Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание у подростков почтительного отношения к родителям в процессе подготовки и проведения православных праздников в воскресной школе

Работа №99121

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ У
ПОДРОСТКОВ ПОЧТИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ В
ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ
ПРАЗДНИКОВ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ 12
1.1. Воспитание у подростков почтительного отношения к родителям
как педагогическая проблема 12
1.2. Теоретическое обоснование педагогических условий воспитания у
подростков почтительного отношения к родителям 23
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ У ПОДРОСТКОВ ПОЧТИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ
ПРАЗДНИКОВ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ 33
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня воспитанности у у подростков почтительного отношения к родителям 33
2.2. Содержание работы по воспитанию у подростков почтительного
отношения к родителям в процессе подготовки и проведения православных праздников в воскресной школе 40
2.3. Диагностическое исследование воспитанности у подростков почтительного отношения к родителям на итоговом этапе опытно-поисковой
работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 69



Аннотация: в данной магистерской диссертации рассмотрены
проблемы воспитания почтительного отношения к родителям у подростков в процессе подготовки и проведения православных праздников в воскресной школе. Выявлены необходимые педагогические условия и воспитательный потенциал для воспитания у подростков почтительного отношения к родителям.
В процессе происходящих социально-экономических изменений в нашей стране, в результате кризиса социальных институтов, одним из которых является сфера образования, под влиянием информационных технологий изменились отношения к духовным ценностям. Педагогическая наука приходит к необходимости нового подхода к воспитанию подрастающего поколения, формированию основ нравственности, трудолюбия, ответственности.
Проблема возвращения ценностей культуры, в духовно нравственном оздоровлении общества усугубляется тем, что в России в настоящее время активно насаждается потребительский образ жизни, стереотипы западной идеологии, чуждые традиционной русской культуре. В таких условиях все острее чувствуется потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества.
Особую актуальность приобретает проблема воспитания у подрастающего поколения ценностного отношения к семье, основу которого составляет почтительное отношение к родителям.
Значение семьи как первейшего и важнейшего института социализации исследовано в трудах педагогов, психологов, социологов (К. Д. Ушинского, И. А. Ильина, Я.Корчака, П. Ф. Лесгафта, А. С. Выготского, А. И. Леонтьева, А. В. Мудрик, Д. Б. Эльконина, Н. И. Берестова, А. С. Белкина, М. И. Лисиной, А. М. Прихожана, Н. Н. Толстых, Г. М. Андреевой и др.)
Современное осознание и изучение необходимости развития пред-ставлений подрастающего поколения о семье и семейных традициях представлено в трудах отечественных ученых (Н.С. Данакина, С.П. Иваненков, С.В. Корнев, Э.С. Маркарян, И.С. Максимова, П.Д. Павленко, Л.И. Савинова, М.В. Фирсова, А.Ю. Фодоря, Е.И. Холостовой, Е.М. Черняк и др.) Признание особой роли родительского авторитета, значимость приобщения детей и подростков к этике внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений раскрыто в работах В.М. Ивановой, Л.А. Талановой, О. Л. Зверева, Т. А. Репиной.
Между тем, ученые подчеркивают, что современному человеку, живущему в техномире, получившему возможность комфортного бытия и удовольствий, трудно воспринимать семью, как ценность, т.к. новый уклад жизни концентрирует внимание человека на своем собственном индивидуалистическом «Я». Так, по мнению А.И.Антонова, «...система ценностей, сегодня у большинства населения России антисемейна по своей сути». При сформированной системе ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», происходит утрата семейных традиций и обычаев, разрушается семейный уклад, снижается уровень представлений о базовой социально-психологической функции человека - родительстве (материнстве, отцовстве). Человек, не подготовленный к трудностям семейной жизни, не получает и семейных благ, таких как: защищённость, доверительные отношения, взаимопомощь, любовь. В результате человек оказывается несчастлив, несмотря на другие достижения в своей жизни.
