Введение 3
Глава 1. Религиозное движение стригольников на Руси: научно-исследовательский аспект 13
1.1. Дореволюционная историография 13
1.2. Советская историография движения стригольников 24
1.3. Новые тенденции изучения стригольников в современной
историографии 34
Глава 2. Религиозное движение стригольников на Руси: учебно-методический аспект 49
2.1. Освещение движения стригольников в школьных учебниках 49
2.2. Методическая разработка урока в 6 классе общеобразовательной школы
по теме «Русская православная церковь в XV-начале XVI вв.» 55
Заключение 64
Список источников и литературы 70
Приложения
Большой научный и широкий общественный интерес к Русской православной церкви, ее истории, месту в жизни народа со времен принятия христианства, ее роли в формировании национальной культуры объясним и закономерен. Более чем тысячелетняя история православия на Руси доказала его жизнеспособность, широкие возможности развития, в основе которого всегда лежал конфликт, столкновение мнений, убеждений, личностей, общественных движений и организационных структур, церкви и государства.
Появление на Руси так называемых «ересей» - религиозных движений, отвергающих какие-либо элементы учения официальной православной церкви - закономерное явление. Их формирование шло в русле общественных настроений. Распространение критического отношения к церковной организации в среде духовенства, образованных горожан и знатных людей было связано с различными причинами. В первую очередь следует упомянуть естественную пытливость человеческого ума, не склонного удовлетворяться готовыми истинами; затем неустройство в церковной среде, явное несоответствие практики провозглашаемым высоким идеалам; наконец, возможные западные влияния, особенно ощутимые в Новгороде. Движение стригольников было первым таким антицерковным движением.
Мнения историков о движении стригольников на Руси в конце XIV- начале XV вв. крайне противоречивы. Одни видят в них исключительно врагов церкви и государства, желающих разрушить хрупкий, формирующийся мир православия на русской земле. Другие не только не называют их еретиками, а наоборот считают их идеи благими, способными воссоздать истинный вид христианства, цветущий в благочестии и праведности. Трудность изучения движения стригольников - это недостаток источников, т.к. от самих стригольников ничего не сохранилось. На данный момент все данные извлечены из обличающих посланий церковных иерархов, что естественно определяет их тенденциозность и пристрастность. Только полное знание истории Русской православной церкви в ее отношении к государству, обществу и личности, может принести реальную духовную и гражданскую пользу.
Однако, в курсе отечественной истории в общеобразовательных учебных заведениях информация о религиозных движениях XIV-XV вв. либо отсутствует, либо существует в негативной форме, как деструктивная ересь.
Изучение движения стригольников на Руси конца XIV-начала XV вв., основанное на научных исследованиях, будет способствовать формированию интереса к истории у школьников. Поможет воспитывать уважение к традициям и историческому прошлому нашей страны; будет способствовать нравственному воспитанию; формировать установки толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, а также может стать профилактикой различных видов экстремизма и фактором противодействия им.
Объектом выпускной квалификационной работы является отечественная историография и учебная литература по истории .
Предметом выпускной квалификационной работы является комплекс вопросов, которые связаны с изучением религиозного движения стригольников на Руси конца XIV-начала XV вв. в отечественной историографии, и их отражение в учебной литературе по истории движения стригольников.
Хронологические рамки историографического исследования определяются историей изучения движения стригольников на Руси в отечественной исторической науке и охватывают период с 1795 г., когда вышла первая работа протоиерея Журавлёва А.И., более известного под именем Андрея Иоаннова, и по настоящее время.
Территориальные рамки исследования определяются тем, что используется отечественная научная и учебная литература.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении основных этапов и особенностей в изучении истории движения стригольников на Руси в отечественной историографии и их отражения в учебной литературе по истории.
Для достижения поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
1. выявить и раскрыть основные направления и тенденции изучения истории движения стригольников на Руси в дореволюционный, советский и постсоветский периоды;
2. проследить изменения в проблематике изучения движения стригольников на Руси, эволюцию взглядов историков;
3. проанализировать отражение научных наработок в области изучения истории движения стригольников на Руси в учебной литературе.
Источниковая база исследования представлена историческими источниками (нормативно-правовые акты) и историографическими источниками (труды отечественных исследователей и учебная литература: монографии; статьи из журналов; материалы научных конференций; очерки, в которых, так или иначе исследуется движение стригольников на Руси; школьные учебники).
Нормативно-правовые акты. Для выполнения данной работы нам понадобились: федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования и примерная рабочая программа по истории. С помощью данных источников определены нормативно-правовые основания изучения темы религиозного движения стригольников в современном школьном образовании.
