Барт отвергал этот подход и считал необходимым освободить интерпретации Библии от слишком сильной зависимости от философской методологии.
Критические исследования Библии сегодня сосредоточены, главным образом, в университетах. Показательно, что после многих столетий острых противоречий и борьбы христианские и иудейские интерпретаторы и исследователи Библии сегодня работают вместе, хотя вопрос о том, может ли христианин адекватно понять еврейскую Библию (Ветхий Завет), а иудей — Новый Завет, остается дискуссионным. Не менее важно и то, что результаты критических исследований Библии принимаются сегодня всеми основными христианскими конфессиями (за фундаменталистских групп).
В современных критических исследованиях Библии важно правильно понимать особенности стиля. Он включает несколько принципов: во-первых, на уважении к мнению читателя, которое проявляется в отсутствии навязывания выводов, и к мнениям других исследователей; во -вторых, на таком отношении к истории, в котором преобладает интерес не к фактической стороне событий, а к их различным возможным интерпретациям; в-третьих, на присутствии доброй иронии как по отношению к анализируемым событиям и текстам, так и по отношению исследователя к самому себе, что позволяет достичь большей объективности в изложении различных точек зрения.
Интересующие нас научные работы можно условно разбить на четыре большие группы. Первая группа научных трудов содержит исследования, в которых ученые описывают личность и служение Иисуса Христа в культурном окружении Палестины первого столетия. Вторая группа, довольно большая, состоит из исследований, посвященных вопросам передачи традиции Иисуса. Третья группа включает труды, освещающие подходы к описанию моделей ученичества в раннем христианстве, — моделей, представленных в книгах различных новозаветных авторов. И, наконец, четвертая группа содержит исследования понятий и терминов в евангелических текстах.
Основным методом работы является герменевтика - теория интерпретации и понимания текстов, согласно которому познающий субъект сам является частью той сферы, которую ему надлежит познать. Описательный метод представляет собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик. Текстологический анализ: выяснение оригинальной формы текста, сравнение имеющихся текстов библейских книг. Исторический анализ подразумевает изучение исторических обстоятельств, времени и места происхождения событий, роль ключевых фигур в этих событиях. Имагология: описание, существовавших в изучаемый период и формировавшихся позже, образов и стереотипов восприятия Иисуса и Его ученической модели. Изучение коллективной культурной памяти, сохранившейся на страницах различных евангелических текстов, рассмотрение культурного динамизма и культурной преемственности ученической модели Иисуса.
Центральной фигурой исследования выступает личность Иисуса Христа, своей жизнью повлиявшая на дальнейшее течение истории, своим учением ознаменовавшая начало новой эры. Изучение в данном исследовании осуществляется через личность, её особенности и взаимодействия. Первая глава посвящается Иисусу, его жизни и учению. Здесь также представлена реконструкция ученической модели Христа, описанная евангелистами. Во второй главе, мы попытаемся раскрыть основные педагогические приёмы, используемые Иисусом и разберём их эффективность.
Возрождение идеалов прошлого, чтобы творить в настоящем, для будущего - такое определение можно дать истории, в рамках данного исследования. Как показывает практика, человечество уроков истории не выучивает и циклично «наступает на те же грабли». Конечно, некоторый промежуток времени, свою роль играет историческая память, пока мы обращаемся к событиям прошлого, имеем возможность пообщаться с очевидцами событий или же обратится к монументальным памятникам культуры, своей масштабностью поражающих наши взоры и заставляющих трепетать от подробностей баталий в честь которых они ныне возвышаются. Но всё это работает не более 500 лет. И каждое новое поколение всё меньше обращает свой взор к тем, далёким, пусть и многозначительным событиям. Вся эта значимость теряется в веках, бледнеет на фоне новых событий и окончательно погибает под пластом новых поводов для «увековечения». Что же тогда вечно и неизменно? Как это не банально звучит, но вечен человек. А точнее человеческая душа (личность), то, что делает нас штучным и уникальным экземпляром. События теряют свою значимость и актуальность, человек в своей уникальности - никогда. Именно поэтому возрождённым историей идеалом следует считать: личность, индивидуальность, душу, которая оказалась способной оставить неизгладимо глубокий след в истории. Такие идеалы не теряют актуальности и востребованости, а главное, они способны влиять на мировоззрение и определение ценностей людей. Таким идеалом является Иисус Христос. В нашей работе, рассматривается в качестве учителя.