Семья - это основа государства. Известно, если семья будет крепкая, государство будет сильное. По словам И.А. Ильина, «мы все слагаемся в это лоно, - со всеми нашими возможностями и хотениями; и каждый из нас остается в течении всей своей жизни духовным представителем отечески- материнской семьи или как бы живым символом ее семейного духа» [24, с.199]. Если семейные ценности деформированы, то семья неустойчива, не выполняет своей важнейшей функции - передачи духовно-нравственных и культурных отечественных традиций новому поколению. Эти идеи глубоко проработаны в исследованиях, посвященных развитию и социализации подростков в семье (Н. Ф. Виноградова, С.А.Козлова, Т.А. Куликова, Л. Ф. Островская), значимости воспитания ценностного отношения подрастающего поколения к старшему поколению (Ю.О. Галущинсткая, Т.А.
Маркова, С.П. Тищенко), организации совместной работы с родителями по воспитанию у подростков гражданских качеств (В.В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова).
Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» приоритетом объявлена семья и семейные ценности. В новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что Подростки должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы российского общества.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано: «Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа Российской федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры» [20, с. 11] .
В «Основах социальной концепции» РПЦ также важное место уделено семье и ее ценностям: «Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории» [42].
Все выше сказанное подчеркивает актуальность проблемы воспитания духовно-нравственных семейных ценностей у подростков.
Несмотря на осознанность и понимание важности данной проблемы в современной образовательной политике, воспитанию семьянина противостоит целая индустрия СМИ. Педагоги не готовы к новым условиям, а старые - не работают.
Эффективным средством воспитания уважительного отношения к родителям является обращение в педагогическом процессе к православным праздникам, в которых данные ценности выражены в яркой образной форме.
Методические основы ознакомления подростков с традиционными праздниками воспитания интереса к русской традиционной культуре рассматриваются в ряде исследований (Е.С.Бабунова, Н.Ф.Виноградова, Л.В.Загик, И.С.Хомякава, Н.А.Стародубова и др.) Однако анализ педагогической практики приводит к выводу о недостаточной готовности современных педагогов к реализации данных идей в воспитательной работе с подростками.
Таким образом, нами был выявлен ряд противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в воспитании высоконравственной личности, уважительно относящейся к старшему поколению и собственным родителям и неготовностью образовательных организаций к реализации этого процесса;
- на научно-педагогическом уровне - между достаточным количеством теоретических исследований, посвященных содержанию понятия «семейные ценности» и недостаточной разработанностью важнейшего компонента данного понятия - «воспитанность почтительного отношения к родителям»;
- на научно-методическом уровне - между наличием воспитательного потенциала православных праздников в воспитании у подростков почтительного отношения к родителям и недостаточностью методического сопровождения этого процесса в образовательной организации.
Совокупность указанных противоречий позволяет сформулировать тему настоящего исследования: «Воспитание у подростков почтительного отношения к родителям в процессе подготовки и проведения православных праздников в воскресной школе».
Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и проверить в опытно-поисковой работе организационно-педагогические условия воспитания у подростков почтительного отношения к родителям в процессе подготовки и проведения православных праздников в воскресной школе.
Объект исследования - процесс воспитания у подростков почтительного отношения к родителям.
Предмет исследования — организационно-педагогические условия воспитания у подростков почтительного отношения к родителям в процессе подготовки и проведения православных праздников в воскресной школе.
Исходя из поставленной цели и предмета исследования была сформулирована гипотеза исследования: воспитание «почтительного отношения» будет успешным при следующих педагогических условиях:
- применение деятельностного подхода в воспитательной работе, который позволит подросткам проявлять эмоциональную отзывчивость, эмпатию, соучастие людям старшего поколения при взаимодействии с ними, осваивать на практике модели уважительного отношения к родителям;
разработка и реализация программы подготовки и проведения православных праздников в воскресной школе, включающей: целенаправленный отбор материала, связанного с проблематикой почтительного отношения детей к родителям, взаимодействие детей, родителей и педагогов в праздничных театрализациях, создание на занятиях игровых ситуаций, включающих подростка в практическое освоение моделей уважительного отношения к старшим;
разработка программно-методического и диагностического сопровождения воспитательного процесса.