Историографические источники. Религиозное движение стригольников на Руси конца XIV-начало XV вв. привлекало к себе внимание многих исследователей. О них писали ученые, изучающие отечественную историю, историю русской культуры, а также историю русской церкви. Историография стригольничества разделена на три периода - дореволюционный (с 1795 г. по 1917 г.), советский (с 1917 по 1991 гг.) и современный (начиная с 1991г. и до настоящего времени). Такое разделение выполнено потому, что в эти периоды в российской науке происходил пересмотр многих предыдущих устоявшихся позиций, это касалось как отдельных личностей и событий, так и целых движений, в том числе и движения стригольников.
Источники дореволюционного периода. Одним из первых значительных исследователей движения стригольников по праву может называться Руднев Н., который являлся студентом Московской духовной академии. В свою работе он включил известные на тот момент источники, имеющие информацию о стригольничестве. Н. Руднев попытался ответить на вопросы: «Кто та-кие стригольники? Чему они учили? С каким успехом и как долго действовали? Откуда надлежит производить их учение, и какое влияние эта ересь имела на церковь в последующие времена?». Не обошли эту тему и такие известные историки, как Соловьев С.М., Костомаров Н.И., митрополит Макарий (он же Булгаков), Успенский Ф.И., Голубинский Е.Е.
Источники советского периода. Другим подходом занялись историки советского периода, выделяя основную мысль о классовой борьбе. Как отмечает Алексеев А.И., в ряде работ с 30-х по 50-е годы заметна «тенденция построения гипотез о движении стригольников априорных предпосылок, не связанных с изучением источников». Здесь можно назвать таких историков, как Никольский Н.М., Седельников А.Д. Специальное исследование, посвященное русским средневековым ересям, осуществили Казакова Н.А. и Лурье Я.С. в своей монографии «Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-начала XVI века», изданном в 1955 году.
Так же в советский период о стригольниках писали историки, находящиеся в эмиграции. Их работы были основаны на исследовании русской литературы. Выводы, к которым они приходили, только подчеркнули то, о чём уже написали предшествующие им историки дореволюционного периода. Пример тому работа А.В. Карташева.
Источники современного периода. После распада СССР, в исторической науке появляется большое разнообразие исследований, посвященных стригольничеству. Продолжателями дела советских историков во взглядах и подходах являются Буганов В.И. и Богданов А.П. Также появляется и откровенная критика исследований советских историков. Примером тому является работа Рыбакова Б.А. В этот период начинают развиваться идеи о видении в стригольниках ранних протестантов, чьи взгляды либо формировались, либо уже были сформированы в конце XIV-начале XV вв. К данному подходу можно отнести таких исследователей, как Каретникова М.С., Жиганков О.А., Бачинин В.А.
Учебная литература представлена дореволюционными, советскими и современными учебниками по истории России для учащихся 6 и 10 классов, которые рекомендованы и наиболее востребованы.
Дореволюционная учебная литература:
1. Устрялов Н.Г. «Начертание русской истории для средних учебных заведений». (1857 г., 10 издание)
2. Соловьев С.М. Учебная книга русской истории. (1859 г.)
3. Иловайский Д.И. «Краткие очерки русской истории. Курс старшего возраста». (1868 г., 8 издание)
4. Беллярминов И.И. «Элементарный курс всеобщей и русской истории». (1874 г., 4 издание)
5. Елпатьевский К.В. «Учебник русской истории с приложением родословной и хронологической таблиц и указателя личных имен». (1906 г., 10 издание)
6. Острогорский М.Я. «Учебник русской истории с рисунками, картами, таблицами и вопросами для повторения. Элементарный курс. Для средних учебных заведений и городских училищ». (1916 г., 28 издание)
7. Ключевский В.О. «Курс русской истории». (1900)
8. Платонов С.Ф. «Учебник русской истории». (1914 г.)
Из представленных учебников, тема стригольничества раскрыта только в 3-х и представлена с классической позиции дореволюционных православных историков.
Советская учебная литература:
1. Покровский М.Н. «Русская история в самом сжатом очерке». Учебник для школ и для вузов. (1934 г.)
2. Панкратьева А.М. «История СССР» (от древнейших времен). Учебник для 8 класса. (1953 г., 12 издание)
3. Шестокова А.В. «История СССР. Краткий курс». Учебник для 4 класса. (1955 г.)
4. Алексеев С.П. и Карцов В.Г. «История СССР» (от древнейших времен). Учебник для 4 класса. (1961 г., 6 издание)
5. Нечкина М.В. и Лейбенгруб П.С. «История СССР». Учебник для 7 класса. (1971 г., 6 издание)
6. Голубев Т.С. и Геллерштейн Л.С. «Рассказы по истории СССР» (от древнейших времен). Учебник для 4 класса. (1986 г., 14 издание)
Среди советских учебников, информация о стригольниках содержится только в учебнике Покровского М.Н. Стригольники представлены борцами с феодалами.