Образ Иисуса как учителя, представленный в евангелиях, обусловлен особым отношением учителя к ученикам и принципиальной позицией к «внешнему» (вне учебного процесса) миру. Он категоричен в отношении Своих взглядов и бескомпромиссно отвергает любую попытку увести их в более мягкое толкование. Глубина Его истин, на порядок превосходит, всё, что было сказано ранее, хотя эти истины и произносились до Него. Он меняет суть их восприятия и лишает возможности адаптации под обстоятельства и человека. При этом Он очень терпеливый и сговорчивый учитель для Своих учеников. Всегда готов выслушать повторяющиеся многократно вопросы, готов повторно объяснить то, что не понятно, Он прощает им предательство, даже заранее известное Ему и продолжает наставлять, не зависимо от того, что они «маловерны». Иисус часто встречает непонимание у Своих учеников. Непонимание — это универсальная проблема, которая присутствуете любом акте коммуникации. Причина непонимания заключается в особенностях, как учителя, так и ученика. Это непонимание преодолевается в ученичестве Иисуса с помощью терпения и беспрекословного следования истинам и их исполнения со стороны учителя. Что производит глубокое впечатление на учеников и оставляет в их памяти неизгладимый след, всё это способствует вдохновению учеников на дальнейшее следование учению.
В ходе исследования, мы вывели принципы, используемые Иисусом, оформившиеся в традиции раннего христианского образования.
1. Беспристрастность и всеобщность образования. Не имеет значение кем является и какие навыки и способности имеет ученик, важно только желание учиться и понимание особой ценности учения лично для себя.
2. Истины, содержащиеся в учении должны соответствовать действительности. Учитель должен знать, о чём говорит, и иметь определённый опыт применения преподаваемых истин в своей жизни. Учитель не может вести учеников туда, где сам не был. Являясь единственным носителем знания в процессе обучения, учитель несёт ответственность за информацию, которую получают ученики.
3. Особая роль «Духа» учителя в самом учении и в процессе преподавания. Преподавания осуществляется не посредством чистого учебного материала, а через личность учителя, которым материал обрабатывается и пропускается через его личностные качества. Таким образом, полученная информация воспринимается и усваивается учениками в виде памятных отпечатков и впечатлений, полученных от неповторимых качеств учителя, учение приобретает персонифицированную форму и отношение к учению, напрямую зависит от отношения к учителю.
4. Особая роль общения в жизни и преподавательской деятельности учителя. Общение помогает избежать образования пласта монументальных знаний, не способных двигаться и изменяться, и способствует созданию благоприятной «почвы» принимающей различные знания, способной к взращиванию особого уникального понимания чего-либо и созреванию личностного мировоззрения.
5. Необходимость отдыха и наполнения для учителя. Учитель нуждается в духовном питании и обновлении, для полноценного функционирования.
6. Гуманизм. Главной ценностью в учении Иисуса является человек, именно человек занимает главенствующее положение в жизни и всё создано для него и его благополучия.
7. «Живые» взаимоотношения с учениками. Отношения с учениками выстраиваются по схеме субъект-субъективного взаимодействия, когда обе стороны образовательного процесса участвуют в его выстраивании, такие отношения основаны на сотрудничестве и взаимной отдачи.
8. Учение мыслить и воспринимать информацию с помощью образов и абстракций. Притчи Иисуса учат абстрактно-образному мышлению, через простое и понятное усваивать сложное и необъятное. Таким образом, ученики могут прочувствовать глубокую смысловую нагрузку и усвоить сложный для обычного восприятия материал.
9. Личный пример. Иисус являлся живым воплощение всего того, чему учил. Все проговариваемые Им истины, Он исполнил до конца, оставив идеальный пример жизни Своим последователям.
Созданная Им модель и используемые принципы, способствуют выстраиванию особого мировоззрения и нового мышления. Иисус создаёт целую систему вокруг Своих учеников. Порционно, постепенно раскрывая им Свою настоящую природу и передавая истину, которую желает донести им. Воспринимая Его учение, ученики погружаются в особую атмосферу взаимного доверия с учителем, которая в последствии помогает раскрыться им, но это происходит только после полного исполнения сказанного Иисусом. Когда ученики видят, что все слова их Учителя реальны и применимы, происходит понимание, что они получили больше, чем ожидали получить.