На основе данной гипотезы сформулированы задачи диссертационного исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть проблему воспитания почтительного отношения к родителям у современных подростков.
2. Раскрыть методологические подходы к воспитанию у подростков почтительного отношения к родителям.
3. Выявить педагогический потенциал православных праздников в воспитании у подростков почтительного отношения к родителям в условиях воскресной школы.
4. Обосновать педагогические условия воспитания у подростков почтительного отношения к родителям в процессе подготовки и проведения православных праздников в воскресной школе и проверить их эффективность в опытно-поисковой работе.
Теоретико-методологической основой исследования являются концептуальные философские, социальные, психолого-педагогические положения: постулаты об определяющей роли социальной среды в процессе формирования личности и о социальной обусловленности семейного воспитания (И.В.Гребенников, С.И.Голод, В.Д,Семенов ,А.Г.Харчев); теоретические основы нравственного воспитания Л.И.Божович, Е.В.Бондаревская, С.А.Козлова, Т.А.Маркова, Р.С.Буре, Л.В.Загик, Г.Н.Година); философские, психологические и педагогические теории отношений (А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, О.Г.Дробницкий, Л.В.Занков, А.Г.Здравомыслов, Н.В.Мясищев, И.Ф.Харламов); теории педагогического взаимодействия (Л.В. Байбородова, В.Н. Белкина, Е.В. Коротаева, Г.Г. Крвцов); психологические исследования о роли взрослого в социальном развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Д. Кошелева, М.И. Лисина, Р.Ж. Мухамедрахимов, Л. Ф. Обухова, Е.Т. Соколова), идеи о ценностях семьи в традициях народной педагогики (Г.Н.Волков, Е.В. Субботский).
Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические — анализ нормативно-правовых документов, теоретико¬методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические — дневник наблюдений, анкетирование, метод проблемных ситуаций, описание полученных данных, графическая обработка результатов исследования; экспериментальные — опытно-поисковая работа; количественный и качественный анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования.
Этапы проведения исследования.
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Осуществлён анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, литературы по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база. Обоснована актуальность исследования, сформулирована гипотеза, проведена констатирующая опытно-поисковая работа по проблеме исследования.
На втором этапе исследования обоснованы педагогические условия воспитания у подростков почтительного отношения к родителям, разработана программа подготовки и проведения православных праздников в соответствии с заданной тематикой, проведены формирующий и итоговый этапы опытно-поисковой работы по проблеме исследования.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении выпускной квалификационной работы.
База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе воскресной школы храма во имя Преображения Господня г.Екатеринбурга.
Научно-теоретическая значимость исследования:
- уточнено содержание понятия «почтительное отношение к родителям», выделены его основные характеристики с учетом личности подростка 10-12 лет: представления о жертвенности родительского труда и безусловной любви к детям, благодарность родителям за их каждодневную заботу о себе, признание авторитета родителей и понимание важности следования их советам, эмоциональная отзывчивость, эмпатия, соучастие людям старшего поколения, деятельностная забота и внимание к родителям и близким людям;
- обоснована целесообразность построения процесса воспитания почтительного отношения к родителям формирования у подростков на основе деятельностного подхода, который обеспечивает взаимодействие детей, родителей и педагогов и освоение на практике моделей почтительного и уважительного отношения к родителям и людям старшего поколения на основе эмоциональной отзывчивости, эмпатии, деятельностного соучастия к ним;
- разработаны и реализованы на практике педагогические условия воспитания у подростков почтительного отношения к родителям, включающие программу, алгоритм воспитательного процесса, описание методов и приемов, инструментарий для педагогического мониторинга.