Современная учебная литература (6 и 10 классы):
1. Преображенского А.А. и Рыбакова Б.А. «История Отечества» за 6-7 классы. (2000 г., 6 издание)
2. Пашков Б.Г. «История России с древнейших времен до конца XVII века» за 6-7 классы. (2002 г., 3 издание)
3. Черникова Т.В. «История России с древнейших времен до XVI века». (2008 г., 7 издание)
4. Баранов П.А. «История России. 6 класс». (2009 г.)
5. Данилевский И.Н. «История России с древнейших времен по XVI век». (2012 г., 5 издание)
6. Киселев А.Ф. и Попов В.П. «История России с древнейших времен до XVI века». (2012 г.)
7. Данилов А.А. и Косулина Л.Г. «История России от древнейших времен до конца XVI века». (2012 г.)
8. Пчелов Е.В. «История с древнейших времен до конца XVI века». (2012 г.) (Рекомендован Минобрнауки России)
9. Данилова А.А., Данилова Д.А., Клюкова В.А., Тырина С.В. «История России. Российская история с древнейших времен до XVI века». (2015 г., 3 издание)
10. Андреев И.Л. и Федоров И.Н. «История России с древнейших времен до XVI века». (2016 г.)
11. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарев А.Я. «История России. 6 класс. Часть 2». (2016 г.) (Рекомендован Минобрнауки России)
12. Сахаров А.Н. «История России с древнейших времен до конца XVI века. Часть 1». 10 класс. (Рекомендован Минобрнауки России) (2006 г., 4 издание)
При анализе современной школьной литературы, выборка сделана по принципу хронологии используемых учебников последнего десятилетия. Рассматривались учебники, которые входят в федеральный перечень рекомендованных учебников Минобрнауки России, и те которые были исключены из этого перечня, хотя долгое время присутствовали и многократно переиздавались. Это было проделано с целью нахождения информации о стригольниках в этих учебниках, и ее анализа. Так же нами был рассмотрен единственный учебник по истории за 10 класс, который присутствует в данном перечне. В тех учебниках, где тема стригольничества имеется в наличии, можно сразу увидеть, что авторы изложили её в варианте дореволюционной историографии, которые видели в данном движении пагубное вольнодумство, пришедшее в Новгород из стран Европы. Причем в учебниках, касательно происхождения, названия и учения, нет общей позиции.
Данного количества учебно-методических трудов достаточно, чтобы создать картину отражения движения стригольников в учебниках по истории России.
В целом, выявленная и проанализированная источниковая база представляется репрезентативной.
Степень изученности темы. Одним из первых советских историков, кто не только начал заниматься историей церкви, но и обобщал предыдущие выводы, был Никольский Н.М. Пользуясь трудами своих предшественников, Никольский Н.М. сделал историографический обзор, выводя основную мысль к классовой борьбе, что было свойственно для советских исследователей.
Интересный обзор по историографии стригольников совершил Судаков В.А. в 2005 году. Он достаточно чётко выделил этапы в отечественной историографии, и разделил исследователей на несколько групп, в зависимости от профессиональной исторической направленности, что наш взгляд выглядит очень логично и удобно. Автор выделил в каждом историографическом этапе основных деятелей, чьи труды повлияли на дальнейшие исследования. (По этой причине многие работы не вошли в данный обзор.) Так же Судаков В.А. полемизирует с предшественниками и делает собственные выводы.
Фундаментальный исследовательский и историографический труд по изучению феномена стригольничества по праву принадлежит А.И. Алексееву. В нём можно проследить многообразие взглядов на тему стригольничества, собранных воедино, за весь период исследований. На сегодняшний день, это последнее самое глубокое исследование темы стригольников. Его работа состоит из 2-х частей, где первая посвящена стригольникам, а вторая жидовствующим. Недостаток данного труда заключается в том, что многие работы описаны очень скупо, что не раскрывает основные взгляды предшественников. К примеру, нет должного пояснения к работам таких известных авторов, как Н.М. Карамзин, И. Геринг и др. Так же в труде А.И. Алексеева отсутствует работа Судакова В.А., и работы которые были опубликованы после 2012 года.