Система ценностей, выстроенная Иисусом, нацелена на человека, его совершенствование и раскрытие. Но раскрытие не для самореализации, а для способности увидеть, осознать и вместить истину, которую Он несёт. Так, полученные в детстве знания и навыки, мы начинаем использовать и применять во взрослой жизни, пройдя определённый путь, усвоив эти знания и приобретая навыки и умения, путём попадания в ситуации, где мы можем эти знания применить, где они бывают полезны. Ученики Иисуса, слышали слово, но усвоили его, когда получили необходимость его применения. Неизбежное следствием открытия нового, является потребность разделить это с кем-то.
Излишний рационализм в отношении к Библии так же вреден, как и излишний мистицизм. Явление Иисуса Христа имело целью: установить новый диалог Бога с людьми. В истории в вопросах о методах исследований Библии постоянно возникало противоречие между новыми научными данными о библейской истории, о мире и человеке и положениями христианской теологии, и на протяжении всей истории человечества эти противоречия преодолевались. Нет сомнения в том, что они будут возникать и в будущем, и так же будут преодолены: богатство и глубина содержания Библии позволяли, позволяют и будут позволять ей адаптироваться к любым культурно-историческим условиям.
Обучение эта работа на перспективу. Учитель не может вложить в ученика свои знания целиком или своё восприятие. Учитель должен дать истину и возможность её раскрытия самостоятельно. Возможность эта заключается в возникшем интересе, перерастающем в потребность к познанию. Ученик должен найти смысл поиска истины для себя. Именно это сделал Иисус, Своим учением Он дал каждому ученику возможность раскрыть понимание истины, которую Он нёс. И каждый раскрыл её для себя по своему, но при этом истина у всех одна и остаётся неизменной, независимо от способа её познания. Каждый ученик воспринимал Иисуса по своему, но все считали Его Мессией и Сыном Божьим. Они проповедовали по-разному, но несли одно свидетельство.
Взаимоотношения играют ведущую роль. От отношений учителя с учениками зависит насколько внимательно ученики будут его слушать и насколько глубоко смогут погрузиться в учебный процесс. Первостепенное в способности держать внимание, это авторитет и интерес к личности учителя со стороны учеников. Иисус привлекал людей чудесами, Он давал им то, чего они искали: исцеление, насыщение, освобождение, а уже после говорил слово наставления и кто мог воспринимать, воспринимал. Он не настаивал на всеобщем понимании и принятии Его слов, но говорил всем, без разбора, и люди, слушающие Его находили в Его словах что-то, что привлекало их. Иисус учил концентрироваться на главном. Отводя форме исполнения (как исполнить), второстепенное значение, Он говорил о важности личностных мотивов (для чего исполнить) и содержании конкретной истины (что исполнить).
Важным показателем любого учения является его эффективность. К сожалению, мы не имеем конкретных исторических данных о том, что стало с апостолами после вознесения Христа. Из канонических книг Нового Завета, нам понятно, что они продолжили распространение учения Иисуса, как Он им и завещал. Согласно «преданиям » все апостолы за исключением Иоанна, приняли мученическую смерть, за свою деятельность в распространении учения Христа. Т.е. каждый из учеников Христа потратил всю свою жизнь на продолжение дела Иисуса, и главная задача, поставленная Им - создание церкви, была ими выполнена, чему мы имеем свидетельство сегодня.
На каждого из учеников Иисуса, учение повлияло особенным образом из обычных трудящихся ради материального удовлетворения людей, они преображаются в верных последователей Его учения, в котором они видят смысл своих жизней и своё предназначение. Более того, ученики получают настойчивую уверенность в том, что этим смыслом и предназначением они должны делиться, начинают набирать себе учеников по примеру своего учителя и наставлять их в той же истине. Таким образом, запускается необратимый процесс распространения учения Иисуса по всему свету, каждый научившийся учит других. Конечно, в историческом развитии учение Иисуса и Его образ претерпели серьёзные искажения и заметно обросли легендами и преданиями, имеющими мало общего с действительностью. Но, даже не смотря на плотную мифологизацию, сквозь пласт субъективного восприятия, мы и сегодня видим проступающие «вечные истины», бессмертно существующие в человеческом сознании.