Практическая значимость исследования:
внедрена в практику образовательного процесса воскресной школы программа воспитания у подростков почтительного отношения к родителям в процессе подготовки и проведения православных праздников, реализующая обновленный подход в понимании возможностей деятельностного освоения подростками моделей нравственного поведения в отношениях с родителями и людьми старшего поколения;
выводы, сформулированные по результатам исследования, могут быть применены во внеурочной деятельности образовательных организаций различного типа.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования обсуждались на международных, всероссийских, межрегиональных научно-практических конференциях, что отражено в публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Содержание воспитания у подростков почтительного отношения к родителям рассматривается нами как целенаправленный процесс формирования у них представлений о жертвенности родительского труда и безусловной любви к детям, развития чувства благодарности родителям за их каждодневную заботу о себе, признания авторитета родителей и понимания важности следования их советам, эмоциональной отзывчивости, эмпатии, соучастия людям старшего поколения, способности к осуществлению заботы и внимания к родителям и близким людям.
2. Педагогические условия воспитания у подростков почтительного отношения к родителям включают:
- применение деятельностного подхода в воспитательной работе, который позволит подросткам проявлять эмоциональную отзывчивость, эмпатию, соучастие людям старшего поколения при взаимодействии с ними, осваивать на практике модели почтительного и уважительного отношения к родителям;
разработку и реализацию программы подготовки и проведения православных праздников в воскресной школе, включающей: целенаправленный отбор материала, связанного с проблематикой почтительного отношения детей к родителям, взаимодействие детей, родителей и педагогов в праздничных театрализациях, создание на занятиях игровых ситуаций, вовлекающих подростка в практическое освоение моделей уважительного отношения к старшим;
разработку программно-методического и диагностического сопровождения воспитательного процесса.
Структура магистерского исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило важность решения актуальной педагогической проблемы - воспитания у подростков почтительного отношения к родителям.
В процессе исследования было раскрыто содержание понятия «почтительное отношение к родителям», выделены его основные характеристики с учетом личности подростка 10-12 лет: представления о жертвенности родительского труда и безусловной любви к детям, благодарность родителям за их каждодневную заботу о себе, признание авторитета родителей и понимание важности следования их советам, эмоциональная отзывчивость, эмпатия, соучастие людям старшего поколения, деятельностная забота и внимание к родителям и близким людям.
Обоснованы педагогические условия воспитания у подростков почтительного отношения к родителям:
- применение деятельностного подхода в воспитательной работе, который позволит подросткам проявлять эмоциональную отзывчивость, эмпатию, соучастие людям старшего поколения при взаимодействии с ними, осваивать на практике модели почтительного и уважительного отношения к родителям;
- православных праздников в воскресной школе, включающей: целенаправленный отбор материала, связанного с проблематикой почтительного отношения детей к родителям, взаимодействие детей, родителей и педагогов в праздничных театрализациях, создание на занятиях игровых ситуаций, вовлекающих подростка в практическое освоение моделей уважительного отношения к старшим;
- разработку программно-методического и диагностического сопровождения воспитательного процесса.
Проведена опытно-поисковая работа по воспитанию почтительного отношения к родителям у подростков.
В процессе исследования выделены следующие критерии воспитанности почтительного отношения к родителям у подростков: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный. Определены уровни воспитанности почтительного отношения к родителям у подростков: низкий, средний, высокий.
Низкий уровень характеризуется отсутствием у подростков представлений о родительском труде; слабой эмоциональной отзывчивостью, отсутствием эмпатии и уважения к людям старшего поколения; нежеланием следовать их советам, отсутствует мотивация к сострадательному, сочувственному, заботливому отношению к как к родителям, так и близким людям старшего поколения.
Средний уровень предполагает наличие некоторых формальных представлений о родительском труде, его жертвенном характере; невыраженную способность к эмпатии; показной и формальный характер следования советам старших; отсутствие привычки заботы о родителях и людях старшего поколения (что делается по принуждению или подсказке педагога).