Методологические принципы работы. В процессе работы над данной темой был использован, как основной, метод историзма, принцип которого заключен в рассмотрении социально-культурных явлений. Благодаря этому методу, мы проанализировали отечественную историографию о стригольниках, в связи с конкретно-историческими условиями их существования. Также в работе применялся историко-генетический метод исторического исследования. Ковальченко И.Д. описал основную суть метода: «последовательное раскрытие свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей степени приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта» . Соответственно, на основании отечественной историографии, мы проследили процесс возникновения данного религиозного движения, установили основные причины протестов участников, формирование их учения и богослужебной практики, влияние на общество своего времени, и завершение их существования. На этапе систематизации применялся метод группировки показателей (таблица/график). (Приложения)
Научная новизна исследования состоит в том, что автором предпринята попытка дополнить историографический обзор исследований последнего 5-летия и в особенности изложения событий, связанных с религиозным движением стригольников в дореволюционных, советских и современных школьных учебниках истории. Так же рассмотреть динамику изучения данной темы в этих учебниках.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы другими исследователями в рамках интересующих их проблем, а также при разработке и чтении учебных курсов, уроков и т.п. Материалы, полученные в ходе работы над исследованием, могут быть применены на уроках истории по теме «Русская православная церковь в XV-начале XVI вв.». Учебное занятие на данную тему разработано и проведено в рамках педагогической практики на уроке истории для 6 класса.
Структура исследования. Работа состоит из введения и двух глав. В первой рассматриваются три этапа историографии стригольнического движения: дореволюционный, советский и современный. Во второй показан анализ школьных учебников трех этапов историографии и методическая разработка урока в 6 классе. Завершает исследование заключение, список литературы и источников, приложения.
В данной выпускной квалификационной работе рассмотрено движение стригольников на Руси конца XIV-начало XV вв. в работах отечественных историков, литературоведов XVIII - начала XXI вв., а также проанализировано отражение научных наработок в области изучения стригольников в со-временных школьных учебниках по истории России.
Проведенный анализ историографических источников и литературы, которые освещают движение стригольников, позволяют выделить несколько этапов в изучении данной проблематики, используя хронологию отечествен-ной историографии, а также выявить тенденции развития исторической отечественной науки в изучении движения стригольников.
Проанализировав историографию стригольнического движения, становится ясно, что главная трудность в реконструкции взглядов стригольников состоит в том, что до нас не дошли письменные источники самих стригольников. Все сведения о них мы черпаем из тенденциозных сочинений тех, кто обличал их. Поэтому в основном все суждения о стригольниках - не более чем гипотезы. Отсюда существование в историографии стригольничества различных и несовместимых друг с другом точек зрения. Возможно, что в деле стригольников никогда не будет поставлена точка. «Феномен стригольнической ереси продолжает оставаться во многих отношениях загадкой, - пишет А.И. Алексеев, - несмотря на то, что исследованию этого движения посвящено значительное количество литературы».
В зависимости от господствующей политической обстановки в государстве, движение стригольников либо резко осуждалось, как опасное распространение ереси, либо наоборот, с ним связывали возможную реформацию и религиозное просветление нового российского общества.
В дореволюционных историографических источниках, мы обнаруживаем ярко выраженный негатив в отношении стригольников, сформированный православной церковью. Следует выделить следующие основные проблемы изучения стригольничества:
1. Причины возникновения.
Значительное число исследователей считали стригольничество плодом своего времени и русской почвы. Среди этих исследователей были как историки русской церкви (митрополит Макарий), так и историки России (А.И. Никитский). Другая часть дореволюционных исследователей как церковных (архиепископ Игнатий), так и светских (Н.К. Тихонравов, А.Н. Веселовский, Ф.И. Успенский) считала, что стригольничество возникло благодаря влиянию западноевропейских (гейсслеры) или византийских (богомильство) религиозных течений. Некоторые дореволюционные исследователи, такие как М.Н. Сперанский, пытались совместить эти две гипотезы, утверждая, что стригольничество - местное выступление против экономических условий, обличенное в уже готовую западную форму. В дореволюционной историографии возникло предположение о раз-личных толках в стригольничестве (Н.И. Костомаров).
2. Место возникновения.
Причину возникновения стригольничества именно в Новгороде и Пскове дореволюционные исследователи видели в том, что эти города отличались духом свободы и вольности (Н.А. Руднев).
3. Массовость движения.
Данная характеристика оценивалась дореволюционными исследователями по-разному: от мнения о том, что стригольники были лишь маленьким религиозным кружком (Е.Е. Голубинский), до убежденности в том, что это было обширное движение (А.С. Архангельский). Но большая часть исследователей все-таки считали стригольников массовым движением.