Все существующие основные и нерушимые педагогические традиции вышли из христианской школы, в основе которой лежит учение Иисуса. Образ верного, любящего, жертвенного учителя всегда будет идеалом для всех педагогических концепций. Евангелические тексты, со всеми их несовершенствами в переводах и интерпретациях, хранят на своих страницах очень важное свидетельство жизни и практического учения, которое никогда не потеряет своей актуальности. Потому что личность описанная в этих текстах, по сей день является учителем для многих людей, и имеет миллионы последователей Своего учения, стремящихся поделится увиденной ими истиной.
1. Дидахе или Учение двенадцати апостолов // В кн.: "Новозаветные апокрифы". Спб.: АМФОРА. 2016, 413 с.
2. Евангелие от Фомы. Пер.с коптского проф. Нечипуренко В.Н. Ростов н/Д : Феникс, 2007. 254 с.
3. Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык. Спб.:Российское Библейское Общество, 2015. 1424 с.
4. Новый завет. Спб.: Российское Библейское Общество, 2016. 601 с.
5. Новый завет. Текст Синодального перевода сверенный и исправленный. Спб.: Свет на Востоке.2011. 556 с.
6. Радостная Весть. Современный перевод Нового Завета. Пер.Кузнецовой В. Н., Меня А.С. Спб.: Российское Библейское Общество, 2001. 603 с.
7. Свенцицкая И. С., Трофимова М.К. Апокрифы древних христиан. М., 1989. 380 с.
8. Тора, с русским переводом. Под общ. ред. Брановера Г. М., 2005. 450 с.
9. Хосроев А.Л. Другое благовестие. Евангелие от Иуды: исследование, перевод и комментарии / РАН, Ин-т восточ. Рукописей. Спб.: Нестор- история, 2014. 138 с.
10. The Greek New Testament. Fourth Revised Edition. Nordlingen: Deutsche Bibelgesellschaft. 2000. 918 р.
11. The Greek New Testament. Ed. by Kurt Aland [et. autr.] Second Edition. United Bible Societies. 1968. 808 p.
Список литературы.
1. Агранович С. З., Саморукова И. В. Гармония-цель- гармония: Художественное сознание в зеркале притчи. М., 1997. 134 с.
2. Андрейчева М.Ю. Религиозная имагология: предмет и задачи нового историко-имагологического направления //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 11-2 (73). С. 37-40.
3. Ассман Я. Культурная память: Письмо и память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности /Пер. с нем.. Сокольской М. М. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
4. Библейский справочник Геллея. Пер. Рыбакова О.А. Спб.: Библия для всех, 2006. 784 с.
5. Библия и наука: Апологетический сборник. Сост. и гл. ред. Харчлаа П. Chicago: Slavic Gospel press, 1981. 244 с.
6. Водопьянов П.А., Кирвель Ч.С. Концепт постиндустриализма и реальный социальный процесс //Социология, Белорусский государственный университет, 2011. № 1. 146 с.
7. Гадамер Х.-Г. Истина и метод / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Бессонова Б. Н. М.: Прогресс, 1988. 704с.
8. Григорьев А.В. Библейские фразеологизмы в контексте культуры Ближнего Востока // Культурные слои во фразеологизмах и в дискурсивных практиках. Под ред. Телия В.Н. Москва: Языки славянской культуры, 2004. 120 - 132 с.
9. Гудинг Д. В школе Христа. Спб: Свет миру, 2014. 349 с.
10. Деревенский Б.Г. Иисус Христос в документах истории. Спб.: Алетейя. 2001. 594 с.
11. Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Т.4: Герменевтика и теория литературы / Под ред. Михайлова А.В. и Плотникова Н.С. / Пер. с нем. под ред. Бибихина В.В. и Плотникова Н.С. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. 531 с.
12. Жизнь Иисуса Христа и история первой церкви. Сост. и гл. ред. Харчлаа П. Chicago: Slavic Gospel press, 1984. 254 с.
13. Иудаизм от А до Я./ сост. Н. Б. Антонов. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. 276 с.
14. Карсон Д. Новый библейский комментарий. [Электронный ресурс] Часть 3. Новый Завет .URL:https://religion.wikireading.ru/37856(дата обращения:15.05.2017).
15. Кинер Г. С. Библейский культурно-исторический комментарий: в 2 ч.: Пер. с англ. Платуновой А.П. Спб.: Мирт, 2003. 733 с.
16. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176 с.
17. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Пер. с фр. Шматко Н. А СПб.: Алетейя, 1988. 160 с.
18. Лопухин А.П. Библейская история в свете новейших исследований и открытий. Новый завет. Спб., 1895. 1184 с.
19. Лопухин А.П. Толковая библия. Спб.:С3КЭО, 2016. 640с.
20. Мень А. История религии: в поисках пути истины и жизни. М.: Мирос, 1994. 145 с.
21. Мень А. Сын человеческий. М.: Букинист, 2017. 497 с.
22. Мень А. Первые апостолы. М.: Жизнь с Богом, 2009 304 с.
23. Мецгер Б.М. Новый завет. Контекст, формирование, содержание. Пер. Ястребов Г. ББИ, 2011. 329 с.
24. Пеннер П. Научите все народы. Миссия богословского образования. Спб.: Библия для всех, 1999. 134 с.
25. Пузынин А.П. Учитель Иисус - Сравнительное исследование древних моделей ученичества. Черкассы: Коллоквиум, 2008. 176 с.
26. Пятьдесят современных мыслителей об образовании. От Пиаже до наших дней. Под ред. Джоя А. П.
перевод с англ.Добрякова М.С. М.:НИУ ВШЭ, 2012. 488 с.
27. Рикёр, П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1997. 313 с.
28. Рикёр, П.Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / Пер. с фр. Вдовина И. С. М.: Канон-Пресс-Ц : Кучково поле, 2002. 397 с.
29. Роджерс К.Л., Роджерс К.Л. (мл.) Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. Спб.: Библия для всех, 2001. 1067 с.
30. Роджерс мл. К. Л. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту нового завета. Пер. Рыбаковой О.А. Спб.: Библия для всех, 2001. 241с.
31. Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима. Спб.:Рипол классик, 1964. 334 с.
32. Смирнов А.Ю., Чекина О.Н. Использование притч в психологической поддержке, мотивации, профориентации. М.: Навигатум, 2016. 78 с.
33. Современные исследования Библии: Пер. с англ. / Общ. ред., вступ. ст., коммент. Степановой Е. А. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. 272 с.
34. Balandier C. La defense de la Syrie-Palestine des Achemenides aux Lagides. Histoire et archeologie des fortifications a 1'ouest du Jourdain de 532 a 199 [electronic resource] avant J. Pende 2014. URL: hsozkult.de(date of the application: 3.03.2017).
35. Baltrusch E. Die Juden und das Romische Reich. Geschichte einer konfliktreichen Beziehung, [electronic resource] Darmstadt 2002. URL: hsozkult.de (date of the application: 3.03.2017).
36. Baltrusch E. Herodes. Konig im Heiligen Land. Eine Biographie, [electronic resource] Munchen 2012. URL: hsozkult.de(date of the application: 3.03.2017).
37. Barth K. Church Dogmatics. Edinburg, 1956. Vol. 1. Part 2. 320 p.
38. Berger К. Kommentar zum Neuen Testament, [electronic resource]Gutersloh: Gutersloher Verlagshaus 2011. URL: sehepunkte.de (date of the application: 3.03.2017).
39. Bringmann K. Geschichte der Juden im Altertum. Vom babylonischen Exil bis zur arabischen Eroberung, [electronic resource] Stuttgart 2005. URL: hsozkult.de(date of the application: 3.03.2017).
40. Bultmann R. Neues Testament und Mythologie, in: H. W. Bartsch (Hg.), Kerygma und Mythos, Bd. 1, 1948. 343 p.
41. Byrskog S. Jesus the Only Teacher: Didactic Authority and Transmission in Ancient Israel, Ancient Judaism,and the Mattheari Community. Stockholm: Almqvist and Wiksell, 1994. 214 p.
42. Charlesworth J. H. Jesus within Judaism: New Light from Exciting Arheological Discoveries. London: SPCK, 1989. 288 p.
43. De Gonnelieu R.P. L'imitation de Jesus Christ. Traduction nouvelle. Paris: Felix Alcan, editeur, 1908. 674 p.
44. Fouyas, Methodios The Person of Jesus Christ in the decision of the Ecumenical Councils: A historical and doctrinal study with the relevant documents referring to the Christological relations of the Western, Eastern and Oriental Churches / By Methodios Gouyas G. , Addis Ababa: Creek Orthodox Archbishop of Aksum, 1976. 301 p.