Для высокого уровня характерно наличие ценностных представлений о семье, родительском труде; развитая способность к эмпатии, уважительное и внимательное отношение к советам старших, сформированная привычка в проявлении заботы в отношении к родителям, эмпатии, соучастия к людям старшего поколения.
Был разработан диагностический инструментарий, позволяющий изучать уровни воспитанности почтительного отношения у подростков к родителям.
Теоретические выводы, сделанные на основе анализа философской, исторической, психолого-педагогической литературы по проблемам воспитания милосердия, позволили разработать программу воспитания почтительного отношения к родителям у подростков в процессе подготовки и проведения православных праздников.
По результатам апробации программы было выявлено, что при условии специально подобранного материала, организации взаимодействия детей, педагогов и родителей, деятельностного проживания моделей почтительного и уважительного отношения к старшим в праздничных мероприятиях данная форма воспитательной работы является эффективной.
Позитивные результаты апробированной программы воспитания почтительного отношения к родителям у подростков в процессе подготовки и проведения православных праздников доказывают, что она может быть использована в воспитательной работе, осуществляемой преподавателями общеобразовательных школ, воскресных школ, дополнительного образования.


1. Абозина, Г. А. Система внеклассной работы «Воспитательные программы» [Текст] / Г. А. Абозина // Классный руководитель. - 2003. - № 1. - С. 80-88.
2. Акутина, С. П. К проблеме классификации семейных духовно -
нравственных ценностей. [Электронный ресурс]. URL:
ftp://lib.herzen.spb.ru/text/akutina 94 9 15.pdf (дата обращения: 02.09.2017).
3. Акутина, С. П. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно - нравственных ценностей у подростков [Текст] / С. П. Акутина // Образование и общество. - 2009. - № 1.
4. Акутина, С. П. Формирование у подростков семейных духовно -
нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы. Автореферат [Электронный ресурс] // Нижний Новгород, 2010. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/akutina2.html (дата обращения:
01.05.2017).
5. Алексеева, JI. B. Ценностно-ориентационный подход к нравственному воспитанию в педагогическом наследии М.И. Демкова [Текст] / JI. B. Алексеева // Аксиологические проблемы педагогики: Сб. науч. трудов. — Смоленск : СмолГУ, 2005. - Вып. 2. - 175 с.
6. Антропологические основы формирования духовно - нравственных позиций педагога в условиях модернизации российского образования. Материалы VII Международной научно - практической конференции (10 декабря 2010 года) [Текст]. - Ставрополь : Изд-во СГПИ, 2010.
7. Бабурова, И. В. Пример в воспитании ценностных отношений у школьников [Текст] : монография / И. В. Бабурова. - Смоленск : Изд-во СмолГУ, 2007. - 224 с.
8. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) [Текст] / А. С. Белкин, Е. В. Ткачено. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т; Рос.гос.проф.ун-т, 2005. - 208 с.
9. Бенилова, С. Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми 21 ситуация из практики детского психиатра и психотерапевта [Текст] / С. Ю. Бенилова. - М., - 2016. - 112с.
10. Богданова, А. А. Уроки закона Божия. В помощь учителю церковной школы [Текст] / А. А. Богданова. - Екатеринбург : Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. - 312 с.
11. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностного ориентированного воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4.
12. Бородина, Е. Н. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи, школы и церкви по воспитанию духовно-нравственных семейных ценностей у подростков [Текст] / Е. Н. Бородина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. - Челябинск: Два комсомольца, 2011.
13. Возрастные особенности [Электронный ресурс]. URL: http://real-
school.do.am/publ/3-1-0-5 (дата обращения: 28.09.2017).
14. Воробьев, К. А. Социология [Текст] : уч. пособие для вузов / К. А. Воробьев. - Моск. открытый соц. ун-т. - М. : Акад. Проект, 2005 (Киров : ОАО Дом печати - Вятка). - 510, [1] с. : ил.
15. Воспитательный процесс: изучение эффективности [Текст] : Методические рекомендации / под ред. E. H. Степанова. - М. : ТЦ Сфера, 2000. - 128 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