В советской историографии продемонстрирована историками классическая позиция воинствующего атеизма, абстрагированная от религиозной составляющей, показывающая читателям движение стригольников, как социально-классовую борьбу. Многие советские исследователи, в отличие от до-революционных, критически относились к посланиям противников движения и видели в них тенденциозность и предвзятость, которую никак нельзя воспринимать на веру. Многие из них считали стригольничество явлением самобытным и отрицали предположение о заимствовании. Это мнение основывалось на марксисткой теории о повсеместной классовой борьбе. Марксистская историография, трактовавшая любой протест исключительно как форму революционной борьбы, создала определенную схему, в которой и рассматривались стригольники. Причем, одна часть исследователей рассматривала стригольничество как городскую ересь (И.У. Будовиц, А.И. Клибанов), другая часть шла дальше и считала ее бюргерской (А.Д. Сухов). Советские исследователи, прежде всего, выделяли антицерковный характер стригольничества. Некоторые даже совсем отрицали связь стригольников с христианством, утверждая о том, что стригольничество было проявлением либо язычества (А.С. Орлов), либо народного пантеизма (Н.А. Казакова). Благодаря атеистическим установкам некоторые ученые настолько искажали картину стригольничества, что превращали их в освободителей от религиозных пут (О.В. Трахтенберг).
Советские исследователи рассматривали стригольничество в двух планах: социальном и мировоззренческом. В социальном плане, стригольничество считали антифеодальным движением, а в мировоззренческом - гуманистическим. При этом видно, что в начале советского периода главный акцент ставили на антифеодальном характере этого движения, что явно прослеживается в работе Н.А. Казаковой. В конце советского периода акцент сместился на гуманистический характер движения. Поэтому Б.А. Рыбаков, чей труд является определенной вершиной и финалом советских исследований, хотя и вышел в 1993 году, в своей работе уже отрицал антифеодальный характер стригольничества.
Также в советское время стригольников стали рассматривать в качестве протестантско-реформационного движения, аналогичного западным. Начало этому положил М.Н. Никитский, и развил А.И. Клибанов. Советские исследователи стремились найти в стригольничестве критико-рационалистические тенденции (эти попытки были сделаны еще в дореволюционный период А.С. Архангельским). Поэтому А.Д. Седельников, Н.П. Попов и другие связывали стригольников с письменными памятниками XIV-начала XV вв. («Златая Чепь», «Старший Измарагд», «Трифоновский сборник»). Ряд исследователей пытались еще больше расширить круг источников и связать стригольничество с живописью, архитектурой, фольклором и богослужебными книгами того времени. Концептуальное оформление эта теория получила в работе академика Б.А. Рыбакова.
В постсоветский период были высказаны разные позиции, поддерживающие и отвергающие мнения предыдущих исследователей. Особое мнение, имеющее право на существование, высказали российские протестанты, которые наблюдают в стригольниках своих идейных предков.
В современных общеобразовательных исследованиях появляются исследователи, стремящиеся по-новому посмотреть на данную тему. А.И. Алексеев рассматривает стригольничество через призму конфликта между старым и новым типом религиозности, считая его результатом противостояния харизмы и институции.
В современных православных исследованиях чаще всего просто пере-сказываются взгляды дореволюционных историков церкви (М. Воскресенский). Большая часть из них продолжает оценивать это движение также, как Иосиф Волоцкий, считающий стригольников проявлением религиозного невежества и суеверия.
Евангельские исследователи стремятся найти в стригольниках своих предшественников (М.С. Каретникова). Поэтому они подчеркивают протестантско-реформационный характер этого движения, о котором писали еще советские ученые.
Изученная историография показывает разнообразие взглядов, которые через призму доминирующей идеологии, могли менять своё направление. Но этот фактор не мешает им являться ценным кладом для историографического исследования. Многие вопросы остаются неясными и открытыми для дискуссий: этимология названия; влияние западных движений или религиозной практики и другие.
Подводя итоги, очень важно отметить ситуацию в историографии на сегодняшний день: движение стригольников уже не определяется однозначно деструктивным явлением, и ставятся под сомнения те выводы и решения, которые были представлены православной церковью. Некоторые современные исследователи обратили внимание на стригольничество в свете религиозной свободы, что помогло выразить позитивную составляющую этого движения, как предтечу российского протестантизма и «мучеников» несостоявшейся Реформации в России, или, по крайней мере, стригольники не были ими представлены только лишь как деструктивное отклонение от «истинной» церкви.
Соответственно, в современных российских учебниках и на уроках ис-тории по изучению РПЦ, должна присутствовать вариативность объяснения данного исторического явления.
Анализ современной учебной литературы для 6 класса в количестве 11 учебников и для 10 класса в единичном экземпляре, позволяет сделать вывод, что школьные современные учебники по истории России не отражают полноту наработок новейшей отечественной историографии. На страницах учебников, материала о движении стригольников либо нет, либо он кратко и негативно представляет стригольничество как деструктивную ересь с западными корнями, как в учебниках для 6-х классов, так и в учебнике для 10-го класса. Стоит отметить, что в современных учебных пособиях прослеживаются в основном тенденции дореволюционной историографии.