45. Harnack A. Bruchsstucke des Evangeliens und Apocalups des Petrus. Leipzig, 1893. 98 р.
46. Harnack A. Bruchsstucke des Evangeliens und Apocalups des Petrus. Leipzig, 1893. P. 230.
47. Hengel M. Paulus und Jakobus. Kleine Schriften 3, [electronic resource]Tubingen 2002. URL: hsozkult.de (date of the application: 3.03.2017).
48. Hengel M. The Charismatic leader and His Followers. New York: Grossroad, 1981. 120 р.
49. James D. G. Dunn. Jews and Christians: Parting the Ways A.D. 70 to 135. Tubingen: Mohr, 1992. 142 p.
50. Jeanrong W. G. History of Biblical Hermeneulics. Society of Biblical Literature, 2010. 482 p.
51. Klauck H.-J.Religion und Gesellschaft im fruehen Christentum,[electronic resource] Tubingen 2003. URL: hsozkult.de(date of the application: 3.03.2017).
52. Klostermann E. Das Marum serangelinim. Tub.: Bernheim, 1997. 126 p.
53. Kraft. C.H. Christianity Culture: A Study in Dynamic Biblical Theologizing in Cross Perspective. Ney York: Orbis Books, 1979. 156 p.
54. Ladaria L.F. Wprowadzenie do antropologii teologicznej. Krakov: Wydawnictwo WAM, 1997. 168 p.
55. Longenecker R. Patterns of Discipleship in the New Testament. Grand Rapids: Eerdmans, 1996. 92 p.
56. Metzner R. Die Prominenten im Neuen Testament. Ein prosopographischer Kommentar, [electronic resource]Gottingen 2008. URL: hsozkult.de(date of the application: 3.03.2017).
57. Muller D. "paOqrq?," in New InternationalDictionary of the New Testament Theology,Colin Brown, vol. 1. Grand: Zondervan, 1986. 604 р.
58.Omerzu H. Der ProzeB des Paulus. Eine exegetische und rechtshistorische Untersuchung der Apostelgeschichte, [electronic resource] Berlin u.a. 2002. URL: hsozkult.de (date of the application: 3.03.2017).
59. Petersen.D. Contemporary Biblical Studies. Abingdon Press, 1997. 140 р.
60. Rahner K. Ratzinger J. Revelation et tradition. Quaestiones disputatae. Paris: Desclee de Brouwer, 1972. 350 p.
61. Ratzinger J. Smierc i zycie wieczne. Warszawa: Intytut Wydawniczy PAX, 2005. 132 p.
62. Ravier A. La Mystique et les mystiques. Paris: Desclee de Brouwer, 1965. 383 p.
63. Rengstorf K. H.. iiavOavco. paOprp. in Theological Dictionary of the New Testament, ed. Gerhard Kittel, vol. 4. Grand Rapids:Eerdmans, 1974. 516р.
64. Riches. J. Jesus and the Transformation of Judaism. London: Darton, Longman & Todd,1980. 203р.
65. Robinson J.A.T. Truth is Two-Eyed. London:SCM Prees, 1979. 498 p.
66. Rudich V. Religious Dissent in the Roman Empire.[electronic resource]
Violence in Judaea at the Time of Nero, London 2015.URL: hsozkult.de(date of the application: 3.03.2017).
67. Sanders E.P. Jesus and Jeudaism. Philadelphia: Fortress. 1985. 444 p.
68.Schnelle U. Paulus. Leben und Denken,[electronic resource]Berlin 2003.
URL: hsozkult.de(date of the application: 3.03.2017).
69.Schurer E. A History of the Jewish people in the Times of Jesus Christ. Div
2. Vol.2. New York: Charles Scribners Sons. 1993. 2044 p.
70.Segovia F. Discipleship in the New Testament. Philadelphia:Fortress, 1985. 102 p.
71. Thomasine tradition in antiquity:The social and cultural world of the Gospel of Thomas / Ed. by Asgeirsscoet. Boston, Brill: Leiden, 2006. 307 p.
72. Wilkins М. J. Discipleship.in Dictionary of Jesus and the Gospels, ed. Green J.B., Scot McKnight, Marshall H. I. Downers Grove: IVP, 1992. 187 p.
73. Klausner R.J. Jesus of Nazareth. His Life. Times and Teaching. NewYork: Macmttlan. 1997. 434 p.