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N
253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнения-ми). : [Электронный ресурс]. URL:
http: //base.garant.ru/70649798/#ixzz4zAvw0vgN (Дата обращения: 11.11.2017г.).
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. : [Электронный ресурс]. URL:
https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=EOEH8LkrLxE8evwCG0LCfORFcXx7InVybCI6Imh0dHA6Ly94bi0tODBhYnVjamlpYmh2OWEueG4tLXAxYWkvJUQwJUJGJUQxJTgwJUQwJUJFJUQwJUn JUQwJUJBJUQxJTgyJUQxJThCLzQxMy8lRDElODQlRDAlQjAlRDAlQjklRDAlQkIvNDU4Ny9QT09QX09PT19yZWVzdHJfMjAxNV8wMS5kb2MiLCJ0aXRsZSI6IlBPT1BfT09PX3JlZXN0cl8yMDE1XzAxLmRvYyIsInVpZCI6IjAiLCJ5dSI6IjY5NjU4Mjc0NTE0OTc1Mzk1NTQiLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidHMiOjE1MDk4OTIzMTUzOTl9&lang=ru(Дата обращения: 05.11.2017г.).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования/ Стандарты второго поколения. М., 2011. : [Электронный ресурс]. URL:
http://www.nshkola.ru/files/Oksana/FGOS OSNOV.pdf(Дата обращения: 11.11.2017г.).
2. Историографические источники
2.1. Научные труды
1. Архангельский А.С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. Их литературные труды и идеи в древней Руси. Ч. 1. - СПб. : Тип. И. Вощинского, 1882. - 324 с. : [Электронный ресурс]. URL :http://static.my-
shop.ru/product/pdf/118/1174270.pdf(Дата обращения: 20.09.2017г.).
2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 Т. Т. 1.
- М. : Тип. Грачева и Комп., 1865. - 804 с. : [Электронный ресурс]. URL : http://www.runivers.ru/lib/book7817/ (Дата обращения: 20.09.2017г.).
3. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. - М. : Политиздат, 1991. - 526 с.
4. Будовниц И.У. Русская публицистика XVI в. - Л. : Академия наук СССР, 1947. - 309 с.
5. Веселовский А.Н. Опыты по истории развития христианской легенды
// ЖМНП, 1876. С. 116.: [Электронный ресурс]. URL :
http://www.runivers.ru/lib/book7643/456387/ (Дата обращения: 20.09.2017г.).
6. Воскресенский М. Православие и христианские разделения. : [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://kateheo.ru/library/books-for-
missionaries/pravoslavie-i-khristianskie-razdelenija(Дата обращения: 30.10.2017г).
7. Геринг И. Раскол и секты русской церкви. - СПб. : Издание журнала миссионерского обозрения, 1903. - 116 с. : [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/1635234 /(Дата обращения: 21.09.2017г).
8. Гололоб Г.А. Богословие и национальный вопрос. : [Электронный ресурс]. URL: http://www.blagovestnik.org/books/00363.htm(Дата обращения: 30.10.2017г.).
9. Голубинский Е.Е. История русской церкви, Т. 2, ч. 1. М. : Вестик, 1997. - 928 с.
10. Жиганков О.А. Становление и развитие двух церковных традиций на
Руси.: [Электронный ресурс]. URL:
http://www.proza.ru/2011/09/27/175(Дата обращения: 30.10.2017г.).
11. Иванов Е.В. Развитие педагогической мысли в новгородских письменных и фольклорных источниках. : [Электронный ресурс]. URL: http://buzhov.narod.ru/Mentor/history/ivanov 01 .html(Дата обращения: 30.10.2017г).
12. Игнатий, архиепископ. История о расколах в церкви российской. - М. : Книга по требованию, 2011. - 360 с.
13. Иоаннов А. Полное историческое известие о древних стригольниках, и
новых раскольниках, так называемых, старообрядцах, о их учении, делах и разногласиях.: [Электронный ресурс]:
https://play.google.com/books/reader?id=u2AIAwAAQBAJ&printsec=frontcover&output=reader&hl=ru&pg=GBS .PA8 (Дата обращения
21.09.2017г).
14. Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV начала XVI века. - М. - Л. : Академии наук СССР, 1955. - 573 с.
15. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12-ти Т. Т. 5. -
СПб. : Типография Н.Греча, 1819. - 367 с. : [Электронный ресурс]. URL : http://www.twirpx.com/file/794107/ (Дата обращения: 21.09.2017г).
16. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2 т. М.: ЭКСМО,
2000. С. 597. - 681 с.
17. Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI в. - М. : Институт истории, 1960. - 411 с.
18. Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории. - М. : Политиздат, 1989. - 719 с.
19. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших
деятелей: [Электронный ресурс]. 2011. URL:
http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kostom/kostlec.htm(Дата обращения: 24.09.2017г).
20. Костомаров Н.И. Северно-русские народоправства. - М. : Чарли, 1994. 544 с.
21. Кошелев А.Ю. Русские религиозные реформаторы XIV-XVI веков.
Стригольники. // Мирт. - 2016. - №3 : [Электронный ресурс]. URL: http://gazeta.mirt.ru/stat-i/cerkov/post-1947/ (Дата обращения: 30.10.2017 г.).
22. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. В 4-х кн. Кн. 3. Т. 4. : [Электронный ресурс]. 1995. URL:http://krotov.info/library/02 b/ul/makar311.html.(Дата обращения: 21.09.2017г).
23. Митрохин Л.М. Баптизм: история и современность (философско- логические очерки). - СПб. : РХГИ, 1997. - 480 с.
24. Мусин А.Е. Церковь и горожане средневекового Пскова. Историко-археологическое исследование. - СПб. : Факультет филологии и искусств, 2010. - 364 с.
25. Никитский А.И. Очерк внутренней истории Пскова. - СПб. : Типография К. Замысловского, 1873. - 344 с.
26. Никитский А.И. Очерк внутренней истории церкви в Великом Новгороде. - СПб. : Типография В.С. Балашева, 1879. - 228 с.
27. Никольский Н.М. История русской церкви. - М. : Издательство АСТ,2001. 604 с.
28.Огоновская И.С. Новые учебники истории: взгляд педагога-практика на содержательную и методическую составляющие // доклад на III всероссийском съезде учителей истории и обществознания. М., 2016. : [Электронный ресурс]. URL:http://www.worldhist.ru/News/349/10974/(Дата обращения: 05.11.2017г.).
29.Орлов А.С. Древняя русская литература. - М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1945. - 348 с.
30. Печенкин А.А. К вопросу о генезисе религиозного движения стригольников. В IV Ч. Ч. IV // Молодой ученый. Философия. - 2017. - №46. : [Электронный ресурс]. URL:https://moluch.ru/archive/180/46508/(Дата обращения: 06.12.2017 г.).
31. Порфиридов Н.Г. Древний Новгород. - М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1947.
-307 с.
32. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. - М. : ББИ, 1996. - 408 с.
33. Райнов Т. Наука в России XI-XVII вв. - М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1940.
-515 с.
34. Руднев Н. Рассуждение о ересях и расколах, бывших в русской церкви со времени Владимира Великого до Иоанна Грозного. - СПб. : Синодальная типография, 1838. - 376 с. : [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/1249022/(Дата обращения: 20.09.2017г.).
35. Рыбаков Б.А. Стригольники. Русские гуманисты XIV столетия. - М. : Наука, 1993. - 336 с.
36. Савинский С.Н. Стригольники. : [Электронный ресурс]. URL:
http: //biblebooks .com.ua/blog/istoriya/strigolniki/ (Дата обращения: 30.10.2017г.).
37. Седельников А.Д. Следы стригольнической книжности // ТОДРЛ: В 56-ти т. / Под ред. А.С. Орлов. - Л. : Академия наук СССР, 1934. Т. 1. : Труды отдела древне - русской литературы. - 360 с.
38. Сперанский М.Н. История древней русской литературы. - М. : Типолитография т-ва Кушнерев и К, 1914. - 650 с. : [Электронный ресурс]. URL : http://www.twirpx.com/file/1823363/(Дата обращения: 20.09.2017г.).
39. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: В 29-ти Т. Т. 2.
-М. : Голос, 1993. - 768 с.
40. Сухов А.Д. Свободомыслие и атеизм в древности, средние век и в эпоху Возрождения. - М. : Мысль, 1986. - 303 с.
41. Тихонравов Н.С. Отречённые книги древней России: В 2 Т. Т. 1. - М. :
Издательство М. и С. Сабашниковых, 1898. - 591 с. .: [Электронный
ресурс]. URL:http://www.twirpx.com/file/1823402/(Дата обращения: 20.09.2017г.).
42. Толстой М.В. Рассказы из истории русской церкви. - Сортавала, о. Валаам. : Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991. - 727 с.
43. Трахтенберг О.В. Общественно-политическая мысль в России в XV¬XVII вв. // Из истории русской философии, М., 1949.
44. Трофимчук Н.А. История религий в России. - М.: РАГС, 2001. - 591 с.
45. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. - СПб. : Министерство Народного Просвещения, 1892. - 399 с. : [Электронный ресурс]. URL:http://www.twirpx.com/file/1001627/(Дата об-ращения: 20.09.2017г.).
46. Флоровский Г. Пути русского богословия. - М. : Институт Русской цивилизации, 2009. - 848 с.
47. Хорошев А.С. Церковь в социально-политической системе новгородской феодальной республики. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 224 с.
2.2. Учебники и учебные пособия по истории
1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарев А.Я. История России. 6 класс: В 2 Ч. Ч. 2. - М. : Просвещение, 2016. - 127 с.
2. Баранов П.А. История России. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. : Вентана-Граф, 2009. - 288 с.
3. Данилевский И.Н. История России с древнейших времен по XVI век. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М. : Мнемозина, 2012. - 239 с.
4. Данилов А.А. и Косулина Л.Г История России от древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. - М. : Просвещение, 2012. - 272 с.
5. Елпатьевский К.В. Учебник русской истории с приложением родословной и хронологической таблиц и указателя личных имен. - Спб. : Типография М.М. Стасюлевича, 1906. - 486 с. : [Электронный ресурс]. URL :http://www.twirpx.com/file/1695522/(Дата обращения: 30.10.2017 г.)
6. Иловайский Д.И. Краткие очерки русской истории. Курс старшего возраста. - М. : Тип. Грачева и Ко, 1868. - 158 с. : [Электронный ресурс]. URL :https://www.prlib.ru/item/341348(Дата обращения: 30.10.2017 г.)
7. Острогорский М.Я. Учебник русской истории с рисунками, картами, таблицами и вопросами для повтореия. Элементарный курс. Для средних учебных заведений и городских училищ. - Петроград : Типография Тренке и Фюсно, 1916. - 176 с. : [Электронный ресурс]. URL : https://www.twirpx.com/file/868947/(Дата обращения: 30.10.2017 г.)
8. Покровский М.Н. Русская история в самом сжатом очерке. - М. : Уч-педгиз, 1934. - 259 с.
9. Пчелов Е.В. История с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. - М. : Русское слово, 2012. - 272 с.
10. Сахарова А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века: В 2-х Ч. Ч. 1. Учебник для 10 класса. - М. : Русское слово, 2006. - 320 с.
11. Соловьев С.М. Учебная книга русской истории. - М. : В типографии Э.
Барфкнехта и Ко, 1859. - 566 с. : [Электронный ресурс]. URL : http://www.runivers.ru/lib/book8934/477691/ (Дата обращения:
30.10.2017 г.).
12. Устрялов Н.Г. Начертание русской истории для средних учебных заве¬
дений. - Спб. : Типография главного штаба его императорского величества, 1857. - 310 с. : [Электронный ресурс]. URL :
http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/33533#page/0/mode/2up(Дата обращения: 30.10.2017 г.).
II Литература
1. Алексеев А.И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV - начала XVI в.: стригольники и жидовствующие. - М. : Индрик, 2012. - 560 с.
2. Жиганков О.А. Становление и развитие двух церковных традиций на
Руси.: [Электронный ресурс].URL:
http://www.proza.ru/2011/09/27/175(Дата обращения: 30.10.2017г.).
3. Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV начала XVI века. - М. - Л. : Академии наук СССР, 1955. - 573 с.
4. Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI в. - М. : Институт истории, 1960. - 411 с.
5. Круглова Т.В. Церковь и духовенство средневекового Пскова // Международный исторический журнал. 2001. № 13: [Электронный ресурс]. 2001. URL: http://t.krotov.info/history/15/runcimen/krug psk.html(Дата
обращения: 24.09.2017г).
6. Никольский Н.М. История русской церкви. - М. : Издательство АСТ, 2001. 604 с.
7. Рыбаков Б.А. Стригольники. Русские гуманисты XIV столетия. - М. : Наука, 1993. - 336 с.
8. Савинский С.Н. Стригольники. : [Электронный ресурс]. URL:
http://biblebooks.com.ua/blog/istoriya/strigolniki/ (Дата обращения:
30.10.2017г.).
9. Седельников А.Д. Следы стригольнической книжности // ТОДРЛ: В 56-ти т. / Под ред. А.С. Орлов. - Л. : Академия наук СССР, 1934. Т. 1. : Труды отдела древне - русской литературы. - 360 с.
10. Судаков В.А. Обзор историографии новгородско-псковского движения стригольников XIV - XV вв. РХГА, Спб., 2005. - 90 с.
11. Трофимчук Н.А. История религий в России. - М.: РАГС, 2001. - 591 с.